Научная статья на тему 'Структурная организация смысловой регуляции профессионального самоопределения студентов факультета журналистики как субъектов деятельности'

Структурная организация смысловой регуляции профессионального самоопределения студентов факультета журналистики как субъектов деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
268
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ИНДЕКС ОРГАНИЗОВАННОСТИ СТРУКТУРЫ / JOURNALISM EDUCATION / PROFESSIONAL SPHERE / SELF-ACTUALIZATION / INDEX OF STRUCTURE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ященко Елена Фёдоровна

Теоретический анализ проблемы определил основные подходы исследования: субъектный, структурно-уровневый и системный. Понятие «смысловая регуляция» для нас включает в себя такие компоненты, как смысложизненные ориентации, ценности, самоактуализационные характеристики, потребности и рефлексивность.Представлены результаты эмпирического исследования структурной организации смысловой регуляции профессионального самоопределения у студентов факультета журналистики в периоды учебно-академической и учебно-профессиональной деятельности. Проведенное сравнение показало, что данные структурные организации являются гомогенными у студентов в разные периоды обучения, отличающихся разным уровнем самоактулизации (СА).Выявлены различия показателей «структурного веса» профессиональных сфер у студентов младших и старших курсов с разным уровнем СА. Анализ «структурного веса» профессиональных сфер у студентов младших курсов с высоким уровнем СА показал, что базовыми для них являются сферы человек-знак, человек-природа и человек-человек; у студентов со средним уровнем СА – профессиональные предпочтения как компонент не выражены ни в одной сфере профессиональной деятельности; у студентов с низким уровнем СА – умения ни в одной из сфер не стали структурообразующими компонентами их профессионального самоопределения.У студентов старших курсов факультета журналистики с высоким уровнем СА доминирующими сферами являются человек-художественный образ и человек-человек; со средним уровнем СА – человек-знак; с низким уровнем СА – человек-техника, человек-художественный образ и человек-знак, в которых преобладают отрицательные связи с компонентами смысловой регуляции. Показатели индексов организованности позволили определить наиболее интегрированную структуру профессионального самоопределения у студентов во всех периодах учебной деятельности с высоким уровнем СА, а их позицию субъектов учения – считать наиболее сформированной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ященко Елена Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural Organization of Sense Regulation of Professional Self-Determinationof the Faculty of Journalism Students as Subjects of Activity

The theoretical analysis of the problem determined the main approaches of the research: subject, structure-level and systematic. The concept “sense regulation” for us consists of such components as life-sense orientations, values, self-actualization characteristics, needs and reflexiveness.The results of empirical research of the structural organization of sense regulation of professional self-determination of the Faculty of Journalism students during the periods of training-academic and training-professional activity are shown in the article. The comparison carried out showed that these structural organizations are homogeneous with the students during the different periods of training, having different levels of self-actualization (SA).The paper reveals the differences of indicators of “structural weight” of professional spheres with the junior and senior students with different level of SA. The analysis of “struc weight” of professional spheres with the junior students with high level of SA showed that the basic spheres for them are human-sign, human-nature and human-human;the professional preferences as the component are not expressed in any sphere of professional activity with the students with medium level of SA; for students with low level of SA, the skills in no sphere are structure-formative components of their professional selfdetermination.Senior students of the Faculty of Journalism with high level of SA have such dominant spheres as human-image and human-human; with medium level of SA – human-sign; with low level of SA – human-technology, human-image and human-sign, in which the negative connections with components of sense regulation prevail.The indicators of the indexes of organization allowed us to define the most integrated structure of professional self-determination of the students in all periods of training activities with high level of SA, and their position of subjects of training is considered to be the most formed.

Текст научной работы на тему «Структурная организация смысловой регуляции профессионального самоопределения студентов факультета журналистики как субъектов деятельности»

УДК 378.015.3 + 316.61 + 378.016:159.9 ББК Ю95

Елена Фёдоровна Ященко,

доктор психологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (Челябинск, Россия), e-mail: elfed58@mail.ru

Структурная организация смысловой регуляции профессионального самоопределения студентов факультета журналистики как субъектов деятельности

Теоретический анализ проблемы определил основные подходы исследования: субъектный, структурно-уровневый и системный. Понятие «смысловая регуляция» для нас включает в себя такие компоненты, как смысложизненные ориентации, ценности, самоактуализационные характеристики, потребности и рефлексивность.

Представлены результаты эмпирического исследования структурной организации смысловой регуляции профессионального самоопределения у студентов факультета журналистики в периоды учебно-академической и учебно-профессиональной деятельности. Проведенное сравнение показало, что данные структурные организации являются гомогенными у студентов в разные периоды обучения, отличающихся разным уровнем самоактулизации (СА).

Выявлены различия показателей «структурного веса» профессиональных сфер у студентов младших и старших курсов с разным уровнем СА. Анализ «структурного веса» профессиональных сфер у студентов младших курсов с высоким уровнем СА показал, что базовыми для них являются сферы человек-знак, человек-природа и человек-человек; у студентов со средним уровнем СА - профессиональные предпочтения как компонент не выражены ни в одной сфере профессиональной деятельности; у студентов с низким уровнем СА - умения ни в одной из сфер не стали структурообразующими компонентами их профессионального самоопределения.

У студентов старших курсов факультета журналистики с высоким уровнем СА доминирующими сферами являются человек-художественный образ и человек-человек; со средним уровнем СА - человек-знак; с низким уровнем СА - человек-техника, че-ловек-художественный образ и человек-знак, в которых преобладают отрицательные связи с компонентами смысловой регуляции. Показатели индексов организованности позволили определить наиболее интегрированную структуру профессионального самоопределения у студентов во всех периодах учебной деятельности с высоким уровнем СА, а их позицию субъектов учения - считать наиболее сформированной.

Ключевые слова: журналистское образование, профессиональная сфера, самоактуализация, индекс организованности структуры.

Elena Fedorovna Yashchenko,

Doctor of Psychology,Associate Professor, South Ural State University (National Research University) (Chelyabinsk, Russia), e-mail: elfed58@mail.ru

Structural Organization of Sense Regulation of Professional Self-Determination of the Faculty of Journalism Students as Subjects of Activity

The theoretical analysis of the problem determined the main approaches of the research: subject, structure-level and systematic. The concept “sense regulation” for us consists of such components as life-sense orientations, values, self-actualization characteristics, needs and reflexiveness.

The results of empirical research of the structural organization of sense regulation of professional self-determination of the Faculty of Journalism students during the periods of training-academic and training-professional activity are shown in the article. The comparison carried out showed that these structural organizations are homogeneous with the students during the different periods of training, having different levels of self-actualization (SA).

The paper reveals the differences of indicators of “structural weight” of professional spheres with the junior and senior students with different level of SA. The analysis of “struc-

tural weight” of professional spheres with the junior students with high level of SA showed that the basic spheres for them are human-sign, human-nature and human-human;the professional preferences as the component are not expressed in any sphere of professional activity with the students with medium level of SA; for students with low level of SA, the skills in no sphere are structure-formative components of their professional selfdetermination.

Senior students of the Faculty of Journalism with high level of SA have such dominant spheres as human-image and human-human; with medium level of SA - human-sign; with low level of SA - human-technology, human-image and human-sign, in which the negative connections with components of sense regulation prevail.The indicators of the indexes of organization allowed us to define the most integrated structure of professional self-determination of the students in all periods of training activities with high level of SA, and their position of subjects of training is considered to be the most formed.

Keywords: journalism education, professional sphere, self-actualization, index of

structure organization.

Введение

Сведения о человеке как субъекте и подходы к его исследованию имеют свою специфику в отечественной и зарубежной психологии, вызывают междисциплинарный интерес, актуальный как в различных отраслях психологии, так и в смежных областях знаний о субъекте, личности, сознании, самосознании, психической регуляции, мотивации, эмоциях, интеллекте. В теоретическом плане изучение человека как субъекта для отечественной психологии актуально, так как способствует его пониманию как «творца и результата истории»; в практическом - пытается объяснить, почему одни и те же социально-экономические условия вызывают такие разные стили поведения - от осознанной самостоятельной деятельности до стремления к зависимым и иждивенческим отношениям. Исследования человека как субъекта актуальны также для социальной психологии высшей школы, пытающейся определить, насколько успешно складывается позиция субъекта учения у студента вуза в процессе профессионального самоопределения, все ли её компоненты развиваются равномерно, хотя принципиальная возможность возникновения и развития этой позиции есть у всех студентов университета.

В этом плане исследование смысловой регуляции профессионального самоопределения студентов факультета журналистики, будущей профессиональной деятельностью которых является освещение событий нашей жизни и формирование мировоззрения читателей, представляется достаточно своевременным.

Основные подходы, используемые в работе

Становление собственно субъектного подхода в отечественной психологии связано с именами С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина,

А. А. Бодалёва, Б. Ф. Ломова, А. В. Бруш-линского, К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, Б. С. Братуся, А. Г. Ас-молова, В. А. Петровского, В. И. Слободчико-ва, В. О. Татенко и др. [17; 18; 8; 9; 1; 16 и др].

Для С. Л. Рубинштейна «субъект - это способ реализации человеком своей человеческой сущности в мире. Субъект проявляется через сознание и деятельность, детерминирует свою деятельность и взаимоотношения с миром, проявляя активность, самостоятельность, ответственность, самодетер-минацию и самосовершенствование» [17]. С. Л. Рубинштейн писал, что психические качества человеком не только присваиваются, но и созидаются, и это проявляется как созидание себя, своего внутреннего мира. Любая деятельность субъекта (хотя бы в минимальной степени) является творческой и созидательной [18]. Субъект в своей деятельности, духовности - это прежде всего субъект творчества, созидания, инновации. Взаимодействуя с объективной действительностью, субъект должен обладать морально-нравственным императивом, находить смыслы жизни, которые регулировали бы его поступки и помогали адекватно ориентироваться в жизненных ситуациях [18]. С. Л. Рубинштейн определяет субъекта как высший уровень развития личности.

А. Н. Леонтьев, разрабатывая теорию деятельности, писал, что строение сознания закономерно должно быть связано со строением деятельности, в которой оно формируется. Усложнение характера деятельности требует разведения целей и средств их достижения, целей и операций. В сознании образ непосредственно воспринимаемого должен одновременно связываться с образом «потребного будущего». Отдельный индивид начинает выделять себя из коллектива, ре-

зультатом чего становится различие целей деятельности, её смыслов, которые перестают совпадать с общественными значениями деятельности. Согласно А. Н. Леонтьеву [8; 9], человек как субъект телесен и функционален; это существо, которое действует активно и целесообразно, строит свою деятельность, выделяя её структурные компоненты, прогнозирует результаты; проявляя опосредован-ность, ориентируется на другого человека как носителя социальных значений; выделяет не совпадающие со значениями личностные смыслы, открывает их для себя; выделяет себя из общества, осознаёт себя, сравнивает с окружающими.

Исследование опиралось на западные и отечественные подходы к пониманию смысла, смысловой регуляции в психологии, представленные в многочисленных работах Д. А. Леонтьева, В. Франкла, К.-Г. Юнга и др. [10; 11; 21]; теории и концепции самоактуализации личности, личностного роста в личностно-центрированном и экзистенциальном направлениях гуманистической психологии, представленные в работах А. Маслоу, Д. Бьюдженталя, Р. Мэя, К. Роджерса и др. [24; 12; 13; 20 и др.]. Исследование основывалось на положениях концепции рефлексивности

A. В. Карпова [4; 5; 6]; профессионального становления и самоопределения Ю. П. Пова-рёнкова [14], Н. С. Пряжникова [15]; принципа системного подхода к изучению целостной личности и индивидуальности Б. Ф. Ломова,

B. Д. Шадрикова [22], А. В. Карпова [4; 5; 6], Е. Ф. Ященко [23].

Ю. П. Поварёнков понимает под профессиональным становлением личности процесс поэтапного развития и реализации субъекта профессионального пути (профессионализации), который осуществляется на основе целенаправленной активности личности, комплексного учёта внешних и внутренних, социальных и индивидуальных факторов профессионализации [14]. Ю. П. Поварен-ков рассматривает профессиональное самоопределение в качестве специфической формы профессиональной активности личности, которая обеспечивает становление и реализацию субъекта профессионализации и определяет психологическое содержание профессиональной социализации и индивидуализации, направление и интенсивность профессионального научения и развития, отношение человека к профессионализации как компоненту жизненного пути. Автор выделил следующие уровни профессионального самоопределения: ценностно-мотивационный,

когнитивно-операционный, поведенческий и уровень профессионально важных качеств; а также его периоды - учебно-академический (младшая ступень обучения в вузе - 1 курс -первый семестр 3-го курса) и учебно-профессиональный (старшая ступень обучения -второй семестр 3-5 курсы) [14].

Подчёркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека, Н. С. Пряжников отмечал: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социальноэкономической) ситуации» [15, с. 24].

В нашем исследовании рассматривается смысловая регуляция профессионального самоопределения студентов как субъектов деятельности, обеспечивающая развитие, осознанность, готовность к самостоятельности, то есть целостность и сформирован-ность профессионального самоопределения.

Понятие «смысловая регуляция» для нас включает в себя такие компоненты, как смысложизненные ориентации, ценности, самоак-туализационные характеристики, потребности и рефлексивность. Изучение смысловой регуляции профессионального самоопределения у студентов как субъектов деятельности предполагает рассмотрение взаимосвязей компонентов смысловой регуляции со сферами профессиональной деятельности и их компонентами (умениями и навыками, эмоциональным отношением к сфере профессий, профессиональным предпочтением к данной сфере) у студентов факультета журналистики младших и старших курсов с разным уровнем самоактуализации. Компоненты смысловой сферы личности, составляющие в нашем исследовании систему смысловой регуляции профессионального самоопределения, связанные с той или иной профессиональной сферой, определяют возможности реализации внутреннего потенциала студента как субъекта деятельности. Осознанность, осмысленность определённых профессиональных сфер, связанность с ними тех или иных ценностей и потребностей отражают смысловую регуляцию самоопределения студентов в различных профессиональных сферах.

Профессиональное самоопределение может быть охарактеризовано качественным составом компонентов (шкал) смысловой регуляции, связанных с профессиональной сферой, соответствующей определённой профессиональной подготовке студентов в вузе.

Организация и методы исследования

Анализ научной литературы по данной проблеме позволил сформулировать цель исследования - определить различия смысловой регуляции профессионального самоопределения у студентов факультета журналистики как субъектов деятельности на этапах учебно-академической и учебно-профессиональной деятельности, характеризующихся разным уровнем самоактуализации.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Определить значимые профессиональные сферы у студентов факультета журналистики в различные периоды обучения (на младшей и старшей ступенях обучения), установить соответствие выделенных профессиональных сфер виду подготовки в вузе.

2. Выявить различия в сформированно-сти смысловой регуляции профессионального самоопределения у студентов-журна-листов в периоды учебно-академической и учебно-профессиональной деятельности, отличающихся по уровню развития самоактуализации.

3. Определить индекс организованности структуры профессионального самоопределения у студентов-журналистов, характеризующихся высоким, средним и низким уровнем самоактуализации в периоды учебно-академической и учебно-профессиональной деятельности.

Обследование проводилось в 2010-2012 гг. на выборках студентов с 1 по 5 курсы факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск) численностью 285 человек. Возраст принявших участие в исследовании респондентов (в основном студенток) 17-21 год.

Гипотеза исследования.

Структурная организация смысловой регуляции профессионального самоопределения будет отличаться у студентов факультета журналистики:

- в разные периоды учебной деятельности;

- характеризующихся разным уровнем самоактуализации;

- в период учебно-профессиональной деятельности значимыми будут являться профессиональные сферы человек-человек, человек-художественный образ и человек-знак, соответствующие подготовке в вузе;

- у студентов с высоким уровнем самоактуализации структурная организация смысловой регуляции профессионального самоопределения будет иметь больший индекс

организованности, чем у студентов с низким уровнем самоактуализации.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики:

- опросник профессиональной готовности (ОПГ) Л. Н. Кабардовой [3, с. 124-130];

- самоактуализационный тест (САТ) Л. Я. Гозмана, М. В. Кроза, М. В. Латинской [2] для определения особенностей самоактуализации и её уровня;

- методика изучения смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [11];

- морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной (МТЖЦ) [16];

- тест «Рефлексивность» А. В. Карпова для определения особенностей рефлексивности [6];

- «Парные сравнения» В. В. Скворцова, И. Д. Ладанова для изучения потребностей [7].

В исследовании применялись следующие методы:

1) метод оценки степени (индекса) организованности структуры личности (А. В. Карпов, 1992) [5];

2) статистические методы:

- кластерный анализ показателей, связанных с уровнем самоактуализации;

- корреляционный анализ для выявления взаимосвязей с расчётом коэффициентов корреляции Пирсона для каждого кластера;

- различия между кластерами (уровнями самоактуализации) и структурами профессионального самоопределения студентов в разные периоды учебной деятельности (учебноакадемической и учебно-профессиональной) оценивались с помощью метода х2-критерий Пирсона для сравнения матриц корреляций (их «гомогенности-гетерогенности»).

Процедура обработки данных осуществлялась с помощью стандартного пакета MS Excel 2003 и компьютерного пакета статистических программ «Statistica 6.0».

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнительный анализ матриц интеркорреляций студентов младших (период учебно-академической деятельности) и старших (период учебно-профессиональной деятельности) курсов факультета журналистики показал, что структурные организации смысловой регуляции профессионального самоопределения у них значимо не различаются (X2 =39 15; х2 =51; х2 =58 6; х2 >

эмп. ’ л 0,05/36 ’ л 0,01/36 ’ ’ л табл.

X2 ), то есть являются гомогенными. Это по-

эмп.

зволяет предположить, что между структурами смысловой регуляции профессионального самоопределения у студентов младших и старших курсов существуют количественные, не качественные различия; и структуры имеют разную степень сформированности.

Одними из ведущих компонентов субъекта деятельности в нашем исследовании являются сформированные самоактуализаци-онные качества. На наш взгляд, целостность смысловой регуляции (СРПС) и высокий уровень самоактуализации (СА) являются основными характеристиками выпускника университета любой специальности как субъекта будущей профессиональной деятельности.

В связи с этим была рассмотрена сфор-мированность СРПС у студентов с разным уровнем СА.

Для выявления статистически значимых различий в структурной организации СРПС у студентов с разным уровнем СА был применен х2-критерий Пирсона. Анализ проводился во всех группах младших и старших курсов факультета журналистики (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительные показатели структурной организации смысловой регуляции профессионального

самоопределения у студентов факультета журналистики с разным уровнем СА

Уровни СА Младшие курсы Старшие курсы

Высокий /средний 22,62 17,68

Высокий / низкий 26,95 31,26

Средний / низкий 23,21 24,8

В группе студентов младших курсов факультета журналистики статистически значимых различий между показателями шкал разного уровня СА выявлено не было, что позволяет сделать вывод о том, что структурная организация смысловой регуляции профессионального самоопределения у студентов младших курсов, характеризующихся разным уровнем СА, не различается. Гомогенность корреляционных матриц разного уровня СА у студентов младших курсов показывает, что структуры СРПС являются качественно однородными, между ними существуют количе-

ственные различия, а общий «рисунок» связей в матрицах не различается [5].

Содержание СРПС у студентов старших курсов также было рассмотрено с учётом уровня СА, в связи с чем были выделены три группы респондентов: студенты старших курсов факультета журналистики с высоким, средним и низким уровнем СА.

В группах студентов старших курсов с разным уровнем СА статистически значимых различий между показателями шкал так же не обнаружено. Структура смысловой регуляции профессионального самоопределения у студентов старших курсов не изменяется в зависимости от уровня СА.

На следующем этапе исследования проводился анализ структурной организации профессионального самоопределения с помощью метода матриц интеркорреляций А. В. Карпова [5]. Была рассмотрена функциональная роль каждой профессиональной сферы, определяемая числом и значимостью их связей с компонентами смысловой регуляции. Был определён «структурный вес» каждой профессиональной сферы и её компонентов с помощью следующего методического приёма: связям, значимым при р<0,001 и р<0,01, приписывался «весовой коэффициент» 4 балла; связям, значимым при р<0,05, -«весовой коэффициент» 3 балла [5]. Сумма «веса» связей даёт значение «структурного веса».

Были определены «структурные веса» профессиональных сфер у студентов факультета журналистики с разным уровнем СА в период учебно-академической (табл. 2) и учебно-профессиональной (табл. 3) деятельности.

Анализ «структурного веса» профессиональных сфер у студентов младших курсов с высоким уровнем СА показал, что базовыми для них являются сферы человек-знак (Ч-З) ^=19), человек-природа (Ч-П) ^=19) и человек-человек (Ч-Ч) ^=13). В сферах Ч-З и Ч-П основными компонентами студенты выделяют свои умения и знания ^=24; W=22), а также эмоциональное отношение к деятельности в данных сферах ^=22; W=19).

Таблица 2

«Структурные веса» профессиональных сфер у студентов младших курсов факультета журналистики

с разным уровнем СА

Высокий уровень СА Средний уровень СА Низкий уровень СА

сферы компоненты «вес» сферы компоненты «вес» сферы компоненты «вес»

Ч-З ^=19) ЧЗ-У W=24 Ч-Т ЧТ-У W=13 Ч-З ^=15) ЧЗ-ПП W=13

ЧЗ-Э W=22 Ч-Т ЧТ-Э W=14

Ч-П ^=19) ЧП-У W=22 Ч-Х ^=14) ЧХ-У W=22 Ч-П ^=14) ЧП-У W=15

ЧП-Э W=19 ЧП-Э W=12

Ч-Ч ^=13) ЧЧ-Э W=13 ЧХ-Э W=14 ЧП-ПП W=13

ЧЧ-ПП W=17 Ч-Х ^=19) ЧХ-Э W=17

ЧХ-ПП W=20

Примечание: W - структурный вес качества; профессиональные сферы: Ч-З - человек-знак, Ч-П - человек-природа, Ч-Т - человек-техника, Ч-Ч - человек-человек, Ч-Х - человек-художественный образ; компоненты профессиональных сфер: Э - эмоциональное отношение, У - умения, навыки и знания, ПП - профессиональное предпочтение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значимой в структуре профессионального самоопределения является также сфера Ч-Ч ^=13) и её компоненты - эмоциональное отношение и профессиональное предпочтение - ЧЧ-Э (М/=13) и ЧЧ-ПП (М/=17). Для студентов данной группы важным является их эмоциональное отношение к выявленным сферам. В сферах Ч-З и Ч-П, наравне с эмоциональным отношением, для студентов актуальными являются также умения, навыки и знания.

У студентов со средним уровнем СА ведущей является сфера Ч-Х ^=14), а также умения в данной сфере ^=22) и эмоциональное отношение к ней ^=14). Базовыми также являются умения в сфере Ч-Т ^=13). Студенты данной группы ориентированы на творческую деятельность, однако для них также значимы умения и знания в технической области. Стоит отметить, что у студентов со средним уровнем СА профессиональные предпочтения как компонент не выражены ни в одной сфере профессиональной деятельности.

Для студентов с низким уровнем СА доминирующей профессиональной сферой является Ч-Х ^=19) и её компоненты: эмоциональное отношение ^=17) и профессиональные предпочтения ^=20). В сфере Ч-З ^=15) базовым компонентом являются профессиональные предпочтения ^=13). Структурообразующей также является сфера Ч-П и её компоненты ^Ч_П=14; WЧП_У=15; WЧП_Э=12; WЧП_ПП=13), но характер связей у них отрицательный. Эмоциональное отношение к

сфере Ч-Т ^=14) также является базовым компонентом структуры профессионального самоопределения у студентов данной группы. В целом в профессиональном плане они ориентированы на творческую деятельность и работу со знаковыми системами, выражая своё положительное эмоциональное отношение к сферам профессий Ч-Х и Ч-Т. Сфера человек-природа не является для них значимой в профессиональном плане. Стоит отметить, что умения в сфере Ч-Х и сфере Ч-Ч в целом не являются структурообразующими компонентами профессионального самоопределения студентов младших курсов факультета журналистики с низким уровнем СА.

Таким образом, показатели профессиональных сфер у студентов младших курсов факультета журналистики с высоким уровнем СА отличаются от показателей профессиональных сфер у студентов со средним и низким уровнем СА преобладанием сфер Ч-П и Ч-З. У студентов с низким и средним уровнем СА базовой является сфера Ч-Х. Студенты со средним уровнем СА не выражают профессиональных предпочтений ни к одной из рассматриваемых сфер. Для студентов с низким уровнем СА не является значимой сфера Ч-П, в отличие от студентов с высоким уровнем СА. Базовые сферы в структуре профессионального самоопределения у студентов младших курсов факультета журналистики с разным уровнем СА вполне соответствуют профилю профессиональной подготовки.

Таблица 3

«Структурные веса» профессиональных сфер у студентов старших курсов факультета журналистики

с разным уровнем СА

Высокий уровень СА Средний уровень СА Низкий уровень СА

сферы компоненты «вес» сферы компоненты «вес» сферы компоненты «вес»

Ч-З ЧЗ-Э W=12 Ч-З ^=12) ЧЗ-Э W=13 Ч-З ^=13) ЧЗ-У W=14

Ч-П ЧП-Э W=12 ЧЗ-Э W=16

Ч-Х ^=25) ЧХ-У W=24 Ч-Т ^=26) ЧТ-У W=23

ЧХ-Э W=31 Ч-Х ^=10) ЧХ-У W=12 ЧТ-Э W=26

ЧХ-ПП W=18 Ч-П ЧП-Э W=12

Ч-Ч ^=11) ЧЧ-У W=12 ЧХ-ПП W-19 Ч-Х ^=26) ЧХ-У W=14

ЧЧ-ПП W=16 ЧХ-ПП W=22

Примечание: W - структурный вес качества; профессиональные сферы: Ч-З - человек-знак, Ч-П - человек-природа, Ч-Т - человек-техника, Ч-Ч - человек-человек, Ч-Х - человек-художественный образ; компоненты профессиональных сфер: Э - эмоциональное отношение, У - умения, навыки и знания, ПП - профессиональное предпочтение.

У студентов старших курсов факультета журналистики с высоким уровнем СА доминирующей сферой в структуре профессионального самоопределения является сфера Ч-Х ^=25) и все её компоненты ^ЧХ_У=24; WЧХ_Э=31; WЧХ_ПП=18). Также для студентов является значимой профессиональная сфера Ч-Ч (М=11) и такие её компоненты, как умения и навыки в данной сфере ^=12) и желание работать в сфере коммуникаций ^=16). Структурообразующим компонентом является эмоциональное отношение к сферам Ч-З ^=12) и Ч-П ^=12). Корреляции ЧП-Э с переменными исследования являются положительными, а у переменной ЧЗ-Э -присутствуют в равном количестве как положительные, так и отрицательные взаимосвязи. Для студентов данной группы ведущими структурообразующими сферами профессионального самоопределения являются сферы профессий, связанные с творческой деятельностью и коммуникациями, что соответствует профилю их профессионального обучения. В сфере деятельности Ч-Ч у студентов не выражен компонент, характеризующий эмоциональное отношение к профессии данного типа, а эмоциональное отношение студентов к сфере Ч-П является осмысленным. К сфере Ч-З отношение студентов данной группы не выражено.

Для студентов со средними уровнем СА более значимой является сфера Ч-З ^=12), чем сфера Ч-Х ^=10). В сфере Ч-З студенты выделяют своё эмоциональное отношение ^=13); в сфере Ч-Х - для них более значимы умения и навыки ^=12), а также профессиональные предпочтения ^=19). Компонент ЧХ-У имеет положительные и отрицательные корреляции с переменными исследования. Студенты данной группы ориентированы на сферу творческой деятельности, для них значимы их умения, они видят перспективу в данной области профессий, но эмоционального компонента не выделяют, в отличие от сферы Ч-З.

У студентов с низким уровнем СА структурообразующими сферами являются Ч-Т (М=26) и Ч-Х ^=26), Ч-З (ММ3). В сферах

Ч-З и Ч-Т студенты выделяют такие компоненты, как умения ^=14; W=23) и эмоциональное отношение к ним ^=16; W= 26). В сфере Ч-П значимым является эмоциональное отношение к данной сфере (М=12). В сфере Ч-Х для студентов значимы их умения (М=14) и профессиональные предпочтения ^=22). У всех перечисленных компонентов и сфер, кроме ЧП-Э, ЧХ-У и ЧХ-ПП, преобладают отрицательные связи с компонентами смысловой регуляции. Эмоциональное отношение к сфере Ч-П и профессиональные предпочтения в сфере Ч-Х имеют положительные корреляции с переменными исследования. ЧХ-У характеризуется наличием как положительных, так и отрицательных взаимосвязей в равном количестве. Студенты факультета журналистики с низким уровнем СА на завершающем этапе обучения в вузе значимыми для себя выделяют эмоциональное отношение к сфере профессий Ч-П и профессиональные предпочтения в сфере Ч-Х. В других профессиональных сферах данные студенты не видят для себя возможности реализации своего внутреннего потенциала и ценностносмысловых ориентаций. Профессиональная сфера Ч-Ч, соответствующая профилю подготовки, для студентов с низким уровнем СА не является значимой.

Таким образом, на основании проведённого анализа можно сделать вывод, что у студентов факультета журналистики в период учебно-профессиональной деятельности с высоким уровнем СА доминирующей сферой в структуре профессионального самоопределения является сфера Ч-Х, что соответствует профилю обучения. Профессиональная сфера Ч-Ч, значимая в рамках их профессиональной подготовки, выражена в меньшей степени. У студентов факультета журналистики с низким уровнем СА структурообразующей является сфера творческой деятельности, но, в отличие от студентов с высоким уровнем СА, данная сфера не является для них осмысленной. Студенты факультета журналистики со средним уровнем СА на завершающем этапе обучения, на наш взгляд, ещё

не определились со сферой своей профессиональной деятельности.

Анализ «структурных весов» сфер профессиональной деятельности у студентов факультета журналистики с разным уровнем СА в период учебно-академической и учебнопрофессиональной деятельности позволил нам выделить доминирующие профессиональные сферы и значимые компоненты в этих сферах.

Далее была исследована структура профессионального самоопределения студентов младших (табл. 5) и старших (табл. 6) курсов по наиболее обобщённым показателям, таким как индексы их организованности (ИОС)

(разность индексов когерентности и дивер-гентности), когерентности (ИКС) (количество положительных взаимосвязей, умноженное на «весовой коэффициент» в соответствии с уровнем значимости) и дивергентности (ИДС) (количество отрицательных взаимосвязей, умноженное на «весовой коэффициент» в соответствии с уровнем значимости).

Когерентность является показателем интегрированности, синтезированности и сплочённости качеств в целостной структуре. Индекс дивергентности структуры показывает степень дифференцированности, «раздробленности», «рыхлости», но открытости и пластичности структуры.

Таблица 5

Индексы организованности структур профессионального самоопределения у студентов младших курсов факультета журналистики с разным уровнем СА

Уровень самоактуали- зации Уровень значимости корреляций 1 структурных весов ИКС ИДС ИОС

р < 0,001 р < 0,01 р < 0,05

1о + - 1о + - 1о + -

Высокий 5 3 2 23 21 2 49 45 4 77 231 28 203

Средний 0 0 0 13 9 4 23 17 6 36 87 34 53

Низкий 5 4 1 21 18 3 41 30 11 67 178 49 129

Примечание: I «о» - общая сумма всех положительных и отрицательных «весов» качеств; «+» - сумма всех положительных «весов»; «-» - сумма всех отрицательных «весов».

У студентов с высоким уровнем СА структурная организация профессионального самоопределения (ИОС=203) в 3,8 раза больше, чем у студентов со средним уровнем СА (ИОС=53) и в 1,5 раза больше, чем у студентов с низким уровнем СА (ИОС= 129). Результат позволяет судить о связанности, устойчивости и большей интегрированности структур профессионального самоопределения у студентов с высоким уровнем СА. Наименьшая степень организованности выявлена в струк-

туре профессионального самоопределения у студентов со средним уровнем СА.

В целом у студентов младшей ступени обучения с разным уровнем СА выражены тенденции к интеграции базовых компонентов профессионального самоопределения в целостную систему.

Далее были проанализированы индексы организации структур профессионального самоопределения у студентов старших курсов факультета журналистики с разным уровнем СА (табл. 6).

Таблица 6

Индексы организованности структур профессионального самоопределения у студентов старших курсов факультета журналистики с разным уровнем СА

Уровень самоактуали- зации Уровень значимости корреляций 1 структурных весов ИКС ИДС ИОС

р < 0,001 р < 0,01 р < 0,05

1 + - 1 + - 1 + -

Высокий 3 3 0 8 7 1 28 22 6 39 106 22 84

Средний 1 0 1 8 5 3 26 16 10 35 68 46 22

Низкий 8 3 5 11 2 9 63 14 49 82 62 203 -141

Примечание: I «о» - общая сумма всех положительных и отрицательных «весов» качеств; «+» - сумма всех положительных «весов»; «-» - сумма всех отрицательных «весов».

У студентов на завершающем этапе обучения в вузе с низким уровнем СА ИОС имеет отрицательное значение, т. е. дезорганизаци-онные тенденции в данной подгруппе выражены сильнее, чем организационные. Индекс дивергентности структуры профессионального самоопределения у студентов данной подгруппы в 3,2 раза выше, чем индекс когерентности.

Исследование структурной организации смысловой регуляции профессионального самоопределения студентов факультета журналистики показало, что субъектами профессиональной деятельности прежде всего являются студенты с высоким уровнем самоактуализации во всех периодах учебной деятельности.

самоопределения позволяют студентам состояться как субъектам деятельности, осуществить своё профессиональное развитие. У студентов с высоким и средним уровнем СА преобладают организационные, интегрированные тенденции над дезорганизационны-ми, неустойчивыми.

Результаты показывают, что для студентов факультета журналистики многие профессиональные сферы осознаются приемлемыми для реализации своих смыслов, ценностей, потребностей, самоактуализации, то есть почти все области профессионального

Список литературы

1. Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. СПб.: ПИТЕР, 2001. 288 с.

2. Гозман Л. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест М., 1995. 41 с.

3. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика: учеб. пособ. для высшей школы. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга,

4. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. 504 с.

5. Карпов А. В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. М.,

6. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.

7. Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. М.: Перспектива, 1997. С. 177-179.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

9. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. С. 94-239.

10. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.

11. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992. 16 с.

12. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 2001. 478 с.

13. Мэй Р Открытие Бытия. М.: Ин-т общегум. исслед., 2004. 224 с.

14. Поварёнков Ю. П. Психология становления профессионала. Ярославль, 2000. 216 с.

15. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж: МОДЭК, 1996. 102 с.

16. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. 368 с.

17. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (1922) // Вопросы психологии. 1986. № 4. 101-107.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.

19. Сопов В. Ф., Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей: руководство по применению; метод. пособие. Самара: Изд-во СамИКП-СНЦ РАН, 2002. 56 с.

20. Тавризян Г М. Проблема человека во французском экзистенциализме. М.: Политиздат,

1977.141 с.

21. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

22. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 1996. 320 с.

23. Ященко Е. Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации: дис. ... докт. пси-хол. наук. Ярославль: ЯрГУ, 2006. 454 с.

24. Bugental J. F. T The Search for Authentiaty: An Existential-Analytic Approach to Psychotherapy. N. Y: Holt, Rinehart & Winston, 1965. P 282-315.

2004. 192 с.

1992. 217 с.

References

1. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya. SPb.: PITER, 2001. 288 s.

2. Gozman L. Ya., Kroz M. V., Latinskaya M. V. Samoaktualizatsionnyj test. M., 1995. 41 s.

3. Zeer E. F., Pavlova A. M., Sadovnikova N. O. Proforientologiya: teoriya i praktika: ucheb. posob. dlya vysshey shkoly. M.: Akademicheskiy proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2004. 192 s.

4. Karpov A. V. Metasistemnaya organizatsiya urovnevyh struktur psihiki. M.: In-t psihologii RAN, 2004. 504 s.

5. Karpov A. V. Psihologiya prinyatiya resheniy v professional'noy deyatel'nosti. M, 1992. 217 s.

6. Karpov A. V. Refleksivnost' kak psihicheskoe svoystvo i metodika ee diagnostiki // Psihologicheskiy zhurnal. 2003. T 24. № 5. S. 45-57.

7. Ladanov I. D. Psihologiya upravleniya rynochnymi strukturami: preobrazuyuschee liderstvo.

M.: Perspektiva, 1997. S. 177-179.

8. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Politizdat, 1975. 304 s.

9. Leont'ev A. N. Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya: v 2 t. M.: Pedagogika, 1983. T 2.

S. 94-239.

10. Leont'ev D. A. Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real'nosti. M.:

Smysl, 1999. 487 s.

11. Leont'ev D. A. Test smyslozhiznennyh orientatsiy. M.: Smysl, 1992. 16 s.

12. Maslou Abraham G. Motivatsiya i lichnost' / per. s angl. A. M. Tatlybaevoy. SPb.: Evraziya,

2001. 478 s.

13. Mey R. Otkrytie Bytiya. M.: In-t obschegum. issled., 2004. 224 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Povarenkov Yu. P. Psihologiya stanovleniya professionala. Yaroslavl', 2000. 216 s.

15. Pryazhnikov N. S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie. Voronezh: MODEK,

1996. 102 s.

16. Psihologiya individual'nogo i gruppovogo subekta / pod red. A. V. Brushlinskogo,

M. I. Volovikovoy. M.: PER SE, 2002. 368 s.

17. Rubinshteyn S. L. Printsip tvorcheskoy samodeyatel'nosti (1922) // Voprosy psihologii.

1986. № 4. 101-107.

18. Rubinshteyn S. L. Osnovy obschey psihologii. M.: Uchpedgiz, 1946. 704 s.

19. Sopov V. F., Karpushina L. V. Morfologicheskiy test zhiznennyh tsennostey: rukovodstvo po primeneniyu; metod. posobie. Samara: Izd-vo SamIKP-SNTs RAN, 2002. 56 s.

20. Tavrizyan G. M. Problema cheloveka vo frantsuzskom ekzistentsializme. M.: Politizdat,

1977.141 s.

21. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. M.: Progress, 1990. 368 s.

22. Shadrikov V. D. Psihologiya deyatel'nosti i sposobnosti cheloveka. Izd. 2-e, pererab. i dop.

M.: Logos, 1996. 320 s.

23. Yaschenko E. F. Tsennostno-smyslovaya kontseptsiya samoaktualizatsii: dis. ... dokt. psihol. nauk. Yaroslavl': YarGU, 2006. 454 s.

24. Bugental J. F. T The Search for Authentiaty: An Existential-Analytic Approach to Psychotherapy. N. Y: Holt, Rinehart & Winston, 1965. P. 282-315.

Статья поступила в редакцию 14.01.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.