УДК 378
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ЛИЧНОГО СОСТАВА АВАРИЙНОСПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Анатолий Вячеславович Буханов, соискатель,
Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию структурнофункциональной модели управления профессиональной подготовкой личного состава аварийноспасательных формирований ракетных комплексов. Данная модель раскрывает содержание технологии управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований, процесса их обучения, а также функции, средства, формы и методы управленческой деятельности. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность разработанной структурно-функциональной модели управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов.
Ключевые слова: структурно-функциональная модель; аварийно-спасательные формирования; управление профессиональной подготовкой; ракетные комплексы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p31-35
STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL FOR THE MANAGEMENT OF VOCATIONAL TRAINING OF STAFF OF THE MISSILE DEFENSE SYSTEMS
RESCUE FORMATIONS
Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
St. Petersburg State Polytechnical University,
Anatoly Vyacheslavovich Bukhanov, the competitor,
Military space academy of A.F. Mozhayskogo, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of researches of authors on justification of structurally functional model of vocational training management for the staff of rescue formations of missile systems. This model reveals the content of management technology for the vocational training of staff of rescue formations, process of their training, and also the functions, means, forms and methods of administrative activity. In the course of pedagogical experiment, the high efficiency of the developed structurally functional model for the management of vocational training of staff of rescue formations of missile systems has been proved.
Keywords: structurally functional model, rescue formations, management of vocational training, missile systems.
В современных условиях неизмеримо возрастают требования к всесторонней подготовленности личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Поскольку на аварийно-спасательные формирования ракетных комплексов возлагается высокая ответственность по организации противопожарной и другой защиты этих объектов. В последние годы значительно возросла аварийность при запуске ракет. Большинство пожаров и аварийных ситуаций связано с человеческим фактором, низким уровнем профессиональной подготовленности личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов, недостаточным профессионализмом должностных лиц, ответственных за обеспечение безаварийной эксплуатации ракетных комплексов. Все это свидетельствует о нерешенности ряда вопросов, связанных с управлением профессиональной подготовкой аварийно-спасательных формирований ракетных комплек-
сов.
Практика показывает, что эффективное управление профессиональной подготовкой аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов устанавливает правильную систему работы должностных лиц по предупреждению аварийности и пожаров на военной технике, способствует безопасности эксплуатации ракетного вооружения [15].
Безопасность эксплуатации ракетных комплексов обеспечивается:
- высоким уровнем подготовленности аварийно-спасательных формирований;
- точным выполнением всех требований эксплуатационной, проектной и нормативно-технической документации;
- своевременным и качественным проведением организационных и технических мероприятий;
- оборудованием боевых постов, рабочих мест техническими средствами, необходимыми при эксплуатации ракетного вооружения, обеспечением личного состава всеми предусмотренными средствами защиты, эксплуатационной и другой документацией;
- своевременным и качественным проведением инструктажей с личным составом, предусмотренных соответствующими нормативно-техническими и руководящими документами, проверок уровня знаний устройства ракетного вооружения, правил его эксплуатации, требований безопасности и практических навыков по их выполнению [13].
В приказе командующего Космическими войсками № 180 от 21 сентября 2003 года отмечается, что организация и обеспечение безопасной эксплуатации ракетного вооружения являются неотъемлемой составной частью служебной деятельности командиров и начальников. Командиры и начальники всех степеней обязаны постоянно изучать правила по безопасности, возможные источники возникновения происшествий и на этой основе квалифицированно принимать меры по их предупреждению и устранению. В целях обеспечения безопасности эксплуатации ракетных комплексов командиры и начальники всех степеней обязаны выполнять управленческие мероприятия: разработку руководящих и отчетных документов; подбор, расстановку и обучение личного состава аварийноспасательных формирований ракетных комплексов; подготовку техники и средств защиты.
Таким образом, управление профессиональной подготовкой аварийноспасательных формирований ракетных комплексов представляет собой деятельность, регламентируемую правовыми, нормативными, руководящими и методическими документами по осуществлению организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий, направленных на обеспечение безаварийной эксплуатации ракетных комплексов и сохранение здоровья личного состава.
В то же время проведенный нами анализ программ профессиональной подготовки аварийно-спасательных формирований, содержания этого процесса показывает, что их направленность не в полной мере способствует эффективному повышению готовности личного состава к ликвидации пожаров и обеспечению безаварийной эксплуатации ракетных комплексов. Это связано с низкой эффективностью системы управления их профессиональной подготовки. Практика показывает, что не до конца решены вопросы, связанные с предупреждением происшествий на ракетных комплексах, повышением эффективности управления безопасностью эксплуатации ракетного вооружения. Изучение и анализ руководящих документов свидетельствует, что не эффективное проведение организационно-технических и управленческих мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации ракетных комплексов, не в полной мере способствует повышению уровня, профессиональной подготовленности личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Это приводит к снижению эффективности их профессиональной деятельности при ликвидации пожаров и происшествий на ракетных комплек-
сах.
В целях преодоления указанных противоречий, нами была разработана структурно-функциональная модель управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов. Данная модель представлена на рисунке 1.
Система управления безопасностью эксплуатации ракетных комплексов
Технология управления профессиональной подготовкой личного состава аварийноспасательных формирований
I этап «Предварительный» II этап «Планирования» III этап «Реализационный» IV этап «Аналитический»
Основные задачи этапов:
- изучение исходного уровня подготовленности личного состава; - изучение руководящих документов; - принятие решений по организации профессиональной подготовки личного состава. - разработка документов планирования; - создание аварийноспасательных групп; - обеспечение процесса профессиональной подготовки. - организация профессиональной подготовки аварийноспасательных формирований; - подготовка руководителей занятий; - проведение теоретических и практических занятий на полигоне. - сравнение полученных результатов с планируемыми; - оценка уровня подготовленности личного состава; - корректировка процесса подготовки.
Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности процесса управления профессиональной подготовкой
Организация процесса профессиональной подготовки личного состава
Концептуальные основы подготовки: цель, задачи, принципы, содержание
Функции управления профессиональной подготовкой: планирование, подготовка руководителей занятий, контроль, учет, мотивация и др.
Средства, методы и формы подготовки личного состава и управления этим процессом
Результат управленческой деятельности:
оценка и корректировка деятельности командиров и процесса подготовки личного состава
Рис.1. Структурно-функциональная модель управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов
Эта модель раскрывает содержание технологии управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований, процесса их обучения, а также функции, средства, формы и методы управленческой деятельности. Эти компоненты являются определяющими для любой модели управления [4-12].
Объективным показателем высокой эффективности разработанной структурно-
функциональной модели управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований служили показатели совместной деятельности при проведении аварийно-спасательных работ. Испытуемые экспериментальной группы более эффективно выполняли комплексные профессиональные задачи при проведении аварийно-спасательных работ. В экспериментальной группе эти результаты в среднем были выше на 18-20% по сравнению с испытуемыми контрольной группы.
ВЫВОД. В ходе проведенного исследования выявлено, что создание, оснащение и организация подготовки аварийно-спасательных формирований является важнейшим компонентом системы управления безопасностью ракетных комплексов. Разработанная модель управления профессиональной подготовкой личного состава аварийноспасательных формирований ракетных комплексов позволяет в значительной степени повысить качество обучения спасателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.
2. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.
3. Болотин, А. Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.
4. Болотин, А. Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы /
A.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2011. - № 9 (79). - С. 164-169.
5. Болотин, А. Э. Технология управления спортивной работой в Вооруженных силах Анголы с учетом военно-прикладной направленности системы физической подготовки / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 10-14.
6. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-36.
7. Болотин, А.Э. Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 34-39.
8. Болотин, А.Е. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А. Е. Болотин,
B.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97).
- С. 35-41.
9. Пашута, В.Л. Проблемы правового обучения преподавателей вузов МО РФ / В. Л. Пашута // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 5 (9). - С. 224-230.
10. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В. А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006.
- Вып. 21. - С. 83-86.
11. Чистяков, В. А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурнооздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 91-100.
12. Чистяков, В.А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), “Requirement made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.
3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.
4. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z.-A (2011), “Model of management of physical preparation in Angola”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 164-169.
5. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z.-A (2011), “Technology of management of sports work in Armed forces of Angola taking into account a military and applied orientation of system of physical preparation ”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 10-14.
6. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (2013), “Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia ” Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-36.
7. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (2013), “Technology of management of development of legal literacy at heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 34-39.
8. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Structure and content of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
9. Pashuta, V.L. (2010) “Problem of legal training of teachers of higher education institutions of MO Russian Federation”, Actual problems of physical and special preparation of power structures, Vol. 9, No. 5 pp. 224-230.
10. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Pryhoda G.A. (2005), “The process of marketing activities in the field of health and fitness services, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 18, pp. 91-100.
11. Chistyakov, V.A. and Aronov, G.Z. (2006), “Simulation in the field of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 21, pp. 83-86.
12. Chistyakov V.A. (2010), “Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 5, pp. 118-122.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.09.2013.