Научная статья на тему 'Структурные и смысловые параметры учебно-педагогического дискурса'

Структурные и смысловые параметры учебно-педагогического дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
241
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОСИНЕРГЕТИКА / УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / ФОРМА / ПОВТОР / ОБЪЕМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самкова Мария Андреевна

Учебно-педагогический дискурс как сложная система характеризуется способностью к самоорганизации, в процессе которой возникают параметры, определяющие поведение системы. Цель статьи охарактеризовать параметры самоорганизации внутрии межтекстового уровней. К параметрам учебно-педагогического дискурса относятся форма, которая образуется при распределении повторов, объем, оказывающий влияние на образование структуры, и интертекстуальность, выступающая смыслообразующим параметром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурные и смысловые параметры учебно-педагогического дискурса»

УДК 81-139

СТРУКТУРНЫЕ И СМЫСЛОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

М.А. Самкова

Челябинскийгосударственныйуниверситет, г. Челябинск

Учебно-педагогический дискурс как сложная система характеризуется способностью к самоорганизации, в процессе которой возникают параметры, определяющие поведение системы. Цель статьи - охарактеризовать параметры самоорганизации внутри- и межтекстового уровней. К параметрам учебно-педагогического дискурса относятся форма, которая образуется прираспределении повторов, объем, оказывающий влияние на образование структуры, и интертекстуалъностъ, выступающая смыслоо-бразующим параметром.

Ключевые слова: лингвосинергетика, учебно-педагогический дискурс, учебный текст, интертекстуальность, форма, повтор, объем.

В настоящее время появилась тенденция текстоцентрической трактовки дискурса. В данной статье мы определяем понятие «дискурс» как совокупность соотнесенных текстов, взаимодействующих с языковой системой и когнитивным пространством коммуникантов в рамках определенной ситуации общения. Текст, таким образом, выступает основным объектом исследования.

В результате интеграции методов синергетики в лингвистику дискурс и текст рассматриваются в аспекте процессуальности. Дискурс выступает открытой нелинейной системой. Текст как целостность обладает протяженностью во времени, текст как процесс характеризуется развертыванием в пространстве. Процессуальность дискурса и текста изучаются в рамках теории самоорганизации. Основные принципы и методы данной теории позволяют выявить параметры самоорганизации текста и дискурса.

Будучи лингвистическим объектом, учебно-педагогический дискурс включает языковую структуру речевого произведения, динамическую речемыслительную деятельность авторов учебного текста, педагога и учащихся, типовые параметры коммуникативной ситуации, погруженной в сферу организованного обучения общению на иностранном языке в образовательной среде языковых курсов, школы и вуза. В отличие от дискурса, учебный текст представляет собой целостный структурный и смысловой элемент, притягивающий компоненты смысла многоуровневой системы.

В качестве материала исследования структурных и смысловых параметров использованы учебные тексты-полилоги, представляющие собой «модели устных форм общения, предполагающие поочередную смену ролей "слушающий - говорящий". Полилоги соответствуют единой теме, характеризуются ситуативной связанностью, включают отобранный лексико-грамматический и речевой материал, который развивает сюжет всего учебноготекста» [4. С. 107].

Учебно-педагогический дискурс как сложная динамическая система находится в постоянном движении. Чтобы обеспечить доступ к структурообразующим параметрам дискурса, необходимо проанализировать учебные тексты. Оперируя терминами синергетики, следует «описать учебно-педагогический дискурс в стадии динамического равновесия, в частности, определить иерархические уровни, проанализировать структуру учебного текста». Следует также «изучить дискурс в стадии динамического неравновесия: выя-

вить параметры, которые управляют учебными текстами каждого иерархического уровня и организуют процесс перехода учебного текста с одного уровня на другой» [4. С. 5].

Учебно-педагогический дискурс характеризуется соотнесением иерархически подчиненных элементов (учебных текстов) с параметрами, которые управляют поведением системы в целом. Элементы мегауровня учебно-педагогического дискурса - все учебные тексты, элементы микроуровня - зафиксированные в учебнике первичные письменные тексты-полилоги. Составляющие мега- и микроуровней формируют макроуровень, включающий вторичные устные тексты-полилоги. Взаимосвязь уровней регулируется формой учебного текста - параметром, который может быть выявлен через «наложение пространственно-временных характеристик многочисленных текстов» [1. С. 22]. Графически форму текста можно изобразить следующим образом (рис. 1).

Форма описывается как «структурно-языковая модель текста» [1. С. 22], которая имеет признаки дискурса как системы и структуры текста как одного из элементов сложной системы. Форма учебных текстов, расположенных на макроуровне учебно-педагогического дискурса, «выступает в качестве продуктивной модели, способной отразить универсальные структурные и формальные особенности учебных текстов различного содержания» [4. С. 199]. График показывает оптимальное распределение повторов по тексту. Оптимальность определяется спиралеподобной формой, отражающей увеличение числа повторов при приближении к концу текста. На графике представлено уменьшение в некоторой арифметической прогрессии отклонений показателя плотности повторов от нормы, зафиксированной в метроритмической матрице «как объемно-пропорциональном соотношении межпозиционных пространств» [1. С. 205].

Повтор и объем - переменные, которые объединяют все учебные тексты. Повтор - параметр структурной организации учебного текста, который указывает на симметрию и асимметрию одного учебного текста, создает интертекстуальные связи нескольких текстов, тем самым способствует фиксации структуры в сознании учащихся. Под структурообразующим повтором, определяющим поведение элементов учебного текста, вслед за Г. Г. Москальчук, понимается «физический параметр целостности» [2. С. 7], создающий гармоничный ритм текста. Целостность сохраняется за счет повторяющихся:

• этикетных формул общения: "How do you do?", "Good morning/afternoon/evening", "Excuse me", "Thank you", "I'm sorry";

• вопросительных предложений с вспомогательным глаголом в настоящем времени: "How are you?", "What do you do?", "What are you doing?", "What are you interested in?".

Данные единицы характеризуются клишированностью, которая находится в прямой зависимости от частотности употребления формул вежливого общения и вопроситель-

ных предложений. Количество слов в предложениях такого типа не превышает девяти. Слова данных предложений объединены в одну ритмическую группу.

Повторяющиеся синтаксические конструкции обеспечивают целостность учебного текста, так как создают прочную связь благодаря самоподобным элементам. Тождество элементов различных текстов становится основой реализации интертекстуальных связей. Интертекстуальность выступает как содержательно-смысловой параметр учебно-педагогического дискурса, который выявляется в сосуществовании нескольких текстов в одном. Такая трактовка основана на определениях М. Бахтина, Ю. Кристевой, Р. Барта, Ю. М. Лотмана.

Как смыслообразующий параметр интертекстуальность в учебно-педагогическом дискурсе реализуется посредством:

• прямого цитирования: "When a man is tired of London, he is tired of life" (Samuel Johnson);

• актуализации прецедентных феноменов: "Health is above wealth", "Tastes differ", "It is Greek to me";

• аллюзии, в частности, упоминания (обозначаются вслед за Г. Г. Слышкиным): заглавие пьесы В. Шекспира "All's Well that Ends Well";

• ритмико-синтаксических повторов: "Christinais a ballerina. Her native land is Argentina. When people see her dance, they fall in love with her at once". Присутствует женская рифма, смежная рифмовка (ААВВ). Структура данной части учебного текста напоминает одну из форм английского комического стиха - лимерик, который традиционно строится по схеме ААВВА. Отражая соотнесенность одного произведения с другим, интертекстуальность обеспечивает приращение смысла учебного текста.

Количество и распределение тождественных элементов регулируется объемом учебного текста. Объем - параметр, упорядочивающий учебный текст на микро- и макроуровнях учебно-педагогического дискурса. В рамках текстосимметрики, с учетом объема предложения, учебные тексты делятся А. Ю. Корбут на мидитексты и минитексты. Учебный текст-полилог относится к мидитекстам, средний объем которых составляет 350 предложений, 1650 слов. «Большой объем письменного учебного текста-полилога обусловлен включением информации о внеязыковой ситуации, многократным возвращением к одному событию, многочисленным повторением материала и дополнительными возможностями для самореализации педагога и для активизации знаний и навыков учащихся при продуцировании и восприятии» [4. С. 119]. «Мидитекст включает в структуру разнообразные синтаксические конструкции, информативно-содержательные части и разные коммуникативные типы речи» [1. С. 90]. При преобразовании во вторичный текст объем полилога увеличится в среднем до 420 предложений, 2500 слов.

Повтор и объем - основные параметры, которые подчиняют себе все остальные степени свободы системы, находящейся в неустойчивом состоянии [6. С. 19]. Они служат для определения структуры как процесса и результата самоорганизации учебного текста. По мере развития текста в учебно-педагогическом дискурсе актуализируются форма текста - управляющий параметр и интертекстуальность - смыслообразующий параметр. Параметры позволяют изучить самоорганизацию текста и дискурса как синергетический процесс.

Список литературы

1. Корбут, А. Ю. Текстосимметрика как раздел общей теории текста [Текст] / А. Ю. Корбут. - Барнаул, 2005. - 343 с.

2. Москальчук, Г. Г. Структура текста как синергетический процесс [Текст]. - М., 2003.-296 с.

3. Олизько, Н. С. Синергетические механизмы реализации интердискурсивных отношений [Текст] / Н. С. Олизько // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2010. - № 1. -С. 66-73.

4. Самкова, М. А. Лингвосинергетическая трактовка учебно-педагогического дискурса (на материале англоязычных учебных текстов-полилогов) [Текст] / М. А. Самкова. -Челябинск, 2014. - 254 с.

5. Слышкин, Г. Г. Прецедентный текст: структура концепта и способы апелляции к нему [Текст] / Г. Г. Слышкин // Проблемы речевой коммуникации. - Саратов, 2000. - С. 62-68.

6. Хакен, Г. Синергетика [Текст] / Г. Хакен. - М., 1980. - 406 с.

7. Чернявская, В. Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, ин-тердискурсивность [Текст] / В. Е. Чернявская. - М., 2009. - 248 с.

THE PARAMETERS OF PEDAGOGICAL DISCOURSE

M. A. Samkova

ChelyabinskState University, Chelyabinsk, _degi_@mail.ru

Pedagogical discourse is a complex dynamic nonlinear open system that is characterized by self-organization. There are some parameters that determine the behavior of the system. The article aims at describing these parameters at intra- and intertextual levels. The parameters are repetition and text volume. Theyform the structure of a text. The structure influences the creation and perception of a text. Another parameter is intertextuality, which provides text convergence and extended meaning. All parameters are based on either symmetry or asymmetry. The entity of these parameters with the golden ratio promotes self-organization of a text andpedagogical discourse.

Keywords: lingvosinergetics, pedagogical discourse, text, intertextuality, form, repetition, volume.

References

1. Korbut, A. Ju. (2005) Tekstosimmetrika как razdel obshhej teorii teksta [=The symmetry of the text as the branch of the general text theory], Barnaul, 343 p. (In Russ.).

2. Moskal'chuk, G. G. (2003) Struktura teksta как sinergeticheskijprocess: monografija [=The structure of a text as the synergetic process. Monograph], Moscow, Editorial URSS, 296 p. (In Russ.).

3. Oliz'ko, N. S. (2010) Sinergeticheskie mehanizmy realizacii interdiskursivnyh otnosh-enij [=Synergetic mechanisms of the realization of interdiscoursive relationships], in: Voprosy kognitivnoj lingvistiki [=Issues of cognitive linguistics], № 1. pp. 66-73. (In Russ.).

4. Samkova, M. A. (2014) Lingvosinergeticheskaja traktovka uchebno-pedagogicheskogo dis-kursa (na materiale anglojazychnyh uchebnyh tekstov-polilogov) [=Linguosynergetic interpretation of the pedagogical discourse (based on polilogues in English)], Cheljabinsk, 254 p. (In Russ.).

5. Slyshkin, G. G. (2000) Precedentnyj tekst: struktura koncepta i sposoby apelljacii k nemu [=Precedent text: the structure of a concept and ways to appeal to it], in: Problemy rechevoj kom-munikacii [=Issues of speech communication], Saratov, Izd-vo Saratov, un-ta, pp. 62-68. (In Russ.).

6. Haken, G. (1980) Sinergetika [=Synergetics], Moscow, Mir, 406 p. (In Russ.).

7. Chernjavskaja, V. E. (2009) Lingvistika teksta: Polikodovost', intertekstual'nost', inter-diskursivnost': uchebnoeposobie [=Text linguistics: polycode, intertextuality, interdiscursivity. Studyguide], Moscow, Knizhnyjdom «LIBRIKOM», 248 p. (In Russ.).

Самкова Мария Андреевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики английского языка, Челябинский государственный университет.

_degi_@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.