ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37
В. Н. Белкина, М. Г. Криулева
Структура коммуникативного потенциала детей предшкольного возраста
Эта статья посвящена особенностям коммуникативного потенциала детей дошкольного возраста. Вопрос готовности детей к школе всегда являлся первоочередным для педагога. Эффективность коммуникативных действий ребенка во многом зависит от особенностей его вербального развития. Понятность и связность устной речи, умение привлекать и удерживать внимание собеседника, убеждать, вызывать интерес к тому или иному виду совместной деятельности, воздействовать на настроение партнеров - без этого немыслим эффективный коммуникатор. Речь занимает центральное место в коммуникативных действиях ребенка. Коммуникативный потенциал определяет общую направленность и мотивацию коммуникативных действий ребенка, обеспечивает построение ребенком внутренних коммуникативных программ и планов с целью разрешения конкретной коммуникативной ситуации, представляет собой систему коммуникативных умений и навыков, обеспечивает оценивание и анализ собственных коммуникативных действий. Недостаточное развитие уровня коммуникативного потенциала личности становится причиной возникновения ситуаций затрудненного общения. Это снижает эффективность коммуникаций, приводит к неудовлетворенности личности своими коммуникативными действиями, формирует неадекватную самооценку ребенка, тормозит его творческое развитие и свободное самопредъявление в общении.
В статье рассматриваются основные понятия, связанные с коммуникативным развитием детей, а также структура коммуникативного потенциала личности ребенка, в которой выделяются четыре взаимосвязанных уровня: базовый, содержательный, операциональный, рефлексивный. Рассмотрены также подходы к классификации трудностей общения детей в соответствии с выделенными компонентами структуры.
Ключевые слова: общение, трудности общения, коммуникативные способности, коммуникативный потенциал, коммуникативная компетентность, структура речевой деятельности, вербальное развитие.
V. N. Belkina, M. G. Kriuleva
The communicative potential of the preschool child
This article describes features of communicative potential of the preschool child. The readiness of children for school is the main aim for the teacher. Efficiency of communicative actions at the preschool age in many aspects depends on features of his verbal development. Clearness and connectivity of oral speech, ability to attract and keep attention of the interlocutor, to convince, to provoke interest to the different types of activities, to influence mood of partners. The effective communicator is inconceivable without it. The speech takes the central place in communicative actions of the child. Insufficient development of the communicative potential becomes the reason of the complicated communication. It reduces efficiency of communications, leads to a dissatisfaction of the personality with the communicative actions, forms an inadequate self-assessment of the child, and slows down his creative development, and free self-presentation in communication.
This article is devoted to basic concepts connected with the communicative development of children, and structure of communicative potential of the child in which four interconnected levels are allocated: basic, substantial, operational, reflexive. Different approaches to difficulties' classification of children's communication according to the allocated components of structure are considered in the article.
Keywords: Communication, difficulties of communication, communicative abilities, communicative potential, communicative competence, structure of speech activity, verbal development.
Вопрос совершенствования общения детей как обязательного условия обеспечения их развития в социуме рассматривается в отечественной и зарубежной психологии достаточно давно, что подчеркивает не снижающуюся актуальность этой проблемы. Исследование общения представляет и практический интерес, поскольку нацелено, в конечном счете, на решение многих психологиче-
ских и педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
Проблеме общения детей посвятили свои исследования A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, Т.П. Гаврилова, А.Б. Добрович, Я.Л. Коломин-ский, А.Г. Ковалев, A.B. Мудрик, B.C. Мухина, Н.П. Царева и др., обращая особое внимание на
© Белкина В. Н., Криулева М. Г., 2015
вопросы межличностного общения детей и аспекты изучения и преодоления трудностей их взаимодействия, устранения различных препятствий психологического и социального характера.
Нарушения и трудности общения, коммуникативные барьеры исследовались также в работах Ф. Зимбардо, А.П. Егкдеса, Е.В. Залюбовской, В.Н. Кунициной. Б.Д. Парыгина, Е.В. Цуканова и др. Многие из них отмечали, что авторитарно-агрессивный фон нашей жизни, соответствующий ему характер межличностных отношений, усиливают напряженность и стрессовость общения людей всех возрастов. Поэтому в современных условиях развития человеческого общества остро встает проблема совершенствования и гуманизации межличностных отношений, перестройки системы обучения в школе на принципах доброго, уважительного и культурного общения. Неоднократно указывалось, что необходимо вернуться к представлению о самоценности непринужденного, незакомплексованного, доброжелательного, открытого общения, о ценности соблюдения этикета, социальных, этических, эстетических норм поведения; воспитывать психологическую культуру общения.
Необходимо разобраться, что же лежит в основе коммуникативных проявлений личности. Какие индивидуальные особенности ребенка создают проблемы в процессе межличностного взаимодействия, а какие, напротив, способствуют эффективности коммуникаций? Что отличает одного ребенка-коммуникатора от другого, делая его индивидуальным и неповторимым?
Однозначного ответа на эти вопросы на сегодняшний день не существует. Общим в различных научных позициях является положение о том, что коммуникативные проявления личности обусловливаются комплексом индивидуальных коммуникативных особенностей человека. Эти коммуникативные особенности определяются отечественными учеными как «коммуникативные способности» (А. А. Леонтьев, Г. С. Васильев); «коммуникативный потенциал» (Р.А. Максимова, В.В. Рыжов); «коммуникативный мир личности» (В .И. Кабрин); «коммуникативная компетентность» (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, В.И. Каш-ницкий, Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко).
Г. С. Васильев, исследуя проблему коммуникативных способностей, выделил в их сложной структуре 3 компонента:
1. гностический - способность понимать других людей;
2. экспрессивный - способность к самовыражению своей личности;
3. интеракционный - способность активно влиять на партнеров по общению [1].
В работе Л. Тайера выделены 2 вида коммуникативных способностей: стратегические, выражающие возможности личности понять коммуникативную ситуацию, правильно в ней сориентироваться и в соответствии с этим сформировать определенную стратегию поведения; тактические способности, обеспечивающие непосредственное участие личности в коммуникации [9].
В. В. Рыжов в структуре коммуникативного потенциала выделил 6 основных блоков: доминирующий тип мотивационных установок в общении; контактность личности в коммуникации; содержательная направленность в общении; социально-перцептивные способности и умения; социально-психологические характеристики личности, описывающие ее место в коммуникативных отношениях; рефлексивно-самооценочные свойства и способности [9].
Эффективность коммуникативных действий ребенка во многом зависит от особенностей его вербального развития. Понятность и связность устной речи, умение привлекать и удерживать внимание собеседника, убеждать, вызывать интерес к тому или иному виду совместной деятельности, воздействовать на настроение партнеров - без этого немыслим эффективный коммуникатор. Речь занимает центральное место в коммуникативных действиях ребенка.
Т.А. Ладыженская, рассматривая структуру речевой деятельности, выделяет следующие фазы: ориентировка в условиях и задачах общения и в содержании высказывания; планирование (составление речевой программы); реализация программы; контроль [7].
Учитывая структуру речевой деятельности, мы полагаем, что полноценный коммуникативный акт включает в себя анализ оценку коммуникативной ситуации, формирование цели и конструирование операционального состава действия, реализацию плана и его коррекцию, а также оценку эффективности произведенного коммуникативного действия.
Р.А. Максимова предложила понятие «коммуникативный потенциал» личности, рассматривая его как «наличие у человека определенного рода коммуникативных качеств, характеризующих его возможности в осуществлении коммуникативной деятельности» [8].
На основе всех изложенных подходов в структуре коммуникативного потенциала личности ребенка мы выделяем 4 взаимосвязанных уровня: базовый, содержательный, операциональный, рефлексивный.
Назначение каждого уровня - обеспечить определенный аспект коммуникативной составляющей различных видов детской деятельности.
Базовый уровень коммуникативного потенциала определяет общую направленность и мотивацию коммуникативных действий ребенка. Базовый уровень включает в себя внутренние установки и ценностные ориентации дошкольников и младших школьников в коммуникативной сфере. Так, ориентация на открытые отношения со сверстниками, на диалог и сотрудничество, на доверие и дружбу является основой для коммуникативного развития и для самореализации детей в коллективе сверстников.
Напротив, такие ориентации, как отрицательная установка на другого человека, враждебность, замкнутость, закрытость, отсутствие терпимости к иным взглядам и позициям, могут тормозить коммуникативное развитие ребенка.
Содержательный уровень коммуникативного потенциала обеспечивает построение ребенком внутренних коммуникативных программ и планов с целью разрешения конкретной коммуникативной ситуации. Каждый ребенок моделирует свое коммуникативное поведение по-разному, исходя из индивидуальных особенностей мыслительных процессов, из особенностей темперамента и характера.
В дошкольном возрасте детям еще трудно строить развернутые логичные программы коммуникативной деятельности, поэтому они зачастую продумывают поэтапно каждое коммуникативное действие. А в младшем школьном возрасте ребенок уже способен осознать реальную цель общения, произвольно спланировать коммуникативные действия, даже продумать несколько возможность вариантов продвижения к намеченной цели.
Операциональный уровень коммуникативного потенциала представляет собой систему коммуникативных умений и навыков, уровень призван обеспечить выполнение ребенком необходимых коммуникативных действий в ходе практической реализации коммуникативных планов.
В коммуникативной деятельности детям необходимы навыки социальной перцепции (восприятие и интерпретация поведения других людей); навыки вербального воздействия (содержательная, грамотная, богатая, выразительная, уместная
речь); навыки невербального поведения (жесты, мимика, пантомимика, контакт глаз); а также использование паралингвистических характеристик собственной речи (тембр, темпоритм, интонация, громкость, артикуляция).
Важное значение при реализации операционального компонента коммуникативного потенциала имеют следующие коммуникативные умения ребенка: умение организовать взаимодействие с другими детьми; умение слушать и слышать собеседников; умение реализовывать индивидуальные коммуникативные возможности в ситуации общения; умение понимать специфику коммуникативной ситуации занимать оптимальную коммуникативную позицию в контактах; умение открыто выражать свое отношение к собеседнику; умение находить выход из конфликтной ситуации; умение уместно реагировать на поступки и высказывания партнеров по общению и т. д.
И, наконец, рефлексивный уровень коммуникативного потенциала личности обеспечивает оценивание и анализ собственных коммуникативных действий. Этот уровень формируется позднее его в онтогенезе и предполагает развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); основных форм мышления ребенка (понятие, суждение, умозаключение); произвольности мыслительных процессов.
Л.С. Выготский отмечал, что ребенок «еще недостаточно осознает собственные мыслительные операции и поэтому не может в полной мере овладеть ими. Он еще малоспособен к внутреннему наблюдению, к интроспекции... Только под давлением спора и возражений ребенок начинает пытаться оправдать свою мысль в глазах других и начинает наблюдать собственное мышление, т. е. искать и различать с помощью интроспекции мотивы, которые его ведут, и направление, которому он следует. Стараясь подтвердить свою мысль в глазах других, он начинает подтверждать ее и для самого себя...» [2].
Рефлексия начинает развиваться лишь в старшем дошкольном возрасте, и ребенок начинает овладевать способностью рассматривать и оценивать собственные действия, в частности коммуникативные. Способность к рефлексии формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки. Осознание ребенком смысла и содержания собственных коммуникативных действий становится возможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказывать о своем действии, подробно объяснить, что и для чего он делает и говорит.
Рефлексия - это оценка собственных возможностей ребенка и планирование им на этой основе определенного уровня достижений в той или иной деятельности.
Значит, рефлексивный уровень коммуникативного потенциала содержит единство внутри-личностных особенностей (т. е. способности ребенка к самым простейшим формам самоизучения, самосовершенствования, анализу причинно-следственных связей, сомнениям, реализации ценностей совместной деятельности) и поведенческих особенностей (т. е. применения вышеназванных особенностей к условиям различных коммуникативных ситуаций).
Таким образом, рефлексивный уровень коммуникативного потенциала представляет собой систему индивидуальных способов и приемов самонаблюдения и самоанализа, выступающих условием самосовершенствования ребенка в коммуникативной сфере. В настоящее время в психологической литературе, посвященной изучению коммуникативных возможностей человека, часто встречаются термины «компетентность в общении» или «коммуникативная компетентность» (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, В.И. Кашницкий, Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко).
Под коммуникативной компетентностью Ю.Н. Емельянов понимает «такой уровень сфор-мированности межличностного опыта, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе» [3].
Иную трактовку понятия коммуникативной компетентности мы находим в исследованиях Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, П.В. Растянни-кова. Эта характеристика личности раскрывается ими как «система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия» [4].
В.И. Кашницкий, рассматривая феномен коммуникативной компетентности личности, определяет его как многоуровневое интегративное качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных, поведенческих особенностей), опосредующее эффективную коммуникативную деятельность [6].
Многие отечественные авторы, исследовавшие вопросы коммуникативных особенностей личности, отмечали тот факт, что комплекс коммуникативных возможностей человека является сложной системой.
Так, В.М. Жуков в структуре коммуникативной компетентности личности выделил несколько иерархических уровней: стратегический, тактический, технический [5].
Взаимосвязь всех уровней коммуникативного потенциала личности обеспечивает реализацию целостного коммуникативного действия, направленного на эффективное решение задачи общения.
Недостаточное развитие какого-либо уровня коммуникативного потенциала личности становится причиной возникновения ситуаций затрудненного общения. Это снижает эффективность коммуникаций, приводит к неудовлетворенности личности своими коммуникативными действиями, формирует неадекватную самооценку ребенка, тормозит его творческое развитие и свободное самопредъявление в общении.
Вершиной реализации коммуникативного потенциала личности является становление ее коммуникативной культуры.
Коммуникативная культура личности - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное и эффективное межличностное взаимодействие на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умения прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации.
Коммуникативную культуру можно рассматривать через совокупность культурообразующих компонентов:
- эмоциональную культуру, представляющую собой адекватную реакцию на условия коммуникативной ситуации;
- когнитивную культуру, представляющую собой специфические формы познавательной деятельности, направленные на рождение высказываний, соответствующих замыслу и достоверно отражающих действительность;
- речевую культуру, понимаемую как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения [10].
С поступлением в школу происходит вербализация и интеллектуализация общения, углубляется и становится более разнообразным его содержание, дифференцируются средства. Формирование коммуникативной культуры у младшего школьника обусловлено целенаправленным становлением его как субъекта учебной деятельности и общения, развитием общей культуры социализации.
Особое значение в этой связи должно иметь развитие рефлексии-способности оценивать и контролировать свои действия, поступки, позицию в общении, являющейся новообразованием младшего школьного возраста, отражающей влияние социальных взаимодействий на развитие нравственной и интеллектуальной сферы ребенка.
Библиографический список
1. Васильев, Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов [Текст]: автореф. ... дис. к. пс. н. / Г. С. Васильев. -М., 1977.
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 4.
3. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершствования коммуникативной компетентности: дис. ... д. пс. н. / Ю.Н. Емельянов. - Л., 1990.
4. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
5. Жуков, Ю.М. Эффективность делового общения [Текст] / Ю.М. Жуков. - 3-е изд. - М., 1988.
6. Кашницкий, В.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя [Текст]: дис. ... к. пед. н. / В.И. Кашницкий. - Кострома, 1995.
7. Ладыженская, Т.С. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / Т.С. Ладыженская. - М. : Педагогика, 1991.
8. Никонова, А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя [Текст] / А.Я. Никонова. - М. : Педагогика, 1986.
9. Рыжов, В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога [Текст] / В.В. Рыжов. - Н. Новгород : НГУ, 1994.
10. Самохвалова, А.Г. Деловое общение: путь к успеху [Текст] / А.Г. Самохвалов. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.
11. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция [Текст] / А.Г. Самохвалова - СПб.: Речь, 2011.
Bibliograficheskij spisok
1. Vasil'ev, G.S. Problema kommunikativnyh sposob-nostej chlenov pervichnyh uchebno-vospitatel'nyh kollektivov [Tekst]: avtoref. ... dis. k. ps. n. / G. S. Vasil'ev. - M., 1977.
2. Vygotskij, L.S. Sobranie sochinenij [Tekst]: v 6 t. / L.S. Vygotskij. - M. : Pedagogika, 1984. - T. 4.
3. Emel'janov, Ju.N. Teorija formirovanija i praktika sovershstvovanija kommunikativnoj kompetentnosti: dis. ... d. ps. n. / Ju.N. Emel'janov. - L., 1990.
4. Zhukov, Ju.M. Diagnostika i razvitie kompetentnosti v obshhenii [Tekst] / Ju.M. Zhukov, L.A. Petrovskaja, P.V. Ras-tjannikov. - M.: Izd-vo MGU, 1985.
5. Zhukov, Ju.M. Jeffektivnost' delovogo obshhenija [Tekst] / Ju.M. Zhukov. - 3-e izd. - M., 1988.
6. Kashnickij, V.I. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti budushhego uchitelja [Tekst]: dis. ... k. ped. n. / V.I. Kashnickij. - Kostroma, 1995.
7. Ladyzhenskaja, T.S. Metodika razvitija rechi na urokah russkogo jazyka [Tekst] / T.S. Ladyzhenskaja. - M. : Pedagogika, 1991.
8. Nikonova, A.Ja. Psihologicheskie osobennosti indi-vidual'nogo stilja pedagogicheskoj dejatel'nosti uchitelja [Tekst] / A.Ja. Nikonova. - M. : Pedagogika, 1986.
9. Ryzhov, V.V. Psihologicheskie osnovy kommunikativnoj podgotovki pedagoga [Tekst] / V.V. Ryzhov. - N. Novgorod : NGU, 1994.
10. Samohvalova, A.G. Delovoe obshhenie: put' k uspehu [Tekst] / A.G. Samohvalov. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekra-sova, 2007.
11. Samohvalova, A.G. Kommunikativnye trudnosti re-benka. Problemy, diagnostika, korrekcija [Tekst] / A.G. Samohvalova - SPb.: Rech', 2011.