СТРУКТУРА, СПЕЦИФИКА И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Т.К. Ким
Аннотация. В современных условиях модернизации российского образования, потребность в осмыслении множественных аспектов развития семьи как основы общества и важнейшего института воспитания и социализации подрастающего поколения становится особенно актуальным. Изменения в практике брачно-семейных отношений негативно отразились в выполнении семьей ее специфических социальных функций -репродуктивной и воспитательной, что привело к увеличению числа негармоничных семей, нарушению детско-родительских отношений, уменьшению «воспитательных ресурсов» родителей. Это в свою очередь стимулирует поиск новых подходов к работе с семьей со стороны образовательных учреждений.
Ключевые слова: структура, специфика и воспитательные возможности современной семьи.
Summary. It is going to be especially actual in modern conditions of modernization of Russian education to understand the need for multilateral aspects of family as basis of the society and is expected to be the most important educational establishment and social engagement of growing up generation. Changes in practice of marriage-family relations negatively influenced the implementation of its specific social functions that are generally considered to be reproductive and educational objectives, following the increase of inharmonious families, violation of children-parents relationship, decrease of «educational resources» of parents. Thus, it causes the search for new working approaches to family accomplished by educational establishments.
Keywords: structure, specificity and educational opportunities of the modern family.
331
Социально-экономические преобразования, происходящие в настоящее время в российском обществе, выдвигают высокие требования к системе образования, к качеству образовательно-воспитательного процесса на всех его ступенях, что проявляется прежде всего в новых целевых установках, обновлении содержания и направленности образования, новых формах взаимодействия образовательных учреждений с социокультурной средой. В Фе-
деральном законе «Об образовании», Национальной доктрине образования и иных нормативно-правовых актах [4; 6; 7; 9; 10 и др.] модернизация образования рассматривается как политическая и общенациональная задача, которая не должна замыкаться в рамках только педагогического сообщества и образовательного ведомства. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что «... активными субъектами
332
образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родители, общественность...» [2, 16].
В этой связи становится необходимым поиск научно обоснованных подходов к решению проблем воспитания подрастающего поколения, использование возрастающих возможностей образовательных и других социальных институтов и прежде всего семьи. Семья в новых социально-экономических условиях продолжает оставаться основным институтом социализации, но в выполнении этой функции встречается с серьезными трудностями. Это связано в основном с резкими изменениями социального фона, в котором живет семья и ее медленной адаптацией к новым условиям.
В то же время современное образование слабо ориентировано на взаимодействие с семьей и, как правило, замыкается в рамках деятельности учреждений образовательного ведомства, что ослабляет его воспитательные возможности. Сложилось яркое противоречие между образовательным потенциалом, которым обладает семья, и низким уровнем его востребованности и использования в действующей системе образования, что обусловило необходимость разработки интегративного межинституционального подхода к решению проблем обучения, воспитания, защиты, психолого-педагогической поддержки, реабилитации и адаптации подрастающего поколения.
Совершенствование взаимодействия семьи и школы невозможно без учета тех изменений, которые семья претерпела за последние годы. Изменения в ее структуре, социальном положении, хозяйственно-бытовом труде сказались на взаимоотношениях родителей и детей.
Изучение состояния современной российской семьи в рамках нашего исследования включало в себя теоретико-методологическую и эмпирическую компоненты. Далее остановимся на интерпретации избранного фактологического материала, полученного нами в ходе опытно-экспериментальной работы. В качестве генеральной совокупности нами взято все российское общество, в качестве обследуемой совокупности -население города Москвы и Московской области, Кабардино-Балкарской республики (КБР), Архангельской области и Краснодарского края. Достоверность полученных результатов обеспечивалась математически корректным применением методов статистического анализа, проведением в сентябре — ноябре 2006 г. пилотажного исследования 372 семей города Москвы и Московской области, в январе — феврале 2007 г. пилотажного обследования 516 семей, проживающих в Кабардино-Балкарской республике, Краснодарском крае и Архангельской области; проведением в сентябре — ноябре 2007 г. полевого исследования состояния семьи как социального института с объемом выборки в 1312 семей, проживающих в Москве, Московской области и Кабардино-Балкарской республике - включая 8 сельских и 10 городских населенных пункта (Москва, Зеленоград, Щелково, Рублево, Нальчик, Прохладный, Тырныауз, Чегем, Майский, Терек и др.).
Обоснованность выводов подтверждается репрезентативностью выборки по основным характеристикам -возрасту, социальному и профессиональному составу, пространственной локализации. Исследование проведено в три этапа с отработкой методики изучения семьи и углублением его программы; полученные данные сравнивались
с результатами аналогичных исследований, представленных в литературных и иных информационных источниках [5; 11; 12]. Применение корреляционного анализа позволило выявить не только внешние, количественные, но и внутренние, качественные признаки семьи как социального института и определить ее воспитательные возможности.
Позиции, проанализированные нами в исследовании, включают основные параметры жизнедеятельности семьи, влияющие на ее воспитательный потенциал, среди них — структура и состав семьи; статусно-ролевые отношения в семье; отношение к институциональным характеристикам семейной жизнедеятельности (брачность, внебрачные дети и др.), типы детско-родительских отношений и методы семейного воспитания.
Современная семья по преимуществу нетрадиционна, демонстрирует сознательный отказ от патриархальности, несмотря на некоторые поведенческие и бытовые ее проявления в практике. Наблюдается выраженная тенденция к снижению нормы брачности. Почти четверть респондентов не видит в семейном образе жизни исключительной ценности. Многие живут в незарегистрированном браке, причем в крупных городах и районных центрах этот показатель более выражен - 24,7%, против - 9,6% в сельской местности. По официальным данным [8, 10], доля тех, кто живет вместе, но не состоит в официальном браке, составляет 7,3%. Также нами отмечены различия по данному признаку в зависимости от национально-региональных особенностей локализации семьи: таких семей оказалось больше в Москве и Московской области - 23,9%, меньше в Южном федеральном округе (КБР, Краснодарский
край) - 9,7%, что связано, по нашему мнению, принадлежностью большинства из них к мусульманским и казачьим семьям, в которых еще крепки семейные традиции и нравственные устои. Такая же тенденция отмечена и в православных семьях, в независимости от ее места жительства.
Сельские жители (в основном сельские районы КБР, Краснодарского края, Архангельской области) по сравнению с городскими имеют несколько больший процент брачности (79,8%, 76,7% и 74,5% соответственно).
Также отметим зависимость между репродуктивной функцией современной семьи и официальной регистрацией брачных отношений (г=0,78).
Социально-экономический кризис сказался на сокращении числа детей в семье: возникают чувства нестабильности и неуверенности в том, что появившиеся дети получат должное воспитание и образование.
Однодетные семьи встречаются у 41,4% опрошенных горожан и у 25,4% сельчан. Троих детей имеют соответственно 7,8 и 28,2% семей. Малодетную семью в качестве идеальной модели для себя определили 70,2% городских семей и 56,3% сельских, в то время как трех и более детей хотели бы иметь соответственно 28,9 и 41,8%.
По данным комитета Госдумы по делам молодежи и семьи, 47% семей не имеют детей - это почти 20 млн «ячеек общества». В результате исследования структуры и состава семьи, в котором приняли участие 817 семей города Москвы, Рублева, Нальчика, пос. Чегем (КБР), мы получили следующие данные. Около 30% обследованных нами семей — это неполные семьи (с одним родителем, чаще матерью - 91,3%). Из общего числа семей с детьми 47% семей
333
Рис. !. Количество семей с детьми (%), по данным исследования 2007 г. (п=817)
1 - семьи, имеющие одного ребенка
2 - семьи, имеющие двоих детей
3 - семьи с тремя детьми
4 - семьи, имеющие четверых и более детей
334
имеют одного ребенка, 33% - двоих детей, 18% - троих детей и 2% семей имеют четверых и более детей (рис. 1).
На рис. 2 представлена структура многодетных семей. Согласно российскому законодательству, решение о том, семью с каким количеством детей считать многодетной, принимают региональные власти. В большинстве субъектов Российской Федерации многодетной считается семья, в которой воспитывают трех и более детей до 18 лет (в Москве - до 16 лет, при условии, что ребенок не учится в общеобразовательной школе).
Социокультурная составляющая в современных российских семьях проявляется своеобразно. Выявленные тенденции в равной степени характеризуют всех опрошенных вне зависимости от их национальной принадлежности (русские, кабардинцы, балкарцы, украинцы, татары, ингуши и др.) и места проживания (Москва и Московская область, Южный федеральный округ). Все респонденты тяготеют к
эгалитарности, лояльно относятся к нетрадиционным формам брачно-се-мейных отношений, поддерживают идею малодетности.
Произошли также изменения и в исполнении социальных функций семьи. Репродуктивная функция исполняется в явно редуцированном виде. Число рожденных детей оказалось значительно меньше желаемого, заметно меньше идеального. Две трети респондентов, имеющих одного ребенка, планировали иметь больше. Желали бы иметь двоих детей намного больше опрошенных. Трехдетные семьи встречаются в два раза реже, чем могли бы; многодетные - в три раза.
Воспитательную функцию родители выполняют не менее пассивно. Лишь более половины супругов, состоящих в официальном браке, уделяют воспитанию детей достаточное количество времени. Почти треть из них (29,3%) занимается детьми от случая к случаю. Если же супружество не состоялось, родители испытывают еще боль-
ше затруднений в исполнении своих воспитательских обязанностей. 41% из них считают, что уделяемого ими внимания собственным детям недостаточно. Установлена статистическая закономерность: состоящие в браке больше занимаются детьми, чем не состоящие. Причины весьма прагматичны: материальные трудности (34,5%), излишние нагрузки на работе (31,4%), большой объем работы по дому (14,8%), отсутствие необходимых знаний и опыта (8,8%).
В ходе исследования, на вопрос «Сколько времени Вы уделяете своим детям?» ответы респондентов распределились следующим образом: больше одного часа в день занимаются с детьми -66,7% родителей, от 30 минут до часа -
14,2%, 15-30 минут - 4,8%, 5-15 минут -16,4%. Как отметил президент Международного центра семьи, молодежи и детей Александр Плотников: «Это еще не самые плохие показатели. В целом в России каждая восьмая молодая семья живет в подобном режиме» [1].
Социально-экономический кризис заставил семью пойти на многочисленные жертвы. Основными стратегиями стали жесткая экономия и поиск дополнительного заработка. Самым важным для своих детей респонденты считают хорошее образование (71,3% опрошенных), на втором месте - удовлетворение материальных потребностей -«прокормить, одеть, обуть ребенка» (47,8%), а также воспитать «нравственным человеком» (49,6%), т.е. в совре-
Ф
Рис. 2. Структура многодетных семей (%), по данным исследования 2007 г. (п=817)
(3) 62%
1 - семьи, имеющие шестерых детей
2 - семьи, имеющие семь и более детей
3 - семьи с тремя детьми
4 - семьи, имеющие четверых детей
5 - семьи, имеющие пятерых детей
Ф
335
336
менном российском обществе на одно из ведущих мест выходят вопросы материального обеспечения семьи.
В этих условиях отказ от вступления в официальный брак при его фактическом наличии, сокращение рождаемости стали естественными явлениями. Постоянная занятость родителей на работе привела к деградации воспитательной функции, дети в таких семьях оказались предоставлены сами себе, что привело к определенным проблемам для общества в целом. Проявляется это прежде всего в деформации семейного воспитания, внутрисемейных отношений, в большей мере детско-родительских.
Результаты анализа данных, полученных нами с использованием опросника Э.Г. Эйдемиллера «Анализ семейного воспитания для родителей детей в возрасте от 3 до 10 лет (от 11 до 21 года)» [3], позволили определить меру присутствия в воспитательном поведении родителей негармоничных психогенных особенностей воспитания, сочетания которых определяют типы семейного воспитания.
Так только в 22,6% обследованных нами семьях выявлен гармоничный стиль семейного воспитания, в 78,4%
отмечены черты негармоничного воспитания, которые наиболее остро проявляются в семьях, имеющих детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста (рис. 3).
Вызывает особую тревогу, что в 136 обследованных нами семьях наблюдается жестокое обращение с ребенком и применение по отношению к нему со стороны родителей строгих санкций и наказаний, в том числе физических.
Также для современных родителей характерны неустойчивость стиля воспитания (33,5%), что проявляется в резкой его смене от строгого к либеральному и устойчивое сочетание вышеперечисленных отклонений в воспитании (36,7%), что приводит, по мнению многих авторов, к возникновению непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и не-врозоподобных состояний у детей и подростков [3].
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить особенности современной российской семьи. В целом это - полная, нуклеарная, находящаяся преимущественно в зарегистрированном браке, малодетная. Такой тип семьи соответствует индустриальному обществу и обозначен в литера-
Рис. 3. Диагностика типов негармоничного семейного воспитания, (п=817), 2007 г.
1 - потворствующая гиперпротекция
2 - доминирующая гиперпротекция
3 - повышенная моральная ответственность
4 - эмоциональное отвержение
5 - жестокое обращение
6 - гипопротекция
турных источниках как модернистская семья. В российском социуме этот тип семейных отношений значительно преобладает над традиционным.
Также репрезентированный вариант современной структуры - семья неполная, в незарегистрированном браке, одно- или двухдетная. В условиях осуществления социальных реформ этот вариант семьи укрепляет свои позиции и получает в общественном сознании статус полноценной и конвен-циальной социальной структуры.
Следует отметить, что изменения в практике брачно-семейных отношений негативно отразились в выполнении семьей ее специфических социальных функций - репродуктивной и воспитательной. Родители недостаточно времени уделяют воспитанию ребенка, как результат - возрастает число негармоничных семейных отношений, в том числе детско-родительских, что приводит к уменьшению «воспитательных ресурсов» родителей. В частности, идет снижение качества и количества речевого и эмоционального общения с ребенком, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания минимальная.
Факторы среды в совокупности с генетически унаследованными образованиями и условиями воспитания имеют принципиальное значение для воспитания ребенка и развития его взаимоотношений с окружающими. Особая роль в этом взаимодействии должна принадлежать педагогам. Обозначенные выше проблемы стимулируют поиск новых подходов к работе с семьей в современных социокультурных условиях со стороны педагогов. Вопросы
просвещения родителей, повышение их педагогической культуры через налаживание взаимодействия образовательного учреждения и семьи один из эффективных путей нивелирования отмеченных проблем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ким Т.К. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи при организации физического воспитания детей и учащейся молодежи: Монография. - М.: НУ ОАОУ, 2008.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-Р).
3. Лидере А.Г. Психологическое обследование семьи: Учеб. пособие-практикум для студ. фак-тов психологии высш. учеб. заведений. - М., 2006.
4. Национальная доктрина образования Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751.
5. Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. - М., 2006.
6. Российская Федерация. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской 337 Федерации: Закон РФ. - М., 1998.
7. Российская Федерация. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Закон РФ. - М., 2000.
8. О положении семей в Российской Федерации. - М, 1998.
9. Российская Федерация. Об образовании: Закон РФ. - 14-е изд. - М., 2008.
10. Семейный кодекс Российской Федерации. - М., 2008.
11. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987.
12. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: Учебное пособие. -М., 2000. ■