рования личности // Личность в системе общественных отношений. М, 1983. 274—276.
2. Барбашов С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Омск, 2000.
3. Синяева А.А. Методика физического воспитания младших школьников, предрасположенных к де-
структивному поведению: автореф. дисс. ... канд. пед. наук, М., 2008.
4. Копылов Ю.А. О модернизации школьного физического воспитания. Вып. 7. М., 2004.
5. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. К проблеме формирования концепции физической культуры детей и молодежи // Физическая культура. 1996. № 1. С. 5—10.
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ИМИ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ К ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ
Е.А. НИКОНОРОВ,
кандидат юридических наук, ФПНП и НК Московского университета МВД России;
Ю.В. НИКОНОРОВА,
кандидат юридических наук, докторант ФПНП и НК Московского университета МВД России. Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: Nikonorovy82@mail.ru
Аннотация. Раскрывается содержание основных элементов профессиональной деятельности сотрудников полиции при применении ими средств физического принуждения к правонарушителям.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, средства физического принуждения, неповиновение.
STRUCTURE OF PROFESSIONAL WORK OF POLICE OFFICERS AT APPLICATION OF MEANS OF PHYSICAL COMPULSION BY THEM TO OFFENDERS
E.A. NIKONOROV,
candidate of law sciences, doctoral candidate of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia;
YU. V. NIKONOROVA,
candidate of law sciences, doctoral candidate of the Moscow university of the Ministry of Internal Afairs of Russia
Annotation. In article the maintenance of basic elements of professional work of police officers reveals at application of means of physical compulsion by them to offenders.
Keywords: professional work, means of physical compulsion, disobedience.
Методология системного подхода к программированию профессионально-прикладной подготовки предполагает выявление параметров цели обучения как функции требований, предъявляемых к сотруднику полиции. Системное представление о служебной деятельности сотрудников полиции позволяет определить типологию условий применения средств физического принуждения к правонарушителям, состав и приоритетность использования данных средств в различных ситуациях и служебной деятельности. Корректное описание структуры и содержания служебной деятельности — основа определения общей и частных целей обучения, состава учебных элементов и соотношения объемов обучения в программе комплексной профессионально-прикладной подготовки сотрудников полиции.
Содержание оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности — предмет постоянного изучения
специалистов МВД РФ. Во всех региональных ОВД установлен мониторинг за практикой применения сотрудниками полиции боевых приемов рукопашного боя и табельного оружия при исполнении служебных обязанностей [1, 2].
Статистические данные, с одной стороны, содержат требования к служебной деятельности, а с другой, — демонстрируют степень действующих программ профессионально-прикладной подготовки личного состава. Общее заключение достаточно предсказуемо: чему учим, то и применяется на практике.
Такие исследования позволяют корректировать действующие программы обучения, но не дают основания для системного программирования боевой подготовки сотрудников полиции. Решение проблемы связано с изучением структуры служебной деятельности как способа взаимодействия ее элементов [3].
Концептуальную основу представления служебной деятельности сотрудника полиции образуют три взаимосвязанных и взаимодополняющих способа ее отображения: описание дескриптивной, прескриптивной и исполнительской (деятельностной) моделей.
Дескриптивная модель представляет собой системно-иерархическую номенклатуру оснований, по которым любая реальная ситуация служебной деятельности может быть отнесена к определенному типу, классу и т.п. Данная модель позволяет уйти от бесконечного перебора многообразия реальных ситуаций и каждой из них найти место в классификации [4].
Прескриптивная модель устанавливает систему приоритетов в служебной деятельности ситуаций, описанных в дескриптивной модели.
Исполнительскаямодель служебной деятельности описывает средства физического принуждения правонарушителей, с использованием которых осуществляются действия сотрудника полиции в ситуациях, классифицированных в дескриптивной модели.
Последовательная реализация описанной концепции в представлении служебной деятельности сотрудников полиции послужила методологической основой социологического исследования.
Применение сотрудниками полиции средств физического принуждения к правонарушителям осуществляется в рамках внешней административной деятельности полиции, направленной на обеспечение личной безопасности граждан, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. При осуществлении указанных функций действия сотрудников полиции направлены на пресечение противоправных действий, в том числе в условиях прямого противодействия правонарушителей, которое квалифицируется как неповиновение или злостное неповиновение [5].
Для пресечения противоправных действий законом «О полиции» определены средства физического принуждения правонарушителей: физическая сила, в том числе боевые приемы рукопашного боя, специальные средства, табельное оружие [6].
При применении средств физического принуждения сотрудник полиции обязан стремиться, в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным [6].
В соответствии с изложенным при описании деятельности сотрудников полиции по физическому
принуждению правонарушителей необходимо использовать следующий состав признаков.
1. Степень неповиновения правонарушителей сотрудникам полиции (средства и силы оказываемого противодействия, характер и степень опасности правонарушения и лиц его совершающих).
2. Содержание неповиновения правонарушителей (состав действий при оказании сопротивления).
3. Содержание и средства пресечения неповиновения правонарушителей сотрудниками полиции.
4. Внешние условия и характер развития ситуации правового конфликта.
В теоретическом плане служебная деятельность сотрудников полиции по физическому принуждению правонарушителей может быть представлена как совокупность множества ситуаций, каждая из которых характеризуется определенной комбинацией указанных признаков и их составляющих.
Корректное, научно обоснованное представление данных признаков служит содержательной основой построения модели служебной деятельности сотрудников полиции.
На основании изучения передового опыта правоохранительной деятельности, данных интервьюирования специалистов ОВД, теоретического анализа потребностей программирования профессионально-прикладной подготовки сотрудников полиции разработана классификация неповиновения правонарушителей по степени их противодействия.
1. Пассивное неповиновение (ПН)—неожесточенное неквалифицированное уклонение правонарушителя от физического принуждения сотрудника полиции без намерения побега. ПН имеет место когда правонарушитель:
♦ не выполняет устные распоряжения и требования сотрудника полиции;
♦ не атакует сотрудника полиции (ударами, захватами и т.д.);
♦ уклоняется от воздействия сотрудника полиции только в ответ, при этом темп его действий и прикладываемые усилия не превосходят темпа и усилий, прикладываемых при физическом принуждении сотрудником полиции;
♦ не переходит произвольно в положения сидя или лежа;
♦ не предпринимает попыток к бегству.
2. Активное неповиновение (АН) — ожесточенное уклонение правонарушителя от физического при-
100
Вестник Московского университета МВД России
№ 3 / 2012
нуждения сотрудника полиции. АН — это когда правонарушитель:
♦ не выполняет устные распоряжения и требования сотрудника полиции;
♦ не атакует сотрудника полиции (ударами и др.);
♦ активно противодействует действиям физического принуждения со стороны сотрудника полиции (срывает захваты, освобождается от ско-вывания и др.);
♦ стремится к бегству.
3. Активное сопротивление (АС) — ожесточенное физическое противодействие сотруднику полиции с применением атакующих боевых действий. АС правонарушителя характеризуется использованием против сотрудника полиции захватов, ударов, бросков, болевых и удушающих приемов, сковывания, в том числе с применением всех видов оружия, подручных средств и др. В данной работе активное сопротивление правонарушителей декомпозировано по степени его опасности, а именно АС:
♦ АС без применения оружия и подручных средств;
♦ АС с применением оружия и подручных средств;
♦ АС группы правонарушителей.
В основу классификации содержания неповиновения и средств, применяемых правонарушителями, положены данные статистики правоохранительных органов. Достаточно полно этот вопрос освещен П.П. Ми-хеевым, который выявил 36 групп применявшихся средств нападения на сотрудников полиции. В обобщенном виде данные средства можно классифицировать как приемы рукопашного боя без оружия, с холодным оружием и подручными средствами, применение газового и огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, транспорта, животных и др.
В действующих программах физической подготовки сотрудников полиции в качестве средств активного сопротивления правонарушителей включены приемы рукопашного боя без оружия, с холодным и огнестрельным оружием.
В настоящем материале представление содержания неповиновения правонарушителей включает боевые действия атаки, контратаки и защиты с использованием приемов рукопашного боя без оружия (БПБ), с холодным оружием и подручными средствами, с огнестрельным оружием.
Содержание и средства пресечения неповиновения правонарушителем, применяющиеся сотрудниками полиции, соответствуют действующему законодатель-
ству и программам физической и огневой подготовки образовательных учреждений МВД России. Сотрудники ОВД используют приемы рукопашного боя без оружия, со специальными средствами (палки резиновые, каски, щиты, газовое оружие), табельное оружие, носимые радиостанции, наручники [7, 8] и др.
Таким образом, определена классификация и содержание пресечения неповиновения правонарушителей, что соответствует действующим программам физической и огневой подготовки сотрудников полиции, позволяет разработать адекватную современной практике ОВД модель деятельности по применению средств физического принуждения к правонарушителям. На основе данной модели могут быть определены необходимые требования к программе профессионально-прикладной подготовки сотрудников полиции.
Литература
1. Вдовиченко В.П., Краснопевцев С.Е. Комплексные занятия по служебно-прикладной подготовке. Вопросы эффективности профессионально-прикладной подготовки сотрудников ОВД: сб. науч. тр. // под ред. В.Г. Антонова, В.П. Лашкина, С.Г. Савицкого, М.В. Урбана. Минск, 1991. С. 51—55.
2. Калиниченко И.А. Методика обучения огневой подготовке сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.
3. ПоторочинА.Г. Формирование готовности курсантов и слушателей высших профессиональных образовательных учреждений системы МВД России к служебно-боевой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.
4. Приказ МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
5. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: курс лекций. М., 2000. С. 390—407.
6. ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Рос. газ. Фед. вып. 2011, 8 февр.
7. Пономарев Н.И. Опыт системного анализа спорта // Теория и практика физической культуры. 1977. № 2. С. 50—55.
8. Щипин А.И., Ковшов Н.В. Совершенствование навыков стрельбы из табельного оружия // Изв. метод. центра проф. образования и координации науч. исслед. 1995. № 3. С. 33.