Научная статья на тему 'Структурно-содержательные компоненты профессиональной ментальности учителя'

Структурно-содержательные компоненты профессиональной ментальности учителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
261
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕНТАЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА МЕНТАЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ МЕНТАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клименко Е. А.

Данная статья посвящена анализу различных точек зрения на понимание содержания и структуры профессиональной ментальности учителя. С помощью контент-анализа автор выделяет четыре основных подхода к определению содержания и структурных компонентов профессиональной ментальности. Автор представляет один из подходов наиболее перспективным для эмпирических измерений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательные компоненты профессиональной ментальности учителя»

УДК: 378

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

МЕНТАЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Клименко Е. А., 2018

Оренбургский государственный педагогический университет, студент магистерской программы «Практическая психология в социальной сфере и образовании» кафедры возрастной и

педагогической психологии»

Аннотация: данная статья посвящена анализу различных точек зрения на понимание содержания и структуры профессиональной ментальности учителя. С помощью контент-анализа автор выделяет четыре основных подхода к определению содержания и структурных компонентов профессиональной ментальности. Автор представляет один из подходов наиболее перспективным для эмпирических измерений.

Ключевые слова: ментальность, профессиональная ментальность, структура ментальности, компоненты ментальности.

STRUCTURAL AND CONTENT COMPONENTS OF PROFESSIONAL MENTALITY OF

THE TEACHER

Klimenko E. A., 2018

Orenburg State Pedagogical University, a student of the master's program "Practical Psychology in the Social Sphere and Education" of the Department of Age and Pedagogical Psychology"

Annotation: this article is devoted to the analysis of different points of view on understanding the content and structure of the professional mentality of the teacher. With the help of content analysis, the author identifies four basic approaches to determining the content and structural components of professional mentality. The author presents one of the approaches most promising for empirical measurements.

Keywords: mentality, professional mentality, structure of mentality, components of mentality.

В едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) 2017 г, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н определены основные ценности, которые можно назвать основой профессионального менталитета учителя в школе. Поэтому одной из важнейших задач современного общества является подготовка высококвалифицированных кадров. Совершенствование системы профессионального обучения требует соответствующего психологического обеспечения. Проблеме становления личности профессионала необходимо учитывать больше внимания, ведь становление профессионала - это не только приобретение профессиональных умений и навыков, но и приобретение им особых личностных черт, ценностей, которые необходимы в его профессиональной деятельности.

С научной точки зрения изучение профессиональной ментальности необходимо с целью обобщения и систематизации многочисленных взглядов разных отечественных ученых-психологов по вопросам структуры, содержания, развития профессиональной ментальности (Ф. М. Кремень, И. Г. Дубова, Д. В. Обориной, Ю. Н. Кулюткина, В. П. Бездухова, С. Московичи, К. А. Абульхановой-Славской, М. А. Холодной, В. Д. Шадрикова, Л. Н. Пушкаревой, Г. В. Акопова, А. Я. Гуревич, Т. В. Ивановой, В. Е. Семенова и др.).

С практической точки зрения изучение профессиональной ментальности в условиях вузовского обучения заключается в возможности использования предложенного материала специалистами по организации учебного процесса в вузе.

Недостаточная изученность обозначенной проблемы на теоретическом уровне (так как проблема профессиональной ментальности в отечественной науке относительно нова), а также востребованность ее практического решения обусловила актуальность данного исследования.

В научный оборот педагогики понятие профессиональной ментальности было введено в 1990-е годы благодаря деятельности таких ученых, как Б. С. Гершунский и В. Н. Сонин. Предметом

исследования профессиональная ментальность стала в 1992 году (Д. В. Оборина). Однако понятие профессиональной ментальности в формате диссертационных исследований стало подниматься с 1999 года (О. И. Гусаченко, З. С. Руженская, О. Л Медведкова).

Многие отечественные исследователи (В. Д. Шадриков, Б. С. Гершунский, В. Н. Сонин и др.) рассматривают профессиональную ментальность как характеристику профессионального общества, качественно отличающую одно профессиональное общество от другого.

Несмотря на то, что в последнее время в научной литературе интерес к профессиональной ментальности стал значительно повышаться, ее понимание и толкование все еще остается недостаточным, определения данного понятия даются довольно расплывчатые.

В настоящее время в психологической науке мнения разных исследователей на содержание и структуру профессиональной ментальности разделились.

Представители первого подхода (М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, Л. Н. Пушкарев и др.) рассматривают ментальность с позиций интеллектуального развития человека. В рамках данного подхода профессиональная ментальность понимается как психическая реальность, которая связана с развитием и реализацией своего интеллекта в деятельности.

М. А. Холодная считает, что «профессиональная ментальность, являясь своеобразной проекцией менталитета человека, репрезентует индивидуальный интеллект в профессиональной деятельности»

Л. Н. Пушкарев трактует ментальность как «совокупность умственных привычек мышления и фундаментальных верований индивида (группы социума). Менталитет - такое же свойство человеческой психики как мышление и восприятие, характерных для определенного коллектива в определенное время, совокупность представлений человека о нем самом, его месте в обществе».

В рамках этого подхода исследователи выделяют следующие компоненты профессиональной ментальности:

• аксиологический - система ценностей нравственного и морального порядка, социальные установки и аттитюды, нравственно-смысловые конструкты, реализуемые в профессиональной деятельности;

• перцептивно-мыслительный - особенности практического мышления и восприятия ситуаций профессиональной деятельности;

• регулятивный - когнитивные стили, детерминирующие проявление произвольного интеллектуального контроля, метакогнитивной осведомленности, открытой познавательной позиции в профессиональной деятельности.

Согласно второму подходу профессиональная ментальность рассматривается через проявление общественного сознания во времени и пространстве (Т. В. Иванова, Г. В. Акопов, А. Я. Гуревич и др.). В рамках данного подхода исследователи в качестве компонентов профессиональной ментальности выделяют особенности восприятия, мышления, памяти, которые являются выражением тех или иных явлений сознания.

А. Я. Гуревич дает такое определение ментальности: «Ментальность - это уровень индивидуального и общественного сознания; вся живая, изменчивая и при всем том обнаруживающая поразительно устойчивые константы магма жизненных установок и моделей поведения, эмоций и настроений, которая опирается на глубинные зоны, присущие данному обществу»

В рамках третьего подхода ментальность рассматривается через специфическое отношение к внешнему миру, проявляющееся в силу принадлежности человека к определенной социальной группе, например, к профессиональной (В. Е. Клочко, И. Г. Дубов, Д. В. Оборина, И. Г. Картушина и др.)

И. Г. Картушина дает такое определение: «Профессиональная ментальность - это интегральное качество специалиста, детерминирующее выбор способа решения профессиональных задач на основе профессиональных ценностных ориентаций, традиционных для профессиональной группы установок и профессионального мышления».

И. Г. Дубов пишет: «Менталитет как специфика психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающих вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей

данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие указанную общность от других».

Д. В. Оборина под профессиональной ментальностью понимает «комплекс глубинных, часто неосознанных и неотрефлексированных личностных особенностей, отражающих отношение человека к миру и определяющих выбор того или иного способа поведения в повседневных жизненных ситуациях. Профессиональная ментальность - это то общее, что характеризует профессионалов той или иной области: профессиональные социальные установки, ценностные ориентации, особенности восприятия профессионально значимых объектов и поведения по отношению к ним». В отличии от представителей первого подхода, она считает, что ментальность относится не только к интеллектуальной сфере, но и к эмоциональной, мотивационной и поведенческой.

В рамках этого подхода исследователи выделяют следующие компоненты в структуре профессиональной ментальности:

1. Мотивы.

Они побуждают человека к действию, направляют и регулируют его деятельность и поведение. И. Г. Дубов считает, что профессиональная ментальность раскрывается через систему доминирующих мотивов в профессиональной группе.

2. Ценностные ориентации.

Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве мировоззренческих ориентиров. Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов отмечали, что ценностные ориентации создают критерии для оценки той или иной ситуации в профессиональной деятельности.

Таким образом, изучение ценностей как одного из компонентов профессиональной ментальности, позволяет нам выявить представления человека о смысле и целях своего труда, а также о средствах и способах достижения этих целей.

3. Эмоциональная направленность.

Эмоции как отражение в форме переживаний позволяют понять значимость явления или ситуации и служат одним из внутренних механизмов, регулирующих поведение и деятельность человека.

4. Социально-психологические установки.

Установки демонстрируют устойчивый характер протекания деятельности. Они позволяют нам выявить предрасположенность представителей той или иной профессиональной группы к определенному способу реагирования.

Представителями четвертого подхода являются Л. Леви-Брюль и Э. Дюркгейм. Они рассматривали ментальность как «коллективные представления». Это некая система верований и чувств, общая для членов одного общества (в том числе и профессионального) и не зависящая от бытия отдельной личности. Леви-Брюль отмечал, что коллективные представления передаются из поколения в поколение и «навязывают себя личности, т.е. становятся для нее продуктом не рассуждения, а веры».

Обобщенно представим вышеперечисленные подходы к пониманию содержания и структуры профессиональной ментальности в таблицу.__

Авторы Понятие профессиональной ментальности Структура профессиональной ментальности

П. С. Гуревич, А. И. Кравченко, Н. А. Бердяев, Г. В. Акопов, Т. В. Иванова профессиональная ментальность как проявление общественного сознания в пространстве и времени В качестве компонентов структуры ментальности выделяют особенности восприятия, мышления, памяти, которые являются выражением тех или иных явлений сознания.

Д. В. Оборина, И. Г. Дубов, Ф. М. Кремень, И. Г, Кулюткин, В. П. Бездухов профессиональная ментальность как специфическое отношение к внешнему миру, проявляющееся в силу принадлежности человека к определенной социальной группе Компоненты в структуре ментальности выделяют следующие: ценностные ориентации, мотивы, эмоциональная направленность, установки

М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, Л. Н. Пушкарев профессиональная ментальность как интеллектуальное развитие; Компоненты в структуре ментальности выделяют следующие:

развитие и реализация интеллекта в деятельности. аксиологический, перцептивно-мыслительный, регулятивный

Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль профессиональная ментальность как коллективные представления Компоненты в структуре ментальности выделяют следующие: коллективные и социальные представления

Таким образом, по проблеме структурно-содержательных компонентов профессиональной ментальности на основании контект-анализа мы выделили 4 основных подхода, рассматривающих ментальность через проявление общественного сознания в пространстве и времени, через специфическое отношение к внешнему миру, проявляющееся в силу принадлежности человека к определенной социальной группе, через интеллектуальное развитие, через коллективные представления. Наиболее перспективным представляется подход, в рамках которого профессиональная ментальность понимается как специфическое отношение к внешнему миру, проявляющееся в силу принадлежности человека к определенной социальной (в том числе, профессиональной) группе, так как в нём ментальность раскрывается наиболее полно, и все выделенные компоненты в структуре ментальности можно изучить, поскольку в данной сфере инструментарий разработан в достаточной степени. Изучив содержание всех компонентов профессиональной ментальности, выделенных в рамках данного подхода: ценностные ориентации, мотивы, эмоциональная направленность, установки, можно проследить развитие профессиональной ментальности, ее структурно-содержательные преобразования.

Используя полученные результаты анализа профессиональной ментальности можно провести эмпирические измерения на выборке учителей или будущих учителей.

Список литературы:

1. Акопов Г. В. Сознание, ментальность, менталистика // Современные проблемы российской ментальности: Всерос. науч-практ. конф. СПб.: Астерион, 2005. С. 10-13

2. Бойченко А. Н, Гуревич Л. И. Професииональный менталитет учителя. Научно-теоретический журнал, выпуск 1(3), 2010. С. 46-51

3. Дубов И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. №5. С. 22-29

4. Кулюткин Ю. Н. Ценностные ориентации и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СамГПУ, 2002. С. 34-38

5. Оборина Д. В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вестник московского университета. Психология №2. 1994. С. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.