коммуникативные! компетенции!
1УДК 159.9 ББК 88.501
СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОМЕТРИИ
А. В. Виноградова
В статье проводится анализ понятий «коммуникативность», «коммуникативная деятельность», а также рассматривается структура коммуникативной деятельности старшеклассников при проведении устной работы на уроках геометрии.
Ключевые слова: коммуникативная деятельность, общение, устная работа по геометрии, мышление.
STRUCTURE OF COMMUNICATIVE ACTIVITY OF SENIOR PUPILS WHILE CARRYING OUT ORAL WORK ON GEOMETRY
A. V. Vinogradova
In the article the analysis of the concepts "communicativeness" and "communicative activity" is carried out. The structure of communicative activity of senior pupils while carrying out oral work on geometry is considered as well.
Keywords: communicative activity, communication, oral work on geometry, thinking.
Специфика коммуникативной деятельности учащихся на уроках геометрии заключается в том, что предметная коммуникация на уроках геометрии отличается от социальной коммуникации особенностями знаковой системы, ориентированной на обозначение специфических явлений в рамках данного предмета.
В организации устной работы на уроках геометрии в старших классах такие коммуникативные процессы играют большую роль. Их изучением занимается выделенная из педагогики средней школы частная наука - психология коммуникаций, то есть психология обмена информацией между субъектами образовательного процесса, осуществляемая в различных формах. В соответствии с ее основными положениями учебно-познавательная деятельность учащегося выполняет следующие коммуникативные функции:
• координацию деятельности между одноклассниками и педагогом;
• поддержание связей внутри класса;
• создание положительного психологического климата в классе;
• повышение качества процесса учения.
Как известно, коммуникативный процесс -
это процесс передачи и приема информации и состоит из следующего: формулирование сообщения, передача его (например, учителю), прием сообщения и декодирование его. Принципиально указанный выше состав коммуникативного процесса не отличается от процесса информатизации, хотя особенности этих процессов присутствуют. С этим утратило свое значение понятие «информационно-коммуникативное», так как под «информационно-коммуникативным» понимали средства обучения, технологии, методологический подход и др. Коммуникативная деятельность в учебном процессе является одним из важных аспектов образовательного процесса в школе, однако практическое освоение данной компе-
тенции на уроках геометрии у старшеклассников средней школы не происходит. Этому способствует чрезвычайно малое время, отводимое устной работе на уроках геометрии, поэтому крайне необходимы практические занятия, подготавливающие учащихся к общению со своими одноклассниками и с педагогом. Однако темы занятий не должны охватывать только психологическую сторону общения, так как коммуникативная деятельность требует не только развитых психологических качеств учащегося, но и определенных коммуникативных знаний и умений, а именно: речевых, деятельностно-практических, социально-психологических.
Сформированность каждой группы коммуникативных знаний и умений учащихся определяется нами по когнитивному, регулятивному критериям и критерию личной направленности общения.
Представим их более подробно. Начнем с когнитивных процессов в рассматриваемой деятельности.
Когнитивные психические процессы учащегося имеют направленность на прием, переработку, хранение и передачу информации, познание внешней среды, ориентацию в ней, отсюда их роль в коммуникативной деятельности старшеклассника огромна. Что же это за процессы? Это процессы ощущения, восприятия, представления, внимания, воображения, памяти и мышления. Ощущение и восприятие называются сенсорикой. Характеристика сенсорики - сензитив-ность (повышенная чувствительность функции деятельности к влияниям окружающей среды) -связана с нервной системой учащегося.
Восприятие - это основа приема образовательной и иной информации. Оно имеет следующие свойства: целостность, осмысленность, константность и избирательность. Благодаря этим свойствам учащийся принимает информацию и перерабатывает ее в знания, умения, навыки, качества личности. Выбор учебной, воспитательной и иной информации для ее последующей переработки учащимся (то есть принятие решения) осуществляется двумя механизмами:
• компромиссом между скоростью и точностью решения;
• механизмом внимания, который работает на связи между распределением внимания
учащегося, свойствами отображения информации (бумажный, электронный, живой носитель) и зависимостью восприятия от компромисса скорости и точности.
Восприятие всегда сохраняет свое определяющее значение в коммуникативной деятельности учащегося.
Почти всегда учащийся решает задачу восприятия, переработки информации и принятия решения практически одновременно. Это обеспечивается высокой концентрацией психической активности на задаче. Функционально за это отвечает внимание. Как известно, непроизвольное внимание характеризуется пассивным сосредоточением на объекте, а произвольное внимание обеспечивает концентрацию активности на объекте за счет волевых усилий. При мотивирующем характере цели возникает постпроизвольная форма внимания, когда активное сосредоточение на объекте не требует волевых усилий, а осуществляется автоматически. Следовательно, для учащегося чрезвычайно важно быть мотивированными на учебную деятельность и ее результат. Известно, что человек, как правило, может сосредоточиться одновременно на 5-6 объектах. Но в зависимости от типа высшей нервной деятельности и условий работы объем внимания учащегося может повыситься. Если учесть, что в классах на уроке присутствует более 10 человек (общая норма, как правило, 25 человек), то учащийся в течение дня находится в состоянии повышенного внимания. В коммуникативной деятельности учащихся переключение внимания происходит, наверное, чаще, чем во многих других видах деятельности, поэтому важно вырабатывать стратегию распределения внимания, например, через компромисс между скоростью и точностью и через определение доминирующих объектов.
Прогноз коммуникативной деятельности осуществляется через воображение, так как именно воображение позволяет учащимся создавать цели деятельности, участвовать в формировании программы своих действий. Активное воображение позволяет понимать учащемуся новые методы, методики и технологии обучения, применяемые по отношению к нему педагогом.
Как известно, память определяется процессом организации информации в целях предстоящей деятельности. Ввиду того, что информации для коммуникативной деятельности у учащихся достаточно много, каждый учащийся должен обладать значительными запасами механизмов для запоминания информации - это механизмы функциональные. Их формирование зависит не только от физиологического созревания мозга, но и от социализации личности старшеклассника. Операционные механизмы: группировки, сравнения, расположения в ряд в результате коммуникативной деятельности достраиваются регулирующими механизмами, которые проявляются в умении учащегося управлять процессами запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Деятельность старшеклассников на уроках геометрии связана с большим количеством фактов, объектов, явлений, доказательств и т. д., которые необходимо запомнить. Как же этого достичь? Исследования ученых показали, что это возможно рациональным преобразованием исходной информации на более крупные оперативные единицы памяти, то есть перегруппировкой информации в памяти. Это достигается сокращением количества символов в запоминаемом материале без увеличения объема информации; нахождением в запоминаемом материале избыточной информации. Кроме того, улучшение запоминания можно достичь следующими приемами: классификацией, схематизацией, систематизацией, структурированием, поиском аналогий.
В коммуникативной деятельности важны также процессы сохранения и забывания информации, необходимой старшекласснику для устной работы по геометрии. Ведь усвоенная информация наиболее значительно уменьшается за первые 15 минут (от 100% до 30-35%) [1]. В связи с этим процесс обучения учащихся обязан быть поставлен с учетом временного фактора видов забывания и механизмов, способствующих сохранению деятельностной информации.
Воспроизведение - еще один важный процесс извлечения деятельностной информации из памяти, который обеспечивает старшекласснику вариативность его деятельности. Она за-
креплена за целями коммуникативной деятельности: чем дальше цель деятельности от закрепленного в памяти образа, понятия, тем сложнее выполнить деятельность для учащегося. При этом характер информации из памяти изменен и личностными тенденциями старшеклассника. К сожалению, доказано, что учащийся почти всегда (сознательно или бессознательно) видоизменяет фактический материал, происходит своего рода подгонка материала под себя [2].
Воспроизведение и память связаны с процессом узнавания. Для коммуникативной деятельности учащихся при проведении устной работы по геометрии важен характер запоминаемого материала: объем, структурированность; новизна и причинность; однородность и неоднородность. Так, если число запоминаемых единиц от 5 до 9, то число проб, необходимых для запоминания, резко возрастает. Отсюда следует, что количество учебного материала и для педагога, и для учащегося не должно превышать верхней границы - 9 единиц, иначе возрастет количество ошибочных действий педагога и учащегося [1].
Представление - процесс оперирования образами предметов и явлений без наглядной основы. Для учащегося важны зрительные и слуховые представления: оценивать представления в деятельности учащегося важно, так как в образе фиксируются именно те свойства и отношения, которые необходимы для осуществления конкретной деятельности. Уровень развития представлений оказывает влияние на характер коммуникативности старшеклассника, так как эталоны правильности выполнения действий, критерии и показатели процессов хранятся, в основном, на уровне вторичных образов - на уровне представлений.
Мышление, как известно, не является особым самостоятельным процессом. Благодаря мышлению учащийся изменяет и преобразовывает явления действительности. Так как мышление у старшеклассника - это мышление практическое, то у учащегося присутствует познавательная мотивация - так называемая интегральная особенность мышления в коммуникативной деятельности. В чем проявляется функционирование мышления? В формулировании проблемной ситуации, в постановке и
решении учебной задачи, в реализации решения на занятии и др. Индивидуальные особенности учителя и учащихся влияют не только на постановку проблемной ситуации, но и на ход и результат обучения. В связи с этим чрезвычайно важна роль индивидуальных и личностных качеств педагога.
Описанные выше когнитивные процессы деятельности старшеклассника позволяют оформить их взаимодействие как следующую закономерность: важнейшим классом психических процессов, обеспечивающих коммуникативную деятельность старшеклассника, являются когнитивные процессы - процессы взаимодействия внимания, памяти, мышления.
Когнитивные процессы коммуникативной деятельности старшеклассника направлены, главным образом, на познание, на ориентировку, на переработку информации. Однако нужно специально осуществлять ее организацию, построение и реализацию. Это осуществимо, если деятельность учащихся будет опираться на специальные психические процессы, обеспечивающие ее регуляцию - регулятивные процессы.
Субъект-субъектная деятельность старшеклассника на уроках геометрии характеризуется особой сложностью: в этом смысле важно определить состав регулятивных процессов. В него входят: цель, планирование, прогнозирование, принятие решения, самоконтроль, самопрограммирование своих действий, коррекция. Реализацию состава регулятивных процессов можно объяснить синтетичностью, интеграцией, соотнесенностью, так как регулятивные процессы коммуникативной деятельности осуществляются комплексно и на базе синтеза всех иных типов психических процессов. Исходная ориентировка каждого регулятивного процесса направлена на организацию деятельности и, если более конкретно, на обеспечение исполнения базовых функций деятельности, среди которых выработка целей, принятие решений, составление плана действий, владение вербальными и невербальными средствами общения, лексическими и грамматическими нормами языка.
Коммуникативная деятельность старшеклассников - это совместная деятельность учащихся и учителя. Поэтому предполагается
согласованность между участниками этой деятельности. Последнее обеспечивается тем, что участники коммуникативной деятельности обязаны понимать цели, содержание и процесс согласованных действий. Он состоит из сложной, основанной на психологии общения, технологии, которая логично выстраивает начало общения, его продолжение и окончание. Главной характеристикой такого процесса является личностная составляющая коммуникативной деятельности, под которой понимается совокупность коммуникативных свойств и качеств личности (распознавание внутренних состояний других людей - эмпа-тия; оценка альтернативных линий своего поведения и выбор действий, адекватных ожиданиям другого человека; контроль избранной линии поведения по отношению к партнеру; общительность, толерантность, способность к рефлексии).
Знаниевый компонент коммуникативной деятельности старшеклассников на уроках геометрии включает в себя следующие виды деятельности: умение раскрывать содержание материала в заданном педагогом объеме; владение общей культурой речи; владение понятийно-терминологическим аппаратом геометрии; развитость диалогической и монологической речи; аргументированность речи и последовательность изложения геометрического материала; культура коллективного общения; умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; лаконичность и самостоятельность при доказательстве теорем; умение сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
Таким образом, структура коммуникативной деятельности может быть представлена следующими компонентами: когнитивным, регулятивным, личностным, знаниевым (рисунок).
Формирование коммуникативной деятельности при проведении устной работы на уроках геометрии как способа актуализации личностных функций старшеклассника характеризуется целенаправленным педагогическим взаимодействием субъектов образовательного процесса в условиях личностно развивающей образовательной среды. Ключевыми характеристиками данного процесса вы-
Коммуникативная деятельность
Когнитивный комопнент
Хранение, забывание, воспроизведение
Мышление
Представление
Память
Воображение
Восприятие
Регулятивный компонент
Коррекция
Самопрограммирование действий
Самоконтроль
Принятие решения
Прогнозирование
Целеполагание
Личностный компонент
Контроль поведения
Рефлексия
Оценка своего поведения
Выбор действий
Эмпатия
Знаниевый компонент
Достаточность словарного запаса
Культура речи
Понятийно-терминологическая грамотность
Лаконичность, самостоятельность
Сравнение,
анализ, обобщение
Аргументированность речи
Культура коллективного общения
Развитость диалогической и монологической речи
Рис. Структура коммуникативной деятельности старшеклассников
ступают направленность на овладение обучающимися умениями анализа коммуникативной ситуации, приемами целеполагания и планирования коммуникативной деятельности, навыками межличностного и межгруппового взаимодействия, способностями объективной оценки собственной коммуникативной деятельности и ситуаций коммуникативного взаимодействия через интеллектуальную и личностную рефлексию. Таким образом, формирование коммуникативной деятельности мы рассматриваем как способ актуализации знаний, умений, навыков, способностей старшеклассника.
Отметим также, что коммуникативная связь предполагает реализацию устной работы уча-
щихся путем решения задач, активизирующих и мотивирующих познавательную деятельность учащихся, продуцирующих деятельностный и демократический стиль общения между учителем и учащимся.
Таким образом, коммуникативная деятельность учащихся при проведении устной работы, являясь одним из средств, способствующих лучшему пониманию геометрии, придает уроку определенную живость, четкий ритм, энергичность. Это самый раскрепощенный этап урока, так как сменяющие друг друга вопросы и ответы придают деятельности учащихся окраску динамичности и активности, что вносит в уроки геометрии определенное разнообразие.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин и др. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
2. Карпов А. В. Психология труда: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» [Текст] / А. В. Карпов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 350 с.
REFERENCES
1. Slastenin V. A. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy (Pedagogics: tutorial for students of higher pedagogical educational institutions). Moscow: Aka-demiya, 2002. 576 p.
2. Karpov A. V. Psikhologiya truda: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spet-sialnosti 031000 "Pedagogika i psikhologiya" (Psychology of labor: tutorial for students of higher educational institutions, studying on the program 031000 "Pedagogics and psychology"). Moscow: VLADOS-PRESS, 2005. 350 p.
Виноградова Анна Владимировна, учитель Нахабинской гимназии № 4, аспирантка кафедры элементарной математики Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Vinogradova Anna V., Teacher, Nakhabino Gymnasium No. 4; Post-Graduate Student, Department of Elementary Mathematics, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]