ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS
УДК 796.325 ББК 75.569 Б 64
B.C. Бирагов
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. K.JI. Хетагурова»; E-mail: [email protected]
В.К. Доев
Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К Л. Хетагурова»; E-mail: [email protected]
СТРУКТУРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
( Рецензирована )
Аннотация. Представлена структура специальной физической подготовки волейболистов. Установлено, что рекомендуемые методы учебно-тренировочного процесса юных волейболистов будут способствовать физическому совершенствованию в овладении техникой волейбола.
Ключевые слова: юные волейболисты, структура физической подготовленности, учебно-тренировочный процесс.
V.S. Biragov
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Physical Education Department, K.L. Khetagurov North Ossetian State University; E-mail: [email protected]
V.K. Doev
Candidate of Economics, Associate Professor of Management Department, K.L. Khetagurov North Ossetian State University; E-mail: [email protected]
STRUCTURE OF SPECIAL PHYSICAL FITNESS OF YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS
Abstract. The paper presents the structure of special physical training of volleyball players. The authors recommend methods of training process of young volleyball players that will promote physical improvement in mastering the technique of volleyball playing. Keywords: young volleyball players, physical fitness structure, training process.
Введение. В современном волейболе, как ни в одном другом виде спорта, правила тренировочного и соревновательного процессов изменяются на протяжении многих лет, и очевидно, что в ближайшие годы процесс модернизации правил будет продолжаться. Актуальность данного исследовании состоит в совершенствовании техник волейбола.
В волейболе немаловажную роль играет физическая подготовка, уровень развития которой определяет эффективность атакующих и защитных действий волейболистов [1, 2].
Методика и организация исследования. Для определения уровня развития отдельных физических качеств мы использовали метод тестирования. Испытуемым предлагалось выполнить ряд тестов, характеризующих различные формы проявления быстроты, скоростной ловкости [3], скоростной выносливости и ско-ростно-силовой подготовленности. Эксперимент проводился в естественных условиях тренировочного процесса, в котором участвовало 52 14-летних волейболистов, занимающихся в ДЮСШ Москвы. Материалы обработаны на ЭВМ.
В результате корреляционного анализа выявлены взаимосвязи не только «внутри», но и между отдельными физическими качествами. Так, при рассмотрении показателей скоростных качеств выявлена высокая взаимосвязь между временем, показанным на отдельных отрезках дистанции (г от 0,595 до 0,924).
Анализ результатов в скорост-но-силовых тестах выявил высокую взаимосвязь (г от 0,689 до 0,780). Между всеми показателями «скоростной ловкости» выявлена высокая корреляционная взаимосвязь (г от 0,752 до 0,928).
Между показателями отдельных физических качеств установлены как положительные, так и отрицательные взаимосвязи, количественные показатели которых находятся на разных уровнях статистической значимости. Это говорит о том, что
структура физической подготовки юных волейболистов имеет сложную картину. Отметим лишь некоторые факты.
Показатели скоростно-силовой подготовленности (по прыжковым тестам) взаимосвязаны с показателями времени пробегания отрезков 9 и 15 м и показателями скоростной ловкости на отрезках 2x9 м и 4x9 м (г от 0,653 до 0,876). Показатели скоростной выносливости имеют положительную взаимосвязь с показателями скоростной ловкости (г от 0,482 до 0,594) и отрицательную с показателями в прыжковых тестах (г от 0,428 до 0,639) (Таблица 1).
Для уточнения основных элементов структуры физической подготовленности юных волейболистов был использован факторный анализ по методу главных компонент, результаты которого представлены в таблице. Выявлены 4 фактора, вклад которых в обобщенную дисперсию выбора составил 86,1%.
В I факторе наиболее высокими коэффициентами (весами) выделились показатели «скоростной ловкости». Средний факторный вес имеет показатель скоростной выносливости.
Во II факторе выделилась группа, характеризующая скоростно-силовую подготовленность нижних конечностей (прыгучесть). Все остальные показатели не достигли статистически существенных величин.
В III факторе имеют высокие веса показатели, характеризующие скоростные способности.
В IV факторе наибольшие веса отмечены в показателях, характеризующих скоростно-силовую подготовленность рук и плечевого пояса (броски набивного мяча).
Таким образом, установлено, что структуру специальной физической подготовленности юных волейболистов определяют четыре основных фактора: I - фактор специальной скоростной ловкости; II - фактор прыгучести;
Таблица 1
Структура физической подготовки юных волейболистов
Показатели Факторы
I II III IV
Бег на 3 м 0,269 -0,015 0,864 0,159
Бег на 6 м 0,188 -0,059 0,892 0,147
Бег на 9 м 0,130 -0,204 0,896 0,150
Бег на 15 м -0,113 -0,377 0,823 -0,035
Бег 2x3 м -0,752 -0,067 -0,001 -0,178
Бег 2x6 м -0,969 -0,330 -0,426 -0,117
Бег 2x9 м -0,824 -0,150 -0,417 -0,050
Бег 4x9 м -0,888 -0,196 -0,018 -0,122
Бег 4x9 м (спиной вперед) -0,847 -0,230 -0,054 -0,051
Бег 6x5 м -0,798 -0,205 -0,151 -0,204
Бег на 92 м «елочка» -0,527 -0,535 -0,027 -0,395
Кол-во отжиманий за 10 с -0,081 -0,141 -0,179 0,255
Метание набивного мяча 1 кг руками стоя 0,148 -0,165 0,146 0,790
Метание набивного мяча 1 кг двумя руками сидя 0,375 0,208 0,353 0,626
Метание набивного мяча 1 кг двумя руками в прыжке 0,264 0,203 0,070 0,791
Метание набивного мяча 1 кг правой рукой стоя -0,017 0,157 0,011 0,749
Метание набивного мяча 1 кг левой рукой стоя 0,148 0,115 0,171 0,673
Кол-во приседаний за 20 с 0,087 0,092 0,035 -0,078
Прыжок с места в высоту -0,029 0,146 -0,200 -0,110
Прыжок с доставанием предмета на максимальной высоте с разбега 0,163 0,437 0,029 -0,105
Прыжок в длину с места толчком с 2 ног 0,206 0,853 -0,179 0,026
Прыжок в длину с. места толчком правой ноги 0,191 0,737 -0,181 -0,048
Прыжок в длину с места толчком левой ноги 0,374 0,694 -0,317 0,093
Тройной прыжок с места 2 ног 0,064 0,684 -0,116 0,487
Разность прыжка с доставанием предмета на максимальной высоте — рост с вытянутой рукой 0,008 0,644 0,411 0,298
Процент общей дисперсии выборки 24,46 22,1 20,14 19,47
III - фактор скоростной подготовленности; IV - фактор, характеризующий скоростно-силовую подготовленность рук и плечевого пояса. Важность структуры физической подготовленности юных волейболистов необходимо рассматривать в аспекте ее пригодности для
совершенствования учебно-тренировочного процесса с юными игроками при воспитании специальных физических качеств.
С помощью выявленных взаимосвязей между отдельными показателями физических качеств юных волейболистов можно определить
преимущественную направленность тренировочного процесса и избрать эффективные средства и методы при их воспитании [4].
Заключение:
1. При построении учебно-тренировочного процесса юных волейболистов по воспитанию специальных физических качеств необходимо учитывать их взаимосвязи
и в соответствии с этим подбирать упражнения, обеспечивающие комплексное воздействие.
2. В процессе педагогического контроля за физической подготовленностью 14-летних волейболистов следует иметь в виду, что скоростные и скоростно-силовые качества обладают генерализованными свойствами.
Примечания:
1. Акулов B.C. Техника волейбола. М.: ФиС, 2017.
2. Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов. М.: ФиС, 2002.
3. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. М.: ФиС, 2007.
4. Хармак Г. Современный факторный анализ. М.: Статистика, 2012.
References:
1. Akulov V.S. Volleyball technique. M.: FiS, 2017.
2. Zheleznyak Yu.D. Preparation of young volleyball players. M.: FiS, 2002.
3. Zheleznyak Yu.D. To mastery in volleyball. M.: FiS, 2007.
4. Kharmak G. Modern factor analysis. M.: Statistics, 2012.