УДК 371.485
Девятых С.Ю., канд. психол. Наук, доктор социально-политич. наук КНДР
доцент заведующий кафедра социально-гуманитарных дисциплин и агробизнеса УО «Витебская
ордена «Знак почета» государственная академия
ветеринарной медицины» г. Витебск, Беларусь
СТРУКТУРА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КНДР
Аннотация. В статье представлена структура народного образования КНДР, выделены его компоненты (обязательное, необязательное, дополнительное) и уровни (среднее, высшее), показаны особенности управления образованием в условиях социалистического общества КНДР.
Ключевые слова: высшее образование, КНДР, общеобразовательная школа, структура образования, учреждения образования,
DevyatykhS. Yu.
Candidate of psychological sciences Doctor of Social and Political Sciences of the DPRK
Associate Professor
Head of the Department of Social and Humanitarian Disciplines
and Agribusiness Educational Institution «Vitebsk State Academy of Veterinary Medicine»
Vitebsk, Belarus
STRUCTURE OF SOCIALIST EDUCATION IN THE DPRK
Abstract. The structure of public education in the DPRK is represented, its components (compulsory, optional, additional) and levels (secondary, higher) are highlighted, the features of education management in the conditions of the socialist society of the DPRK are demonstrated in the article.
Keywords: higher education, DPRK, comprehensive school, education structure, educational establishments.
Современное образование - это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу,
его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности. Образование обычно представлено различными образовательными учреждениями, в которых обучение и воспитание реализуются, базируясь на научно разработанную программу.
«Архитектуру» социалистического образования Корейской Народно-Демократической Республики определяют «Закон КНДР об образовании» (2015), «Закон КНДР о высшем образовании» (2015) и «Закон КНДР об общем [среднем] образовании» (2015) и некоторые другие, определяющие обучение специальных категорий граждан.
Социалистическое образование КНДР предстает как совокупность учебных заведений, организованных согласно требованиям подготовки кадров. В качестве элементов этой системы выделяется система дошкольного обучения, система начального и среднего образования, система высшего образования, система обучения особо одаренных детей и система профессионально-технического образования [6].
Полномочным органом управления образованием КНДР и его стратегическое планирование осуществляет Министерство образования. Все учреждения образования находятся под его непосредственным контролем. Министерство образования отвечает за разработку и реализацию политики и программ в области образования, а также за управление бюджетом на образование. Он осуществляет надзор за работой учебных заведений страны, в том числе начального, среднего и высшего образования [11].
Стратегические вопросы школьного образования в стране решает Совет
по образованию, а тактические вопросы находятся в ведении управлений образования разного уровня: провинциальных, уездных, городских.
Образование в КНДР представлено обязательным, необязательным и дополнительным компонентами.
К обязательному компоненту относится всеобщее обязательное 12-летнее обучение, которое включает несколько ступеней: обязательное годичное дошкольное образование (доступно с 5 лет), начальное образование продолжительностью пять лет, средняя двухуровневая школа, представленная низшей средней общеобразовательной школой и полной высшей средней общеобразовательной школой, каждая из которых имеет нормативную продолжительность три года. С четырех лет доступно необязательное дошкольное обучение, а с трех месяцев - необязательное дошкольное воспитание [5].
Обязательное полное среднее образование можно получить и в специализированных училищах (военно-политических, лингвистических, научно-технических, спортивных, училищах искусств). Кроме того, страна удовлетворяет потребности образования детей-сирот и детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 7 до 17 лет [1].
По завершении программы среднего образования выпускники получают свидетельство об окончании средней школы, которое открывает доступ к
программам высшего, средне-специального и профессионально-технического образования [7].
Нормативная продолжительность образовательных программ, реализуемых в специализированных высших школах (прежнее название -повышенный техникум), составляет 3 года; эти образовательные программы предназначены для подготовки специалистов среднего звена. Программы подготовки воспитателей детских садов, имеющие так же 3-летнюю нормативную продолжительность, реализуются в педагогических училищах (колледжах) [9].
Высшее образование в КНДР представлено двумя секторами: стационарным и образованием для работающего населения (заочное, вечернее, дистанционное). Программы стационарного высшего образования реализуются в университетах и институтах, прием в которые осуществляется по результатам вступительных испытаний.
В университетах (ориентируются на научно-теоретическую подготовку) и институтах (ориентируются на научно-практическую подготовку) нормативная продолжительность образовательных программ первого уровня составляет от 4,5 до 6 лет и четыре года соответственно [8].
Послевузовское профессиональное образование представлено аспирантурой и докторантурой, в которых обучение составляет 3-4 года по очной или заочной формам. Обучение в аспирантуре и докторантуре предполагает выполнение и кандидата (сокса) или доктора (пакса) наук [11].
В секторе образования для занятого взрослого населения действуют несколько типов образовательных учреждений: заводские втузы, сельскохозяйственные втузы, рыболовецкие втузы, реализующие образовательные программы с 5-летней нормативной продолжительностью(высшее образование) и заводские специализированные высшие школы, предлагающие программы 3-4-летней продолжительности (средне-специальное образование). Стационарные институты также реализуют образовательные программы для занятого населения повечерней (или ночной), дистанционной или заочной формам обучения, продолжительность таких программ равна 6 годам [2].
Особенностью социалистического образования КНДР является его тесная связь с задачами непосредственного экономического развития страны. Государство с учетом территориальных особенностей и общих пропорций страны рационально размещает учебные заведения в городах и селах, в промышленных и сельскохозяйственных районах. Высшие учебные заведения размещаются по принципу удовлетворения потребностей государства в национальных кадрах и создания в каждой провинции комплексной базы для подготовки своих специалистов [4].
Важнейшим вопросом является рациональная организация структуры вузов по отраслям наук. Вузы, вузовские факультеты и отделения по отраслям наук, численность студентов в них определяется на основе точного учета потребностей государства в национальных кадрах. При этом
соответствующие решения принимаются совместно Министерством образования и профильными Министерствами [11].
Система дополнительного образования школьников представлена разветвленной сетью учреждений внешкольной работы (Дворцами пионеров, клубами, лагерями каникулярного отдыха, станциями юнатов, школьными кружками по интересам, спортивными школами и секциями и т.д.), в которых обучающиеся занимаются согласно своим интересам. Такие занятия проходят для обучающихся младшей и нижней средней школы не реже трех раз в неделю по два часа [2].
Политика в области обязательного среднего образования способствует участию школьников как в общественной жизни, так и в посильном производственном труде. Подавляющее большинство школьников участвует в деятельности Детского союза Кореи - с десяти лет и Социалистического союза патриотической молодежи - с пятнадцати лет. Участие в этих общественных организациях дает ценную возможность освоить такие важные образовательные компоненты, как навыки межличностного и делового общения вне официальной учебной программы [1].
В стране действует разветвленная система повышения квалификации и переподготовки кадров работников здравоохранения, социальной сферы, сферы культуры, образования, государственного и муниципального управления, промышленности и сельского хозяйства разной продолжительности, как с отрывом, так и без отрыва от производства, которое является обязательным не реже одного раза в пять лет продолжительностью от 3 (стационарно) до 6 (заочно, дистанционно) месяцев [3].
Учебные планы учреждений образования разрабатываются на центральном уровне Государственной академией наук. Учебники и учебно-методические материалы разрабатываются и редактируются учебными издательствами, а Национальная комиссия по пересмотру учебников отвечает за изменения в них. В свою очередь, Министерство образования специальным решением присваивает им гриф или ратифицирует поправки и дополнения до их публикации [7].
Министерство образования координирует и направляет работу научно-исследовательских центров в сфере образования. В стране функционирует Академия исследований в области образования, в штате которой более 400 научных сотрудников. Академия проводит исследования по теории обучения и воспитания, психологии образования, содержания и методов общего среднего образования. В стране действует Научно-исследовательский институт высшего образования. Он в творческом взаимодействии с отраслевыми министерствами, отвечает за исследования в сфере высшего образования [11].
Поскольку система образования в КНДР - социалистическая, то государство несет всю полноту ответственности за образование граждан, обеспечивая действительно равное право на образование каждого гражданина непрерывно учиться в течение всей жизни [1].
Сегодня в стране все учащиеся учатся бесплатно; учебным заведениям запрещается взимать с учащихся и их родителей (опекунов) плату за вступительные экзамены, семестровые занятия, учебные и производственные практики, участие во внешкольной деятельности по интересам. Мало того, государство бесплатно организует для школьников и студентов экскурсии и походы в театры, центры культурного досуга, занятия спортом и т.д. [2]
В стране существует система стипендий для студентов вузов, техникумов и профессионально-технических училищ дневной формы обучения, для учащихся специализированных школ, обеспечивающих получение общего среднего образования (школ для талантливых детей, с особенностями психофизического развития - глухонемых и слепых), для школьников, получающих образование в отрыве от дома. Существует практика назначения учащимся и студентам, показавшим высокую успеваемость, специальных стипендий, а аспирантам и докторантам -поощрительных стипендий, учащимся и студентам, получающим образование без отрыва от производства, на время на время участия в учебных сессиях сохраняется средняя заработная плата [11].
Все дети дошкольного возраста воспитываются в детских яслях и садах за счет государства и общества. При этом местные органы власти и учебные заведения обязаны зарегистрировать всех детей, достигших школьного возраста и предоставить им возможность поступления в школу, а родители или их опекуны, в свою очередь, обязаны обеспечить поступление детей в школу. Важно отметить, что местные органы несут ответственность за то, чтобы и дети, проживающие вдали от школы и дети-инвалиды, были обеспечены доступом к школьному обучению [4].
Развитие образования сегодня выступает в КНДР в качестве приоритетной цели. Так, Председатель КНДР Ким ЧенЫн отмечал, что образование обеспечивает преемственность революции, поэтому надо превратить КНДР вдержаву образования, процветающую и наращивающую свое могущество силой образования [10].
В рамках этой политической линии государство не только возводит новые и обустраивает старые здания учебных, совершенствует их материально-техническую базу, но и укрепляет педагогические кадры, совершенствует содержание и методы обучения.
Сегодня Корейское социалистическое государство добиться одновременного развития обучения подрастающего поколения, обучения взрослых и работы по подготовке национальных кадров. Оно с ответственностью создать необходимые для просвещения условия, беря на себя всю полную ответственности за развитие системы образования и общественного воспитания.
Использованные источники: 1. Девятых С.Ю. Очерк народного образования КНДР / С. Ю. Девятых. -Минск : РИВШ, 2015. - 120 с.
2. Ким Сон Ир. Система образования гарантирует будущее страны / Ким Сон Ир // Кымсугансан. - 2014. - № 4. - С. 25.
3. О Хён Чжин. Научно-исследовательская учеба и практика / О Хён Чжин // Корея сегодня. - 2013. - № 2. - С. 22.
4. Ро Мён Сим. Образование в Корее / Ро Мён Сим. - Пхеньян : Издательство литературы на иностранных языках, 2016. - 80 с.
5. COMMON EDUCATION LAW OF THE DEMOCRATIC PEOPLE'S REPUBLIC OF KOREA (2015) [TEXT : ELECTRONIC]. - URL :
http://www.lawandnorthkorea.com/laws/common-
EDUCATION-LAW-2015 (DATE ACCESSED : 21.08.2024)
6. EDUCATION LAW OF THE DEMOCRATIC PEOPLE'S REPUBLIC OF KOREA (2015). - [TEXT : ELECTRONIC]. - URL :
http://www.lawandnorthkorea.com/laws/education-law-
2015 (DATE ACCESSED : 21.08.2024).
7. HA-KYUNG KIM, JINNY. INSIDE NORTH KOREA'S EDUCATION SYSTEM.- [TEXT : ELECTRONIC]. - URL : F0REIGNP0LICYNEWS.ORG/2017/02/23/INSIDE-N0RTH-K0REAS-EDUCATION-SYSTEM/ - (DATE ACCESSED : 21.08.2024).
8. Higher Education Law of the Democratic People's Republic of Korea (2015). -[Text : electronic]. - URL : http://www.lawandnorthkorea.com/laws/higher-education-law-2015(date of access: 21.08.2024).
9. HIGHER EDUCATION IN NORTH KOREA [TEXT : ELECTRONIC]. - URL : TOPUNIVERSITIESLIST.COM/COUNTRY/NORTH-KOREA/ (DATE ACCESSED : 31.09.2024).
2024.16.08.
11.1|ВД°, о||м. .
(2020) ^ 81.