ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
УДК 811.161.1 Научная статья
ББК 81.411.2
DOI 10.30982/2077-5911-2024-60-2-116-129
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПТА-СЦЕНАРИЯ ТРУД НА МАТЕРИАЛЕ ПУБЛИЦИСТИКИ
1940 - 2020-х гг.
Цинь Мэн
Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия Ганьсусский университет национальностей, Ганьсу, Китай
Аннотация
Статья посвящена репрезентации концепта-сценария ТРУД в публицистических контекстах периода 1940-2023 гг.; выявлены основные репрезентанты концепта ТРУД, обладающие высокой и низкой сочетаемостью в рамках публицистических контекстов; реконструирована лингвокогнитивная модель сценария, а также основные изменения сценария труда. В результате анализа 2000 контекстов с репрезентантами концепта ТРУД сделаны выводы о том, что содержание концепта ТРУД подвержено динамическим преобразованиям под влиянием экстралингвистических факторов, что проявляется в способах языковой экспликации актуальной для носителя русского языка информации. Так, в статье приводится модель концепта ТРУД, включающая отдельные блоки сценария (субъект, адресат, процесс, результат, характеристика труда), показывается трансформация сценария труда под воздействием внешних факторов. Наиболее сильным трансформациям подвергаются в структуре концепта ТРУД представления о субъекте и адресате труда, причем уникальные особенности (коллективный характер субъекта, разделение субъекта и адресата) репрезентированы в период господства советской идеологической картины мира.
Ключевые слова: концепт-сценарий, репрезентация концепта, лингвокультура, языковая картина мира
Работа посвящена моделированию концепта ТРУД, одной из ключевых констант культуры. Концепт ТРУД объединяет представления о работе и различной деятельности человеческого общества - как материальной, так и интеллектуальной, что делает данный концепт в определенной степени универсальным, имеющим большую значимость для любого языкового сообщества. Также этот концепт представляет собой сценарий, так как включает в себя представления о многоэтапном процессе деятельности. К настоящему моменту не выработано единого подхода к изучению концептов-сценариев в динамике, чем обусловливается актуальность нашего исследования.
Цель исследования - моделирование концепта-сценария ТРУД на материале публицистических контекстов 1940-2023 гг. Материалом послужила выборка из 2000 контекстов, полученных из публицистического подкорпуса «Национального корпуса русского языка». В рамках исследования мы работаем именно с публицистическим корпусом, так как тексты такого рода, за счет выполняемых ими задач, быстро реагируют на внешние факторы, на различные изменения социальной и политической ситуации
и т.п. В выборку материала включались контексты с лексемами-репрезентантами концепта ТРУД (труд,работа, дело и однокоренные лексемы). При анализе контекстов использовался метод концептуального анализа, а также методы традиционной лексической семантики и метод контекстного анализа.
В рамках данной статьи мы понимаем сценарий как «событие, разворачивающееся во времени и/или пространстве, предполагающее наличие субъекта, объекта, цели, условий возникновения, времени и места действия» [Пименова 2005: 18], т.е. сценарий представляет собой «стереотипные эпизоды с признаком движения, развития» [Попова 2007: 84]. А.М. Плотникова отмечает, что когнитивный сценарий - это «абстрактная ментальная структура, представляющая собой интерпретацию говорящим ситуации внеязыковой действительности как типового (повторяющегося) динамического процесса, состоящего из совокупности эпизодов и предполагающего набор участников с закрепленными социальными ролями» [Плотникова, 2008: 73-80].
Концепт ТРУД неоднократно становился объектом лингвокультурной и лингвокогнитивной реконструкции [Гоннова 2003; Басова 2004; Чернова 2004; Серова 2009; Мукатдесова 2012; Кочемосова 2012], при этом в качестве предмета рассмотрения выступали отдельные аспекты репрезентации концепта - в пословицах и поговорках [Басова 2004; Серова 2009], во фразеологизмах [Гоннова 2009; Мирошниченко 2007], на материале литературных произведений [Жук 2016; Попова 2010], а также особенности концепта ТРУД как концепта-идеологемы [Чернова 2004], но отдельно не рассматривались элементы сценария труда в русской языковой картине мира. Мы относим концепт ТРУД к концептам-сценариям, так как представления о труде всегда включают представления о разворачиваемом во времени процессе действия, а также о сопутствующих факторах и участниках ситуации. Так, ориентируясь на подход И.А. Стернина в разграничении сценария и фрейма, мы выделяем в представлениях о труде характеристики процесса, который имеет точку начала, протекает во времени, имеет результат, следующий во времени за основным процессом труда, то есть концепт ТРУД тяготеет по своим свойствам именно к сценарию (ср. у Стернина: «Фактически это фреймы, разворачиваемые во времени и пространстве как последовательность отдельных эпизодов, этапов, элементов» [Стернин, 2007: 84]).
Для возможности моделирования сценария в динамике мы обратились к контекстам, репрезентирующим концепт ТРУД в разные периоды российской истории. Основными факторами, важными для анализа контекстов, являлись, во-первых, особенности репрезентации идеологических признаков концепта, во-вторых, наличие тех или иных признаков, связанных с разными этапами процесса труда, а также различными участниками труда и сопутствующими элементами (цель, результат труда и т.п.).
Для возможности схематизации результатов анализа и для выявления поэтапной динамики мы ориентировались на следующую условную периодизацию:
1) 1940-1970-е гг. - период устойчивого господства советской идеологизированной картины мира;
2) 1980-1990-е гг. - период позднего СССР и ранний постсоветский период;
3) 2000-2020 гг. - условно современный период до пандемии COVID-19;
4) 2020-2023 гг. - период после начала пандемии COVID-19.
Данная периодизация основана на принципах господствующих в картине мира идеологических течений, а также наличия каких-то особо значимых внешних факторов, способствующих быстрым изменениям картины мира. Отметим, что период Великой Отечественной войны в рамках данного исследования мы рассматриваем не как
отдельный, а в составе периода идеологизированной картины мира, так как, во-первых, для него не характерны качественные изменения в составе идеологем; во-вторых, не наблюдается признаков, отличающихся от признаков идеологизированной картины мира (есть такие признаки труда, как 'борьба', 'слава и честь', 'самоотверженность', 'упорство' и т.п., характерные для всего периода 1940-1970-х гг.); в-третьих, он представлен в НКРЯ малым количеством текстов.
В рамках данной статьи предметом описания являются те особенности концепта ТРУД различных периодов, которые формируют представление о типичной ситуации труда, то есть участвуют в формировании сценария. Отметим, что в эти периоды наблюдаются различные процессы: так, периоды 1940-1970-х и 1980-1990-х гг. связаны с развитием противоположных тенденций в русской языковой картине мира и представляют собой условные периоды идеологизации и деидеологизации, а формирующаяся в советское время идеологема ТРУД в период позднего СССР уже подвергается влиянию общей тенденции к разрушению советских идеологем; период 2000-2020 гг. можно рассматривать как практически лишенный явных идеологических факторов, но демонстрирующий современное развитие экономики, техники и т.п.; период с 2020 г. привлечен к анализу как условный период, связанный преимущественно с одним внешним фактором мирового значения - пандемией коронавируса. К рассмотрению привлекалась выборка из 2000 контекстов (по 500 контекстов каждого периода). Поскольку современные тексты еще недостаточно активно представлены в корпусе, для описания периода 2020-2023 гг. использовались также социальные сети. Далее рассмотрим каждый из периодов, выделяя основные когнитивные признаки концепта ТРУД с частотой их репрезентации в контекстах (в %) и элементы сценария труда. Дополнительные примеры с выделенными лексемами и словосочетаниями, репрезентирующими конкретные элементы сценария, приведены в приложении в конце статьи.
1. В период 1940-1970 гг. представления о труде в русской языковой картине мира формируются на основе совмещения признаков 'коммунизм и социализм' (53.4% контекстов), 'на благо общества и народа' (39.6% контекстов), 'борьба' (49.8% контекстов). Представленный ниже контекст демонстрирует наиболее частотные признаки этого периода, в примере репрезентированы признаки 'коммунистический труд' и 'труд во благо Родины':
Это - люди различные по профессии и образованию, по возрасту и жизненному опыту, но всех их роднит одно общее - сознательное, коммунистическое отношение к труду, каждый из них интересы Родины ставит превыше всего [«Северный колхозник», 30.12.1958].
Примеры (8)-(11) периода 1940-1970 гг. (из приложения) уточняют ситуацию труда, для которой характерно особое отношение (слава, доблесть), представление о труде как о борьбе с прогнозируемой победой и с важным делом, которое является объектом защиты в этой борьбе (дело народа), отделение личности субъекта от потенциального получателя будущих результатов труда, своеобразного бенефициара (на благо народа, всей нашей любимой родины), а также особый темп работы и эффективность (план).
Анализ элементов ситуации труда, репрезентированных в контекстах, показывает, что в период 1940-1970 гг. концепт ТРУД включает в себя определенный набор блоков, соответствующих элементам сценария. Перечислим ниже некоторые особенности сценарных блоков концепта ТРУД этого периода с опорой на подробное описание данного этапа нашей работы в [Берендеева, Цинь Мэн 2022]:
1. 'Субъект труда'. Субъектом труда является коллектив (общество, страна, коллектив трудящихся и т.п.), это показывают следующие выражения и словосочетания: бригада коммунистического труда, комсомольско-молодежная ферма колхоза, славный коллектив, группа совхоза «Нерльский» и т.п., причем субъект не детализирован - нет, к примеру, гендерных сем в большинстве репрезентантов этой части сценария. Отметим, что наши данные в этой части подтверждают результаты, полученные ранее исследователями советского дискурса СМИ. Так, А.В. Кирилина при описании функционирования гендерных стереотипов в текстах советской прессы 1930-х годов указывает на слабую гендерную акцентуацию в текстах этого периода [Кирилина, 2000]. Это позволяет предположить, что тенденция к формированию недетализированного коллективного субъекта труда складывается в советской картине мира в 1930-е гг. и продолжается в 1940-1970-е гг.
2. 'Характеристики труда'. Данный признак отсылает к умственному труду, а также к представлению об автоматизации и интеллектуализации труда, на что указывает большое количество абстрактных лексем: механизация и автоматизация технологических процессов, автоматизация производства, электрификация промышленности и т.п. Не наблюдается конкретной разницы между умственным и физическим трудом, однако любой труд понимается как интенсивный, например, в контекстах встречаются следующие выражения и словосочетания, демонстрирующие интенсивность труда данного периода: пятилетка в 4 года, перевыполнение производственных планов, кипит напряженный труд и т.п.
3. 'Отношение к труду'. Данный блок представлен признаком 'героизм трудящихся, самоотверженность в труде' и репрезентируется в контекстах через следующие выражения и словосочетания: самоотверженная работа товарищей, самоотверженный и безвозмездный труд на благо нашей социалистической Отчизны, героический подвиг советского народа и т.п.
4. 'Результат труда' связан с представлением о результате для общества или страны (победа социализма), но не для индивида: любые труды и жертвы для нашего народа, свободный и добровольный труд на благо всего общества, патриотический, самоотверженный и безвозмездный труд на благо нашей социалистической Отчизны, работа во имя всех и для их блага, работа на Общее Благо и т.п. Счастье и радость тоже сопутствуют трудящимся как результат.
5. 'Процесс труда'. Труд понимается через редуцированную метафору борьбы, включающую элементы 'противники, враги' (социализм и капитализм) и 'победа социализма как исход борьбы': преодоление пережитков капитализма в сознании людей, уничтожение капитализма, экономическое соревнование с капитализмом.
6. 'Адресат труда'. Данный блок обобщает представления об условном «бенефициаре», адресате труда, который может получить пользу от труда в будущем (страна, социалистическое общество - труд во имя Родины, труд на благо коммунизма и т.п.).
7. 'Объект труда'. Данный блок выражен слабо и отсылает к некоторым представлениям о технике и о научных достижениях.
2. В период 1980-1990-х гг. представления о труде в русской языковой картине мира формируются на основе совмещения признаков 'несправедливость' (19.2% контекстов), 'трудовая дисциплина' (17.8% контекстов), 'низкая эффективность и производительность' (10.6% контекстов) и т.д. Приведенные ниже примеры демонстрируют трансформацию ситуации труда. Так, в отличие от предыдущего
периода, здесь вместо представлений о самоотверженном труде во благо страны появляется представление о материальном стимулировании конкретного работника, не всегда понятном и справедливом (см. примеры (2)-(3) периода 1980-2000 гг. из приложения)).
На месте представлений об энтузиазме субъекта труда формируется представление о необходимости дисциплины (пример (4)). Появляются отрицательно окрашенные когнитивные признаки (примеры (5)-(6)).
Таким образом, рассмотренные контексты показывают, что данный период связан преимущественно с процессом деидеологизации. Ниже также приведем элементы сценария:
1. Субъект труда. Эта область связана с переключением внимания на конкретного человека, на его труд и заинтересованность, на его материальные стимулы: вся мотивация сотрудника заключается в деньгах, нет реальных стимулов для хорошей работы, работа — это способ зарабатывать деньги и т.п. Трудящийся проявляет себя как активный участник действия: тормозить производительность труда, работают без энтузиазма, заинтересованность человека в труде ни к чему хорошему не приводит и т.п.
2. Характеристика труда. Здесь прроявляетсся отрицательная оценка, труд приобретает принудительный характер и нуждается в контроле: укрепление трудовой дисциплины, повышение производственной и трудовой дисциплины, обязательное участие всех трудящихся в труде, меры взыскания за нарушение трудовой дисциплины и т.п. В то же время происходит пренебрежение личными способностями и квалификацией работника, что выражается в лексемах с негативными семами, например: отсутствие работы по соответствующей профессии или специальности.
3. Отношение к труду. Данный признак также связан с деидеологизацией, с представлениями о том, что работник на самом деле не заинтересован в труде и не стремится трудиться, избегает работы, что репрезентируется через лексемы с отрицательными коннотациями: полное отсутствие какой-либо перспективы, отчаяние людей, не получавших денег за труд, вести паразитический образ жизни, живет за счет труда других.
4. Результат труда. В этом блоке развивается признак 'несправедливость', представление о том, что распределение результатов работы не соответствует затратам и усилиям: при социализме не должно быть уравниловки, уравниловка эксплуатировала энтузиазм рабочих; уравниловка в оплате подрывала у крестьян стимулы к труду.
5. Процесс труда, адресат труда и объект труда. Данные блоки можно охарактеризовать общим образом: они также связаны с разрушением идеологемы. Так, организация труда становится хаотичной, труд адресуется не внешнему бенефициару, а самому субъекту труда, трудящийся объединяет в себе и субъект, и объект, так как начинает формироваться представление о воспитании определенных качеств и об образовании.
3. В период 2000-2020 гг. представления о труде в русской языковой картине мира формируются на основе совмещения признаков 'деньги' (17.2% контекстов), 'упорство' (15.8% контекстов) и 'перспектива и карьера' (11% контекстов). В контекстах этого периода эмоциональная оценка труда выравнивается, формируется представление о связи результатов труда с вкладом, стараниями и квалификацией, процесс труда понимается как интенсивный (примеры (4)-(5) периода 2000-2020 гг. (из приложения))
и нацеленный на материальный результат (примеры (6)-(7)) для конкретного субъекта-индивида.
Рассмотрим также элементы сценария труда:
1. Субъект труда. Эта область претерпела значительные изменения, что проявилосьвбольшем внимании кженскомутруду.Крометого,произошло окончательное разделение отношения между коллективом (страна) и отдельным работником, что демонстрируют следующие выражения: необходима работа и достойная заработная плата, без работы и без денег, без работы и без зарплаты, работа не устраивает, но деньги нужны и т. п.
2. Характеристика труда. Эта область в структуре концепта ТРУД 2000-2020 гг. связана с активными эмоциями: труд приобретает самостоятельный характер и связан с такими внешними факторами, как образование и сотрудничество, происходит переориентация на высокое оценивание личных способностей и квалификацию работника, что наблюдается в следующих выражениях: зарабатывать на жизнь своим трудом, своим трудом прославить страну, всего добиваться своим трудом, чистые деньги - заработанные своим трудом, у людей с высшим образованием есть огромное преимущество, размер зарплаты в зависимости от квалификации и т.п.
3. Отношение к труду. Данный признак является особенным для рассматриваемого периода, он связан с упорством и напряжением трудящихся, с уверенностью трудящихся в перспективности труда. Отношение к труду проявляется через активность человека в трудовой деятельности, трудящиеся уверены в том, что своим упорством обязательно добьются хорошего результата: упорный труд приводит к мечте, все побеждает упорный труд, упорный труд позволит мечтам исполниться и т.п.
4. Результат труда. Особенностью этого блока являются признаки 'деньги' и 'карьера', а также представление об изменении цели труда: трудящийся старается трудиться или работать, чтобы получить деньги и карьеру, но, если их достаточно, работу можно и бросить: двигать по карьерной лестнице, отсутствие перспектив карьерного роста, пойти вверх по карьерной лестнице, карьерный и социальный лифт; И не потому не работают, что у них нет работы, а потому, что им не надо работать - и так денег много [Парламентская газета 2015: 11].
5. Процесс труда. Процесс организации труда находится в состоянии порядка, который действует с помощью общих критериев оценки работника - степени образования, квалификации и способности и т.д.
6. Адресат труда. Этот блок в структуре практически не меняется в сопоставлении с периодом 1980-2000 гг.
4. В период 2020-2023 гг. представления о труде в русской языковой картине мира формируются на основе совмещения признаков 'разнообразие форматов работы' (33.7% контекстов), 'стабильность' (24% контекстов) и 'адаптация и терпение' (12.7 %контекстов). Так, следующие контексты показывают трансформацию ситуации труда в сторону представлений о разных вариантах работы (примеры (1)-(2) периода пандемии из приложения). Работа предстает как нацеленная не на материальную выгоду, а на сохранение стабильного положения (примеры (6)-(7)), отличается особой интенсивностью и тяжестью (примеры (10)-(11)).
Также представим модель сценария через отдельные блоки:
1. Характеристика труда. В период пандемии в русской картине мира появились такие новые форматы труда, как работа на дому или дистанционная форма работы.
Встречаются следующие выражения в контекстах: дистант, дистанционка, удаленка, зум-работник и т.п.
2. Отношение к труду. В период пандемии из-за внешних причин формируется представление о терпении и о вынужденной адаптации к труду для выживания, в русской картине мира соответствующий признак связан с представлениями об активности и гибкости субъекта труда.
3. Результат труда. В период пандемии, с одной стороны, отсутствие отдыха понимается как прямой результат высокоинтенсивной работы (отрицательное влияние труда), с другой стороны, результатом труда может являться сохранение положения в мире.
4. Процесс труда. Этот блок изменяется несущественно, но в целом можно наблюдать тенденцию к выражению представлений о тяжести и интенсивности работы на фоне отрицательных внешних факторов.
Сопоставление элементов сценария в картине мира разных периодов позволяет проследить конкретные изменения сценария. Основные изменения каждого из элементов показаны в таблице 1. Прочерк в таблице указывает на отсутствие детализации представлений в этой части.
Таблица №1
Динамика сценария концепта ТРУД
1. Субьект труда
1940-1970 гг. 1980-2000 гг. 2000-2020 гг. пандемия
1. коллектив 2. женщина как часть коллектива 1. тенденция 2. к индивидуализму женщина как субъект (дискриминация) 1. индивид 2. женщина как самостоятельный субъект —
2. Объект труда
1940-1970 гг. 1980-2000 гг. 2000-2020 гг. пандемия
1. наука и техника 1. сами трудящиеся — —
3. Характеристика труда
1940-1970 гг. 1980-2000 гг. 2000-2020 гг. пандемия
1. коммунизм и социализм 2.борьба 3. счастье и радость 4. план 5. слава и подвиг 1. несправедливость 2. принудительность 3. несчастье и неблагополучие 1. основная составляющая жизни 2. никакой славы, естественный процесс 1. многообразие форматов труда
4. Отношение к труду
1940-1970 гг. 1980-2000 гг. 2000-2020 гг. пандемия
1. интенсивность и напряжение 2. энтузиазм и инициатива 3. самоотверженность 1. низкая эффективность и производительность 2. паразитический образ жизни 1. упорство и напряжение 2. самостоятельность 3. отдых 4. самоотверженность и добровольность 5. любовь и интерес 1. вынужденная адаптация 2. активность и гибкость
5. Процесс труда
1940-1970 гг. 1980-1900 гг. 2000-2020 гг. пандемия
1. соревнование с капитализмом 2. опыт 3. борьба 1. трудовая дисциплина и контроль 2. пренебрежение личными способностями и квалификацией 1. образование 2. квалификация и профессионализм 3. стабильность 4. опыт 5. человеческие связи 6. везение 1. стремление к стабильности
6. Результат труда
1940-1970 гг. 1980-2000 гг. 2000-2020 гг. пандемия
1. на благо страны и народы 2. счастье и радость 3. слава и честь 1. массовая безработица 2. несчастье и не благополучие 3. нищета и беспорядок 4. общественный кризис 5. паразитический образ жизни 1. деньги 2. зарплата 3. счастье/несчастье и удовольствие/ неудовольствие 4. карьера и престиж 1. отсут-ствие отдыха
7. Адресат труда
1940-70 гг. 1980-00 гг. 2000-2020 гг. пандемия
1. на благо страны и народа — — —
В целом сценарий труда подвергается следующим трансформациям: 1. Субъект труда. В идеологической картине мира усиливается роль коллективного субъекта коллектива, кроме того, подчеркивается роль женщины
в составе коллектива. В период 1980-2000 гг. коллективный образ субъекта распадается, наблюдаются представления о противоречии между личными и коллективными интересами, ослабляется заинтересованность в коллективе, контексты показывают также некоторую дискриминацию женского труда. В период 2000-2020 гг. субъектом труда становится самостоятельный индивид, стремящийся к личной выгоде, осуждается обязательность женского домашнего труда.
2. Объект труда. Данный элемент отличается относительной стабильностью и малой степенью детализации. В идеологической картине мира он связан с наукой и техникой, в более позднее время трудящиеся сами становятся объектом труда, что связано с воспитанием и преобразованием трудовой дисциплиной.
3. Характеристика труда. В период 1940-1970 гг. труд воспринимается как славный, но связывается с представлениями о коммунизме и о борьбе, т.е. концепт ТРУД включает в этой части признаки идеологического характера. В более поздний период труд воспринимается как несправедливая и принудительная деятельность, в 20002020 гг. уходят на периферию все дополнительные характеристики (политические или экономические), труд представляется как обычный процесс, основная составляющая жизни, период пандемии отмечен развитием разнообразных форматов труда.
4. Отношение к труду. Данный элемент тоже постоянно развивается. В идеологической и деидеологизированной картинах мира наблюдается два диаметрально противоположных варианта отношения к труду - большой энтузиазм и отрицание труда, паразитический образ жизни. В период 2000-2020 гг. снова появляются признаки любви к труду, а также важности отдыха. В особенный период пандемии наблюдаются представления об активности и о принудительном характере труда.
5. Процесс труда. Данный блок связан с акцентированием разных элементов. Особенно отметим, что в 1980-2000 гг. активны признаки трудовой дисциплины и контроля, которые не наблюдаются в другое время. В период пандемии к ядру отходит признак стремлении к стабильности.
6. Результат труда Противоположное наполнение этого блока наблюдается в идеологической и деидеологизированной картинах мира, в период 2000-2020 гг. в качестве основного результата труда представляются деньги, а во время пандемии выражается потребность в отдыхе.
7. Адресат труда. Данный компонент наблюдается как самостоятельный только в идеологической картине мира.
Заключение
Обобщая результаты контекстного анализа, можно сделать следующие выводы о сценарной составляющей концепта ТРУД в динамике:
1. Концепт ТРУД в целом формируется вокруг представления о типичной ситуации труда, включающей в разные периоды действующие лица, процесс с его характеристиками и этапами (причины и результаты труда), а также дополнительные элементы (объект/средства и т.п.).
2. Основным участником ситуации труда является активно действующий субъект, причем субъект представляет собой конкретного человека, осуществляющего трудовую деятельность во все периоды, кроме идеологизированного периода 1940-1970 гг., так как в это время субъект предстает как коллектив, что репрезентировано в наборе лексических средств, номинирующих данный признак концепта (народ, коллектив, страна, трудящиеся и т.п.).
3. Кроме активного субъекта, сценарий труда во все периоды подразумевает наличие участника ситуации, получающего во временной перспективе результат этого труда, причем во все периоды, кроме 1940-1970 гг., получатель результатов совпадает с субъектом, а сам результат сводится преимущественно к материальному (с отдельными вариациями: так, в период пандемии результат сводится не только к получаемым деньгам, но и к стабильности, сохранению положения в быстро меняющемся мире). Период советской идеологемы отличается уникальной чертой: происходит разделение субъекта и адресата труда, в качестве адресата выступает условный и абстрактный участник, получающий в будущем отдаленные положительные результаты труда (страна, общество, коммунизм).
© Цинь Мэн, 2024
Литература
Берендеева М.С., Мэн Ц. Структура лингвокультурных концептов ТРУД / ^ЁЁ в русской и китайской картинах мира на материале публицистических текстов 1940-х - 1970-х годов. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2022. 21(9). С. 47-55. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-9-47-55
Габоева З.М.Концептуализация трудовой деятельности человека в разных лингвокультурах. Автореф. дис. ...канд. филол. наук. Нальчик, 2013. 22 с.
Гоннова Т.В. Социокультурные характеристики концепта «труд» в русском языковом сознании. Автореф. дис. .канд. филол. наук. Волгоград, 2003. 19 с.
Жук М.И. Концепт ТРУД в дискурсе американской философии XIX века (на материале книг Генри Торо и Ральфа Эмерсона) // Сибирский филологический журнал. 2016. № 1. С. 155-162.
Жуков К.А. Языковое воплощение концепта «Труд» в пословичной картине мира (на материале русской и английской паремиологии»). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Великий Новгород, 2004. 26 с.
Каримова Р.Х. Концепт "труд/лень" в паремиологии неродственных языков: На примере немецкого, английского, русского, башкирского и татарского языков. Автореф. дис. .канд. филол. наук. Уфа, 2004. 23 с.
КирилинаА.В. Гендерные аспекты языка и коммуникации. Дис. ... д-ра филол. наук. М., 2000. 369 с.
Кочемасова Д.Р. Языковое воплощение концепта «Труд, трудолюбие» в английском и русском языках // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. № 1-1 (73), 2012. С. 72-75.
ПименоваМ.В. Методология концептуальных исследований // Антология концептов. Волгоград, 2005. Т. 1. С. 18.
Плотникова А.М. Когнитивное моделирование лексического значения глагола (на материале глаголов социальных действий и отношений) // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. No 11 (71). С. 73-80.
Попова Е.С. Репрезентация концепта «Work» в художественных и рекламных дискурсах // Вестн. МГОУ Сер. Лингвистика. 2008. № 2. С. 29-36.
Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ, «Восток-Запад», 2007. 314 с.
Серова Л.А. Концепт «труд» в немецких и русских паремиях: на материале современных публицистических текстов сельской тематики. Автореф. дис. ...канд. филол. наук. Москва, 2009. 26 с.
Токарев Г.В. Теоретические проблемы вербализации концепта «труд» в русском языке. Автореф. дис. .д-ра филол. наук. Волгоград, 2003. 46 с.
Чернова О.Е. Концепт «труд» как объект идеологизации. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2004. 19 с.
НКРЯ - Национальный корпус русского языка. Режим доступа: www.ruscorpora.ru [дата обращения: 02.01.2023 г.].
Сведения об авторах:
Цинь Мэн - аспирант кафедры общего и русского языкознания Гуманитарного института Новосибирского государственного университета, старший преподаватель кафедры иностранных языков Ганьсусского университета национальностей (КНР).
Контактная информация:
630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1, Гуманитарный институт
ORCID: 0000-0003-0960-5682
e-mail: [email protected]
Для цитирования:
Цинь Мэн. Структурно-содержательная трансформация концепта-сценария ТРУД на материале публицистики 1940-2020-х гг. // Вопросы психолингвистики. №2(60), 2024. С. 116-129, doi: 10.30982/2077-5911-2024-60-2-116-129
UDC 811.161.1 Research article
LBC 81.411.2
DOI 10.30982/2077-5911-2024-60-2-116-129
STRUCTURAL AND CONSTRUCTIVE TRANSFORMATION OF THE CONCEPT-SCENARIO LABOR ON THE MATERIAL OF PUBLICISM OF 1940-2020s
Qin Meng
Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russian Federation Gansu University of Nationalities, Gansu, China
Abstract
The article is devoted to the representation of the concept-scenario LABOR in the publicistic contexts of the period 1940-2000s, the main representatives of the concept LABOR, which possess high and low combinability within the framework of publicistic contexts, the linguocognitive model of the scenario is reconstructed, as well as the main changes of the labor scenario. As a result of the analysis of 2000 contexts with representatives of the concept LABOR the conclusions are made that the content of the concept LABOR is subject to dynamic transformations under the influence of extralinguistic factors, which is manifested in the ways of linguistic explication of information relevant to the native speaker of the Russian language. Thus, the article presents a model of the concept LABOR,
including separate blocks of the scenario (subject, addressee, process, result, characteristic of labor), shows the transformation of the labor scenario under the influence of external factors. The strongest transformations are exposed in the structure of the concept LABOR to the representation of the subject and addressee of labor, with unique features (collective nature of the subject, separation of the subject and addressee) represented in the period of domination of the Soviet ideological picture of the world.
Keywords: concept-scenario, representations of concept, linguoculture, language worldview
© Qin Meng, 2024
Bionotes:
Qin Meng - PhD student at the Department of General and Russian Linguistics, Humanities Institute, Novosibirsk State University; Senior Lecturer at the Department of Russian language, Institute of Foreign Languages, Gansu University of Nationalities (Gansu, China)
Contact information:
1, Pirogova str., Novosibirsk, 630090, Russia
ORCID: 0000-0003-0960-5682
e-mail: [email protected]
For citation:
Qin Meng. Structural and content transformation of the concept-scenario LABOR on the material of publicism of 1940-2020s // Journal of Psycholinguistics. 2(60), 2024. P. 116-129. Available from: doi: 10.30982/2077-5911-2024-60-2-116-129 (In Russian)
Приложение
Примеры проанализированных контекстов, репрезентирующие концепт ТРУД в русской языковой картине мира
Период 1940-1970 гг.
Рабочие и работницы, инженеры и техники! Работайте не покладая рук на поддержку фронта! Давайте больше танков, противотанковых ружей и орудий! Вся для Фронта! [«Правда», № 303, 1941]
ПИОНЕР, РАБОТАЙ В ПОЛЕ! Каждое зерно урожая-пуля по врагу! Мы, новосибирские школьники, решили работать в совхозах и пригородных хозяйствах фабрик и заводов [Пионерская правда», № 75(2587), 1941].
Пионеры и школьницы в нашем цехе работают по-стахановски, точно и аккуратно выполняют задания инструктора. КАЖДЫЙ ПОДРОСТОК ОБЯЗАН СЕЙЧАС РАБОТАТЬ ДЛЯ РОДИНЫ! ДЛЯ НАРОДА! [«Пионерская правда», № 80(2592), 1941].
Весь наш народ теперь должен быть сплочен и един как никогда. Правительство Советского Союза выражает твердую уверенность в том, что все население нашей страны, все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, к своему труду! ЗА РОДИНУ! ЗА ЧЕСТЬ! ЗА СВОБОДУ! [«Комсомольская правда», № 3, 1942].
С НОВЫМ ГОДОМ, ТОВАРИЩИ! БУДЕМ РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ, САМООТВЕРЖЕННЕЙ. ВСЕ СИЛЫ-НА РАЗГРОМ ВРАГА! [«Пролетарская правда», № 150(317), 1941].
Больше упорства, сильнее натиск! Окружать и уничтожать врага, неуклонно идти в перед, на запад! [«За Родину», № 231, 1943].
За успешное выполнение заданий Правительства и проявленные при этом мужество и доблесть наградить Местную Противовоздушную Оборону города Ленинграда орденом Красного Знамени [«БОЕЦ», № 88(152), 1944].
Трудом они возвысили жизнь народа, а труд возвысил их собственную честь, славу, доблесть, поднял до высокого звания строителей коммунизма [«Советское искусство», № 10 (1202), 1950].
Ничто не могло сломить неукротимую волю большевиков в их борьбе за дело рабочего класса, за дело народа [«Наука и жизнь», 1950].
Мы призываем к жизни, к счастью, к творческой, радостной, напряженной работе на благо народа, всей нашей любимой родины [«Наука и жизнь», 1950].
Такие, как бригада Героя Социалистического Труда Я. Вагапова, - она первая среди бригад вышкомонтажников Глав Тюмень нефтегаза выполнила пятилетний план за четыре года, смонтировала 387 буровых вышек [«Техника - молодёжи», 1976].
Период 1980-2000 гг.
В постановлениях обращается внимание на усиление воспитательной работы и на то, что социалистическая дисциплина — это не только строгое соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, но и сознательное, творческое отношение к своей работе, обеспечение ее высокого качества, производительное использование рабочего времени [Аргументы и факты, 1983.08].
Я хотел бы отметить тут сложность, а нередко и запутанность систем материального стимулирования, в результате чего многие трудящиеся не всегда ясно видят связь между интенсивностью, качеством своего труда и заработком [Аргументы и факты, 1985.10].
ТРУД — ЗАРАБОТОК — ПОТРЕБЛЕНИЕ. Провозглашая равное право всех на образование, мы тем самым должны гарантировать и равное отношение всех не просто на труд, а на труд соответствующей квалификации и оплаты [Аргументы и факты, 1987.07].
В постановлениях обращается внимание на усиление воспитательной работы и на то, что социалистическая дисциплина — это не только строгое соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, но и сознательное, творческое отношение к своей работе, обеспечение ее высокого качества, производительное использование рабочего времени [Аргументы и факты, 1983.08].
Оставались значительно более низкими доходы колхозников, еще низки были и пенсии. Для совершенствования оплаты труда требовалось повышать зарплату отдельных категорий трудящихся [Аргументы и факты, 1986.08].
Конечно, сегодня утерян основной принцип, способный превратить скучную работу в этот день в радость: обязательное участие всех. [Аргументы и факты, 2000.04].
Работают люди без энтузиазма и "искры в душе", так как материальный стимул еще пока на первом плане. [Аргументы и факты, 1987.06.06].
В наше время некогда традиционная уравниловка, причесывание всех и вся под одну гребенку социальной справедливостью уже не признается! [«Родник», 1989].
В ТЕЧЕНИЕ многих лет в публикациях советской прессы, посвященных Югославии, тщательно избегались такие определения, как "экономический кризис", "инфляция", "безработица", "забастовка", ибо бытовало мнение, что их "неприлично" совмещать с практикой социалистического строительства [Аргументы и факты, 1989.07.22].
Низкие доходы, высокая безработица, большое количество бедняков означают, что в России пока не начал формироваться емкий потребительский рынок, который и должен стать главным локомотивом для развития российской экономики [Аргументы и факты, 1995.12.20].
Декларативные по форме, эти пункты ставят работу "на благо России" выше индивидуальной свободы личности и "ответственность" за будущее страны — выше интересов каждого в отдельности [Независимая газета, 28.05.1997].
3. Период 2000-2020 гг.
Все сейчас бегают в поисках работы, источников зарабатывания денег [Известия, 2003.10].
При этом большинство опрошенных отметили, что женщине, как правило, тяжело совмещать домашний труд с работой [Новый регион 2, 2011.03].
Помимо этого, больше половины граждан России (52%) заявили, что не отказались бы от карьеры, если бы у них было достаточно денег, чтобы не работать, а вот 34% респондентов, напротив, бросили бы работу [Коммерсант, 2015.12].
Главный способ обеспечить себе и близким достойное существование всё тот же и не меняется на протяжении столетий — напряженно работать, совершенствуясь и предлагая людям конкурентные и востребованные результаты своего труда [Парламентская газета, 2016.12].
Когда работник поверит, что упорный труд возведет его вверх по социальной лестнице, он будет удовлетворен даже самыми малоприятными условиями, которые предложит ему работодатель [РБК Daily, 2011.04].
Доля респондентов, заявляющих, что они бросили бы работу, если бы имели достаточно денег, одинакова как среди молодых, так и среди людей среднего возраста — соответственно, 47 и 48 процентов работающих [Известия, 2003.01].
И не потому не работают, что у них нет работы, а потому, что им не надо работать — и так денег много [Парламентская газета, 2015.11].
В то же время чем выше уровень образования у человека, тем легче ему найти новую работу [lenta.ru, 2017.07].
Зарплата является вознаграждением за труд и связана с квалификацией работника, количеством и качеством выполняемой работы [Московский комсомолец, 2019.08].
Неоплачиваемый труд женщин — женский труд, в том числе работа по дому, который производит товары или услуги, но не вознаграждается, хотя является полезным в целом для экономики [lenta.ru, 2019.04].
Большинство опрошенных россиян воспринимают труд как стабильность (47%), карьеру (39%) и обязанность (31%) [Известия, 2015.10].
4. Период пандемии
Как не прискорбно, но есть и плюсы от эпидемии Ковида. Кто бы мог подумать до пандемии, что крупные корпорации будут вводить варианты с удаленной работой, отпусками и т.д. [VK, 2020.10].
Если человек выполняет свои должностные обязательства и работает качественно - как и где он проводит время не должно никого волновать [VK, 2021.05].
Сейчас почти все наши сотрудники работают из дома, успешно и эффективно [VK, 2020.06].
А с приходом пандемии изменилось отношение фирм к удаленным работникам и теперь еще легче [VK, 2021.09].
Но пандемия внесла свои коррективы: пришлось пере-водить работу в онлайн-формат [VK, 2022.03].
Сейчас для меня, самое главное-стабильность. Если выбирать профессию, то я, наверное, предпочту кампанию со стабильной зарплатой. Пусть она будет небольшой, но все же, я буду знать, что в определенное число каждого месяца я буду получать свои честно заработанные деньги [VK, 2020.12].
Конечно, стабильность превыше всего! Пусть мало, но в определенный срок, человек может рассчитывать на покупку какой-то вещи, спокойно расплатиться за все коммунальные услуги, а это, поверьте, немаловажно! Жизнь с задержкой зарплаты создает нервозность и беспокойство [VK, 2022.08].
Все не могу решиться на фриланс, боюсь потерять стабильность [VK, 2021.12].
В условиях пандемии многие стремятся к доп. доходу или вообще переходу на удаленку и фриланс [VK, 2022.02].
В связи с пандемией Covid-19, Нам очень важен отдых в нашей работе [VK, 2021.11].
Убежден, что как бы ты не обожал свою работу (хоть очно, хоть удаленно) — от нее надо периодически отдыхать [VK, 2021.10].