МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИИ УПРАВЛЕНИЯ
П.А. АРКИН, А.Г. ГОЛУБЕВ
Павел Александрович АРКИН — доктор экономических наук, профессор. С 1994 по 2012 г. работал заведующим кафедрой экономики и логистики ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)».
В 1992 г. окончил Ленинградский технологический институт им. Ленсовета, в 1993 г. — аспирантуру СПбГУЭФ, с 2010 г. — проректор по экономике СПбГТИ(ТУ).
Автор 150 научных трудов, в том числе 10 монографий, подготовил 25 кандидатов наук.
Сфера научных интересов — экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами, менеджмент, логистика.
Алексей Геннадиевич ГОЛУБЕВ — аспирант кафедры инноватики и информационных технологий ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)».
В 2011 г. окончил СПбГТИ (ТУ).
Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — логистика.
^ ^ ^
СТРУКТУРИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В КЛАСТЕРЕ: ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [15], которым предписано увязать государственные программы развития отраслей промышленности с формируемыми приоритетными технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров, Минэкономразвития России включило вопросы развития инновационных территориальных кластеров в разработанные прогнозы социально-экономического развития России на 2014-2016 гг. и в долгосрочный прогноз до 2030 г.
В Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов «предусматривается оказание государственной поддержки развитию 25 пилотных инновационных территориальных кластеров, в том числе планируется:
— предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития инновационных территориальных кластеров (объем субсидий в 2013 году составит 1,3 млрд рублей, в период 2014-2016 годов предполагается предоставить 12 млрд рублей);
ГРНТИ 06.56.31
© П.А. Аркин, А.Г. Голубев, 2014
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
59
— обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития инновационных территориальных кластеров в рамках государственных программ Российской Федерации (необходимый общий объем финансирования проектов развития инновационных кластеров с привлечением средств государственных программ, по оценкам, составляет около 115 млрд рублей, в том числе из средств федерального бюджета — около 60 млрд рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации — около 9 млрд рублей, внебюджетных источников — около 47 млрд рублей);
— привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития инновационных территориальных кластеров;
— стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, в деятельности инновационных территориальных кластеров;
— поддержка субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства на территориях базирования инновационных территориальных кластеров» [9].
За счет этих мер предполагается обеспечить значительный рост ключевых показателей, характеризующих развитие кластеров: выработка на одного работника по предприятиям и организациям — участникам кластера ожидается на уровне 3629,5 тыс. руб./чел. в год (прирост на 86 %); объем инвестиций частных компаний в данные кластеры должен составить 1,5 трлн руб.; выручка от реализации несырьевой продукции на внутреннем и внешнем рынках должна вырасти по сравнению с 2011 г. на 105 %; число высокопроизводительных рабочих мест по сравнению с 2011 г. предполагается увеличить на 84,7 %.
Аналогичные нормы содержатся в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [10]:
«В целом поддержка пилотных инновационных территориальных кластеров приведет к увеличению их веса и роли в экономике страны, укрепит инновационные тенденции, ослабит зависимость России от конъюнктуры цен на сырьевую продукцию. Опережающее развитие Сколково, наукоградов, ЗАТО и инновационных территориальных кластеров позволит сформировать устойчивый фундамент для экономического роста, основанного на инновациях».
При этом Правительство РФ четко определило направления поддержки развития инновационных территориальных кластеров:
«3. Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки исполнения расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации по финансированию программ, предусматривающих реализацию мероприятий по следующим направлениям:
а) обеспечение деятельности специализированных организаций, осуществляющих методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития территориальных кластеров;
б) профессиональная переподготовка, повышение квалификации и проведение стажировок работников организаций, указанных в программе в качестве ее участников (далее — организации-участники), по направлениям реализации программ (в том числе за рубежом);
в) консультирование организаций-участников по вопросам разработки инвестиционных проектов в инновационной сфере;
г) проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, а также участие представителей организа-ций-участников в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях (форумы, конференции, семинары, круглые столы) в Российской Федерации и за рубежом;
д) развитие на территориях, на которых расположены территориальные кластеры, объектов инновационной и образовательной инфраструктуры;
е) развитие на территориях, на которых расположены территориальные кластеры, объектов транспортной и энергетической инфраструктуры;
ж) развитие на территориях, на которых расположены территориальные кластеры, объектов инженерной и социальной инфраструктуры» [4].
Механизмы реализации данного постановления Правительства РФ и отчетности раскрываются в приказах Минэкономразвития РФ [7; 8]. Для туристско-рекреационных кластеров предусмотрен еще один способ финансирования их развития [5]. Технические и организационные вопросы реализации данного постановления Правительства РФ, в том числе в отношении инновационных кластеров в отдельных регионах и отдельных отраслях промышленности, отражены в распоряжениях Правительства
60
П.А. Аркин, А.Г. Голубев
РФ [11; 12; 13], приказе Минрегионразвития России [6], стратегиях развития, утвержденных Президентом РФ [3; 14].
Реализация выделенной Правительством РФ в качестве приоритетной инновационной составляющей при развитии кластера, создание инновационной инфраструктуры могут решаться разными способами, одним из которых является создание информационно-логистической модели инновационной сети внутри кластера для оптимизации информационных потоков при трансфере инноваций. Задача синтеза информационно-логистической модели инновационной сети может быть определена как элемент разработки логистической методики управления сетевыми взаимодействиями в процессе формирования продуктовых и технологических цепочек. Основой является разработка структуры сети, т. е. компоновки узлов — выраженных взаимосвязей и конфигурации сети.
Взаимосвязи участников сети трактуются как транзакционные отношения: информационно -логистические, т. е. коммуникационные для инновационного процесса, и юридические. Это вполне согласуется с теорией Р. Коуза о видах затрат, относимых к транзакционным [2]: «1) затраты, связанные с поиском информации о потенциальных поставщиках, покупателях, товарах, ценах и т. д., 2) затраты, связанные с заключением контрактов, 3) издержки по контролю за реализацией контрактной сделки, 4) затраты, связанные с юридической защитой контракта (судебные и др.)». Именно эти виды затрат несут участники информационно-логистической модели инновационной сети в процессе формирования новации.
Транзакционные связи образуют конфигурацию информационно-логистического взаимодействия инновационной сети в реальной практике организации инновационного процесса. Задача определения конфигурации инновационной сети может быть интерпретирована как определение значимых транзакционных связей участников кластера, что и определяет информационно-логистическую структуру инновационной сети. Информационно-логистическая структура сетевого инновационного процесса обусловливается рядом следующих положений.
1. Взаимосвязи инновационной сети представляются транзакционными отношениями, т. е. отражают логистические затраты взаимодействия. При этом они не формируют добавленной стоимости к совокупному инновационному продукту, а рассматриваются как транзакционные расходы.
2. Разрабатываемая сеть включает все значимые виды транзакционных связей участников, т. е. является теоретически универсальной моделью.
3. Инновационная сеть методически выражается и отображается в соответствии с теорией графов. Результатом моделирования являются матрица взаимосвязей узлов и сетевой график.
4. Входы и выходы сети индифферентны по направленности. Это обусловлено индетерминируе-мостью транзакционной нагрузки во взаимоотношениях участников кластера. С практической точки зрения важна общая информационно-логистическая нагрузка сети. Инновационный продукт понимается как результат кооперационной информационно-логистической деятельности всех субъектов сети, а транзакционные расходы относятся на экономический результат инновационного проекта.
5. Основным критерием конфигурационной состоятельности инновационной сети принимается ее топология. «Исследование топологии сетей основано на поиске принципа сохранения их функциональности в условиях непрерывных изменений» [1]. Топология, неизменность инновационной сети, понимается как сохранение ее целеориентированности. Допускается различная конфигурация сети при сохранении ее функциональной целостности.
Задача синтеза информационно-логистической модели инновационной сети является переходом от теоретических результатов исследований современных инновационных процессов к практике их организации. С экономической точки зрения объединение субъектов кластера в инновационную сеть носит абстрактный, виртуальный характер до момента закрепления правовых отношений субъектов. Закрепленные в договорах отношения позволяют формировать долгосрочную мотивацию.
С научной точки зрения присутствует обусловленность топологией инновационной сети. Каждый участник кластера, задействованный как участник инновационного процесса внутри кластера, должен находиться в экономических и информационно-логистических отношениях хотя бы с одним из других участников, т. е. узлом сети. С практической точки зрения закрепление обязательств сторон, согласно Гражданскому кодексу РФ, возможно только в форме договоров.
Таким образом, можно сформулировать важный критерий состоятельности разрабатываемой информационно-логистической модели инновационной сети: все участники кластера, которые одновре-
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
61
менно являются участниками инновационного процесса внутри него, должны находиться как минимум в одной контрактной информационно-логистической взаимосвязи, т. е. иметь хотя бы один договор с другим или, соответственно, другими субъектами по предмету реализации функций инновационного процесса, образуя сеть. Такая структура позволяет разработать модель баланса экономических интересов отдельных участников сетевого инновационного процесса, сформировать экономическую проекцию инновационной сети, т. е. в конечном счете оценить результативность и эффективность кооперации.
Сформулированный критерий состоятельности информационно-логистической модели инновационной сети и определенность цели позволяют формализовать следующие задачи:
• детерминировать структуру и содержание информационно-логистических цепей сетевого инновационного процесса;
• сформировать матрицу смежности и граф экономической проекции инновационной сети;
• выделить и отобразить структуру внешней контракции сетевого инновационного процесса;
• разработать внутреннюю логику и эконометрическую форму информационно-логистической модели экономического баланса инновационной сети;
• предложить экономический показатель результативности реализации инновационного процесса на базе сетевого взаимодействия.
Ключевой задачей определяется детерминирование информационно-логистической цепи инновационного процесса, под которой предлагается понимать совокупность доминантных хозяйственных связей субъектов инновационной сети. Очевидно, что в контрактных отношениях субъектов всегда существует доминантная логика отношений, выражаемая одним договором. Информационнологистическая цепь, понимаемая как экономическая проекция инновационной сети, может быть представлена в виде единичных последовательных взаимосвязей узлов звеньев цепи. Формально звенья цепи определяются как единичные информационно-логистические связи субъектов инновационной сети.
Основываясь на принципах системного подхода к решению задачи построения экономической проекции инновационной сети, выдвигается метод построения соответствующей информационнологистической модели. Инновационная сеть в ее экономической проекции — это экономическая система, которая выражается информационно-логистической цепью. Исследование системы строится на декомпозиции, анализе и синтезе [16]. Применительно к предмету исследования декомпозиция понимается как выделение отдельных контрактных отношений, звеньев инновационного процесса. Анализ — исследование содержания отдельных контрактных звеньев, отношений инновационной сети, а синтез — последующий процесс «сборки» детерминированных звеньев в контрактную цепь — граф экономической проекции инновационной сети. Следуя приведенной логике системного подхода, первичной задачей определяется декомпозиция и анализ звеньев, который является первичным, поскольку задает параметры декомпозиции — принципы выделения, разложения системы на составляющие ее элементы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болтянский В.Г., Ефремович В.А. Наглядная топология. Сер. «Библиотечка квант». Вып. 21. М.: Наука, 1982.
2. Коуз Р. Природа фирмы. М.: Дело, 2001.
3. Основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ от 19.04.2013 № Пр-906). URL: http://www.federalspace.ru (дата обращения: 06.05.2013).
4. Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 188 (ред. от 15.07.2013) «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 10. Ст. 1037.
62
П.А. Аркин, А.Г. Голубев
5. Постановление Правительства РФ от 21.06.2013 № 524 «О порядке предоставления в 2013 году субсидий из федерального бюджета управляющим компаниям особых экономических зон, а также резидентам туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер» (вместе с «Правилами предоставления в 2013 году субсидий из федерального бюджета управляющим компаниям особых экономических зон, а также резидентам туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер», «Методикой расчета размера субсидий, предоставляемых из федерального бюджета в 2013 году управляющим компаниям особых экономических зон, а также резидентам туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер») // Собрание законодательства РФ. 2013. № 26. Ст. 3346.
6. Приказ Минрегионразвития России от 19.04.2013 № 169 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Приказ Минэкономразвития России от 13.08.2013 № 457 «Об утверждении уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет субсидий из федерального бюджета на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров на 2013 год» // Российская газета. 2013. № 196.
8. Приказ Минэкономразвития России от 21.05.2013 № 275 (ред. от 13.08.2013) «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. № 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров" в 2013 году» (вместе с «Порядком отбора мероприятий, которые будут учитываться при определении размера субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров, а также мероприятий, включаемых в утверждаемый Министерством экономического развития Российской Федерации перечень мероприятий, отобранных для софинансирования за счет средств субсидий») // Российская газета. 2013. № 175.
9. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (разработан Минэкономразвития России). URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 24.10.2013).
10. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 30.04.2013).
11. Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2013 № 461-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года"» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 13. Ст. 1623.
12. Распоряжение Правительства РФ от 20.03.2013 № 402-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 12. Ст. 1399.
13. Распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 № 315-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие рыбохозяйственного комплекса”» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 11. Ст. 1147.
14. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ). URL: http://www.government.ru (дата обращения: 20.02.2013).
15. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2333.
16. Шерешева М.Ю. Межфирменные сети. М.: ТЕИС, 2006.