УДК 801
Хохлова Елена Валерьевна, студент 2 курса филологического факультета Курского государственного университета
e-mail: [email protected]
Научный руководитель - кандидат филологических наук, доцент Курского государственного университета Подосинникова Руслана Викторовна, [email protected].
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЛАГОЛОВ МЫШЛЕНИЯ В АФОРИЗМАХ В.О. КЛЮЧЕВСКОГО
Аннотация: в статье описаны особенности семантики глаголов мышления, выявлены ядро и периферия глаголов и глагольных сочетаний с семантикой мышления в афоризмах В.О. Ключевского.
Ключевые слова: афоризмы В.О. Ключевского, глаголы мышления, глаголов и глагольных сочетаний с корнем -ум-; словообразовательное гнездо с корнем --уч-; словообразовательное гнездо с глаголом знать; словообразовательное гнездо с корнем -дум-; глаголы и глагольные сочетания с корнем -мысл-/- мышл-/-смысл.
Khokhlova Elena Valeryevna, student 2 courses of philological faculty of the Kursk state university
e-mail: [email protected]
The research supervisor - Candidate of Philology, the associate professor of the Kursk state university Podosinnikova Ruslana Viktorovna, [email protected].
STRUCTURAL-SEMANTIC FEATURES OF VERBS OF THINKING IN V.O.
KLYUCHEVSKY'S APHORISMS
Summary: in article features of semantics of verbs of thinking are described, the kernel and the periphery of verbs and verbal combinations to semantics of
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 thinking in V.O. Klyuchevsky's aphorisms are revealed.
Keywords: V.O. Klyuchevsky's aphorisms, verbs of thinking, verbs and verbal combinations to a root - mind -; a family of words with a root - uch-; to know a family of words with a verb; a family of words with a root - thoughts -; verbs and verbal combinations to a root -мысл- / - myshl-/-sense.
Цель статьи - исследование структурно-семантических особенностей глаголов мышления в афоризмах В.О. Ключевского.
Василий Осипович Ключевский (1841-1911 гг.) - один из самых видных российских историков либерального направления второй половины XIX века, «легенда» отечественной исторической науки, ординарный профессор Московского университета, ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник - это далеко не полный перечень званий и характеристик В.О. Ключевского.
Человек глубоко верующий и неравнодушный к судьбам человечества, своей страны и отдельной личности, он оставил после себя не только ценное наследие (Курс лекций по русской истории, письма и журнальные публикации), но и светлые воспоминания в мемуарах современников ученого. Так вспоминал о нем композитор С.Н. Василенко: «Ключевский читал об эпохе Ивана Грозного. Это была не лекция, даже не захватывающий роман, а что-то, чему нет названия, - гениальное отображение ушедшей жизни. Кончилась лекция. Василий Осипович снова превратился в скромного, застенчивого человека, осторожно сходящего с кафедры под неистовый грохот аплодисментов всего зала» [Писатели].
Русская художница Е.Д. Поленова пишет в своих дневниках: «Сейчас возвратилась с лекции Ключевского. Какой талантливый человек! Он читает теперь о древнем Новгороде и прямо производит впечатление, будто это путешественник, который очень недавно побывал в XIII-XIV вв., приехал и под свежим впечатлением рассказывает все, что там делалось у него на глазах, и как живут там люди, и чем они интересуются, и чего добиваются, и какие они там»
[Писатели].
Умнейший философ, прекрасный оратор и скромный человек, В.О. Ключевский известен современным читателям как автор многочисленных афоризмов об истории и культуре России, о человеческой морали и духовности, об особенностях русской нации и о роли человека-гражданина в судьбе страны. «Тексты афоризмов В.О. Ключевского имеют большой культурологический потенциал, они репрезентуют культуру отношения к своей стране, ее истории, культуру отношения к труду, культуру человеческих взаимоотношений, культуру отношения к самому себе» [Канакина, Родионова 2007: 45-46].
Всего из 200 афоризмов В.О. Ключевского, размещенных в открытом доступе на сайте orator.ru [http://www.orator.ru/klyuchevskiy.html], нами выявлено 65 афоризмов с глаголами мышления или с глагольными сочетаниями, характеризующими интеллектуальную деятельность, что составляет около 30 % от всего корпуса афоризмов
Наиболее частотными являются глаголы понимать 20, уметь 4, разуметь 2, учить 4, отучать 2, знать 4, сознавать 2, размышлять 4, найти смысл 2, помнить 2, думать 4; исправлять 2; рассуждать 2.
Весь корпус выявленного материала выглядит так (приведем перечень глаголов по словообразовательным гнездам и в порядке убывания частотности): понимать 20; уметь 4, разуметь 2, стать умным 2, жить своим умом, заменить (ум), обнаруживать (ум), прослыть умным, сходить с ума, считать себя умным; учить 4, отучать 2, научить, приучать; знать 4, сознавать 2, осознавать, познавать, признавать себя (дурой), узнавать; думать 4; размышлять 4, найти смысл 2, мыслить; помнить 2, вспоминать, напомнить; исправлять 2; рассуждать 2; написать, писать; одурачить, одуреть, перестать быть дураком; идеализировать, вести за собой, вообразить, наказывать, обозвать, преподавать, решать, скрыть.
Очевидно, что самым частотным глаголом в нашей классификации является глагол понимать - 20 словоупотреблений (оговоримся, что здесь и далее при подсчетах мы учитываем все личные и неличные формы глагола, а также особые формы глагола, т.е. причастия и деепричастия). Приведем для наглядности некоторые контексты.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018
- Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто.
- В правду верят только мошенники, потому что верить можно в то, чего не понимаешь.
- Сколько времени нужно людям, чтобы понять прожитое ими столетие? Три столетия. Когда человечество поймет смысл своей жизни? Через 3 тысячи лет после своей смерти.
- Счастье не в том, чтобы прожить благополучно, а в том, чтобы понять и почувствовать, в чем может оно состоять.
- Жалоба, что нас не понимают, чаще всего происходит от того, что мы не понимаем людей.
- Мудрено пишут только о том, чего не понимают.
- Когда не поймешь, добрый ли человек или злой, можно смело сказать, что он - несчастный.
- Когда актер не понимает, кого он играет, он поневоле играет самого
себя.
Как видим, глагол понимать в сочетании с разными лексемами во всех контекстах, кроме последнего, имеет значение 'познать, постигнуть умом' [РСС: 4: 241] и употребляется чаще с отрицательной частицей не, что говорит о сомнениях автора в возможности понимания между людьми.
Проблемы понимания всегда волновали философов и историков. Сам В.О. Ключевский много писал о понимании сущности исторического процесса. Во второй лекции своего знаменитого «Курса русской истории» он апеллировал к чувству человека, которое может быть воспитано пониманием своего исторического прошлого: «Определяя задачи и направление своей
деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином» (цит. по: [Ключевский]). В последнем примере у глагола понимать отмечается значение 'хорошо знать, разбираться в чем-н.' [РСС: 4: 241].
Достаточно частотным является класс глаголов и глагольных сочетаний с корнем -ум-: уметь 4, разуметь 2, жить своим умом, заменить (ум), обнаруживать (ум), стать умным, сходить с ума, считать себя умным. Приведем
примеры:
- Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости.
- Некоторые женщины умнее других дур только тем, что сознают свою глупость. Разница между теми и другими только в том, что одни считают себя умными, оставаясь глупыми; другие признают себя глупыми, не становясь оттого умными.
- Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум.
- Статистика есть наука о том, как, не умея мыслить и понимать, заставить делать это цифры.
- Под здравым смыслом всякий разумеет только свой собственный.
- Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.
- Часто бранят сочинение писателя только потому, что сами не умеют написать так.
- Чтобы уметь быть злым, надо выучиться быть добрым: иначе будешь просто гадким.
Следующее словообразовательное гнездо формируется вокруг корня
--уч-: учить 4, отучать 2, научить, приучать. Приведем примеры:
- История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.
- Гигиена учит, как быть цепной собакой собственного здоровья.
- Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями.
- Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает.
- Детальное изучение отдельных органов отучает понимать жизнь всего организма.
Как видим, редко глагол учить один формирует когнитивный контекст, чаще он взаимодействует с объектными инфинитивами (учит познавать, приучает размышлять, отучает понимать, учит быть).
Далее рассмотрим состав словообразовательного гнезда с глаголом знать ('иметь сведения о ком-чём-н., быть осведомленным' [РСС: 4: 243]): знать 4,
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 сознавать 2, осознавать, познавать, признавать себя (дурой), узнавать:
- В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений.
- Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не осознавая опасности.
- Всего хуже сознавать себя дополнением собственной мебели.
- Есть два рода болтунов: одни говорят слишком много, чтобы ничего не сказать, другие тоже говорят слишком много, но потому, что не знают, что сказать. Одни говорят, чтобы скрыть, что они думают, другие - чтобы скрыть, что они ничего не думают.
Словообразовательное гнездо с корнем -дум- представлено только одним глаголом мышления думать 4:
- Некоторые думают, что стоит только обозвать всех дураками, чтобы прослыть умным.
- Чтобы иметь влияние на людей, надо думать только о них, забывая о себе, а не вспоминать о них, когда понадобиться напомнить о себе.
- ...Одни говорят, чтобы скрыть, что они думают, другие - чтобы скрыть, что они ничего не думают.
Глаголы и глагольные сочетания с корнем -мысл-/- мышл-/-смысл-представлены группой из трех единиц: размышлять 4, найти смысл 2, мыслить:
- Откровенность - вовсе не доверчивость, а только дурная привычка размышлять вслух.
- Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная обязанность историка, в умном деле найти смысл сумеет всякий философ.
- Размышляющий человек должен бояться только самого себя, потому что должен быть единственным и беспощадным судьей самого себя.
- Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые - влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.
Остальные глаголы мышления, которые мы отнесли к ядерной лексике, репрезентирующей интеллектуальный аспект семантики афоризмов
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 В.О. Ключевского, на основании семантической классификации русского глагола [РСС: 4: 230-231], представлены единичными примерами. Разнообразие их вызывает безусловный исследовательский интерес.
Приведем некоторые афористичные контексты:
- Дамы только тем и обнаруживают в себе присутствие ума, что часто сходят с него.
- Народники так умно рассуждают об основах своей жизни, что кажется, то, на чем они сидят, умнее того, чем они рассуждают о том.
- Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума.
«Обращение В.О. Ключевского к афоризмам закономерно», - считают Г.И. Канакина и И.Г. Родионова, авторы статьи о феномене языка историка [Канакина, Родионова 2007: 45]. Структура афоризмов В.О. Ключевского позволяет проследить сам процесс мыслительной деятельности ученого, увидеть, говоря словами В.В. Виноградова «внезапный излом движения мысли» [Виноградов 1976: 51].
Таким образом, анализ структурно-семантических особенностей глаголов мышления в афоризмах В.О. Ключевского показал, что наиболее частотными в нашей классификации являются глаголы понимать, уметь, разуметь, учить, отучать, знать, сознавать, размышлять, найти смысл, помнить, думать; исправлять; рассуждать. Самый частотный глагол - понимать. Достаточно частотными являются классы глаголов и глагольных сочетаний с корнями -ум; -уч-; -зна-; -дум-; -мысл-/- мышл-/-смысл-. Остальные глаголы мышления представлены единичными примерами.
Список источников
1 Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. М.: Наука, 1976. 512 с.
2 Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений. Т. IV / РАН. Ин-т рус. яз.; под общей ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 2003. 630 с. (далее -РСС).
3 Канакина Г.И., Родионова И.Г. Достойный ученик Ф. И. Буслаева
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 (феномен языка афоризмов В.О. Ключевского). // Филологические науки. 2007. № 4 (8). Гуманитарные науки. С. 44-47.
4 Ключевский В.О. Афоризмы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.orator.ru/klyuchevskiy.html (дата обращения: 21.02.2018).
5 Ключевский В.О. // СМИ «Обозник». [Электронный ресурс]. URL: http://www.orator.ru/klyuchevskiy.html (дата обращения: 20.04.2018).
6 Писатели и люди искусства о В.О. Ключевском. [Электронный ресурс]. URL: http : //www. telenir.net/filosofij a/o_nravstvennosti_i_russkoi_kulture/p4. php (дата обращения: 23.04.2018).