Н. В. Дудырева
(Вологда)
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
В статье анализируются основные профессионально-важные качества педагога, необходимые для работы с одаренными детьми, выделяется психолого-педагогических комплекс таких качеств, приводятся данные сравнительного исследования экспериментальной и контрольной групп педагогов, работающих с одаренными учащимися
Многочисленные исследования показывают, что психологическое своеобразие одаренных детей, их повышенные познавательные потребности и возможности часто становятся источником возникающих у них в процессе учения трудностей и проблем. Необходимость подготовки учителей к работе с одаренными обучающимися общеобразовательной школы обусловлена низким уровнем владения педагогами образовательными технологиями поддержания и развития творческой активности школьников, что в конечном итоге приводит к снижению и угасанию этой активности. Достаточно часто встречается мнение, что одаренным детям нужен просто хороший учитель. Действительно, одаренные дети имеют некоторые специфические особенности, в силу которых те или иные личностные характеристики, знания и умения учителя приобретают большую или меньшую значимость, подчас такие дети нуждаются в другом обучении, что требует от учителя дополнительной подготовки [3, с. 60].
Высказанное выше подтверждают слова В. Д. Шадрикова о том, что конкретные способности педагога переплавляются в способности ученика, насыщаются чувствами, учитель привносит в педагогический процесс свою духовность [1].
Анализ состояния проблемы профессиональной подготовки педагогов, учет современных требований к их психологической готовности к работе с одаренными детьми, изучение опыта работы в данном направлении позволяют констатировать, что для успешного осуществления профессиональной деятельности педагогам общеобразовательных школ необходим целый спектр профессионально-важных качеств (ПВК], причем особую роль играют личностные качества. Проблема выделения данных качеств, исследования закономерностей их развития является
недостаточно изученной. Системный анализ роли учителя в успешном развитии детей с признаками одаренности позволил выявить противоречия между объективной необходимостью специальной подготовки учителя к работе с ними, направленной на формирование и развитие определенных профессионально значимых качеств, и отсутствием научно обоснованного комплекса ПВК, определяющего эту успешность.
В. Д. Шадриков определяет ПВК как «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность ее выполнения» [1]. Нас в данной работе будут интересовать ПВК, влияющие на успешность работы учителя с одаренными детьми. Таким образом, профессионально-важные качества определяются содержанием деятельности, а критерием для их выделения является успешность педагога в работе с одаренными детьми. ПВК являются системными и интегральными качествами, которые строятся на основе индивидуальных качеств человека [4], формируются с учетом профессиональных требований. Их индивидуальное своеобразие определяет индивидуальность и неповторимость личности профессионала, формируя индивидуальный стиль деятельности.
Следует отметить, что проблемы, возникающие в работе с одаренными детьми, почти никогда не имеют готовых общепринятых решений. Эффективность их разрешения зависит от умения учителя абстрагироваться от сиюминутных проблем, его самокритичности, открытости, познавательной позиции и ответственности. Основной вектор творческого мышления профессионала характери-зируется преобразованием ситуации (ситуативный уровень] или преобразованием себя (надситуативный уровень] [2].
В результате теоретического анализа был выделен комплекс ПВК, влияющих на успеш-
ность работы с одаренными детьми. В него входят:
1. Профессионально-личностная направленность на работу с одаренными детьми как иерархическая система устойчиво доминирующих мотивов личности.
2. Высокий уровень саморефлексии, который позволяет использовать себя в качестве инструмента, сознательно управляя собственным развитием. В работе с одаренными учениками это профессиональное качество особенно важно.
3. Внутренний локус-контроль. Так как деятельность учителя по выявлению и развитию детской одаренности почти всегда сопряжена с непредсказуемостью, отсутствием четких ориентиров, важно, чтобы педагог мог опираться на собственные внутренние источники деятельности, необходима способность работать в «одиночку», невзирая на равнодушие, непонимание и даже раздражение со стороны коллег.
4. Мотив аффилиации: так как одаренные дети в большинстве своем не вписываются в стереотипные представления учителя о «хорошем ученике», то вероятно, что боязнь учителя получить негативные оценки, неодобрение часто мешает полноценному взаимодействию педагога и ребенка.
5. Творческая направленность как стремление к поиску - умение вникнуть в проблему и увидеть перспективу, создавать на уроке проблемные ситуации, обеспечивающие возникновение вопроса или предположений, стимулировать и обучать постановке исследовательских вопросов, стимулировать поиск неизвестного знания.
6. Абнотивность как комплексная способность учителя к адекватному восприятию, осмыслению и пониманию креативного обучаемого, способность заметить одаренного ребенка и оказать ему необходимую психологопедагогическую поддержку.
В целях проверки выделенного комплекса было проведено эмпирическое исследование профессионально-важных качеств педагогов, влияющих на успешность работы с одаренными детьми. Успешность в исследовании понимается как количественная характеристика, в которой суммировались результаты деятельности педагога по следующим показателям: количество и успешность участия детей в олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня, а также участие самого педагога в профессиональных
конкурсах, грантах. Была разработана система подсчета, где каждому достижению присваивался определенный балл.
В контрольную группу (КГ, 20 чел.] вошли учителя со стажем работы более 10 лет, высшей квалификационной категории, успешно работающие с одаренными детьми. В экспериментальную группу (ЭГ, 44 чел.] входили учителя, приезжающие на обучение на курс «Выявление и развитие одаренных детей» - в группе были учителя со стажем работы от 5 лет, первой и высшей квалификационной категории.
В ходе анализа была выявлена положительная корреляция между успешностью в работе с одаренными детьми и стажем педагогической деятельности (г = 0,52 при р < 0,01], что подтверждает предположение, что молодые педагоги не всегда имеют достаточный уровень психологической готовности для работы с одаренными детьми, они действительно нуждаются в дополнительном обучении по формированию психологической готовности к работе в данном направлении.
В исследовании установлено, что среднее значение по критерию успешности у педагогов КГ выше, чем у педагогов ЭГ (Мх = 15,35 и 4,22 соответственно]. Обнаружено значимое различие в уровне успешности педагогов КГ и ЭГ: и = 52,2 при р < 0,001.
Было выдвинуто предположение, что между группами должны быть статистически достоверные различия по следующим показателям: уровню индивидуальной меры рефлексивности (А. В. Карпова], мотивам аффи-лиации («стремлению к общению» и «боязни быть отвергнутым», Х. Хекхаузен], когнитивной ориентации (по Д. Б. Роттеру], творческой активности учителя (О. Н. Ракитская, М. М. Кашапов], уровню абнотивности (Ю. А. Адушева, М. М. Кашапов], а также сфор-мированности компонентов готовности (авторская].
Сравнение групп с помощью критерия Манна-Уитни показало, что группы значимо различаются по уровню рефлексивности (и = 203,5 при р < 0,001], абнотивности (и = 12,5 при р < 0,001], творческой активности (и = 268 при р < 0,01] и локус-контролю (по интернальности и = 345 при р < 0,05]. Кроме того, зафиксированы значимые различия по второму мотиву аффилиации «боязнь быть отвергнутым» (и = 82 при р < 0,05]. Значимых различий в мотиве «стремление к людям» не обнаружено.
Рис 1. Коррелограмма ПВК педагогов КГ и ЭГ.
ЭГ
©..\.
@ \ ёч-У
КГ
■ I.............
Рис 2. Коррелограммы ПВК и готовности к работе с одаренными детьми педагогов КГ и ЭГ.
Примечания. .................. Отрицательная связь.
--------------- Связь на уровне р < 0,05.
--------------- Связь на уровне р < 0,01.
Связь на уровне р < 0,001
1 - рефлексивность;
2 - мотив аффилиации «стремление к общению»;
3 - мотив аффилиации -«боязнь быть отвергнутым»;
4 - экстренальный локус-контроль;
5 - интернальный локус-контроль;
6 - творческая активность;
7 - абнотивность;
8 - когнитивный компонент готовности;
9 - мотивационный компонент готовности;
10 - ориентировочный компонент готовности;
11 - технологический компонент готовности.
Таблица
Педагоги, успешно работающие с одаренными детьми Педагоги, не имеющие высоких достижений в работе с одаренными детьми, до обучения
Инд. мера рефлексивности 128 110
Направленность на общение 129 133
Страх отвержения 132 125
ЛК экстернальность 10,3 11,3
ЛК интернальность 12,7 11,6
Творческая активность 37 33
Абнотивность 32 69
Следующим шагом нашего исследования стало сравнение структуры ПВК педагогов КГ и ЭГ. Были построены коррелограммы профессионально-важных качеств (ПВК], см. рис 1. Следует отметить, что у педагогов КГ все ПВК взаимодействуют друг с другом. Структура ПВК педагогов КГ высоко интегрирована - 14 баллов, количество компонентов, включённых в структуру, - 7. Все ПВК структуры взаимодействуют друг с другом на разном уровне значимости: количество связей -14; существует слабая связь на уровне р < 0,05 между абнотивностью, творческой активностью и локус-контролем (экстерналь-ная направленность]; отрицательная связь между «стремлением к общению» (мотивация аффилиации] и творческой активностью, а также между абнотивностью и локус-кон-тролем (интернальная направленность].
В структуре педагогов ЭГ не обнаружены связи между ПВК, уровень интегрированности структуры 0 баллов.
Далее были построены коррелограммы ПВК и готовности (рис. 2].
Анализ коррелограмм ПВК и готовности педагогов ГК и ЭК показал, что они отличаются по количеству связей в структуре деятельности (22 и 14 соответственно]; по количеству компонентов, включенных в структуру (11 и 7 соответственно]; по уровню интегрированности структуры (22 и 14 баллов соответственно]. ПВК и профессионально-важные умения (ПВУ] в структуре взаимосвязаны и взаимозависимы у педагогов контрольной группы. В структуре педагогов экспериментальной группы ПВК и ПВУ существуют обособленно, в виде самостоятельных подструктур, что говорит о том, что профессионально-
важные качества и профессионально-важные умения у педагогов ЭГ проявляются в деятельности отдельно друг от друга, не системно, что, вероятно, и влияет на успешность педагога в работе с одаренными детьми.
Таким образом, в ходе сравнительного анализа было установлено, что уровень таких выделенных профессионально-важных качеств, как рефлексивность, творческая активность, мотив аффилиации «надежда на общение» у педагогов КГ значимо и достоверно выше, чем у педагогов ЭГ. Направленность личности у педагогов КГ ориентирована на внутренние ресурсы и мотивацию, а педагоги ЭГ более экстренальны. Уровень абнотивно-сти педагогов, не имеющих высоких достижений в работе с одаренными детьми, выше, чем у успешных педагогов.
Полученные данные позволили описать портрет учителя, готового работать с умственно одаренным ребенком в условиях общеобразовательной школы (таблица].
Таким образом, данное исследование позволило решить задачу выделения ПВК, составляющих основу психологической готовности педагога к работе с одаренными детьми. Результаты исследования были использованы в проектировании курса «Выявление и развитие одаренных детей», который реализуется в рамках дополнительного профессионального образования в Вологодском институте развития образования. Получен положительный результат, однако очевидно, что требуется целостная система психологического сопровождения учителя, только в этом случае можно будет говорить о реальных изменениях в школьном образовании.
Литература
1. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 284 с.
2. Кашапов М. М. Стадии творческого мышления профессионала. - Ярославль, 2009. - 380 с.
3. Кореневская М. Диада «учитель - одаренный ученик»: условия успешного взаимодействия // Матеріали IV Міжнародноі науково-практично конференції «Обдаровані діти - інтеллектуальний потенціал держави». 21-25 вересня 2011 р. - Алушта ; Кіев. - Ч.1. -2012. - С. 87-95.
4. Поваренков Ю. П. Уточнение отдельных понятий системогенетической концепции профессионального становления личности // [сайт Ярослав. гос. педагогич. ун-та] [Электронный ресурс]. -URL: http://yspu.org/images/7/7a/03_Поваренков_ЮП.pdf (дата обращения 11.03.2013)
--------^----------