УДК 330.354
А. Н. Мифтахов
СТРУКТУРНАЯ ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Рассматриваются факторы, влияющие на инвестиционную деятельность предприятий темпы роста инвестиций в основной капитал, структура инвестиций предприятий машиностроительного комплекса в РФ и в РТ.
Действующие в настоящее время макроэкономические параметры развития российской экономики, в сочетании с реализуемыми приоритетами государственной промышленной политики формируют особенности и задают определенную динамику развития инвестиционных процессов в промышленности. Наиболее важными, на наш взгляд, факторами, стимулирующими инвестиционную деятельность промышленных предприятий, в настоящее время выступают:
1. развитие институтов финансового рынка (банков, инвестиционных фондов, общих фондов банковского управления и страховых фондов), аккумулирующих подавляющую часть быстро растущих внутренних сбережений, норма которых в России является одной из самых высоких в мире;
2. сокращение чистого оттока капитала по линии негосударственного сектора и уменьшение разрыва между валовым сбережением и валовым накоплением;
3. создание специальных режимов благоприятствования инвестициям - уделяется особое внимание возможностям использования механизмов промышленнопроизводственных, технико-внедренческих и туристско-рекреационных особых экономических зон, технопарков в сфере высоких технологий, Российской венчурной компании и инвестиционного Фонда в целях расширения частных инвестиций.
Следует также отметить, что профицит российского бюджета, пополнение средств стабилизационного фонда (по состоянию на 01.01.2006 г. величина средств Стабилизационного фонда составила 1237 млрд. руб.), а также повышение стоимости банковских активов (за 2005 г. рост банковских активов превысил 30%, что свидетельствует об усилении роли банков в отечественной экономике), способствовали росту инвестиционной активности в промышленном секторе экономики. Так, по итогам 2005 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 3 431 млрд. руб., или увеличился относительно 2004 года на 10,5%, причем темп роста практически сохранился на уровне 2004 г. - 10,9 % (рис. 1).
Кроме того, объем финансовых ресурсов, привлекаемых российскими предприятиями на финансовом рынке, за последние годы вырос в несколько раз. Однако объем привлекаемых на рынках ценных бумаг инвестиций сдерживается отсутствием унификации налогообложения доходов от финансовых инструментов различного типа. Налоговая дискриминация основных инструментов привлечения инвестиций на рынках ценных бумаг предприятиями реального сектора - акций и корпоративных облигаций -смягчена, но далеко еще не преодолена. В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации установлены различные налоговые ставки на процентный доход по государственным и корпоративным облигациям, что затрудняет, по мнению Банка России,
оперативное сопоставление участниками рынка уровня доходности по различным инструментам. В этой связи следует унифицировать налоговую ставку, установив единую ставку налога на процентный доход по государственным и корпоративным облигациям.
январь январь- январь- январь- январь- январь- январь- январь- январь- январь- январь- январь-
февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
П 2004 г. П 2005 г.
Рис. 1 - Темпы роста инвестиций в основной капитал нарастающим итогом к соответствующему периоду предыдущего года
По данным Росстата за 9мес. 2005 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 96,5 млрд. долларов США, что на 31,4% больше по сравнению с соответствующим периодом 2004 г. Однако, в структуре накопленного иностранного капитала наибольший удельный вес приходился на прочие инвестиции, т.е. на осуществляемые на возвратной основе кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр. - 53,1% (за аналогичный период 2004 г. - 57,5%), а доля прямых и портфельных инвестиций составила 44,9% и 2% соответственно. Важно отметить, что 26,6% объема накопленных иностранных инвестиций за 9 мес. 2005 г. приходится на сферу обрабатывающих производств, в т. ч. на машиностроение.
Таким образом, в структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности за 2005 г. наблюдалось дальнейшее усиление роли обрабатывающих производств на фоне замедления роста инвестиций в топливноэнергетический сектор. В частности, за 9 мес. 2005 г. инвестиции в нефтедобычу возросли, по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 0,8%, в то время как инвестиции в обрабатывающие производства - на 16,9% (доля инвестиций в
обрабатывающие производства за 9 мес. 2005 г. составила 19% от общего объема инвестиций в основной капитал, или увеличилась, по сравнению с аналогичным периодом 2004 г., на 1 %, доля инвестиций в добывающий сектор сократилась на 1,5% и составила 16,5%). Аналогичная структурная динамика инвестиционной деятельности наблюдается и в Республики Татфотцв^табзвидетельствуют о том, что структура инвестиций, с точки зрения модернизации отраслей обрабатывающей промышленности на основе инновационных технологий, остается неблагоприятной. Одной из причин является отсутствие эффективного механизма перелива инвестиционных средств в высокотехнологичные отрасли. Так, несмотря на упомянутые позитивные тенденции,
многие российские компании не рассматривают национальный финансовый рынок как основной источник привлечения инвестиционных ресурсов, а большинство средних компаний не получили к нему доступ. По-прежнему, наиболее привлекательными источниками инвестиций российских компаний остаются либо собственные средства, либо займы и первичные размещения акций (1РО) на зарубежных финансовых рынках. Соответственно, отечественный финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности по качественным активам, находится под сильным влиянием спекулятивно настроенных фондов и не привлекателен для консервативных долгосрочных инвесторов, что делает его весьма неустойчивым. При этом значительные объемы сделок с российскими активами осуществляются на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля свободно обращающихся ликвидных акций крупных российских компаний.
Таблица 1 - Структурная динамика инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в промышленности Республики Татарстан*
Годы Всего инвестиц ий в том числе
топливна я химия и нефтехими я машиностроение др. отрасли
2000 в % к итогу 100 56 23,3 4,7 16
2001 в % к итогу 100 57 21 5,4 16,6
2002 в % к итогу 100 51,6 18,4 9,7 30,3
2003 в % к итогу 100 50,1 19,4 9,4 21,1
2004 в % к итогу 100 48 22 11,8 18,2
*Составлено автором по данным Росстата.
В этих условиях для многих предприятий машиностроения, химии и нефтехимии и др. приоритетом в инвестиционной политике стала компенсация износа основных средств, а не финансирование новых проектов инновационной направленности.
Одним из основных инструментов осуществления государственной инвестиционной политики в рамках системы бюджетного планирования является Федеральная адресная инвестиционная программа. Структура финансирования данной программы в разрезе федеральных округов за 2005 год характеризуется данными, предста&шеннидно в иаблабщ;. 22, в рамках государственной поддержки инвестиционной деятельности лидируют Центральный, Северо-Западный, Приволжский и Южный федеральные округа. Однако, по факту освоения государственных капитальных вложений лидирует лишь Приволжский федеральный округ. По данным исследований рейтингового агентства «Эксперт РА», ежегодно публикующего рейтинги инвестиционной привлекательности российских регионов, инвестиционный климат страны сейчас формируют две взаимосвязанные тенденции: растущая дифференциация регионов и формирование инвестиционного ядра. При этом общей для большинства российских регионов является проблема низкого уровня развития транспортно-логистической инфраструктуры. Рейтинг крупнейших компаний Поволжья «Эксперт Волга - 200» показал, что экономика макрорегиона зависит, прежде всего, от ситуации в машиностроении, нефтяной и нефтехимической промышленности.
Таблица 2 - Структура финансирования Федеральной адресной инвестиционной программы в 2005 г.*
Федеральный округ Лимит государственных инвестиций на год Фактически освоено государственных капитальных
млн. руб. в % к итогу і млн. рублей ложений в % от лимита на год
Центральный 55 249,7 34,89% 42 749,5 77%
Северо-Западный 38 269,5 24,17% 36 207,7 95%
Южный 20 205,0 12,76% 17 734,6 88%
Приволжский 20 721,7 13,09% 25 801,3 124%
Уральский 2 483,4 1,57% 2 479,0 99,8%
Сибирский 14 478,4 9,14% 10 858,1 75%
Дальневосточный 6 950,1 4,39% 6 533,9 94%
Всего 158 357,8 100% 142 364,1 89,9%
* Составлено автором по данным МЭРТ РФ.
Машиностроение занимает второе место после топливной по удельному весу в экономике России. За 2004 год объем производства продукции машиностроения вырос на
11,7%. Наибольший рост наблюдался в металлургическом и железнодорожном машиностроении, а также в производстве средств связи, наиболее кризисная ситуация сложилась в станкостроении и подшипниковой промышленности. Динамика развития тех или иных подотраслей машиностроения в значительной степени определяется тем, насколько она сопряжена с обслуживанием инфраструктурных отраслей экономики -электроэнергетики и отчасти транспорта, либо с использованием экспортных контрактов -преимущественно авиакосмическая промышленность и энергетическое машиностроение. На возрождение железнодорожного сектора позитивно сказались реорганизация и модернизация российских железных дорог. Относительное благополучие производителей нефтегазового оборудования имеет в своей основе благоприятную ценовую конъюнктуру в последние годы на нефть и газ. Стратегические оценки перспектив развития российского машиностроения неоднозначны. С одной стороны, многие предприятия отрасли машиностроения смогли удержаться на рынке, используя накопленный потенциал прошлых лет, с другой — годы рыночных реформ в России были для машиностроения, за редким исключением, упущенным временем: структурные реформы отрасли практически не начинались, стратегических приоритетов развития так и не обозначено.
Машиностроение в России ориентировано в основном на внутренний рынок. Экспорт отрасли — около 6 млрд. долл. США в год (из них 2,5 млрд. долл. США — экспорт военной продукции), или 10-12% от общего объема производства. С 1990 года экспорт российского машиностроения сократился в 3,5 раза, изменилась и его структура — на 30% вырос экспорт энергетического оборудования. В то же время до 30% российского импорта — продукция иностранных машиностроительных фирм. Таким образом, назрела необходимость улучшения структуры экспортно-импортных потоков, усиления конкурентных позиций продукции отраслей высокотехнологичного сектора -
позиций продукции отраслей высокотехнологичного сектора - машиностроения, химии и нефтехимии, инфокоммуникационных технологий, программного обеспечения и пр.
Имеющийся производственный потенциал отрасли не соответствует структуре спроса. Удельный вес мощностей по производству конкурентоспособной продукции составляет: по выпуску комбайнов, кузнечно-прессовых машин, тракторов - менее 10%, а по продукции остальных подотраслей колеблется от 14% (станкоинструментальная промышленность) до 48% (автомобильная промышленность). В этой связи актуальной представляется задача совершенствования внутриотраслевой структуры самого машиностроительного комплекса. Одним из направлений должно стать, на наш взгляд, увеличение доли высокорентабельных видов продукции, позволяющих повысить техникотехнологический уровень предприятий других отраслей.
Важнейшей проблемой развития машиностроения является улучшение технологической структуры производства на основе замещения устаревших технологий и основных фондов. Масштабы и характер проблем, стоящих перед отечественным машиностроительным комплексом, не позволяют рассчитывать на его быстрые успехи в экспортной деятельности. Удельный вес экспорта машин и оборудования в совокупном экспорте страны сохраняется практически на прежнем уровне (10,3% - 10,6%). В настоящее время на мировом рынке машинотехнической продукции Россия выступает как поставщик узкого круга специализированных изделий, прежде всего техники военного назначения и отдельных видов энергетического оборудования и автомобильной техники.
Отрасль машиностроения в Республике Татарстан является одной из трех отраслей специализации промышленности. Еще в советские годы в регионе был создан мощный задел развития машиностроения. Если в 1990 году на долю машиностроения приходилось около 40% объема промышленного производства Республики Татарстан, то по итогам 2004 г. - порядка 24-х %. Динамика высоких цен на нефть усилила позиции топливной отрасли, доля которой в структуре производства почти достигла уровня 2000 года - 40% (рис. 2).
Рис. 2 - Структура промышленного производства в РТ в 2004 г.
В настоящее время машиностроительный комплекс в республике включает более 200 крупных и средних предприятий, из них доминирующее положение на рынке отдельных видов продукции занимает несколько предприятий, в том числе и ОАО «Казанькомпрессормаш».
Ведущими отраслями машиностроения Татарстана являются автомобилестроение и авиастроение. В республике представлено также производство компрессорного, вакуумного и холодильного оборудования, оборудования для топливной и
нефтехимической промышленности, судостроение и судоремонт, коммунального, санитарно-технического, подъемно-транспортного оборудования, производство
оборудования для лесного хозяйства и строительства, ремонт автомобилей и тракторов.
Вместе с тем, в отрасли большая доля изношенного и морально устаревшего оборудования, что затрудняет выпуск конкурентоспособной продукции. Коэффициент износа активной части основных фондов в машиностроении составил 45,6 % (2004 г.). При этом крайне неравномерно распределяются инвестиции среди отраслей промышленности. Основной объем капитальных вложений в республику приходится на нефтедобывающую промышленность (48% всех инвестиций), в то время как вложения в машиностроение и металлообработку составляют 11,8 %.
Инвестиционная привлекательность отрасли может оцениваться с использованием различных факторов. Однако, на наш взгляд, следует учитывать организационноструктурный, инновационный, экономический и социальный. Каждый из перечисленных факторов, а точнее критериев инвестиционной привлекательности отрасли (в данном случае машиностроения) включает определенную совокупность показателей. В частности, организационно - структурный критерий характеризует количественный состав отрасли, а также качественные параметры ее функционирования, выражающиеся в прибыльности, динамике производственных показателей. Инновационный фактор учитывает, прежде всего, технологические особенности, преимущества и перспективы развития отрасли, а именно оснащенность современными техникой и технологиями, инновационную активность хозяйствующих субъектов, динамику и величину затрат на технологические инновации и т.д. Экономический критерий включает сальдированный финансовый результат, величину добавленной стоимости и пр. Социальный фактор характеризует кадровый потенциал отрасли, наличие квалифицированных кадров, уровень произвГдитотьноцшнрудратегии реформирования машиностроения - развитие его организационно-экономической структуры посредством внедрения прогрессивных форм организации функционирования, взаимодействия и кооперации хозяйствующих субъектов. Речь идет, прежде всего, об организации и развитии кластеров. Осуществление деятельности предприятий машиностроительного комплекса в рамках кластера обеспечит достижение аллокационной эффективности, а также синхронность инвестиционных процессов. В свою очередь, сеть гибко реагирующих на изменения конъюнктуры рынка предприятий, способных производить конкурентную технику будет стимулировать процессы модернизации технической базы производства и роста его объемов опережающими по сравнению с другими отраслями промышленности темпами. Большую роль в повышении конкурентоспособности изделий отечественного машиностроения играют новые передовые технологии, в т. ч. лазерные и электронно-ионноплазменные, робототехнические системы и микромашины, гибкие производственные системы, модульные технологии, вибрационные технологии, электроэкструзия, сверхпластичность, нанотехнологии, технологии диагностирования и контроля и др. Назрела необходимость создания и применения новых машиностроительных материалов (композиты и полимеры, керамические материалы, металлы и сплавы со специальными свойствами, сверхтвердые материалы, материалы для микроэВезаирлюикиие др.)! ует отметить, что анализ структурной динамики инвестиционной деятельности отдельных предприятий и машиностроительного комплекса в целом должен включать рассмотрение качественных сдвигов, атрибутивных показателей инвестиционной деятельности. Речь идет, прежде всего, об экономической и социальной эффективности, реализуемых в промышленности инвестиционных проектов, а также их инновационной составляющей, определяющей конкурентоспособность предприятий
машиностроения в долгосрочной перспективе. Так как в настоящее время остро стоит проблема повышения эффективности инвестиций, поскольку увеличение масштабов инвестирования в регионе без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту. Только определенное сочетание трех компонентов - масштабов, структуры и эффективности - определяет динамику и уровень социально-экономического развития региона, его конкурентоспособность, состояние и перспективы развития.
Литература
1. Узяков М.Н., Ефимов В.М., Серебряков Г.Р. и др. Макроэкономическая политика и ее последствия (возможности анализа и обоснования с помощью экономико-математического инструментария) // Проблемы прогнозирования. М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», №4. 2003.
2. СА3022)еа Т.Н. Построение рейтинга мезоприоритетов кредитных вложений в экономику региона // Региональная экономика теория и практика. 2004. №4(7). С. 56-60.
3. Бакуменко Л.П. Методологические вопросы определения приоритетов промышленного развития региона / Региональное развитие в России: перспективы, конкурентоспособность, политика: Материалы международного научного форума. Часть 1. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2005. С.4-7.
4. Бессонов В. Проблемы построения производственных функций в российской переходной экономике / Анализ экономической динамики российской переходной экономики. М.: ИЭПП, 2002. С.5-89.
© А. Н. Мифтахов - асп. каф. экономики КГТУ.