Научная статья на тему 'Структура методической компетентности преподавателей вуза на основе корреляционного анализа'

Структура методической компетентности преподавателей вуза на основе корреляционного анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловова Н. В.

В статье представлены экспертные данные корреляционного анализа материалов констатирующего и формирующего экспериментов, направленных на выявление уровня сформи-рованности и взаимосвязи компонентов в структуре методической компетентности преподавателей вуза; рассматриваются доминирующие показатели в данной структуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF METHODOLOGICAL COMPETENCE OF A HIGHER SCHOOL TEACHER ON THE BASIS OF CORRELATION ANALYSIS

In this article the expert data of correlation analysis of materials of «stating» and «forming» experiments, aimed at exposure of the level of forming and interaction of components in the structure of methodological competence of higher school teachers; dominating indicators in the structure of methodological competence are viewed.

Текст научной работы на тему «Структура методической компетентности преподавателей вуза на основе корреляционного анализа»

УДК 378.14

Н.В. Соловова*

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА НА ОСНОВЕ КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА

В статье представлены экспертные данные корреляционного анализа материалов констатирующего и формирующего экспериментов, направленных на выявление уровня сформи-рованности и взаимосвязи компонентов в структуре методической компетентности преподавателей вуза; рассматриваются доминирующие показатели в данной структуре.

Ключевые слова: методическая деятельность, методическая компетентность, повышение квалификации преподавателей вуза, индекс самооценки, корреляционный анализ.

Широкие задачи инновационных преобразований в системе высшего профессионального образования не могут быть решены без организации специальных образовательных программ повышения методической компетентности преподавателей вуза. Методическая компетентность преподавателя вуза — интегративная характеристика личности, отражающая системный уровень владения методическими знаниями, умениями диагностировать результаты достижения цели обучения, проектировать методики и технологии обучения, осваивать инновационные технологии, отбирать инновационное содержание обучения, проводить мониторинг результатов обучения и качества образовательной деятельности. В результате анализа научной литературы и сопоставления структур методической компетенции разных специалистов выделяем в структуре методической компетенции преподавателя высшей школы следующие структурные компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, технологичный, рефлексивный, оценочный [1; 2].

В ходе опытно-экспериментальной работы преподаватели СамГУ повышали свою методическую компетентность путем обучения на ФПК, ДОП «Преподаватель высшей школы» или участия в ежегодных обучающих методических мероприятиях (методологических семинарах, конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах и творческих мастерских), соответственно структуре методической компетентности преподавателей вуза отбирались содержание, формы и методы повышения квалификации [3].

Констатирующий и формирующий эксперименты данного исследования были направлены на выявление уровня сформированности компонентов методической компетентности преподавателей СамГУ путем самооценки (по специально разработанной анкете) и экспертной оценки (материалы корреляционного анализа), выборку составили 350 преподавателей. Рассчитывался индекс самооценки, значение которого лежит в пределах от +1 до —1. Общий индекс высчитывался по формуле:

* © Соловова Н.В., 2011

Соловова Наталья Валентиновна ([email protected]), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

(+1) п +(-0,5) п1+(-0,5) п2+(-1) п3

где п — число выборов ответа, N — число респондентов, принявших участие в эксперименте. По результатам самооценки (констатирующий и формирующий эксперименты) рассчитыталось среднее значение индекса.

Сравнительный анализ матриц констатирующего и формирующего экспериментов показал различие доминирующих показателей [1]. Так, в формирующем эксперименте в отличие от констатирующего происходят следующие изменения: рост ценностно-мотивационного компонента свидетельствует о потребности в развитии методических способностей; в когнитивном компоненте доминирует показатель «знание инновационных методов и технологий обучения, передового педагогического опыта»; в технологическом компоненте вектор проектировочных умений меняется на адаптационные и инновационные умения; традиционные рефлексивные умения самооценки устремляются к расширению за счет умений самопроектирования маршрута формирования методической компетентности; доминантность оценочных умений качества обучения меняется на интегрированные умения оценки методического сопровождения образовательных программ (см. таблицу).

Таблица

Формирование методической компетентности преподавателей

Компоненты методической компетентности Среднее значение индекса Доминирующий показатель

К.э. Ф.э. К.э. Ф.э.

Ценностно-мотивационный 0.3 0.84 Осознание значимости методической деятельности Потребность в развитии методических способностей

Когнитивный 0.35 0.78 Знание методики преподавания специального предмета и принципов отбора учебного материала Знание инновационных методов и технологий обучения, передового педагогического опыта

Технологический 0.28 0.7 Умение предвидеть трудности изучения учебного материала; результат применения методик обучения Умение использовать инновационные методы и технологии обучения, адаптировать их к учебным задачам и аудитории

Рефлексивный 0.2 0.65 Способность к самооценке результатов традиционной методической деятельности Способность к самопроектированию маршрута формирования методической компетентности

Оценочный 0.25 0.6 Умение оценивать качество образования студентов Умение оценить качество методического сопровождения образовательных программ

Значительно меняется доминирующий показатель, что свидетельствует о смене профессиональной позиции (ценностно-мотивационный компонент), об обогащении преподавателей инновационной информацией (когнитивный компонент), о необходимости получения методологической грамотности, которая влияет на определение стратегии модернизации образовательного процесса.

Значительные изменения в структуре рефлексивного компонента достигаются доминированием показателя «способность к самопроектированию методической компетентности», что меняет отношение к результатам традиционной методической деятельности. Сформированность рефлексивного компонента методической компетент-

ности преподавателей вуза создает основу для нового типа педагогической деятельности — инновационной, осуществляя которую педагог преодолевает трудности, осознанно корректирует свою методическую деятельность, изменяя свою самооценку, которая становится адекватной ее результату. Таким образом, создаются условия для развития ценностно-мотивационного, когнитивного и технологического компонентов, что свидетельствует о целостности и интегрированности методической компетентности преподавателя как личностного образования.

В настоящем исследовании с помощью корреляционного анализа определялась взаимосвязь компонентов в структуре методической компетентности преподавателей для доказательства возможности ее формирования за счет компенсаторных возможностей ее компонентов. Быии проанализированы связи между компонентами методической компетентности с помощью коэффициента корреляции Пирсона (статистический пакет для обработки социологических данных SPSS, Excel) [4; 5]. Коэффициент может принимать значения в пределах от —1 до +1. Направление корреляционной связи между структурными компонентами методической компетентности определялось по знаку корреляции: положительный знак — связь прямая; отрицательный знак — связь обратная. При прямой связи с изменением одной переменной происходит равномерное изменение другой переменной; при обратной — с изменением значения одной переменной происходит изменение другой на обратное. Сила связи определялась по абсолютной величине корреляции (от 0 до 1); значения коэффициента, близкие к 0, означают отсутствие связи между переменными. Надежность связи показытает уровень статистической значимости (p); для настоящего исследования статистическая значимая связь являлась достоверной, если p < 0,05. Анализ полученныж данных проводился по материалам констатирующего и формирующего экспериментов.

С помощью корреляционного анализа была установлена взаимосвязь между показателями внутри компонентов методической компетентности преподавателя вуза. Обнаружена связь ценностно-мотивационного и когнитивного компонентов по результатам корреляционного анализа (рис. 1), которая выражается интересом к методической литературе (1), обусловленным необходимостью применения знаний о средствах преподавания специального предмета (8), и не коррелирует с установкой на успешную методическую деятельность (2). В то же время обогащение знаниями об инновационных средствах преподавания спецпредмета может способствовать проявлению потребности в развитии методических способностей (5), но для этого необходимо включение преподавателя в деятельность по оценке качества образования и результатов внедрения инновационныгх технологий обучения (22, 23).

Итак, отмечается осознание значимости методической деятельности, но отстранен-но от своей ответственности за ее результаты, что может способствовать устойчивой мотивации на решение методических задач. Разрешение данного противоречия обеспечивается информированием о средствах реализации инновационных процессов в вузе, включением преподавателей в ситуации оценки педагогического опыта (25), что обеспечивает развитие рефлексивных способностей, сдвиг мотива на цель — проявление потребности (5) в знаниях инновационных методов и технологий обучения, передового педагогического опыта и в их применении в своей педагогической деятельности.

По результатам констатирующего эксперимента выявлена опосредованная связь ценностно-мотивационного компонента с технологическим и рефлексивным: отбор средств преподавания специального предмета (8) убеждает в значимости методических знаний для успешной методической деятельности (2), которая требует проектирования (11) методического обеспечения учебной дисциплины (12) и способностей к анализу и самооценке результатов традиционной методической деятельности (17) и методического опыта (19). Опосредованно ценностно-мотивационный компонент

связан с оценочным: стремление к совершенствованию своей методической деятельности обеспечивается наличием умений оценивать качество методической деятельности коллег (24).

----R от 0,3 до 0,5

Rot 0,5 до 0,8 = R от 0,8

#

© ©/

19

©-(§).....-(11>-.....17' 24

Ценностно- Когни- Техно- Рефлек- Оценочный

мотивационный тивный логический сивный

Рис. 1. Корреляционная плеяда по результатам констатирующего эксперимента

Наибольшее количество значимых корреляционных связей — 31 получил когнитивный компонент, что свидетельствует о доминировании учебно-методической деятельности; меньшее число корреляционных связей рефлексивного и оценочного компонентов подтверждает отсутствие методической готовности к решению инновационных задач.

По результатам корреляционного анализа материалов формирующего эксперимента подтвердилась связь между всеми компонентами методической компетентности, но суть этой связи является прямой, а не опосредованной.

В структуре корреляционной плеяды (рис. 2) доминируют показатели, свидетельствующие о сдвиге мотива на цель (от интереса к методической деятельности — 1 до потребности в развитии методических способностей — 5); о приобретенных знаниях об инновационных методах и технологиях обучения студентов и передового педагогического опыта — 9; о сформированности умений использовать инновационные методы и технологии обучения — 15.

Возрастают показатели рефлексивного и оценочного компонентов: уверенность в значимости методической деятельности — 4; развитие способностей к самопроектированию индивидуального маршрута формирования методической компетентности — 20, оценка качества методической деятельности коллег — 24; развитие умений оценивать качество методического сопровождения образовательных программ — 25.

Ценностно^ Когни- Техно- Рефлек- Оценочный

мотивационный тивный логический сивный

Рис. 2. Корреляционная плеяда по результатам формирующего эксперимента

В итоге подтверждается интегративный характер личностного образования — методической компетентности, выявляется доминирующий характер ценностно-мотива-ционного компонента, давшего большее число значимых корреляционных связей (44 связи по сравнению со средним числом — 21), что свидетельствует о готовности преподавателей к методической деятельности в ситуации инновационных процессов в вузе, о взаимообусловленности и компенсаторности структурных компонентов методической компетентности.

Библиографический список

1. Соловова Н.В. Процессный подход к управлению методической работой в вузе: монография. Самара: Изд-во «Универс групп». 2009. 300 с.

2. Соловова Н.В., Николаева С.В. Компетентностный подход: инновационные методы и технологии обучения. Самара: Изд-во «Универс групп». 2009. 137 с.

3. Соловова Н.В. Методическая компетентность преподавателя вуза: монография. М.: Изд-во АПК и ППРО, 2010. 300 с.

4. Наследов А.Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. С. 126—136.

5. Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 154 с.

N.V. Solovova*

THE STRUCTURE OF METHODOLOGICAL COMPETENCE OF A HIGHER SCHOOL TEACHER ON THE BASIS OF CORRELATION ANALYSIS

In this article the expert data of correlation analysis of materials of «stating» and «forming» experiments, aimed at exposure of the level of forming and interaction of components in the structure of methodological competence of higher school teachers; dominating indicators in the structure of methodological competence are viewed.

Key words: methodological activity, methodological competence, advanced training of a higher school teacher, index of self-appraisal, correlation analysis.

* Solovova Natalia Valentinovna ([email protected]), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.