УДК 159.923
Забегалина Светлана Викторовна
кандидат психологических наук Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Белозерова Лилия Алмазовна
кандидат биологических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Чигарькова Анна Владимировна
психолог войсковой части, г. Ульяновск [email protected], [email protected], [email protected]
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
В статье поднимается проблема личности и подходы к пониманию ее структуры в отечественной школе психологии. Авторы рассматривают свойства личности, в частности особенности темперамента, характера, обеспечивающие эффективность деятельности в особых условиях - в трудных, экстремальных ситуациях. Особое внимание уделяется проблеме способностей, в том числе адаптивных, прогностических. Для специалистов, осуществляющих свою деятельность в особых условиях характерны сангвинистический и холерический типы темперамента в большей степени, а флегматический и меланхолический в меньшей. Это связано с тем, что они больше готовы к изменяющимся условиям, быстрее адаптируются к ним. В профессиях, где деятельность связана с неожиданно возникающими проблемными ситуациями, пригодность обусловлена сильной нервной системой, такие специалисты допускают меньшее количество аварий, ошибок, так как они в этих ситуациях мобилизуются. Общую структуру личности специалиста, осуществляющего свою деятельность в особых условиях, можно представить в обобщенном виде как совокупность психических процессов (познавательные, эмоциональные, волевые); психических свойств (характер, темперамент, направленность, способности: адаптивные, прогностические, коммуникативные и т.д.); психических состояний (удовлетворенность/неудовлетворенность, активность, подъем, бодрость, угнетение, пассивность); психических образований (знания, навыки, умения, привычки), вступающих во взаимодействие с ситуацией, причем роль последней варьирует в зависимости от ее типа и подготовленности специалиста.
Ключевые слова: личность, структура личности, специалист, особые условия, характер, способности, направленность, темперамент.
Наиболее общим признаком соответствия человека работе являются ее эффективность и его удовлетворенность избранной профессией, преобладание благоприятных функциональных состояний в ходе трудовой деятельности (таких, как внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочувствие, приятные эмоциональные переживания от контактов с предметной и общественной средой) [7].
Е.А. Климов выделяет пять структурных компонентов пригодности человека к работе:
1) гражданские качества (отношение к обществу, моральный облик);
2) отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда;
3) дееспособность общая (физическая и умственная). Так для деятельности в особых условиях необходимо иметь способность выдерживать повышенные психические нагрузки;
4) единичные, частные, специальные способности. Деятельность в особых условиях предполагает высокое развитие специальных способностей, с тем, чтобы минимизировать риск решений;
5) навыки, опыт, выучка. Они будут определять способность адаптироваться к обстановке, прогнозировать ход развития ситуации.
Итак, профессиональная пригодность, обеспечивая эффективное выполнение конкретных профессиональных задач, может определяться как совокупность индивидуальных особенностей
человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективность ее выполнения, а так же как система наличных, сформированных и взаимосвязанных качеств субъекта деятельности (профессиональных, психологических и др.). В связи с этим возникает необходимость определения структуры личности, обеспечивающей эффективность профессиональной деятельности в особых условиях. Специфика такой деятельности состоит в повышенном уровне психологического и физиологического стресса [4]. Также нужно отметить значимость копинг-ресур-сов специалистов в особых условиях, как субъектов в частности в боевой деятельности [12].
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий.
Существует множество определений и пониманий термина «личность». Наиболее известными подходами в отечественной психологии, несмотря на то, что они делают акцент на разные аспекты личностной проблематики, являются следующие. Б.Г. Ананьев понимает личность как субъект труда, познания и общения. И.С. Кон определяет личность как специфическую интеграцию социальных ролей. А.Г. Ковалев считает, что личность — это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.
А.Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры: темперамент (структу-
42
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
© Забегалина С.В., Белозерова Л.А., Чигарькова А.В., 2015
ру природных свойств); направленность (систему потребностей, интересов и идеалов); способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Создатель теории отношений В.Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Структура личности - это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.
Один из основоположников отечественной авиационной психологии К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функций. Он выделяет в структуре личности следующие уровни: социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); индивидуальные особенности различных психических процессов.
Основатель ленинградской психологической школы Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства: определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (воз-растно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений. Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях.
Структура личности, по Б.Г. Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях: онтогенетическая эволюция психофизиологических функций; становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения; жизненный путь человека (история личности).
А.С. Калюжный выделяет у Б.Г. Ананьева, два присутствующих одновременно принципа построения структуры личности:
1) субординационный, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
2) координационный, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, их относительную автономию [6].
С позиций А.Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерархическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь - соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов.
Общепринятым на сегодня является мнение, что даже в профессиях, предъявляющих особые требования к специалистам (отсюда как мы можем предположить и сам термин деятельность в особых условиях) - это военнослужащие, летчики, сотрудники полиции и т.д., профессионально-важные качества определяют примерно половину успешного освоения деятельности, становления профессионала. Остальное определяется мотивационно-цен-ностной сферой специалиста. В связи с этим прогнозировать успешность деятельности в особых условиях можно только с учетом всего комплекса психологических характеристик специалиста - его профессионально-важных, профессионально значимых качеств, его мотивации к труду и т.д.
Ситуация, в которой оказывается человек, влияет на его психологические особенности, на его состояния, процессы, способна в некоторых случаях изменить его психические свойства и формирует психические образования, в некоторых случаях даже без повтора своих существенных характеристик. Таково, в частности, переосмысление своей жизни и своих ценностей, идей в результате трудных, экстремальных ситуаций. Для изучения личности наибольшее значение имеют психические свойства. Рассмотрим наиболее значимые из них более подробно.
Большинство исследователей признают, что темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, относятся к наиболее устойчивым.
Известный отечественный психолог Б.М. Теп-лов определяет темперамент как характерную для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и их силой - с другой. Таким образом, темперамент обладает двумя компонентами: активностью и эмоциональностью [1].
Под влиянием работ И.М. Павлова в отечественной психологии сложилось представление о темпераменте как свойстве личности, обусловленном врожденными характеристиками индивида. Например, Б.Г. Ананьев считал, что основные свойства индивида (как представителя вида Homo sapiens) проявляются не только в задатках, но и в темпераменте. Эффективность профессиональной деятельности лиц со слабой нервной системой снижается в условиях напряженной и ответственной деятельности. С экстремальными ситуациями, возникающими в профессиональной деятельности,
эффективнее справляются лица с сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов. Так, по Е.П. Ильину успешность деятельности пожарных определяется склонностью их к риску, которая сильнее выражена у людей с сильной нервной системой и низкой степенью тревожности.
Понятие характера в психологии обозначает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающих типичные для нее способы поведения [8].
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении специалиста к окружающей его действительности и людям. Характер человека формируется после рождения и может трансформироваться в течение всей его жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями. Поэтому по мере того, как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, условия (или образ) жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют значительную роль в формировании характера.
Непосредственное формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты.
С позиции другого подхода черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. При этом содержание направленности личности проявляется в отношении к окружающим, деятельности, окружающему миру, себе [2].
Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах. При этом поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности цельности личности человека. Напротив, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.
Особенность характера состоит в том, что он проявляется либо в деятельности, либо в межличностных отношениях, в отношении к окружающей действительности и людям. Аналогичные особенности характера не предполагают сходство интересов. Люди со сходной направленностью могут идти к достижению целей совершенно разными путями и использовать для этого свои, особые приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляются
в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т. д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач. Другим проявлением характера человека является его отношение к другим людям: его честность, справедливость, общительность, отзывчивость и др.
Общепризнано, что характер является одним из основных вариантов проявления личности, поэтому черты характера вполне могут рассматриваться и как черты личности. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Также, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др., а также противоположные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. И наконец, в состав характера входят сугубо инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстравер-сия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ри-гидность и др. [9].
Нужно упомянуть направленность личности как сложное свойство, которое включает систему побуждений, определяет активность человека, а также его избирательность в отношении деятельности. При этом в зависимости от сферы проявления различают несколько видов направленности специалистов, осуществляющих свою деятельность в особых условиях: морально-нравственную, слу-жебно-профессиональную, социально-политическую и др. В то же время, действуя в соответствии своей основной жизненной направленностью, каждый специалист руководствуется разными мотивами. Таким образом, направленность личности - это многоплановое свойство, которое включает в себя разные взаимосвязанные компоненты.
Направленности личности это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких психологических формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. При этом все формы направленности личности формируются на основе мотивов ее деятельности.
44
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
Успешное выполнение какой-либо деятельности в качестве одного из необходимых условий предполагает таких индивидуальных особенностей как способности. Современные подходы к исследованию способностей можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С другой точки зрения под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Третий тип рассмотрения проблемы заключается в утверждении того, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет или обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике [10].
Структура способностей личности специалиста, осуществляющего свою деятельность в особых условиях будет не полной, если не обозначить такой специфический вид способностей как прогностические. Они как бы объединяют его способности к обработке информации, принятию решения на сознательном и «надсознательном» уровнях. На уровне «надсознания» осуществляется интуитивное мышление, когда мыслительные операции протекают вне контроля сознания, в свернутом виде. На уровне сознания проходят основные операции мышления, связанные с обработкой полученной информации [3].
Прогностические способности личности, также как и адаптивные, связаны со способностью к саморегуляции, самоконтролю. Важный показатель совершенства личностной регуляции специалиста, осуществляющего свою деятельность в особых условиях заключается в его способности к установлению нужного соответствия между временными точками жизни: настоящим, прошлым и будущим. Низкие регулярные возможности личности проявляются в полной зависимости от актуального настоящего, не учитываются уроки прошлого, что препятствует предвидению отдельных последствий событий в будущем. Оптимальная личностная регуляция выражается в способности сознательно находить, анализировать, учитывать
различные предпосылки будущего, преодолевать стихийно складывающиеся обстоятельства настоящего (корректировать прогноз в соответствии с ними), не пренебрегать опытом прошлого ради саморазвития, самоактуализации.
Библиографический список
1. Большая психологическая энциклопедия / А.Б. Альмуханова [и др.]. - М.: Эксмо, 2007. -542 с.
2. Большой психологический словарь // под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
3. Забегалина С.В. Интуитивное мышление и прогностические способности, выявленные в ходе подготовки к деятельности в особых условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск: Омская академия МВД России, 2010. - № 2. - С. 11-15.
4. Забегалина С.В., Белозерова Л.А. Психологический и физиологический стресс в экстремальных ситуациях // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 18-21.
5. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
6. Калюжный А.С. Психология личности военнослужащего. - Н. Новгород: НГТУ, 2004. - 38 с.
7. Климов Е.А. Психология профессионала. -М.: Изд-во ИПП, Воронеж: МОДЭК, 1996. - 400 с.
8. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. - 512 с.
9. Маклаков А.Г. Военная педагогика и психология. - СПб.: Питер, 2007. - 480 с.
10. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. - М.: Высшее образование - Юрайт, 2004. - 484 с.
11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.
12. Хазова С.А. Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. -№ 5. - С. 188-191.