Научная статья на тему 'Структурно-динамический подход к использованию музыки в воздействии на личность'

Структурно-динамический подход к использованию музыки в воздействии на личность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1190
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ЛИЧНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / УРОВНИ / СОСТОЯНИЕ / SYSTEM / PERSONALITY / MUSICAL INFLUENCE / LEVELS / STATE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шутова Нататлья Вадимовна

Представленная работа является фрагментом исследовательского проекта, посвященного изучению влияния целостной системы музыкального воздействия на проблемных детей. В ней сделана попытка структурировать результаты многочисленных теоретико-прикладных исследований, выстроив «смысловую» субординацию уровневой иерархии структуры музыкального воздействия на личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure-dynamic approach to the musical influence on personality

The following article is a part of the research project devoted to the study of the influence of the full system of musical effect on children with mental disabilities. In the represented work the attempt is made to systematize numerous theoretical and practical researches and form the sense subordination of the levels of hierarchy of the structure of the musical influence on personality.

Текст научной работы на тему «Структурно-динамический подход к использованию музыки в воздействии на личность»

Н. В. Шутова

СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКИ В ВОЗДЕЙСТВИИ НА ЛИЧНОСТЬ

Среди феноменов, оказывающих активное и глубокое влияние на жизнь человека, особое место занимает музыка. Способность музыки воспроизводить целостные душевные состояния человека и моделировать типы его деятельного участия в различных жизненных процессах в последнее время привели к заметному росту интереса к ее применению в разнообразных видах деятельности в качестве средства улучшения психоэмоционального состояния, повышения работоспособности и снижения утомляемости.

Однако, несмотря на усилия многих исследователей, накопленный отечественный опыт в этой области разрознен и не систематизирован. Фундаментальных обобщающих работ, рассматривающих музыку во всей полноте ее воздействия на личность, пока нет.

Данная статья является лишь фрагментом исследовательского проекта, который посвящен изучению влияния целостной системы музыкального воздействия на проблемных детей.

Цель настоящей работы — структурировать многочисленные теоретико-прикладные исследования, выстроив тем самым «смысловую» субординацию уровневой иерархии структуры музыкального воздействия на личность.

Объект исследования — психофизиологический, психологический, социальноличностный уровни музыкального воздействия на личность.

Предмет исследования — иерархическая структура музыкального воздействия.

Анализ данных, представленных в научной литературе и собственных исследованиях, позволил нам сделать предположение о структуре музыкального воздействия. На наш взгляд, она представлена взаимодействием трех подсистем, являющихся иерархическими уровнями целостной системы, построенной по динамическому принципу, в наибольшей мере отражающему сущность музыкального воздействия на личность:

1. На психофизиологическом уровне происходит активизация зрительных, слуховых и других рецепторов с последующим изменением физиолого-биологических ритмов организма (кровообращения, дыхания, внутренней секреции и др.), чаще всего происходит повышение физической работоспособности, изменяются сенсомоторные реакции.

2. На психологическом уровне возникают изменения прежде всего в эмоциональноволевой сфере, изменяется психологическая активность личности, ее восприятие, внимание, память.

3. На социально-личностном уровне музыка, воздействуя на личность, вызывает в ней катарсическую реакцию, преобразующую и гармонизирующую личность. Попадает под ее влияние мировоззрение, система ценностей, направленность личности.

Разнообразие уровней музыкального воздействия и их тесная взаимосвязь в реальной жизни свидетельствуют о существенной роли музыки в жизни человека. Проследим это в исторической перспективе. Известно, что ранние этапы функционирования и использования

© Н. В. Шутова, 2009

музыки как психологического феномена были связаны с внешними по отношению к ней содержательными и конструктивными факторами, такими как поэтическое слово или танец, логика культа или обряда.

Первоначально музыка носила характер магического управления природными силами, являлась средством влияния на демонов и богов, и способом борьбы с болезнями и страхами. В заклинаниях, уговорах, песнопениях преобладало ритмическое действие с мощной силой внушения. Маг (колдун), ударяя палкой о камень или пустотелое бревно, в монотонном, то убыстряющемся, то замедляющемся темпе, вызывал у присутствующих стихийные движения. Эффективность этой процедуры усиливало магическое пение колдуна.

Священные песнопения являлись эффективным способом излечения болезней, заживления ран, повышения жизненной «животной силы».

Одним из важных понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях — не только в пении, танце, игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку (подобно инструменту в оркестре) отведена своя роль [10, с. 15].

По мнению другого греческого философа, Платона, могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Платон и его последователи считали, что в государстве допустима только такая музыка, которая помогает возвыситься индивиду до уровня общественных требований и осознать свой собственный мир как единство с полисной общиной [10, с. 127-130].

Идею использования музыки как средства гармонизации индивида с общественной жизнью вслед за Платоном и Пифагором развивал Аристотель. Аристотель разработал в своих трудах учение о мимесисе, в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была разработана концепция катарсиса, согласно которой в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных аффектов. По мнению Аристотеля, когда человек страдает от какого-либо болезненного переживания, его душа обособляется от жизни общества. Когда же в процессе глубокого переживания он очищается от аффекта, его душа поднимается от своей частной единичности до всеобщности, которая предстает в виде общественной жизни [2]. Такое понимание принципов нормализации психической жизни в какой-то мере сохраняется и до настоящего времени, разумеется, при наличии самых разнообразных конкретных методических приемов, ведущих к нравственному и психическому здоровью.

В средние века тема музыкального воздействия развивалась в работах музыкантов-теоретиков. Немецкий теоретик Атаназиус Кирхер так объяснял природу музыкальных вкусов с точки зрения их соответствия природному темпераменту человека: «Меланхолики любят серьезную, непрерывающуюся грустную гармонию, сангвиники благодаря легкой возбудимости кровяных паров всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоническим движениям стремятся и холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса» [15].

По мнению другого ученого — Кванца, выражаемый в музыке аффект, т. е. сильное и определенное чувство, может быть узнано по следующим признакам: «...по тональности, мажорная она или минорная; по встречающимся в музыке интервалам. Близко лежащие интервалы выражают ласку и печаль. Ноты же, отрывисто взятые, состоящие из скачков и пунктирных ритмов, выражают нечто веселое и грубое» [9].

В процессе исторического развития использование музыки в воздействии на человека постепенно освобождается от обязательной связи с внемузыкальными компонентами художественной образности, становится самостоятельным средством. Появляется большой пласт исследований, посвященный вопросам влияния музыки на психофизиологическое состояние человека.

В конце XIX в. ученик И. М. Сеченова И. Р. Тарханов результаты своих исследований в этом направлении обобщил в работе «О влиянии музыки на человеческий организм». Интересны высказывания автора о том, что музыка отражает и передает не только чувства, но и мысли, и это особенно расширяет ее власть над человеком.

В 1884 г. И. Р. Тарханов, выступая на II Международном медицинском конгрессе в Риме с докладом на вышеуказанную тему, привел впечатляющие данные о реституционном воздействии, оказываемом бодрой, оживленной, веселой музыкой на мышечную активность человека. В частности, было обнаружено, что испытуемый, прекративший работу на эргографе в результате физиологического истощения, тут же возобновлял ее на некоторое время после восприятия такой музыки [13].

Наблюдения И. Р. Тарханова были во многом подтверждены и дополнены экспериментами И. М. Догеля, описанными в его работе «Влияние музыки на человека и животных». Он исследовал значение высоты, силы и тембра звуковых раздражителей. Этот автор одним из первых показал зависимость определенных реакций на музыку от индивидуальных особенностей организма, т. е. попытался раскрыть физиологические основы не только общего, но и глубоко индивидуального в восприятии музыки [6].

Большим энтузиастом изучения воздействия музыки на человека был В. М. Бехтерев. В 1916 г. он опубликовал статью «Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки», где обобщил данные, накопленные к тому времени в этой области отечественными и зарубежными исследователями. Особое внимание он уделил ритму как важнейшему компоненту музыки. Проведенные им опыты позволили установить, что даже простые удары метронома, отбивающего определенный ритм, способны вызвать убыстрение пульса или, напротив, замедление пульса и вместе с ним состояние удовольствия.

Анализируя исследования по проблеме влияния музыки на работу мышц, В. М. Бехтерев высказал мнение о том, что работу мышц способно стимулировать как расширение, так и сокращение артерий под влиянием музыки. Ритмические звуки музыки помогают сосредоточиться на выполнении определенных операций, отвлекая от посторонних раздражителей.

Из современных исследований, посвященных психофизиологическому воздействию музыки, мы можем выделить работы Б. А. Вяткина, Л. Я. Дорфмана, показывающие влияние музыки на психомоторику [4]. В исследовании Л. Я. Дорфмана рассмотрено влияние эмоций, вызванных музыкой, на физическую работоспособность в связи с силой нервной системы [7].

Среди исследователей, изучавших психофизиологический аспект воздействия музыки, считается твердо установленным, что музыка усиливает метаболизм, повышает и понижает мышечный тонус, оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, стимулирует появление эмоций.

Большой интерес представляют работы по изучению музыкального воздействия на психическое состояние личности.

Психологическому анализу влияния музыки на поведение человека посвящено исследование Б. Г. Ананьева. Он пишет: «Желая получить полную и цельную картину поведения личности в момент музыкального воздействия, мы избрали комбинированный метод исследования,

сочетающий субъективные данные самонаблюдения с объективными данными, которые можно охарактеризовать как объективные симптомы реагирования на музыку» [1].

В качестве объективных показателей регистрировались изменения в рамках колебательных движений мимико-соматическиех реакций испытуемых. В ходе эксперимента испытуемым предъявляли два разнохарактерных музыкальных фрагмента — из Первого фортепианного концерта Ф. Шопена и из Второго концерта К. Сен-Санса. Одновременно с прослушиванием предлагалось ритмически нажимать на резиновый баллончик (запись проводилась на кимографе).

После окончания слушания испытуемому давался листок с вопросами. Автор приходит к выводу, что музыка может быть регулятором поведения личности: музыкальное произведение организует поведение, в первую очередь аффекты, то овладевая ими, то преодолевая их.

В исследовании Л. П. Новицкой экспериментально показано влияние музыкальных жанров на психическое состояние человека. Автор указывает на разнонаправленность влияния рок-, диско-музыки, с одной стороны, и классической, с другой, на эмоциональномотивационные компоненты психического состояния человека [11].

Изучению воздействия музыки разных жанров посвящено исследование А. В. Гребенниковой, А. Г. Васильевой и др. Авторы пришли к выводу о значительных изменениях состояния человека при прослушивании классической музыки и тяжелого рока. Особенность эмоционального состояния, возникающая при прослушивании рок-музыки, характеризуется усилением активно-агрессивных компонентов, а при прослушивании классической музыки — снижением агрессивности, усилением чувства психологического благополучия и рефлексивных переживаний [5].

Большой интерес представляют результаты исследований в области влияния музыки на умственную деятельность и функции мозга. Таких, например, как исследования Н. Н. Захаровой и В. М. Авдеева, изучавших функциональные изменения в ЦНС при восприятии музыки, осуществляя запись электроэнцефалограмм у испытуемых с одновременной регистрацией кожно-гальванических реакций. Обнаруженные данные свидетельствовали об изменении потока возбуждения в кортико-таламических и кортико-лимбических кругах. Более глубокие положительные эмоции при прослушивании определенных музыкальных произведений сопровождались изменениями ЭЭГ, свидетельствующими о большой активности коры головного мозга [8]. И. М. Гринева на основании данных, полученных ею, приходит к выводу о том, что прослушивание мелодичной музыки в спокойном темпе негромкого звучания оказывало на испытуемых седативное воздействие, а на ЭЭГ фиксировалось уменьшение в частотном спектре а-ритма или заметное увеличение его индекса, увеличение амплитуды а-ритма и снижение амплитуды быстрых колебаний. Музыка энергичная, с четким ритмом, контрастная, умеренного темпа и громкости давала тонизирующий эффект, что сопровождалось депрессией а-ритма, увеличением амплитуды и индекса быстрых колебаний.

Восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, т. к. анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия. Об этом пишет Т. П. Хризман. Им было установлено, что при восприятии музыки в коре головного мозга возникает сложная функциональная система фокусов взаимосвязанной активности не только в сенсорных (слуховых), но и в ассоциативных лобных отделах коры. Музыка перестраивает характер внутриполушарных и межполушарных отношений [14].

М. Н. Ливанов и его соавторы (1986) доказали, что предъявление музыки можно уподобить предъявлению положительного условного стимула, который приводит

в действие некий механизм, синхронизирующий ритмическую активность различных участков головного мозга.

В работах Г. Ю. Маляренко (1993), М. В. Хватовой (1996) показано, что регулярное восприятие специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность.

Следует заметить, что большинство представленных выше работ носят исключительно эмпирический характер. Полученные в них данные, к сожалению, не анализируются с позиции возможного их использования в психолого-педагогической практике. Исследований, посвященных изучению влияния музыки на оптимизацию интеллектуальной и творческой деятельности испытуемых, практически нет.

Так, по данным И. М. Трахтенберга и С. М. Рашмана, положительные эмоции увеличивают работоспособность на 20-40 %. Трахтенберг, воздействуя с помощью музыки на эмоциональное состояние обучающегося, устранял напряжение, нерешительность, мнительность, упадки настроения, усталость и т. п.

В наших исследованиях мы использовали музыкальное воздействие на обучающегося как психологическое средство оптимизации его труда. Было доказано, что музыка может выступать как метод стимуляции, который направлен на пробуждение интереса к изучаемому материалу, удивлению, любопытству. Положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивали мотивацию, активизировали деятельность обучающихся, музыка стимулировала в целом их познавательный процесс [16].

В исследованиях Г. А. Березиной представлен сравнительный анализ выполнения экспериментальных заданий в фоновых условиях и при наличии музыкальных воздействий. В процессе эксперимента испытуемые выполняли работу с буквенно-цифровыми таблицами, требующую высокой концентрации внимания. Результаты этого исследования показали, что в сериях с музыкальным воздействием производительность выполняемой работы увеличивается на 30-50 %, а количество ошибок уменьшилось на 21-23,5 % [3].

В работе В. П. Петрушина установлено, что инструментальная музыка разного характера стимулирует воображение слушателей и способствует созданию перспективных рассказов [12].

В современных условиях особую актуальность приобретают исследования, посвященные изучению воздействия музыки на социально-личностное развитие.

Социально-личностное воздействие музыки мы определяем как процесс и результат взаимодействия музыкального искусства с общественным и личностным сознанием. Оно осуществляется в соответствии с нравственно-эстетическим идеалом общества на каждом из этапов его социокультурного развития. Музыка как часть духовной культуры содержит ценности человеческого духа. В соответствии с классической триадой высших ценностей, определившихся в эстетике XVIII в., таких как истина, добро, красота, можно выявить три основных группы общечеловеческих ценностей, выраженных в музыке: мировоззренческие, этические, эстетические.

Мировоззренческие идеи — это система обобщенных взглядов на окружающий мир и место человека в жизни, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы, определяющие отношения людей к миру, окружающей действительности и к самим себе. По содержанию и направленности мировоззрение может быть материалистическим и идеалистическим, религиозным и атеистическим, революционным и реакционным и т. д.

Художник, живущий в социуме, естественно, в своем творчестве выражает мировоззренческие идеи. В его искусстве присутствует ценностная доминанта. Ценностную доминанту как зерно музыкально-образного смысла можно обнаружить как в творчестве отдельных композиторов, так и в сущности целых направлений. Этико-нравственную мировоззренчески-религиозную), например, — у И. С. Баха и современных композиторов С. Губайдулиной и В. А. Мартынова. Эстетико-мировоззренческую — у Ф. Листа, Р. Вагнера, А. Н. Скрябина, поднимавших значение художника в жизни общества до значения мессии. Революционно-мировоззренческую, наполненную демократическими идеями и идеалами своей эпохи (братство, свобода) — у Л. Бетховена. Пантеистическую (социально-нравственную) — у Н. А. Римского-Корсакова, Г. Малера.

Этическая функция музыки тесно связана с мировоззренческой. Традиционная точка зрения заключается в том, что музыка, ее ценности воздействуют на человека, нравственно воспитывают его.

Рядом с этической функцией музыки (ценность «добро») встает эстетическая (ценность «красота»). В истории эстетической мысли известны две тенденции во взглядах на соотношение эстетического и этического. Первая, идущая от античной философии, настаивала на единстве прекрасного и нравственного, на обязанности музыки, искусства морально воздействовать. Вторая, характерная для искусства Х!Х-ХХ вв., эти понятия уже не совмещала, а подчас и противопоставляла: красивая внешняя форма может содержать порочную внутреннюю сущность.

Как трактовать сегодня известное изречение Ф. М. Достоевского «Красота спасет мир»? Бесспорно, оно формулирует этико-эстетический идеал, однако недостижимый. Реальность, на наш взгляд, заключается в том, что красота не спасет мир, но и мир без красоты не спасется. Красота — это тот необходимый баланс на чаше весов добра и зла, который удерживает человечество от «падения».

Музыкальное искусство дает особый импульс для оптимизации творческих, созидательных качеств человека. Крайне важно для эмоционального и интеллектуального развития человека — приникнуть к источникам музыки.

Анализ работ, посвященных научному обоснованию музыкального воздействия на личность в многоаспектном рассмотрении, позволил нам сделать следующие выводы:

1. Большая часть исследований посвящена вопросам влияния музыки на психофизиологическое состояние человека, установлено, что музыка стимулирует появление эмоций, происходит активизация зрительных, слуховых и других рецепторов с последующим изменением физиолого-биологических ритмов организма (кровообращения, дыхания, внутренней секреции, и др.), повышает физическую работоспособность, изменяет сенсомоторные реакции.

2. Сравнительно небольшой пласт исследований посвящен изучению музыкального воздействия на психические состояния личности. В экспериментальных исследованиях установлено, что музыка: активизирует умственную работоспособность; оптимизирует интеллектуальную и творческую деятельность; способствует концентрации внимания; улучшает кратковременную память; стимулирует воображение; изменяет поведение; оказывает стойкое воздействие на ЦНС.

3. Большой интерес имеют данные возрастной и педагогической психологии о влиянии музыки на развитие личности. В музыке запечатлены богатства внутреннего мира людей, «опредмечен» огромный, исторически сложившийся опыт человеческих отношений, представляющий большую ценность для каждого человека. Именно эта насыщенность музыки психологическим содержанием вызывает у слушателя глубокое эмоциональное переживание, предрасполагающее к действию.

Как можно видеть, музыка — это психофизиологический, интеллектуальный, духовный опыт, и мы считаем, что познаваться она должна в интеграции этих трех «доминант», ни одна из которых не может игнорироваться. Такой концептуальный подход, на наш взгляд, открывает новые перспективы, при которых музыка одновременно выступает средством оптимизации эмоционально-психической деятельности и ведет к духовному росту и нравственному совершенствованию личности.

Литература

1. Ананьев Б. Г Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение ребенка и взрослого. Владикавказ, 1928. С. 24.

2. Аристотель. Собрание сочинений в 4-х т. М., 1975. Т. 4. С. 367-368.

3. Березина Г. А. Использование цветовых и музыкальных воздействий с целью оптимизации работоспособности при выполнении монотонной деятельности // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: тезисы докл. к V Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977. С. 4-5.

4. Вяткин А. Б., Дорфман Л. Я. Влияние музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики // Вопр. психол. 1980. № 1. С. 94-100.

5. Гребенникова А. В., Васильева А. Г., Удачина Е. Г. Влияние различных видов музыки на психическое состояние человека // Невербальное поле культуры. М., 1995. С. 76-102.

6. Догель И. М. Влияние музыки на человека и животных. Казань, 1888.

7. Дорфман Л. Я. Влияние эмоций, вызванных музыкой, на работоспособность в связи с силой нервной системы // Психологический журнал 1986. С. 132-136.

8. Захарова Н. Н., Авдеев В. М. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки // Журнал высшей нервной деятельности. 1982. Т. 2. Вып. 5. С. 915-929.

9. Иванов-Борецский М. Материалы и документы по истории музыки XVIII в. М., 1934. С.21.

10. Лосев А. Античная музыкальная эстетика. М., 1960. С. 15.

11. НовицскаяЛ. П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психол. журнал 1984. № 6. С. 79-85.

12. Петрушин В. П. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьников // Вопр. психол. 1986. № 1. С. 74.

13. Тарханов И. Р. О влиянии музыки на человеческий организм. СПб., 1893.

14. Хризман Т. П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1992. С. 232.

15. Шестаков В. П. От этоса к аффекту. М., 1975. С. 195.

16. Шутова Н. В. Музыка как средство активизации учебной деятельности. Н. Новгород, 2000. С. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.