Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ СПОРТИЗАЦИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ СПОРТИЗАЦИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС СПОРТИЗАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ / СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костромин О. В., Новицкий Я. И., Яковлев С. А.

Цель исследования - сформировать структуру и раскрыть содержание системы организационно-педагогического управления процессом спортизации на основе взаимодействия кафедры физического воспитания и спортивного клуба. Методика и организация исследования. Методологическая база исследования строилась на теоретических подходах к управлению педагогическими системами. Результаты исследования и выводы. Разработана структура организационно-педагогического управления процессом спортизации в техническом вузе на основе взаимодействия кафедры физического воспитания и спортивного клуба. Системообразующим компонентом педагогической системы является ее цель: формирование спортивной культуры личности студентов. Управляющими компонентами системы являются спортивный клуб и кафедра физического воспитания. Данные компоненты связаны элементом управленческого взаимодействия. К управляемым компонентам системы отнесены: взаимодействующие и взаимовлияющие в педагогическом процессе личность преподавателя и личность студента технического вуза; компонент организационно-педагогического управления, состоящий из элементов, обеспечивающих системное развитие и движение к результату; содержательный компонент системы, раскрывающий структуру и содержание педагогического процесса; операционно-деятельностный (технологический) компонент системы, представляющий организационные формы, средства, методы спортивной тренировки, способствующие обучению, психофизическому развитию, оздоровлению и воспитанию студентов. Результативный компонент системы на основе элементов оценки определяет степень достижения системой намеченного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костромин О. В., Новицкий Я. И., Яковлев С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MANAGEMENT STRUCTURE IN TERMS OF SPORTIZATION OF PHYSICAL EDUCATION AT TECHNICAL UNIVERSITIES

Objective of the study was to analyze the collaborative activities of the university physical education departments and sports clubs to define and structure the system of pedagogical management in terms of sportization of physical education. Methods and structure of the study. The methodological basis of the study was formed by the theoretical approaches to the management of pedagogical systems. Results and conclusions. Proceeding from the analysis of the collaborative activity of the Physical Education Department and sports club, we structured the system of pedagogical management in terms of sportization of physical education at the technical university. The system-forming component of the pedagogical system was its goal: to instill personal physical culture in the students. The controlling components were the sports club and Physical Education Department. These components were linked by cooperation in the management area. The manageable components of the system were: the interacting and interdependent personalities of a teacher and a student of the technical university; the pedagogical management component consisting of the elements that ensure the system development and movement towards results; the content-related component of the system, which explains the structure and content of the pedagogical process; the operational and activity (technological) component representing the organizational forms, means and methods of sports training that contribute to learning, psychophysical development, promotion of health and education of the university students. The performance component that determines to which extent the system has achieved the intended result.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ СПОРТИЗАЦИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

структура организационно-педагогического управления процессом спортизации в техническом вузе

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 04.02.2021 г.

О.В. Костромин1 Я.И. Новицкий1 С.А. Яковлев1

1 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

PEDAGOGICAL MANAGEMENT STRUCTURE IN TERMS OF SPORTIZATION OF PHYSICAL EDUCATION AT TECHNICAL UNIVERSITIES

O.V. Kostromin1 Y.I. Novitsky1 S.A. Yakovlev1

1 Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Цель исследования - сформировать структуру и раскрыть содержание системы организационно-педагогического управления процессом спортизации на основе взаимодействия кафедры физического воспитания и спортивного клуба. Методика и организация исследования. Методологическая база исследования строилась на теоретических подходах к управлению педагогическими системами.

Результаты исследования и выводы. Разработана структура организационно-педагогического управления процессом спортизации в техническом вузе на основе взаимодействия кафедры физического воспитания и спортивного клуба. Системообразующим компонентом педагогической системы является ее цель: формирование спортивной культуры личности студентов. Управляющими компонентами системы являются спортивный клуб и кафедра физического воспитания. Данные компоненты связаны элементом управленческого взаимодействия. К управляемым компонентам системы отнесены: взаимодействующие и взаимовлияющие в педагогическом процессе личность преподавателя и личность студента технического вуза; компонент организационно-педагогического управления, состоящий из элементов, обеспечивающих системное развитие и движение к результату; содержательный компонент системы, раскрывающий структуру и содержание педагогического процесса; операционно-деятельностный (технологический) компонент системы, представляющий организационные формы, средства, методы спортивной тренировки, способствующие обучению, психофизическому развитию, оздоровлению и воспитанию студентов. Результативный компонент системы на основе элементов оценки определяет степень достижения системой намеченного результата.

Ключевые слова: процесс спортизации, организационно-педагогическое управление, компонент системы, студенты технического вуза.

Abstract

Objective of the study was to analyze the collaborative activities of the university physical education departments and sports clubs to define and structure the system of pedagogical management in terms of sportization of physical education.

Methods and structure of the study. The methodological basis of the study was formed by the theoretical approaches to the management of pedagogical systems.

Results and conclusions. Proceeding from the analysis of the collaborative activity of the Physical Education Department and sports club, we structured the system of pedagogical management in terms of sportization of physical education at the technical university. The system-forming component of the pedagogical system was its goal: to instill personal physical culture in the students. The controlling components were the sports club and Physical Education Department. These components were linked by cooperation in the management area. The manageable components of the system were: the interacting and interdependent personalities of a teacher and a student of the technical university; the pedagogical management component consisting of the elements that ensure the system development and movement towards results; the content-related component of the system, which explains the structure and content of the pedagogical process; the operational and activity (technological) component representing the organizational forms, means and methods of sports training that contribute to learning, psychophysical development, promotion of health and education of the university students. The performance component that determines to which extent the system has achieved the intended result.

Keywords: sportization, pedagogical management, system components, technical university students.

Введение. Физическое воспитание в техническом вузе решает задачи психофизической адаптации к обучению на младших курсах и адаптации к будущей профессиональной деятельности на старших курсах [1, 6].

Несмотря на системную модернизацию образовательного процесса технические вузы отдают предпочтение традиционным формам организации физического воспитания с преимущественным использованием средств и методов общефизической направленности [3].

Одним из перспективных направлений в модернизации физкультурно-спортивной практики в вузе может стать спор-тизация физического воспитания [2]. Реализация составляющих спортизации в техническом вузе делает актуальным взаимодействие кафедры физического воспитания и спортивного клуба в организационно-педагогическом управлении данным процессом.

Цель исследования - сформировать структуру и раскрыть содержание организационно-педагогического управ-

№4 • 2021 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с I—

ления процессом спортизации на основе взаимодеиствия кафедры физического воспитания и спортивного клуба.

Методика и организация исследования. Методологическая база исследования строилась на теоретических подходах к управлению педагогическими системами.

Результаты исследования и их обсуждение. Системообразующим компонентом педагогической системы является ее цель: формирование спортивной культуры личности студентов. Управляющими компонентами системы являются спортивный клуб и кафедра физического воспитания. Данные компоненты связаны элементом управленческого взаимодействия. К управляемым компонентам системы отнесены: взаимодействующие и взаимовлияющие в педагогическом процессе личность преподавателя и личность студента технического вуза; компонент организационно-педагогического управления, состоящий из элементов, обеспечивающих системное развитие и движение к результату; содержательный компонент системы, раскрывающий структуру и содержание педагогического процесса; операционно-деятельностный (технологический) компонент системы, представляющий организационные формы, средства, методы спортивной тренировки, способствующие обучению, психофизическому развитию, оздоровлению и воспитанию студентов. Результативный компонент системы на основе элементов оценки определяет степень достижения системой намеченного результата.

Развитие данной педагогической системы обеспечено его функциональными элементами. Исходный педагогический анализ определяет наличие необходимого материального и педагогического ресурса, изучения интересов студентов и наличие возможностей для их реализации [2].

Методологической основой концепции спортизации является развитие кинезиологического потенциала. В. К. Бальсеви-чем сделан вывод о том, что на всех этапах онтогенеза человека основным средством развития кинезиологического потенциала является систематическая спортивная тренировка. Несмотря на то что данный потенциал детерминирован генетически, его развитию могут способствовать социокультурные факторы, воздействующие в процессе физического воспитания, спортивной тренировки и самостоятельных форм физкультурно-спортивных занятий [4, 5]. Для формирования социокультурных факторов (установок, традиций, ценностей), влияющих на развитие кинезиологического потенциала, в педагогической системе на основе исследований И. В. Манжелей применён метод средового подхода [4].

Структура содержательного компонента системы представляет подсистему структурных элементов: «Спортивное образование», «Информационно-познавательное обеспечение», «Предметно-функциональные спортивные зоны». Элемент «Спортивное образование» - это процесс и результат освоения студентами технического вуза знаний, умений и навыков соревновательных действий, а также улучшения психофизической подготовленности на основе принципа личностного подхода к процессу воспитания. Элемент «Информационно-познавательное обеспечение» представляет процесс формирования спортивной информационной среды технического вуза для решения задач вовлечения студентов в спортивную деятельность, улучшения социализации и коммуникации студентов, а также популяризации ценностей спортивной культуры личности. В основе элемента «Предметно-функциональные спортивные зоны» - содержание спортивной атрибутики, спортивной формы, наглядной спортивной агитации, а также материально-техническое содержание спортивных площадок, специализированных и универсальных спортивных залов. Операционно-деятельностный (технологический) компонент формирует подсистему функциональных элементов, состоящих из организационных форм, средств и методов учебно-тренировочного и воспитательного процессов.

Завершающим компонентом системы является её результативный компонент, определяющий оценку достижения поставленной цели. Данный компонент состоит из пяти элементов оценки формирования спортивной культуры личности:

Физический элемент характеризуется показателями развития физических качеств и функциональных возможностей организма.

Ценностный элемент характеризуется оценкой степени активности участия студентов в спортивной деятельности.

Когнитивный элемент характеризуется оценкой познавательных интересов студентов, осмысления теории и методики спортивной тренировки.

Коммуникативный элемент характеризуется оценкой улучшения межличностных отношений студентов в процессе спортивной деятельности.

Мобилизационной элемент характеризуется оценкой процесса самовоспитания студентов на основе участия в различных формах самостоятельных занятий.

Выводы. Воспитание спортивной культуры личности студентов технического вуза определяет направление структурного взаимодействия компонентов педагогической системы. Реализация алгоритма организационно-педагогического управления данным взаимодействием обеспечивает достижение результата, намеченного в данном исследовании.

Литература

1. Зароднюк Г.В. Прогностическое развитие физической культуры студентов в высших учебных заведениях России / Г.В. Зароднюк, Н.В. Пахолкова, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С. 11-13.

2. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

- С. 224.

3. Костюченко В.Ф. Формирование физической культуры граждан в контексте развития физической культуры и спорта в РФ / В.Ф. Костюченко, Г.В. Руденко, Ю.А. Дубровская // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 38-39.

4. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. - 200 с.

5. Лубышева Л.И. Спортизация как фактор вовлечения населения в массовую спортивную подготовку / Л.И. Лубышева, Ш.З. Хуб-биев, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. - 2020.

- № 3. - С. 100-101.

6. Пономарев Г.Н. Физическая культура в высшем образовании

- важная составляющая подготовки будущих специалистов / Г.Н. Пономарев, Я.А. Куванов, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 12-14.

References

1. Zarodnyuk G.V., Pakholkova N.V., Selyukin D.B. Prognosticheskoe razvitie fizicheskoy kultury studentov v vysshikh uchebnykh zavedeni-yah Rossii [Prognostic progress of academic physical culture of students in higher educational institutions of Russia]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 4. pp. 11-13.

2. Konarzhevskiy Yu.A. Menedzhment i vnutrishkolnoe upravlenie [Management and intraschool management]. Moscow: Pedagogicheskiy poisk publ., 2000. P. 224.

3. Kostyuchenko V.F., Rudenko G.V., Dubrovskaya Yu.A. Formirovanie fizicheskoy kultury grazhdan v kontekste strategii razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v RF [Mass physical culture encouragement policies in context of national physical education and sports sector development strategy]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no. 3. pp. 38-39.

4. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I., Peredelskiy A.A. et al. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike [Sportization in physical education system: from scientific ideas to innovative practice]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2017, 200 p.

5. Lubysheva L.I., Khubbiev Sh.Z., Selyukin D.B. Sportizatsiya kak faktor vovlecheniya naseleniya v massovuyu sportivnuyu podgotovku [Sportization as factor of involvement of population in mass sports]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 3. pp. 100-101.

6. Ponomarev G.N., KuvanovYa.A., Selyukin D.B. Fizicheskaya kultura v vys-shem obrazovanii - vazhnaya sostavlyayushchaya podgotovki budush-chikh spetsialistov [Role of academic physical education in higher education system]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. № 3. pp. 12-14.

32

http://www.teoriya.ru

№4^ 2021 Апрель | April

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.