УДК 378 Б. Н. Гузанов, д-р техн. наук, проф.,
зав. кафедрой Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ), г. Екатеринбург, e-mail: [email protected] А. С. Кривоногова, ст. преп. РГППУ, г. Екатеринбург, e-mail: [email protected]
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ
В статье раскрыты особенности подготовки студентов профессионально-педагогического вуза в процессе обучения рабочей профессии. Представлена структурно-функциональная модель, которая может использоваться в качестве научной основы для разработки системы профессиональной подготовки студентов по рабочей профессии.
Ключевые слова: профессиональное становление, модель, подготовка по рабочей профессии, структурные компоненты профессионального становления, мотивация.
Профессионально-педагогическое образование представляет собой самостоятельный вид высшего профессионального образования, которое имеет существенную специфику в части целей, содержания и образовательных технологий. Данный вид образования содержательно ориентирует выпускников не на отдельный учебный предмет, а на содержание профессионального обучения по целой группе родственных профессий [1]. Важную роль в подобной отраслевой подготовке занимает обучение студентов рабочей профессии в соответствии с выбранной специализацией. Подготовка по рабочей профессии чаще всего направлена на формирование компетенций в области производственно-технологической деятельности, однако ее роль и место в процессе приобретения профессионально значимых качеств может быть более значимой. Мы полагаем, что подобную образовательную деятельность в профессионально-педагогическом вузе необходимо рассматривать не как самоцель, а как некую основу, организация и содержание которой способствуют формированию мотивации к учебно-профессиональной деятельности при реализации этапов профессионального становления студентов.
Все это возможно при соответствующей организации учебного процесса на основе инновационных форм и методов обучения, так как только в этом случае, как показали результаты анкетирования, достигается требуемое соотношение и уровень профессионального становления и ценностно-мотивационных качеств личности студента. Другими словами, необходимо
так спроектировать учебно-производственную подготовку в учебных мастерских, чтобы через освоение рабочей профессии, выполнение квазипрофессиональной деятельности происходило устойчивое и целенаправленное развитие положительной мотивации к обучению и освоению выбранной специальности. Профессиональная подготовка наилучшим образом может осуществляться путем реализации ком-петентностного, деятельностного, личностно ориентированного и других подходов, которые наиболее полно отражают условия процесса обучения, структуру учебной деятельности студентов, адекватные современным приоритетам российского профессионального образования.
В профессионально-педагогическом вузе одним из путей решения этой проблемы является системно спроектированная и поэтапно выстроенная подготовка по рабочей профессии в начальный период профессионального обучения при изучении дисциплины «Практикум по профессии», обеспечивающей профессиональное становление в вузе. В ходе практического обучения на основе квазипрофессиональной деятельности создаются условия, позволяющие сформировать у студентов высокий уровень мотивации к освоению будущей профессиональной деятельности. В результате подобного профессионального обучения студенты к началу освоения специализации должны понять сущность профессиональной подготовки, получить целостное представление о будущей профессионально-педагогической деятельности, освоить формы организации учебной деятельности, осознать необходи-
мость развития профильно-специализированных компетенций, иметь стремление к овладению профессией, обладать способностью к рефлексии и самооценке собственных достижений.
Для того чтобы процесс профессионального становления в ходе обучения рабочей профессии был наиболее продуктивным, необходимо создать определенные организационно-педагогические условия, которые могут быть спроектированы при разработке структурно-функциональной модели, отражающей последовательность и содержание обучения рабочей профессии с целью развития мотивационного потенциала у студентов вуза. Разработанная структурно-функциональная модель формирования компонентов профессионального становления студентов профессионально-педагогического вуза в процессе обучения рабочей профессии включает следующие блоки: целевой, методологический, содержательный, организационно-деятельностный, оценочный, результативный (рис. 1).
1. Целевой блок включает определение цели и конкретных задач, направленных на профессиональное становление студентов в вузе путем качественного преобразования ведущего мотива-ционного компонента через овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками выполнения производственно-технологической деятельности. Целевой блок выполняет функции целеполагания и прогностическую. Целепо-лагание основывается на целостности процесса подготовки по рабочей профессии и предполагает постановку целей и задач, достижение которых возможно при продуктивной реализации педагогических условий, а также координацию и регулирование деятельности субъектов в ходе обучения. Прогностическая функция заключается в прогнозировании результатов процесса подготовки по рабочей профессии, в установлении высокого уровня сформированности мотиваци-онного компонента, соответствующего требованиям диагностичности и успешности дальнейшей профессиональной подготовки студентов в вузе, в ориентации прогнозирования на изменение, развитие и сформированность остальных компонентов профессионального становления, включающих профессиональные компетенции и профессионально значимые качества.
2. Методологический блок отражает исходные теоретические положения в отношении проектирования процесса развития мотивационного компонента у студентов в процессе обучения рабочей профессии. В состав блока включены методологические подходы и система принципов, выполняющие регулятивную функцию. Методо-
логические подходы раскрывают парадигматический аспект развития мотивационного потенциала будущих педагогов профессионального обучения и представляют собой взаимосвязь теоретико-методологических и практико-ориен-тированных подходов. При проектировании структурно-функциональной модели мы ориентировались на ведущие в профессиональной педагогике принципы, содержание которых было пересмотрено с учетом современных теоретических достижений в области педагогики и психологии. К наиболее важным для процесса подготовки студентов по рабочей профессии относим принципы профессионально-педагогической направленности, целостности, научности, моделирования профессиональной деятельности, междисциплинарной интеграции.
3. Содержательный блок отражает смысловую сущность учебно-производственного процесса обучения рабочей профессии, на основе которой осуществляется развитие компонентов профессионального становления. Этот блок состоит из теоретического, практического и производственного модулей, которые определяют объем и структуру необходимого учебного материала дисциплины «Практикум по профессии» и позволяют на заданном уровне сформировать знания, умения и навыки, соответствующие выделенным компонентам профессионального становления. Функции содержательного блока: выделение составляющих профессиональных и профильно-специализированных компетенций, профессионально-педагогической направленности, профессионально значимых качеств; определение дидактических единиц дисциплины «Практикум по профессии», подлежащих усвоению на первоначальном этапе профессиональной подготовки.
4. Организационно-деятельностный блок обеспечивает последовательность формирования компонентов профессионального становления. Этот блок включает этапы профессионального становления, комплекс методов, форм и средств обучения и реализует следующие функции: организационную, формирующую и мотивационную. Организационная функция заключается в организации процесса подготовки по рабочей профессии в соответствии с поставленными целями и выделенными принципами обучения, определяющих выбор методов, форм и средств обучения. Формирующая функция состоит в развитии мотивационного потенциала как ведущего компонента профессионального становления, а также профессиональных и профильно-специализированных
ч £
«Практикум по профессии» (производственное обучение) <-
" " _
Цель: обеспечить профессиональное становление личности будущего педагога профессионального обучения в вузе.
Задача: формирование высокого уровня мотивационного компонента профессионального становления у студентов вуза.
:
Принципы:
• профессионально-педагогическая направленность;
• целостность;
• научность;
• моделирование профессиональной деятельности( контекстность);
• междисциплинарная интеграция
Подходы:
• когнитивный;
• деятельностный;
• личностно ориентированный;
• контекстно-компетентностный
ч
¡а
! &
и Ч О
О
Теоретический модуль Практический модуль Производственный модуль
Компоненты профессионального становления
Составляющие профессиональных и профильно-специализированных компетенций в области производственно-технологической деятельности
Профессионально -педагогическая направленность будущего педагога профессионального обучения
Профессионально важные качества
Этапы профессионального становления
Социализация |—^ Самоактуализация |-Ц Становление профессиональных умений |—>-| Самоанализ и самооценка
Методический компонент
Методы обучения:
• словесные (изложение нового материала, приемов выполнения операций; инструктаж; беседа; письменное инструктирование);
• наглядные (демонстрация оборудования, объектов труда; показ трудовых приемов);
• практические (упражнения в выполнении трудовых приемов, операций и комплексных работ; выполнение лабораторно-практических работ);
• активные(проблемный, игровой, поисковый);
• рефлексивные (дискуссии, решение производственно-технических задач; анализ производственных ситуаций)
Организационные формы:
обучение в мастерских и лаборатории; практикум; самостоятельная учебно-
производственная работа;
производственные
экскурсии;
конкурс
профессионального мастерства
Средства обучения:
учебно-методический комплекс; учебно-
производственное оборудование, материалы, инструменты
Организационно-педагогические условия :
• создание производственной профессионально-образовательной среды;
• совместная деятельность студентов и преподавателей по реализации целей профессиональной подготовки;
• включение в процессе подготовки комплекса активных методов, способствующих углублению в профессиональной специализации
Диагностика сформированности мотивационного компонента профессионального становления
Контроль профессиональной подготовки
Мониторинг сформированности компонентов
компетенций и успеваемости
Критерии
Оценка, анализ
Уровни
Корректировка
Профессиональный: сформированный достаточный уровень профессионального становления студентов
Социальный: сформированный мотивационный компонент, включающий учебно-познавательные, учебно-профессиональные и личностные мотивы; профессионально-ценностные ориентации, профессиональные интересы, отношение к профессиональной деятельности
Рис. 1. Структурно-функциональная модель профессионального становления студентов в процессе обучения рабочей профессии
компетенций, необходимых для выполнения производственно-технологической деятельности, профессионально значимых качеств будущего специалиста, потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании за счет становления его индивидуальности, овладения профессионально-ценностными ориентациями. Мотивационная функция проявляется в активизации учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности студентов, направленной на овладение способами действий, на результат учебной работы, на поиск и освоение информации о будущей профессиональной деятельности, а также на развитие профессиональных интересов, способствующих развитию профессионального самосознания будущего специалиста и построению индивидуальной траектории развития.
Развитие мотивационного компонента — главная задача модели, является сложным и многогранным процессом и обеспечивается взаимосвязью внутренних факторов личности и специально созданных организационно-педагогических условий. Поэтому еще одной функцией данного блока является создание условий, обеспечивающих устойчивый и целенаправленный характер процесса формирования мотива-ционного компонента у студентов в процессе подготовки по рабочей профессии. Комплекс организационно-педагогических условий включает в себя внешние и внутренние условия. К внешним условиям относятся: благоприятная производственная профессионально-образовательная среда, насыщенная информационным, учебно-методическим и материально-техническим обеспечением; совместная деятельность студентов и преподавателей по реализации целей профессиональной подготовки; включение в процессе подготовки комплекса активных методов, широкого разнообразия средств, подбираемых с учетом деятельностного, контекстно-ком-петентностного и личностно ориентированного подходов, способствующих углублению в профессиональной специализации. Внутренние условия включают: актуализацию у студентов идеи профессионального развития, выработку социально-психологической установки на профессиональную самореализацию личности, профессионально-педагогическую направленность на развитие личностных характеристик и мотивов, готовности к учебно-профессиональной деятельности и компетенций, актуализацию развития рефлексивных умений студентов.
Формирование мотивационного компонента является длительным процессом, который
реализуется поэтапно. На каждом этапе происходят изменения в мотивационном, когнитивном, операциональном компонентах личности студентов. В соответствии с этим в данном блоке выделены этапы профессионального становления: социализация, самоактуализация, становление профессиональных умений, самоанализ и самооценка, которые подробно описаны в статье авторов [2]. Переход от одного этапа к другому последовательно обуславливается изменениями видов деятельности, накоплением интегральных профессионально значимых качеств и умений, профессиональным развитием, формированием собственного образовательного пространства, что характеризует профессиональное становление студентов.
Реализация этапов в процессе изучения дисциплины «Практикум по профессии» осуществляется с помощью применяемого дидактического инструментария, который содержит комплекс методов, организационных форм и средств обучения, применение набора которых определяется на каждом этапе в зависимости от поставленных задач. В учебном процессе реализуются следующие группы методов: словесные (лекции, рассказы, объяснения нового материала, приемов выполнения операций, основанные на интегративном содержании общепрофессиональных и отраслевых дисциплин; инструктажи и беседы по закреплению, углублению и систематизации знаний и умений; письменное инструктирование); наглядные (демонстрация устройств контрольно-измерительных приборов и оборудования, объектов контроля, технической документации, мультимедиа презентаций; практический показ трудовых процессов и приемов выполнения операций); практические (выполнение упражнений в совершении трудовых приемов, операций и комплексных работ; выполнение лабораторно-практических работ с применением инструкционных и технологических карт); активные (проблемный, игровой, поисковый) и рефлексивные (объяснение нового материала, сопровождающееся интерактивными заданиями и обеспечивающееся наглядными средствами; дискуссии; решение производственно-технических задач; анализ конкретных производственных ситуаций).
В качестве средств обучения применяются учебно-производственный инструментарий и учебно-методический комплекс, который состоит из совокупности взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам подготовки студентов разнообразных видов содержательной учебной информации, учебно-методических ма-
териалов, разработанных с учетом требований педагогики, психологии и эргономики. Данный комплекс включает: учебный план, рабочую программу дисциплины «Практикум по профессии», рабочие программы квалификационных практик, «банк» слайдов и мультимедийное сопровождение учебного материала; справочники; инструк-ционно-технологические карты; методические указания к выполнению лабораторных работ; комплект кейс-заданий и производственных ситуаций; рабочую тетрадь; сборник тестовых заданий; задания и методические указания к выполнению самостоятельной работы; документацию проведения конкурса профессионального мастерства; документацию квалификационного экзамена. Требования к компонентам учебно-методического комплекса определяются принципами управляемости построения процесса подготовки, проектирования результативной учебно-производственной деятельности, самостоятельности и самоконтроля.
При подготовке будущих педагогов профессионального обучения по рабочей профессии используются следующие организационные формы: обучение в слесарной и металлорежущей учебных мастерских и измерительной лаборатории; практикум; производственные экскурсии; тестирование качества производственного обучения; деловые производственные игры; конкурс профессионального мастерства; самостоятельная работа студентов.
5. Оценочный блок содержит критерии и уровни оценки сформированности компонентов профессионального становления в процессе освоения рабочей профессии. Он включает процедуру диагностики и мониторинга, реализуемую через систему критериев и показателей, позволяющих произвести интегративную оценку уровня сформированности компонентов профессионального становления и выборочную дифференцированную оценку любого из компонентов. Функциями блока являются: диагностическая, оценочная, анализирующая. Диагностическая функция заключается в процессе диагностики структурных составляющих профессионального становления студентов и реализуется на всех этапах профессиональной подготовки, обеспечивая тем самым возможность проведения мониторинга и корректировки процесса обучения рабочей профессии. Оценочная функция состоит в сопоставлении полученных результатов с ожидаемыми при соотнесении этих результатов с критериями и уровнями. Анализирующая функция заключается в выявлении факторов и затруднений, определении способов коррекции. На осно-
ве педагогического мониторинга осуществляются накопление и анализ информации о процессе подготовки студентов по рабочей профессии.
Оценка результатов подготовки осуществляется с помощью разработанных критериев, объединенных в четыре группы: когнитивный (уровень усвоения знаний, объем, прочность знаний в производственно-технологической сфере, оперирование профессиональными понятиями); операциональный (владение навыками, умениями и опытом выполнения операций и приемов контроля; правильность выполнения операций и приемов контроля; производительность труда; организация рабочего места; соблюдение правил и норм безопасности труда; самоконтроль); мотивационный (ответственность, стремление к достижению результата, направленность на приобретение профессиональных знаний и умений, проявление рефлексивно-оценочных способностей, проявление интереса к осваиваемой профессии, успеваемость); направленности (профессионально-ценностные ориентации, учебно-профессиональные интересы, отношение к учебно-профессиональной деятельности, готовность к учебно-профессиональной деятельности, мотивы учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, педагогическая направленность). В нашем исследовании приняты уровни: низкий, средний и высокий.
6. Результативный блок определяет успешность реализации предлагаемой модели и связан с разработкой ожидаемых результатов формирования компонентов профессионального становления. Результаты обучения включают два аспекта — профессиональный и социальный, в соответствии с которыми в качестве результатов рассматриваются:
- на этапе социализации: сформирован-ность смыслообразующих мотивов учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, ценностного отношения к осваиваемой профессии, осознание собственных потребностей, сформированность первоначальных профессиональных знаний;
- на этапе самоактуализации: сформиро-ванность личностных мотивов, потребность в самопознании, рефлексии и профессиональном развитии, сформированность профессионально-педагогической направленности, наличие систематизированных знаний, сфор-мированность первоначальных профессиональных умений и обобщенных способов действий, умений ставить и решать учебно-профессиональные задачи;
- на этапе становления профессиональных умений: сформированность компонентов профессиональных и профильно-специализированных компетенций, профессионально значимых качеств, потребность совершенствовать свою подготовку, сформированность учебно-профессиональных умений по планированию и организации собственной профессиональной деятельности, анализ и коррекция своей профессиональной детальности, сформированность умения строить взаимоотношения в коллективе;
- на этапе самоанализа и самооценки: способность к самоконтролю выполняемых учебно-профессиональных действий, к рефлексии; готовность к самостоятельной учебно-профессиональной деятельности.
Обучение рабочей профессии представляет собой совокупность ряда последовательно выполняемых и интегративно взаимосвязанных между собой образовательных модулей. В связи с этим, после изучения дисциплины «Практикум по профессии» не предусматривается присвоение квалификационного разряда. Подобная подготовка, главным образом, направлена на социализацию и на формирование мотива-ционного компонента, который представлен совокупностью мотивов: учебно-познавательных (стремление к овладению новыми способами учебно-познавательной деятельности, проявление интереса к профессиональным знаниям, ориентация на результат учебной работы), учеб-
но-профессиональных (стремление получить глубокие профессиональные знания, осознание значимости производственно-технологической деятельности в труде педагога профессионального обучения, потребность в овладении профессией), личностных (стремление овладеть способами самостоятельного приобретения профессиональных знаний, стремление к саморазвитию, самореализации, самовыражению в профессионально-педагогической сфере).
Функциональное назначение мотивационно-го компонента заключается в том, что его сфор-мированность определяет, задает характер и целенаправленное развитие остальных компонентов профессионального становления педагога профессионального обучения. Рассмотренная структура и функциональное назначение мотивационного компонента позволяет трактовать его как совокупность учебно-познавательных, учебно-профессиональных и личностных мотивов, определяющих практико-ориентированный характер освоения профессии и целенаправленное развитие компонентов профессионального становления студентов, обеспечивающих проектирование траектории саморазвития и самореализации в будущей профессиональной деятельности.
В ходе опытно-поисковой работы проводилась апробация и проверка эффективности реализации структурно-функциональной модели формирования компонентов профессионального становления студентов (табл. 1).
Таблица 1
Динамика уровней сформированности компонентов профессионального становления студентов
ч и Этап опытно-поисковой Уровень сформированности по критериям / компонентам*
V ев низкий средний высокий Средний
в а £ работы кол-во % кол-во % кол-во % показатель
Когнитивный
Начало (первый срез) 17 68,0 6 24,0 2 8,0 1,40
КГ (25) Окончание (последний срез) 10 40,0 11 44,0 4 16,0 1,76
Динамика -7 -28,0 +5 +20,0 +2 +8,0 +0,36
Операциональный
Начало 19 76,0 6 24,0 0 0,0 1,24
Окончание 13 52,0 11 44,0 1 4,0 1,52
Динамика -6 -24,0 +5 +20,0 +1 +4,0 +0,28
* Отрицательные значения динамики показывают уменьшение количества студентов, а положительные — увеличение.
и Этап опытно-поисковой Уровень сформированности по критериям / компонентам*
г ев низкий средний высокий Средний
В В ^ £ работы кол-во % кол-во % кол-во % показатель
Мотивационный
Начало 9 36,0 8 32,0 8 32,0 1,96
Окончание 7 28,0 9 36,0 9 36,0 2,08
Динамика -2 -8,0 +1 +4,0 +1 +4,0 +0,12
Направленность
Начало 13 52,0 11 44,0 1 4,0 1,52
Окончание 10 40,0 13 52,0 2 8,0 1,68
Динамика -3 -12,0 +2 +8,0 +1 +4,0 +0,16
Когнитивный
Начало 8 42,1 7 36,8 4 21,1 1,79
Окончание 2 10,5 10 52,5 7 36,8 2,26
Динамика -6 -31,6 +3 +15,7 +3 +15,7 +0,47
Операциональный
Начало 10 52,6 7 36,8 2 10,6 1,58
Окончание 5 26,3 9 47,4 5 26,3 2,00
ЭГ-1 Динамика -5 -26,3 +2 +10,6 +3 +15,7 +0,42
(19) Мотивационный
Начало 6 31,6 8 42,1 5 26,3 1,95
Окончание 3 15,8 10 52,6 6 31,6 2,16
Динамика -3 -15,8 +2 +10,5 +1 +5,3 +0,21
Направленность
Начало 5 26,3 13 68,4 1 5,3 1,79
Окончание 1 5,3 15 78,9 3 15,8 2,10
Динамика -4 -21,0 +2 +10,5 +2 +10,5 +0,31
Когнитивный
Начало 8 53,3 3 20,0 4 26,7 1,73
Окончание 3 20,0 4 26,7 8 53,3 2,33
Динамика -5 -33,3 +1 +6,7 +4 +26,6 +0,60
Операциональный
Начало 9 60,0 3 20,0 3 20,0 1,60
Окончание 4 26,7 4 26,7 7 46,6 2,20
ЭГ-2 Динамика -5 -33,3 +1 +6,7 +4 +26,6 +0,60
(15) Мотивационный
Начало 4 26,6 10 66,7 1 6,7 1,80
Окончание 2 13,3 11 73,3 2 13,3 2,00
Динамика -2 -13,3 +1 +6,6 +1 +6,6 +0,20
Направленность
Начало 2 13,3 12 80,0 1 6,7 1,93
Окончание 0 0,0 11 73,3 4 26,7 2,27
Динамика -2 -13,3 -1 -6,7 +3 +20,0 +0,33
Когнитивный
ЭГ-3 Начало 8 47,0 7 41,2 2 11,8 1,65
(17) Окончание 4 23,6 6 35,3 7 41,1 2,18
Динамика -4 -23,4 -1 -5,9 +5 +29,3 +0,53
и Этап опытно-поисковой Уровень сформированности по критериям / компонентам*
г св низкий средний высокий Средний
В В £ работы кол-во % кол-во % кол-во % показатель
Операциональный
Начало 9 52,9 7 41,2 1 5,9 1,53
Окончание 5 29,4 6 35,3 6 35,3 2,06
Динамика -4 -23,5 -1 -5,9 +5 +29,4 +0,53
Мотивационный
Начало 5 29,4 8 47,1 4 23,5 1,94
Окончание 3 17,6 7 41,2 7 41,2 2,24
Динамика -2 -11,8 -1 -5,9 +3 +17,7 +0,29
Направленность
Начало 1 5,8 14 82,4 2 11,8 2,06
Окончание 0 0,0 12 70,6 5 29,4 2,29
Динамика -1 -5,8 -2 -11,8 +3 +17,6 +0,24
Анализ результатов оценки сформирован-ности компонентов профессионального становления в динамике по критериям показал, что в экспериментальных группах средний показатель выше, чем в контрольной группе. Это свидетельствует о высоком уровне профессионализации студентов экспериментальных групп. Выявление влияния организационно-педагогических условий и предложенной методики организации обучения рабочей профессии на уровень сформированнос-ти компонентов профессионального становления студентов определялось с помощью коэффициента корреляции. Увеличение значений коэффициента корреляции в экспериментальных группах подтверждает, что наибольшая эффективность реализации структурно-функциональной модели в период подготовки по рабочей профессии обеспечивается при комплексном выполнении организационно-педагогических условий и применении современных методов и средств обучения на основе контекстно-компетентно стного подхода. Весьма важным результатом является уровень мотива-ционного компонента, оценка которого показала значительное усиление мотивации к учебно-профессиональной деятельности, а также повышение способности к рефлексии и самоконтролю.
Таким образом, структурно-функциональная модель профессионального становления будущих педагогов профессионального обучения
Библиографический список
в условиях подготовки по рабочей профессии на основе тесной взаимосвязи теоретической подготовки, практического обучения и квазипрофессиональной деятельности способствует развитию мотивационного компонента, позволяет целенаправленно формировать профессиональные компетенции и значимые качества личности. Предложенная модель является педагогической системой, которой присущи все системные признаки: целостность и согласованность, наличие структурных компонентов, наличие взаимосвязи между компонентами системы и образовательным пространством, иерархичность, наличие системообразующего фактора, множественность описания. Модель основывается на положениях системного (общенаучный уровень), когнитивного, деятельностного, личнос-тно ориентированного и контекстно-компетен-тностного (частнонаучный уровень) подходов.
В целом модель как система учитывает принципы профессионального образования, характеризуется этапностью формирования компонентов профессионального становления, развивает готовность студентов к осознанному изучению дисциплин отраслевой подготовки и специализации за счет наличия высокой мотивации к учебно-профессиональной деятельности, способности к рефлексии и осознанному стремлению к самостоятельной учебной деятельности.
1. Кубрушко, П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования [Текст] / П. Ф. Кубрушко. — М. : Высш. шк., 2001. — 236 с.
2. Гузанов, Б. Н. Профессиональное становление студентов профессионально-педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода [Текст] / Б. Н. Гузанов, А. С. Кривоногова // Казанский педагогический журнал, 2011. — № 5-6. — С. 5-16.