Нами разработан и апробируется в учебном процессе Дербентского филиала ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» ЭУММ по курсу «Социальная информатика», которая занимает важное место в формировании гражданской культуры будущих учителей.
Электронный учебно-методический материал включает следующие модули:
1. Информатизация общества.
2. Информатизация образования.
3. Информационные ресурсы общества.
4. Информационная культура и личность.
Библиографический список
5. Развитие информационного пространства и национальная безопасность.
6. История развития информационных технологий.
7. Глоссарий.
В основу ЭУММ положены четкая дифференциация и структуризация предметного материала (по разделам, темам, вопросам) и определенный порядок изучения его компонентов. Каждый из этих модулей снабжены гиперссылками и гипермедиа, которые позволяют студентам перейти на любой интересующий им материал. Данный ЭУММ размещен на сайте Дербентского филиала Дагестанского государственного педагогического университета (http://dgpu-f.narod.ru/mag).
1. Атанасян, С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2009.
2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методич. пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. - М., 2008.
3. Азизова, Л.Н. Модель формирования готовности студентов политехнического колледжа к использованию мультимедийных технологий / Л.Н. Азизова, Т.Г. Везиров // Экономические и гуманитарные исследования регионов: научно-теоретический журнал. - Ростов-на-Дону. - 2011. - № 2.
Bibliography
1. Atanasyan, S.L. Formirovanie informacionnoyj obrazovateljnoyj sredih pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2009.
2. Informacionnihe i kommunikacionnihe tekhnologii v obrazovanii: uchebno-metodich. posobie / I.V. Robert, S.V. Panyukova, A.A. Kuznecov, A.Yu. Kravcova. - M., 2008.
3. Azizova, L.N. Modelj formirovaniya gotovnosti studentov politekhnicheskogo kolledzha k ispoljzovaniyu muljtimediyjnihkh tekhnologiyj / L.N. Azizova, T.G. Vezirov // Ehkonomicheskie i gumanitarnihe issledovaniya regionov: nauchno-teoreticheskiyj zhurnal. - Rostov-na-Donu. -2011. - № 2.
Статья поступила в редакцию 06.05.13
УДК 371.4(075.8)
Bazelyuk V.V. THE STRUCTURE OF CONFLICT MANAGEMENT TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR SOLUTION OF PEDAGOGICAL CONFLICTS.The article deals with the structure of conflict management training of future teachers for solution of pedagogical conflicts. The contents of interrelated subcollection of structure components of conflict management training are considered: methodological, theoretical, methodical, practical.
Key words: structure of conflict management training, structure.
В.В. Базелюк, д-р пед. наук, проф. каф. гуманитарных и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский гос. университет» (национальный исследовательский университет),
г. Озерск, E-mail: bazeluk_vladimir@mail.ru
СТРУКТУРА КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗРЕШЕНИЮ ПЕ. . КОНФЛИКТОВ
В работе описана структура конфликтологической подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов. Раскрыто содержание взаимосвязанной совокупности структурных компонентов конфликтологической подготовки: методологического, теоретического, методического, практического.
Ключевые слова: структура конфликтологической подготовки, компоненты структуры: методологический, теоретический, методический, практический.
В условиях модернизации российского образования в ряду ведущих проблем высшей профессионально-педагогической школы, имеющих социальную направленность и требующих незамедлительного решения, особое значение приобретает конфликтологическая подготовка будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов.
Ведущей целью системы подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов является подготовка компетентного педагога, характеризующаяся сформированнос-тью системы конфликтологических знаний и умений, становлением педагогической позиции и базовых основ индивидуальнопедагогического стиля поведения, развитостью культуры педагогического мышления будущего учителя в области разрешения педагогических конфликтов.
Поставленная цель конкретизируется в системе подцелей разработанного вида подготовки [1], отражающих цель каждого структурного компонента, а именно:
- формирование базовых конфликтологических компетенций будущего учителя в области методологии разрешения педагогических конфликтов;
- формирование базовых конфликтологических компетенций будущего учителя в области теории разрешения педагогических конфликтов;
- формирование базовых конфликтологических компетенций будущего учителя в области методики разрешения педагогических конфликтов;
- формирование базовых конфликтологических компетенций будущего учителя в области практики разрешения педагогических конфликтов.
Система целей конфликтологической подготовки будущего учителя конкретизируется в постановке системы задач.
Ведущие задачи конфликтологической подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов конкретизируют ее цель и направлены на достижение ее ведущих функций: обучающей, воспитывающей, развивающей.
Обучающая функция разработанного вида подготовки заключается в формировании системы конфликтологических знаний и умений будущих учителей в области методологии, теории, методики и практики разрешения педагогических конфликтов.
06047072
Воспитывающая функция данного вида подготовки заключается в становлении педагогической позиции и базовых основ индивидуально-педагогического стиля поведения в процессе разрешения педагогических конфликтов.
Развивающая функция состоит в развитии культуры педагогического мышления студентов на процесс разрешения педагогических конфликтов
Ведущими задачами разработанного вида подготовки являются:
- формирование у будущего учителя системы конфликтологических знаний и умений в области методологии, теории, методики и практики разрешения педагогических конфликтов;
- становление педагогической позиции и базовых основ индивидуально-педагогического стиля поведения будущего учителя в педагогическом конфликте;
- развитие культуры педагогического мышления будущего учителя, влияющей на процесс разрешения педагогических конфликтов.
Поставленные общие задачи конфликтологической подготовки будущего учителя конкретизируются в системе задач каждого ее структурного компонента и также раскрываются через три основных функции.
Таким образом, цели, задачи, функции конфликтологической подготовки будущего учителя связаны со структурными компонентами, определяющими ее композиционное построение.
Структурные компоненты представлены четырьмя ведущими подсистемами (подструктурами) системы конфликтологической подготовки будущего учителя: методологическим, теоретическим, методическим, практическим. Данные компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, образуя единство и целостность конфликтологической подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов.
Методологический компонент конфликтологической подготовки будущего учителя предполагает овладение студентами системой конфликтологических знаний и умений в области методологии педагогической конфликтологии, направленных на «развитие методологической культуры научного мышления, в состав которой входят методологическая рефлексия, способность к научному обоснованию, критическому осмыслению, к творческому применению определенных принципов подхода, методов исследования и процедур» [2, с. 9], организации процесса научного познания педагогических конфликтов и на этой основе развитие способностей к их предвидению и преодолению в реальной педагогической действительности.
В результате реализации методологического компонента конфликтологической подготовки у будущих учителей должны быть сформированы конфликтологические компетенции в области методологии разрешения педагогических конфликтов, включающие:
- сформированность научного мировоззрения на явление педагогического конфликта посредством обобщения и систематизации всей совокупности методологических знаний и умений о данном явлении, обеспечивающих достижение научно обоснованной методологической позиции на процесс его конструктивного разрешения в реальной педагогической действительности;
- сформированность логики научного мышления в процессе методологического анализа явления педагогического конфликта и на этой основе научное описание концептуальных механизмов его конструктивного разрешения в реальной педагогической действительности;
- сформированность методологической рефлексии через овладение способностями к научному обоснованию, критическому осмыслению, творческому применению определенных принципов подхода, методов исследования и процедур при разрешении педагогических конфликтов в реальной педагогической действительности;
Методологический компонент конфликтологической подготовки будущего учителя взаимосвязан со следующим структурным компонентом - теоретическим компонентом.
Теоретический компонент конфликтологической подготовки предполагает овладение будущими учителями системой конфликтологических знаний в области теории педагогического конфликта, характеризующейся комплексностью и личностной окрашенностью знания, а также сформированностью обобщенных конфликтологических умений организации теоретической деятельности в области разрешения педагогических конфликтов.
В результате реализации теоретического компонента конфликтологической подготовки у будущих учителей должны быть сформированы конфликтологические компетенции в области теории разрешения педагогических конфликтов, включающие:
- владение научно-гуманистическим мировоззрением, гуманистической системой ценностей и ценностных ориентаций, знание основных принципов, законов, закономерностей, факторов, условий, причин возникновения, развития и разрешения педагогических конфликтов;
- владение целостным представлением о сущности, природе, роли и значении педагогических конфликтов в реальной педагогической действительности;
- осознание социальной, профессиональной, личностной значимости своей профессии, своей профессиональной роли при разрешении педагогических конфликтов;
- владение научной логикой, педагогическими стратегиями, методами и технологиями разрешения педагогических конфликтов;
- обладание культурой педагогического мышления, педагогического такта, развитость вербальной и невербальной культуры, умений педагогической техники в процессе разрешения педагогического конфликта;
- осознание своей профессиональной ответственности, соблюдение моральных норм и требований педагогической этики при разрешении педагогических конфликтов.
Теоретический компонент конфликтологической подготовки будущего учителя взаимосвязан со следующим структурным компонентом - методическим.
Методический компонент конфликтологической подготовки предполагает овладение будущим учителем системой конфликтологических знаний и умений в области методики разрешения педагогических конфликтов.
В результате реализации методического компонента конфликтологической подготовки у будущих учителей должны быть сформированы конфликтологические компетенции в области разрешения педагогических конфликтов, включающие:
- сформированность логики организации и реализации методики проведения научного исследования педагогического конфликта;
- владение целостным представлением о методических составляющих (предписаниях) в процессе разрешения педагогического конфликта;
- развитие способности принимать решения в области разрешения педагогических конфликтов на основе всего арсенала методических приемов по реализации техник конструктивного разрешения педагогических конфликтов.
Методологический, теоретический, методический компоненты конфликтологической подготовки будущего учителя неразрывно связаны с ее практическим компонентом.
Практический компонент конфликтологической подготовки предполагает овладение будущими учителями предметными конфликтологическими умениями, выраженными в конкретных наблюдаемых действиях, обеспечивающих способность обучаемого к практической реализации конфликтологических знаний и умений в области методологии, теории, методики разрешения педагогических конфликтов, направленных на становление педагогической позиции и базовых основ индивидуально-педагогического стиля поведения будущего учителя в педагогическом конфликте, развитие культуры педагогического мышления в области процесса разрешения педагогических конфликтов.
Практический компонент конфликтологической подготовки предполагает формирование двух основных групп умений: организационно-конфликтологических и коммуникативно-конфликтологических.
Группа организационно-конфликтологических умений
направлена на формирование определенных конфликтологических умений (мобилизационно-конфликтологических, информационно-конфликтологических, ориентационно-конфликтологических, оптимистического прогнозирования) организовывать свою личность, свою собственную деятельность на адекватное разрешение педагогического конфликта.
Группа коммуникативно-конфликтологических умений
направлена на формирование определенных конфликтологических умений (перцептивно-конфликтологические, педагогического общения, педагогической техники) реализации процесса конструктивного разрешения педагогического конфликта.
В результате реализации практического компонента конф- - становление педагогической позиции и базовых основ
ликтологической подготовки у будущих учителей должны быть индивидуально-педагогического стиля поведения в педагогичес-сформированы конфликтологические компетенции в области ком конфликте-
практики разрешения педагогических к°нфликтов, включающие: - развитость культуры педагогического мышления на про-
- сформированность предметных конфликтологических уме- цесс разрешения педагогических конфликтов. ний в области разрешения педагогических конфликтов; ^ r г ^
Библиографический список
1. Базелюк, В.В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе (методология, теория, пракика): дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2005.
2. Краевский, В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика - 2002. - №1.
Bibliography
1. Bazelyuk, V.V. Konfliktologicheskaya podgotovka buduthego uchitelya v pedagogicheskom vuze (metodologiya, teoriya, prakika): dis. ... d-ra ped. nauk. - Chelyabinsk, 2005.
2. Kraevskiyj, V.V. Metodologiya pedagogiki: proshloe i nastoyathee // Pedagogika - 2002. - №1.
Статья поступила в редакцию 16.05.13
УДК 331.23-053.6:331.5
Bibik V.L. PREPARING YOUNG PEOPLE FOR EMPLOYMENT BY THE EXAMPLE OF A SMALL TOWN. The
paper describes the problems of youth unemployment in Russia. The problems of youth unemployment are considered by the example of a small town. A package of measures is proposed aimed at solving the issues.
Key words: youth unemployment, occupational training.
В.Л. Бибик, канд. техн. наук, зам. директора по учебной работе Юргинского технологического института (филиала) Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Юрга, E-mail: bibik@tpu.ru
ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К ВСТУПЛЕНИЮ В МИР ТРУДА НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО ГОРОДА
В работе описаны проблемы молодежной безработицы, с которыми сталкиваются регионы России. Рассмотрены проблемы молодежной безработицы на примере малого города. Предложен комплекс мероприятий для решения данных проблем.
Ключевые слова: безработица среди молодежи, профессиональное образование молодежи.
Термин «молодежная безработица», можно раскрыть как социально-экономическое явление рынка труда, охватывающее молодежь, характеризующее несоответствие спроса и предложения, обусловленное особенностями молодежи как особой категории населения, спецификой ее положения на рынке труда, а также тенденциями развития молодежного рынка труда.
Современное состояние общества, тенденции его развития во многом определяют положение молодежи на рынке труда, а также формирование совокупности факторов, характеризующих появление, рост и динамику молодежной безработицы.
В условиях перехода общества на новый уровень развития молодежную безработицу следует рассматривать в контексте ряда социально-экономических, институциональных, инфраструктурных и правовых характеристик, присущих в той или иной степени отдельным категориям молодежи, молодежного рынка труда.
Согласно проведенному анализу рынка труда России и ряда зарубежных стран ситуация роста молодежной безработицы наблюдается повсеместно, эту проблему выделяет Международная организация труда, призывая страны способствовать реализации потенциала молодого поколения, в обратном случае, определяя молодежную безработицу и ее рост как угрозу экономическому потенциалу государств [1; 2].
Неоднородность развития отдельных регионов России, обусловленная особенностями демографической ситуации, уровнем образования населения, отраслевой, социально-экономической спецификой региона, территориальными, климатическими отличиями - все это стимулирует применение более детального подхода к изучению ситуации на региональных рынках труда, поэтому предложенный алгоритм исследования молодежной безработицы реализован на примере молодежного рынка труда г. Юрги Кемеровской области.
Юрга - небольшой город с населением 81 тыс. человек, который обладает рядом уникальных характеристик, обеспечи-
вающих его развитие, что связано как с функционированием мощного научно-образовательного комплекса, инновационным направлением развития области, так и с преобладанием молодежи среди других категорий населения [3].
Анализ ситуации, сложившейся на молодежном рынке труда г. Юрги показал, что 33,4% населения города составляет молодежь, которая имеет высокий уровень образования (по расчетам согласно статистическим данным по г. Юрге на 01.11.2012 г. среди обучающейся молодежи в сфере профессионального образования высшее профессиональное образование получает более 70%).
По данным Департамента труда и занятости населения г. Юрги, наблюдается рост молодежной безработицы. Так, в 2009 году уровень зарегистрированной молодежной безработицы составлял 27,9%, в 2010 - 28,2%, а в 2011 - 31,3%, при этом доля выпускников системы профессионального образования, признанных безработными, в среднем по расчетам составляет около 17,3% молодежи, признанной в качестве безработных граждан. Численность граждан от 14-30 лет, обращающихся в органы служб занятости за консультациями, содействием в поиске работы, в 2011 году составила 38,1% среди общей численности населения, обращающегося в органы служб занятости, в 2011 - 43,3%, в 2012 - 51,4% [4].
Такие показатели как напряженность рынка труда, развитие инновационной составляющей рынка, изменения численности молодежи оказывают наиболее значимое влияние на динамику молодежной безработицы г. Юрги. Соответственно вектор действий в решении проблематики молодежной безработицы должен быть направлен на изучение, прогнозирование профессионально-квалификационной структуры рынка, усиление вовлечения молодежи в инновационную сферу посредством программ развития малого предпринимательства, а также учет неоднородности категории молодежи, потребностей и возможностей отдельных ее подгрупп на городском рынке труда.