Научная статья на тему 'Структура вычислительной части испытательного стенда для оценки параметров и состояния асинхронных электродвигателей'

Структура вычислительной части испытательного стенда для оценки параметров и состояния асинхронных электродвигателей Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
148
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Каширских Вениамин Георгиевич, Завьялов Валерий Михайлович

Описывается испытательный стенд для оценки параметров и состояния асинхронных двигателей и структура его вычислительной части. Производится сравнение оцененных значений параметров двигателей 4АХ90L4У3 с измеренными и каталожными данными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Каширских Вениамин Георгиевич, Завьялов Валерий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура вычислительной части испытательного стенда для оценки параметров и состояния асинхронных электродвигателей»

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ И СИСТЕМЫ

УДК 621.313.33:62-83

В.Г. Каширских, В.М. Завьялов

СТРУКТУРА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОМ ЧАСТИ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СТЕНДА ДЛЯ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ И СОСТОЯНИЯ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

На кафедре электропривода и автоматизации КузГТУ разработан комплекс методов, позволяющих в реальном времени производить оценку параметров и состояния асинхронных двигателей [1-9]. Для экспериментальной проверки полученных методов был разработан и изготовлен испытательный стенд, который включает в себя испытуемый двигатель, нагрузочный генератор постоянного тока, пускозащитный коммутационный блок, датчики тока типа ДТХ-150 и датчики напряжения в виде резистивных делителей, датчик частоты вращения ротора ТМГ 20П и персональный компьютер с платой сопряжения ЛА2М2, а так же специально разработанное программное обеспечение.

Программное обеспечение разделено на две основных части: измерительную, реализующую измерение и сохранение данных о токах, напряжениях статора и частоты вращения ротора, и вычислительную, производящую обработку измеренных данных. Структура вычислительной части программы показана на рис.1, где 08 - вектор, включающий в себя пото-косцепления статора (Т1), ротора (Т2) и цепи намагничивания (Тт), активные сопротивления статора (Я1) и ротора (Я2), индуктивность рассеяния статора (Ь1п) и индуктивность ротора (Ь2), оцененные для двигателя, работающего в установившемся режиме работы; 0а - вектор, включающий в себя потокосце-пление ротора, активные сопротивления статора и ротора, час-

АН

1, иі, Юг

І1, и

Обработка данных, полученных при статическом режиме работы АД

и

04)

Ьт

Обработка данных опыта холостого хода

Я1

1, и

данных опыта пуска "вхолостую"

Обработка данных, полученных при динамическом I/ режиме работы АД 11, и 1

V 0^)

Рис.1. Структура вычислительной части программы

Ид ив ис Іа Ів Іс

11 а^

Координатный преобразователь ЧРЬ Диффе- ренциатор

иір і1а І1р

Фильтр

Калмана

у 1а

уф

dilа/dt

dilр/dt

Rl

у1а

м

у1р

Фильтр

Калмана

Ь1о

ута

^тр

Вычислитель

индуктивности

цепи

намагничивания

Ьт

ута

Определитель

кривой

намагничивания

Вычислитель тока ротора

і2а і2р

Вычислитель

индуктивности

ротора

-►ю

Ь1о

‘ Ьт_Г(ут)

Ьт

->Ь2

Рис. 2. Структура процедуры обработки опыта холостого хода

64

В.Г. Каширских, В.М. Завьялов

ил ив ис 1А ІБ ІС

Координатный преобразователь

шр

іір

11В^

Диффе-

ренциатор

дііа/ді

Фильтр

Калмана

d1lр/dt

Я Іуіа уір

V У V

Фильтр

Калмана

уша

Ьш

ушр

Вычислитель тока ротора

Вычислитель

индуктивности

ротора

12р

Ь2

1МГ

|Ьш

Ьіо

Фильтр Калмана

■►Яі >

>

уіа

уір

■^■Ьіа уша -► Ушр

>Ь2

у2а

У2р

■>• Я2

Рис.3. Структура процедуры оценки параметров и состояния АД, работающего в статическом режиме

тоту вращения ротора (юг) и момент сопротивления на валу ротора (Мс), оцененные для двигателя, работающего в электроприводе с динамической нагрузкой. На рис.2 - рис.5 показаны составные части структуры вычислительной части программы.

Для предъявления требований к точности датчиков, используемых в системе измерения, произведен эксперимент, заключающийся в искусственном введении разного рода ошибок в измеряемые сигналы. В результате было выявлено,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

что наибольшей является фазовая погрешность (сдвиг по фазе между током и напряжением, вызванный инерционностью датчиков), поэтому при выборе датчиков тока и напряжения наибольшее внимание следует уделять временной задержке сигнала между их выходом и входом.

Исследование шумов измерительной системы показало, что их характеристики соответствуют требованиям, которые предъявляются к ним при использовании для оценок расширенного фильтра Калмана и метода наименьших квадратов.

Параметры двигателя 4АХ90Ь4У3

Из всех оцененных величин АД с короткозамкнутым ротором непосредственному измерению доступны только активное сопротивление и индуктивность статора. Для этих параметров можно оценить погрешность их оценки, которая для активного сопротивления статора составила 0,3% при статическом режиме работы и 3% при динамическом режиме работы, а для полной индуктивности статора - 6,4% для статического режима.

Непосредственное измерение остальных величин невозможно или затруднительно, потому для оценки работоспособности и точности полученных методов использовано компьютерное моделирование на основе модели обобщенной электрической машины - расчет состояния АД с использованием его параметров, подводимого напряжения, и прикладываемого к ротору момента сопротивления методом Рунге-Кутта четвертого порядка.

Далее, из результатов моделирования брались составляющие тока и напряжения статора и, где необходимо, частота вращения ротора, после чего производилось их сложение с шумом, аналогичным присутствующему в реальной измерительной системе, и на их основании производилась оценка параметров и состояния АД. Сравнительный анализ показал, что отклонение данных, полученных при моделировании, от оцененных не превышает 3%, что подтверждает эффективность разработанных методов.

Для экспериментальной проверки методов оценки была проведена серия опытов для ряда двигателей с номинальной мощностью от 1 до 3 кВт. В

Таблица

Данные Параметры

Яі Я* Ь1 а Ьі Ьт Ь2 Я2 Я2*

Каталожные 3,іі 0,0і0 0,303 0,293 0,311 2,63

Оцененные 3,і0 3,08 0,0і2 0,і89 0,і75 0,і8і 2,7і 2,75

Измеренные 3,і0 - 0,202 - - -

ил ив ис 1А 1Б 1С

Координатный

преобразователь

•Ті Ь2п| ЬіпІ Ьт І иіа шр Діа Іір Діа Дір

▼ ▼ТТТЖТТТ ▼

Дифферен

циатор

Фильтр Калмана

У2^ У2р ЮГ^

Рис.4. Структура процедуры обработки данных опыта “пуск в холостую "

таблице показаны результаты оценки параметров двигателя 4ЛХ90Ь4У3 мощностью 2,2 кВт для статического и динамического режимов работы элек-

Рис.5. Структура процедуры оценки параметров и состояния АД, работающего в динамическом режиме

чениям, что подтверждает необходимость проведения оценки параметров конкретных двигателей. Таким образом, разработанные методы можно рекомендовать для практического использования в системах управления, защиты и диагностики регулируемого асинхронного электропривода, при моделировании переходных процессов в электрических сетях с асинхронными электроприводами, а также для контроля качества выпускаемых двигателей и определения их параметров.

тропривода в сравнении с каталожными и измеренными значениями. Здесь Я]*, Я2 - величины, оцененные для динамического режима работы.

Проведенные опыты показали достаточно хорошее совпадение результатов оценки с измеренными значениями. В то же время не все каталожные данные, как видно из таблицы,

соответствуют измеренным зна-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каширских В.Г., Завьялов В.М., Соколов Д.В. Идентификация параметров асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором// Проблемы развития автоматизированного электропривода: Труды Всероссийской научно-практической конференции.- Новокузнецк: СибГИУ. 2002. С. 8і-82.

2. Каширских В.Г., Завьялов В.М., Соколов Д.В. Определение кривой намагничивания асинхронного электродвигателя // Проблемы развития автоматизированного электропривода: Труды Всероссийской научнопрактической конференции.- Новокузнецк: СибГИУ. 2002. С. 85-87.

3. Каширских В.Г., Завьялов В.М., Соколов Д.В. Определение кривой намагничивания асинхронного электродвигателя по результатам испытания на холостом ходе// Вестн. КузГТУ. 2002. №2. С. і4-і6.

4. Каширских В.Г., Завьялов В.М., Соколов Д.В. Идентификация параметров асинхронного электродвигателя с помощью метода наименьших квадратов// Вестн. КузГТУ. 2002. №2. С. і7-і9.

5. Каширских В.Г., Завьялов В.М. Идентификация параметров обмотки статора и цепи намагничивания асинхронного двигателя с помощью расширенного фильтра Калмана // Вестн. КузГТУ. 2002. №3. С. і8-20.

6. Каширских В.Г., Завьялов В.М. Оценка параметров и состояния асинхронного двигателя при динамической нагрузке. - Москва, 2002. - ііс. Деп. в ВИНИТИ 26 дек. 2002, №2265-в2002.

7. Каширских В.Г., Завьялов В.М. Оценка параметров и состояния асинхронного двигателя при установившемся режиме работы - Москва, 2002. ііс. -Деп. в ВИНИТИ 26 дек. 2002, №2266-В2002.

8. Каширских В.Г., Завьялов В.М. Определение индуктивности ротора асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором// Вестн. КузГТУ. 2003. №і. С. 20-2і.

9. Каширских В.Г., Завьялов В.М. Определение в реальном времени активного сопротивления и потокосце-пления ротора асинхронного двигателя при его работе в установившемся режиме // Вестн. КузГТУ. 2003. №і. С. 2і-24.

□ Авторы статьи:

Каширских Вениамин Георгиевич -канд. техн.наук, доц., зав.каф. электропривода и автоматизации

Завьялов Валерий Михайлович - старший преподаватель каф. электропривода и автоматизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.