СТРУКТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ СУБЪЕКТОВ КОРПОРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗА РЕСУРСЫ
М.В. Береговой, Л.Г. Осовецкий
В статье исследовано многосубъектовое взаимодействие между субъектами корпоративной системы с использованием элементов тактической и стратегической конкуренции. Предложены структурные модели конкурентной борьбы субъектов корпоративной системы за ресурсы, принципы возникновения конкуренции и языковые связи между субъектами.
Введение
Технический прогресс в области информационных технологий (ИТ) и телекоммуникационных систем (ТКС) привел к созданию нового объекта взаимодействия между субъектами корпоративной системы - многосубъектового взаимодействия с использованием элементов тактической и стратегической конкуренции. В настоящее время создалась ситуация, когда качество взаимодействия во многом зависит от качества решения тактических и стратегических вопросов конкурирующего взаимодействия в корпоративной среде. В процессе развития информационных технологий наличие конкурирующего взаимодействия между компонентами системы и борьба за установление контроля отдельных компонентов над однородными общесистемными ресурсами привело к обострению вопросов защиты и безопасности информации.
Целевое назначение систем защиты информации (СЗИ) как средства обеспечения накопления ресурсов, существования и наличия конкуренции - это основные факторы, которые позволяют построить модели корпоративной системы, возникновения конкуренции и элементов информационного взаимодействия, а также обосновать их необходимость и назначение.
В контексте сказанного видно, что конкуренция за обладанием ресурсами - один из основополагающих факторов развития корпоративной системы. Основываясь на корпоративной теории информации [1], в которой описаны методы построения корпоративных моделей информационной системы и моделях эффективного распределения ресурсов [2], авторами предложены модели конкурентной борьбы субъектов корпоративной системы за ресурсы, выполненные в форме структурных моделей [3]. Для моделирования были выбраны методика ООАО и метод ОМО ЦМЬ.
Большое значение в указанных моделях приобретает обоснование языков обмена информацией в корпорации, числа корпораций и языков, а также необходимого и достаточного уровня их защищенности.
Понятие корпорации, ресурсов и системы
Корпоративную систему можно рассматривать как совокупность субъектов, обладающих частью общих характеристик. Между такими субъектами существуют информационные взаимодействия, т.е. взаимный или односторонний обмен данными. Из этого утверждения следует, что корпоративную систему можно представить как информационную систему, обладающую совокупностью субъектов, осуществляющих информационное взаимодействие. Особенность корпоративной системы как информационной системы заключается в корпоративном характере информационных процессов.
Информационное взаимодействие возникает только при наличии других подобных и конкурирующих субъектов, т.е. системы субъектов, что является основой для организации совместной и конкурентной борьбы за ресурсы развития и существования как системы в целом, так и субъектов этой системы. Естественно, подразумевается, что субъекты системы находятся в постоянном информационном взаимодействии между собой.
Субъекты такой системы разделяются по уровням сложности, и используемые ими ресурсы также можно разделить по уровням комплексности, т.е. чем сложнее субъект, тем большее разнообразие ресурсов он может использовать.
Объединение во временные объединения - корпорации - связано с необходимостью обеспечения «секретности» по Шеннону от других членов [4]. Поэтому свойства языка корпорации определяются числом возможных объединений в корпорации при соблюдении определённых правил безопасности. Также имеет смысл учитывать как возможность субъектов объединяться в корпорацию, так и отсутствие таковой. Здесь имеется в виду территориальная разрозненность субъектов и параметры каналов связи. Логично, что подобное объединение при сильном удалении субъектов друг от друга потребует значительных затрат на физическое обеспечение взаимодействия.
В определенный момент возникает внутрикорпоративная конкуренция за ресурсы - как материальные, так и информационные. Защита и безопасность информации становятся важнейшей частью как существования и правильного функционирования системы в целом, так и индивидуального, заключающегося в оптимальном изменении и использовании ресурсов [2].
Время жизни и возникновение конкуренции
Образование, развитие и функционирование любой системы аналогично биологическим процессам в природе. Поэтому сравнение возможно, и далее будут использоваться термины «популяция», т.е. совокупность субъектов, и «индивидуум», собственно сам субъект. Каждый индивидуум имеет время жизни, в течение которого создает, перераспределяет и приобретает информацию, участвует в создании новых индивидуумов и защищенных образований. Время жизни корпорации больше, чем у индивида. Время жизни корпорации тратится на приобретение ресурсов и увеличение количества индивидов. Для лучшей конкуренции необходимо большее количество субъектов, соответственно корпорация растет. Как только численность индивидов в корпорации стабилизируется, конкуренция приобретает вид перераспределения и обработки информации.
Рассмотрим популяцию в ее наипростейшем виде, которая изображена на рис. 1. Имеется набор индивидуумов, каждый из которых контролирует какую-то часть ресурсов системы. На данном этапе все индивидуумы контролируют одинаковую часть системных ресурсов.
Рис. 1. Простейшая популяция
На данном этапе нет борьбы за распределение системных ресурсов между индивидуумами. При росте системы индивидуумы начинают пытаться овладеть одинаковой
частью системных ресурсов, т. е. появляется взаимодействие. Для взаимодействия между индивидуумами необходим инструмент, этим инструментом являются информация и язык. Все индивидуумы примерно равны, соответственно возникает необходимость в объединениях, которые будут обладать большими системными ресурсами, чем одиночные индивидуумы.
Рис. 2. Популяция с объединением
Рис. 3. Популяция с корпорацией
При наличии информации как инструмента борьбы за системные ресурсы возникают объединения, т.е. группы индивидуумов, контролирующих общую часть системных ресурсов. Здесь информация выступает в роли характеристики системных ресурсов, а, значит, помогает противостоять остальным индивидуумам популяции. При помощи информации индивидуум в объединении контролирует часть системных ресурсов объединения, которая заведомо больше, чем часть ресурсов, которые контролирует отдельный индивидуум (рис. 2).
После того, как образовались несколько объединений, необходим новый элемент для борьбы за ресурсы, которые или еще не распределены по объединениям, или за ресурсы самих объединений, причем между индивидуумами этих объединений. В этот момент и появляется язык, который способствует распределению информации между индивидуумами. Появление языка влечет за собой появление корпораций, в которых индивидуумы объединены для получения большого количества ресурсов и существуют связи для обмена информацией, т.е. происходит как само накопление информации, так и ее распределение. Популяция с корпорацией приведена на рис. 3.
В итоговой модели отражен процесс развития популяции, ее составляющие и связи между ними.
В корпорации каждый индивидуум при помощи языка устанавливает различные отношения с другими индивидуумами. В результате таких отношений возникает распределение информации внутри корпорации. Такая деятельность корпорации направлена на накопление корпоративных ресурсов и их сохранение. Так как информация -это инструмент для накопления ресурсов, то возникает необходимость в ее защите. Потеря информации, которой располагают индивидуумы, не может привести к большим потерям корпоративных ресурсов.
Языковые связи
Рассмотрим простейший пример взаимодействия внутри корпорации из трех индивидуумов, отображенной на рис. 4.
Рис. 4. Языковая связь в корпорации
Третий индивидуум устанавливает языковую связь со вторым и обменивается языковыми элементами. Этот обмен информацией направлен на увеличение объема контролируемых ресурсов, что происходит из-за получения новой информации. Здесь появляется понятие ценности информации - это величина корпоративной информации, которую теоретически можно использовать, относительно всей информации, располагаемой корпорацией. В данной ситуации ценность информации первого индивидуума равна нулю, поскольку он не участвует в языковых связях, а второго и третьего - 1/2, так как они образуют корпорацию, состоящую из двух индивидуумов, внутри объединения.
Индивидуумы внутри корпорации разрабатывают набор языков. Эти языки используются очень долгое время по сравнению со временами жизни корпораций и индивидуумов. Языки развиваются вместе с корпорациями и сохраняются после исчезновения отдельных индивидуумов.
В разное или одно и то же время индивидуумы входят в состав разных корпораций. Поэтому одни и те же языки могут использоваться в разных связях и корпорациях.
Заключение
В статье проанализированы понятия корпорации, системы и ресурсов. Исследовался новый объект между субъектами корпоративной системы - многосубъектовое взаимодействие с использованием элементов тактической и стратегической конкуренции.
Корпоративную систему можно рассматривать как систему различных субъектов, между которыми происходят постоянные взаимодействия по обмену формализованными данными.
Различные по сложности и функциональным особенностям субъекты системы используют различные ресурсы, но некоторые ресурсы могут одновременно использоваться несколькими различными субъектами, в результате происходит борьба за ресурсы. Это фактор наличия конкурирующего взаимодействия между компонентами системы за контроль отдельных компонент над однородными общесистемными ресурсами. В процессе развития информационных технологий это привело к обострению вопросов защиты и безопасности информации.
Предложены структурные модели конкурентной борьбы субъектов корпоративной системы за ресурсы, рассмотрены принципы возникновения конкуренции и языковые связи между субъектами.
Литература
1. Осовецкий Л.Г., Немолочнов О.Ф., Твёрдый Л.В., Беляков Д.А. Основы корпоративной теории информации. - СПб: СПбГУИТМО, 2004. - С.54-69.
2. Берзин Е.А. Оптимальное распределение ресурсов и теория игр. - М.: Радио и связь, 1983. -267 с.
3. Буч Г., Рамбо Д., Джекобсон А. Язык ЦМЬ. Руководство пользователя: Пер. с англ. - М., ДМК, 2000. - 407с.
4. Шеннон К. Математическая теория связи. - М.: ИИЛ, 1963. - 193 с.