УДК 151.8:378 ББК 88.411:74.480.4
И.А. Еремицкая
структура мотивации трудовой деятельности
работников университета
В статье излагаются результаты исследования структуры мотивации трудовой деятельности работников университета. Определяются иерархия мотивов трудовой деятельности, соотношение разных типов мотивации и их связь с мотивирующими и гигиеническими факторами, социально-психологическими установками личности в мотивационно-потребностной сфере, основными потребностями и общей удовлетворенностью трудом. Проводится сравнение структуры мотивации трудовой деятельности у работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава университета.
Ключевые слова: мотивация трудовой деятельности, внутренняя мотивация, внешняя положительная мотивация, внешняя отрицательная мотивация, мотивы трудовой деятельности, должности специалистов высшего образования.
I.A. Eremitskаyа
the structure of labor activity motivation of the university employees
The research results of the structure of labor activity motivation of the University employees are presented. The hierarchy of labor activity motives, the ratio between different types of motivation are defined with their connection to motivating and hygienic factors, social-psychological attitudes of a person in conative-and-need sphere, basic needs and general job satisfaction. The structure of labor activity motivation of administrative and auxiliary educational staff and higher-education teaching personnel comparison is compared.
Key words: labor activity motivation, internal motivation, external positive motivation, external negative motivation, labor activity motives, positions of specialists of higher education.
Проблема мотивации трудовой деятельности является одной из центральных в психологии управления. Только хорошо зная и понимая мотивацию работника, то, что им движет, что побуждает его к деятельности, к чему он стремится, выполняя определенную работу, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться построить эффективную систему управления персоналом.
В то же время в современной науке, несмотря на многочисленные исследования в этой области, отмечается недостаточное число работ, в которых бы эта проблема получила полное и разностороннее рассмотрение. Малоизученными в настоящее время являются особен-
ности трудовой мотивации работников образовательных организаций разных типов.
Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы выявить структуру мотивации трудовой деятельности работников университета, относящихся к разным группам должностей специалистов высшего образования. Вслед за К. Зам-фир, мы исходили из представления о трех компонентах в структуре мотивации трудовой деятельности: внутренней мотивации, внешней положительной мотивации и внешней отрицательной мотивации [2].
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
• определить иерархию мотивов трудовой деятельности и мотивационные комплексы работников университета;
• установить связь разных типов мотивации с мотивирующими и гигиеническими факторами, социально-психологическими установками личности в мотивационно-потребностной сфере, основными потребностями и общей удовлетворенностью трудом;
• сравнить структуру мотивации трудовой деятельности у работников университета, относящихся к разным группам должностей специалистов высшего образования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методики: «Структура мотивации трудовой деятельности» К. Замфир [2] - в качестве основной, а также «Двухфакторный профиль Ф. Герцберга» [1], «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной, «Диагностика степени удовлетворенности основных потребностей» [5], «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» Т.Л. Ба-доева [2].
В работе применялись также ма-тематико-статистические методы обра-
ботки полученных данных [4], включающие в себя вычисление дескриптивных статистик (средние арифметические значения и ранжирование), критериев Колмогорова-Смирнова для одной выборки, Фридмана, Манна-Уитни, ранговой корреляции Спирмена. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.
В исследовании приняли участие 66 работников Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Астраханский государственный университет» (АГУ). В соответствии с должностями руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования [3], мы выделили две группы специалистов (по 33 человека каждая). Это 1) работники административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала (АХиУВП) (специалист по учебно-методической работе, диспетчер и т.п.) и 2) профессорско-преподавательский состав (ППС) (профессор, доцент, ассистент и т.п.).
В таблице 1 мы представили средние арифметические значения и ранги мотивов трудовой деятельности опрошенных работников университета.
Табл. 1. Выраженность мотивов трудовой деятельности у работников университета
АХиУВП ППС Вся выборка
Переменные среднее значение ранг среднее значение ранг среднее значение ранг
Денежный заработок 3,64 2,5 3,55 3 3,59 3
Стремление к продвижению по работе 3,45 5 3,06 5 3,26 5
Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег 3,18 7 2,94 7 3,06 7
Стремление избежать воз-
можных наказании или не-
приятностей 3,30 6 3,03 6 3,17 6
Ориентация на престиж и уважение со стороны других 3,58 4 3,36 4 3,47 4
Удовлетворение от хорошо выполненной работы 3,91 1 4,30 1 4,11 1
Общественная полезность
труда 3,64 2,5 3,61 2 3,62 2
га
Is
о ^
ф
са s х
ш о
S X I-
о ю
го ^
S I-
о о
X .0
I-
к ф
ч >s о са о
I-
го ей S I-
о
го
I-
о
Судя по средним арифметическим значениям, представленным в таблице 1, работники университета в достаточно большой мере (Мх « 4) оценивают в своей работе такие мотивы, как «Денежный заработок», «Удовлетворение от хорошо выполненной работы» и «Общественная полезность труда». У работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала к этой группе мотивов добавляется также мотив «Ориентация на престиж и уважение со стороны других». Остальные мотивы трудовой деятельности оцениваются опрошенными работниками в средней мере (Мх « 3).
Анализ иерархии мотивов трудовой деятельности у работников университета, а также их сравнение в группах административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава показал, что их последовательности
очень близки между собой (см. табл. 1). Во главе такой структуры находится внутренний мотив «Удовлетворение от хорошо выполненной работы», за которым следуют внутренний и внешний положительные мотивы: «Общественная полезность труда» и «Денежный заработок», соответственно. Причем в группе административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала последние два мотива занимают одно ранговое место. Внешние отрицательные мотивы «Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей» и «Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег» занимают последние ранговые места в представленных иерархиях.
Далее мы определили мотивацион-ные комплексы работников университета - соотношение между собой трех типов мотивации: внутренней (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ).
Рис. 1. Соотношение разных типов мотивации у работников университета
к го
ф ш
Из рисунка 1 видно, что соотношение разных типов мотивации по всей выборке опрошенных работников университета, а также в группах административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательскогососта-ва является оптимальным, что выражается в преобладании значений внутренней
мотивации над значениями внешней положительной мотивации, которые, в свою очередь, преобладают над значениями внешней отрицательной мотивации: ВМ > ВПМ > ВОМ. Таким образом, для работников университета большее значение имеет их трудовая деятельность сама по себе. При этом чем больше сдвиг величин влево, тем лучше отношение ра-
ботников к выполняемой ими трудовой деятельности и тем больше побудительная сила мотивационного комплекса.
С помощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки мы проверили нормальность распределения для количественных переменных. Из таблицы 2 видно, что распределение переменных «Внутренняя мотивация», «Внешняя
положительная мотивация», «Внешняя отрицательная мотивация» значимо отличается от нормального закона. Для порядковых и количественных переменных, распределение которых отличается от нормального закона, мы применили непараметрические критерии: критерии Фридмана, Манна-Уитни, ранговую корреляцию Спирмена.
Табл. 2. Проверка нормальности распределения эмпирических данных
Количественные переменные Значение критерия Уровень значимости
Внутренняя мотивация 1,687 0,007
Внешняя положительная мотивация 1,897 0,001
Внешняя отрицательная мотивация 1,959 0,001
Оценка достоверности сдвига в трех срезах: «Внутренняя мотивация» -«Внешняя положительная мотивация» -«Внешняя отрицательная мотивация» -с помощью критерия Фридмана (Ш) показала, что значимые различия между данными типами мотивации прослеживаются лишь в группе профессорско-преподавательского состава и по всей выборке в целом (табл. 3). В группе работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала они не проявляются. Следовательно, мотивационный комплекс этой группы
символически можно представить следующим образом: ВМ = ВПМ = ВОМ. Данный мотивационный комплекс нельзя отнести к оптимальному типу, так как для высокой эффективности труда наиболее благоприятно такое соотношение между рассматриваемыми типами мотивации, при котором центральное место занимают внутренние мотивы при одновременном использовании внешних положительных мотивов и исключении, по возможности, или ограничении внешних отрицательных мотивов [2].
Табл. 3. Оценка достоверности сдвига в трех срезах
Группа работников Значение Ш-критерия Уровень значимости
Административно-хозяйственный и учебно-вспомогательный персонал 5,643 0,060
Профессорско-преподавательский состав 13,423 0,001
Вся выборка 18,431 0,000
га
£
I-^
о ^
ф
ш ^
х
>
ей о
X I-
о ю
го ^
I-
о о
X .0
I-
к ф
ч >2 о ей о
I-
го ей
I-
о
го
I-
о
С помощью критерия Манна-Уитни мы изучили различия в показателях мотивов трудовой деятельности и типов мотивации в группах работни-
ков административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава университета (табл. 4).
Табл. 4. Сравнительный анализ различий в показателях административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава
Зависимые переменные Значение И-критерия Уровень значимости
1 1 2 1 3
Мотивы трудовой деятельности
Денежный заработок 489,000 0,453
Окончание табл. 4
1 2 3
Стремление к продвижению по работе 438,000 0,150
Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег 480,000 0,386
Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 484,000 0,424
Ориентация на престиж и уважение со стороны других 489,000 0,445
Удовлетворение от хорошо выполненной работы 367,000 0,011
Общественная полезность труда 533,500 0,880
Типы мотивации
Внутренняя мотивация 474,000 0,340
Внешняя положительная мотивация 445,500 0,175
Внешняя отрицательная мотивация 482,000 0,394
Как видно из таблицы 4, различия на уровне статистической значимости установлены только для переменной «Удовлетворение от хорошо выполненной работы». Более высокие значения по этой переменной наблюдаются в группе профессорско-преподавательского состава (см. табл. 1). Следовательно, профессорско-преподавательский состав университета получает большее удовлетворение от хорошо выполненной работы, неже-
ли административно-хозяйственный и учебно-вспомогательный персонал.
Далее с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (г,) мы вычислили связь каждого типа мотивации (внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной) с другими переменными: с мотивирующими и гигиеническими факторами, социально-психологическими установками личности в мотивационно-потребностной сфере, основными потребностями и общей удовлетворенностью трудом (табл. 5).
Табл. 5. Исследование взаимосвязи переменных
к го
ф ш
Переменные АХиУВП ППС В целом по выборке
Внутренняя мотивация Содержание работы 0,114 0,206 0,164
Контекст работы -0,114 -0,206 -0,164
Ориентация на процесс труда 0,361* 0,404* 0,436**
Ориентация на зарабатывание денег -0,017 0,017 -0,029
Ориентация на процесс деятельности 0,506** 0,234 0,349**
Ориентация на результат деятельности 0,134 0,076 0,095
Материальные потребности -0,140 -0,022 -0,103
Потребности в безопасности 0,277 -0,341 -0,066
Социальные (межличностные) потребности -0,126 0,161 0,049
Потребности в признании 0,382* 0,332 0,344**
Потребности в самовыражении 0,051 -0,034 0,012
Общая удовлетворенность трудом 0,294 0,180 0,215
Окончание табл. 5
Переменные АХиУВП ППС В целом по выборке
Внешняя положительная мотивация Содержание работы 0,257 0,028 0,075
Контекст работы -0,257 -0,028 -0,075
Ориентация на процесс труда -0,047 0,222 0,094
Ориентация на зарабатывание денег 0,156 0,392* 0,278
Ориентация на процесс деятельности 0,118 0,299 0,190
Ориентация на результат деятельности 0,369* 0,057 0,188
Материальные потребности 0,011 -0,001 0,029
Потребности в безопасности 0,102 0,039 0,063
Социальные (межличностные) потребности -0,004 -0,176 -0,061
Потребности в признании -0,207 0,386* 0,102
Потребности в самовыражении 0,202 -0,130 -0,040
Общая удовлетворенность трудом -0,088 -0,077 -0,076
Внешняя отрицательная мотивация Содержание работы -0,154 0,447** 0,077
Контекст работы 0,154 -0,447** -0,077
Ориентация на процесс труда 0,193 -0,061 0,003
Ориентация на зарабатывание денег 0,044 -0,132 -0,007
Ориентация на процесс деятельности 0,081 -0,035 0,012
Ориентация на результат деятельности 0,347* -0,018 0,153
Материальные потребности 0,082 -0,002 0,049
Потребности в безопасности 0,127 0,147 0,127
Социальные (межличностные) потребности -0,203 -0,174 -0,192
Потребности в признании 0,037 0,027 0,038
Потребности в самовыражении -0,048 0,088 -0,006
Общая удовлетворенность трудом 0,103 0,103 0,074
Примечание: * - корреляция значима на уровне 0,05; на уровне 0,01.
**
корреляция значима
Данные анализа (см. табл. 5) показывают, что переменная «Внутренняя мотивация» у опрошенных работников университета положительно связана с переменными «Ориентация на процесс труда», «Ориентация на процесс деятельности» и «Потребности в признании». Эти же связи прослежи-
ваются и в группе административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала. В группе профессорско-преподавательского состава университета переменная «Внутренняя мотивация» связана положительно только с переменной «Ориентация на процесс труда».
о ш о
I-
го ей
I-
о
го >
I-
о
к го
ф ш
Переменная «Внешняя положительная мотивация» положительно связана с переменной «Ориентация на зарабатывание денег» у всех работников университета. При этом в группе административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала данная переменная положительно связана с переменной «Ориентация на результат деятельности», а в группе профессорско-преподавательского состава - с переменными «Ориентация на зарабатывание денег» и «Потребности в признании».
Переменная «Внешняя отрицательная мотивация» не связана ни с одной из исследуемых нами переменных по всей выборке работников университета. Однако в группе административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала прослеживается ее положительная связь с переменной «Ориентация на результат деятельности», а в группе профессорско-преподавательского состава - положительная связь с переменной «Содержание работы» и отрицательная - с переменной «Контекст работы».
В полученных данных обращает на себя внимание тот факт, что в группе административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала внешняя мотивация (причем как положительная, так и отрицательная) порождается ориентацией работников на результат деятельности. Интересно также, что удовлетворение потребностей в признании у работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала будет являться источником внутренней мотивации, а у профессорско-преподавательского состава университета - внешней положительной.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволили нам сформулировать следующие основные выводы.
В основе трудовой мотивации работников университета лежит внутренняя мотивация. Она порождается ориента-
цией работников на процесс труда, процесс деятельности и удовлетворением потребностей в признании.
Внешняя положительная мотивация работников университета, следующая по степени положительного влияния на эффективность и производительность труда за внутренней мотивацией, порождается их ориентацией на зарабатывание денег.
Структура трудовой мотивации работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава университета различается.
Профессорско-преподавательский состав университета получает
большее удовлетворение от хорошо выполненной работы, нежели административно-хозяйственный и учебно-вспомогательный персонал.
Мотивационный комплекс профессорско-преподавательского состава университета является более оптимальным (ВМ > ВПМ > ВОМ), чем у административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала (ВМ = ВПМ = ВОМ).
Внутренним мотиватором у профессорско-преподавательского состава университета является ориентация на процесс труда, а у административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, кроме ориентации на процесс труда, - ориентация на процесс деятельности и удовлетворение потребностей в признании.
Внешняя положительная мотивация у профессорско-преподавательского состава университета порождается ориентацией на зарабатывание денег и удовлетворением потребностей в признании, а внешняя отрицательная - относительной важностью содержания работы, по сравнению с ее контекстом.
У административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала источником внешней мотивации (причем как положительной, так и отрицательной) является ориентация работников на результат деятельности.
Библиографический список
1. Захарова, Т.И. Мотивация трудовой деятельности [Текст]: учеб.-метод. комплекс / Т.И. Захарова, С.В. Гаврилова. - М.: ЕАОИ, 2008. - 216 с.
2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 509 с.
3. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Приказ Минздравсоцраз-вития РФ от 11.01.2011 г. № 1н. [Текст].
4. Мерзлякова, С.В. Основы научного исследования: статистический анализ данных [Текст]: учеб. пособие / С.В. Мерзлякова. - Астрахань: Color, 2015. - 84 с.
5. Практическая психодиагностика: методики и тесты [Текст] / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. -Самара: БАХРАХ-М, 2005. - 672 с.
References
1. Zakharova T.I., Gavrilova S.V. Motivation of labor activity. M.: EAOI, 2008. P. 216. [in Russian].
2. Ilyin E.P. Motivation and motives. SPb.: Peter, 2004. P. 509. [in Russian].
3. Job descriptions of posts of heads and specialists of higher professional and additional professional education. Order of Ministry of Public Health and Social Development of the Russian Federation of 11.01.2011. № 1n. [in Russian].
4. Merzlyakova S.V. Bases of scientific research: statistical data analysis. Astrakhan: Color, 2015. P. 84. [in Russian].
5. Practical psychodiagnostics: methods and tests. Ed. by D.Ya. Raigorodsky. Samara: Bakhrakh-M publ., 2005. P. 672. [in Russian].
Сведения об авторе: Еремицкая Ирина Алексеевна,
кандидат психологических наук, доцент, начальник отдела заочного обучения, Астраханский государственный университет,
г. Астрахань, Российская Федерация. Ктай: irer@inbox.ru
Information about the author: Eremitskaya Irina Alekseevna,
Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Head, Correspondence division, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia. E-mail: irer@inbox.ru
ro
is
о
Ф
CÛ