Научная статья на тему 'Структура транспортного комплекса в контексте развития национальной экономики'

Структура транспортного комплекса в контексте развития национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфраструктура / транспорт / перевозки / население / транспортный комплекс. / infrastructure / transport / transportation / population / transport complex.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чучина Кристина Александровна, Галкина Алена Геннадьевна

Транспорт можно определить как одну из важнейших отраслей хозяйства, которая выполняет функцию так называемой «кровеносной системы» в сложном организме страны. Ее роль велика, неотъемлема и важна. Транспорт выступает мостом, является составной частью инфраструктуры, обеспечивая потребности хозяйства и населения в перевозках. Оказание существенного влияния на динамичность и эффективность социально-экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом является одной из важных функций транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чучина Кристина Александровна, Галкина Алена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of the transport complex in the context of the development of the national economy

Transport can be defined as one of the most important sectors of the economy, which performs the function of the so-called “circulatory system” in the complex organism of the country. Her role is great, integral and important. Transport acts as a bridge and is an integral part of the infrastructure, meeting the transportation needs of the economy and population. Exerting a significant impact on the dynamism and efficiency of socio-economic development of both individual regions and the country as a whole is one of the important functions of transport.

Текст научной работы на тему «Структура транспортного комплекса в контексте развития национальной экономики»

Научная статья УДК 332.1

doi: 10.47576/2949-1916.2025.1.1.028

структура транспортного комплекса в контексте развития национальной экономики

Чучина Кристина Александровна

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина,

Краснодар, Россия

Галкина Алена Геннадьевна

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина,

Краснодар, Россия

Аннотация. Транспорт можно определить как одну из важнейших отраслей хозяйства, которая выполняет функцию так называемой «кровеносной системы» в сложном организме страны. Ее роль велика, неотъемлема и важна. Транспорт выступает мостом, является составной частью инфраструктуры, обеспечивая потребности хозяйства и населения в перевозках. Оказание существенного влияния на динамичность и эффективность социально-экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом является одной из важных функций транспорта.

Ключевые слова: инфраструктура; транспорт; перевозки; население; транспортный комплекс.

Для цитирования: Чучина К. А., Галкина А. Г. Структура транспортного комплекса в контексте развития национальной экономики // Региональная и отраслевая экономика. - 2025. - № 1. - С. 219-224. doi: 10.47576/2949-1916.2025.1.1.028.

Original article

the structure of the transport complex in the context of the development of the national economy

Chuchina Kristina a.

I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

Galkina alyona G.

I.T. Trubilin Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

Abstract. Transport can be defined as one of the most important sectors of the economy, which performs the function of the so-called "circulatory system" in the complex organism of the country. Her role is great, integral and important. Transport acts as a bridge and is an integral part of the infrastructure, meeting the transportation needs of the economy and population. Exerting a significant impact on the dynamism and efficiency of socio-economic development of both individual regions and the country as a whole is one of the important functions of transport.

Keywords: infrastructure; transport; transportation; population; transport complex.

For citation: Chuchina K. A., Galkina A. G. The structure of the transport complex in the context of the development of the national economy. Regional and branch economy, 2025, no. 1, pp. 219-224. doi: 10.47576/2949-1916.2025.1.1.028.

В государстве столь обширном, как наше, совершенно особую роль играет транспорт. Роль и экономическую, и политическую и, если хотите, психологическую. Транспорт -это нечто большее, чем просто сектор экономики.

Транспорт - сфера, которая включает многоотраслевые виды транспортных средств.

В России с ее огромной территорией именно транспорт объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность и целостность. Транспорт в России занимал особое, место и на рубеже веков мы имеем право с полным основанием сказать об его исторической роли в становлении и развитии Государства российского. Редко небо России было мирным и благополучным: революции, войны, голод и разруха, в годы восстановления народного хозяйства. Но история показывает, что всякий раз возрождение нашей страны начиналось с развития транспорта.

Транспортный комплекс - это комбинация разнообразных видов транспортных средств, которые включают обслуживающие и вспомогательные организации на установленной территории [1].

В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Всевозрастающие масштабы общественного производства, расширение сфер промышленного использования природных ресурсов, развитие экономических и культурных связей как внутри страны, так и с зарубежными странами, требования обороноспособности страны не могут быть обеспечены без мощного развития всех видов транспорта, широко разветвленной сети путей сообщения, высокой мобильности и маневренности всех видов транспорта. Для Росси, еще раз повторюсь, занимающей огромную часть суши земного шара и имеющего огромные расстояния между западной и восточной границами, значение транспортной системы исключительно велико [2-6].

Транспорт в нашей стране способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности

между городом и деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и областях культуры.

Транспорт - важная составная часть экономики Российской Федерации. Значение транспорта определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения производительных сил.

Транспорт оказывает влияние на концентрацию производства. При концентрации производства важно определить оптимальные размеры предприятий. От этого зависит уровень трудовых затрат и себестоимости продукции. Увеличение мощности предприятия, как правило, сопровождается их снижением. При установлении границ целесообразной концентрации производства определяют совокупные затраты на производство и транспортировку продукции, то есть кроме технических, технологических и финансовых вопросов учитывают особенности размещения предприятий и издержки транспорта, включаемые в себестоимость продукции [43, с. 63].

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в ее созидании (поэтому транспортная продукция не накапливается, она просто не успевает создаться, если даже эта продукция создается, то она в тот же момент потребляется. Ведь «продуктом» транспорта является транспортировка. Люди и товары едут вместе с определенным средством транспорта и движение последнего, его перемещение и есть тот про -цесс производства, который оно создает...), обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю. Тем самым создавая транспортные издержки. Транспортные же издержки включаются в себе бстоимость продукции. Также необходимо сказать, что учет и минимизация транспортных издержек (транспортной слагающей) являются непременным условием рационального размещения производительных сил [7].

Влияние транспортной слагающей обусловлено соотношением массы сырья и топлива, с одной стороны, и массы готовой продукции - с другой, а также дальностью их транспортировки. Соотношение этих компонентов неодинаково в различных отраслях и может изменяться во времени. Поэтому необходим дифференцированный подход к учету влияния транспортных издержек на размещение предприятий различных отраслей народного хозяйства.

При размещении предприятий обрабаты -вающей промышленности учесть влияние транспортной слагающей сложнее.

Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы России:

1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно, оно

включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги.

2. Меридиональное магистральное цен-тральноевропейское направление «север-юг» с выходом на, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями.

3. Меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, железнодорожным транспортом и трубопроводным путями, связывающее По -волжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом [8].

В табл.1 представлены основные показатели развития транспортного комплекса Российской Федерации в 2013-2023 гг. (по данным федеральной службы государственной статистики Российской Федерации)

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021г. 2022 г. 2023 г.

Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), тыс. км:

железнодорожные пути 86 86 86 87 87

в том числе электрифицированные 44 44 44 44 44

автомобильные дороги с твердым покрытием (включая дороги необщего пользования) 1,134 1,154 1,162 1,171 1,186

трамвайные пути 2.5 2.5 2.5 2.5 2.4

троллейбусные пути 5.3 5.3 5.3 5.2 5.1

пути метрополитена 0.514 0.517 0.532 0.542 0.582

внутренние водные судоходные пути 102 102 101 101 101

магистральные трубопроводы (нефте- и нефтепродуктопрово-ды) 74 74 71 71 70

Перевезено грузов транспортом, млн. тонн:

железнодорожным 1,375 1,329 1,325 1,384 1,411

автомобильным 5,417 5,357 5,397 5,404 5,544

трубопроводным (нефть и нефтепродукты) 566 578 578 589 603

Грузооборот транспорта, млрд т-км:

железнодорожного 2,301 2,306 2,344 2,493 2,598

автомобильного 247 247 248 255 259

трубопроводного (нефть и нефтепродукты) 1,220 1,268 1,308 1,315 1,332

Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек:

железнодорожным 1040 1121 1160 1202 876

автобусным 11296 11185 10912 10361 7399

трамвайным 1397 1327 1259 1240 901

троллейбусным 1483 1376 1263 1148 750

метрополитеном 3312 3298 3381 3451 3066

воздушным 91 108 118 128 69,2

Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд. пас-сажиро-километров:

железнодорожного 125 123 130 133,6 78,6

автобусного 124 123 123 113,4 80,4

Таблица 1 - Основные показатели развития транспортного комплекса Российской Федерации

Анализ данных табл. 1 позволяет сделать вывод, что большинство основных показателей развития транспортного комплекса Российской Федерации год от года улучшаются.

Так, эксплуатационная длина автомобильных дорог с твердым покрытием (включая дороги необщего пользования) выросла с 1134 тыс. км в 2019 г. до 1186 тыс. км в 2023 г.

Транспортное обслуживание населения представляет собой деятельность по предоставлению услуг перевозки пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным или иным видом транспорта. Организация транспортного обслуживания населения - это система организационных мер и управленческих действий, целью которых выступает удовлетворение потребности в транспортной перевозке населения определенной территории [9].

В соответствии с действующим отечественным законодательством правомочия по реализации организационных мероприятий транспортного обслуживания и формированию среды для предоставления населению услуг транспортной перевозки возложены на органы публичного управления регионального и местного уровней. При этом законодатель ни на федеральном, ни на региональном уровнях не определяет четкий перечень форм правового регулирования транспортного обслуживания, потому органы публичной власти регионов и муниципалитетов самостоятельно определяют такие формы своими актами [10-12].

Автоперевозчики (хозяйствующие субъекты - муниципальные и частные предприятия пассажирского транспорта, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на перевозку пассажиров более 8 человек и зарегистрированные в установленном порядке в налоговом органе) предоставляют транспортные услуги населению в границах муниципального образования (в этом случае их деятельность регулируется органами местного самоуправления), а также осуществляют пригородные и междугородные перевозки (в этом случае их деятельность регулируется органами государственной власти области) [13-15].

Предприятия пассажирского транспорта являются достаточно специфичными субъек-

тами управления, которые характеризуются следующими особенностями, накладывающими свой отпечаток на характер управленческой деятельности:

- перевозочная деятельность имеет высокую социально-политическую значимость;

- основной производственный процесс происходит за пределами территории предприятия, что актуализирует повышение требований к контролю за работой на линии и использованию средств производственной связи;

- потребность в перевозках проявляется статистически и зависит от различных внешних факторов, что повышает роль и значение диспетчерского управления;

- муниципальные перевозки осуществляются с привлечением бюджетных средств, значительная часть пассажиров пользуется льготами, что требует особого режима финансирования перевозчиков и контроля над его расходами;

- транспортные средства являются источниками повышенной опасности, в связи с чем обеспечение безопасности перевозок пассажиров имеет первостепенное значение и должно преобладать над чисто экономическими интересами перевозчиками. Следовательно, субъекты транспортного обслуживания населения в лице органов местного самоуправления осуществляют правовое регулирование реализуемой функции, выполняют возложенные на них права и обязанности в границах своих полномочий, а автоперевозчики - предоставляют населению услуги пассажирского транспорта исходя из собственных интересов, интересов муниципальных образований и руководствуясь правовыми нормами.

Развитие транспортной инфраструктуры - одна из важнейших задач в развитии и функционировании экономики муниципалитетов, и как следствие экономики регионов. Надежная и эффективная работа пассажирского транспорта является важнейшим показателем социально-политической и экономической стабильности. Она обеспечивает основную часть поездок населения, непосредственно влияя на экономику страны в целом.

Список источников

1. Аннагиева Л. Д., Галкин И. С., Иауменко А. Г Инвестиционная привлекательность Краснодарского края - фактор его социально-экономического развития // Эпомен. 2020. № 45. С. 18-25.

2. Бирюкова Д. А., Шумилина Е. А. Особенности принятия управленческих решений в социальных системах // Экономика и управление глазами юных исследователей : материалы II национальной научно-практической конференции, Краснодар, 24 июня 2022 года. Краснодар, 2022. С. 40-45.

3. Биушкин И. В., Гусев Д. А., Юрканова И. Д. Роль и значение социальной инфраструктуры в развитии социально-экономической системы территории // Естественно-гуманитарные исследования. 2024. № 5(55). С. 484-487.

4. Булгаров M. А., Быченко Ю. Ю. Эффективное управление муниципальным имуществом // Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий : материалы IV международной научно-практической интернет-конференции, Вологда, 15-17 мая 2019 года. Вологда: Вологодский научный центр Российской академии наук, 2019. С. 71-73.

5. Булгаров, M. А., Зырянова О. Г, Чуева Т. И. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства сельских территорий // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-3(53). С. 497-499.

6. Булгаров M. А., Попова С. H. Развитие туристско-рекреационного потенциала в Краснодарском крае // ЭПОMEH. 2020. № 44. С. 56-61.

7. Булгаров M. А., Ильина В. С. Социальная политика Краснодарского края в современных условиях // Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий : материалы V международной научно-практической интернет-конференции, Вологда, 18-22 мая 2020 года : в 2 ч. Вологда : Вологодский научный центр Российской академии наук, 2020. Ч. I. С. 90-93.

8. Галкина А. Г, Орехова M. С. Сущность социально-экономического развития региона // Юность и Знания - Гарантия Успеха - 2024 : сборник научных статей 11-й Mеждународной молодежной научной конференции. В 3 т., Курск, 19-20 сентября 2024 года. Курск: Университетская книга, 2024. С. 66-68.

9. Галкина А. Г Mолодая семья в современном обществе: социальные проблемы // Актуальные проблемы молодежи в современном мире : материалы всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 25 апреля 2024 года. Краснодар, 2024. С. 46-50.

10. Галкина А. Г, Симонян Ж. С. Социально-экономические процессы в регионе // Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических наук: теория, методология, практика : материалы XIII Mеждународной научно-практической конференции, Тихорецк, 20 октября 2023 года. Краснодар: Российское энергетическое агентство Mинэнерго России, 2023. С. 104-108.

11. Стратегические приоритеты социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края / А. Г Галкина, А. И. Романченко, H. H. Синчинов, А. Д. Mишина // Экономика и предпринимательство. 2024. № 8(169). С. 695-699.

12. Калафатов Э. А., Иауменко А. Г Совершенствование системы стратегического планирования социально-экономического развития региона // Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода: материалы международной научной конференции. Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, 2020. С. 370-374.

13. Шебанец А. В., Орехова M. С. Анализ развития транспортного комплекса Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. № 11-3(117). С. 176-179.

14. Скрипник В. H., Орехова M. С. Приоритетные направления развития государственного сектора Российской экономики // Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода : материалы XII Mеждународной научно-практической конференции. Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, 2023. С. 283-284.

15. Орехова M. С., Жихарева И. А. Ыаправления социально-экономической политики Российской Федерации: проблемы и пути решения // Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода : материалы XII Mеждународной научно-практической конференции. Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, 2023. С. 291-295.

References

1. Annagieva L. D., Galkin I. S., Naumenko A. G. Investment attractiveness of the Krasnodar Territory as a factor of its socio-economic development. Epom. 2020. No. 45. Рp. 18-25.

2. Biryukova D. A., Shumilina E. A. Features of managerial decision-making in social systems. Economics and Management through the eyes of young researchers : proceedings of the II National Scientific and Practical Conference, Krasnodar, June 24, 2022. Krasnodar, 2022. Рp. 40-45.

3. Biushkin I. V., Gusev D. A., Yurkanova I. D. The role and importance of social infrastructure in the development of the socio-economic system of the territory. Natural sciences and humanities research. 2024. No. 5(55). Рp. 484-487.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Bulgarov M. A., Bychenko Yu. Y. Effective management of municipal property. Problems of economic growth and sustainable development of territories : proceedings of the IV International scientific and

practical Internet conference, Vologda, May 15-17, 2019. Vologda: Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2019. Pp. 71-73.

5. Bulgarov, M. A., Zyryanova O. G., Chueva T. I. Problems and prospects of small business development in rural areas. Economics and entrepreneurship. 2014. No. 12-3(53). Pp. 497-499.

6. Bulgarov M. A., Popova S. N. Development of tourist and recreational potential in the Krasnodar Territory. EPOM. 2020. No. 44. Pp. 56-61.

7. Bulgarov M. A., Ilyina V. S. Social policy of the Krasnodar Territory in modern conditions. Problems of economic growth and sustainable development of territories : proceedings of the V International Scientific and practical Internet Conference, Vologda, May 18-22, 2020 : at 2 a.m. Vologda : Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2020. Part I. Pp. 90-93.

8. Galkina A. G., Orekhova M. S. The essence of socio-economic development of the region. Youth and Knowledge - A guarantee of Success - 2024: collection of scientific articles of the 11th International Youth Scientific Conference. In 3 volumes, Kursk, September 19-20, 2024. Kursk: University Book, 2024. Pp. 66-68.

9. Galkina A. G. The young family in modern society: social problems. Actual problems of youth in the modern world : proceedings of the All-Russian scientific and practical conference, Krasnodar, April 25, 2024. Krasnodar, 2024. Pp. 46-50.

10. Galkina A. G., Simonyan J. S. Socio-economic processes in the region. Modern problems of socio-humanitarian and legal sciences: theory, methodology, practice : proceedings of the XIII International Scientific and Practical Conference, Tikhoretsk, October 20, 2023. Krasnodar: Russian Energy Agency of the Ministry of Energy of Russia, 2023. Pp. 104-108.

11. Strategic priorities of socio-economic development of municipalities of the Krasnodar Territory / A. G. Galkina, A. I. Romanchenko, N. N. Sinchinov, A.D. Mishina. Economics and entrepreneurship. 2024. No. 8(169). Pp. 695-699.

12. Kalafatov E. A., Naumenko A. G. Improving the strategic planning system for the socio-economic development of the region. Economics and management of industries and complexes based on an innovative approach: proceedings of an international scientific conference. Elista: B. B. Gorodovikov Kalmyk State University, 2020. Pp. 370-374.

13. Shebanets A.V., Orekhova M. S. Analysis of the development of the transport complex of the Russian Federation. Economics and Business: theory and practice. 2024. No. 11-3(117). Pp. 176-179.

14. Skripnik V. N., Orekhova M. S. Priority directions of development of the public sector of the Russian economy. Economics and management of industries and complexes based on an innovative approach : proceedings of the XII International Scientific and Practical Conference. Elista: B. B. Gorodovikov Kalmyk State University, 2023. Pp. 283-284.

15. Orekhova M. S., Zhikhareva I. A. Directions of socio-economic policy of the Russian Federation: problems and solutions. Economics and management of industries and complexes based on an innovative approach: proceedings of the XII International Scientific and Practical Conference. Elista: B. B. Gorodovikov Kalmyk State University, 2023. Pp. 291-295.

Сведения об авторах

ЧуЧИНА КРИСТИНА АЛЕКСАНДРОВНА - студент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Pоссия

ГАЛКИНА АЛЕНА ГЕННАДьЕВНА - старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Pоссия

Information about the authors

CHuCHINA KRISTINA a. - Student, I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia GALKINA ALYoNA G. - Senior Lecturer at the Department of State and Municipal Management, I.T. Trubilin Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.