УДК [316:36-364. 1 ] (045)
СТРУКТУРНО-РЕСУРСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СЕМЬИ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
А.Б. ФЕДУЛОВА, Н.А. ТУРАЛЬКИНА
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск fedulova.ann@mail.ru
Функционирование современной семьи в Архангельской области обуславливают экономико-географические особенности региона, специфика региональной системы социальной защиты и поддержки и ресурсность семьи. Воздействие социальных рисков влияет на социальную безопасность семьи. Представлен анализ институциональных ресурсов семьи и разработана региональная модель ее социальной безопасности.
Ключевые слова: социальная безопасность семьи, общество риска, социальные риски, семейная ресурсность, институциональные ресурсы, модель социальной безопасности семьи
A.B. FEDULOVA, N.A. TURALKINA. STRUCTURAL AND RESOURCE COMPONENTS OF THE FAMILY SOCIAL SAFETY MODEL IN THE ARKHANGELSK REGION
The functioning of the modern family living in the Arkhangelsk region is due to the geographical location of the region, its socio-economic characteristics, the specifics of the regional system of social protection and family support, external and internal resources of the family. The impact of social risks on the family affects its social safety. In this regard, the analysis of the regional system of social safety of the family becomes relevant and requires scientific research. The conceptual foundations of social safety (Arkhangelsk region as an example) are considered. Based on interviews with representatives of the regional level, the authors analyze the institutional resources of the family, coordinating and cooperation, the distribution of tasks and responsibilities between the regional institutions of social work, actualize the importance of a systematic approach to social work with the family. Based on the results of the study, a regional model of social safety of the family in the Arkhangelsk region is proposed.
Keywords: social safety of the family, risk society, social risks, family resources, institutional resources, social safety model
Социальные риски семей, проживающих в Архангельской области
В современном мире человек все чаще подвергается влиянию различного рода рискам, которые рассматриваются учеными как угрозы, влияющие на социальное положение, образ и качество жизни, самоопределение, способность противостоять отрицательным влияниям среды, взаимоотношения между членами социума и др. [1, 2]. Согласно рекомендациям, разработанным в 1998 г. Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), социальные риски могут обуславливать следующие факторы: условия жизни в раннем детстве, хронический стресс, вредные привычки, качество питания, бедность, необразованность, плохое жилье, социальная изоляция, длительные периоды безработицы, невозможность реализовать себя на работе.
Социальные риски - это риски или угрозы нарушения нормального (для данного общества)
социального положения, вызываемые неустранимыми для общества причинами, коренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве. Данное определение социального риска согласуется с концепцией социального государства и организацией системы социальной защиты населения [3, с. 146]. Методология оценки социальных рисков по сравнению с оценкой техногенных рисков менее разработана. Оценить социальные риски семьи можно на разных уровнях [3, с. 152]. Первый уровень - супер-система, т.е. социетальный уровень, общество. Второй - региональные экономические, социальные, политические, идеологические структуры. Третий уровень - функционирование семьи как малой социальной группы, семейная ресурс-ность. Условно социальные риски, влияющие на современную семью, можно разделить на внутренние (связаны с состоянием самой семьи - это конфликтность, социальная уязвимость семьи и др.) и внешние (исходят извне, связаны с экономической нестабильностью на рынке труда, отсутствием дос-
тупа к образованию, неравенством жизненных перспектив и др.).
Для современной семьи, проживающей на территории Архангельской области, характерны проблемы, которые испытывает семья, находящаяся в состоянии риска. Индикаторами социальных рисков такой семьи являются: увеличение социальной дифференциации населения по уровню жизни, расслоение населения по уровню доходов, обострение проблемы бедности; миграционный отток населения региона; увеличение бракоразводных процессов; падение уровня рождаемости; усиление стереотипных проблем семьи (недоступность покупки жилья, отсутствие достойного заработка и возможности найти работу, девиантные формы поведения и др.); уровень доверия населения к органам власти и др.
Социальная дифференциация и расслоение населения по уровню доходов. По предварительным данным, в январе-сентябре 2017 г. денежные доходы на человека в месяц в Архангельской области составили 32 037,9 руб., что на 1,9% больше, чем в соответствующем периоде 2016 г. Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) уменьшились за этот период на 2,7% [4].
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, включая субъекты малого предпринимательства, за январь-август 2017 г. составила 42 180,7 руб. и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2016 г. на 4,9%. При этом в реальном исчислении (с учетом индекса потребительских цен) заработная плата повысилась на 1,0%. Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания с начала года увеличилась на 4,5% и составила на конец сентября 2017 г. 4 779 руб. в расчете на человека в месяц [4].
В Архангельской области МРОТ с 01.07. 2017 составляет - 7 800 руб. Прожиточный минимум в регионе в 2017 г. и в 2018 г. для трудоспособного насения - 13 011 руб. (Постановление Правительства Архангельской области № 442-пп от 27 октября 2017 г.). Соотношение минимальной и средней заработной платы на январь-август 2017 г. 1:5, что превышает предельно-критическое значение данного показателя в соответствии с системой предельно критических показателей экономической безопасности России [5, 6].
Коэффициент фондов, или коэффициент степени социального расслоения (характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами, т.е. разница между значениями максимума и минимума) в 2000-2013 гг. в Архангельской области составил 29,46 [7, с. 80]. По рекомендациям ООН и в соответствии с предельно критическим значением показателей, характеризующих воспроизводство человеческого потенциала [6], данный показателей не должен превышать 8-10.
Коэффициент Джини (коэффициент, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютного равного их распределения между всеми жителями страны) в 2000-2013 гг. в Архангельской области равнялся 0,35876 [7, с. 79]. По Мировому Атласу Данных [8], в 2015 г. данный показатель в регионе - 0,37, что в целом свидетельствует о дестабилизации социально-экономической ситуации в регионе. По материалам выборочного обследования домашних хозяйств Архангельской области в 2017 г., свыше 31,9% потребительских расходов семьи составляла покупка продовольственных товаров; на оплату са-наторно-оздоровительных услуг семья готова потратить 0,7% совокупного дохода; медицинских услуг - 1,0%; услуг в системе образования - 1,2% [9]. Для региона характерно наличие нетрадиционных групп бедных семей (работников бюджетных отраслей народного хозяйства, имеющих двух и более детей; представителей ряда профессий, которые не могут обеспечить себя необходимыми жизненными средствами за счет профессиональной деятельности). Безработица и низкий уровень объективного качества жизни в регионе [3, с. 179-181; 4; 9] порождают развитие причин, приводящих к появлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Миграционный отток населения региона. В результате миграции за 2016 г. регион потерял 6,4 тыс. чел., т.е. в область приехали 17,4 тыс. чел., а уехали за ее пределы 23,8 тыс. (за 2015 г. соответственно 15,9 и 23,9 тыс. чел.) [10]. По предварительной оценке численность населения Архангельской области за январь-сентябрь 2017 г. сократилась на 6,7 тыс. чел. или на 0,6%. С начала 2018 г. в регион прибыло 12,6 тыс. чел., а выбыло за его пределы 17,1 тыс. Миграционный отток составил 4,5 тыс. чел., что на 15,8% больше, чем за январь-сентябрь 2017 г. [4]. Основой миграционного потока является молодежь в возрасте 18-25 лет. Также растет доля взрослого населения пенсионного возраста, уезжающего из региона.
Бракоразводные процессы, падение уровня рождаемости. За 2016 г. органами ЗАГСа Архангельской области были зарегистрированы 7,3 тыс. браков и 5 тыс. разводов. По сравнению с 2015 г. сократилось как число браков (на 18,9%), так и число разводов (на 2,2%). В расчете на каждую тысячу вновь созданных супружеских пар в области пришлось 685 распавшихся (за 2015 г. - 568) [10].
По данным статистики, за 2016 г. в области родилось 14,2 тыс. малышей, что на 0,4 тыс. меньше, чем в 2015 г. Общий коэффициент рождаемости снизился на 1,6% по сравнению с предыдущим годом и составил 12,2 рождений на тысячу населения [10]. По Мировому Атласу Данных, коэффициент рождаемости в Архангельской области в 2016 г. составил 1,8 [8]. За девять месяцев 2017 г. в области родилось 9 346 чел., что на 1 370 малышей меньше, чем в 2016 г. Общий коэффициент рождаемости снизился на 12,3% по сравнению с январем-сентябрем 2016 г. и составил 10,7 рождений на
тысячу населения [4]. Положительной тенденцией является то, что в регионе на 16% снизился показатель рождаемости у одиноких матерей [11]. Большая часть новобрачных вступили в брак в возрасте от 25 до 34 лет.
Уровень доверия населения к органам власти. По данным исследований А.А. Дрегало и В.И. Ульяновского [3, с. 182], в северных регионах преобладает недоверие к властям, политическим лидерам, что порождает повышенный уровень абсентеизма - массового уклонения от участия в общественной и политической жизни. Это подтверждается исключительно низким уровнем явки населения на избирательные участки. В таких случаях избранные органы власти не выражают мнения большинства избирателей, что порождает различные формы социальных рисков.
Нестабильность социально-экономических, социально-демографических, социально-политических, социокультурных процессов делает семью как социальный институт и малую социальную группу социально-уязвимой группой населения. Оценка социальной рискобезопасности на основе применения индикативного метода (на основе предельно-критических (пороговых) показателей) [6] свидетельствует о том, что современная семья, проживающая в Архангельской области на каждом из трех уровней социальных систем, находится под влиянием рисков.
Социальные риски и проблемы семьи оказывают непосредственное влияние на качество жизни, определяют его объективные и субъективные показатели. По рейтингу качества жизни регионов Российской Федерации, опубликованном в «РИА Новости», в 2016 г. Архангельская область занимала 71 место среди 85 субъектов Российской Федерации (в 2015 г. - 74 место) [12]. Наличие социальных рисков создает опасность для успешного функционирования семьи, не формирует установку на долголетие семейной группы. В этой связи, актуальными становятся вопросы обеспечения социальной безопасности семьи, под которой авторы понимают устойчивое состояние и способность общественной системы обеспечить функционирование семьи как базового института общества, обусловленное условиями, созданными обществом и государством для развития семьи и реализации потребностей ее членов. Социальная работа с семьей в данном контексте становится процессом управления риском, ресурсом обеспечения социальной безопасности семьи и каждого ее члена [13].
Проблемы социальной безопасности семьи
В наиболее общем виде социальная безопасность определяется как защищенность жизненно важных интересов основных субъектов социального взаимодействия от внешних и внутренних угроз и выражается в создании благоприятных условий жизнедеятельности личности, социально-защитной и иной деятельности государственных институтов и организаций гражданского общества [14, с. 6].
Социальная безопасность семьи в Архангельской области как основа социальной политики
государства в соответствии со «Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» должна предотвращать риски и обеспечивать семье и каждому ее члену реализо-вывать собственный потенциал и накапливать семейную ресурсность; и включать макроуровень -социальную политику государства, мезоуровень -институциональные и внеинституциональные региональные ресурсы органов и социальных служб и микроуровень - ресурсность семьи, социальную работу с клиентом (индивидом или группой).
Основными механизмами обеспечения социальной безопасности семьи в современном обществе являются: совершенствование государственной семейной и социальной политики; обеспечение экономического роста и повышение качества жизни в целом; четкое функционирование систем образования, здравоохранения, социальной защиты. В настоящее время прослеживается тесная взаимосвязь между системой социальной безопасности общества и ресурсностью семьи. На наш взгляд, семья в современном социуме может самостоятельно решать кризисные ситуации в процессе своей жизнедеятельности, если она будет иметь для этого комплекс ресурсов. Под ресурсами семьи авторы понимают совокупность инструментов как реально используемых, так и существующих гипотетически, направленных на поддержание стабильности семьи и развитие ее потенциала [15, с. 34].
Главным фактором, обеспечивающим повышение ресурсности семьи, может служить хорошо сформированная система социальной безопасности в рамках государственной социальной политики. Следовательно, социальная безопасность семьи - это качество социальной инфраструктуры, ее развитие, качество услуг населению, доступность социальных услуг для большинства семей. В этой связи рассмотрение системы социальной безопасности семьи, проживающей на территории Архангельской области, анализ институциональных семейных ресурсов позволят выявить проблемы и обозначить перспективы для совершенствования механизмов социальной безопасности семьи региона.
Региональная модель социальной безопасности семьи в Архангельской области: ресурсы и возможности
С точки зрения системного подхода в вопросе формирования социально безопасной среды структурными элементами системы социальной безопасности семьи являются: нормативно-правовая основа, ресурсность семьи и институциональные ресурсы органов и служб социальной защиты и поддержки семьи. На базе современных компонентов социальной работы с семьей в Российской Федерации (социальная защита, социальная поддержка и социальное обслуживание) и совокупности институциональных ресурсов в регионе, работающих с данной категорией населения, нами была разработана модель социальной безопасности се-
мьи в Архангельской области (см. схему). Модель представляет собой комплекс социальных, экономических, психологических и иных мер, реализуемых в социальных учреждениях по оказанию помощи и поддержки семье и ее членам на территории г. Архангельск.
В целях теоретико-методологического обоснования структурных элементов региональной модели социальной безопасности семьи на кафедре социальной работы и социальной безопасности САФУ имени М.В. Ломоносова в 2016-2017гг. было проведено ряд исследований:
1) Социологическое исследование (2016 г.) [16] - с целью анализа представлений населения Архангельской области о специфике социальной безопасности семьи и роли семейной ресурсности. Всего опрошено 174 чел. Из них 43 мужчины (24,7%) и 131 женщина (75,3%) в возрасте от 18 до 65 лет включительно. С 18 до 25 лет опрошено 104 чел. (59,8%), средний возраст респондента - 21 год. С 40 лет и старше - 70 чел. (40,2%), средний возраст респондента - 50 лет.
2) Экспертный опрос (2017г.), направленный на изучение институциональных ресурсов семьи в Архангельской области. Сбор эмпирических данных осуществлялся в следующих социальных учреждениях региона: ГБСУ АО «Архангельский СРЦН», ГАУ АО «Центр поддержки молодой семьи», ГКУ АО ОСЗН по г. Архангельск, ГБКУ АО «Архангельский центр социальной помощи семье и детям», МБОУ СШ №43 г.Архангельск, МО Плесецкий муниципальный район, ГБСУ АО «Плесецкий СРЦН», ГБУЗ АО «Плесецкая ЦРБ».
В результате исследований выявлено, что важнейшими составляющими обеспечения социальной безопасности семьи в регионе для всей совокупности респондентов являются: создание достойных условий, позволяющих семье обеспечивать себя материально (70,19% опрошенных респондентов младшей возрастной группы и 64,28% опрошенных респондентов старшей возрастной группы); развитие системы семейного консультирования через информированность семьи, оказание социально-психологической помощи семье в ситуации риска (45,19% опрошенных респондентов младшей возрастной группы и 45,71% респондентов старшей возрастной группы); совершенствование законодательства для эффективного выполнения родительских и семейных обязанностей (57,69% опрошенных респондентов младшей возрастной группы и 67,14% респондентов старшей возрастной группы). При этом молодое поколение (возраст респондентов 18-25 лет) ориентировано на семейные ресурсы и собственный потенциал семьи. Респонденты старшего поколения (старше 40 лет) по сравнению с молодыми людьми в настоящее время занимают зависимую позицию по отношению к поддержке со стороны государства. В целом результаты исследования доказывают важную роль семейной ре-сурсности в обеспечении социальной безопасности семьи.
В соответствии с подходом, предложенным Т.Д. Ворониной, Ю.А. Пучкиной, Е.А. Авериной [15],
институциональные семейные ресурсы представляют собой систему профилактических мероприятий и социальной поддержки семей в ситуации риска на основе федерального и регионального законодательства, которое закрепляет правовой статус семьи и определяет способы его поддержки и реализуется органами и социальными службами субъектов Российской Федерации.
В настоящее время реализация мероприятий, направленных на обеспечение социально-правовых гарантий семьи и несовершеннолетних на территории Архангельской области, осуществляется подведомственными Министерству труда, занятости и социального развития учреждениями: отделениями социальной защиты населения, специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и другими учреждениями, в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Основной целью деятельности учреждений является профилактика социального сиротства, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им и их семьям помощи в реализации законных прав и интересов, содействие в улучшении их социального, материального положения и психологического статуса.
Анализ институциональных ресурсов семьи региона на основе экспертного опроса 2017 г. показал, что приоритетным направлением работы социальных служб Архангельской области является непосредственное воздействие на семью с целью нивелирования негативного влияния различных угроз. Основной метод данной деятельности - это социальное сопровождение семьи с регламентированным комплексом предоставляемых услуг. Профилактическое направление представлено недостаточно и в силу этого является малоэффективным [17].
Необходимо отметить, что в ходе эмпирического исследования региональные институциональные ресурсы семьи условно были разделены на два блока: 1 группа - опосредованное (профилактическое) воздействие на семью, 2 группа - непосредственное воздействие (интервенция) на семью. Под профилактикой понимаются научно-обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у семей групп риска. Под интервенцией -различные виды деятельности специалистов и социальных институтов с целью нивелирования последствий воздействия различных рисков и угроз на семью, а также содействие в последующем выходе семьи из трудной жизненной ситуации.
Разделение на группы институциональных ресурсов позволило определить и детализировать специфику деятельности региональных формальных социальных институтов в рамках системы социальной безопасности семьи. К группе учреждений профилактической направленности при работе с семьей в Архангельской области причисляются: образовательные учреждения, ГБКУ АО «Архан-
Сапняльвая с-еэмгвсвопъ ге^ьв
1 1 1
CopiZ-iKL: гя^лерша ceiaj: СОСНН-ШКИ Oic.—^ПГЕЩ-ЭК ош:
- jTbrCT^JL - I^aSDElEK-E. - згразоа^раЕгк«:
- денгжЕыг Е:ЛСЕ.ТЫ; - клу била jeETit нс-iTz-. - дазпе."з:-тсгь гп-циапьннцг
- кйнстдьгнр'жшзн НОЁ^ЧШИЕ ЕВШИ; - ПеЕЕСК, фатлтил С Т.Е.
- ц^-евые coi(;ia."3:-Qje rrporpaiocji -дипе-^-ЮЕ^! благми!рЕте11ЬЕ1ф.фмс1ВЕ; Пргдо:т£5деЕке успт го ФЗ V; 442
- беапптвк ой?а:оЕ1Екекдр
+ 1 +
ИЕСТНТТЦИ D:-o.ibHi[e ^emi:: ИЕЕТНТЧТШ кт."элс1)е Ига титуле л в апьны в р^тсы
- ГГ.У АО ::0;ЗН та Ар^жио^-я ::- - гиш ЦСГТС-jJ -Учреждения здрав горранЕ-ша
- 0тц€Л5кюе Пеесниениго фс:-с£ Р#- га АО -ibi ли *4е:-ггр.насейда- - АрвлвгелъсгаЕ ЦСГТС лЛ
- АТУКЛЭТ^ЛЬСВОЕ релдвапкпк отяепеЕнн -МБУ :-IJeEij] -i i р.ГГЧ - - АрвлнгелыгаЕ :1"РЦН
■Ьак^а сосра."з:-шго cipas-OEai-aia ?= -ГАУ АО мддерзэп -1Ы ли
- фа-р ОМС АО фпед iwihoe ^tjcj :i :IJiEip
- ПСУ АО /Центр неяикш еэ-мбеен! рСДЕГеЛЯ?; о - 1 й У ли «илврав-ЗЕПнрниЕетшшныЕ Jr'L|::-
Ар^акте-тьэа <■ ~л jp - ^ЯЕет отцов Ap^z;-ci,"ciiac: :i гр. -Ibi AUЦЕЕтр реЕянпнтацнн к^дкжэ
B:nENCJ6BCrE3-= ЕНГГВТуПВОНаЛВЫК pHVpCBB ^ОСЕЯЛЬВОЁ С-=ЗС1] пСЕС :гп семья в т. Аркавгиьск
АрвлегельЕШЕ ЦСЛ SCt
п
ME У ->Ц^:чтр «Лада^
ОЗразкгткшкк учреедвнЕЕ *
Г*£У AO осОСКН сс г.
Ч.JVT ЛРТР —WrVT.-|
ГАУ AC1 «Центр Елддерзэд
и Ml 0-3 ой г Р миг Й
8
ш
ф
р *
£ а
Г
НшккредлЕшнвг ЕиденктвиЕ :ча ■:iыъю {:сл гр -■-■гтг)
Ар?ттезддЕ СРЦН ГЕУ АО ¿Центр
р УчреждЕнив здравоеврадо-ая ^J
+ t
ГБУ АО «Опорнв-КОНрНЫЕНТаПЬНЫЕ РЦл- . j У АО Центр рвайсиггапЕН ЕРОДНИЕ:
Модель социальной безопасности семьи в Архангельской области. Model of social safety of the family in the Arkhangelsk region.
гельский ЦСПСиД», МБУ «Центр «Леда», ГКУ АО «ОСЗН по г. Архангельск», ГАУ АО «Центр поддержки молодой семьи» и др., к группе непосредственного вмешательства в семью (интервенции) относятся: учреждения здравоохранения, ГБКУ АО «Архангельский ЦСПСиД», ГБСУ АО «Архангельский СРЦН», ГБУ АО «Центр Надежда», ГБУ АО «Опорно-экспериментальный РЦ», ГБУ АО Центр реабилитации «Родник» и др.
Исходя из проведенного исследования, на территории Архангельской области институциональные ресурсы профилактической направленности представлены следующими видами услуг: доступная квалифицированная помощь членам семьи по различным вопросам; предоставление материальной поддержки малообеспеченным / малоимущим семьям в виде различных пособий, льгот и иных выплат; оказание консультативной помощи; информационно-методическая работа. В рамках системы социального обслуживания непосредственное воздействие на семью (интервенция) оказывают следующие услуги: мероприятия по социальному сопровождению семьи; сотрудничество с ведомствами и структурами в решении проблем семей групп риска. На сегодняшний день на территории Архангельской области неполно представлены формальные социальные институты, оказывающие помощь и поддержку семье (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 №1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг»). Реализуемые учреждениями профилактические мероприятия имеют малую эффективность. Причиной сложившейся ситуации является то, что зачастую учреждения начинают работу с семьей, когда она находится в ситуации социально-опасного положения или социального риска, т.е. возникает необходимость немедленного вмешательства в процесс жизнедеятельности семейной группы [17].
Деятельность существующих формальных институтов по решению вопросов социальной защиты и поддержки семьи, а также предоставлению социальных услуг является недостаточной. Во-первых, учреждения не обеспечены в полной мере финансовыми и кадровыми возможностями для осуществления эффективной работы по профилактике и сопровождению семей групп риска. Во-вторых, реализуемую учреждениями деятельность по профилактике семейного неблагополучия отличают: недостаточная эффективность ввиду незаинтересованности и отсутствия информированности населения в данном направлении; низкая эффективность традиционных технологий социальной работы с семьями групп риска. В-третьих, деятельность учреждений носит обобщенный характер. В практической работе присутствует «патронажно-наказывающий» метод, принижающий роль раннего выявления и профилактики семейного неблагополучия. В-четвертых, в деятельности учреждений недостаточно представлены методы и технологии социальной работы с семьей, направленные на развитие семейной ресурсности и реализацию собственного потенциала семьи.
Разработанная региональная модель социальной безопасности семьи и является универсальной моделью для других субъектов Российской Федерации. Она направлена на систематизацию и координацию деятельности формальных социальных институтов по оказанию помощи и поддержки семье с целью повышения ее эффективности и активизации внутренних ресурсов семьи по выходу из кризисной ситуации. Было выявлено, что реализация региональной модели социальной безопасности семьи позволит предотвратить дублирование услуг, будет содействовать достижению двух целей: предупреждать неблагоприятное воздействие социальных рисков на семью и способствовать эффективной работе по их нивелированию. Внедрение модели возможно на базе и (или) при содействии территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как координирующего органа в профилактике семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних и заинтересованного лица в создании социально безопасной среды для семейной группы (на основании ФЗ от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
В региональной практике социальной работы с семьей недостаточно представлена институциональная поддержка относительно благополучных семей и семей, балансирующих на грани, в отличие от явно неблагополучных семей. В целом, семейная политика государства не ориентирована на среднедетную семью и формы экономической активности семей, способные укрепить автономность и самостоятельность семьи. В связи с этим обстоятельством при оказании различных видов социальной помощи необходимо делать акцент на активизацию и развитие внутрисемейных ресурсов, что сделает возможным повышение эффективности и результативности использования внешних институциональных ресурсов, которые вкладываются в поддержку семьи.
Актуальным направлением также является развитие клубного движения и активных форм работы с населением. Исходя из разработанной модели социальной безопасности семьи и для ее обоснования, в разделе социальной поддержки семьи были взяты экспертные интервью у представителей общественных объединений или внеинституциональ-ных ресурсов семьи, которые работают с данной категорией в регионе (общественная организация «Совет отцов Архангельской области», ассоциация родителей «Родительское кафе» на базе МБОУ СШ №43, г. Архангельск). Представленные общественные объединения являются ресурсными площадками в регионе. Они предоставляют психологическую поддержку и информирование членов семьи в различных вопросах: воспитание детей, взаимоотношения между супругами, семейная конфликтология и т.п. Важным является и тот факт, что социальная поддержка осуществляется людьми, имеющими личный опыт решения возникающих проблем в семье, что становится примером для семей в кризисной ситуации и способствует активизации внутренних ресурсов членов семей.
Заключение
В итоге отметим, что функционирование современной семьи, с одной стороны, неразрывно связано с экономическими, политическими и социальными процессами модернизации общества. С другой стороны, семья, как социальный институт и малая социальная группа, выступает универсальным инструментом социальных изменений современного общества. Поэтому обеспечение социальной безопасности семьи должно быть на каждом уровне социальных систем. При этом особая роль в обеспечении социальной безопасности должна быть отведена самой семье. К условиям, благодаря которым возможно эффективное взаимодействие семьи и государства, можно отнести: перенос акцента с одноразовой экономической поддержки на расширение экономических возможностей членов семьи; обеспечение занятости через различные формы собственности; разработка системы кредитования для приобретения и строительства жилья; создание межведомственной системы взаимодействия различных структур, интеграция их усилий в работе с проблемными семьями; распространение инновационных технологий социальной работы с различными категориями семей; использование в социальной работе групп само- и взаимопомощи; укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей.
На основе региональной модели социальной безопасности семьи актуально создание на территории Архангельской области ресурсного семейного центра, что позволит актуализировать инновационные технологии работы с семьей (семейная групповая конференция, семейное партнерство, родительские коррекционные группы, восстановительная медиация, video-home тренинг и др.), направленные на ресурсность семьи. В соответствии с государственной программой Архангельской области «Социальная поддержка граждан в Архангельской области (2013-2020 годы)» создание ресурсного семейного центра в Архангельской области является новой формой социального обслуживания несовершеннолетних и граждан, воспитывающих детей на территории региона.
Литература
1. Воронцов Д.Б., Воронцова А.В. Социальные риски, влияющие на современную семью // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XLV Междунар. науч.-практ. конф. № 10 (45). Новосибирск: СИБАК, 2014.
2. Самсонкина ЕА., Муха В.Н. Социальные риски в современном российском обществе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сборник статей по материалам XLI-XLII Междунар. науч.-практ. конф. № 9-10 (40). Новосибирск: СИБАК, 2014.
3. Дрегало АА., Ульяновский В.И. Социокультурная динамина социального пространства Севера: монография / Сев. (Арктич.) федер.
ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск: САФУ, 2017. 252 с.
4. Социально-экономическое положение Архангельской области за январь-сентябрь 2017 года [Электронный ресурс]. URL: http://dvinatoday.ru/details/sotsialno-ekono-micheskoe-polozhenie-arkhangelskoy-oblasti-za-yanvar-sentyabr-2017-goda/ (дата обращения 15.11.2017).
5. Основы национальной безопасности России/ М.И. Абдурахманов, В.А. Баришполец, В.Л. Манилов, В.С. Пирумов. М.: Друза, 1998. 326 с.
6. Глазьев С.Ю., Локосов В.В. Оценки предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 4 (22). С.22-41.
7. Мусина Д.Р., Адигамова С.Р., Галиаскарова Г.Р. Исследование показателей дифференциации населения на примере Архангельской области // Фундаментальные исследования в современном мире. 2014. Т. 2. № 6. С.78-80.
8. Мировой Атлас Данных [Электронный ресурс]. URL: https://knoema.ru/atlas/Россий-ская Федерация/Архангельская область (дата обращения 15.11.2017).
9. Управление федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу [Электронный ресурс]. URL: http://arhangelsk-stat.gks.ru /wps/wcm/connect/rosstat_ts/arha ngelskstat /ru/statistics/standards_of_life /. (дата обращения 17.10.2017).
10. Мало рожают, разводятся и уезжают: демографический портрет Поморья [Электронный ресурс]. URL: http://www.dvinain-form.ru/society/2017/02/10/49068.html (дата обращения 16.11.2017).
11. Архангельский ЗАГС представил демографическую статистику за первые шесть месяцев 2017 года [Электронный ресурс]. URL: http://dvinanews.ru/-m8ar7pvk (дата обращения 15.11.2017).
12. Рейтинг регионов России по уровню качества жизни 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://basetop.ru/reyting-regionov-rossii-po-urovnyu-kachestvu-zhizni-2017/#i (дата обращения 15.11.2017).
13. Рыбак Е.В., Федулова А.Б., Цихончик Н.В. Социальная работа с молодой семьей в обществе риска: учебное пособие для студентов вузов / Под общ. ред. А.Б. Федуловой. Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск: САФУ, 2016. 224 с.
14. Маргулян ЯА. Социальная безопасность как основа обеспечения качества жизни населения России // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2010. № 3 (29). С.5-18.
15. Воронина Т.Д., Пучкина ЮА., Аверина ЕА. Неформальные и институциональные ресур-
сы современной семьи в условиях формирования фамилистической среды в регионе: возможности использования качественных методов исследования // Вестник Томского государственного университета: Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13). С.32-43.
16. Туралькина НА., Федулова А.Б. Социальная безопасность семьи в представлениях населения Архангельской области // Исследование современных проблем общества в контексте социальной работы: сборник научных статей студентов и преподавателей / Отв. ред. и сост. А.Б. Федулова / Сев. (Аркт.) фе-дер. ун-т им. М.В. Ломоносова. Вып. 4 М.: Издательство «Перо», 2016. С.10-15.
17. Туралькина НА., Федулова А.Б. Роль институциональных ресурсов семьи в преодолении проблем семейного неблагополучия // Исследование современных проблем общества в контексте социальной работы: сборник научный статей студентов и преподавателей/ Отв. ред. и сост. А.Б.Федулова. Вып. 5. М.: Издательство «Перо», 2017. С.86-90.
1.
References
Vorontsov D.B., Vorontsova A.V. Social'nye riski, vliyaiyshchiye na sovremennuiu sem'iu [Social risks affecting the modern family] // Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pe-dagogiki I psikhologii [Personality, family and society: Pedagogical and Psychological Issues]. Collected papers of XLV Intern. Sci. conf. № 10 (45). Novosibirsk: SIBAK, 2014.
2. Samsonkina EA., Mukha V.N. Social'nye riski v sovremennom rossiiskom obshchestve [Social risks in the modern Russian society] // Ak-tual'nye voprosy obshchestvennykh nauk: sot-siologiya, politologiya, filosofiya, istoriya [Actual problems of Social Sciences: Sociology, Political Science, Phylosophy, History]. Collected papers of XLI-XLII Intern. Sci. Conf. № 9-10 (40). Novosibirsk: SIBAK, 2014.
3. Dregalo AA., Ulyanovsky V.I. Socioculturnaya dinamika social'nogo prostranstva Severa: monografiya [Socio-cultural dynamics of social environment of the North: monograph]. M.V.Lomonosov Northern Arctic Fed. Univ., 2017. 252 p.
4. Social'no-economicheskoe polozhenie Arkhan-gelskoi oblasti za yanvar'-sentyabr' 2017 goda [Socio-economic position of the Arkhangelsk region in January-September 2017]. URL: http: //dvinatoday.ru/details /sotsialno-ekono-micheskoe-polozhenie-arkhangelskoy-oblasti-za-yanvar-sentyabr-2017-goda/ (Accessed 15. 11.2017).
5. Osnovy nacionalnoi bezopasnosti Rossii [The Basics of national security of Russia] / M.I. Abdurakhmanov, V.A. Barishpolets, V.L. Ma-nilov, V.S. Pirumov. Moscow: Druza, 1998. 326 p.
6. Glazyev S.Y., Lokosov V.V. Otsenki predel'no kriticheskikh znachenii pokazateley sostoyania rossiiskogo obshchestva i ikh ispol'zovanie v
upravlenii social'no-economicheskim razvitiem [Estimates of the extremely critical values of the indicators of the state of the Russian society and their use in managing socioeconomic development] // Economicheskie I social'nye peremeny: facty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, tendencies, forecast]. 2012. №4 (22). P.22-41.
7. Musina D.R., Adigamova S.R., Galiaskarova G.R. Issledovanie pokazatelei differenciacii na-seleniya na primere Arkhangelskoi oblasti [The Research on differentiation performance of population on the example of the Arkhangelsk Region] // Fundamental'nye issledova-niya v sovremennom mire [Fundamental researches in modern world]. 2014. Vol. 2. №6. P.78-80.
8. Mirovoi Atlas Dannykh [World Data Atlas] ]. URL: https://knoema.ru /atlas/Российская Федерация/Архангельская область (Accessed 15.11.2017).
9. Upravlenie federal'noi sluzhby gosudarstven-noi statistiki po Arkhangelskoi oblasti i Ne-netskomu avtonomnomu okrugu [Federal State Statistics Service in the Akhangelsk Region and Nenets Autonomous Okrug]. URL: http://arhangelskstat .gks.ru /wps /wcm /connec t/rosstat ts /arhangelskstat/ru/statistics/stan dards of life/. (Accessed 17.10.2017).
10. Malo rozhayut, razvodyatsya I yeszhayut: demograficheskii portret Pomor'ya [They give little birth, divorce and migrate: demographic portrait of Pomorye]. http://www.dvinain-form.ru/society/2017/02/10/49068.html (Accessed 16.11.2017).
11. Arkhangelskii ZAGS predstavil demografi-cheskuyu statistiku za pervye shest' mesyat-sev 2017 goda [Arkhangelsk Registry Office presented the demographic statistics of the first six months of 2017]. http://dvina-news.ru/-m8ar7pvk (Accessed 15.11.2017).
12. Reiting regionov Rossii po urovnyu kachestva zhizni 2017 [Rating of the levels of life quality of the Russian Regions 2017] URL: http://basetop.ru/reyting-regionov-rossii-po-urovnyu-kachestvu-zhizni-2017/#i (Accessed 15.11.2017).
13. Rybak E.V, Fedulova A.B., Tsykhonchik N.V. Social'naya rabota s molodoi sem'ei v obsh-chestve riska: uchebnoe posobie dlya studen-tov vuzov [Social work with the young family in the society of risk: manual for students] / Ed. A.B. Fedulova. M.V.Lomonosov Northern Arctic Fed. Univ. Arkhangelsk: Northern Arctic Fed. Univ., 2016. 224 p.
14. Margulyan YaA. Social'naya bezopasnost' kak osnova obespecheniya kachestva zhisni nasele-niya Rossii [Social security as a basis of providing life quality of the population of the Russian Society] // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta tekhnologii uprav-leniya i economiki [Sci. Notes of St.Pe-tersburg Univ. of Management and Economics Technologies]. 2010. №3 (29). P.5-18.
15. Voronina T.D., Puchkina YA., Averina EA. Neformal'nye i institutsional'nye resursy so-
vremennoi sem'i v usloviyakh formirovaniya familisticheskoi sredy v regione: vozmozhnos-ti ispol'zovaniya kachestvennykh metodov is-sledovaniya [Informal and institutional resources of the modern family under formation of family environment in the region: the possibilities of using the Qualitative Research Methods] // Tomsk State Univ. Bull.: Philosophy. Sociology. Political Science. 2011. №1 (13). P.32-43.
16. Turalkina NA., Fedulova A.B. Sotsial'naya bezopasnost' sem'i v predstavleniyakh nasele-niya Arhangel'skoi oblasti [Social safety of the family in the views of the Arkhangelsk Region population] // Issledovanie sovremen-nykh problem obshchestva v kontekste social'-noi raboty: sbornik nauchnykh statei studen-tov i prepodavatelei [The study on modern prob-
lems of society in the context of social work: collected sci. works of students and professors] / Ed. A.B.Fedulova / M.V.Lomonosov Northern Arctic Fed. Univ.; Issue 4. Moscow: "Pero" Publ., 2016. P.10-15.
17. Turalkina NA., Fedulova A.B. Rol' institut-sional'nykh resursov sem'i v preodolenii problem semeinogo neblagopoluchiya [The role of institutional resources of the family in overcoming the family problems] // Issledovanie sovremennykh problem obshchestva v kon-tekste social'noi raboty: sbornik nauchnykh statei studentov i prepodavatelei [The study on modern problems of society in the context of social work: collected sci. works of students and professors] / Ed. A.B.Fedulova. Issue 5. Moscow: "Pero" Publ., 2017. P.86-90.
Статья поступила в редакцию 24.10.2017.