ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(8). 2014, 120-138
Свящ. Иоанн Никулин
СТРУКТУРА ТОБОЛЬСКОГО АРХИЕРЕЙСКОГО ДОМА
В 90-Е ГОДЫ XVII В.
В статье рассматривается структура Тобольского архиерейского дома как центра управления Сибирской епархией и ее эволюция в последней трети XVII в. Автор на основании опубликованных источников и архивных материалов реконструирует органы управления и их функции. В приложении к статье публикуется поименный список чинов Тобольского архиерейского дома.
Ключевые слова: Сибирская епархия, Тобольский архиерейский дом, Православие в Сибири, архиерейский дом, епархиальное управление в XVII в.
Архиерейские дома представляют собой уникальное явление, свойственное только истории Русской Православной Церкви. Им уделяли большое внимание дореволюционные историки. Были написаны фундаментальные труды, в которых подробно рассмотрены устройство и функционирование отдельных архиерейских домов в эпоху Средневековья, в частности, Новгородского (труд Д. Б. Грекова)1 и Казанского (исследование И. М. Покровского)2. И. М. Покровский попытался систематизировать данные об архиерейских домах первой половины XVIII в., в первую очередь обращая внимание на штаты и средства архиерейских домов3. Косвенно структуры архиерейских домов касались также
1 Греков Б. Д. Новгородский дом Святой Софии (опыт изучения организации и внутренних отношений крупной церковной вотчины). Ч. I. СПб., 1914.
2 Покровский И. М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты преимущественно до 1764 г. Казань, 1906.
3 Покровский И. М. Средства и штаты великорусских архиерейских домов со времени Петра I до учреждения духовных штатов 1764 г. Казань, 1907.
120
© свящ. Иоанн Никулин, 2014
Н. Ф. Каптерев4 и И. Перов5. Интерес к истории архиерейских домов как важного звена церковного управления возродился в постсоветскую эпоху. Попытка систематизировать знания об архиерейских домах была предпринята в статье, опубликованной в Православной энциклопедии, там же приведена и основная библиография по данной теме6.
Различные стороны деятельности Тобольского архиерейского дома XVII-XVIII вв. нашли отражение в работах дореволюционных историков
B. К. Андриевича, П. К. Буцинского, А. А. Дмитриева, И. М. Покровского7.
В современной историографии Тобольского архиерейского дома можно выделить работы, претендующие на создание целостной картины истории Православия отдельных урало-сибирских регионов. Однако в силу поставленных задач в этих трудах непосредственно функционирование Тобольского архиерейского дома как органа управления епархией рассматривается весьма кратко и в общих чертах8. Вместе с тем появляются и работы, посвященные отдельным аспектам этой темы. Формирование земельных владений и развитие вотчины Тобольской кафедры оказались в центре внимания Н. С. Хариной и С. Н. Щербич9.
4 Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1874.
C. 201-236.
5 Перов И. Епархиальные учреждения в Русской Церкви в XVI и XVII вв. Рязань, 1882. С. 120-124.
6 Алексеев А. И., Флоря Б. Н. Архиерейский дом // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 532-536.
7 Андриевич В. К. История Сибири. Ч. 2. Период с 1660 года до воцарения императрицы Елизаветы Петровны. СПб., 1889; Буцинский П. К. Открытие Тобольской епархии и первый Тобольский архиепископ Киприан // Он же. Сочинения в двух томах. Т. 2: Ман-газея, Сургут, Нарым и Кетск / под ред. С. Г. Пархимович, сост. Ю. Л. Мандрика. Тюмень, 1999. С. 199-250; Он же. Сибирские архиепископы: Макарий, Нектарий, Герасим (16251650 гг.) // Там же. С. 251-310; Дмитриев А. Пермская старина. Сборник исторических статей и материалов преимущественно о Пермском крае. Вып. VII. Верхотурский край в XVII веке. Пермь, 1897; История Сибири. Т. II. Сибирь в составе феодальной России. Л., 1968; и др.
8 Дулов А. В., Санников А. П. Православная Церковь в Восточной Сибири в XVII — начале ХХ веков. Ч. I. Иркутск, 2006. С. 26-27; История Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2010. С. 50-51.
9 Харина Н. С. Тобольский архиерейский дом в XVIII веке: взаимоотношения государства и епархии. Доклад на конференции «Исторические исследования в Сибири и на Дальнем Востоке: проблемы и перспективы» // Сайт «Совет научной молодежи ИИ СО РАН». URL: http://history.nsc.ru/snm/harina.htm (дата обращения: 13.10.2008); Она же. Социальная структура вотчин Тобольского архиерейского дома на основе материала
Исследование собственно системы управления Тобольского архиерейского дома XVII — XVIII вв. предприняла Н. С. Харина10. Однако работа ее весьма поверхностна, малоинформативна, более того, трудно с ней согласиться в отдельных утверждениях. Например, исследовательница пишет: «Центральное место в церковно-административной системе до конца XVII в. занимали казенный, архиерейский и духовный (судный) приказы»11. Ясно, что у читателя складывается впечатление о наличии трех структурных единиц. однако в дальнейшем к судному приказу и его устройству автор не возвращается. Еще в дореволюционной историографии было показано, что архиерейский разряд и судный приказ — это один орган, возглавлявшийся воеводой церковным (приказным)12.
Некоторые ценные замечания приведены академиком Н. Н. Покровским в предисловии к публикации документов, касающихся деятельности Тобольского архиерейского дома. Внимание исследователей привлекают и биографии глав Тобольской митрополии13. Новосибирскими исследователями внесен большой вклад в изучение просвети-тельско-литературной деятельности Софийского митрополичьего двора, публикацию источников по истории Тобольской кафедры и лите-
дозорных и переписных книг XVII — начала XVIII в. // Исторические исследования в Сибири: проблемы и перспективы: сб. мат-лов II Регион. молодежн. научн. конф. Новосибирск, 2008. С. 85-91. Она же. Начало землевладения Тобольского архиерейского дома: формирование трех крупных земельных владений // Наука и инновации XXI века: мат-лы VII Окр. конф. молодых ученых, Сургут, 23-24 ноября 2006 г.: в 2 т. / Сургут. гос. ун-т. Сургут, 2007. Т. 1. С. 85-87; Щербич С. Н. Источники формирования земельного фонда Тобольского архиерейского дома в XVII в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2009. №9. С. 81-85; Она же. Воскресенская вотчина Тобольского Софийского дома в конце XVII — XVIII в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. №1 (20). С. 104-111.
10 Харина Н. С. Система управления Тобольского архиерейского дома в XVII в. // В мире научных открытий. 2011. №11.3 (23). С. 857-873; Она же. Тобольский архиерейский дом в XVII — 60-е гг. XVIII в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Барнаул, 2012.
11 Харина Н. С. Система управления Тобольского архиерейского дома в XVII в. С. 862.
12 См.: Перов И. Епархиальные учреждения в Русской Церкви в XVI и XVII вв. С. 120124; Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. С. 201-236; Греков Б. Д. Новгородский дом Святой Софии. С. 146.
13 Манькова И. Л. Сибирский архиепископ Симеон и тобольские воеводы: опыт эмпирического исследования в свете теории конфликта // Уральский исторический вестник. 2012. №3 (36). С. 14-23.
ратурного наследия сибирских архиереев первой половины XVII в.14 В целом необходимо отметить, что интересующий нас период, а именно конец XVII в., в истории Тобольской кафедры как центра управления епархией изучен слабо15. Попытаемся восполнить этот пробел в изучении деятельности Тобольского архиерейского дома.
Тобольская митрополия в конце XVII в. простиралась от Уральских гор на западе до Тихого океана на востоке и от Северного Ледовитого океана на Севере до степей и границ с Китаем на юге. Это была самая большая епархия из всех существовавших когда-либо в истории Русской Церкви. Для управления этой территорией в системе светского центрального управления был создан специальный орган — Сибирский приказ.
По подсчетам Я. Е. Водарского, русское население Сибири в последней четверти XVII в. составляло около 90 тыс. чел.16 По данным на 1710 г., количество пришлых жителей Сибири равнялось примерно 180 тыс. чел.17 В конце XVII в. русское население по своей численности уже преобладало над коренным18. В основном переселенцы из Московской Руси исповедовали православную веру, не считая старообрядцев,
14 См., напр.: Дворецкая Н. А. Сибирский летописный свод: (2-я пол. XVII в.) Новосибирск, 1984; Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века. Новосибирск, 2001. (История Сибири. Первоисточники. Вып. 10).
15 Наш первый опыт в данной теме: Никулин И. А. Тобольский архиерейский дом в конце XVII — начале XVIII вв.: структура и управление // Православие в судьбе Урала и России: история и современность: мат-лы Всеросс. научн.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 18-20 апреля 2010 г.) Екатеринбург, 2010. С. 80-85, см. также: Никулин И. А., свящ. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский. Екатеринбург: Информационно-издательский отдел ЕДС, 2015 (в печати).
16 Водарский Я. Е. Численность русского населения Сибири в XVП-XVШ в. // Русское население Поморья и Сибири (период феодализма): сб. ст. памяти В. И. Шункова. М., 1973. С. 213. В дореволюционной историографии встречаются и другие данные, а именно: в 1677 г. русское население Сибири составляло почти 200 тыс. (Андриевич В. К. История Сибири... С. 159).
17 Водарский Я. Е. Численность русского населения Сибири в XVП-XVШ в. С. 213. В дореволюционной историографии встречаются и другие данные, а именно: в начале XVIII в. в Сибири проживало около 230 тыс. русских и около 200 тыс. инородцев (Азиатская Россия. Т. I. Люди и порядки за Уралом. СПб., 1914. С. 81). Встречается и другое число крещеного населения Сибири в 1710 г., а именно — 273 тыс. (Клочков М. Население России при Петре Великом по переписям того времени. Т. I. Переписи дворов и населения (1678-1721). СПб., 1911. С. 61).
18 История Сибири. Т. II. Л., 1968. С. 56.
которые к тому времени еще не стали отдельной конфессией. Коренное население исповедовало свои племенные культы, а также ислам и буддизм. Крещеных в православную веру среди аборигенов было незначительное количество. В конце XVII в. в Сибири существовали 160 приходских храмов и 34 монастыря19.
Центром жизни епархии был Софийский двор, располагавшийся в верхней части Тобольска и окруженный небольшой каменной стеной. Главный Софийско-Успенский собор был построен таким образом, что его западная часть находилась за пределами двора. Почти в центре двора стоял каменный двухэтажный архиерейский дом с домовой церковью в честь сорока Севастийских мучеников20. По сведениям Черепановской летописи, в 1699 г. на архиерейском дворе митрополит Игнатий «подле ворот водовозных к звозу николскому построил каменные полаты со три апартамента, а наверху башне с немалыми слухами и все было немалой вышины», «сказывали многие, что в тех верхних покоях намерен был владыка освятить церковь и в башне быть определял колоколне»21. Каких-либо документов, подтверждающих эти сведения, пока не обнаружено. Возможно, это строительство было осуществлено только на средства тобольского архиерейского дома, поэтому не требовало согласования со светскими властями. На чертеже Тобольска С. У Ремезова начала XVIII в. есть строение, подходящее под описание из Черепанов-ской летописи, но оно никак не названо22. Возможно, это и есть палаты, построенные при Игнатии. Это предположение подтверждается планом Тобольского кремля 1728 г., на котором на этом месте около восточной стены архиерейского двора под №16 обозначены «Каменные палаты»23.
Митрополит управлял своей обширной епархией с помощью комплекса ведомств, который в целом именовался архиерейским домом. Одним из главных учреждений в системе епархиального управления был судный приказ, который именовался также архиерейским разрядом. он
19 Андриевич В. К. История Сибири. С. 326, 330; ПСЗ. Т. III. С. 234.
20 Архипастыри Тобольской епархии... С. 80.
21 РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 1543. Л. 96 об.
22 Чертеж Тобольска // Ремезов С. У Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году. Т. I. Факсимильное издание. М., 2003. Л. 4.
23 Тобольск — ангел Сибири. Тюмень, 2011. С. 17.
располагался на первом этаже каменной колокольни, находившейся недалеко от здания архиерейских покоев24.
Митрополичий судный приказ имел право судить все духовенство Сибирской епархии и мирских людей по делам, подсудным Церкви. Возглавлял этот орган церковной администрации приказной — светский чиновник, назначаемый обычно из детей боярских. Он в той или иной мере контролировал деятельность всех домовых учреждений (в том числе и приказов). В целом приказной был самым влиятельным лицом в митрополии после главы епархии; по мнению Б. Д. Грекова, именно это должностное лицо являло собой «принцип централизации <...>, напоминая собой франкского майордома»25. В отсутствие митрополита именно он оставался главным распорядителем архиерейского дома. Кроме него в приказе служили светские чиновники: дьяк и несколько (2-3) подьячих.
Суд над мирянами вершил вместе с дьяком и подьячими приказной. Суд же над лицами, имеющими священный сан, возглавлял «судия духовных дел» (духовный судья)26, назначаемый главой епархии (обычно из архимандритов приписного Иоанно-Введенского Междугорного монастыря). Заседание проводилось также с участием приказного, дьяка и прочих служащих приказа. Таким образом, духовный судья не был ведущим лицом в разряде, а приглашался только для участия в судебном заседании и вынесения решения27. Так, за весь период пребывания преосвященного Игнатия в Тобольске нам известна только одна грамота, в которой рассматривалось преступление лица в священном сане, и в этом суде, как и было, положено, участвовал судия духовных дел28. Другое дело, в котором известно председательство архимандрита, касалось мирянина, который пренебрегал более ранними постановлениями церковного суда29. Видимо, для разрешения такой непростой ситуации посчитали необходимым его
24 Баландин С. Н. Начало русского каменного строительства в Сибири // Сибирские города XVII — начала XX века. Новосибирск, 1981. С. 181.
25 Греков Б. Д. Новгородский дом Святой Софии. С. 146.
26 Алексеев А. И. Флоря Б. Н. Архиерейский дом. С. 533.
27 Греков Б. Д. Новгородский дом Святой Софии. С. 152-153.
28 Древние церковные грамоты восточносибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии / изд. архим. Мелетием. Казань, 1875. С. 54.
29 Там же. С. 61-62.
присутствие, хотя, с точки зрения действовавшего тогда церковного права, суд над мирянами совершался без его участия.
Разряд, кроме церковного суда, являлся центром управления епархией. В нем писались основные грамоты и другие бумаги, рассылавшиеся от лица митрополита, велась переписка с церквами и монастырями, подготавливались бумаги и решения на утверждение главе епархии, рассматривались ставленнические и другие дела. В архиерейский приказ стекались все необходимые сведения, отчеты и донесения30. По всем наиболее важным делам митрополит должен был писать в Москву, причем чаще всего и царю, и патриарху. Документы, рассылаемые в нижестоящие инстанции, т. е. в монастыри, центры десятин и отдельные церкви, составлялись дьяками часто уже по готовому шаблону, лишь по указанию митрополита, и скреплялись их подписью. Иногда, в исключительных случаях, митрополит сам писал грамоты.
В период с 1693 по 1698 г. приказным был Осип (Иосиф) Семенович Немчинов31, после суда над ним в 1698 г, на его место был назначен Иаков Немчинов32. Должность дьяка все годы пребывания митрополита Игнатия на кафедре исполнял Михайло Витязев. Он был опытным человеком, так как назначен был на эту должность еще до приезда митрополита Игнатия в Си-бирь33. Известны имена некоторых «судей духовных дел» конца XVII в. По приезде преосвященного Игнатия в Сибирь им был архимандрит Игнатий (Груздев)34, а в 1700 г. в этой должности упоминается архимандрит Киприан35.
30 Дулов А. В., Санников А. П. Православная Церковь в Восточной Сибири. С. 26.
31 Древние церковные грамоты. С. 44 и след.; РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ст. 1363. Л. 99. Показательна судьба этого человека. Впервые (до 1684 г.) Немчинов Осип (Иосиф) Семенович упоминается как софийский сын боярский и хозяин двора, который находился «на Софейской земле под горою под Паниным бугром» (Вотчины Тобольского Софийского двора в XVII в. Тюмень, 2001. С. 17). В 1691/92 г. (7200 г.) он уже замечен в качестве десятильника в усть-Ницынской слободе, и только с приездом нового митрополита в 1693 г. становится приказным. Впрочем, своей властью он, видимо, злоупотреблял, потому что уже в начале 1698 г. отстранен от должности и попал под следствие по делу о десятильниках (РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ст. 1363. Л. 368). В августе 1698 г. признан виновным и сослан в Якутск (РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ст. 1363. Л. 384; Покровский Н. Н. Сибирское дело о десятильниках. С. 180).
32 РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 561. Л. 1 об.
33 Древние церковные грамоты. С. 44 и след.; РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 561. Л. 75.
34 Древние церковные грамоты. С. 55, 62.
35 РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 561. Л. 1 - 1 об.
Другим важнейшим ведомством архиерейского дома был казенный приказ. В сферу его компетенции входила митрополичья казна, которая как учреждение была центром всей хозяйственной жизни митрополичьего дома. Кроме денег, в казне содержался архив ценных бумаг, книгохранилище, немалые запасы тканей, посуды и всего прочего, без чего не могло функционировать огромное хозяйство. В казенный приказ поступал оброк с вотчин Софийского дома. Сюда же стекались «дани» и всевозможные пошлины, взимавшиеся с церквей Сибири, и церковные налоги с мирского населения. Здесь находился и главный архив Тобольской митрополии.
Главой казенного приказа был казначей. Чаще всего его назначали из монашествующих. Функции казначея были весьма разнообразны. Он участвовал в размежевании земельных владений митрополита и других феодалов, в снабжении митрополичьего двора съестными припасами, выдавал грамоты на построение новых церквей, ведал приходом и расходом основных денежных средств митрополичьего дома36. Делопроизводство в приказе исполняли светские чиновники: дьяк и один-два подъячих. В годы архипастырства митрополита Игнатия сменилось несколько казначеев. По приезде в Тобольск им был назначен иеромонах Игнатий (Груздев)37, через год он был замещен иеромонахом Иосифом (Знаменским)38. С 1695 г. и вплоть до отъезда митрополита Игнатия в Москву должность казначея занимал монах Иоасаф (Милюков)39. Должность дьяка в казенном приказе долгие годы занимал Григорий Яковлев. На это место он был назначен еще при митрополите Павле и оставался на своем посту все время управления Сибирской епархией митрополита Игнатия40. Сохранилось имя одного из подьячих казенного приказа — «Мишки Протодьяконова»41.
Особую роль в управлении епархией играло соборное духовенство, так как ему «давались особые права и полномочия, которые вы-
36 РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 561. Л. 1 - 1 об.
37 Древние церковные грамоты. С. 46.
38 Там же. С. 56.
39 Там же. С. 52 и след.
40 Древние церковные грамоты. С. 46 и след.
41 Там же. С. 48 и след.
двигали соборян из ряда приходского духовенства»42. Клирики кафедрального собора чаще всего выполняли роль посланников, проверяя дела на местах. По «книгам именным тобольским ружником» 1696/97 г. соборный клир составляли: протопоп, протодиакон, два ключаря (священники), четыре священника, три диакона и по два пономаря, звонаря и сторожа43. В целом примерно столько же духовенства было в кафедральном соборе Казанской епархии в 1706 г.44 Возможно, что к концу XVII в. среди соборного духовенства было два диакона45. Сохранились имена клира главного епархиального храма. Так, ключарем Софийского собора все годы архипастырства митрополита Игнатия был иерей Иоанн Васильев46, «Сибирския Соборныя церкви» иерей Иосиф сопровождал митрополита Игнатия в путное шествие47. Соборный диакон Лаврентий ездил с особой миссией (о ней см. ниже) в Китай. Кстати, об особом доверии именно соборному диакону говорит тот факт, что грамоту на получение в Селенгинском монастыре десяти рублей выдали именно ему, а не следовавшему вместе с ним в Пекин верхотурскому священнику Григорию. В качестве помощника в поездке по епархии с крестовым иеромонахом Израилем был послан соборный иеродиакон Никифор (Амвросиев)48.
Большую роль в управлении епархией занимали митрополичьи дети боярские. В конце XVII столетия в Тобольском архиерейском доме их числилось 20. Они занимались управлением вотчинами, выполняли различные поручения, служили посыльными, представляли интересы митрополита в различных инстанциях, были «стряпчими».
При домовой церкви числилось крестовое духовенство. Сохранились имена лишь некоторых клириков домового храма архиерейско-
42 Покровский И. Казанский архиерейский дом. С. 268.
43 Тобольск: материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1885. С. 43.
44 Протопоп, два ключаря, два иерея, протодиакон, два диакона, два пономаря, два сторожа и просфорник-монах. См.: Покровский И. Казанский архиерейский дом. С. 295-296.
45 По крайней мере, упоминаются почти одновременно соборный диакон Лаврентий и соборный иеродиакон Никифор (Амвросиев).
46 Священник Иоанн (Иван) Васильев занимал должность ключаря Софийского собора с 1686 г. по 1701 г. См.: Литературные памятники Тобольского архиерейского дома. С. 383.
47 Житие Симеона Верхотурского // Литературные памятники. С. 213.
48 Там же. С. 220.
го дома. Так, в 1694/95 гг. и в 1700 г. упоминаются одни и те же лица — казначей (1700) иеромонах Савватий49 и иеромонах Израиль50, в 1700 г. также упоминается иеродиакон Исаакий, которого тоже можно отнести к крестовому духовенству, так как сопровождал своего архипастыря в Москву51.
В обязанности крестового духовенства входило в первую очередь совершение богослужения в домовой церкви. Впрочем, оно выполняло и поручения по управлению епархией, и в этом качестве стояло близко к соборному духовенству. Так, например, зимой 1695/96 гг. крестовый иеромонах Израиль и соборный клирик иеродиакон Никифор (Амвросиев) по благословению митрополита Игнатия посещали Верхотурский уезд, наблюдая за церковной жизнью, имея особые полномочия от архиерея, так как сам Тобольский владыка называет их «ексархами»52. Близко к крестовому духовенству стояли келейники митрополита. Их могло быть несколько, иногда один из них был иеродиаконом53.
Особое место занимала в жизни митрополита богослужебная деятельность. Все необходимое (облачение, книги, утварь и т. д.) для ее обеспечения хранилось в ризнице. Богослужебную деятельность обслуживали станицы: певчих дьяков (10 чел.) и певчих подьяков (11 чел.), также один подьякон (иподиакон)54. Все они также считались служащими Софийского дома.
В целом ежедневную жизнь архиерейского дома, по описи 1701 г., обслуживал следующий ряд лиц. На архиерейской поварне и хлебне числились повар и 5 хлебников55. Охраной Софийского двора и топкой многочисленных печей занимались еще четыре человека56. Отдельно располагались технические службы. В источниках упоминается отдельный конюшенный двор. На нем хранились архиерейские кареты и сани, специальные телеги и сани, например водовоз57. Его служащими были
49 Житие Симеона Верхотурского. С. 212.
50 Там же. С. 220.
51 Упом.: Оглоблин Н. Н. Библиотека Сибирского митрополита Игнатия. С. 286-291.
52 Житие Симеона Верхотурского. С. 220.
53 Покровский И. Казанский архиерейский дом. С. 296-297.
54 РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 561. Л. 77 об. - 79 об.
55 Там же. Л. 79 - 79 об.
56 РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 561. Л. 78 об.
57 Там же. Л. 36.
«возницы и конюхи» в числе трех человек58. На хозяйственном дворе имелась небольшая кузница, в которой трудился кузнец59. В обслуживании архиерейского дома участвовали и мастеровые. По описи 1701 г., их числилось 3 человека. Скорее всего, двое из них были «иконниками», а один «деревщиком»60.
Своеобразным кладовщиком был сушиленный монах. В его ведении находились сушила, погреба и кладовые. В них хранились запасы продовольствия, а также книги, посуда, ткани и прочее61. В ведении чашника находились погреба с различного рода напитками62.
Важно заметить, что все органы управления представляли собой единое целое, их обязанности порой смешивались — представители различных учреждений могли участвовать в одном и том же деле. Например, 7 мая 1698 г. «по приказу преосвященного Игнатия митрополита Сибирского и Тобольского для переписи животов посланы Софийского двора знаменного монастыря архимандрит Игнатий Груздев да крестовой черной священник Израиль, дьяк Михайло Витезев дети боярские Василей Груздев, Косьма Главин, Осип Хавов, Федор Старков, Василей Аврамьев, Федор Дедерев, Афонасей Скорняков»63. С одной стороны, в переписи участвуют представители судного приказа, с участием «судии духовных дел», естественно, дети боярские, но и крестовый иеромонах, возможно, как доверенное лицо митрополита.
В целом структура архиерейского дома была сходна с другими епархиальными центрами того времени. По переписи 1701 г., в штате Тобольского архиерейского дома находилось 72 человека64. Кроме того, отдельно необходимо учитывать штат кафедрального собора, который не входит в указанное выше число. Для сравнения: в начале XVIII в. всех служащих вместе с соборным клиром в Новгородском архиерейском доме было 1233 чел., в Ростовском — 498 чел., Псковском — 288 чел.,
58 РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 561. Л. 79.
59 Там же. Л. 76 об. - 77.
60 Тобольский архиерейский дом в XVII веке. С. 138.
61 Опись содержимого сушил и кладовых Тобольского архиерейского дома в 1701 г. см.: РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 561. Л. 19 и след.
62 Там же. Л. 75 об., Мельник А. Г. Ростовский митрополичий двор в XVII в. ...
63 РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Ст. 1363. Л. 387 об.
64 Таблица окладов служащих Тобольского архиерейского дома опубл. в прил. к статье.
Тверском — 240 чел., Крутицком — 151 чел.65 Ясно, что по общему количеству служащих Тобольский дом значительно уступал аналогичным структурам из центральной России. Малочисленность штата можно объяснить слабой заселенностью Сибири, небольшим количеством приходов и монастырей, а также вотчин Тобольского архиерейского дома.
* * *
Ниже публикуется поименный список чинов Тобольского архиерейского дома, составленный в 1701 г. и известный в единственной рукописи, хранящейся в РГАДА. В тексте пунктуация современная, титлы раскрыты, твердый знак в конце слов убран, неупотребляемые ныне буквы заменены на соответствующие буквы современного алфавита. Разделительным знаком ( || ) отмечаются границы между листами рукописи.
65 Покровский И. М. Средства и штаты. С. 122.
Приложение 1. Поименный список чинов Тобольского архиерейского дома
1701 г., не позднее 28 июня. — Поименный список чинов Тобольского архиерейского дома
л■ 75 Список Софейского дому в каком чину по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца велено быти в Софийском дому с прежними денежными и хлебными и соляными оклады по разбору приказных дел судии Андрея Иванова сына Городецкого.
Судия Андрей Городецкий оклад ему денег пятьдесят рублей, хлеба пятьдесят чети ржи, овса тож.
Казначей монах Иоасаф Милюков оклад ему денег десять рублев. Дьяки Михаил Витязев, Григорий Яковлев оклад им денег по пятнадцати рублев, хлеба по пятнадцати чети ржи, овса потому ж, по пяти пуд соли человеку.
Денег четыре рубли, крестовой священник Филарет. || л■ 75 об. По четыре рубли: черный дьякон, чашник монах Иулиан. Три рубли сушиленной монах Серапион. Два рубли казенного приказа сторож монах Иов.
Дети боярские оклад им денег по пяти рублев, хлеба по осмии чети ржи
овса потому ж, по два пуда соли:
Василей Скарняков
Тимофей Кремлев
Козма Главин
Осип Главин
Денег по четыре рубли, хлеба по осмии чети ржи, овса потому ж, по два
пуда соли:
Яков Немчинов,
Василей Груздев,
Василей Карташев. ||
Денег четыре рубли, хлеба четырьнатцать чети ржи и овса, два пуда соли: л. 76 Дмитрей Постников.
Денег три рубли, хлеба двенадцать чети ржи и овса, два пуда соли: Матфей Карташев.
Денег по три рубли, хлеба по десяти чети ржи и овса, по два пуда соли:
Федор Дедерев,
Степан Казимеров,
Яков Раздеришин,
Гаврило Сутупов,
Андрей Балакирев.
Денег три рубли, хлеба восемь чети ржи и овса, два пуда соли: Иван Горохов. ||
Денег два рубли с полтиною, хлеба десят чети ржи и овса, два пуда соли: л. 76 об. Иван Изографов.
Денег по два рубли с полтиною, хлеба по осми чети ржи и овса, по полтора пуда соли: Михайло Груздев, Алексей Мухин,
Денег три рубли, хлеба восемь чети ржи и овса, полтора пуда соли: Андрей Калинин.
Денег два рубли с полтиною, хлеба шести чети ржи и овса, полтора пуда соли:
Иван Груздев.
Мастеровые денег по пяти рублев хлеба по четырнадцать чети ржи и овса, по два пуда соли: Сила Алексеев, Кирило Полетаев. ||
Денег два рубли с полтиною, хлеба восемь чети ржи и овса, полтора пуда л. 77 соли:
Гаврило Епифанов, Подьячие
Денег по четыре рубли, хлеба по четырнадцати чети ржи и овса, по два пуда соли:
Михайло Протодьяконов, Ларион Михаилов.
Денег два рубли хлеба восемь чети ржи и овса полтора пуда соли:
Иван Матфеев.
Денег два рубли с полтиною, хлеба восемь чети ржи и овса, полтора пуда соли:
Алексей Афанасьев. || л■ 77об. Денег пять рублев, хлеба шеснатцать чети ржи и овса, два пуда соли: Подьякон Василей Лузенин Певчие
Денег по четыре рубли, хлеба по четырнадцати чети ржи и овса, по два пуда соли: Леонтей Яковлев, Гаврило Главин.
Денег по четыре рубли, хлеба по двенатцати чети ржи и овса, по два пуда соли:
Федор Михайлов, Алексей Ивелев, Андрей Коверзин.
Денег по три рубли, хлеба по десяти чети ржи и овса, по два пуда соли: Андрей Слободин, || л.. 78 Иван Данилов, Филип Хавов, Алексей Шмыгин.
Денег два рубли с полтиною, хлеба восемь чети ржи и овса, пуд соли: Тимофей Афонасьев,
Певчие и подьячие, которые на Москве, а по разбору велено им бытии в Софейском же дому.
Денег по четыре рубли, хлеба по двенатцати чети ржи и овса, по два пуда соли:
Федор Гаврилов, Иван Степанов, Иван Вергунов, Федот Гаврилов.
Денег три рубли, хлеба десят чети ржи и овса, два пуда соли: Филип Михайлов. || л. 78 об. Денег по два рубли с полтиною, хлеба по осми чети ржи и овса, по пуду соли: Афонасей Дедерев, Андрей Попов,
Структура Тобольского архиерейского дома в 90-е годы XVII в. Михайло Рагозин.
Денег по два рубли с полтиною, хлеба по шести чети ржи и овса, по пуду соли: Иван Афонасьев, Дмитрей Мовчанской, Иван Толстоухов.
Церковные и дворовые сторожа они ж и истопники оклад им денег по два рубли с полтиною, хлеба по десяти чети ржи и овса, по пуду соли: Андрюшка Сметаннин, Логинко Кишкин, Ивашко Лукин.
Денег три рубли, хлеба десят чети ржи и овса, пуд соли: Прохорко Васинев. ||
Денег три рубли, хлеба десят чети ржи и овса, полтора пуда соли: л. 79
кузнец Якушко Сурнин Возницы и конюхи
Денег по три рубли, хлеба по десяти чети ржи и овса, по пуду соли: Данилко Черепанов, Лазарько Фокин,
Денег три рубли, хлеба шесть чети ржи и овса, пуд соли: Пашко Шубин, Повар и хлебники
Денег четыре рубли, хлеба двенатцать чети ржи и овса, два пуда соли: Ивашко Терентьев. ||
Денег по три рубли, хлеба по четиыре чети ржи, овса потому ж, по пол- л. 79 об.
тора пуда соли:
Федька Васинев,
Пашко Гордеев,
Тимошка Иванов,
Стенька Остяков,
Денег три рубли:
Спирка Андреев.
Всего в Софейском дому по розбору всех чинов людей указное число семдесят два человека, а в великого государя жалованья, оклад им, денег триста семнатцать рублев хлеба четыреста двенатцать чети ржи, овса тож, сто четырнатцать пуд соли.
На полях описи два параллельных автографа приказного А. И. Городецкого и дьяка М. Витезева, начиная с л. 75:
«ан//дрей//го//ро//де//цкой» «дь//як//ми//хай//ло//витезев»
РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 561. Л. 75 - 79 об. Копия, отосланная в Сибирский приказ. Датируется по отписке А. И. Городецкого, помещенной в деле на л. 70 об. - 72 об.
Приложение 2.
Система окладов Тобольского архиерейского дома в 1701 г.66
« е ч о в Оклад
№ Должность т с е ч и л о К б. ^у р чет ржи чет овса пудов соли
1 Приказной 1 50 50 50 —
2 Казначей (монах) 1 10 — — —
3 Дьяки 2 15 15 15 5
4 Дети боярские 20 2,5-5 3-8 3-8 1,5-2
5 Подьячие 1 2 4 7 7 2
6 Подьячие 2 2 2-2,5 4 4 1,5
7 Подьякон69 1 5 8 8 1,5
8 Станица певчих дьяков 10 2,5-4 4-7 4-7 1-2
9 Станица певчих подьяков 11 2,5-4 3-6 3-6 1-2
10 Крестовый иеромонах 1 4 — — —
11 иеродиакон 1 4 — — —
12 Чашник (монах) 1 4 — — —
13 Сушиленной монах 1 3 — — —
14 Сторож казенного приказа (монах) 1 2 — — —
15 Мастеровые 1 2 5 7 7 2
16 Мастеровой 2 1 2,5 4 4 1,5
17 Кузнец 1 3 5 5 1,5
18 Церковные сторожа и истопники 4 2,5-3 5 5 1
19 Возницы и конюхи 3 3 3-5 3-5 1
20 Повар 1 4 6 6 2
21 Хлебники 5 3 4 4 1,5
ВСЕГО: 72 чел.
66 Таблица составлена на основе данных описи 1701 г. РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 561.
Л. 75 - 79 об.
69 Иподиакон.
Priest John Nikulin
the structure of the bishop's house in Tobolsk
IN THE 17th century
The article describes the structure of the Tobolsk bishop establishment as the control center of the Siberian diocese and its evolution due to the opening of the Tobolsk Archdiocese in 1621 until the end of the 17th century. The author reconstructs the control bodies and their functions on the basis of published sources and archival materials. The paper appendix gives the list of the names of Tobolsk bishop's residence.
Keywords: the Siberian diocese, the bishop establishment in Tobolsk, Orthodoxy in Siberia, diocesan administration in the 17th century.