способствующих профессиональному становлению выпускников направлений подготовки в сфере высшего профессионального образования.
Список литературы
1. Асафьев, Б.В. Речевая интонация.- М.; Л.: Музыка, 1965. - 136 с.
2. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музгик, 1963. - 376 с.
3. Яворский Б. Интонация — интонирование. 1935. Рук. архив ГЦММК имени М. И. Глинки. Ф. 146. Ед. хран. 4466. Л. 1,2,8.
4. Яворский Б. Об интонациях. 1911-1913. Рук. архив ГЦММК имени М. И. Глинки. 146. Ед. хран. 4463. Л. 1.
5. Яворский, Б.Л. Строение музыкальной речи. - М.: П. Юргенсон, 1908. Оттиски. - 56 с.
УДК 342.2
СТРУКТУРА ПРАВОВОГО РЕЖИМА
Вагапова Л.Х., Бадамшин С.Х., 2016г.
Студент 3 курса направления «Юриспруденция» юридического факультета, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Сибайского института (филиала) Башкирского Государственного университета, г. Сибай
Аннотация: статья посвящена вопросам регулирования правового режима, его структуре, содержанию. Указаны особенности установления правового режима, ее виды, признаки. Показано, что в структуру правового режима входят как такие элементы, как носитель режима, режимные правовые средства, режимные правила, правовые статусы субъектов режимного регулирования, система организационно - юридических гарантий.
Ключевые слова: правовой режим, особенности правового режима, правовые средства, режимные правила.
Ведение.
Что такое режим? Существует режим дня, режим тренировок, режим питания, то есть это определенные регулярные действия человека, с помощью которого достигаются определенные цели. Соблюдение режима питания способствует хорошему пищеварению, систематические тренировки укрепляют тело и дух человека, также он должен следовать определенному распорядку дня, чтобы преуспеть в делах. Теперь проведем параллель, соотношение между правовым режимом. Правовой режим — это система норм права, которая регулирует отношения между людьми по поводу определенных объектов[1]. Для того чтобы они существовали, их охраняют с помощью юридических средств воздействия: стимулирование, принуждение, надзор, контроль. То есть, правовой режим призван регулировать отношения между людьми при столкновении их интересов с помощью права, законов, а не с помощью антидемократических, варварских (самосуд, кровная месть) или старинных (обычаев и ритуалов). В нашем современном мире, когда мы находимся на пути к правовому государству соблюдать правовой режим крайне важно.
Основная часть:
Правовой режим — разновидность социального режима. Особенность является то, что он создан законодателем, основан на праве, закрепляется и регулируется им. Вне правовой сферы он не может существовать, там действуют другие нормы — неюридические. С.С. Алексеев пишет, что «каждый правовой режим есть все же именно режим». То есть, воспринимая смысловые оттенки его высказывания, понимаем, что правовой режим выражает некоторую степень жестокости, наличие ограничений и санкций. Если смотреть иначе, то правовой режим можно рассматривать, как и определенный порядок действия права, то есть нормативно-правовых актов. Посредством
определенной последовательности и совокупности действия нормативно-правовых актов, при помощи субъекта власти достигается создание правового режима.
В качестве примеров различных по характеру правовых режимов можно назвать режим финансовой стабилизации, режим протекционизма, режим въезда и выезда за границу, режим отдельных свободных (оффшорных) зон и территорий, режим военного положения, паспортный режим, режим хранения и транспортировки ядерного и химического оружия, режим санкций, моратория, эмбарго и т. п.
Основные признаки правовых режимов состоят в том, что они 1) устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством; 2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.
Правовой режим обусловлен прежде всего интересами государства, волей законодателя, а также спецификой и характером общественных отношений, требующих к себе особых подходов, форм и методов правового опосредования, своеобразного юридического инструментария для своей организации. Данный феномен отвечает на вопрос: зачем, для чего и кому он нужен, как можно достичь желаемой цели? [2]
Установление правовых режимов всегда связано с определёнными условиями. Например, непрекращающиеся террористические акты способны вызвать установление режима чрезвычайного положения. Здесь правовые режимы, предполагают на применение особых (чрезвычайных) мер, сочетая их одновременно с гарантированными правами, свободами граждан. Именно они являются адекватной формой деятельности государства в "нестандартных", экстраординарных ситуациях. Вместе с этим в последнее время, всё больше и больше появляется объектов, субъектов, предметов, территорий, видов деятельности, которые уже не в состоянии функционировать без установления определённого режима.[2] И само государственное управление испытывает острую потребность в особых специфических свойствах правовых режимов, позволяющих эффективно организовывать деятельность государственных органов. Именно эти качества данного явления правовой действительности порождают неподдельный интерес к нему учёных и практиков. В этой ситуации проблемой номер один становится отсутствие системного подхода, характеризующего качество правовой регуляции. Началом его формирования и может служить концепция "правового режима".
Структура правового режима включает такие элементы, как носитель режима, режимные правовые средства, режимные правила, правовые статусы субъектов режимного регулирования, система организационно - юридических гарантий.
В качестве носителя режима выступают определенные территории (режим закрытого административно-территориального образования, режим исключительной экономической зоны), правовые образования и институты (режим законодательства, режим отрасли), организации (режим атомной электростанции, военного объекта, исправительно-трудового учреждения), социальные и природно-техногенные процессы (режимы труда и отдыха, чрезвычайной ситуации), предметы материального мира (режимы имущества, природных ресурсов, документов), административная деятельность (режим секретности, таможенные режимы). При этом возможность быть носителем того или иного режима подлежит объективному выявлению, поскольку он призван способствовать раскрытию социального предназначения объекта.
Режимными правовыми средствами являются нормативные предписания, акты реализации прав и обязанностей субъектов, правоприменительные акты, меры поощрения и принуждения, юридические санкции, методы и приемы административной деятельности. Каждый правовой режим в зависимости от целей и задач регулирования обладает адекватным набором правовых средств. При этом следует учитывать общую правовую направленность регулирования — ограничительную или стимулирующую. Если правовой режим обеспечивает безопасность, охрану, предотвращение противоправных действий, то в основе его юридического инструментария будут лежать правовые ограничения, запреты, меры пресечения, санкции. Если же правовой режим призван стимулировать
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕСТНИК, 2 -2016
развитие какой-либо деятельности, то используются правовые стимулы — дозволения, льготы, поощрения.
Среди правовых средств, образующих правовой режим, отдельно следует выделить правовые принципы, а также положения, определяющие функционально-целевое предназначение режима.
Режимные правила представляют собой особое сочетание правовых средств, создающих нормативную модель поведения и регламентирующих порядок пользования субъективными правами, полномочиями, обязанностями, ограничениями. Режимные правила являются сердцевиной, ядром любого режима, обеспечивая соответствие деятельности участников правоотношений объявленным целям и статусу носителя режима. Иногда режимные правила отождествляют с самим правовым режимом, что очевидно неправомерно. Без их фактической реализации, ежедневной правоисполнительной деятельности, направленной на обеспечение их выполнения, вряд ли можно говорить о действии правового режима. Субъектами, или участниками, правовых режимов являются физические и юридические лица, связанные с носителем режима (проживающие на режимной территории, работающие с режимными документами или на режимном объекте) и обязанные соблюдать установленные правила. В качестве специально го субъекта выступают государственные и муниципальные органы и их должностные лица, обеспечивающие соблюдение установленных правил. Правовой статус субъектов, участвующих в выполнении режимных требований, — важнейший элемент режима. По его объему, степени самостоятельности, характеру дополнительных прав и обязанностей можно судить о режиме в целом, его отраслевой принадлежности.
Заключение:
Система организационно-юридических гарантий — составная часть правового режима. Она отвечает за устойчивость режимных правил, их фактическую выполнимость, устранение возможных нарушений. В эту систему могут входить в зависимости от вида правового режима административная подсистема, включающая перечень органов и должностных лиц, наделенных полномочиями по обеспечению и поддержанию режима, совокупность юридических санкций за нарушение требований режима, иные меры защиты, организационные мероприятия, связанные с установлением режима, информационно-технические средства.
Список литературы
1. http://www.bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-3/105.htm
2. Шамсумова, Э.Ф.(Эмма Файсаловна) Правовые режимы :Теоретический аспект : Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридическихнаук.120001 - Теория и история права и государства ; История правовых учений /Науч. рук. А. С. Шабуров. -Екатеринбург,2001. -24 с .-Библиогр. : с. 23 - 24.
3. Матузов, Н.И., Малько, А.В., д-рюрид. наук, проф. Саратовской государственной академии права Правовые режимы :Вопросы теории и практики.//Правоведение. -1996. - № 1. - С 16 - 29
4. Административное право .Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов 3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008. - 477с.