нальной сферы подростков в процессе их социально-педагогической адаптации к средней школе важна реализация следующих педагогических условий:
1. Создание комфортной творческой среды, которая обеспечивается эстетичностью обстановки, атмосферой приятия, стимулированием творческой активности учеников.
2. Отбор содержания музыкальных занятий.
3. Индивидуализация социально-педагогической и психологической поддержки подростков на этапе перехода в базовое звено средней школы.
4. Организация социально полезной деятельности учащихся.
Развитие эмоциональной сферы подростков в процессе музыкальной деятельности на этапе их социально-педагогической адаптации к среднему звену школы обеспечивается объединением всех участников адаптивного процесса общей идеей музыкальной деятельности, эмоционального общения; организацией гуманистического, творческого климата обучения и воспитания; становлением позиции подростков как авторов и соавторов образовательного процесса, эффективными адаптационными механизмами, обеспечивающими нарастание их ответственности, активности, творчества, самостоятельности.
Успешное проведение экспериментальной работы, достижение положительного воспитательного эффекта, а также ряд новых проблем, возникших в процессе её осуществления, открывают перспективы для дальнейших исследований, связанных с изучением социально-педагогической адаптации подростков средствами музыкальной деятельности при переходе в среднее звено общеобразовательной школы.
Литература
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев // Избр. психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности /
А.Г. Асмолов. М., 1990.
3. Выготский, Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский. М., 1986.
4. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат,1986.
5. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М., 1989.
Е.А. ШАЛЫГИНА (Волгоград)
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Представлена авторская модель развития познавательного интереса в виде триединой системы «знания - самопознание - деятельность как ценности».
В последние годы при смене парадигмы образования, обращенной к ученику как субъекту образовательного процесса, повышается значимость развития познавательного интереса. Несмотря на научные достижения последних лет, интерес продолжают понимать, как и в предыдущие десятилетия, без учета специфики социокультурных изменений в обществе, недостаточно разработаны вопросы педагогической поддержки процесса развития интереса к учебной деятельности.
Анализ словарных определений и классических дидактических трудов (Б.Г. Ананьев, В.Б. Бондаревский, В.С. Ильин, Н.Г. Морозова, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина) показал неоднозначность в определении сущности понятия «познавательный интерес». Педагоги и психологи по-разному определяют и характеризуют интерес и его структуру, но основа интереса ими понимается одинаково - это устойчивая, избирательная направленность личности человека на познание предметов и явлений окружающего мира, активизирующая психические процессы (мотивы и эмоции), деятельность и познавательные возможности. В рамках нашего исследования интерес - это активное познавательное отношение человека к миру, конкретным объектам, вызванное осознанием их значимости и эмоциональной привлекательности.
Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в познавательном интересе огромный потенциал для развития личности ученика в целом. Многими исследователями была доказана способность интереса влиять на разностороннее развитие личности (В.В. Сериков, Ф.К. Савина); мировоззрение (В.Б. Бондаревский, В.С. Ильин, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина); убеждения (И.А. Зимняя, А.Г. Ковалев), а также выявлена способность познавательного инте-
© Шалыгина Е.А., 2008
реса активизировать деятельностный процесс (В.М. Вергасов).
Развитию познавательного интереса посвящены исследования Г.И. Щукиной,
Н.Г. Морозовой. Критерии и мотивы развития познавательного интереса к учебным предметам описаны в трудах В.В. Давыдова, А.К. Марковой, А.Я. Миленького, Д.Б. Эльконина. Возрастная динамика познавательного интереса показана в исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эль-конина. В педагогической литературе определены условия и пути эффективного развития познавательного интереса (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Д. Зверев, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скат-кин, Д.И. Трайтак).
В определении роли познавательного интереса исследователи (Г.И. Щукина,
Н.Г. Морозова, В.Б. Бондаревский,
В.С. Ильин) сходятся во мнении, что он 1) способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям; 2) помогает созданию личностных ценностей; 3) создает благоприятные возможности для развития активности и самостоятельности учащихся; 4) является важнейшим звеном гармоничного развития личности, нейтрализующим ее равнодушие и инертность.
Рядом авторов отмечается влияние интереса на развитие целостной личности: интерес способен воздействовать на интегративные свойства личности, такие как мировоззрение, убеждения, свобода личности в выборе средств и целей деятельности (В.В. Сериков); интерес имеет много характеристик, а значит, и большое влияние на личность (Ф.К. Савина); познавательная деятельность находится в прямой зависимости от уровня сформированности познавательного интереса (Н.Я. Лапина). М.В. Потоцкий утверждает, что интерес к учению надо рассматривать как один из мощных факторов обучения.
На наш взгляд, весьма продуктивными для исследования познавательного интереса в современных условиях являются выводы представителей экзистенциальной психологии (Д.А. Леонтьев, В.И. Слобод-чиков и др.) по проблемам становления и функционирования ценностно-смысловой сферы человека.
Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех значимых
для личности процессов, объединенных активным отношением к избранной области познания, учебной деятельности. Познавательный интерес - это также показатель общего развития личности школьника. Познавательный интерес в общем развитии личности и в обеспечении развивающей функции обучения в одном случае является побудителем, мощным двигателем, в другом - результатом [1].
Познавательный интерес представляет собой систему взаимосвязанных, важнейших для развития личности психических процессов: интеллектуальные - логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение); эмоциональные - переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью; регулятивные - волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений; творческие - воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов.
В своем исследовании мы, опираясь на структурно-функциональную модель
Н.У. Садыковой [2], разработали авторскую модель развития познавательного интереса. Познавательный интерес в ней нами представлен в виде триединой системы ценностей: знания как ценность, самопознание как ценность и деятельность как ценность. Каждый из структурных компонентов имеет свою сущностную характеристику, раскрывающуюся через соответствующие функции.
Знания как ценность имеют предметную (объективную) направленность и состоят в том, что предмет интереса черпается из объективной действительности. Данная сущностная характеристика познавательного интереса носит избирательный характер, т. е. обращается внимание только на те объекты и явления, которые выделяются из общей массы в данный момент. Сосредоточенность на определенном объекте зависит от эмоционального отношения личности к этому объекту или явлению. Познавательный интерес возникает только в том случае, если объект имеет ценность для субъекта, представляет для него жизненную значимость. В нашем исследовании предметом (объектом) познавательного интереса являются знания. Активное познавательное отношение человека к объекту (знаниям), вызванное осо-
знанием его значения и эмоциональной привлекательности, раскрывается через следующие три взаимодополняющие и взаимо-переходящие друг в друга функции познавательного интереса.
1. Избирательная функция выделяет из объективной действительности объекты (предметы), классифицирует их по степени важности для личности, определяет отношение к ним и, как следствие, способы действия (деятельности) с ними. Данная функция помогает выделить знания из всей системы ценностей и сформировать к ним (знаниям) при помощи побудительной функции отношение как к великой ценности человека, в рамках одного урока -заострить внимание ученика на наиболее важных моментах темы, а в организации процесса обучения - подобрать соответствующие возрастным особенностям подростков методы обучения.
2. Ориентирующая функция имеет прямую связь с избирательной функцией и помогает не только определять наиболее важные с точки зрения цели объекты и свое отношение к ним, но и создавать условия для более глубокого их понимания. В рамках одного урока эта функция выражается в том, что педагог не только указывает в назывном порядке на значимые моменты, но и при помощи обширного арсенала педагогических средств формирует определенное ценностное отношение к данным объектам (предметам) познавательного интереса.
3. Побудительная или энергетико-ди-намическая функция определяет отношение к предмету в целом и отдельным темам в частности; задает динамику деятельности, ее эмоциональный фон, силу; определяет отношение ученика к получению новых знаний; помогает наладить обратную связь с учителем. Эта функция имеет первостепенное значение при организации учебной деятельности, т.к. интерес возникает из эмоционально-познавательного переживания и при благоприятных условиях переходит в эмоционально-познавательную направленность личности. Задача учителя как организатора учебного процесса - создать эти благоприятные условия (а именно положительный эмоциональный фон, который активизирует все возможности учеников для обоюдной созидательной работы на уроке) и раскрыть в педагогическом процессе объективные воз-
можности, интересные стороны, явлений окружающей жизни.
Следующий структурный компонент познавательного интереса - самопознание как ценность. Он раскрывается через такую сущностную характеристику, как личностная направленность (осознанность), которая состоит в том, что с помощью интереса человек привносит личностное начало в изучение мира. Интерес здесь выступает как духовный источник активности, как условие жизни людей через духовное соучастие и одухотворение, т.е. мы можем сделать наше бытие ценностью. Данный структурный компонент раскрывается, в свою очередь, через следующие две взаимосвязанные функции:
1. Созидательная функция, направленная на развитие качеств личности, представляет собой своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека. Познавательный интерес входит в структуру личностных свойств не только своей побуждающей стороной, он проникает в характерологические черты. Пытливость, любознательность, причастность к происходящим событиям - все сопряжено с интересом, который проявляется в любых обстоятельствах. Поэтому в рамках учебно-воспитательного процесса необходимо развивать интерес как ценное свойство личности, как важнейшее звено гармоничного развития личности, нейтрализующее ее равнодушие и инертность, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию, используя для этого в том числе и средства педагогической поддержки.
2. Мировоззренческая функция обеспечивает участие интереса как внутреннего стимулятора, который постоянно подталкивает личность к познанию, открывает перед ней новые перспективы, позволяет переживать радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, в формировании системы знаний, убеждений, социальной позиции личности, а в итоге -её отношения к системе ценностей.
И последний структурный компонент, составляющий триединую систему модели познавательного интереса, - деятельность как ценность, раскрывающаяся через такую сущностную характеристику, как социокультурная обусловленность. В общем понимании интерес выступает как реаль-
ная причина социальных действий людей, в частном понимании, применительно к учебно-воспитательному процессу, от интереса зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности с ее социальным смыслом и установками [3].
Деятельность как ценность, имеющая социокультурную обусловленность, образуют следующие три взаимодополняющие функции:
• Смыслообразующая функция включает человека в процесс деятельности и управления ею. В рамках одного урока эта функция раскрывается следующим образом: ученик, «выбрав» объект интереса и определив свое личное отношение к нему, приступает к деятельности с ним (объектом): ознакомление, глубокое изучение и т. д. Задача педагога на этом этапе - вовремя вовлечь ученика в деятельностный процесс и умело им управлять.
• Регуляторная функция обеспечивает согласованность деятельности и определенную степень саморегуляции благодаря волевым устремлениям, целенаправленности, настойчивости, внимательности.
• Компенсационная функция восполняет недостатки в определенной области деятельности за счет усиления развития в другой. Эта функция позволяет также реализовать индивидуальный подход в обучении, развивая познавательный интерес у разных по успеваемости групп учащихся.
Данная авторская модель отличается четкостью в выделении структурных компонентов, обоснованностью их функций и раскрывает механизм развития структурных компонентов познавательного интереса через соответствующие функции, что в итоге приводит к развитию познавательного интереса в целом.
Литература
1. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М., 1990.
2. Садыкова, Н.У. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной деятельности: дис. ... канд. пед. наук / Н.У. Садыкова. Волгоград, 1997.
3. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. М., 1971.