Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
УДК 338.24
СТРУКТУРА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО
О. Е. Гребенюк Научный руководитель - Ю. Г. Малахова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматриваются сущность затрат на качество, а также приводятся различные классификации затрат на качество.
Ключевые слова: затраты на качество, классификация затрат на качество, экономика качества.
COST STRUKTURE ON THE QUALITY OF
O. E. Grebenyuk Scientific Supervisor - Yu. G. Malakhova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The article deals with the essence of quality costs, and provides various classifications of quality
costs.
Keywords: the cost of quality, classification of quality costs, quality economy.
Концепция экономической оценки затрат на качество, может рассматриваться как инструмент, который позволяет определить экономические последствия решений, принимаемых в рамках системы менеджмента качества, оценить убытки от возникновения дефектов и несоответствий, провести всесторонний анализ затрат на качество. Важной задачей экономики качества является систематизация (классификация) затрат на обеспечение качества и выявление среди них не создающих добавленной ценности для организации с целью их устранения (минимизации). Затраты на качество представляют собой расходы на обеспечение и гарантию качества, а также понесенные потери вследствие не соответствия качества.
Цель данной работы - изучить структуру затрат на качество.
Известный американский специалист в области качества - Ф. Кросби предложил разделить все затраты на затраты на соответствие и затраты на несоответствие. В свою очередь затраты на соответствие он разделил на затраты на предупреждение дефектов и затраты на контроль и оценку качества.
Затраты на соответствие включают в себя:
- затраты на предупредительные мероприятия;
- предупредительные действия: управление качеством; управление процессом; обеспечение качества поставок; аудит системы качества; программа улучшения качества; обучение вопросам качества;
- корректирующие действия (предотвращение повторения выявленных дефектов).
Затраты на контроль:
- проверка и испытания (выявление дефектов после изготовления);
- контроль процесса (выявление дефектов в процессе производства);
- аудит (контроль входных объектов).
Затраты на несоответствие включают в себя:
- потери на внутренние дефекты;
- переделки и ремонт;
Секция «Метрология, стандартизация и сертификация»
- повторная проверка и испытание;
- анализ потерь;
- уступки (допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям);
- снижение сорта;
- отходы.
Потери на внешние дефекты:
- переделки и ремонт;
- повторная проверка и испытание;
- снижение сорта;
- анализ потерь;
- гарантийные обязательства;
- юридические споры и выплаты компенсации.
Отличием данного подхода к оценке затрат является то, что в результате осуществления затрат на соответствие должен быть обеспечен выпуск продукции с нулевым уровнем дефектов. Причем такая продукция должна производиться с первого раза. В этом случае затраты на несоответствие возникать не будут. Соотношение между затратами на соответствие и потерями (П), связанными с несоответствиями, Ф. Кросби предложил использовать для диагностики состояния СМК организации.
Американский ученый Э. Деминг, предложил не пытаться выделить расходы на качество из общих затрат предприятия, так как это трудно осуществить, а сосредоточиться на программе действий, направленных на улучшение работы предприятия в целом и на минимизацию всех видов не эффективных затрат. Тогда «лишние» затраты исчезнут сами собой, а информацию, необходимую для эффективного управления качеством, все равно нет возможности получить в полном объеме. Трудности выделения затрат на качество из общих затрат на производство и реализацию продукции предприятия вызваны тем, что большая часть затрат на качество имеют скрытый характер и являются многоцелевыми, то есть направлены не только на улучшение качества, но и на функционирование предприятия в рабочем режиме.
Практика показала, что подход Э. Деминга является достаточно результативным. В силу этого он положен в основу новой версии стандартов ИСО 9000. Тем не менее, в современных условиях решать проблемы повышения качества без учета и анализа экономической информации не представляется возможным.
Подводя итоги, следует отметить, что Э. Деминг и Ф. Кросби не рассматривают улучшения в качестве итоговой продукции и соглашаются, что методы текущего контроля для достижения качества неэффективны в деле выпуска качественной продукции по приемлемой цене. Они говорят, что существуют некоторые процессы, где контроль будет требоваться постоянно (например, по соображениям безопасности, таким как полет самолета после его капитального ремонта), но важно устранить контроль как средство достижения качества. Они соглашаются с тем, что качество и стоимость не конкурируют друг с другом.
Кросби рассматривает стоимость качества как фокус измерений. Для него деньги являются языком менеджмента. Успех усилий в области качества в конечном итоге измеряется степенью соответствия потребностям клиента, но Кросби использует сокращение стоимости как индикатор эффективности и действенности процесса, использованного для того, чтобы отвечать требованиям клиента.
Деминг не использует издержки на качество как фокус измерений. Он считает, что неизвестная стоимость, такая как влияние финансовых потерь клиента, гораздо более важны, нежели видимые издержки. По Демингу, производство измерений и соответствие потребностям и ожиданиям клиента в отношении продукции или услуги имеют главенствующее значение для осуществления улучшений в области качества [1-3].
Библиографические ссылки
1. Шкарина Т. Ю. Экономика качества : учеб пособие. Владивосток : Изд-во ТГЭУ, 2012. 144 с.
2. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.gmpua.com/QM/Article1/ GuQM/GuQM.htm (дата обращения: 31.03.2015).
3. Экономика качества, стандартизации и сертификации : учеб. пособие / Ю. Г. Малахова, Т. Е. Кревина ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2012. 88 с.
© Гребенюк О. Е., 2015