Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель профессионального становления студентов вуза в процессе обучения рабочей профессии'

Структурно-функциональная модель профессионального становления студентов вуза в процессе обучения рабочей профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ / ПОДГОТОВКА ПО РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / MODEL / THE STRUCTURAL COMPONENTS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / MOTIVATION / TRAINING WORK PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузанов Б. Н., Кривоногова А. С.

В статье раскрыты особенности подготовки студентов профессионально-педагогического вуза в процессе обучения рабочей профессии. Представлена структурно-функциональная модель, которая может использоваться в качестве научной основы для разработки системы профессиональной подготовки студентов по рабочей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF PROFESSIONAL FORMATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE TEACHING OF WORK PROFESSION

In the article the features of training of students in professional and teaching institution in the process of apprenticeship are revealed. The structural and functional model that can be used as a scientific basis for developing a system of training students for the work profession is presented.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель профессионального становления студентов вуза в процессе обучения рабочей профессии»

УДК 378 Б. Н. Гузанов, д-р техн. наук, проф.,

зав. кафедрой Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ), г. Екатеринбург, e-mail: [email protected] А. С. Кривоногова, ст. преп. РГППУ, г. Екатеринбург, e-mail: [email protected]

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ

В статье раскрыты особенности подготовки студентов профессионально-педагогического вуза в процессе обучения рабочей профессии. Представлена структурно-функциональная модель, которая может использоваться в качестве научной основы для разработки системы профессиональной подготовки студентов по рабочей профессии.

Ключевые слова: профессиональное становление, модель, подготовка по рабочей профессии, структурные компоненты профессионального становления, мотивация.

Профессионально-педагогическое образование представляет собой самостоятельный вид высшего профессионального образования, которое имеет существенную специфику в части целей, содержания и образовательных технологий. Данный вид образования содержательно ориентирует выпускников не на отдельный учебный предмет, а на содержание профессионального обучения по целой группе родственных профессий [1]. Важную роль в подобной отраслевой подготовке занимает обучение студентов рабочей профессии в соответствии с выбранной специализацией. Подготовка по рабочей профессии чаще всего направлена на формирование компетенций в области производственно-технологической деятельности, однако ее роль и место в процессе приобретения профессионально значимых качеств может быть более значимой. Мы полагаем, что подобную образовательную деятельность в профессионально-педагогическом вузе необходимо рассматривать не как самоцель, а как некую основу, организация и содержание которой способствуют формированию мотивации к учебно-профессиональной деятельности при реализации этапов профессионального становления студентов.

Все это возможно при соответствующей организации учебного процесса на основе инновационных форм и методов обучения, так как только в этом случае, как показали результаты анкетирования, достигается требуемое соотношение и уровень профессионального становления и ценностно-мотивационных качеств личности студента. Другими словами, необходимо

так спроектировать учебно-производственную подготовку в учебных мастерских, чтобы через освоение рабочей профессии, выполнение квазипрофессиональной деятельности происходило устойчивое и целенаправленное развитие положительной мотивации к обучению и освоению выбранной специальности. Профессиональная подготовка наилучшим образом может осуществляться путем реализации ком-петентностного, деятельностного, личностно ориентированного и других подходов, которые наиболее полно отражают условия процесса обучения, структуру учебной деятельности студентов, адекватные современным приоритетам российского профессионального образования.

В профессионально-педагогическом вузе одним из путей решения этой проблемы является системно спроектированная и поэтапно выстроенная подготовка по рабочей профессии в начальный период профессионального обучения при изучении дисциплины «Практикум по профессии», обеспечивающей профессиональное становление в вузе. В ходе практического обучения на основе квазипрофессиональной деятельности создаются условия, позволяющие сформировать у студентов высокий уровень мотивации к освоению будущей профессиональной деятельности. В результате подобного профессионального обучения студенты к началу освоения специализации должны понять сущность профессиональной подготовки, получить целостное представление о будущей профессионально-педагогической деятельности, освоить формы организации учебной деятельности, осознать необходи-

мость развития профильно-специализированных компетенций, иметь стремление к овладению профессией, обладать способностью к рефлексии и самооценке собственных достижений.

Для того чтобы процесс профессионального становления в ходе обучения рабочей профессии был наиболее продуктивным, необходимо создать определенные организационно-педагогические условия, которые могут быть спроектированы при разработке структурно-функциональной модели, отражающей последовательность и содержание обучения рабочей профессии с целью развития мотивационного потенциала у студентов вуза. Разработанная структурно-функциональная модель формирования компонентов профессионального становления студентов профессионально-педагогического вуза в процессе обучения рабочей профессии включает следующие блоки: целевой, методологический, содержательный, организационно-деятельностный, оценочный, результативный (рис. 1).

1. Целевой блок включает определение цели и конкретных задач, направленных на профессиональное становление студентов в вузе путем качественного преобразования ведущего мотива-ционного компонента через овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками выполнения производственно-технологической деятельности. Целевой блок выполняет функции целеполагания и прогностическую. Целепо-лагание основывается на целостности процесса подготовки по рабочей профессии и предполагает постановку целей и задач, достижение которых возможно при продуктивной реализации педагогических условий, а также координацию и регулирование деятельности субъектов в ходе обучения. Прогностическая функция заключается в прогнозировании результатов процесса подготовки по рабочей профессии, в установлении высокого уровня сформированности мотиваци-онного компонента, соответствующего требованиям диагностичности и успешности дальнейшей профессиональной подготовки студентов в вузе, в ориентации прогнозирования на изменение, развитие и сформированность остальных компонентов профессионального становления, включающих профессиональные компетенции и профессионально значимые качества.

2. Методологический блок отражает исходные теоретические положения в отношении проектирования процесса развития мотивационного компонента у студентов в процессе обучения рабочей профессии. В состав блока включены методологические подходы и система принципов, выполняющие регулятивную функцию. Методо-

логические подходы раскрывают парадигматический аспект развития мотивационного потенциала будущих педагогов профессионального обучения и представляют собой взаимосвязь теоретико-методологических и практико-ориен-тированных подходов. При проектировании структурно-функциональной модели мы ориентировались на ведущие в профессиональной педагогике принципы, содержание которых было пересмотрено с учетом современных теоретических достижений в области педагогики и психологии. К наиболее важным для процесса подготовки студентов по рабочей профессии относим принципы профессионально-педагогической направленности, целостности, научности, моделирования профессиональной деятельности, междисциплинарной интеграции.

3. Содержательный блок отражает смысловую сущность учебно-производственного процесса обучения рабочей профессии, на основе которой осуществляется развитие компонентов профессионального становления. Этот блок состоит из теоретического, практического и производственного модулей, которые определяют объем и структуру необходимого учебного материала дисциплины «Практикум по профессии» и позволяют на заданном уровне сформировать знания, умения и навыки, соответствующие выделенным компонентам профессионального становления. Функции содержательного блока: выделение составляющих профессиональных и профильно-специализированных компетенций, профессионально-педагогической направленности, профессионально значимых качеств; определение дидактических единиц дисциплины «Практикум по профессии», подлежащих усвоению на первоначальном этапе профессиональной подготовки.

4. Организационно-деятельностный блок обеспечивает последовательность формирования компонентов профессионального становления. Этот блок включает этапы профессионального становления, комплекс методов, форм и средств обучения и реализует следующие функции: организационную, формирующую и мотивационную. Организационная функция заключается в организации процесса подготовки по рабочей профессии в соответствии с поставленными целями и выделенными принципами обучения, определяющих выбор методов, форм и средств обучения. Формирующая функция состоит в развитии мотивационного потенциала как ведущего компонента профессионального становления, а также профессиональных и профильно-специализированных

ч £

«Практикум по профессии» (производственное обучение) <-

" " _

Цель: обеспечить профессиональное становление личности будущего педагога профессионального обучения в вузе.

Задача: формирование высокого уровня мотивационного компонента профессионального становления у студентов вуза.

:

Принципы:

• профессионально-педагогическая направленность;

• целостность;

• научность;

• моделирование профессиональной деятельности( контекстность);

• междисциплинарная интеграция

Подходы:

• когнитивный;

• деятельностный;

• личностно ориентированный;

• контекстно-компетентностный

ч

¡а

! &

и Ч О

О

Теоретический модуль Практический модуль Производственный модуль

Компоненты профессионального становления

Составляющие профессиональных и профильно-специализированных компетенций в области производственно-технологической деятельности

Профессионально -педагогическая направленность будущего педагога профессионального обучения

Профессионально важные качества

Этапы профессионального становления

Социализация |—^ Самоактуализация |-Ц Становление профессиональных умений |—>-| Самоанализ и самооценка

Методический компонент

Методы обучения:

• словесные (изложение нового материала, приемов выполнения операций; инструктаж; беседа; письменное инструктирование);

• наглядные (демонстрация оборудования, объектов труда; показ трудовых приемов);

• практические (упражнения в выполнении трудовых приемов, операций и комплексных работ; выполнение лабораторно-практических работ);

• активные(проблемный, игровой, поисковый);

• рефлексивные (дискуссии, решение производственно-технических задач; анализ производственных ситуаций)

Организационные формы:

обучение в мастерских и лаборатории; практикум; самостоятельная учебно-

производственная работа;

производственные

экскурсии;

конкурс

профессионального мастерства

Средства обучения:

учебно-методический комплекс; учебно-

производственное оборудование, материалы, инструменты

Организационно-педагогические условия :

• создание производственной профессионально-образовательной среды;

• совместная деятельность студентов и преподавателей по реализации целей профессиональной подготовки;

• включение в процессе подготовки комплекса активных методов, способствующих углублению в профессиональной специализации

Диагностика сформированности мотивационного компонента профессионального становления

Контроль профессиональной подготовки

Мониторинг сформированности компонентов

компетенций и успеваемости

Критерии

Оценка, анализ

Уровни

Корректировка

Профессиональный: сформированный достаточный уровень профессионального становления студентов

Социальный: сформированный мотивационный компонент, включающий учебно-познавательные, учебно-профессиональные и личностные мотивы; профессионально-ценностные ориентации, профессиональные интересы, отношение к профессиональной деятельности

Рис. 1. Структурно-функциональная модель профессионального становления студентов в процессе обучения рабочей профессии

компетенций, необходимых для выполнения производственно-технологической деятельности, профессионально значимых качеств будущего специалиста, потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании за счет становления его индивидуальности, овладения профессионально-ценностными ориентациями. Мотивационная функция проявляется в активизации учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности студентов, направленной на овладение способами действий, на результат учебной работы, на поиск и освоение информации о будущей профессиональной деятельности, а также на развитие профессиональных интересов, способствующих развитию профессионального самосознания будущего специалиста и построению индивидуальной траектории развития.

Развитие мотивационного компонента — главная задача модели, является сложным и многогранным процессом и обеспечивается взаимосвязью внутренних факторов личности и специально созданных организационно-педагогических условий. Поэтому еще одной функцией данного блока является создание условий, обеспечивающих устойчивый и целенаправленный характер процесса формирования мотива-ционного компонента у студентов в процессе подготовки по рабочей профессии. Комплекс организационно-педагогических условий включает в себя внешние и внутренние условия. К внешним условиям относятся: благоприятная производственная профессионально-образовательная среда, насыщенная информационным, учебно-методическим и материально-техническим обеспечением; совместная деятельность студентов и преподавателей по реализации целей профессиональной подготовки; включение в процессе подготовки комплекса активных методов, широкого разнообразия средств, подбираемых с учетом деятельностного, контекстно-ком-петентностного и личностно ориентированного подходов, способствующих углублению в профессиональной специализации. Внутренние условия включают: актуализацию у студентов идеи профессионального развития, выработку социально-психологической установки на профессиональную самореализацию личности, профессионально-педагогическую направленность на развитие личностных характеристик и мотивов, готовности к учебно-профессиональной деятельности и компетенций, актуализацию развития рефлексивных умений студентов.

Формирование мотивационного компонента является длительным процессом, который

реализуется поэтапно. На каждом этапе происходят изменения в мотивационном, когнитивном, операциональном компонентах личности студентов. В соответствии с этим в данном блоке выделены этапы профессионального становления: социализация, самоактуализация, становление профессиональных умений, самоанализ и самооценка, которые подробно описаны в статье авторов [2]. Переход от одного этапа к другому последовательно обуславливается изменениями видов деятельности, накоплением интегральных профессионально значимых качеств и умений, профессиональным развитием, формированием собственного образовательного пространства, что характеризует профессиональное становление студентов.

Реализация этапов в процессе изучения дисциплины «Практикум по профессии» осуществляется с помощью применяемого дидактического инструментария, который содержит комплекс методов, организационных форм и средств обучения, применение набора которых определяется на каждом этапе в зависимости от поставленных задач. В учебном процессе реализуются следующие группы методов: словесные (лекции, рассказы, объяснения нового материала, приемов выполнения операций, основанные на интегративном содержании общепрофессиональных и отраслевых дисциплин; инструктажи и беседы по закреплению, углублению и систематизации знаний и умений; письменное инструктирование); наглядные (демонстрация устройств контрольно-измерительных приборов и оборудования, объектов контроля, технической документации, мультимедиа презентаций; практический показ трудовых процессов и приемов выполнения операций); практические (выполнение упражнений в совершении трудовых приемов, операций и комплексных работ; выполнение лабораторно-практических работ с применением инструкционных и технологических карт); активные (проблемный, игровой, поисковый) и рефлексивные (объяснение нового материала, сопровождающееся интерактивными заданиями и обеспечивающееся наглядными средствами; дискуссии; решение производственно-технических задач; анализ конкретных производственных ситуаций).

В качестве средств обучения применяются учебно-производственный инструментарий и учебно-методический комплекс, который состоит из совокупности взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам подготовки студентов разнообразных видов содержательной учебной информации, учебно-методических ма-

териалов, разработанных с учетом требований педагогики, психологии и эргономики. Данный комплекс включает: учебный план, рабочую программу дисциплины «Практикум по профессии», рабочие программы квалификационных практик, «банк» слайдов и мультимедийное сопровождение учебного материала; справочники; инструк-ционно-технологические карты; методические указания к выполнению лабораторных работ; комплект кейс-заданий и производственных ситуаций; рабочую тетрадь; сборник тестовых заданий; задания и методические указания к выполнению самостоятельной работы; документацию проведения конкурса профессионального мастерства; документацию квалификационного экзамена. Требования к компонентам учебно-методического комплекса определяются принципами управляемости построения процесса подготовки, проектирования результативной учебно-производственной деятельности, самостоятельности и самоконтроля.

При подготовке будущих педагогов профессионального обучения по рабочей профессии используются следующие организационные формы: обучение в слесарной и металлорежущей учебных мастерских и измерительной лаборатории; практикум; производственные экскурсии; тестирование качества производственного обучения; деловые производственные игры; конкурс профессионального мастерства; самостоятельная работа студентов.

5. Оценочный блок содержит критерии и уровни оценки сформированности компонентов профессионального становления в процессе освоения рабочей профессии. Он включает процедуру диагностики и мониторинга, реализуемую через систему критериев и показателей, позволяющих произвести интегративную оценку уровня сформированности компонентов профессионального становления и выборочную дифференцированную оценку любого из компонентов. Функциями блока являются: диагностическая, оценочная, анализирующая. Диагностическая функция заключается в процессе диагностики структурных составляющих профессионального становления студентов и реализуется на всех этапах профессиональной подготовки, обеспечивая тем самым возможность проведения мониторинга и корректировки процесса обучения рабочей профессии. Оценочная функция состоит в сопоставлении полученных результатов с ожидаемыми при соотнесении этих результатов с критериями и уровнями. Анализирующая функция заключается в выявлении факторов и затруднений, определении способов коррекции. На осно-

ве педагогического мониторинга осуществляются накопление и анализ информации о процессе подготовки студентов по рабочей профессии.

Оценка результатов подготовки осуществляется с помощью разработанных критериев, объединенных в четыре группы: когнитивный (уровень усвоения знаний, объем, прочность знаний в производственно-технологической сфере, оперирование профессиональными понятиями); операциональный (владение навыками, умениями и опытом выполнения операций и приемов контроля; правильность выполнения операций и приемов контроля; производительность труда; организация рабочего места; соблюдение правил и норм безопасности труда; самоконтроль); мотивационный (ответственность, стремление к достижению результата, направленность на приобретение профессиональных знаний и умений, проявление рефлексивно-оценочных способностей, проявление интереса к осваиваемой профессии, успеваемость); направленности (профессионально-ценностные ориентации, учебно-профессиональные интересы, отношение к учебно-профессиональной деятельности, готовность к учебно-профессиональной деятельности, мотивы учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, педагогическая направленность). В нашем исследовании приняты уровни: низкий, средний и высокий.

6. Результативный блок определяет успешность реализации предлагаемой модели и связан с разработкой ожидаемых результатов формирования компонентов профессионального становления. Результаты обучения включают два аспекта — профессиональный и социальный, в соответствии с которыми в качестве результатов рассматриваются:

- на этапе социализации: сформирован-ность смыслообразующих мотивов учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, ценностного отношения к осваиваемой профессии, осознание собственных потребностей, сформированность первоначальных профессиональных знаний;

- на этапе самоактуализации: сформиро-ванность личностных мотивов, потребность в самопознании, рефлексии и профессиональном развитии, сформированность профессионально-педагогической направленности, наличие систематизированных знаний, сфор-мированность первоначальных профессиональных умений и обобщенных способов действий, умений ставить и решать учебно-профессиональные задачи;

- на этапе становления профессиональных умений: сформированность компонентов профессиональных и профильно-специализированных компетенций, профессионально значимых качеств, потребность совершенствовать свою подготовку, сформированность учебно-профессиональных умений по планированию и организации собственной профессиональной деятельности, анализ и коррекция своей профессиональной детальности, сформированность умения строить взаимоотношения в коллективе;

- на этапе самоанализа и самооценки: способность к самоконтролю выполняемых учебно-профессиональных действий, к рефлексии; готовность к самостоятельной учебно-профессиональной деятельности.

Обучение рабочей профессии представляет собой совокупность ряда последовательно выполняемых и интегративно взаимосвязанных между собой образовательных модулей. В связи с этим, после изучения дисциплины «Практикум по профессии» не предусматривается присвоение квалификационного разряда. Подобная подготовка, главным образом, направлена на социализацию и на формирование мотива-ционного компонента, который представлен совокупностью мотивов: учебно-познавательных (стремление к овладению новыми способами учебно-познавательной деятельности, проявление интереса к профессиональным знаниям, ориентация на результат учебной работы), учеб-

но-профессиональных (стремление получить глубокие профессиональные знания, осознание значимости производственно-технологической деятельности в труде педагога профессионального обучения, потребность в овладении профессией), личностных (стремление овладеть способами самостоятельного приобретения профессиональных знаний, стремление к саморазвитию, самореализации, самовыражению в профессионально-педагогической сфере).

Функциональное назначение мотивационно-го компонента заключается в том, что его сфор-мированность определяет, задает характер и целенаправленное развитие остальных компонентов профессионального становления педагога профессионального обучения. Рассмотренная структура и функциональное назначение мотивационного компонента позволяет трактовать его как совокупность учебно-познавательных, учебно-профессиональных и личностных мотивов, определяющих практико-ориентированный характер освоения профессии и целенаправленное развитие компонентов профессионального становления студентов, обеспечивающих проектирование траектории саморазвития и самореализации в будущей профессиональной деятельности.

В ходе опытно-поисковой работы проводилась апробация и проверка эффективности реализации структурно-функциональной модели формирования компонентов профессионального становления студентов (табл. 1).

Таблица 1

Динамика уровней сформированности компонентов профессионального становления студентов

ч и Этап опытно-поисковой Уровень сформированности по критериям / компонентам*

V ев низкий средний высокий Средний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в а £ работы кол-во % кол-во % кол-во % показатель

Когнитивный

Начало (первый срез) 17 68,0 6 24,0 2 8,0 1,40

КГ (25) Окончание (последний срез) 10 40,0 11 44,0 4 16,0 1,76

Динамика -7 -28,0 +5 +20,0 +2 +8,0 +0,36

Операциональный

Начало 19 76,0 6 24,0 0 0,0 1,24

Окончание 13 52,0 11 44,0 1 4,0 1,52

Динамика -6 -24,0 +5 +20,0 +1 +4,0 +0,28

* Отрицательные значения динамики показывают уменьшение количества студентов, а положительные — увеличение.

и Этап опытно-поисковой Уровень сформированности по критериям / компонентам*

г ев низкий средний высокий Средний

В В ^ £ работы кол-во % кол-во % кол-во % показатель

Мотивационный

Начало 9 36,0 8 32,0 8 32,0 1,96

Окончание 7 28,0 9 36,0 9 36,0 2,08

Динамика -2 -8,0 +1 +4,0 +1 +4,0 +0,12

Направленность

Начало 13 52,0 11 44,0 1 4,0 1,52

Окончание 10 40,0 13 52,0 2 8,0 1,68

Динамика -3 -12,0 +2 +8,0 +1 +4,0 +0,16

Когнитивный

Начало 8 42,1 7 36,8 4 21,1 1,79

Окончание 2 10,5 10 52,5 7 36,8 2,26

Динамика -6 -31,6 +3 +15,7 +3 +15,7 +0,47

Операциональный

Начало 10 52,6 7 36,8 2 10,6 1,58

Окончание 5 26,3 9 47,4 5 26,3 2,00

ЭГ-1 Динамика -5 -26,3 +2 +10,6 +3 +15,7 +0,42

(19) Мотивационный

Начало 6 31,6 8 42,1 5 26,3 1,95

Окончание 3 15,8 10 52,6 6 31,6 2,16

Динамика -3 -15,8 +2 +10,5 +1 +5,3 +0,21

Направленность

Начало 5 26,3 13 68,4 1 5,3 1,79

Окончание 1 5,3 15 78,9 3 15,8 2,10

Динамика -4 -21,0 +2 +10,5 +2 +10,5 +0,31

Когнитивный

Начало 8 53,3 3 20,0 4 26,7 1,73

Окончание 3 20,0 4 26,7 8 53,3 2,33

Динамика -5 -33,3 +1 +6,7 +4 +26,6 +0,60

Операциональный

Начало 9 60,0 3 20,0 3 20,0 1,60

Окончание 4 26,7 4 26,7 7 46,6 2,20

ЭГ-2 Динамика -5 -33,3 +1 +6,7 +4 +26,6 +0,60

(15) Мотивационный

Начало 4 26,6 10 66,7 1 6,7 1,80

Окончание 2 13,3 11 73,3 2 13,3 2,00

Динамика -2 -13,3 +1 +6,6 +1 +6,6 +0,20

Направленность

Начало 2 13,3 12 80,0 1 6,7 1,93

Окончание 0 0,0 11 73,3 4 26,7 2,27

Динамика -2 -13,3 -1 -6,7 +3 +20,0 +0,33

Когнитивный

ЭГ-3 Начало 8 47,0 7 41,2 2 11,8 1,65

(17) Окончание 4 23,6 6 35,3 7 41,1 2,18

Динамика -4 -23,4 -1 -5,9 +5 +29,3 +0,53

и Этап опытно-поисковой Уровень сформированности по критериям / компонентам*

г св низкий средний высокий Средний

В В £ работы кол-во % кол-во % кол-во % показатель

Операциональный

Начало 9 52,9 7 41,2 1 5,9 1,53

Окончание 5 29,4 6 35,3 6 35,3 2,06

Динамика -4 -23,5 -1 -5,9 +5 +29,4 +0,53

Мотивационный

Начало 5 29,4 8 47,1 4 23,5 1,94

Окончание 3 17,6 7 41,2 7 41,2 2,24

Динамика -2 -11,8 -1 -5,9 +3 +17,7 +0,29

Направленность

Начало 1 5,8 14 82,4 2 11,8 2,06

Окончание 0 0,0 12 70,6 5 29,4 2,29

Динамика -1 -5,8 -2 -11,8 +3 +17,6 +0,24

Анализ результатов оценки сформирован-ности компонентов профессионального становления в динамике по критериям показал, что в экспериментальных группах средний показатель выше, чем в контрольной группе. Это свидетельствует о высоком уровне профессионализации студентов экспериментальных групп. Выявление влияния организационно-педагогических условий и предложенной методики организации обучения рабочей профессии на уровень сформированнос-ти компонентов профессионального становления студентов определялось с помощью коэффициента корреляции. Увеличение значений коэффициента корреляции в экспериментальных группах подтверждает, что наибольшая эффективность реализации структурно-функциональной модели в период подготовки по рабочей профессии обеспечивается при комплексном выполнении организационно-педагогических условий и применении современных методов и средств обучения на основе контекстно-компетентно стного подхода. Весьма важным результатом является уровень мотива-ционного компонента, оценка которого показала значительное усиление мотивации к учебно-профессиональной деятельности, а также повышение способности к рефлексии и самоконтролю.

Таким образом, структурно-функциональная модель профессионального становления будущих педагогов профессионального обучения

Библиографический список

в условиях подготовки по рабочей профессии на основе тесной взаимосвязи теоретической подготовки, практического обучения и квазипрофессиональной деятельности способствует развитию мотивационного компонента, позволяет целенаправленно формировать профессиональные компетенции и значимые качества личности. Предложенная модель является педагогической системой, которой присущи все системные признаки: целостность и согласованность, наличие структурных компонентов, наличие взаимосвязи между компонентами системы и образовательным пространством, иерархичность, наличие системообразующего фактора, множественность описания. Модель основывается на положениях системного (общенаучный уровень), когнитивного, деятельностного, личнос-тно ориентированного и контекстно-компетен-тностного (частнонаучный уровень) подходов.

В целом модель как система учитывает принципы профессионального образования, характеризуется этапностью формирования компонентов профессионального становления, развивает готовность студентов к осознанному изучению дисциплин отраслевой подготовки и специализации за счет наличия высокой мотивации к учебно-профессиональной деятельности, способности к рефлексии и осознанному стремлению к самостоятельной учебной деятельности.

1. Кубрушко, П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования [Текст] / П. Ф. Кубрушко. — М. : Высш. шк., 2001. — 236 с.

2. Гузанов, Б. Н. Профессиональное становление студентов профессионально-педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода [Текст] / Б. Н. Гузанов, А. С. Кривоногова // Казанский педагогический журнал, 2011. — № 5-6. — С. 5-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.