№ 1 (39), 2011
жизнь Юга России" , _
105
А. А. УШАКОВ
СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
СОВРЕМЕННОГО ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА
В статье анализируются функциональные, лингвистические и паралингвистические характеристики интернет-дискурса.
Ключевые слова: интернет-дискурс, блог, эрративный жаргон, микроблог.
Появление новых форм коммуникации стимулирует развитие интернет-дискурса. Соответствующая категория не тождественна понятиям «компьютерный дискурс», «электронный дискурс», «сетевой дискурс», «виртуальный дискурс».
Термины «компьютерный дискурс» и «электронный дискурс» синонимичны и обозначают совокупность текстов, введенных в ситуацию общения посредством компьютера. Интернет-дискурс предполагает взаимодействие внутри глобальной, а сетевой - в рамках локальной сети [1]. К наиболее известным составляющим интернет-дискурса относятся форумы, чаты, блоги и получающие все большее распространение социальные сети.
Типичным признаком интернет-коммуникации выступает обилие креолизованных текстов. Это материалы, содержащие вербальный и ико-нический (аватары, иллюстрации, смайлы) элементы [2]. В таких текстах могут быть использованы разнообразные шрифты, анимации, аудио-, видеозаписи и др. Практически все материалы в Интернете креолизованные. В некотором смысле их определяющей приметой является мультиме-дийность [3]. Интернет-собеседники располагают широкими возможностями для самопрезентации и выражения своего замысла через построение оригинальных коммуникативных конструкций: характерны эксперименты с орфографией, лексикой, пунктуацией, фонетическим строем языка (скажем, посредством графического изображения особенностей произношения слов). Подобные приемы широко используются в блогах. По определению М. А. Кронгауза, «блог - это новый письменный жанр, публичный дневник с обратной связью» [4]. Растущая популярность этого жанра позволяет говорить об образовании блогосферы. Объединенные в силу внутренней однородности группы блогов подчас претендуют на причастность к литературе или, шире, к искусству.
Можно выделить разные виды блогов и классифицировать их по таким критериям, как событийность, эмоциональность, интимность, рефлективность, цитатность, коммуникативность, художественность, тематичность, размер и частота сообщений, наличие фотографий, стихов, иных форм творчества.
Жанровое многообразие и функциональные составляющие стиля интернет-дискурса во многом обусловлены экстралингвистическими факторами.
В блогосфере встречаются интересные примеры проявления законов семантики, допустим, «расширение» или «семантическое удаление»
значения (выражается, как правило, орфографически), хотя о «новой семантике» можно говорить только в определенном смысле.
Русский язык пополняется новыми значениями: они образуются у уже существующего слова или возникают вместе с новыми (например, путем заимствования). Это происходит и в блогосфере. Есть основания предположить, что подобные семантические процессы сформируют эрративный жаргон, образуемый широко используемыми в блогах, чатах и на веб-форумах стереотипными выражениями (порой бессмысленными), например, «превед» (искаженный вариант слова «привет»).
Еще один популярный сегмент формирования интернет-дискурса - микроблоги. К их особенностям следует отнести ограниченную длину сообщений, «интимную публичность» (размещенный материал и переписка с собеседниками доступны широкому кругу пользователей), скрытую кре-олизованность (к тексту можно прикрепить посредством гиперссылки единичное изображение, видео, другой текст и т. п.), интерактивность, хронологическую актуальность. Один из самых популярных микроблогов - социальная сеть Twitter.
Интернет-пространство заметно теснит традиционные формы общения. Эта тенденция, с одной стороны, свидетельствует об определенном прогрессе и дает почву для научных исследований, а с другой - ставит вопрос о векторе развития человечества. Так, за последние несколько лет значительно увеличилась доля читателей, предпочитающих электронную книгу традиционной. Приобщение индивида к сфере виртуального обусловлено удобством инструментария, широким спектром мультимедийных возможностей, интерактивностью и др.
Однако аналитики отмечают, что возрос процент людей, не читающих книг вовсе. Недостатки виртуальной коммуникации этим не исчерпываются. Многие симптоматичные факты говорят об изменении ментальности потребителя культурных ценностей. Призванное объединять пользователей в некий конгломерат единомышленников, интернет-пространство порой вызывает обратный эффект - десоциализацию, отрыв личности от реальной действительности. При исследовании проблем, возникающих в данной области, необходим интегративный подход - анализ с точки зрения не только лингвистики, но и философии, психологии, социологии. Сложившийся в сфере интернет-дискурса стилевой пласт требует подробной классификации и детального изучения.
106 "Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (39), 2011
Поскольку рассматриваемая разновидность коммуникации отличается функциональным своеобразием, языковыми и графическими средствами, соотносится с определенной сферой употребления, мы полагаем, что закрепившееся в лингвистике представление о функциональных стилях русского языка (научный, художественный, официально-деловой, газетно-публицистический, разговорный) может быть дополнено понятием о новой формирующейся парадигме - интернет-дискурсе.
Литература
1. Лутовинова О. В. Лингвокультурологичес-кие характеристики виртуального дискурса. Волгоград, 2009. С. 19.
2. Там же.
3. Кашкин В. Б. Введение в теорию дискурса. С. 106.
4. Яндекс на страже русского языка. URL: http://company.yandex.ru/about/interview/archive/ 2005/08-01 01.xml
A. A. USHAKOV. STRUCTURAL, TYPOLOGICAL AND FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF CONTEMPORARY INTERNET-DISCOURSE
The article deals with the analysis of functional, linguistic and paralinguistic characteristics of internetdiscourse.
Key words: internet-discourse, blog, erratic jargon, microblog.
Н. М.ВАСИЛЬЧЕНКО
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Автор анализирует этнорегиональные аспекты поликультурного образовательного пространства.
Ключевые слова: поликультурное образовательное пространство, этнокультурные особенности региона, гуманистическая теория личности.
Среди факторов, способствующих реализации образования, особое место принадлежит поликультурному образовательному пространству -«территориально обозначенной среде, включающей социальные системы и явления: людей, учреждения, предметный мир, общественные процессы, средства массовой информации, ведущие идеи, ценностные ориентации» [1]. Позитивное влияние на его формирование в России оказывают «сближение и интеграция различных доктрин, национальных образовательных систем на началах совместимости, международного консенсуса в признании универсальных образовательных идеалов и ценностей при непременном сохранении и поддержании национальных особенностей и приоритетов интегрируемых образовательных систем» [2].
Согласно современным концепциям [3], самоценность больших и малых субкультур поддерживается и уважается, характерные для них различия расцениваются как общественное богатство, а культурное и этническое многообразие не рассматривается как объект ликвидации. Философы, социологи, историки видят перспективу образования в утверждении поликультурного и кросскуль-турного подходов. Это отражает идеологию равенства расово-этнических культур, доказывает, что все они самоценны - ни одна из них не может быть выше других.
«Кросскультурализм обосновывает равенство и многообразие культур, их самоценность и значимость, роль их интеграции в целях успеш-
ной идентификации личности к иной культуре» [4]. Процессы глобализма, поликультурного образования, межкультурной интеграции различных социумов требуют новых методологий в построении теоретической системы педагогической поддержки и защиты личности учащегося, основанных на принципах философии гуманизма и кросскультурализма.
Поликультурное образование представляет собой процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэт-ничной среде. С точки зрения культурологии его сущность определяют педагогическая и регионально-этническая культура, толерантность, интеграционные процессы, культурная конвергенция, менталитет.
Поликультурное образовательное учреждение как локальная социальная организация, модуль целостного поликультурного образовательного пространства - не просто институт формирования знаний, умений, навыков и организации воспитательного влияния педагогов на учеников. Это пространство их совместной жизнедеятельности, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного начал. Оно обеспечивает диалог культур, интеграцию знаний в целостную картину мира, культурную рефлексию, саморегуляцию, жизнетворчество, саморазвитие, правильность решений в ситуациях выбора.