Структура реальности и философия информации
К. К. Колин (Институт проблем информатики РАН)
Статья представляет собой доклад на Пятой международной научной конференции «Фундаментальные основы информационной науки» (Р!Б-2013), проходившей 21-23 мая 2013 г. в Московском гуманитарном университете. Рассматриваются философские и научно-методологические проблемы информационной науки как актуального направления исследований, приобретающего в последние годы все большее междисциплинарное значение в развитии науки и образования.
Ключевые слова: информация, информационная наука, информационная культура, структура реальности, основной вопрос философии, философия информации.
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ НАУКИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Исследования показывают, что доминирующими тенденциями развития цивилизации в XXI в. являются процессы глобализации и информатизации общества (Урсул, 1993). В последние годы они оказывают все большее влияние на все сферы жизнедеятельности общества, и по прогнозам это влияние в будущем будет нарастать. По мнению известного социолога М. Кастельса, в истории человечества наступает информационная эпоха (Кастельс, 2000). Уже сегодня на наших глазах целенаправленно формируется глобальное информационное общество, становление которого представляет собой переход на качественно новый уровень организации жизни и деятельности миллионов людей, который получил название информационной цивилизации (Колин, 2002).
Основными предметами и продуктами труда в этой цивилизации будут информация, знания и интеллект, а основными технологиями — интегрированные технологии, создаваемые на базе новых информационных технологий. Именно такие технологии и станут основой нового технологического уклада общества, который сегодня активно формируется в развитых странах мира.
Становление информационной цивилизации создает принципиально новые возможности для повышения качества жизни и развития творческих способностей человека, а также для решения многих глобальных проблем современности. Вместе с этим в информационном обществе возникают новые глобальные
проблемы, которых не знала история развития человечества. Одна из них — это информационное неравенство между людьми, странами и регионами мира. Эта проблема усиливает социальное расслоение общества и является серьезным препятствием для его дальнейшего устойчивого и безопасного развития.
Наши исследования показали, что информационное неравенство является главным образом гуманитарной проблемой, тесно связанной с развитием информационной культуры человека и общества (Колин, 2000a). Она не сводится к инструментально-технологической проблеме так называемого цифрового разрыва (digital divide), которая стала предметом обсуждения на нескольких международных форумах по развитию информационного общества.
Другой актуальной глобальной проблемой современности является информационная безопасность человека в информационном обществе. Ее порождают новые технологии манипуляции сознанием, а также продолжающийся рост потоков информации в обществе, который негативно воздействует на психику и здоровье людей, в особенности детей и юношества (Колин, 2012). Эта проблема также имеет гуманитарные аспекты, так как связана с необходимостью изучения особенностей психической деятельности человека, а также ряда геополитических, социально-экономических и этических проблем современного общества.
Все эти проблемы еще мало изучаются в науке и образовании, а эффективные способы их решения недостаточно разработаны. Именно поэтому наука об информации должна стать
научной базой информационной цивилизации, а новая информационная культура — необходимым условием для обеспечения эффективной и безопасной жизнедеятельности общества. Развитие информационной науки и информационной культуры должно стать приоритетным направлением дальнейшего развития общества в XXI в. и получить свое адекватное отражение в системе образования.
Содействие решению этих задач путем развития международного сотрудничества ученых различных стран и является основной целью деятельности Международного общества по изучению информации (International Society for Information Science) — новой общественной научной организации, которая сегодня объединяет ученых из 20 стран мира.
Проблема Big Data и наука об информации. В последние годы все более заметно проявляет себя еще одна весьма важная проблема, которая привлекает внимание не только ученых, но и руководителей некоторых стран мира. Она состоит в том, что объемы циркулирующей в обществе информации стремительно возрастают. По оценкам специалистов США, за последние 10 лет общий объем информации в мире увеличился в 150 раз и уже составляет порядка 130 ГБ на каждого жителя нашей планеты. Связано это главным образом с созданием новых средств, позволяющих получать большое количество информации
о различных объектах космического пространства, молекулярных структурах биологических объектов и физических структурах микромира.
Философское значение всех этих явлений трудно переоценить. Ведь они означают, что человек приступил к овладению информацией на качественно новом уровне самоорганизации материи, в том числе на квантовом, который является первоосновой для других уровней существования систем естественной и искусственной природы (Колин, 2010).
Сегодня есть основания полагать, что мы находимся в начале нового информационного взрыва, дальнейшее развитие которого приведет ко многим, еще не вполне понятным, но явно негативным последствиям. В связи с этим правительство США выступило с инициативой
реализации нового крупного научно-технологического национального проекта, направленного на создание средств для решения данной проблемы, которая уже получила название Big Data. В рамках этого проекта разрабатываются новые программно-аппаратные средства для обработки больших объемов информации, а в ряде университетов США началась подготовка специалистов для использования этих средств.
Однако это лишь инструментально-технологический аспект проблемы. Не менее важной представляется и другая, научно-методологическая ее сторона. Для преодоления нового информационного взрыва необходимо научиться рационально структурировать быстро растущие объемы информации, а научной основы для этого пока не создано.
Кроме того, все большую актуальность приобретает структуризация самого комплекса наук, связанных с изучением и обработкой информации. Поэтому вопрос о том, на какой научной основе такая структуризация должна быть проведена, становится приоритетным. Обе эти проблемы являются взаимосвязанными и представляют собой предмет исследований в области методологии развития информационной науки.
ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК НАУЧНАЯ БАЗА РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ НАУКИ
Становление информационного общества, а также нарастание глобальных проблем развития цивилизации, для решения которых необходимо более целостное знание о фундаментальных законах развития природы, человека и общества, стимулируют новые попытки ученых к осмыслению концептуальной природы информации, а также ее роли в процессах глобальной и локальной эволюции. Это и стало причиной развития нового этапа научных исследований в области философии информации, которые наиболее активно проводятся сегодня в России (А. Д. Урсул, К. К. Колин, И. М. Гуревич, А. И. Лисин), а также в Китае (Wu Kun, Lu Gan, Zong-Rong Li), Австрии (W. Kofler, W. Hotkirchner), Великобритании (D. Floridy) и Франции (D. Brenner).
Термин «философия информации» в 1985 г. предложил китайский профессор Ву Кун, который считается основоположником китайской школы философии информации ^и Кип, 2012). Что же касается российской школы философии информации, то ее основоположник и признанный лидер — академик А. Д. Урсул. Он проводит исследования в данной области начиная с 1965 г. (Урсул, 1965) и является автором ряда фундаментальных монографий, изданных не только в России (Урсул, 1968; 1971; 1973; 1975; 2010), но и за рубежом, например в Германии (игеи1, 1970).
Активизация исследований в области философии информации началась в России с 2005 г. (Колин, 2005а, 2005Ь, 2006, 2008). А в 2007 г. в журнале «Вопросы философии» была опубликована статья китайского профессора Лю Гана, который указал на необходимость своеобразного информационного поворота в развитии философской науки в XXI в. для того, чтобы эта наука стала более адекватной новым условиям существования человека в информационном обществе. При этом он особо отметил, что философия информации рассматривается им как научная основа китайской философии науки и техники (Лю Ган, 2007).
Публикация этой статьи Лю Гана стимулировала развитие нового этапа дискуссий по проблемам философии информации в России. Одна из них состоялась в 2011 г. в редакции журнала «Вопросы философии» по инициативе главного редактора этого журнала академика В. А. Лекторского. Она показала, что важнейшей проблемой философии информации является онтологическая проблема — осмысление природы и сущности феномена информации. По мнению многих авторитетных исследователей, информация представляет собой один из наиболее значимых и в то же время загадочных феноменов окружающего нас мира. Попытки осмыслить сущность этого феномена неоднократно предпринимались многими учеными на протяжении нескольких десятилетий начиная с середины XX в. Однако согласованных представлений о концептуальной природе информации в научной среде до сих пор не выработано. Поэтому эти попытки
продолжаются и сегодня, в начале второго десятилетия XXI в., который все чаще называют веком информации.
Нам представляется, что философия информации в ближайшие годы должна стать научной базой развития всей информационной науки. При этом в качестве наиболее перспективных направлений исследований в области философии информации вероятнее всего будут следующие: онтология информации; информационный эволюционизм; эпистемология информации; информационная этика.
В настоящей работе рассматривается лишь первое из этих направлений, которое нам представляется сегодня наиболее важным.
ОНТОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИИ — КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ИНФОРМАЦИИ Онтология — это учение о бытии, о сущем, его формах и фундаментальных принципах,
о наиболее общих определениях и категориях бытия (Философский словарь, 2001: 395). Поэтому первый вопрос в области онтологии информации можно сформулировать следующим образом: «Существует ли информация?»
Казалось бы, вопрос странный. Но это не так. Известны специалисты, которые утверждают, что информации как феномена реальности не существует, поскольку ее никто и никогда не видел. Так, например, считает профессор М. И. Сетров: «Никто еще не видел ни как субстанцию, ни как свойство эту загадочную информацию... Почему? Да потому, что ее не существует в природе, как не существует флюидов, флогистона, эфира и т. д.» (Сетров, 1975: 123-124). Поэтому поставленный выше вопрос следует сформулировать более конкретно: «Существует ли информация как объективная реальность?»
Ответ на этот вопрос разделяет всех специалистов, изучающих природу информации, на две категории: 1) представителей атрибутивной концепции природы информации, которые считают, что информация является атрибутом, неотъемлемым и всеобщим свойством материи; 2) представителей функциональной концепции природы информации, которые убеждены, что информация является функци-
ей (продуктом деятельности) сознания, и поэтому в неживой природе не существует. Вот уже много лет между ними идет диалог, который пока не привел к сближению их позиций. В последние годы этот диалог существенным образом активизировался. Публикуются не только статьи, но и новые научные монографии, переиздаются и переводятся на другие языки уже ранее опубликованные работы, проводятся научные семинары и дискуссии в сети Интернет.
В 2011 г. в одном из крупных университетов Китая (г. Сиань) создан Международный исследовательский центр философии информации под руководством профессора Ву Куна. Автор данной работы является одним из членов Академического совета Международного исследовательского центра философии информации и активно участвует в его деятельности. Так, например, в 2012 г. в Китае была переведена на китайский язык и издана монография «Философские проблемы информатики» (Колин, 2010). Центр планирует 18-21 октября 2013 г. провести в Китае первую Международную конференцию по философии информации (1СР1 2013), на которую приглашены специалисты из России и других стран.
Начиная с 2011 г. в Российской академии наук функционирует семинар «Научно-методические проблемы наук об информации», на заседаниях которого проблемам философии информации уделяется большое внимание (Очередное заседание., 2013: Электр. ресурс).
Таким образом, онтологические аспекты философии информации сегодня вновь актуальны и активно обсуждаются, а эпицентром и ключевой проблемой здесь является философское осмысление природы информации.
БЛЕСК И НИЩЕТА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ИНФОРМАЦИИ
Иронический ответ на вопрос о природе информации содержится в монографии Д. С. Чер-навского, посвященной динамической теории информации. В ней сказано: «Информация есть отражение отображения наших соображений» (Чернавский, 2001: 8). Но если гово-
рить серьезно, то отрицание существования информации лишь на том основании, что ее никто не видел, представляется неубедительным. Ведь энергию как таковую тоже никто не видел, мы наблюдаем лишь некоторые следствия проявления этого феномена в окружающем нас мире, но из этого вовсе не следует, что энергии не существует. Энергия — это не только важнейшее понятий современной науки, но и фундаментальное свойство материи, которое проявляется в ее активности и способности к движению.
Несмотря на то что термин «философия информации» был предложен в 1985 г. китайским ученым ^и Кип, 2012), приоритет фундаментальных исследований в данной области принадлежит российским ученым. В России на 20 лет раньше появились философские работы (статьи и монографии), содержание которых является актуальным и сегодня, так как в них заложены фундаментальные основы философии информации. В числе этих работ мне хотелось бы особо выделить монографии А. Д. Урсула, изданные в период 1968-1975 гг., а также его монографию, написанную совместно с И. М. Гуревичем (Гуревич, Урсул, 2012). «Природа информации. Философский очерк» была практически сразу же переведена на немецкий язык и издана в Германии (игеи1, 1970). Эта работа А. Д. Урсула является настолько значимой, что в 2010 г. она была переиздана в России (Урсул, 2010). Сейчас планируется ее перевод на китайский язык и издание в Китае в рамках деятельности Международного исследовательского центра философии информации.
Междисциплинарное значение философии информации. Что мы знаем сегодня о природе информации и почему эти знания многих ученых в значительной степени не устраивают? Отвечая на эти вопросы, следует указать, что сегодня в научной литературе существует несколько десятков определений содержания термина «информация», однако ни одно из них не является общепринятым. Поэтому ученые, проводящие свои исследования в той или иной области науки, вынуждены использовать частные определения понятия информации, которые, с их точки зрения, являются наибо-
лее адекватными именно для данной предметной области.
Мало того, существуют публикации, в которых утверждается, что сформировать достаточно общие представления о концептуальной природе феномена информации вообще не удастся, по крайней мере в ближайшие годы. Аргументируется это тем, что сам термин «информация» либо является принципиально неопределяемым, либо это просто омоним, который используется для обозначения различных и не связанных между собою сущностей (Мелик-Гайказян, 1998).
Нам представляется, что общего определения понятия информации пока не выработано потому, что нет достаточно общей точки зрения на ее природу. И это происходит в то время, когда информация уже стала общенаучной философской категорией, а ее значимость при исследовании природных явлений, живых организмов, а также проблем развития человека и общества быстро возрастает, что признается многими исследователями. Именно это делает данную проблему одной из наиболее актуальных и стратегически важных в современной науке.
Почему же мы еще так мало знаем о природе информации, о глубинной философской сущности этого феномена и о его фундаментальных связях с другими философскими категориями науки, такими как материя и энергия? Ведь многие исследователи интуитивно осознают, что эти понятия одного уровня общности и что, вероятнее всего, именно они обозначают фундаментальные проявления реальности. Наши исследования показали, что главные причины этого заключается в следующем.
1. Феномен информации является многоплановым. Поэтому он специфическим образом проявляет себя в различных условиях реализации процессов информационного взаимодействия, которые осуществляются в различных видах информационной среды, характерной для отдельных структурных компонентов реальности. Поэтому в настоящее время необходимо сосредоточить внимание именно на анализе структуры реальности и на особенностях проявления в ней феномена ин-
формации. Эти исследования сегодня проводятся как в России, так и в Китае.
2. Информация специфическим образом проявляет себя также и на разных стадиях реализации процессов информационного взаимодействия. Некоторые характерные примеры таких проявлений были уже рассмотрены в наших работах (Колин, 2006а; 2010).
3. Существующая полисемия термина «информация», а также отсутствие в настоящее время более или менее согласованных представлений о содержании этого термина создают дополнительные и весьма существенные трудности при обсуждении проблем информации представителями различных отраслей науки. Этому вопросу была специально посвящена публикация Ю. Ю. Черного (Черный, 2010).
СТРУКТУРА РЕАЛЬНОСТИ И ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИИ
Связь феномена информации со структурой реальности была обнаружена мною в 1990 г. и отмечена в работе, посвященной анализу структуры научных исследований по комплексной проблеме «информатика» (Колин, 1990). Затем эта связь была исследована и аргументирована более детально. И, наконец, в феврале 2013 г. на заседании семинара «Методологические проблемы наук об информации» был представлен доклад «Философия информации: структура реальности и феномен информации», который содержит обобщение результатов исследований в данной области (текст доклада, его презентация и отзывы участников семинара представлены на сайте семинара, см.: Колин, 2013а).
В этом докладе рассмотрена философская сущность феномена информации как проявления одного из всеобщих фундаментальных свойств реальности и предложена новая модель структуры реальности, которая позволяет более четко структурировать дальнейшие междисциплинарные исследования различных проявлений феномена информации. Ниже рассматриваются основные положения этого доклада.
Известно, что одним из наиболее общих понятий философии является понятие «реаль-
ность». В контексте данной работы под реальностью понимается совокупность всего существующего, включая и материальные, и нематериальные объекты, процессы и явления.
Наши исследования показали, что феномен информации самым тесным образом связан со структурой реальности и имеет определенную специфику своего проявления в различных компонентах этой структуры.
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И КОНЦЕПЦИЯ «ТРЕХ МИРОВ » К. ПОППЕРА
Австрийский философ К. Р. Поппер столкнулся с необходимостью анализа структуры реальности в процессе исследований, посвященных философии науки и проблеме достоверности научного знания. Разрабатывая философскую концепцию критического рационализма, а также теорию роста научного знания, он показал, что проблему познания следует рассматривать как проблему изучения реального мира, а теорию научного знания — как методологическую дисциплину.
При этом им была предложена концепция «трех миров» реальности, которая позволила более четко представить генетику формирования научного знания, а также процессы его развития (Поппер, 2002).
Согласно этой концепции структура реальности включает три основных компонента, которые К. Поппер назвал «мирами»:
— первый — физический мир (мир физических вещей), который является для человека объектом познания;
— второй — мир ментальных состояний и процессов (мир сознания, формирующий личностное субъективное знание);
— третий — мир продуктов сознания (мир объективного коллективного знания), трансцендентный по отношению к сознанию человека.
В своих работах К. Поппер показал, что перечисленные выше «три мира» реально существуют и не могут быть сведены друг к другу.
Рассматривая генетические связи указанных выше миров в модели реальности, К. Поппер утверждал, что внутренний мир сознания и субъективных знаний порождается физическим миром в результате его познания челове-
ком. Он также показал, что объективно существует и является не менее важным также и третий мир (мир продуктов сознания), который обеспечивает сближение и взаимодействие ментальных миров отдельных людей
и, преодолевая их собственную ограниченность, содействует росту научного знания. Кроме того, К. Поппер утверждал, что творчество человека существенным образом зависит от содержания третьего мира, и поэтому взаимодействие с ним является решающим в творчестве человека.
Проведенный нами анализ предложенной К. Поппером модели реальности (Колин, 2013Ь) показал, что в этой модели материальным считается лишь первый (физический) мир, а второй мир (мир сознания) рассматривается как мир идеальный. Что же касается третьего мира, то он является смешанным, так как включает в себя совокупность продуктов сознания, некоторые из которых являются идеальными, а другие — могут принадлежать одновременно к миру идеальной и физической реальности. Примерами последних могут служить скульптуры, изображения, здания, постройки, т. е. все те объекты созданной человеком искусственной природы, которые можно рассматривать как один из видов представления знаний — так называемые конструктивные знания.
Предложенная К. Поппером модель структуры реальности оказалась достаточно революционной и активно обсуждалась в конце минувшего века специалистами, которые исследовали проблему структуризации научного знания. В качестве самостоятельной области знаний Поппер выделил третий мир — мир продуктов сознания. Это был существенный шаг вперед в развитии научного мировоззрения в тот период времени, когда доминировала сугубо материалистическая точка зрения, согласно которой в мире нет ничего, кроме движущейся материи.
Концепция Поппера стала философским обоснованием необходимости выделения самостоятельной и весьма важной области научного знания, в которой доминировали главным образом нематериальные компоненты. К этой области относится вся сфера культу-
ры, а также наука, религия, искусство, правовая и политическая сферы общества. Однако наши исследования показали, что концепция «трех миров» К. Поппера оказывается недостаточной для того, чтобы обосновать принципы структуризации не только научного знания (т. е. уже упорядоченной информации), но также и любых других видов информации, которые проявляют себя в окружающем нас мире.
ИНФОРМАЦИЯ В СТРУКТУРЕ РЕАЛЬНОСТИ: КОНЦЕПЦИЯ «ЧЕТЫРЕХ МИРОВ »
Нами предложена другая, более широкая модель структуры реальности, которая по аналогии с концепцией К. Поппера названа концепций «четырех миров» (там же). От модели К. Поппера она отличается тем, что в ее состав включен четвертый мир, названный миром отражения. Этот мир является принципиально важным для понимания сущностной природы проявления информации в структуре реальности. Он выполняет функции среды в процессах информационного взаимодействия между отдельными компонентами реальности как в живой, так и в неживой природе, а также межу физическим миром и миром сознания. Можно утверждать, что если бы этого мира не существовало, то никакие информационные взаимодействия в реальном мире вообще не были бы возможными.
По своему содержанию четвертый мир представляет собой всю совокупность процессов и результатов отражения, которые возникают и сохраняются в физическом мире вследствие происходящих в нем процессов движения материи, т. е. вещества и энергии.
Таким образом, мир отражения возникает в результате взаимодействия материальных объектов и представляет собой совокупность их взаимных отражений в процессе этого взаимодействия. Это так называемая первичная и вторичная информация, которую порождает мир физической реальности в результате действия всеобщего закона отражения.
Поскольку информация является всеобщим свойством реальности, то она существует и в физическом мире в виде так называемой связанной информации, которую иногда
называют «физической информацией» или «структурной информацией».
Мир сознания в концепции «четырех миров». Наши представления о содержании мира сознания в предлагаемой модели также являются более широкими по сравнению с концепцией К. Поппера. Мы предлагаем его понимать не только как совокупность ментальных состояний и процессов, формирующих личностное субъективное знание, но и как совокупность всех других информационных процессов, происходящих в мозге и сознании человека независимо от того, будут или нет сформированы в результате этих процессов какие-либо личностные знания.
Мир продуктов сознания. Содержание третьего мира (мира продуктов сознания) мы также предлагаем трактовать более широко, имея в виду не только совокупность знаний, но также и всю совокупность трансцендентной идеальной реальности, которая создается в результате деятельности сознания людей, но находится вне их сознания и поэтому существует самостоятельно и объективно.
Таким образом, несмотря на значительное внешнее сходство, рассмотренные выше две модели реальности существенным образом различаются по своему содержанию. Это обусловлено тем, что эти модели создавались для различных целей. Модель К. Поппера была разработана главным образом для изучения структуры научного знания. Поэтому его внимание и было сосредоточено на исследовании особенностей функционирования второго и третьего миров, т. е. на нематериальных компонентах реальности. Мы же ставим перед собой другую задачу — изучить проявление феномена информации во всех без исключения компонентах реальности, включая и физический мир, который К. Поппер рассматривал лишь как объект научного познания.
Из вышеизложенного следует, что концепция «трех миров» К. Поппера принципиально не противоречит предлагаемой нами более общей концепции «четырех миров» и может рассматриваться как частный случай этой концепции, в котором модель реальности ориентирована на изучение структуры и генезиса научного знания.
СРЕДОВЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СТРУКТУРИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ
Описанная выше концепция «четырех миров» в структуре реальности обладает тем достоинством, что она принципиально позволяет с единых концептуальных позиций (всеобщности информации как атрибута всех компонентов реальности, как материальных, так и нематериальных) изучать не только общие закономерности, но и специфику проявления феномена информации в различных структурных компонентах реальности.
Хотелось бы отметить, что выделение основных компонентов реальности в этой концепции было осуществлено на основе так называемого средового подхода, который предполагает, что свойства информационной среды в каждом из этих компонентов имеют существенные различия. При этом необходимо отметить, что информационная среда рассматривается нами как совокупность базовых информационных элементов, которые являются носителями информации в рамках того или иного структурного компонента реальности.
Поскольку информационная среда определяет специфику проявления информации в рамках данного компонента реальности, то именно она является одним из основных критериев структуризации компонентов реальности в интересах изучения феномена информации. Вторым критерием в нашей модели реальности является генезис формирования этих компонентов. Поэтому в модели «четырех миров» предлагается различать не один, как у К. Поппера, а два вида объективной нематериальной реальности. Один из них порождается физическим миром, а другой — сознанием человека.
Наши исследования показали, что феномен информации является многоплановым и специфическим образом проявляет себя в различных условиях реализации процессов информационного взаимодействия, которые осуществляются в различных видах информационной среды, характерной для отдельных структурных компонентов реальности. Поэтому для поиска решения поставленных выше задач обоснования методологии структуриза-
ции информации и изучающих ее научных дисциплин необходимо сосредоточить внимание на анализе структуры реальности и на особенностях проявления феномена информации в ее отдельных компонентах. Эти исследования сегодня проводятся в основном в России и в Китае.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ МОДЕЛИ СТРУКТУРЫ РЕАЛЬНОСТИ
Особенность предложенной нами модели реальности состоит в том, что в структуре реальности предлагается различать четыре основных компонента, которые имеют различную онтологию своего происхождения, а также определенную специфику проявления в этих компонентах феномена информации.
Нами показано, что структура реальности обладает свойством двойственности, так как одновременно включает в себя материальную (физическую) и нематериальную реальность, которые взаимодействуют друг с другом и обладают свойством взаимного отражения. Способность компонентов реальности к взаимному отражению является их фундаментальным свойством, которое и создает возможность проявления различных аспектов феномена информации.
Материальную реальность составляют все существующие в мире материальные объекты как вещественные, так и невещественные (например, электромагнитные, гравитационные и другие поля), а также все происходящие с этими объектами процессы их движения и внутреннего изменения. При изучении проявления феномена информации в данном компоненте реальности необходимо учесть, что он имеет достаточно сложную структуру.
Нематериальная реальность включает в себя все нематериальные объекты, системы, процессы и явления реальности и, в свою очередь, также обладает определенной структурой. При изучении проблем информации в структуре нематериальной реальности необходимо различать ее основные компоненты, которые онтологически отличаются друг от друга и обладают определенной спецификой проявления в них феномена информации.
Предложенная модель структуры реальности позволяет понять особенности проявления феномена информации в разных компонентах реальности, обусловленные спецификой информационной среды, характерной для этих компонентов.
В наших работах показано также, что информация не является материальным объектом или процессом, а представляет собой нематериальный феномен реальности. Однако для своего проявления она нуждается в объектах или процессах материальной реальности, которые и служат ее носителями. Без этих объектов или процессов информация проявить себя не может.
При этом физическая природа носителей информации принципиального значения не имеет. Важно лишь, чтобы они обладали способностью к восприятию информации путем адекватного изменения своей внутренней структуры (для физических объектов) или параметров (для динамических процессов). Для этого они должны обладать некоторым необходимым уровнем сложности (внутреннего разнообразия).
В наших работах показано: несмотря на то что информация принадлежит к миру нематериальной реальности, будучи связанной с одним физическим объектом или процессом, она может воздействовать на другие объекты или процессы физической реальности, которые и становятся ее новыми носителями (Колин, 2006Ь; 2013а; 2013Ь). Таким способом и реализуется механизм передачи информации от одних объектов или процессов физической реальности к другим. Основой этого механизма служит отражение как общее свойство реальности, которое проявляется как в материальных, так и в идеальных ее компонентах.
Для выявления информации, связанной с ее носителями, существуют специальные процедуры, важнейшей из которых является процедура сравнения, заслуживающая специального дальнейшего исследования.
ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА ИНФОРМАЦИИ
Ниже приводятся некоторые тезисы, раскрывающие философскую позицию автора
в отношении понимания им природы феномена информации.
I. Онтологический аспект феномена информации.
1. Информация представляет собой всеобщее фундаментальное свойство реальности, которое проявляется как в материальном, так и в нематериальном мире.
2. Сущность феномена информации состоит в том, что отдельные фрагменты реальности (объекты, процессы или явления) могут различаться между собой в части своего проявления в пространстве и времени. Совокупность этих различий и представляет собой феномен информации.
Объединяя приведенные выше тезисы, можно предложить следующее новое и достаточно общее определение понятия «информация».
Информация представляет собой всеобщее фундаментальное свойство реальности, которое проявляется в том, что отдельные фрагменты реальности различным образом проявляют себя в пространстве и времени, т. е. обладают свойством различия. Совокупность этих различий и есть информация.
Из данного определения вытекает несколько важных следствий.
Во-первых, информация существует там и только там, где есть различие. В тех фрагментах реальности, где различия нет, информации не существует. Характерным примером здесь могут служить однородные среды.
Во-вторых, понятия «различие» и «информация» — это тесно взаимосвязанные философские категории, что достаточно убедительно показано в работах А. Д. Урсула (Урсул, 1968; 1971).
В-третьих, анализируя приведенное выше определение информации, можно убедиться, что оно характеризует как «первичную», так и «вторичную» (отраженную) информацию и поэтому может быть использовано при изучении феномена информации как в материальных (физических, энергетических), так и нематериальных компонентах реальности окружающего нас мира.
Нам представляется, что это определение является наиболее общим из всех предложен-
ных ранее и не противоречит им. Поэтому оно может быть использовано специалистами в самых различных областях науки, независимо от того, какую концепцию природы информации они предпочитают — атрибутивную или же функциональную. Поэтому мы и предлагаем это определение для дальнейшего обсуждения.
В-четвертых, для проявления феномена информации необходима некоторая среда, которая может быть как статической (неизменной в течение некоторого времени) или динамической (изменяющейся во времени). В связи с этим целесообразно различать также и два основных вида информации — статическую и динамическую. При этом статической информацией мы предлагаем называть совокупность различий между отдельными компонентами реальности в некотором пространстве (физическом или же идеальном). Примерами здесь могут служить различия в пространственных формах отдельных объектов, а также в их взаимном расположении в пространстве. Для количественной оценки этих различий могут быть использованы комбинаторные, топологические и алгоритмические методы теории информации.
Динамической информацией следует называть совокупность изменений, происходящих в реализации динамических процессов в отдельных компонентах реальности. Характерными примерами здесь могут служить самые различные физические процессы и химические реакции, наблюдающиеся в естественной природа, а также в создаваемых человеком искусственных системах. Для количественной оценки этих различий чаще всего используются вероятностные методы теории информации.
II. Эпистемология информации.
Фундаментальная гипотеза в области эпистемологии информации состоит в том, что реальность должна обладать свойством информационного единства. Поэтому должны существовать некоторые общие законы проявления феномена информации, которые являются справедливыми для всех структурных компонентов реальности. Познание этих законов и является основной задачей общей те-
ории информации, которая в настоящее время находится в стадии своего становления. Данная гипотеза была сформулирована нами в 1998 г. (Колин, 1998).
Общие законы и закономерности феномена информации имеют определенную специфику своего проявления, которая обусловлена особенностями информационной среды, характерной для того или иного компонента реальности. Поэтому при структуризации комплекса наук об информации целесообразно учитывать эти особенности.
Этот принцип (так называемый средовой подход) был предложен автором настоящей работы еще в 1990 г. (Колин, 1990) и за прошедший период показал свою эффективность как в научных исследованиях, так и в системе образования. В частности, на его основе предложена перспективная структура образовательной области «информатика» (Колин, 2000b).
Глубокое научное познание природы и выявление общих законов проявления феномена информации возможно лишь на основе междисциплинарного подхода и активного взаимодействия между специалистами, которые изучают этот феномен в различных структурных компонентах реальности. Для обеспечения такого взаимодействия необходимы специальные меры на федеральном и международном уровне. Одной из них могло бы стать издание в России междисциплинарного научного журнала «Информационная наука» (Information Science). Близкий по содержанию журнал Information издается на английском языке в Европе в серии журналов Open Access Journals.
ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИИ И ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
В настоящее время содержание основного вопроса философии понимается как отношение сознания к бытию, духовного — к материальному. Однако в предложенной нами новой модели структуры реальности (концепция «четырех миров») было показано, что в структуре реальности, помимо материи и сознания, существуют еще два компонента, которые в полной мере нельзя отождествить ни с мате-
рией, ни с сознанием. Этими компонентами являются третий и четвертый миры нашей модели, т. е. мир продуктов сознания и мир отражения процессов взаимодействия в материальном мире.
Иначе говоря, в реальном мире есть компоненты, которые нельзя считать объектами материи или сознания. Характерным примером здесь может служить наука. Ведь было бы странно утверждать, что, например, математика является принадлежностью материи. Не является она также и компонентом сознания. Это продукт сознания, но не его составляющая часть. Аналогичных примеров можно привести много.
Следовательно, такое содержание основного вопроса философии, которое сегодня приведено в философских словарях и энциклопедиях, не охватывает всех основных компонентов реальности и поэтому не может быть признано удовлетворительным. Нужна другая постановка этого вопроса, которая не содержала бы этого ограничения, а была бы более общей.
Как можно было бы сформулировать этот вопрос с учетом результатов проведенного выше анализа структуры реальности? Нам представляется, что основной вопрос философии сегодня должен рассматриваться как отношение между материальными и нематериальными компонентами реальности. А поскольку все нематериальные компоненты реальности по своей сути являются информационными компонентами, то более конкретно и кратко этот вопрос можно сформулировать как отношение материи и информации.
Этот вывод следует из рассмотренных выше основных положений философии информации. Но он, конечно же, требует отдельного обсуждения с участием специалистов в области философии.
АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ НАУЧНОЙ ОТРАСЛИ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ»
Адекватное философское понимание природы информации открывает новые возможности для изучения на основе информационного подхода самых различных объектов и си-
стем нематериальной реальности. В их числе в первую очередь следует указать культуру и искусство, образование, науку, экономику и политику. В настоящее время такие междисциплинарные исследования с позиций информационного подхода только начинаются (Колин, Урсул, 2011).
Следующая крупная проблема, по нашему мнению, связана с изучением объектов и систем естественной природы на основе информационного подхода. Продвижение в этой области поможет не только создать новые эффективные технологии, но также и сделать наше мировоззрение более адекватным реальности окружающего нас мира (Информация и научное мировоззрение, 2013).
И, наконец, использование гипотезы об информационном единстве реальности должно содействовать развитию исследований в области познания природы сознания человека и создания на этой основе новых методов познания и обучения, а также систем искусственного интеллекта и высокоэффективных роботов (Дубровский, 2007).
Однако для того чтобы эффективно решать перечисленные проблемы, в области наук об информации нужно осуществить в ближайшие годы существенную интеграцию. Необходимо сформировать новую целостную научную отрасль — информационные науки, которая и станет научной базой для интеграции естественно-научного и гуманитарного направлений в науке будущего. Эта идея была предложена специалистами Института проблем информатики РАН еще в 2006 г. (Колин, 2006Ь) и в последние годы все более активно обсуждается в научном сообществе России и других стран. При этом высказывается мнение, что именно информационная наука может стать тем научным фундаментом, на котором в будущем, возможно, произойдет интеграция естественно-научного и гуманитарного направлений в науке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гуревич, И. М., Урсул, А. Д. (2012) Информация — всеобщее свойство материи: Характеристики, оценки, ограничения, следствия. М. : Книжный дом «Либроком».
Дубровский, Д. И. (2007) Сознание, мозг, искусственный интеллект. М. : Стратегия-Центр.
Информация и научное мировоззрение (2013) : сб. ст. М. : Русская школьная библиотечная ассоциация.
Кастельс, М. (2000) Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М. : ГУ-ВШЭ.
Колин, К. К. (1990) О структуре научных исследований по комплексной проблеме «Информатика» // Социальная информатика : сб. науч. трудов. М. : ВКШ при ЦК ВЛКСМ. С. 19-33.
Колин, К. К. (1998) Информационный подход как фундаментальный метод научного познания // Межотраслевая информационная служба. Вып. 1(102). С. 3-17.
Колин, К. К. (2000a) Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство // Alma mater (Вестник высшей школы). №6. С. 27-30.
Колин, К. К. (2000b) О структуре и содержании образовательной области «Информатика» // Информатика и образование. № 10. С. 5-10.
Колин, К. К. (2002) Информационная цивилизация. М. : ИПИ РАН.
Колин, К. К. (2005a) Природа информации и философские основы информатики // Открытое образование. № 2. С. 43-51.
Колин, К. К. (2005b) Сущность информации и философские основы информатики // Информационные технологии. № 5. С. 63-70.
Колин, К. К. (2006a) Информационное взаимодействие и понятие информации // Научная сессия МИФИ — 2006 : сб. науч. трудов. М. : МИФИ. Т. 6. С. 25-26.
Колин, К. К. (2006b) Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы // Системы и средства информатики : спец. выпуск. «Научно-методологические проблемы информатики» / под ред. К. К. Колина. М. : ИПИ РАН. С. 7-58.
Колин, К. К. (2008) Структура реальности и феномен информации // Открытое образование. № 5. С. 56-61.
Колин, К. К. (2010) Философские проблемы информатики. М. : БИНОМ ; Лаборатория знаний.
Колин, К. К. (2012) Биосоциология молодежи и проблема интеллектуальной безопасности в информационном обществе. // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 156-162.
Колин, К. К. (2013a) Философия информации: структура реальности и феномен информации [Электр. ресурс] // ИНИОН РАН. URL: http://
www.inion.ru/files/File/MPNI_10_Kolin_text.pdf (дата обращения: 28.05.2013).
Колин, К. К. (2013b) Философия информации и структура реальности: концепция «четырех миров» // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 136-147.
Колин, К. К., Урсул, А. Д. (2011) Информационная культурология: предмет и задачи нового научного направления. Saarbrücken : Lambert Academic Publishing.
Лю Ган. (2007) Философия информации и основы будущей китайской философии науки и техники // Вопросы философии. № 5. С. 45-57.
Мелик-Гайказян, И. В. (1998) Информационные процессы и реальность. М. : Наука ; Физ-матлит.
Очередное заседание семинара «Методологические проблемы наук об информации» (2013) [Электр. ресурс] // ИНИОН РАН. URL: http:// www.inion.ru/index.php?page_id=436&id=520&re t=435 (дата обращения: 28.05.2013).
Поппер, К. Р. (2002) Объективное знание. Эволюционный подход / пер. с англ. Д. Г. Лаху-ти ; отв. ред. В. Н. Садовский. М. : Эдиториал УРСС.
Сетров, М. И. (1975) Информационные процессы в биологических системах. Методологический очерк. Л. : Наука.
Урсул, А. Д. (1965) О природе информации // Вопросы философии. № 3. С. 132-142.
Урсул, А. Д. (1968) Природа информации. Философский очерк. М. : Политиздат.
Урсул, А. Д. (1971) Информация. Методологические аспекты. М. : Наука.
Урсул, А. Д. (1973) Отражение и информация. М. : Мысль.
Урсул, А. Д. (1975) Проблема информации в современной науке. М. : Наука.
Урсул, А. Д. (1993) Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М. : Луч.
Урсул, А. Д. (2010) Природа информации. Философский очерк. 2-е изд. Челябинск : ЧГАКИ.
Философский словарь (2001) / под ред. И. Т. Фролова. М. : Республика.
Чернавский, Д. С. (2001) Синергетика и информация: Динамическая теория информации. М. : Наука.
Черный, Ю. Ю. (2010) Полисемия в науке: когда она вредна? (на примере информатики) // Открытое образование. № 6. С. 97-107.
Wu Kun. (2011) Thirty Years of Research of Information Philosophy in China // Открытое образование. № 5. С. 28-49.
Ursul, A. D. (1970) Information. Eine philosophische Studie. Berlin : Dietz Verlag.
Дата поступления: 28.05.2013 г.
THE STRUCTURE OF REALITY AND THE PHILOSOPHY OF INFORMATION K. K. Kolin (The Institute of Informatics Problems of the Russian Academy of Sciences)
This is a paper presented at the Fifth International Conference on the Foundations of Information Science (FIS-2013) that took place at Moscow University for the Humanities on May 21-23, 2013. It covers the philosophical, scientific and methodological problems of information science as a challenging trend of research that has been obtaining more and more interdisciplinary significance in the development of science and education over the last years.
Keywords: information, information science, information culture, the structure of reality, the main issue of philosophy, information philosophy.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Gurevich, I. M., Ursul, A. D. (2012) Informa-tsiia — vseobshchee svoistvo materii: Kharakteristi-ki, otsenki, ogranicheniia, sledstviia. M. : Knizhnyi dom «Librokom».
Dubrovskii, D. I. (2007) Soznanie, mozg, iskus-stvennyi intellekt. M. : Strategiia-Tsentr.
Informatsiia i nauchnoe mirovozzrenie (2013) : sb. st. M. : Russkaia shkol’naia bibliotechnaia asso-tsiatsiia.
Kastel’s, M. (2000) Informatsionnaia epokha: ekonomika, obshchestvo i kul’tura. M. : GU-VShE.
Kolin, K. K. (1990) O strukture nauchnykh issle-dovanii po kompleksnoi probleme «Informatika» // Sotsial’naia informatika : sb. nauch. trudov. M. : VKSh pri TsK VLKSM. S. 19-33.
Kolin, K. K. (1998) Informatsionnyi podkhod kak fundamental’nyi metod nauchnogo poznaniia // Mezhotraslevaia informatsionnaia sluzhba. Vyp. 1(102). S. 3-17.
Kolin, K. K. (2000a) Global’nye proble-my informatizatsii: informatsionnoe neravenst-vo // Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). №6. S. 27-30.
Kolin, K. K. (2000b) O strukture i soderzhanii obrazovatel’noi oblasti «Informatika» // Informa-tika i obrazovanie. № 10. S. 5-10.
Kolin, K. K. (2002) Informatsionnaia tsivilizatsiia. M. : IPI RAN.
Kolin, K. K. (2005 a) Priroda informatsii i filosof-skie osnovy informatiki // Otkrytoe obrazovanie. № 2. S. 43-51.
Kolin, K. K. (2005b) Sushchnost’ informatsii
i filosofskie osnovy informatiki // Informatsionnye tekhnologii. №5. S. 63-70.
Kolin, K. K. (2006a) Informatsionnoe vzaimod-eistvie i poniatie informatsii // Nauchnaia sessiia MIFI — 2006 : sb. nauch. trudov. M. : MIFI. T. 6. S. 25-26.
Kolin, K. K. (2006b) Stanovlenie informatiki kak fundamental’noi nauki i kompleksnoi nauchnoi problemy // Sistemy i sredstva informatiki : spets. vypusk. «Nauchno-metodologicheskie problemy informatiki» / pod red. K. K. Kolina. M. : IPI RAN. S. 7-58.
Kolin, K. K. (2008) Struktura real’nosti i fenomen informatsii // Otkrytoe obrazovanie. № 5. S. 56-61.
Kolin, K. K. (2010) Filosofskie problemy informatiki. M. : BINOM ; Laboratoriia znanii.
Kolin, K. K. (2012) Biosotsiologiia molodezhi
i problema intellektual’noi bezopasnosti v informatsionnom obshchestve. // Znanie. Ponimanie. Ume-nie. №3. S. 156-162.
Kolin, K. K. (2013a) Filosofiia informatsii: struk-tura real’nosti i fenomen informatsii [Elektr. resurs] // INION RAN. URL: http://www.inion.ru/ files/File/MPNI_10_Kolin_text.pdf (data obra-shcheniia: 28.05.2013).
Kolin, K. K. (2013b) Filosofiia informatsii i struk-tura real’nosti: kontseptsiia «chetyrekh mirov» // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 2. S. 136-147.
Kolin, K. K., Ursul, A. D. (2011) Informatsionnaia kul’turologiia: predmet i zadachi novogo nauchno-go napravleniia. Saarbrücken : Lambert Academic Publishing.
Liu Gan. (2007) Filosofiia informatsii i osnovy budushchei kitaiskoi filosofii nauki i tekhniki // Vo-prosy filosofii. № 5. S. 45-57.
Melik-Gaikazian, I. V. (1998) Informatsionnye protsessy i real’nost’. M. : Nauka ; Fizmatlit.
Ocherednoe zasedanie seminara «Metodolo-gicheskie problemy nauk ob informatsii» (2013) [Elektr. resurs] // INION RAN. URL: http://www. inion.ru/index.php?page_id=436&id=520&ret=435 (data obrashcheniia: 28.05.2013).
Popper, K. R. (2002) Ob»ektivnoe znanie. Evo-liutsionnyi podkhod / per. s angl. D. G. Lakhuti ; otv. red. V. N. Sadovskii. M. : Editorial URSS.
Setrov, M. I. (1975) Informatsionnye protsessy v biologicheskikh sistemakh. Metodologicheskii ocherk. L. : Nauka.
Ursul, A. D. (1965) O prirode informatsii // Vo-prosy filosofii. № 3. S. 132-142.
Ursul, A. D. (1968) Priroda informatsii. Filosof-skii ocherk. M. : Politizdat.
Ursul, A. D. (1971) Informatsiia. Metodologi-cheskie aspekty. M. : Nauka.
Ursul, A. D. (1973) Otrazhenie i informatsiia. M. : Mysl’.
Ursul, A. D. (1975) Problema informatsii v sovre-mennoi nauke. M. : Nauka.
Ursul, A. D. (1993) Put’ v noosferu. Kontseptsiia vy-zhivaniia i ustoichivogo razvitiia tsivilizatsii. M. : Luch.
Ursul, A. D. (2010) Priroda informatsii. Filosof-skii ocherk. 2-e izd. Cheliabinsk : ChGAKI.
Filosofskii slovar’ (2001) / pod red. I. T. Frolova. M. : Respublika.
Chernavskii, D. S. (2001) Sinergetika i informatsiia: Dinamicheskaia teoriia informatsii. M. : Nauka.
Chernyi, Iu. Iu. (2010) Polisemiia v nauke: kogda ona vredna? (na primere informatiki) // Otkrytoe obrazovanie. №6. S. 97-107.
Wu Kun. (2011) Thirty Years of Research of Information Philosophy in China // Otkrytoe obra-zovanie. №5. S. 28-49.
Ursul, A. D. (1970) Information. Eine philosophische Studie. Berlin : Dietz Verlag.