ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
УДК 332
П.Я. Бакланов1
СТРУКТУРИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ2
Для любого поселения, выбранного в качестве точки отсчета, центрального звена, можно выделить территориальную социально-экономическую систему в виде пространственного сочетания всех поселений, непосредственно связанных с центральными транспортными путями. В узловых звеньях выделяются условно-постоянные элементы, работающие на внутренние локальные рынки, и условно-переменные, работающие на внешние рынки. Предложена структурно-функциональная схема поселений. Выделены элементы потенциальной структуры в виде незанятого населения, резервов производственных и транспортных мощностей, что позволяет оценивать возможные структурные перестройки в системе.
Ключевые слова: территориальная социально-экономическая система, структурные звенья, узлы, линейные, условно-постоянные элементы, условно-переменные, локальные рынки, внешние рынки, потенциальная структура.
Введение. Ветвь географической науки, изучающая человека, экономику, претерпела значительную эволюцию. Известно, что на ранних исторических этапах объектом этой науки было население и хозяйство отдельных стран и регионов, затем в качестве объекта стали рассматривать и изучать различные составляющие населения (городское, сельское и др.) и хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) в отдельных странах и регионах, а также территориальные сочетания подобных составляющих в экономических районах разного ранга. В эволюции предмета исследования общественной географии также выделяются исторические этапы — от изучения своеобразия и различий в народонаселении и хозяйстве отдельных стран и регионов до исследования и оценки причин, факторов (главным образом географических) размещения различных групп населения, сочетаний объектов хозяйства и инфраструктуры по территории, по странам и регионам.
Эволюция общественной географии в СССР и затем в Российской Федерации выразилась и в изменении ее официального названия от экономической до социально-экономической и, наконец, до социально-экономической и политической. В этом следует видеть, во-первых, отражение усиления и усложнения взаимосвязей между экономическими и социальными структурами и процессами, а во-вторых, стремление к более полному охвату объекта географических исследований.
Российская общественная география подошла к рубежу XX и XXI вв. с достаточно ясным пониманием того, что наиболее общим и полным объектом ее исследований являются территориальные социально-эко-
номические системы, включающие в себя группы населения, экономику, в том числе инфраструктуру и сферу обслуживания, в пределах определенной территории (исследования Ю.Г. Саушкина, А.Т. Хрущёва, С.Б. Лаврова, Б.С. Хорева, Э.Б. Алаева, А.И. Чисто-баева, Ю.Н. Гладкого, М.Д. Шарыгина, П.Я. Бакланова, Н.С. Мироненко, В.Е. Шувалова, В.Л. Бабурина, А.И. Трейшвина и др.).
При этом нередко даже при изучении территориально-производственных (хозяйственных) комплексов (систем) рассматривались население и элементы его расселения (М.К. Бандман, Н.Т. Агафонов, М.М. Па-ламарчук, В.Ю. Малов, М.Д. Шарыгин, А.И. Чистоба-ев, П.Я. Бакланов и др.). При изучении городов, сельского расселения охватывались и их экономические функции, специализация и т.п. (Г.М. Лаппо, С.А. Ковалёв, Б.С. Хорев, А.И. Алексеев, А.Е. Слука и др.), в чем также проявлялось усиление связей социальной сферы с экономической и стремление полнее и комплекснее рассмотреть объект исследований.
Постановка проблемы. Таким образом, к настоящему времени нет особых расхождений в понимании того, что наиболее полным и целостным объектом современной социально-экономической географии являются территориальные социально-экономические системы разного типа и уровня [6, 7, 9, 10].
Основные нерешенные проблемы, по-нашему мнению, заключаются в неразработанности принципов и методов структуризации социально-экономического пространства и выделения территориальных социально-экономических систем разного типа и ранга, в отсутствии строгой оценки их строения, структуры и
1 Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, директор, Дальневосточный федеральный университет, кафедра географии и устойчивого развития геосистем, зав. кафедрой, академик РАН; e-mail: [email protected]
2 Работа выполнена в рамках Программы президиума РАН № 31.
динамики [3, 8]. Представляется, что без нацеленности на подобную структуризацию, без выделения отдельных элементов, структурных звеньев и систем в целом, без количественной оценки их основных свойств и характеристик невозможны конструктивные исследования в социально-экономической географии и выход на содержательные практические рекомендации.
Результаты исследований и их обсуждение. В общем территориальную социально-экономическую систему можно определить как пространственное сочетание групп населения, объектов и организаций хозяйства, инфраструктуры, сферы обслуживания и управления в пределах определенной территории (от отдельного поселения до социально-экономического района и страны в целом) вместе с их разнообразными взаимосвязями между собой и с территорией.
Как показывают наши исследования [3, 4], любая территориальная социально-экономическая система состоит из многочисленных элементов и структурных звеньев. В качестве элемента можно выделить однородный, пространственно компактный и относительно целостный компонент системы в виде территориальных групп населения, объектов хозяйства и инфраструктуры.
Структурное звено территориальной социально-экономической системы образует пространственно выраженное и относительно обособленное сочетание разных взаимосвязанных или сопряженных элементов системы. Под сопряженностью элементов понимается наличие у ряда элементов тех или иных отношений общности, прежде всего соседства в пределах определенного пространства, территории, начиная с локального уровня. При этом возможно появление опосредованных связей двух элементов через их связи с третьим или через территорию.
Можно выделить следующие типы структурных звеньев:
— узловые — локальные сочетания разнообразных элементов в пределах отдельных поселений;
— линейные — пространственные сочетания линейных инфраструктурных элементов (участков транспортных сетей) и потоков вещества, энергии, информации;
— линейно-узловые структурные звенья — пространственные сочетания двух узловых элементов и связывающего их линейного, где бы они ни размещались;
— площадные (ареальные) — участки территории, занятые сельскохозяйственными и лесными угодьями, искусственными насаждениями, акватории водохранилищ, прудов и т.п., по существу, это отдельные звенья территориальных структур природопользования [5]. Сюда же относятся и отводы земель под разработку полезных ископаемых. Часто в таких структурных звеньях осуществляется определенный вид деятельности, направленный на добычу и использование не только одного (основного), но и ряда сопутствующих природных ресурсов (гидроэнергетических и рыбных ресурсов водохранилища, лесных, территории и строительного сырья и т.п.);
— линейно-ареальные, которые состоят из ареалов — участков территорий или акваторий — с представленными на них видами деятельности и звеньями природопользования и связывающими их линейными элементами;
— узлово-линейно-ареальные — структурные звенья, состоящие из узла, ареала и связывающего их линейного элемента.
Все эти структурные звенья могут различаться по уровню сложности и обобщения в зависимости от того, какое сочетание элементов выделяется и рассматривается в составе каждого звена. Например, в качестве узла можно выделять одно пространственно-компактное хозяйственное предприятие, фирму, селитебный район или их локальное сочетание в поселении в целом.
В качестве линейного звена можно выделять транспортное звено, связывающее два взаимодействующих предприятия, где бы они ни размещались, вместе с соответствующими потоками сырья, товаров, энергии. Более сложное линейное звено — транспортное звено, связывающее два поселения перевозками грузов и пассажиров между ними. Соответственно можно выделять разные типы линейно-узловых структурных звеньев — от звеньев в пространственных системах производства, хозяйства до интегрированных звеньев между поселениями как экономическими и социально-экономическими узлами (центрами) [1, 2].
Исходя из подобных представлений в качестве территориальной социально-экономической системы — как наиболее целостного пространственного образования — можно выделить сочетание поселений, связанных непосредственно транспортными путями (железнодорожными, автодорожными, трубопроводами и др.) с одним поселением, выбранным в качестве центрального (рис. 1).
Центральный элемент (узел, центр) в системе можно выбрать по его величине или значимости социально-экономических функций либо как своеобразную точку отсчета структурных звеньев в системе. Поэтому любое поселение можно рассматривать в качестве центрального узла, для которого выделяются реально существующие структурные звенья и система в целом. В систему можно включать либо все без исключения структурные звенья I порядка (все поселения, непосредственно связанные с центральным транспортными линиями), либо значимые звенья, существенные по своим основным характеристикам. При необходимости в систему можно включать и наиболее значимые звенья II порядка (рис. 2).
В целом это определяется значимостью и устойчивостью взаимосвязей и взаимозависимостей в отдельных структурных звеньях. Возможна такая ситуация, когда взаимосвязи и зависимости между отдельными узлами звена I порядка значительно слабее, чем таковые между узлами II порядка и выше. В этом случае необходимо включать в систему и все предшествующие звенья. В то же время узел, оказавшийся в структурном звене I порядка, всегда может усилить социально-экономическое взаимодействие с центральным
узлом, например начав выполнять в центральный узел поставки некоторых ресурсов либо потреблять его готовую продукцию или услуги в условиях рыночного регулирования и конкуренции.
Одновременно в территориальную социально-экономическую систему необходимо включать и аре-альные элементы, непосредственно связанные или сопряженные с узловыми и линейными элементами этой системы, например зоны сельского и лесного хозяйства, тяготеющие к ним. Таким образом, на определенном уровне обобщения в качестве территориальной социально-экономической системы можно выделить экономические, а точнее, социально-экономические районы разного ранга. Однако в их основе остаются линейно-узловые структуры, состоящие из крупных городских поселений и связывающих их транспортных звеньев.
С учетом того, что в каждом поселении, особенно в крупном, городском, осуществляется почти весь цикл жизнедеятельности человека и удовлетворяется большая часть потребностей населения, в том числе в труде, в любом поселении можно выделить сочетание условно-постоянных структурных элементов и условно-переменных.
В виде условно-постоянных можно выделить сочетание различных элементов, которые обеспечивают нормальные условия проживания населения в любом поселении. Такие элементы характерны практически для всех поселений, это предприятия, организации и объекты жилищно-коммунального хозяйства, пищевой промышленности, здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта и энергетики, торговли, муниципального управления и др. Подобные элементы необходимы для обеспечения нормального проживания всего населения в поселении, в том числе разных половозрастных групп. При этом все население потребляет услуги и товары, производимые в условно постоянном секторе, формируя вместе с элементами последнего значительный локальный рынок потребительских товаров и услуг. Объемы и структура такого рынка в общем зависят от величины поселения (численности населения), его географического положения (объем и типы коммунальных услуг и т.п.), исторических традиций и т.п. Однако общий набор необходимых и достаточных потребительских товаров и услуг остается величиной, во многом постоянной для различных поселений, особенно для поселений с одинаковой или схожей численностью населения.
Условно-переменные элементы, которые у каждого поселения свои, образуют предприятия, компании, организации со специализированными видами деятельности. Их готовая продукция, услуги в основном вывозятся за пределы поселения, сектор с условно-переменными элементами работает на внешние рынки, расположенные вне поселения, в пределах других поселений. При этом сектор с условно-переменными элементами и сам образует внутренний рынок производственных товаров, он потребляет сырье, исходные ресурсы, услуги, необходимые для его функциониро-
Рис. 1. Территориальная социально-экономическая система: 1 — поселение, центральный элемент системы (социально-экономический узел, центр); 2 — линейные элементы — транспортные звенья с потоками товаров, услуг, пассажиров; 3 — поселения (узлы, центры), непосредственно связанные с центральным поселением; 4 — внешние связи
Рис. 2. Структурные звенья: а — I порядка, б — I и II порядка
вания и развития. Определенное потребление производственных товаров осуществляет и сектор с условно-постоянными элементами (сырье, энергия, нефтепродукты, расходные материалы и т.п.), т.е. также включается во внутренний рынок производственных товаров и услуг. Одновременно оба сектора формируют локальный рынок труда в поселении.
Таким образом, каждый социально-экономический узел (центр) и поселение в целом формируют постоянно существующий внутренний рынок, состоящий из двух сегментов — рынка потребительских товаров и услуг и рынка производственных товаров и услуг. В целом изменчивы оба сегмента локального рынка, однако более динамичен сегмент производственных товаров и услуг, особенно в ресурсном обеспечении условно-переменных элементов.
Все структурные элементы поселения выполняют определенные функции: условно-постоянные элементы — это функции обслуживания разнообразных потребностей населения, а условно-переменные — участвуют в территориальном разделении труда.
В качестве необходимых и обязательных структурных элементов в каждом вышеназванном структурном звене следует выделять и оценивать природно-ресурсные компоненты узла (линейного и ареального
звена и т.п.): во-первых, соответствующую территорию размещения предприятия, транспортного звена, поселения и т.п., это важнейший и всеобщий ресурс; во-вторых, водоемы с водозаборами и водопроводами, лесные насаждения (в том числе в пригородах), сельскохозяйственные угодья (в том числе под садово-огородными участками жителей поселения), карьеры для добычи стройматериалов и т.п. В общем, каждый узел так или иначе добывает, изымает из природы и использует несколько видов природных ресурсов. Кроме того, выделяются участки, зоны природной среды, куда выводятся в той или иной мере прошедшие очистку отходы производства, хозяйства, в том числе жилищно-коммунального. В целом это звенья (как правило, несколько звеньев) природопользования, формирующиеся в пределах поселения и его окружения. Пространственное сочетание таких звеньев, выделенное для отдельного производственного предприятия или интегрального узла (поселения), названо нами ресурсно-экологической структурой [1, 2]. С точки зрения функций, выполняемых отдельными сочетаниями элементов поселений в качестве интегральных социально-экономических узлов, можно построить их структурно-функциональную схему (рис. 3).
Важная закономерность, присущая практически всем интегральным узлам, центрам (поселениям), — структурно-функциональная инвариантность. Все они содержат элементы всех 6 блоков, в блоках 1—5 —
4 6 5
- 1. . 1 1 [ Е 3 1 ь
1
Рис. 3. Обобщенная структурно-функциональная схема интегрального узла (поселения): 1 — природно-ресурсный потенциал, в том числе территория; 2 — производственная инфраструктура (внутренний транспорт, инженерные сети и т.п.); 3 — социальная инфраструктура, в том числе жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.; 4 — население, в том числе занятое в различных секторах;
5 — предприятия и организации сферы обслуживания, сервиса;
6 — предприятия специализированные, работающие в основном
на внешние рынки
элементы условно-постоянной структуры, в 6-м блоке — элементы переменной структуры.
Наличие структурно-функционального подобия, инвариантности можно проиллюстрировать на примере фрагмента карты Приморского края (рис. 4). Здесь представлены различные структурные звенья территориальной социально-экономической системы, выделенной для г. Владивосток — самого крупного многофункционального регионального центра. Все другие поселения (узлы, центры II порядка и выше), связан-
ные с ним транспортной сетью, имеют одни и те же условно-постоянные элементы и различающиеся условно-переменные элементы.
Каждый элемент любого структурного звена, как и территориальной системы в целом, может быть описан системой основных параметров — количественных показателей. Во-первых, к ним относятся характеристики размера, величины, мощности, производительности элемента (в натуральных и стоимостных единицах). Во-вторых, это потребности в исходных ресурсах, товарах, услугах, необходимых для жизнедеятельности соответствующих территориальных групп населения, а также для функционирования хозяйственных предприятий и организаций. В-третьих, характеристики объемов и затрат на обслуживание отдельных элементов звена при ремонтных работах, периодической модернизации, строительстве, создании новых объектов и элементов, т.е. характеристики развития. Кроме того, количественными параметрами должны быть описаны и элементы ресурсно-экологических структур.
При структуризации и выделении территориальных социально-экономических систем важно определить, как изменение одного элемента в том или ином структурном звене может повлиять на другие. Тем самым может быть выявлена реальная или возможная, потенциальная связанность и взаимообусловленность в структурных звеньях системы. Например, предполагаются определенные изменения в центральном узле системы (рост численности поселения, прирост мощности элементов условно-постоянной и условно переменной структур, реализация новых, в том числе инновационных, проектов). В общем на элементах условно-постоянной структуры узлов из структурных звеньев I порядка и выше это может и не отразиться. Но это может вызвать определенные изменения в элементах их условно-переменной структуры, т.е. прирост их мощности, поставки дополнительных товаров и услуг в центральный узел и т.п. Соответственно могут измениться и линейные элементы, транспортные звенья и потоки. Иными словами, для оценки вариантов возможных структурных перестроений в системе важны прежде всего связи в звеньях условно-переменных элементов узлов.
Соответственно рост локальных рынков товаров и услуг (и потребительских товаров и услуг, и производственных) будет вызывать соответствующий прирост на внешних рынках у элементов условно переменных структур в узлах звеньев I порядка и выше. Таким образом, внешние перевозки грузов и услуг и внешние рынки формируются лишь элементами условно переменной структуры. Элементы условно постоянной структуры образуют локальный спрос и локальные рынки, взаимодействующие с предложениями элементов условно-переменных структур других звеньев.
Возможные формы и уровни связанности и взаимообусловленности можно описать и с помощью соответствующих количественных параметров — величин спроса, предложения, дефицита, потоков и т.п. Для
Рис. 4. Основные звенья территориальной социально-экономической системы Приморского края: I — социально-экономические центры (узлы) (по численности населения, тыс. человек, на 01.01.2013); II — структурные элементы центров (узлов) и их функции: А — условно-переменные: 1 — транспортно-логистические, 2 — машиностроение, 3 — горнопромышленные, 4 — лесопромышленные, 5 — производство стройматериалов, 6 — пищевая (включая рыбную); Б — условно-постоянные (базовые) элементы — производственная и социальная инфраструктура, обслуживание населения (бытовые и потребительские услуги); III — социально-экономические центры (узлы) по типам структурных звеньев: 1 — центральное звено системы (г. Владивосток), 2 — социально-экономический центр звена II порядка, 3 — социально-экономический центр звена III порядка и выше; IV — основные транспортные пути (железные и автомобильные дороги)
каждого структурного элемента возможны два вида основных характеристик: реальные параметры, проявляющиеся фактически (занятость населения, объемы производства товаров и услуг, объемы перевозок и т.п.), и технологически возможные параметры (мощность, производительность, трудоспособное население и т.п.). Большое социально-экономическое значение имеет разность этих соответствующих парных показателей состояния и функционирования каждого отдельного элемента — часто существуют резервная часть неиспользуемых мощностей, незанятые трудовые ресурсы (в том числе в виде безработных), резервная провозная способность в транспортных звеньях. Все подобные излишки, резервы, незагруженность мощностей в отдельных элементах и структурных звеньях названы нами элементами потенциальной структуры [1, 2].
Как показывают исследования и практика территориального развития, наличие элементов потенциальной структуры в условно-постоянном секторе узлов в линейных элементах способствует агломерационному эффекту, росту и развитию как условно-постоянного, так и условно-переменного сектора; наличие элементов потенциальной структуры в условно-переменном секторе способствует росту и развитию связанных
с ним элементов других узлов. Кроме того, отдельные элементы условно-переменных секторов обладают и свойством потенциальных структур в связи с возможностью переориентировать свои продукцию и услуги на другие связи и внешние рынки. Такие возможности усиливаются в условиях роста конкуренции и конкурентоспособности.
Выводы:
— для любого поселения, выбранного в качестве точки отсчета, можно выделить территориальную социально-экономическую систему со структурными звеньями I порядка. При необходимости в эту систему могут быть включены и некоторые звенья II порядка и выше;
— для узловых звеньев системы необходимо выделение условно-постоянных элементов структуры и условно-переменных, установление и оценка связей и сопряжений элементов в функциональной структуре центрального узла, а также в условно-переменных звеньях разных узлов для оценки возможных вариантов структурных изменений. С этой целью следует выделить имеющуюся в узловых и линейных звеньях потенциальную структуру: выявление разнообразной потенциальной структуры в территориальных соци-
ально-экономических системах имеет большое практическое значение, так как позволяет заранее определять и оценивать возможные более эффективные варианты структурных перестроений в различных узлах, линейных элементах и звеньях;
— потенциал структурных перестроений в системе во многом определяется наличием и размерами
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакланов П.Я. Пространственные системы производства (микроструктурный уровень анализа и управления). М.: Наука, 1986. 150 с.
2. Бакланов П.Я. Территориальные структуры хозяйства в региональном управлении. М.: Наука, 2007. 239 с.
3. Бакланов П.Я. Территориальные социально-экономические структуры и системы — основной объект современной социально-экономической географии // Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика. Смоленск: Универсум, 2011. С. 162—165.
4. Бакланов П.Я. Представления о территориальных социально-экономических структурах // Геосистемы Дальнего Востока России на рубеже XX—XXI веков. Т. 3. Территориальные социально-экономические структуры. Владивосток: Дальнаука, 2012. С. 11—35.
5. Геосистемы Дальнего Востока России на рубеже XX—XXI веков. Т. 2. Природные ресурсы и региональное
потенциальных структур, а наличие потенциальных структур в социальных звеньях становится важной предпосылкой развития экономических звеньев и наоборот. В этом еще одно проявление усиления взаимосвязей и взаимозависимостей социальных явлений и экономических, в том числе в территориальных социально-экономических системах.
природопользование / Отв. ред. П.Я. Бакланов, В.П. Кара-кин. Владивосток: Дальнаука, 2010. 560 с.
6. Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика. Смоленск: Универсум, 2011. 608 с.
7. Социально-экономическая география-2011: теория и практика. Калининград: Изд-во БФУ имени И. Канта, 2011. 299 с.
8. Субботина Т.В., Шарыгин М.Д. Территориальные социально-экономические системы. Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 2011. 269 с.
9. Теория социально-экономической географии: Синтез современных знаний. Смоленск: Универсум, 2006. 328 с.
10. Теория социально-экономической географии: Современное состояние и перспективы развития. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2010. 476 с.
Поступила в редакцию 01.04.2013
P.Ya. Baklanov
STRUCTURING OF TERRITORIAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEM
Each settlement which is chosen as a reference or a central point could be characterized by a territorial socio-economic system representing a spatial combination of all settlements directly connected with the central one by transportation routes. The central points have quasi-constant elements oriented at the inner local markets and quasi-variable ones oriented at the outer markets. A structural-functional scheme of settlements is suggested. The elements of potential structure, i.e. unemployed population, production and transportation reserves, are identified, thus providing for the assessment of possible structural shifts within the system.
Key words: territorial socio-economic system, structural elements, central point, quasi-constant elements, quasi-variable elements, local markets, outer markets, potential structure.