Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель понятия «Прикладная направленность обучения математике в школе» как основа методики реализации прикладной направленности обучения математике в классах естественнонаучных профилей'

Структурно-функциональная модель понятия «Прикладная направленность обучения математике в школе» как основа методики реализации прикладной направленности обучения математике в классах естественнонаучных профилей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРОФИЛИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кизилова Валентина Петровна

В статье дается определение понятия «прикладная направленность обучения математике в школе», описывается его функционально-структурная модель, формулируются методические принципы осуществления рассматриваемой направленности обучения математике в классах естественнонаучных профилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кизилова Валентина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель понятия «Прикладная направленность обучения математике в школе» как основа методики реализации прикладной направленности обучения математике в классах естественнонаучных профилей»

3. Данилов, М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения [Текст] / М. А. Данилов. // Советская педагогика. - 1961. — № 8. — С. 32-42.

4. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения. [Текст] / И. Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

5. Половннкова, Н. А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении. [Текст] / Н. А. Половникова. Дис... докт. пед. наук. Казань, 1976.-438 с.

6. Ганаева, Е. А. Педагогическая технология формирования рефлексии учащихся в процессе обучения. [Текст] / Е. А. Ганаева. - М.:Генезис, 1997. - 287 с.

7. Рыидак, В. Г, Школа в условиях обновления. [Текст] / В. Г. Рындак. - М.: Инст.ТПиМИ, 1993.-167 с.

8. Ковалёв, А. Г. Личность воспитывает себя. [Текст] / А. Г. Ковалев. — М.: Политиздат, 1983.-256 с.

УДК 371,0

В. П. Кизилова

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОНЯТИЯ «ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ» КАК ОСНОВА МЕТОДИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КЛАССАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ

Проблема прикладной направленности обучения математике стоит особенно остро в условиях введения профильного обучения на старшей ступени общего образования. Одной из основных целей профилизации школьного образования является создание условий для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [2; 3]. Реализация же прикладной направленности обучения математике учащихся классов естественнонаучных профилей за счет обеспечения единства изложения теории и практики позволяет ученикам усвоить и оценить прикладные возможности математики и получить основные умения в ее приложении на практике.

В научно-методической литературе постоянно поднимаются вопросы, связанные с поиском путей и средств осуществления прикладной направленности курса школьной математики, критериев отбора знаний прикладного характера, предпринимаются попытки сформулировать определение понятия прикладной направленности школьного курса математики. Однако

до сих пор не существует как таковой методики ее реализации в профильных классах. Таким образом, требуется разработать такую методику, в частности, для классов естественнонаучных профилей, базирующуюся на общих принципах с учетом специфики каждого профиля в отдельности. В ходе исследования проблемы нам это удалось.

Одним из основополагающих понятий, на которое опирается разработанная методика, является понятие «прикладная направленность обучения математике в школе». Анализ различных точек зрения на него позволил нам сформулировать собственное определение. Под прикладной направленностью обучения математике (Г/НОМ) мы понимаем ориентацию содержания и методов обучения на формирование умений применять математический аппарат для решения задач, возникающих в других отраслях научного знания, учебных дисциплинах, в будущей профессиональной деятельности школьников, в быту, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, а также методов и приемов, свойственных математической науке и математической деятельности.

Понятие прикладной направленности обучения математике имеет довольно сложную структуру. С целью ее наглядного представления и выявления значимых связей нами была сконструирована функциональноструктурная модель рассматриваемого понятия (рисунок). Модель содержит основные педагогические задачи, решение которых обусловливает необходимость осуществления прикладной направленности обучения, и включает основанные на них возможные пути ее реализации, а также связи между ними с учетом потенциальной ориентации модели на тот или иной профиль обучения.

Педагогические задачи располагаются на верхнем уровне модели, поскольку они выполняют главные функции рассматриваемого понятия - определяют его назначение и смысл существования. Они служат также предпосылками для разработки методики реализации ПНОМ. Пути реализации прикладной направленности обучения математике являются структурными элементами моделируемого понятия и отражают действия и взаимосвязи внутри понятия. Пути сгруппированы в три блока (отмечены на схеме пунктирной линией):

1) Обновление содержания курса математики - блок, обеспечивающий содержательную основу для дальнейшего обучения математике школьников в условиях реализации прикладной направленности.

2) Обучение решению задач с практическим содержанием, применению метода математического моделирования; реализация межпредметных связей; формирование практических умений и навыков - блок, обеспечивающий процессуальную основу, содержащий конкретные практические шаги по реализации прикладной направленности обучения математике.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКЛАДНОМ НАПРАВЛЕННОСТИ

Функционально-структурная модель понятия «Прикладная направленность обучения математике в школе»

3) Применение информационно-коммуникационных технологий - является специфическим методическим обеспечением реализации прикладной направленности обучения наряду с традиционными средствами и методами обучения математике.

Взаимосвязь элементов моделируемого понятия обусловлена тем, что каждый из них не может быть реализован в отрыве от других. Так, осуществление межпредметных связей и обучение решению задач с практическим содержанием позволяет формировать у школьников практические умения и навыки, В свою очередь решение задач межпредметного характера, которые являются задачами с практическим содержанием, является одним из средств реализации межпредметных связей. Осуществлению названных путей всегда предшествует определение содержания обучения математике. Использование же ИКТ как одного из средств обучения математике позво-

лят более эффективно реализовать пути, описанные в содержательном и процессуальном блоках модели.

Отметим, что сконструированную модель можно ориентировать на различные направления профильного обучения, если в каждом из направлений (путей) реализации прикладной направленности учитывать специфику конкретного профиля.

Суть основных путей реализации прикладной направленности и взаимосвязи компонентов модели отражены в сформулированных нами методических принципах осуществления прикладной направленности обучения математике в классах естественнонаучных профилей:

1 принцип. Межпредметные связи в обучении, как дидактический принцип, должны охватывать цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения предметам естественно-математического цикла, обеспечивая тем самым достижение прикладной направленности.

Данное положение сформулировано исходя из того, что межпредметные связи в процессе преподавания конкретных учебных предметов выступают в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей. Осуществление межпредметных связей способствует развитию концептуального стиля мышления учащихся, т. е. целостного видения мира, позволяющее охватить все стороны изучаемого предмета, явления или процесса, все его связи и отношения с явлениями окружающего мира. Межпред-метность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала смежных предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивая его единство [1]. Таким образом, применение межпредметных связей в обучении математике является важным средством, обеспечивающим достижение в нем прикладной направленности.

2 принцип. Прикладная направленность обучения математике требует определения содержания обучения, теоретический компонент которого для профильных классов естественнонаучного направления общий, а практический компонент отражает специфику каждого профиля в отдельности.

При формулировке данного принципа мы исходим из того, что для профильных классов естественнонаучного направления целевыми, т. е. непосредственно отражающими цели обучения математике на современном этапе развития школы и общества в целом, и необходимые для применения на практике, являются одни и те же группы знаний [3; 4]. Эти знания соответствуют различным разделам математики и ее связей с наукой, практикой и культурой. Они должны также содержать элементы, отражающие направ-

ление профиля обучения, обеспечивая тем самым прикладную направленность курса математики.

Целевые группы знаний образовывают теоретическую составляющую содержания. Практический же компонент содержания курса математики, представленный системой общих интеллектуальных и практических умений и навыков (составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т. п.), должен включать и специфические умения и навыки, формирующиеся и проявляющиеся только в рамках конкретных профилирующих учебных предметов.

3 принцип. Формирование общих для математики и предметов естественнонаучного цикла учебных умений и навыков возможно лишь с учетом межпредметных связей при трактовке и раскрытии общих понятий, отборе условий задач с практическим содержанием, выборе организационных форм и методов реализации межпредметных связей, характерных для профилирующих дисциплин. При этом необходимо совершенствовать и обогащать имеющиеся у школьников общие учебные практические умения и навыки за счет изучения в старшей школе нового материала с учетом специфики профиля.

Методический принцип подразумевает, что общие для математики и предметов естественнонаучного цикла учебные умения и навыки формируются при соблюдении ряда условий, обеспечивающих прикладную направленность обучения. Так, трактовка общих понятий при изучении профильных дисциплин и математики должна обеспечивать преемственность в их раскрытии; в условиях задач с практическим содержанием необходимо отражать специфику профиля обучения; в процессе реализации межпредметных связей обучения математике и предметам естественнонаучного цикла целесообразно использовать характерные для профилирующих дисциплин организационные формы и методы.

У учащихся еще в основной школе должны быть сформированы основные общие учебные умения и навыки в тех видах деятельности, которые являются общими для предметов естественнонаучного цикла (учебная, познавательная, экспериментально-практическая, расчётно-измерительная и др.). Содержание курсов естественнонаучных дисциплин, изучаемых в школе, создает благоприятные условия для формирования у учащихся практических умений. В старших классах это представляется возможным осуществить в процессе изучения теоретического материала, постановки демонстрационных опытов, решения экспериментальных задач и выполнения разнообразных практикумов.

4 принцип. В процессе обучения математике с целью усиления его прикладной направленности в классах естественнонаучных профилей необходимо применять информационно-коммуникационные технологии для:

- работы с информацией, демонстрации труднодоступных для непосредственного наблюдения процессов и явлений с помощью математических моделей (демонстрация физических явлений, химических и биологических процессов в программах, электронных учебниках и презентациях с интерактивными моделями); ■

—решения задач проектирования, формирования практических умений и навыков использования компьютера в математике (выполнение теоретических и практических исследований, проектов).

Обозначенные сферы применения ИКТ обусловлены специфическими свойствами компьютера, которые позволяют использовать его в качестве средства реализации прикладной направленности обучения, а также поддерживать с его помощью деятельностный подход к учебному процессу. Использование компьютера для демонстрации различных явлений, выполнения исследовательских работ способствует пониманию школьниками причин происходящих явлений, а не только их внешней стороны, что является важным при обучении естественным наукам и позволяет сосредоточить внимание учащихся на их изучении, решать более сложные математические задачи, передавая громоздкие вычисления соответствующим системам компьютерной математики. Кроме того, выполнение с использованием ИКТ заданий исследовательского и творческого характера существенно повышает заинтересованность школьников в изучении дисциплин естественнонаучного цикла и является дополнительным мотивирующим фактором. Можно сказать, что в таких случаях использование компьютерных моделей наиболее оправдано [5].

Решение перечисленных задач возможно, в том числе, с использованием компьютерных сетей.

Рассмотренные методические принципы легли в основу методики реализации прикладной направленности обучения математике учащихся классов естественнонаучных профилей.

Библиографический список

1. Дал ингер, В. А. Методика обучения учащихся доказательству математических предложений: Кн. для учителя. [Текст] / В. А. Далингер. - М.: Просвещение, 2006.-256 с.

2. Концепция математического образования в 12 летней школе [Текст] // Математика в школе, 2000. № 2. С. 13-18,

3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Текст] / АПКиПРО. - М.: АПКиПРО, 2003. - 22 с.

4. Математика. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. [Текст] - М.: Вентана - Граф, 2007. -160 с.

5. Полат, Е, С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст] Учебное пособие. / Под ред. Е. С. Полат - М.: Академия, 2005. - 272 с.

УДК 371

Л. И. Калюшина

О ПОДХОДАХ К ВНУТРИШКОЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время во все сферы общественно-производственной жизни быстрыми темпами внедряются новые технологии изготовления и обработки различных материалов, вытесняя ручной труд. Готовность каждого конкретного человека и соответственно ученика к новым технологиям должна основываться на новой системе образования, способностях адаптироваться к разнообразным запросам многих поколений. Сегодня такой системой является технологическое образование, которое открывает учащимся путь в будущее, готовит к будущей интеграции в общество.

Технологическое образование предусматривает необходимость технологической подготовки, которая должна пронизывать все стороны и виды деятельности учащихся и быть нацелена на овладение ими общими способами преобразующей деятельности. Идея технологического образования заложена в предметной области «Технология».

Сегодня в условиях модернизации образования претерпевает изменение и технологическое образование. Это подтверждается при изучении учебных планов девятых классов, в которых отсутствует предметная область «Технология», а в десятых и одиннадцатых классах заменяется элективными курсами. Поэтому общеобразовательные школы пересматривают учебно-воспитательный процесс и внедряют предпрофильную подготовку и профильное обучение старшеклассников, в процессе которого происходит самоопределение личности учащегося с ориентацией на сферу будущей профессиональной деятельности с учетом его интересов, склонностей и способностей. В соответствии с действующим законодательством при необходимости и по желанию учащихся для обеспечения их социальной защищенности на рынке труда за счет регионального и школьного компонента Базисного учебного плана им предоставляется возможность получить начальную профессиональную подготовку [3].

Чувашская Республика с 2001 г. является пилотным регионом России, экспериментальной площадкой реализации программы модернизации образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.