Необходимо отметить два принципа, которые могут служить исходным при анализе эстетических показателей исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта. Предполагается, что исполняемые упражнения (композиция), достаточно полно и всесторонне отвечающие комплексу предъявляемых к ним требований, регламентированных правилами соревнований, т.е. такие упражнения, все характеристики которых (кроме эстетических) уже получили высокую оценку, имеют объективные предпосылки быть полноценными и в эстетическом плане. Напротив, технически несовершенные, с недостаточной безукоризненностью выполненные упражнения оказываются, в конечном счете, и эстетически неполноценными.
В условиях борьбы за каждую десятую или даже тысячную балла, когда уровень технического мастерства очень высок и набор сложнейших элементов практически одинаков, при ранжировании спортсменов по местам необходимо использовать разработанные нами показатели оценок, которые были бы адекватны их уровню исполнительского мастерства. Оптимально сбалансированное сочетание этих показателей и определяет высокий уровень эстетической подготовленности гимнастов. Поэтому, на наш взгляд, внимание специалистов должно быть направлено на совершенствование исполнительского мастерства и, прежде всего, на эстетическую составляющую. Ряд специалистов (Терехина Р.Н., Турищева Л.И., Винер И.А.) также считают, что объективизация оценок в гимнастических видах спорта возможна на основе детального учета всех компонентов исполнительского мастерства. Понимание принципов единства технической и эстетической сторон исполнительского мастерства позволяет судьям более качественно ранжировать спортсменов по местам.
СТРУКТУРА ВЗАИМОСВЯЗИ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Виктория Анатольевна Кудинова, кандидат педагогических наук, доцент,
ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия»
Аннотация
В работе анализируется взаимосвязь качественных характеристик развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, предлагаются эффективные критерии данного направления.
Ключевые слова: качественные характеристики, критерии, физическая культура и спорт, структура взаимосвязи.
INTERRELATION STRUCTURE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT QUALITATIVE CHARACTERISTICS IN RUSSIAN FEDERATION
Viktorija Anatolevna Kudinova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Agricultural Academy
Abstract
The paper analyses the interrelation of qualitative characteristics of physical culture and sport development in the Russian Federation, effective criteria of the given direction are given.
Key words: qualitative characteristics, criteria, physical culture and sport, interrelation structure.
ВВЕДЕНИЕ
В современных социально-экономических условиях важной задачей управления системой физической культуры и спорта в Российской Федерации является создание условий для увеличения физкультурно-спортивной активности различных контингентов населения и повышения уровня спортивного мастерства занимающихся за счет рационального использования финансовых, кадровых и материальных ресурсов отрасли «физическая культура и спорт» [1, 3]. К сожалению, оценка работы в сфере физиче-
ской культуры и спорта в стране осуществляется на основе количественных характеристик физкультурно-спортивной работы, без учета качественных критериев этой деятельности [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Наибольшие относительные показатели обеспеченности населения спортивными сооружениями выявлены в Уральском федеральном округе: дворцов спорта (6,06 ед.), стадионов (18,4 ед.), бассейнов (37,9 ед.), лыжных баз (52,0 ед.), физкультурно-оздоровительных центров (67,2 ед.), спортивных залов (538,1 ед.). Южный федеральный округ имеет наибольший относительный показатель по количеству плоскостных спортивных сооружений (941,2 ед.), Сибирский - по количеству легкоатлетических манежей (2,34 ед.). Характеристики количества плоскостных спортивных сооружений и спортивных залов представлены на 1 ООО ООО человек населения, другие спортсо-оружения - на 100 ООО человек. Несмотря на увеличение количества спортивных сооружений во всех субъектах Российской Федерации, усиливается региональная диспропорция их распределения.
Анализ взаимосвязи показателей, характеризующих различные качественные аспекты развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, также подтверждает неравномерность их формирования. Наиболее значимо коррелируют показатели физкультурно-спортивной работы и физкультурных кадров (г = 0,890); количества занимающихся на одного спортивного педагога и относительного количества стадионов (г = -0,884); характеристики физкультурно-оздоровительной работы и относительного количества стадионов (г = -0,859).
Выявлена обратная взаимосвязь между относительными показателями количества дворцов спорта и плоскостных спортивных сооружений (г = - 0,745), легкоатлетических манежей и тиров (г = - 0,715), плоскостных сооружений и лыжных баз (г = -0,711), бассейнов и тиров (г = - 0,701). Единственная положительная взаимосвязь (г =
0,780) существует между относительными показателями количества легкоатлетических манежей и спортивных залов. Отрицательные коэффициенты корреляции указывают на доминирование региональных факторов в строительстве спортивных сооружений в Российской Федерации.
По материалам нашего исследования, показатели количества населения, приходящиеся на одного физкультурного работника, коррелируют с относительными характеристиками количества физкультурно-оздоровительных центров (г = 0,811), дворцов спорта (г = -0,759) и лыжных баз (г = -0,750). Таким образом, этот показатель, на первый взгляд, пассивный, оказывает существенное влияние на характеристики развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Одним из важных качественных показателей развития физической культуры и спорта в стране является величина финансовых затрат на один «эквивалент спортивного мастерства». Данная характеристика коррелирует с относительным количеством лыжных баз (г = 0,822), бассейнов (г = 0,810), физкультурно-оздоровительных центров (г = 0,780), количеством населения на одного физкультурного работника (г = -0,779), относительным количеством плоскостных спортивных сооружений (г = -0,727).
Характеристики эффективности физкультурно-спортивной работы взаимосвязаны с относительными показателями спортивных залов (г = 0,742) и легкоатлетических манежей (г = 0,732). Результаты единовременной пропускной способности коррелируют с количеством плоскостных спортивных сооружений (г = 0,744). Характеристики физкультурно-спортивной работы взаимосвязаны с комплексными показателями развития отрасли (г = 0,857), а результаты физкультурно-оздоровительной работы - с относительным количеством стадионов (г = -0,826) и количеством занимающихся, приходящихся на одного педагога (г = 0,713). Численность физкультурных кадров оказывает позитивное влияние на комплексные показатели развития физической культуры и спорта в Российской Федерации (г = 0,853). Характеристики финансирования
отрасли взаимосвязаны с комплексным показателем развития физической культуры и спорта (г = 0,853) и количеством населения на одного физкультурного работника (г
0,803). Результаты нашего исследования убедительно продемонстрировали важность материально-технического, кадрового и финансового компонентов в системе развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации.
Структурирование взаимосвязи данных показателей методом максимального корреляционного пути позволило специфицировать ведущие компоненты развития отрасли и определить однородные характеристики (рис. 1).
Рис. 1. Корреляционная дендрограмма показателей развития физической культуры и спорта в федеральных округах Российской Федерации
Условные обозначения: 1 - количество населения на одного физкультурного работника; 2 - количество занимающихся на одного спортивного педагога; 3 - доля специалистов с высшим физкультурным образованием; 4 - относительное количество стадионов; 5 - относительное количество дворцов спорта; 6 - относительное количество легкоатлетических манежей; 7 - относительное количество плоскостных спортивных сооружений; 8 - относительное количество спортивных залов; 9 - относительное количество бассейнов; 10 - относительное количество лыжных баз; 11 - относительное количество тиров; 12 - относительное количество других сооружений; 13 - относительное количество физкультурно-оздоровительных центров; 14 - финансовые затраты на один: «эквивалент спортивного мастерства»; 15 - показатель эффективности физкультурно-спортивной работы; 16 - показатель обеспеченности населения спортивными сооружениями; 17 - единовременная пропускная способность спортивных сооружений; 18 -физкультурно-спортивная работа; 19 - физкультурно-оздоровительная работа; 20 - физкультурные кадры; 21 - финансирование физической культуры и спорта; 22 - эффективность использования спортивных сооружений; 23 - комплексный показатель развития физической культуры и спорта.
Стволовая часть состоит из пяти показателей: количество населения, приходящееся на одного физкультурного работника; доля специалистов с высшим физкультурным образованием, относительное количество дворцов спорта, легкоатлетических манежей и физкультурно-оздоровительных центров. Другие показатели распределились в шесть ветвей: три - комбинированные и три - монокомпонентные.
Наиболее высокие ветви образовали результаты физкультурно-спортивной работы, комплексные характеристики развития физической культуры и спорта, число физкультурных кадров, показатели финансирования (ветвь 1). а также относительное количество лыжных баз и бассейнов, финансовые затраты на один «эквивалент спортивного мастерства» (ветвь 2). Показатели относительного количества плоскостных
сооружений и их единовременной пропускной способности образовали третью ветвь, относительное количество других сооружений - четвертую, показатель эффективности физкультурно-спортивной работы и относительное количество спортивных залов -пятую, относительное количество тиров - шестую.
Обособленно проявились показатели количества занимающихся, приходящиеся на одного спортивного педагога, относительное количество стадионов, физкультурно-оздоровительная работа (вторая группа). Обеспеченность населения спортивными сооружениями и эффективность использования спортивной базы (третья группа), эффективность спортивной деятельности (четвертая группа). Данный подход позволил структурировать фактические показатели развития физической культуры и спорта в Российской Федерации по степени важности, распределить их по иерархическим уровням и взаимообусловленности.
ВЫВОДЫ
1. Относительные показатели развития физической культуры и спорта в Российской Федерации в большей мере (сравнение с абсолютными) характеризуют эффективность функционирования данной отрасли, но они в настоящее время не включены в отчетные формы физкультурно-спортивных организаций.
2. Анализ показал, что такие важные характеристики развития физической культуры и спорта, как комплексный показатель развития отрасли, эффективность физкультурно-спортивной работы, финансовые затраты на один «эквивалент спортивного мастерства», численность физкультурно-спортивных кадров, обеспеченность населения спортивными сооружениями и эффективность их использования, проявились в ветвях корреляционной дендрограммы, что подчеркивает их меньшую значимость (по отношению к результатам, распределенным в стволовой части). Это обусловлено доминированием количественных характеристик при планировании показателей развития отрасли «физическая культура и спорт». Необходимо пересмотреть критерии оценки эффективности развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, отдавая приоритет показателям качества физкультурно-спортивной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жолдак, В.И. Управление в сфере физической культуры и спорта / В.И. Жолдак, В.Н. Зуев. - Тюмень : Вектор-Бук, 2000. - 332 с.
2. Информация о развитии физической культуры и спорта в Российской федерации // Сборник официальных документов и материалов / Федеральное агентство по физ. культуре и спорту. - 2007. - № 6. - С. 43-46.
3. Фетисов, В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В. А.Фетисов. - М. : Советский спорт, 2005. - 80 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ
Марина Валерьевна Лычева, аспирант,
Барнаульский государственный педагогический университет (БГПУ)
Аннотация
В статье рассматривается проблема связи позитивного мышления и смысложизненных ориентаций, жизненной перспективы личности младших и старших школьников. Описываются цель, методики (в том числе и разработанные автором), экспериментальная часть исследования. Статья содержит обоснование полученных результатов и ряд важных теоретических выводов по рассматриваемой проблеме.
Ключевые слова: позитивное мышление, жизненная ориентация, младшие школьники.