Научная статья на тему 'Структурно-функциональная организация и механизм налогового администрирования'

Структурно-функциональная организация и механизм налогового администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
605
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артеменко Д. А.

Налоговое администрирование представлено в виде структурно-функционального механизма, представляющего собой составляющие единое целое элементы, взаимодействие которых регулируется правовыми нормами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная организация и механизм налогового администрирования»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

29

CTPУRTУPHO-ФУHRЦИOHAЛbHAЯ ОРШИЗАЦИЯ И NEXAHH3N HAЛOГOБOГO AdNHHHCTPHPOBAHH"

Д. А. АРТЕМЕНКО

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»,

кандидат экономических наук, доцент, e-mail: [email protected]

Налоговое администрирование представлено в виде структурно-функционального механизма, представляющего собой составляющие единое целое элементы, взаимодействие которых регулируется правовыми нормами.

Ключевые слова: налоговое администрирование; налоговый контроль; налоговая система.

Коды классификатора JEL: H 20.

Эффективность налогового администрирования во многом определяется рациональной организацией структуры налоговых органов, а также элементным составом налоговых рычагов и стимулов, подбором экономических, правовых и организационных мероприятий для практической реализации налоговых отношений. Организационное обеспечение реализации фискальных полномочий налоговых органов может быть структурировано и представлено в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных с помощью правовых норм. Механизм налогового администрирования может быть представлен как комплекс функциональных приемов и методов деятельности налоговых органов по управлению налоговыми отношениями с целью достижения устойчивого прироста поступлений налоговых доходов в бюджетную систему.

Научный поиск эффективных организационно-методологических приемов налогового администрирования актуализируется в современных условиях экономической рецессии, побуждающей к изменению приоритетов целенаправленного фискального воздействия на налогоплательщиков. Налоговая система — важнейший элемент рыночных отношений, и от нее во многом зависит состояние экономических преобразований в стране. При этом эффективная налоговая система — это: во-первых, необременительная для налогоплательщиков в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговых проверок и налоговой отчетности; во-вторых, справедливая, то есть условия налогообложения должны быть равными для предприятий одной сферы, при этом налоговая система не должна позволять уклоняться от уплаты налогов; в-третьих, налоговая система, будучи априори ориентирована на фискальную цель, должна быть более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса; в-четвертых, важно разграничивать правомерную практику налоговой оптимизации от случаев криминального уклонения от налогов [3].

Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в государстве налоговой политики. При этом для проведения эффективной налоговой политики государству необходимо иметь механизм, который учитывал бы интересы всех сторон налоговых правоотношений и надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Налоговое администрирование и выступает таким механизмом, позволяющим реализовывать основные направления налоговой политики.

Следует отметить, что системные исследования механизма налогового администрирования на региональном уровне были предприняты нами в рамках проекта, поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований в 2006-2007 годах [1; 2]. Вместе с тем, концепция механизма налогового администрирования требует дальнейшего изучения вследствие динамизма социально-экономических процессов, перманентного реформирования отечественной налоговой системы, наличия накопленных противоречий распределения при помощи налоговых изъятий.

Отечественные экономисты уделили достаточно внимания теоретическим основам и практической организации в разных сферах финансового механизма. Финансовый механизм характеризуется как «совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития» [8, с. 66]. Профессором В. М.Родионовой детально исследован бюджетный механизм, определяемый ею как «комплекс специально разработанных и применяемых государством

© Д. А. Артеменко, 2GG9

ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

форм организации бюджетных отношений, а также способов, приемов, методов, обеспечивающих перераспределение финансовых ресурсов между сферами общественной деятельности, отраслями экономики и территориями страны в интересах удовлетворения общегосударственных потребностей» [5, с. 65].

Содержание налогового механизма рассматривалось в ряде научных работ. Так, Р. Г. Со-моев включает в налоговый механизм виды, формы и методы организации налоговых отношений, способы их количественного и качественного определения [7, с. 56]. Т. Ф. Юткина определяет налоговый механизм как «комплекс трех взаимодействующих финансово-бюджетных сфер деятельности, регламентированный особыми правовыми нормами всего арсенала законодательных актов государства, определяющий установление, оценку плановых, фактически исполненных и прогнозных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений (налоговое планирование), принятие научно обоснованных мер текущего вмешательства в ход исполнения бюджетов страны как стимулирующего характера (налоговое регулирование), так и санкционных мер воздействия при нарушении норм налогового законодательства (налоговый контроль)» [10, с. 147]. В. Г. Князев понимает под налоговым механизмом совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков, выделяя макроуровень налогового механизма, включающий прогнозирование, регулирование, контроль, а также микроуровень, предполагающий осуществление налогового планирования хозяйствующими субъектами [9, с. 253-255]. Л. П. Окунева рассматривает налоговый механизм как «совокупность организационно-правовых норм и экономических методов управления налогообложением» [4, с. 17].

Отдельные авторы делали попытку изучения организации и действия механизма мобилизации налогов. Так, Т. Ф. Романова выделяет в составе финансового механизма мобилизационный блок, связанный с методами формирования, распределения и перераспределения денежных средств, подчеркивая, что в нем важное место занимают налоговые, фискальные методы [6, с. 74], но не раскрывает ни его содержание, ни структуру.

Структурно-функциональный подход к теоретическому обоснованию механизма налогового администрирования как комплекса форм и методов управления налоговыми отношениями посредством специализированных государственных институтов, нацеленного на достижение стабильного поступления налоговых доходов в бюджетную систему и обеспечение баланса общественных и частных интересов, позволил сформировать представление о его мультимодальной структуре, в которой выделяются четыре основных модуля — организационный, контрольный, функциональный и правовой.

Содержание организационного модуля вытекает из задач, которые реализуются в практической деятельности Федеральной налоговой службы РФ как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и призвано обеспечить условия для реализации указанных функций всеми структурными подразделениями налоговых органов.

Контрольный модуль представляет собой центральное звено механизма налогового администрирования. Контроль, как главное содержание работы налоговых органов, пронизывает любое направление их деятельности. Это предопределяет разнообразие тактических целей и задач налогового контроля, к числу которых относятся соблюдение налогового законодательства, проверка правильности исчисления налогов и других обязательных платежей, проверка качества постановки и ведения бухгалтерского учета объектов обложения, обеспечение своевременного и полного внесения в бюджет сумм налогов, причитающихся к уплате. В современных условиях в рамках контрольного модуля обособляется аналитическая сфера, в рамках которой, наряду с анализом состояния и развития налоговых отношений, находят реализацию и развитие методы аналитического обеспечения контрольных полномочий налоговых органов.

Содержательная значимость функционального модуля определяется инструментами и процедурами организации взимания налогов, а также выполнением налоговыми органами важных задач, косвенно влияющих на соблюдение фискальных интересов государства: регистрация и ведение реестров хозяйствующих субъектов, контроль за наличным денежным обращением, лицензирование и контроль операций с подакцизными товарами, представление интересов государства в делах о банкротстве, профилактическая деятельность,

Конструкция правового модуля представляет совокупность законов, нормативно-правовых актов исполнительных органов, судебных решений, локальных нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с нормами налогового законодательства.

При этом в качестве целеполагающего результата действия механизма налогового администрирования можно определить способность налогового ведомства обеспечивать исполнение плательщиками налоговых обязательств, добиваться поступления налогов и сборов в бюджетную систему в те сроки и в тех объемах, которые предусмотрены законами о соответствующих бюджетах.

Совершенствование налогового администрирования в последние годы ориентировано прежде всего на организационные аспекты. Именно поэтому, рассматривая практические аспекты

формирования механизма налогового администрирования, следует особо выделить организационный модуль, в который включаются административная, юридическая и информационная сферы, включающие в себя разнообразные элементы.

Основным конструкционным элементом организационного модуля выступают налоговые администрации в виде системы Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений. Остальные элементы имеют сопутствующее основному элементу содержание, позволяющее организовать административную, юридическую и информационную поддержку деятельности налоговых органов России.

Содержание организационного модуля вытекает из задач, которые реализуются в практической деятельности ФНС РФ как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Положением о Федеральной налоговой службе (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506) функции ФНС России как федерального органа исполнительной власти определены как осуществление:

— контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

— контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

— контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах своей компетенции;

— государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

— представления в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Низовые инспекции организуются по типовой функциональной структуре, что позволяет повсеместно применять типовые технологические процессы, облегчающие многие операции за счет автоматизации налоговых процедур и их методической поддержки. В результате, за счет использования единых нормативных, методических, инструктивных, технических, программных средств и материалов обеспечивается наиболее рациональное использование трудовых и материальных ресурсов, создаются возможности совершенствования деятельности всей системы налоговых органов за счет единообразных управленческих решений.

Особое место среди организационно-административных мероприятий занимает обеспечение условий для реализации указанных функций всеми структурными подразделениями налоговых органов. Поэтому вышестоящие налоговые органы систематически проводят обследования и проверяют работу своих территориальных органов на всех уровнях, принимают меры к устранению недостатков и нарушений, а также заслушивают отчеты руководителей территориальных органов о состоянии контрольной работы, оказывают методическую и практическую помощь в ее организации, изучают и распространяют положительный опыт работы.

Накопление в налоговых органах значительного объема информации, в том числе конфиденциального характера, требует соответствующей организации информационной системы. Составными элементами такой системы выступают методы получения, хранения и передачи информации. Организация приема отчетности в электронном виде является основным направлением совершенствования форм и методов взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в процессе приема налоговой отчетности. Практикой выработаны два способа приема отчетности в электронном виде:

— на магнитных носителях с представлением бумажных документов;

— по телекоммуникационным каналам связи — без бумажных носителей.

Прием отчетных данных на магнитных носителях позволяет сразу, после проверки и оформления арифметических ошибок камеральной проверки, ввести в базу данных электронный образ документа, не затрачивая на это ресурсы рабочего времени инспектора. В результате начисление налогов в карточки лицевых счетов плательщиков производится путем автоматического переноса информации по всем программным продуктам. Автоматизируется процесс составления налоговой отчетности.

Представление отчетности на магнитных носителях не устраняет необходимости посещения налоговых инспекций налогоплательщиками. Эта проблема решается при внедрении бесконтактных форм взаимодействия, что становится возможным при переходе на безбумажные технологии представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Возможность сдачи налоговой отчетности в электронном виде по каналам связи позволяет оперативно принимать отчетность налогоплательщика и выдавать ему соответствующее подтверждение факта приема, а также существенно снизить потери рабочего времени налогоплательщиков в очередях.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

Сложность вопроса привлечения налогоплательщиков к участию в обеспечении работы программных систем налоговых органов связана прежде всего с проблемами мотивации. При этом преимущества электронного документооборота для определенных категорий плательщиков не превалируют над необходимостью нести дополнительные материальные и финансовые затраты по подключению к системе. Поэтому перед налоговыми органами остро стоит проблема проведения разъяснительной работы с налогоплательщиками, доведения до них основных принципов и преимуществ данного способа представления отчетности, требований к техническим и программным средствам и привлечения их к сдаче отчетности в электронном виде. При этом принудительное внедрение является недопустимым.

В составе механизма налогового администрирования обособленно выделяется правовой модуль, значение которого весьма велико, поскольку налоговые отношения в России, в силу требований Налогового кодекса, осуществляются в границах правового поля. При этом следует иметь в виду, что налоговое законодательство весьма специфично и существует относительно обособленно в общей системе права. Такой подход законодателя соответствует мировой практике. Определения Налогового кодекса предполагают учет положений смежных отраслей законодательства (гражданского, семейного, трудового и др.) при приоритете значений юридических определений, принятых в целях налогообложения. Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ, институты, нормы и понятия в налоговом праве применяются в том значении, в котором они определены в налоговом законодательстве. И только при отсутствии подобного определения могут применяться их значения, определенные соответствующими законами других отраслей права.

Формируя правовой модуль механизма налогового администрирования и определяя его нормативную базу, следует исходить из иерархичности конструкции норм налогового права, основанной на верховенстве федеральных законов. В основе правового модуля находится налоговое законодательство. Налоговым законом признается нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в установленном порядке представительным органом государственной власти. Налоговое законодательство регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию обязательных платежей налогового характера, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования решений, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Приоритетное положение в налоговом законодательстве занимает Конституция Российской Федерации, а также международные договоры и налоговые соглашения. На конституционных нормах основывается система налоговых законов, состоящая из Налогового кодекса, федеральных налоговых законов, законов и иных нормативных актов законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, нормативных актов представительных органов местного самоуправления.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы организации налогообложения, включающие в себя:

— основания для возникновения (либо изменения, прекращения) налогового обязательства и порядок исполнения обязанности по уплате налогов;

— принципы установления, введения в действия либо отмены региональных и местных налогов;

— права и обязанности участников налоговых отношений;

— формы и методы налогового контроля;

— ответственность за совершение налоговых правонарушений;

— порядок обжалования решений и действий налоговых органов.

В первой части Налогового кодекса законодательно закреплены и получили дальнейшее развитие конституционные права и гарантии, а также обязанности. Среди них можно выделить такие, как обязанность каждого платить законно установленные налоги; невозможность лишения кого-либо имущества иначе как по решению суда; недопустимость придания законам, ухудшающим положение плательщиков, обратной силы; обеспечение целостности единого экономического пространства; экономическая обоснованность вводимых налогов и недопущение произвольности их установления; презумпция невиновности плательщика; трактовка неясных и противоречивых положений налогового законодательства в пользу плательщика и др. Знание положений Конституции позволяет правильно ориентироваться в решении достаточно сложных и неоднозначных проблем налогообложения.

Налоговый кодекс определяет также состав законодательства о налогах субъектов РФ и муниципальных образований. В него включены отдельные законы и иные нормы, принятые в соответствии с кодексом, то есть при соблюдении всех общих принципов, в нем содержащихся. Налоговым кодексом закреплено право федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов государственных внебюджетных фондов, таможенных органов издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения. При этом издание подобных актов должно производится только в случаях, предусмотренных законодательно, а принятые акты не могут противоречить, дополнять или изменять законодательство о налогах и сборах.

В частности, случаем законодательного закрепления нормативного статуса правового акта Министерства финансов РФ является утверждение финансовым ведомством форм налоговых деклараций и порядка их заполнения, поскольку выполнение указаний финансовых органов по соблюдению методики составления налоговой декларации является обязанностью плательщика в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Приказы, инструкции и методические указания, издаваемые налоговыми и финансовыми органами, не относятся к актам законодательства и обязательны только для подразделений этих органов. Вместе с тем в качестве элемента нормативной базы налогового администрирования целесообразно включить методические разработки налоговых органов. Необходимо отметить также, что в условиях усложнения норм налогового законодательства возникает потребность в официальном толковании его отдельных положений, что с 2007 года законодательно вменено в обязанность финансовых органов и, соответственно, расширяет сферу нормативно-правовых источников.

В Налоговом кодексе сформулированы жесткие требования к налоговому законодательству, при несоблюдении которых нормативный правовой акт может быть в судебном порядке признан не соответствующим кодексу. Среди критериев несоответствия можно выделить: 1) издание правового акта органом, не имеющим на это полномочий, либо с нарушением установленной процедуры; 2) отмена либо ограничение прав, полномочий и обязанностей участников налоговых отношений, установленных кодексом; 3) запрет на действия участников налоговых отношений, разрешенные кодексом; 4) разрешение на действия участников налоговых отношений, запрещенные кодексом; 5) изменение оснований, условий и последовательности действий участников налоговых отношений; 6) изменение содержания понятий и терминов кодекса, а также иные противоречия общим началам либо буквальному смыслу конкретных положений кодекса. Учитывая вышеприведенные критерии, необходимо проведение тестирования нормативных актов на соблюдение установленных принципов.

Судебная система Российской Федерации включает в себя три вида правосудия: конституционное, арбитражное и судов общей юрисдикции. Совокупность судебных актов как результатов рассмотрения конкретных дел называется судебной практикой. Кроме того, к судебной практике можно отнести и руководящие разъяснения высших судебных органов по вопросам применения законодательства по конкретным проблемам. Значимость судебной практики для применения налогового законодательства трудно переоценить, несмотря на неоднозначность мнения специалистов относительно того, можно ли включать судебную практику в систему права. В современных условиях именно судебная практика играет ведущую роль в понимании и толковании норм налогового законодательства, устраняя пробелы и несоответствия, допущенные законодателем. Однако при включении судебной практики в состав нормативной базы налогового администрирования следует учесть проблему оценки обстоятельств конкретной ситуации судом, поскольку принятие судебного решения в спорной ситуации в пользу плательщика во многом определяется безупречностью действий последнего.

С вступлением в силу специальных глав Налогового кодекса РФ, посвященных раскрытию механизма исчисления и взимания отдельных видов налогов, в состав актов, формирующих нормативную базу налогового администрирования, может быть включен и еще один, четвертый уровень, а именно — учетная политика организации в целях налогообложения.

Комплексное применение на практике всех форм правовой регламентации налоговых отношений позволяет обеспечить соблюдение как государственных интересов, так и интересов налогоплательщиков и иных участников налоговых отношений.

Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Между тем в последнее десятилетие в Российской Федерации появились тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования. В результате неоправданно высокое бремя налогов возлагается на рядовых налогоплательщиков и на производительный сектор экономики в целом, в то время как представители финансово-банковского сектора, сферы биржевой торговли, крупномасштабных международных валютных и кредитно-финансовых операций криминального бизнеса, искушенные в финансовых технологиях и пользующиеся услугами высококвалифицированных консультантов, обеспечили себе на практике налоговый иммунитет. Сложившаяся ситуация актуализирует разработку мероприятий по упрощению системы налогообложения, ликвидации наиболее явных пробелов в законодательстве, позволяющих состоятельным лицам вполне легально уклоняться от выполнения своих налоговых обязательств, по формированию атмосферы доверительных, основанных на взаимопонимании отношений с рядовыми налогоплательщиками. Налоговая система должна быть адекватна изменениям в хозяйственном механизме, что предполагает создание новых подходов к налоговому администрированию, совершенствование контрольных мероприятий и аналитических приемов, нацеленных на предупреждение, оперативное выявление и своевременное пресечение противоправных действий в налоговой сфере.

Это, в свою очередь, определяет необходимость создания целостного механизма, обеспечивающего организационные основы контрольно-экономических мероприятий, их планирования и проведения. Основными направлениями контроля за соблюдением налогового законодательства

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

являются проверка правильности исчисления налогов и других обязательных платежей и качества ведения бухгалтерского учета объектов обложения, обеспечение своевременного и полного внесения в бюджет сумм причитающихся налогов.

Теория административного права, изучающего нормативное регулирование системы государственного управления, утверждает, что управленческой деятельностью от имени государства могут заниматься только административные органы. При этом административное отношение основано на неравенстве сторон и наделении управляющей стороны властными полномочиями, позволяющими добиться исполнения соответствующих обязанностей от другой стороны. С правовой точки зрения далеко не все налоговые правоотношения могут быть отнесены к числу управленческих. Так, отношения по установлению и введению налогов и сборов не классифицируются как управленческие, поскольку они реализуются не в силу наличия административных полномочий у органов, принимающих акты законодательства о налогах и сборах, а в силу наличия суверенных прав публичного субъекта — государства. Отношения, возникающие в процессе взимания налогов и сборов, также не считаются управленческими, поскольку одной из сторон в этих отношениях опять же выступает публичный субъект — государство, а не орган административной юрисдикции. С юридической точки зрения управленческими отношениями признаются действия по осуществлению налогового контроля, поскольку в них в полной мере реализуются административные полномочия налоговых контролеров, а также отношения, возникающие при привлечении к налоговой ответственности лиц, виновных в совершении налоговых правонарушений.

Важными составляющими процесса налогового администрирования являются налоговые проверки со всеми присущими им процедурами: от выбора объекта до оформления постановления о наложении санкций по их результатам, а также взыскания в бюджет задолженности по налогам и сборам, по пеням и санкциям за нарушения налогового законодательства. Предварительный анализ состава плательщиков на стадии подготовки контрольных мероприятий позволяет выявить потенциальных нарушителей налогового законодательства, сосредоточить контрольные усилия на недобросовестных плательщиков (налоговых агентов), что способствует удешевлению налогового контроля, достижению эффективности контрольно-экономической работы, обеспечению приращения бюджетных доходов.

Следует учитывать, что в соответствии с действующим законодательством налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков — юридических лиц и за проведение их документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и других платежей не реже одного раза в два года. При этом документальная проверка может не проводиться в этот срок, если налогоплательщик своевременно представляет документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; если последняя проверка не выявила нарушений налогового законодательства; если увеличение размера имущества или иного объекта налогообложения организаций документально подтверждено; если отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика или свидетельствующие о наличии нарушений налогового законодательства.

Учетные процедуры в системе контрольно-аналитических мероприятий включают в себя прием, ввод в базу данных и проверку бухгалтерской и налоговой отчетности, иных сведений от налогоплательщиков, а также ведение лицевых счетов, выявление недоимок и переплат, их взаимозачеты, возврат излишне уплаченных сумм, начисление пени, информирование плательщиков о результатах этой работы.

Основные направления аналитической работы налоговых органов сводятся к следующим:

— обобщение практики применения законодательства о налогах и сборах, анализ отчетных и статистических данных, результатов налоговых проверок;

— изучение опыта деятельности налоговых органов зарубежных стран и разработка предложений по его использованию в России;

— подготовка предложений по совершенствованию налоговой политики, организация с этой целью проведения научно-исследовательских работ в области налогообложения;

— обоснование направлений развития и совершенствования налогового законодательства, валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также законодательства о государственной регистрации юридических лиц;

— планирование налоговых поступлений, участие в разработке проектов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

Повышению уровня налоговых поступлений может способствовать как внесение изменений и дополнений в действующее законодательство о налогах и сборах, так и улучшение налогового администрирования. Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию инвестиций), а с другой стороны — большую открытость информации о плательщиках и сужение возможностей для уклонения от налогообложения.

Переориентация функции налоговой системы с фискальной на стимулирующую позволит без ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования, создавая предпосылки для экономического роста и притока инвестиций в производственную сферу, что, в свою очередь, позволит создать надежный фундамент для обеспечения стабильных поступлений в казну государства.

При этом в качестве целеполагающего результата действия механизма налогового администрирования можно определить способность налоговых органов обеспечивать исполнение плательщиками налоговых обязательств, добиваться поступления налогов и сборов в бюджетную систему в те сроки и в тех объемах, которые предусмотрены законами о соответствующих бюджетах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артеменко Д. А., Хашева З. М., Белокрылова О. С., Поролло Е. В., Налоговое администрирование

и налоговый контроль: теория и практика: Монография. Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2006.

2. Артеменко Д. А. Хашева З. М., Поролло Е. В. Налоговое администрирование: теория, механизм, ре-

гиональная практика: Монография. Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2007.

3. Выступление В. В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 26 мая 2004 г. // Российская газета. 2004. 27 мая.

4. Окунева Л. П. Налоги и налогообложение в РФ. М.: Финстатинформ, 1996.

5. Родионова В. М. Государственный бюджет СССР и его роль в сбалансированном развитии экономики. М.: Финансы и статистика, 1985.

6. Романова Т. Ф. Финансовый механизм бюджетных учреждений: теория и методология. М.: Финансы и статистика, 2002.

7. Сомоев Р. Г. Общая теория налогов и налогообложения : учебное пособие. М.: ПРИОР, 2000.

8. Финансы / под ред. В. М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1994.

9. Финансы рыночного хозяйства. Энциклопедия рыночного хозяйства. М.: Экономическая литература, 2002.

10. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 147.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.