Научная статья на тему 'Структура механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации'

Структура механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА / МЕХАНИЗМ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ОБЪЕДИНЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / STRUCTURE / MECHANISM / CONSTITUTIONAL LAW / ASSOCIATIONS AND NGOS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарев Сергей Николаевич

В статье рассмотрена структура механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации. Указано, что структура механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации состоит из двух частей – нормативной и институциональной или организационно-правовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE MECHANISM OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF CITIZENS TO FORM COMMUNITY ORGANIZATIONS

The paper considers the structure of the mechanism of the constitutional right of citizens to form community organizations. Indicated that the structure of the mechanism of the constitutional right of citizens to form community organizations consists of two parts the regulatory and institutional or organizational-legal.

Текст научной работы на тему «Структура механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации»

Механизм реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации являются одним из главных элементов механизма реализации политических прав, что в свою очередь является существенной и неотъемлемой составляющей механизма реализации прав и свобод человека и гражданина в целом. Значимость и актуальность освещения этой проблематики обусловлена прежде всего специфическими условиями, характерными для современного общества и государства: демократизацией политической системы, формированием гражданского общества, глубинными реформами на уровне права, структурной организацией государственной власти, государственного управления, которые сейчас происходят во многих странах постсоветского пространства.

Институт общественных организаций, являясь составным элементом структуры конституционного права Украины, имеет свое собственное внутреннее построение, т.е. структуру. Этимологически в контексте предмета этого научного исследования, термин «структура», согласно Современному толковому словарю украинского языка, происходит от латинского слова «structura» и означает: 1) взаиморасположение и взаимосвязь, часть целого, строение, 2) устройство, организация [1, с. 365].

Под структурой института конституционного права, указывает украинский ученый-конституционалист В. Федоренко, следует понимать внутреннее построение этого института, содержание которого определяется генетико-онтологическими, предметно-функциональными и структурными правовыми связями между нормами и субинститутами конституционного и других отраслей права, объединенными в пределах указанного института конституционного права. То есть структура института конституционного права - это взаимосвязь функционально обусловленных и структурно упорядоченных составных элементов этого института [2, с. 80].

Поэтому вполне логично, что в науке конституционного права конституционный механизм обеспечения прав человека характеризуется, прежде всего, как динамичная взаимосвязь норм и институтов конституционного права, которые отражают формальное и материальное содержание прав человека в их взаимодействии, а также устанавливают базовые принципы организации и функционирования органов государственной власти в части содействия реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, определенных Конституцией и включенных в систему национального законодательства нормы международного права.

Структура механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации в Украине, на наш взгляд, состоит из двух частей - нормативной и институциональной или организационно-правовой. Несомненно, что состояние практической реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации напрямую зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют нормативная и институциональная составляющие.

Нормативная часть представляет собой систему норм, связанных с созданием условий механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации. Она, согласно доктринальному юридическому пониманию, охватывает нормы конституции, международно-правовых актов, а также нормы отраслевого отечественного законодательства [3, с. 124]. То есть, нормативная часть включает в себя совокупность правовых норм, предусматривающих средства обеспечения механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации, его охрану и защиту.

Однако гарантированное право граждан на свободу объединения в общественные организации, к сожалению, не имеет надлежащей его реализации из-за слишком усложненного государством порядка создания, регистрации и отчетности данных организаций. Как следствие, это приводит к отказу граждан воспользоваться конституционным правом на объединение в общественные организации и представлять общественно значимые инициативы. Кроме того, де-факто имеем формирование круга неформальных общественных групп, имеющих ограниченные возможности защиты своих интересов.

В связи с вышеизложенным крайне важным шагом по оптимизации нормативной части механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации в Украине является совершенствование действующего законодательства в части функционирования объединений граждан, в частности разграничение их политической активности и деятельности, направленной на решение неполитических проблем. Действующие в данной сфере конституционно-

правовые нормы, которые были приняты в разное время, к сожалению, не составляют целостной и согласованной системы и не решают многие проблемы, возникающие при легализации и функционировании общественных организаций в стране.

Вторая часть в структуре механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации является институциональной или организационно-правовой и предполагает существование органов государственной власти, обеспечивающих эффективное использование конституционного права граждан на объединение в общественные организации путем нормотворчества, правоприменения и правоохранительной деятельности. В свою очередь, органы государственной власти следует разделить на два вида - общей и специальной компетенции. Если первые занимаются этой проблематикой лишь косвенно, создавая предпосылки для механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации, то деятельность вторых непосредственно влияет на степень этого механизма.

Поэтому институциональную составляющую структуры механизма реализации конституционного права на объединение в общественные организации следует определить как урегулированную правовыми нормами систематическую деятельность органов государственной власти общей и специальной компетенции, должностных и служебных лиц этих органов в сфере правотворчества и правоприменения, целью которой является создание благоприятных условий для надлежащей реализации данного права.

К органам государственной власти общей компетенции следует отнести Верховную раду Украины, Президента Украины, Кабинет министров и т.д.

В частности, с целью обеспечения деятельности Президента Украины по реализации государственной политики, направленной на формирование благоприятной среды для дальнейшего становления в Украине гражданского общества, налаживания эффективного механизма взаимодействия его институтов с государственными органами и органами местного самоуправления на принципах партнерства и взаимной ответственности, достижение европейских стандартов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии с ч. 2 ст. 102, п. 28 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины, Президентом Украины был издан Указ «Вопросы содействия развитию гражданского общества в Украине» от 25 января 2012 г. № 32/2012, которым создан Координационный совет по вопросам развития гражданского общества как вспомогательный орган при Президенте Украины [4].

Координационный совет, в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента Украины от 25 января 2012 г. № 32/2012, является вспомогательным органом при Президенте Украины, созданным для обеспечения деятельности Президента Украины по реализации государственной политики и внедрению системных мер, направленных на формирование благоприятной среды для дальнейшего становления в Украине гражданского общества, усиления роли его институтов в осуществлении государственной политики, а также достижение европейских стандартов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Координационный совет вносит предложения по вопросам, относящимся к основным задачам и направлениям деятельности, Президенту Украины [5].

К органам государственной власти специальной компетенции следует отнести: 1) Министерство юстиции Украины с его территориальными подразделениями; 2) органы судебной власти; 3) контрольно-надзорные органы - Уполномоченного Верховной рады Украины по правам человека, Счетную палату, Центральную избирательною комиссию, органы прокуратуры; 4) правоохранительные органы - Службу безопасности Украины, Министерство внутренних дел Украины, Государственную налоговую службу и т.д. При этом механизм реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации легитимизируется посредством применения организационно-регистрационных процедур и правил, ограничивается, если осуществляется с нарушением действующего законодательства Украины или, наоборот, защищается в случае его необоснованного ограничения или нарушения.

Правоприменение является наиболее гибкой и действенной частью механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации в Украине, которая

позволяет органам государственной власти специальной компетенции не только оперативно изучать общественные потребности, но и формировать их в виде, приемлемом для законодателя. Наконец, в правоприменении не только весомо, но и зримо оказываются социально-политические факторы механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации в Украине, что позволяет органам государственной власти специальной компетенции их чувствовать, воспринимать, оценивать и обобщать для других субъектов и объектов общественных отношений. При таких обстоятельствах, справедливо отмечает украинский ученый Л. Кельман, особое значение приобретает правоприменительная деятельность государства как властная форма обеспечения реализации нормативных положений [6, с. 1].

Поэтому правоприменительная деятельность органов государственной власти специальной компетенции в механизме реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации в Украине является лишь средством для достижения тех целей, которые определяются законодательными нормами, гарантирующими реализацию этого права. В то же время для Украины характерны случаи, когда у правоприменителя появляются свои (отличные от применяемой правовой нормы) цели, обращает внимание украинский ученый Е. Олефиренко, свидетельствуют о неправомерности соответствующего правоприменительного акта, о попытке обойти закон в процессе правоприменения [7, с. 12].

Неотъемлемым структурным элементом механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации в Украине, гармонично дополняющим нормативную и институциональную его части, являются правовые гарантии механизма реализации этого права. С общетеоретических позиций под правовыми гарантиями принято понимать предусмотренные законом специальные средства, способы, условия, обеспечивающие осуществление в полном объеме и всестороннюю охрану прав и свобод человека и гражданина [3, с. 124]. Понятие «гарантии» охватывает всю совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на практическую реализацию прав и свобод, на устранение возможных препятствий их полного или надлежащего осуществления [8, с. 235].

Относительно гарантий механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации в Украине, то, на наш взгляд, это предусмотренные Конституцией Украины и другими нормативно-правовыми актами система общих и специальных условий, средств и способов, с помощью которых осуществляется обеспечение механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации. Несомненно, эффективность реализации этого права и его реальность зависит от уровня защищенности и гарантированности права граждан на объединение в общественные организации в Украине.

Система гарантий механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации в Украине представлена общими и специальными юридическими гарантиями. Общие гарантии определяются уровнем развития основных сфер общественной и государственной жизни: политической, экономической, социальной, культурной и т.д. Общие гарантии, указывают профессора конституционного права В. Погорилко и В. Федоренко, имеют большое, а иногда и определяющее влияние на реализацию механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации в Украине, в частности, прав и свобод человека и гражданина в целом, поскольку они раскрывают готовность общества и государства реализовать указанные права и свободы [8, с. 236]. Специальные юридические гарантии представляют собой нормативно- и организационно-правовые механизмы реализации этого права.

Украинский исследователь В. Козлов предлагает дополнить вышеуказанную структуру механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации в Украине также частью, включающей и институты гражданского общества, выполняющие правозащитную, научно-исследовательскую и иную деятельность, направленную на содействие реализации коллективных политических прав и свобод граждан. В независимой Украине, продолжает свою мысль ученый, необходимо существенно изменить ударение с государственных на негосударственные учреждения при обеспечении коллективных политических прав и свобод [9, с. 8].

На наш взгляд, указанная научная позиция является достаточно обоснованной и соответствует современным тенденциям развития демократических и правовых государств, где все более заметную роль в решении государственных и общественных проблем играют институты гражданского общества. Вместе с тем следует отметить, что каким бы высоким уровнем развития не характеризовались институты гражданского общества в государстве, но заменить органы государственной власти они не могут. Это, прежде всего, вытекает из самой конституционной природы и социального назначения современного государства. Поэтому государство, занимая ведущую позицию в создании надлежащих организационно-правовых гарантий механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации, способствует их реализации и занимает ключевое и уникальное место в процессе реализации этого права.

Таким образом, структура механизма реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации состоит из двух частей - нормативной и институциональной, или организационно-правовой. Состояние практической реализации конституционного права граждан на объединение в общественные организации в Украине напрямую зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют его составляющие.

Литература

1. Сучасний тлумачний словник украшсько! мови: 65 000 ^в / За заг. ред. В.В. Дубiчинскього. Харьков, 2006.

2. Федоренко В.Л. 1нститути громадянського суспшьства та шститут громадських оргашзацш в Укра1ш // Бюлетень Мшютерства юстици Украши. 2009. № 4-5.

3. Великий енциклопедичний юридичний словник / За ред. Ю.С. Шемшученка. Киев, 2007.

4. Питання сприяння розвитку громадянського суспшьства в Украшк Указ Президента Украши вщ 25 сiчня 2012 року № 32/2012 // Офщшний вюник Президента Украши. 2012. № 4. Ст. 114.

5. Положення про Координацшну раду з питань розвитку громадянського суспшьства: затверджено Указом Президента Украши вщ 25 ачня 2012 року № 32/2012 // Офщшний вюник Президента Украши. 2012. № 4. Ст. 114.

6. Кельман Л.М. Сощально-пол^ичш фактори впливу на правозастосовну дiяльнiсть: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 2007.

7. Олефiренко Е.О. Адмiнiстративно-правовi гаранта реалiзацil прав i свобод громадян: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. 1ршнь, 2006.

8. Погоршко В.Ф., Федоренко В.Л. Конституцшне право Украши: Щдручник / За заг. ред. В.Л. Федоренка. 3-е вид., перероб. i доопр. Киев, 2011.

9. Козлов В.1. Колективш пол^ичш права i свободи громадян Украши: конституцшно-правовий аналiз: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Харьков, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.