10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / сост. А. В.
Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
11. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2003. 350 с.
12. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института психотерапии. 2002. 490 с.
13. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2003.
860 с.
N. I. Bankovskaya.
Research of motivation characteristics of students' self-education.
Author's interpretation of the notion of self-education and self-studying is given. The main criteria and levels of self-education are highlighted and considered. The results of the research of motivation characteristics of students' self-education are given.
Key words: self-education, criteria of self-education, levels of self-education are highlighted, the motivation characteristics.
Получено 20.10.2010 г.
УДК 159.953.2
M.B. Клементьева, канд.психол.наук, доцент, 8-905-622-46-55, domadres@list.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОБЫТИИ ЖИЗНИ
Представлена авторская структурно-функциональная модель представления субъекта о событии жизни в контексте культурно-исторического подхода к исследованию содержания сознания человека, а также авторская методика изучения представлений о события жизни взрослых людей «История моей жизни». Основной вывод исследования - структурно-функциональная модель представления о событии жизни, образованная бытийной, рефлексивной и духовной составляющими, обеспечивает упорядочивание содержание непосредственного жизненного опыта и функционирует как феномен.
Ключевые слова: событие жизни, представление, сознание, бытийный, рефлексивный, духовный, культурно-исторический подход.
Постановка и обоснование проблемы исследования структуры представления о событии жизни
Современный научно-теоретический и практический интерес к внутреннему миру человека делает категорию представления одной из востребованных в гуманитарной науке, определяя ее как интегративную единицу системы в исследованиях памяти, воображения, ментального пространства, образа мира и т.п. Концептуальное и операциональное психологическое наполнение понятия представления связано с исследованиями
Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.А.Гостева, В.П. Зинченко, Е.И. Изотовой, Л.В. Куликовой, Б.Ф.Ломова, Б.Г. Мещерякова, В.В.Петухова, Б.М.Теплова и др., где отмечается, что представление возникает в сознании субъекта как обобщенное и схематизированное отражение окружающего мира, несущее в себе характерные признаки объекта на основе материала ощущений и восприятий в процессе припоминания или воображения без непосредственного воздействия представляемого объекта на органы чувств.
Отечественная традиция исследования представлений связана с научной установкой определения сознания как семантического, существующего в форме представления психического образа и реализуется в анализе разнообразных феноменов семиосферы человека через посредство создания структурных моделей представлений [12, 13 и др.].
Широта исходной парадигмы позволяет экстраполировать категорию представления на содержательные элементы жизненного пути личности -события жизни - эпизоды жизни, выделенные из общего континуума индивидуального бытия человека, и наделенные онтологическим статусом источника значимых перемен в особом рефлексивно-смысловом пространстве жизни, не сводимом ни к социальному, ни к биологическому существованию [2, 6, 10, 13, 15, 17 и др.]. Поскольку, во-первых, поиск содержания жизненного пути связан с акцентированием его особенностей на сознательном уровне, а во-вторых, проблемное поле категории события жизни, как правило, имеет ограниченный контекст изучения -речь идет не столько о событиях как абстрактных категориях, сколько о представлениях личности о значимых эпизодах жизни («реальнее всего то, что чего как раз нет, эмпирически нет» [9, с.79]), введение категории представления о событии жизни в исследование содержания жизненного пути личности позволяет подойти к анализу механизмов, посредством которых осуществляется переработка данных непосредственного опыта в событие жизни.
Наиболее значимым в исследовании представлений о событиях жизни является изучение его структуры, кристаллизующей отношение субъекта к свершившимся фактам жизни [6, 8, 9, 13, 15 и др.]. Феноменологическая редукция механизмов, посредством которых осуществляется интеграция элементов непосредственного опыта и связей между ними в целостную систему, позволяет выделить структурно-функциональную модель представления о событии жизни (далее - модель) - стабильную и отграниченную структуру, выступающую по отношению к содержанию непосредственной жизни как «смыслонесущая реальность», упорядочивающая содержание события жизни, тем самым раскрывая смысл произошедшего.
Опираясь на положение культурно-исторической психологии, согласно которому разведение представления о мире и собственно действи-
тельности сопряжено с рефлексией средств сознания [3, 5, 8, 13 и др. ], мы полагаем возможным экстраполировать структурно-уровневую модель сознания [5, 6], образованную рефлексивной (значения и личностные смыслы), бытийной (чувственный образ, биодинамическая ткань движения и действия) и духовной (совокупность образов феноменологического Я) составляющими на структурно-функциональную модель представления о событии жизни.
Бытийные компоненты (чувственный образ и биодинамическая ткань) делают представление целостным, поскольку образ и движение в качестве своей внутренней формы содержат предметные и операционные значения. Биодинамическая ткань движения - обобщенное наименование для различных характеристик движений и предметных действий, а чувственный образ - обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движений, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ [5, 6, 10]. В представлении о событиях жизни их внутренняя форма наполняется когнитивными, оценочными, смысловыми и т.п. образованиями, перешифруя отдельные запахи, звуки, прикосновения и другие факты опыта в индивидуальные символы.
Исходя из определения значения как обобщенной идеальной модели объекта в сознании субъекта, в которой зафиксированы существенные свойства объекта [8, 5, 11 и др.], и положения отечественной психологии о характере осознания явления, согласно которому психологическое содержание представления в сознании образовано отношением самого психического явления и причины его возникновения [3, 13 и др.], рефлексивные элементы представления о события жизни можно соотнести также и с нарративными фигурами, которые отвечают за его «подключение» к общему семантическом полю традиции культуры - мотив, функция, символ, культурный императив, авантекст, культурная доминанта и т.п. [15, 18, 20 и др.], адресуя субъекта к прототексту. Следуя логике определения нарратива как семиотической системы, используемые для структурирования представления о событии нарративные фигуры понимаются нами как формальные структуры, выступающие в контекстуальном измерении и субъективной интерпретации текста. В первом аспекте нарративные фигуры соотносятся непосредственно со значением, а во втором - с той психологической характеристикой, которую обобщенные формы обретают, вступая во внутренние отношения с «образующими» индивидуального сознания, функционируя в процессах, презентирующих объективную действительность - личностными смыслами.
Представление о событии жизни сопряжено и с феноменами эмоциональной индикации элементов опыта. Вслед за Д.А.Леонтьевым [8] и др. исследователями мы различаем содержание личностного смысла - рефлексивное осознание личностного смысла, стоящего за эмоциональным переживанием, и непосредственную эмоцию - «чувственную ткань смысла» [8,
с.165], выполняющую функцию предвосхищения по отношению к ситуации в целом, привлекая внимание субъекта и ставя задачу на ее содержательное раскрытие.
В качестве образующей духовного уровня выступает «Я» личности в его различных ипостасях. Множественность «Я» сопряжена с функционированием системы диалогического взаимодействия, где «Другой» входит как необходимый смыслообразующий фактор в структуру сознания субъекта [3, 6, 9, 12 и др.]. Приобретая функции смыслообразования по отношению к «Я» человека и его жизни, такой динамический центр сознания выступает в качестве структурного и рефлексирующего начала, воплощая не только «выход» из непосредственной жизни, но и способ продуцирования отношения к ней, занятия позиции вне ее для суждения о ней.
Исходя из вышеизложенного, целью нашего эмпирического исследования стало изучение структурно-функциональной модели представления о событии жизни.
Эмпирическое исследование структурно-функциональной модели представления о событии жизни
Гипотеза исследования - содержание представления о событии жизни организовано на основе структурно-функциональной модели, включающей бытийную (чувственный образ, биодинамическая ткань движения и действия, эмоциональные индексы), рефлексивную (нарративные значения и личностные смыслы) и духовную (образы нарративного «Я») составляющие.
Экспериментальную выборку составили 165 человек: 80 человек в возрасте 23-35 лет и 85 - в возрасте 36-56 лет.
Методы и методики сбора данных. В 2008-2009 гг. нами была проведена серия эмпирических исследований с использованием методик биографического анализа: авторской методики «История моей жизни» и техники биографического интервью [7].
«История моей жизни» - биографический опросник, состоящий из 47 заданий, ориентирующих испытуемых на изложение тех эпизодов индивидуальной жизни, которые ими осмысливаются как значимые события жизни.
Условно содержание опросника можно представить в трех частях. Первая часть - построение «Матриц событий жизни» - включала серию заданий, направленных на моделирование различных контекстов изложения конкретных событий. Использование избыточного количества контекстов в «матрицах» позволяет испытуемому не просто отразить некую последовательность событий жизни - в виде «цепочки» событий, но становиться ключом для смысловой расшифровки скрытых, порой ускользающих смыслов, тем самым позволяя совершить прорыв к самопониманию и осмыслению собственной жизни.
В качестве таких дешифрующих контекстов мы использовали следующие: 1) личностный - произвольное выделение событий с точки зрения субъективной значимости; 2) возрастной - выделение значимых событий в соответствии с возрастными этапами (детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость); 3) темпоральный - выделение значимых событий в контексте временной перспективы жизни (прошлое, настоящее, будущее); 4) профессиональный - выделение значимых событий в условиях профессионализации; 5) семейный - события, сопряженные с семейной жизнью; 6) идеальный - события идеальной (с точки зрения испытуемого) жизни; 7) вымышленный - события придуманной жизни; 8) фатальный -события, определяющие судьбу человека; 9) традиционный - нормативные события, обязательно присутствующие в жизни каждого человека; 10) уникальный - события, подтверждающие неповторимость индивидуальной жизни самого испытуемого; 11) счастливый - события, которые испытуемый считает счастливыми, связанными с переживанием субъективного благополучия, удовлетворенностью человека жизнью с точки зрения соотношения между конкретным побуждением и результатом деятельности; 12) несчастливый - события, которые испытуемый считает несчастливыми, связанными с переживанием горя, потери, кризиса и т.п.
Для заданий этой части испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Ваша задача заполнить 12 предложенных таблиц - «матриц событий» (в соответствии с контекстами выделения событий жизни). Для каждой «матрицы» назовите наиболее значимые события, соотносимые с одной из названных сфер жизни, которые сделали Вас и Вашу жизнь именно тем, что есть, указав в соответствующих графах таблиц: а) название события, б) свой возраст на момент свершения события, в) ранг события по степени его значимости для жизни в целом; г) ассоциативную цепочку из 10 составляющих (понятий, метафор, мыслей, сравнений, аллюзий и т.п.), раскрывающих суть события (т.е. объясняющих для самого испытуемого определенный эпизод его жизни в ценностно-смысловой, бытийном или ином ключе). В первой «матрице» дополнительно укажите девиз или идею, объединяющую перечисленные события».
Использование избыточного количество дешифрующих структур в интерпретации конкретного событийного материала позволяет раскрыть систему индивидуальных значений и смыслов жизненного пути личности, функционирующей как динамическое образование.
Вторая часть была ориентирована на выявление непосредственного содержания бытийной, рефлексивной и духовной составляющих структуры представления. Для этого испытуемым требовалось написать комментарий для каждой из матриц. Среди прочих мы использовали следующие приемы: 1) «Какие сцены, образы, ощущения, запахи, звуки и т.п. связаны с событием Вашего отрочества?» (или детства, молодости, настоящего или профессиональной жизни, или несчастья, или «судьбононосным» событи-
ем т.п.); 2) «Сюжет какого литературного произведения, сказки, мифа, кино, спектакля и т.д. напоминает Вам историю Вашей юности?» (или будущего, или т.п.), «Если бы Вы писали историю своего события в старинном фолианте, то это была бы «Притча о...», «Что именно изменилось в Вашей жизни и с Вами после события?» и т.п.; 3) «Выразите суть формулы «Я и моя взрослая жизнь (или прошлое, или счастье или т.п.) = и
т.п.» из 10 слагаемых», «Напишите 10 коротких определений, отвечающих на вопрос «Кто Я?» и т.п.
Третья часть. После заполнения «матриц» и написания к ним комментария испытуемым предлагалось задание «Линия моей жизни», где на произвольно изображенной испытуемым линии, символизирующей жизненный путь, требовалось отметить перечисленные события и присвоить каждому из них порядковый номер. Это позволило упорядочить различные модусы осмысления жизни, представленные ранее в «матрицах».
Методы обработки данных. Обработка данных осуществлялась в соответствии с авторской интерпретацией компонентов структурнофункциональной модели по методике содержательного контент-анализа [19]. В качестве К-переменных выступили понятийные концепты, характеризующие содержание компонентов структурно-функциональной модели представления: 1) «чувственный образ» - понятия, раскрывающие модальность, интенсивность, яркость звуков, запахов, зрительных образов и т.п. (например, «морковь», «запах костра», «красное солнце»); 2) «биодинамическая ткань движения и действия» - понятия, описывающие конкретные движения и действия (например, «отмывали парты», «спускались на мостик», «бегом бежала»); 3) «эмоциональные индексы» - название эмоций, чувств, эмоциональных состояний; 4) «нарративные фигуры» - сюжеты и мотивы, репрезентирующие значения и смыслы событий (например, «Испытание», «Золушка», «Первый бал Наташи Ростовой» и т.п.); 5) «нарративные Я» - понятия, которые использует испытуемый для идентификации себя (например, «герой», «поэт», «белая ворона», «кошка, гуляющая сама по себе», «нефартовый человек» и т.п.). Для каждой К-переменной были вычислены величины условных частот языковых репрезентантов. Затем полученные количественные показатели обрабатывались с помощью кластерного анализа и корреляционного анализа, достоверность значений мы определяли по 1-критерию Стьюдента [16]
Анализ результатов эмпирического исследования
Предварительный анализ текстов, показал, что 165 полученных автобиографических нарративов содержали 5-6, реже 2-3 или 8-10 историй, что в совокупности составило 1155 текстов.
Нам удалось экспериментально подтвердить использование структурно-функциональной модели в описании представлений о событиях жизни взрослыми и молодыми людьми.
Средние показатели К-переменных: «чувственный образ» - 0,38; «биодинамическая ткань» - 0,26; «эмоциональный индекс» - 0,43; «нарративные фигуры» - 0,32; «нарративное «Я» - 0,35.
Сравнительный анализ показывает, что для взрослых характерно более насыщенное содержание представлений благодаря повышению показателей составляющих модели, что связано с увеличением опыта, способностью оценивать события в изменяющихся контекстах, обогащением новыми Я-образами в процессе генерирования концептуального ядра взрослой личности на основе постоянно меняющихся ситуационных отношений и вариаций самооценок. Более высокий показатель духовной составляющей у взрослых также обусловлен стабилизацией социальных ролей взрослой личности, интеграцией ее ядра. А более высокие показатели компонентов бытийной составляющей, преимущественно связанной с событиями прошлого, затрагивают переориентацию переживаний с настоящего и будущего на прошлое, которое в представлении раздвигается, приобретает глубину, объемность, перспективу. В результате события прошлого приобретают более выразительный оттенок бытийности, чувственности во взрослом возрасте, поскольку переживаются как значимые для аутентичности.
Последующий корреляционный анализ К-переменных (табл.1) указывает на согласованность составляющих модели и позволяет сделать вывод о функционировании данной структуры как целостного, интегративного образования.
Таблица 1
Корреляционный анализ компонентов структурнофункциональной модели представления о событии жизни_______
Составляющие модели Чувст- венный образ Биодинамическая ткань Эмоцио- нальные индексы Нарра- тивные фигуры Нарра- тивные «Я»
Чувственный образ 1 +0,28* +0,3* +0,18** +0,20**
Биодинамическая ткань +0,28* 1 +0,21* +0,19** +0,21*
Эмоциональные индексы +0,3* +0,21* 1 +0,27* +0,29*
Нарративные фигуры +0,18** +0,19** +0,27* 1 +0,25*
Нарративные «Я» +0,20** +0,21* +0,29* +0,25* 1
* - при Р<0,01; ** - при Р<0,05
Полученные данные свидетельствуют о том, что между компонентами модели имеются связи, которые обеспечивает осмысление субъектом представления о событии жизни как единого, дискретного комплекса. Наличие структурных связей обусловлено особенностями функционирования сознания - его системном и смысловом строении, где ни одна из составляющих не развивается изолированно, поскольку развитие каждой компоненты зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает.
Обращает на себя внимание прямо пропорциональный и линейный характер связей между компонентами модели - количественное увеличение одного из компонентов сопровождается насыщением других компонентов. Это связано с тем, что в сознании субъекта интегрированные в структуру представления отдельные элементы жизненного опыта приобретают качества знака или символа в выражении тех смыслов и значений, которые не даны в явном виде в актах непосредственного бытия. Утеряв по какой-то причине значения и смыслы, эти элементы опыта утрачивают статус жизненных феноменов, хотя и сохраняют существование как факт жизни, но уже выхолощенный, опустошенный, лишенный своей внутренней формы, порождая внутреннюю смысловую пустоту, ощущение бессмысленности существования. Таким образом, выделенная нами модель обеспечивает осмысление элементов индивидуального опыта, интегрируя их в соответствии с принципом структурно-уровневой организации.
Так, на бытийном уровне представления образованы сенсорными образами, различающимися по доминирующей модальности и их синтезу, а также по типу - метрические, пространственные, временные признаки объектов и т.п. Рефлексивный уровень - нарративные (сюжетные, мотив-ные и т.п.) структуры, которые используются для того, чтобы говорить об опыте в повествованиях и таким образом его осмысливать. Духовный уровень раскрывает совокупность диспозиций «Я» субъекта, просвечивающих сквозь жизненные обстоятельства: Я-изображающее и Я-изображаемое, Я-реальное и Я-идеальное, Я-фантастическое и т.п., где каждое «Я» приобретает конкретные содержательные признаки (поэт, герой, романтик, нищий и т.п.). Этот уровень «сшивает» бытийный и рефлексивный, подчиняя их содержания выражению «Я» человека.
Значимым является возрастное различие в структурно-уровневой организации, связанное с усилением связей между компонентами модели и перестройки связей между ними (табл.2).
Данный факт указывает на возрастное повышение устойчивости и интегративности представлений о событиях жизни, что обусловлено общей возрастной тенденцией к упорядочиванию представлений о себе и своей жизни. Модель в этой системе выполняет роль медиатора, задающего правила и принципы осмысления. Наиболее значимое различие в модели связано с увеличением роли нарративных составляющих.
Таблица 2
Сравнительный анализ данных корреляции компонентов структурно-функциональной модели представления о событии жизни по данным молодой и взрослой выборок _______________
Состав- ляющие модели Чувст- венный образ Биодинамическая ткань Эмоциональные индексы Нарра- тивные фигуры Нарра- тивные «Я»
Чувственный образ 1 +0,28*\ +0, 29* +0,29*\ +0,30* +0,16\ +0,21** +0,19\ +0,22**
Биодина- мическая ткань +0,28*\ +0, 29* 1 +0,22**\ +0,21** +0,18\ +0,19 +0,20\ +0,21**
Эмоцио- нальные индексы +0,29*\ +0,32* +0,22**\ +0,21** 1 +0,29*\ +0,25** +0,25**\ 0,32*
Нарративные фигуры +0,16\ +0,21** +0,18\ +0,19 +0,29*\ +0,25** 1 +0,24**\ +0,30*
Нарративные «Я» +0,19\ +0,22** +0,20\ +0,21** +0,25**\ 0,32* +0,24**\ +0,30* 1
* - при Р<0,01; ** - при Р<0,05.
Примечание. Первые числа характеризуют молодых, вторые (через косую черту) - взрослых испытуемых.
Это указывает на приобретение представлений выраженной прагматической направленности, более актуальной для взрослости, чем молодости, - сделать свой опыт доступным для последующих поколений, сделать свою жизнь не столько предметом собственного осмысления, сколько транслировать ее содержание в качестве моделей и смыслов жизни. С другой стороны, это свидетельствует о возможностях взрослого человека презентовать индивидуальную жизнь как сделанную самим человеком, где лакуны памяти и воображения восполняются отношением рассказчика и стереотипами времени, а само представление становится средством управления жизнью, кристаллизуя проекты опыта. Именно поэтому более выраженное у взрослых стремление к подчинению жизненного пути стереотипным моделям развития может рассматриваться как реализация способности человека влиять не только на себя, свое «Я» и собственную жизнь, но оказывать влияние на более широкий контекст жизни: семью, коллектив, нацию, этнос, культуру и т.п.
Увеличение с возрастом бытийного компонента, их большая насыщенность чувственными элементами указывает на стремление взрослого человека к обретению единства путем интенсивного погружения в бытийный контекст собственной жизни, переживание полноты этого погружения
«здесь-и-теперь» в осмысляемое прошлое. Поскольку данный тип представлений характерен для событий жизни прошлого, то их использование, вероятно, связано с выраженными изменениями во временной перспективе жизни взрослого человека - переориентацией ценностей переживаний с настоящего и будущего на прошлое, приобретением «линии горизонта» и т. п.
Таким образом, факт присутствия в представлении всех описанных выше компонентов (и уровней) указывает на функционирование выделенной нами структуры представления о событии жизни как феномена, стабильного и отграниченного образования, имеющего тенденцию переходить из одного «жизненного» контекста в другой, актуализируя скрытые аспекты своей кодирующей системы.
Выводы
1. Представление о событии жизни организовано на основе структурно-функциональной модели, образованной бытийной, рефлексивной и духовной составляющими. Данная модель функционирует как универсальный оператор, осуществляет трансформацию содержания непосредственного потока жизненного опыта в форму упорядоченного, цельного и завершенного события жизни.
2. Структурно-функциональная модель представления о событии жизни различается в молодости и взрослости. Ее динамика связана с увеличением/уменьшением показателей бытийной, рефлексивной и духовной составляющих, а также связей между ними, где количественные изменения в показателях структурно-функциональной модели затрагивают и качественные - перестройку уровневой организации.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
2. Бинсвангер Л. Бытие в мире. М.: Рефл-бук, 1999. 300 с.
3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций.// Психология развития человека. М.: Смысл, 2004. С. 208-547.
4. Гостев А. А. Психология вторичного образа. М.: Издательство ИП РАН, 2007 г. 512 с.
5. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии. 1991. №2.
6. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашви-ли. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997. 36 с.
7. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301 с.
8. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
9. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. М.Пруст «В поисках утраченного времени». Спб.: Изд-во Рус.Христиан.Гуманитар.ин-та , 1997. 571с.
10. Мэй Р. Открытие бытия: очерки экзистенциальной психологии. М.: Институт общегуманитарных исследований. 2004, 224 с.
11. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Московский университет, 1988. 207 с.
12. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. 295 с.
13. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191 с.
14. Сакутина Т.М. История жизни: метапсихологический план исследования. // Рекурсивное и дискурсивное в структуре смыслоообразования. М.:Смысл, 2004. С. 90-111.
15. Сапогова Е.Е. Автобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии. // Культурно-историческая психология. 2005. № 2.
16. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2003. 350 с.
17. Франкл В. Десять тезисов о личности. // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2005. №2.
18. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия. М.: Класс, 2001. 368 с.
19. Шалак В.И. Контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. М.: Омега-Л, 2004. 272 с.
20. Bruner J. S. Life as narrative. // Social Research. 1987. 54 (1).
Klementieva M.
The structure of representations about life events/
The article represents the results of the research of structure of representations about life events as the mechanism of the life direction of human age experience (youngs and adults peoples). They are made on the base of the cultural-historical approach. There exists a components of consciousness - sensual image, movement, meaning, personal sense and soul -that turns out to be the frame of representations. This analysis made puts forward the problem of properties of developmental a representations about life events. The research made with «The Story of my Life» technique.
Keywords: life events, representation, consciousness, ontology, reflection, soul, cultural-historical approach.
Получено 20.10.2010 г.