Научная статья на тему 'СТРУКТУРА МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА'

СТРУКТУРА МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное пространство / медиапотребление / стили медиапотребления / информатизация / информационное пространство / information space / media consumption / styles of media consumption / informatization / information space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А С. Коповой, Д А. Давыдов, О С. Ткачук

В статье рассматриваются основные направления в изучении влияния современного информационного пространства: проблема потери актуальности имеющегося диагностического инструментария и, как следствие, противоречия в интерпретации результатов исследований. Отражены необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса медиапотребления подростков – его диагностики, профилактики, коррекции; изменение стилей и путей развития осознанного медиапотребления. Представлены статистические данные использования интернет-пользователями онлайн-платформ видеоконтента, социальных сетей в России, трафика и времени использования интернет-устройств, доли совершеннолетних пользователей. Также рассматривается процесс изменения факторов социализации современных подростков вследствие трансформации её традиционных институтов. Отражена необходимость поиска путей формирования критичного отношения подростков к потребляемой информации. В заключение статьи обозначены задачи, решение которых должно быть направлено на развитие безопасного и осознанного потребления современными подростками медиаинформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF MEDIA CONSUMPTION BY A MODERN TEENAGEER

The article discusses the main directions in the study of the influence of the modern information space, the problem of the loss of relevance of the available diagnostic tools and, as a consequence, contradictions in the interpretation of research results. The work reflects the need for psychological and pedagogical support of the process of media consumption of adolescents – its diagnosis, prevention, correction; changing styles and ways of developing conscious media consumption. The article presents statistical data on the use of online video content platforms by Internet users, social networks in Russia, traffic and time of use of Internet devices, the share of adult users. It also examines the process of changing the factors of socialization of modern adolescents due to the transformation of its traditional institutions. The necessity of searching for ways of forming a critical attitude of adolescents to the information consumed is reflected. In conclusion, the article outlines tasks, solution of which should be aimed at the development of safe and conscious consumption of media information by modern adolescents.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА»

References

1. Fil'chenko I.F. Formirovanieprofessional'noj kompetentnostibuduschih 'ekonomistov v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2009.

2. Vishnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie: slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika. Moskva, 1999.

3. Guseva V.E., Episheva O.B., Monahov V.M., Trushnikov D.Yu. Pedagogicheskie tehnologii vprofessional'nom uchebnom zavedenii: uchebnik. Tyumen', 2009.

4. Federally] obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.01 'Ekonomika (uroven'bakalavriata)/Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva, 2015.

5. Zajcev V.S. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie: v 2 kn. - Chelyabinsk, 2012; Kn. 1.

Статья поступила в редакцию 05.04.21

УДК 37.015.31

Kopovoy A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Center for Practical Psychology of Education, Institute of Pedagogical Riskology, Academy of Public Administration (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Davydov D.A., researcher, Center for Practical Psychology of Education, Institute of Pedagogical Riskology, Academy of Public Administration (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Tkachuk O.S., junior researcher, Center for Practical Psychology of Educaton, Institute of Pedagogical Riskology, Academy of Public Administration (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE STRUCTURE OF MEDIA CONSUMPTION BY A MODERN TEENAGEER. The article discusses the main directions in the study of the influence of the modern information space, the problem of the loss of relevance of the available diagnostic tools and, as a consequence, contradictions in the interpretation of research results. The work reflects the need for psychological and pedagogical support of the process of media consumption of adolescents - its diagnosis, prevention, correction; changing styles and ways of developing conscious media consumption. The article presents statistical data on the use of online video content platforms by Internet users, social networks in Russia, traffic and time of use of Internet devices, the share of adult users. It also examines the process of changing the factors of socialization of modern adolescents due to the transformation of its traditional institutions. The necessity of searching for ways of forming a critical attitude of adolescents to the information consumed is reflected. In conclusion, the article outlines tasks, solution of which should be aimed at the development of safe and conscious consumption of media information by modern adolescents.

Key words: information space, media consumption, styles of media consumption, informatization, information space.

А.С. Коповой, канд. пед. наук, доц., нач. Центра практической психологии Института педагогической рискологии, ГБОУ ВО МО Академия социального управления (АСОУ), г. Москва, E-mail: [email protected]

Д.А. Давыдов, науч. сотр. Центра практической психологии Института педагогической рискологии, ГБОУ ВО МО Академия социального управления (АСОУ), г. Москва. E-mail: [email protected]

О.С. Ткачук, мл. науч. сотр. Центра практической психологии Института педагогической рискологии, ГБОУ ВО МО Академия социального управления (АСОУ), г. Москва, E-mail: [email protected]

СТРУКТУРА МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

В статье рассматриваются основные направления в изучении влияния современного информационного пространства: проблема потери актуальности имеющегося диагностического инструментария и, как следствие, противоречия в интерпретации результатов исследований. Отражены необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса медиапотребления подростков - его диагностики, профилактики, коррекции; изменение стилей и путей развития осознанного медиапотребления. Представлены статистические данные использования интернет-пользователями онлайн-платформ видеоконтента, социальных сетей в России, трафика и времени использования интернет-устройств, доли совершеннолетних пользователей. Также рассматривается процесс изменения факторов социализации современных подростков вследствие трансформации её традиционных институтов. Отражена необходимость поиска путей формирования критичного отношения подростков к потребляемой информации. В заключение статьи обозначены задачи, решение которых должно быть направлено на развитие безопасного и осознанного потребления современными подростками медиаинформации.

Ключевые слова: информационное пространство, медиапотребление, стили медиапотребления, информатизация, информационное пространство.

Современное информационное пространство - настолько динамично развивающаяся среда, что подходы и методы изучения ее влияния на общество появляются со значительным отставанием от темпов ее развития. Проблема изучения степени и характера влияния современного информационного пространства на общество не перестает быть актуальной. Основными задачами, стоящими перед научным сообществом, работающим в этом проблемном поле, остаются:

• создание методов изучения характера влияния информационного пространства на личность;

• исследование изменений характера социального взаимодействия под воздействием новых форм коммуникации;

• разработка конкретного практического инструментария, позволяющего эффективно противодействовать негативному влиянию масс-медиа;

• разработка методов коррекции индивидуального стиля медиапотребле-

ния.

Однако диагностический инструментарий и коррекционно-профилактиче-ские методики и программы требуют времени на разработку, апробацию, корректировку и часто теряют актуальность до того, как становятся известны профессиональному сообществу. Современный подросток по своему поведению в информационном пространстве часто непонятен исследователю, разрабатывающему или апробирующему тот или иной диагностический и коррекционно-профи-лактический инструментарий. Обусловлено это тем, что личностное становление подавляющего большинства представителей научного сообщества, работающих в поле изучения медиапространства, происходило в совершенно иной информационной реальности. В связи с этим возникает еще и проблема интерпретации результатов исследований, так как сложно дифференцировать нарушение меди-

апотребления (медиазависимость, чрезмерную вовлеченность в информационное пространство) и изменившуюся норму медиапотребления.

Психолого-педагогическая практика диагностики, профилактики и коррекции медиапотребления прошла несколько этапов развития, которые сложно четко выделить в связи с устойчивостью некоторых представлений и понятий об информационном пространстве, которые потеряли свою актуальность, но вместе с тем остаются используемыми. Такими устойчивыми представлениями о нарушении медиапотребления являются, например, оперирование к фактору времени, проводимого в информационном пространстве, или же уровень развития навыков пользования средствами получения информации. Современный человек, а тем более подросток, имеет, как правило, вполне сформированные навыки пользования средствами получения информации. Оценить время, проведенное в информационном пространстве, вообще практически невозможно, так как современный человек находится постоянно либо со смартфоном, либо за компьютером, либо перед телевизором. И если он не предпринимает активных действий по поиску, освоению информации, это не значит, что источники информации не влияют на человека в этот момент. Телевизор, работающий в фоновом режиме, сопровождает жизнь многих людей с раннего детства и стал привычным, ребенок может и не смотреть его целенаправленно, но определенную часть транслируемой телевизором информации он все равно получает, отвлекаясь на визуальные или звуковые медиастимулы. И, значит, телевизор так или иначе оказывает влияние. Аналогичная ситуация со смартфоном и т.д.

Общая выручка легальных онлайн-видеосервисов в России в 2020 году составила 38,94 млрд рублей, что на 52% больше, чем годом ранее. Среди игроков по объёму выручки лидирует М - 22,5%. Доля Окко составляет 13,6%, YouTube -

9%, доля Wink составила 7,3%, Megogo - 6,6%. При этом более чем в два раза выросла за год доля недавно появившегося в России Netflix - до 8,4%, а также «Кинопоиска HD» - до 7,1%, онлайн-кинотеатра Start - до 4% и Premier в полтора раза - до 3% [1]. Мировая же аудитория сервиса Netflix по итогам 2020 года превысила 200 млн подписчиков, увеличившись на рекордные 37 млн человек. [2] Число подписчиков сервиса Disney+ уже через 16 месяцев после запуска превысило 100 млн [3].

Трансформация стилей медиапотребления со времени распространения радиовещания была связана с появлением новых средств получения информации. На смену друг другу приходили кинематограф, телевидение, компьютерные сети. В последние три десятка лет трансформация медиапотребления происходит вследствие развития именно компьютерной техники и связанных с ней информационных технологий. Кроме того, мы можем наблюдать изменения направления развития кинематографа, телевидения и радио именно в сторону предоставления услуг по получению медиапродуктов с помощью все тех же компьютеров и компьютерных сетей. Все современные медиа стремятся к интерактивности, и без современных информационных технологий этого добиться нельзя. На смену поколению медиапотребителей, которые с телевидением столкнулись уже будучи сформировавшимися личностями, пришло поколение медиапотребителей, для которых телевидение стало основным средством получения информации, и компьютер появился в их жизни, когда они сами сформировались как личности. Затем появилось поколение, для которого персональный компьютер стал привычным устройством, частично вытеснив телевизор, и уже в их жизни произошли трансформации информационных технологий, кардинально поменявшие характер медиапотребления и даже характер социального взаимодействия в целом.

Социальные сети и интернет-издания в 2021 году остаются на втором месте в качестве основного источника новостей - 42% и 39% соответственно, уступая первое место телевидению, упавшему до 64%. При этом за последние несколько лет число ежедневных пользователей социальных сетей увеличилось в полтора раза. В 2017 году 37% опрошенных заходили в соцсети ежедневно или практически ежедневно, в 2021 году - 57%. Примерно в той же пропорции сократилось число тех, кто не пользуется соцсетями вообще - 41% в 2017 году, 26% в 2021 году [4].

Мобильность, портативность, доступность и многофункциональность современной компьютерной техники позволили ей прочно войти в жизнь современного человека. В последние полтора десятилетия мы могли наблюдать, как появляется поколение медиапотребителей, для которых мобильные устройства (смартфон, планшетный компьютер) более привычны, чем компьютер персональный.

Рост трафика, обеспечивающего мобильными устройствами, составляет 30,6%. При этом трафик с персональных компьютеров упал на 3%. Время, проведенное пользователем на сайте с мобильного телефона, как важная особенность мобильного трафика примерно на 57% меньше времени, проведенного на сайте с компьютера [5].

Многое из того, что ранее предоставлялось различными техническими и печатными средствами - крупными сегментами, составляющими медиапростран-ство, в настоящее время переместилось именно в смартфон, который открывает доступ и к телевидению, и к печатным СМИ, и к интернет-сайтам и ресурсам. Кроме того, смартфон дает возможность в любом месте и в любое время управлять своими финансами, оформлять и получать многие необходимые документы, связываться с другими людьми при помощи звонков и текстовых сообщений и т.д. Фактически мобильная связь и Интернет вытеснили обычный проводной телефон, и мы имеем возможность наблюдать сокращение аудитории телезрителей, что также является следствием развития именно Интернета и мобильных средств доступа в него, в первую очередь - смартфона.

Информатизация современного общества экспансивно нарастает, и этот процесс не мог не повлиять на характер социализации современного подростка. Фактически информационное пространство становится значимым фактором социализации, и этот процесс сопровождается снижением степени влияния на

Библиографический список

подростка со стороны традиционных институтов социализации, таких как школа, религия и даже семья. На этот процесс накладывают свой отпечаток социально-демографические и экономические проблемы российского общества, в первую очередь - трансформация института семьи и брака.

Современная цивилизация доросла до состояния «информационного общества», но всё ещё находится на стадии «первоначального накопления информации», когда интенсивное и стихийное развитие медиапространства воспринимается как вполне естественный и безальтернативный процесс. При всей периодичности «традиционных» критических высказываний в адрес масс-медиа непрерывное нарастание технических возможностей и объёмов производства информации вызывает, скорее, полную безоговорочную поддержку, чем критический анализ со стороны государственных структур и гражданского общества. Однако следует признать, что сегодня крайне незначительная часть общества является подготовленной к увеличивающимся в геометрической прогрессии объемам информации. Известный девиз «кто владеет информацией, тот владеет миром» при всей его внешней эффектности весьма далек от истины. Если мы стоим на стороне медиапотребителя, то более корректным будет выражение «кто владеет собой, тот владеет информацией». Что же касается тех, кто стоит на противоположной стороне, то при наблюдении за наиболее крупными из них - владельцами транснациональных медиакорпораций напрашивается вывод, что они овладевают миром посредством постоянного и интенсивного производства «информации для массового потребления», большую часть которой медиапотребители «проглатывают, не пережёвывая».

Особое внимание в теоретических и практических аспектах развития культуры медиапотребления необходимо уделить поиску путей развития осознанного медиапотребления в молодежной среде посредством тех ресурсов и инструментов, которыми в настоящее время располагает система образования. В среднем около семи часов в сутки тратят современные школьники и студенты на активное или пассивное восприятие разнообразнейшей информации, её сохранение, воспроизводство и передачу друг другу [6]. Многие задачи и проблемы современного образования проистекают из общей динамики развития информационной активности общества, одним из проявлений которой является интенсивно нарастающее медиапотребление.

В 2019-м году доля совершеннолетних интернет-пользователей превысила 80-процентный уровень, доля же ежедневных пользователей превзошла 60-процентный уровень. Среди всех возрастных групп отмечается увеличение доли ежедневных пользователей - максимально до 94% у 18 - 24-летних [7].

Процесс оптимизации информационной активности всего общества и отдельных его граждан в условиях эксплозивного развития масс-медиа весьма проблематичен. Вместе с тем вопросы развития осознанного и безопасного ме-диапотребления недостаточно отражены в современной теории и практике образования [6]. В соответствии с необходимостью восполнения указанного пробела исследовательские работы должны быть направлены на решение следующих задач:

• расширение представлений о современном состоянии информационных технологий и развитии внутрикультурных коммуникаций в ракурсе анализа наиболее значимых тенденций, имеющих место в различных регионах мира;

• получение эмпирически выверенных знаний и умений о практике осознанного использования современных информационных и телекоммуникационных технологий;

• стимулирование развития индивидуальной культуры получения, обработки и применения информации в целях личностного и профессионального роста;

• получение знаний и формирование практических умений, направленных на построение успешных стратегий информационной активности [8];

• расширение представлений о возможностях и ограничениях технологий социального познания в личностной самореализации и в межличностных интеракциях в рамках сообществ различного типа (профессиональных, этнических, политических, конфессиональных и т.п.).

1. Евсеева Е. Netflix и «Кинопоиск HD» потеснили Okko и IVI на рынке онлайн-кинотеатров в 2020 году - Telecom Daily. Available at: https://clck.ru/TkqUU

2. Евсеева Е. Аудитория Netflix превысила 200 млн подписчиков по итогам 2020 года. Available at: https://clck.ru/TkqoX

3. Евсеева Е. Число подписчиков Disney+ превысило 100 млн - через 16 месяцев после запуска. Available at: https://clck.ru/TkqwB

4. Социальные сети в России. Available at: https://clck.ru/Tkr6y

5. Каргин М. Digital тренды 2020: увеличение трафика, усиление mobile, отчет SimilarWeb. Available at: https://clck.ru/TkrBn

6. Смирнов В.М., Коровой А.С. Специфика негативного воздействия современных информационных технологий на личность старшеклассника в контексте трансформации характера социального взаимодействия. Пензенский психологический вестник. 2016; № 1 (6): 78.

7. Динамика пользования интернетом. Available at: https://clck.ru/TkrHn

8. Ерофеева М.А., Шанин С.В., Коповая О.В. Культура медиапотребления обучающихся: пути формирования в образовательном пространстве. Перспективы науки и образования. 2020; № 3 (45): 23 - 38.

References

Evseeva E. Netflix i «Kinopoisk HD» potesnili Okko i IVI na rynke onlajn-kinoteatrov v 2020 godu - Telecom Daily. Available at: https://clck.ru/TkqUU

2. Evseeva E. Auditoriya Netflix prevysila 200 mln podpischikov po itogam 2020 goda. Available at: https://clck.ru/TkqoX

3. Evseeva E. Chislo podpischikov Disney+ prevysilo 100 mln - cherez 16 mesyacevposle zapuska. Available at: https://clck.ru/TkqwB

4. Social'nye seti v Rossii. Available at: https://clck.ru/Tkr6y

5. Kargin M. Digital trendy 2020: uvelichenie trafika, usilenie mobile, otchet SimilarWeb. Available at: https://clck.ru/TkrBn

6. Smirnov V.M., Korovoj A.S. Specifika negativnogo vozdejstviya sovremennyh informacionnyh tehnologij na lichnost' starsheklassnika v kontekste transformad! haraktera social'nogo vzaimodejstviya. Penzenskij psihologicheskij vestnik. 2016; № 1 (6): 78.

7. Dinamika pol'zovaniya internetom. Available at: https://clck.ru/TkrHn

8. Erofeeva M.A., Shanin S.V., Kopovaya O.V. Kul'tura mediapotrebleniya obuchayuschihsya: puti formirovaniya v obrazovatel'nom prostranstve. Perspektivy naukiiobrazovaniya. 2020; № 3 (45): 23 - 38.

Статья поступила в редакцию 03.04.21

УДК 377.8

Mangasarova K.V., postgraduate, Vitus Bering Kamchatka State University (Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia), E-mail: [email protected]

Rachkovskaya N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General and Pedagogical Psychology, Moscow Region State University

(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF FORMING AN ABILITY OF A FUTURE TEACHER-MUSICIAN TO INTERACT WITH FAMILIES OF STUDENTS IN A MUSIC SCHOOL. The article discusses methodological approaches to the study of the process of forming the ability of a future musician teacher to interact with the student's family. The research concept is developed on the basic ideas of such general scientific approaches as systemic, cultural, synergetic and axiological. Particular scientific methodological approaches - activity-oriented, personality-oriented and competence-based - have great methodological potential for studying the formation of the future music teacher's ability to interact with the families of students. The methodological basis of the research is based on the principle of complementarity, which presupposes the idea of polyphony of various approaches and paradigms. This allows to consider the studied phenomenon and the possibilities of its formation multidimensionally, from different points of view, as well as to develop a pedagogical concept of training a future specialist in the system of secondary professional music education to accompany the family of a musically gifted child.

Key words: music teacher, professional competence, professional abilities, music school, interaction with the family.

К.В. Мангасароеа, аспирант, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (КамГУ имени Витуса Беринга),

г. Петропавловск-Камчатский, E-mail: [email protected]

Н.А. Рачкоеская, д-р пед. наук, проф., Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Москва, E-mail: [email protected]

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассмотрены методологические подходы к изучению процесса формирования способности будущего педагога-музыканта взаимодействовать с семьей обучающегося. Концепция исследования разрабатывалась с опорой на основные идеи таких общенаучных подходов, как системный, культурологический, синергетический и аксиологический. Большим методологическим потенциалом для изучения формирования способности будущего педагога-музыканта к взаимодействию с семьями обучающихся обладают частнонаучные методологические подходы - деятельностный, личностно ориентированный и компетентностный. Методологическая база исследования строится на принципе дополнительности, предполагающем идею полифонии различных подходов и парадигм. Это позволяет рассмотреть изучаемый феномен и возможности его формирования многомерно, с разных точек зрения, а также разработать педагогическую концепцию подготовки будущего специалиста в системе среднего профессионального музыкального образования к сопровождению семьи музыкально одаренного ребенка.

Ключевые слова: педагог-музыкант, профессиональная компетентность, профессиональные способности, музыкальная школа, взаимодействие с семьей.

Проблема подготовки будущего педагога-музыканта к взаимодействию с семьями обучающихся в процессе получения им среднего музыкального образования длительное время не привлекала к себе должного внимания, уходила на второй план и не считалась важным компонентом профессионализма молодого специалиста. Учитывая современную государственную политику в сфере образования, стремление приблизить содержание образования к будущей практической деятельности, отражающей актуальную ситуацию и современное состояние дел в системе дополнительного образования детей, необходимо основательное изучение формирования способности будущего педагога-музыканта к взаимодействию с родителями музыкально одаренного ребенка. Это обусловливает необходимость разработки методологических оснований процесса формирования способности студента музыкального колледжа к сопровождению родителей, дети которых обучаются в детской музыкальной школе.

Данный процесс исследовался нами с позиций общенаучных и частнонауч-ных методологических подходов. Из общенаучных подходов большим методологическим потенциалом для изучения формирования способности будущего педагога-музыканта к взаимодействию с семьями обучающихся обладают системный, культурологический, синергетический и аксиологический подходы; из частнонауч-ных методологических подходов - деятельностный, личностно ориентированный и компетентностный [1].

Системный подход в педагогике является одним из наиболее распространенных, поскольку позволяет изучать практически любое педагогическое явление целостно, как систему, представляя его в виде иерархически взаимосвязанных компонентов (ПН. Александров, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Ф.Ф. Королев, В.П. Симонов и др.). Системный подход предполагает изучение взаимодействия между собой структурных компонентов системы, а также самой системы с другими системами [2]. Так, системами являются личность педагога-музыканта, семья обучающегося, учебный процесс в образовательной организации среднего профессионального образования, регулируемый и направляемый преподавательским составом, влияние микро- и макрогрупп на личность студента. Свойством

системности также обладают характеристики профессионального развития и становления будущего педагога-музыканта, его компетентности, необходимых качеств личности как основы самоидентификации и самоактуализации индивида, позволяющей гармонично созидать себя.

Профессиональная подготовка будущего педагога-музыканта в колледже заключается в системном развитии его компетентности по двум направлениям -музыкально-исполнительскому и музыкально-педагогическому. Признавая приоритетность исполнительской направленности характера обучения в музыкальном колледже и, следовательно, главенство данного дискурса в образовательном процессе, необходимо восстановить статус музыкально-педагогического компонента в системе профессиональной подготовки студента музыкального колледжа. Для основной массы студентов в будущем ведущим видом деятельности при профессиональном самоопределении становится именно преподавание, к которому они должны быть готовы. Через призму системного подхода мы рассматриваем семью обучающегося музыкальной школы, которая также представляет собой систему, достаточно автономную, но вместе с тем открытую и взаимодействующую с системой дополнительного образования детей, педагогическим коллективом детской музыкальной школы и другими системами окружающего мира.

В качестве системы мы будем рассматривать семью обучающегося как автономную саморегулирующуюся единицу, которая в то же время, не теряя своей независимости и самостоятельности, входит в контакт и взаимодействие с учреждением дополнительного образования детей - с музыкальной школой и ее педагогическим коллективом. В музыкальном образовании на всех уровнях культурологический подход предполагает приобщение человека к музыкальной культуре, формирование и удовлетворение его эстетических потребностей в сфере искусства в целом и музыки в частности. Культурологический подход сущност-но очень близок к тем разделам педагогики в сфере искусства, которые имеют дело с эстетическими проявлениями человеческого духа - музыкой и живописью. Этот подход предполагает отношение к педагогу-музыканту как к наставнику и «проводнику» личности маленького музыканта в мире музыки. Кроме того, этот

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.