УДК 371.13+316.47
ББК Ч448.94 ГСНТИ 15.81.21 Код ВАК 19.00.07
Соловьева Елизавета Михайловна,
старший преподаватель, кафедра общей психологии, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
СТРУКТУРА КАРЬЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: карьерная компетентность; компоненты карьерной компетентности: ценностный, когнитивный, мотивационно-деятельностный, личностный, процессуальный компонент.
АННОТАЦИЯ. Предпринята попытка исследования карьерной компетентности студентов педагогического вуза. Выявлена и описана факторная структура компонентов (ценностного, когнитивного, мотивационно-деятельностного, личностного, процессуального) карьерной компетентности.
Solovyeva Elizaveta Mikhailovna,
Senior Lecturer of the Chair of General Psychology, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
THE STRUCTURE OF CAREER COMPETENCE OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS
KEY WORDS: career competence; career competence components: evaluative, cognitive, motivational, personal, procedural.
ABSTRACT. An attempt to study the career competence of students of pedagogical university is undertaken. Identified and described is the factorial structure of the components of career competence (evaluative, cognitive, motivational, personal, procedural).
В отечественной науке понятие «карьерная компетентность» в последнее десятилетие изучают в психолого-акмеологическом и педагогическом направлениях (1; 4; 5; 7; 10; 12). Однако значительное количество исследований посвящены карьерным компетенциям менеджеров, в то время как не менее актуальным, но недостаточно исследованным остается вопрос карьерной компетентности специалистов других профессиональных сфер (например, педагогов).
В психолого-акмеологическом направлении карьерную компетентность определяют следующим образом. Карьерная компетентность - это «метаумение специалиста виртуозно оперировать знаниями и инструментами, дающими возможность решать, помимо основных, нетипичные и стандартные карьерные задачи, а также эффективно выстраивать собственный карьерный путь» (4, с. 118-119).
Е. В. Садон определяет карьерную компетентность как систему представлений о карьере, возможностях и путях карьерного роста, включающую умение прогнозировать будущую карьеру и преодолевать карьерные кризисы, а также «карьерную самоэффективность» как способность к карьерному целепо-лаганию, карьерному планированию и решению карьерных проблем (4).
Карьерная компетентность позволяет молодому специалисту периодически фокусировать в своем восприятии собственные карьерные достижения, а затем правильно рассчитать и вовремя сделать карьерный рывок, выводящий его на ожидаемый уровень в карьере.
Соотношение карьерной и профессиональной компетентности можно обозначить
следующим образом: профессиональную
компетентность можно представить как набор компетенций, часть из которых - собственно профессиональные, а часть - влияющие на карьерную компетентность. Сочетание карьерных компетенций определяет карьерный сценарий конкретного специалиста (4).
Структура карьерной компетентности, предложенная Е. А. Могилевкиным, включает следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, личностный, аксиологический.
Е. В. Садон уточняет данную модель, указывая на динамичность структуры профессиональных компетенций в течение периода профессиональной подготовки: от четырехкомпонентной структуры на профессионально-репродуктивном и личностно-продуктивном уровнях до пятикомпонентной на личностно-продуктивном и субъектно-креативно-профессиональном уровнях (10).
Таким образом, в психолого-акмеоло-гическом подходе выделены пять компонентов карьерной компетентности:
• аксиологический / ценностный (карьерные ориентации),
• когнитивный (карьерное целепола-гание и планирование),
• мотивационно-деятельностный (мотивация к карьере),
• личностный (ответственность, самоэффективность, адаптивность),
• процессуальный (карьерные тактики, темпы, этапы, периоды, фазы).
В исследовании карьерных компетенций приняли участие 317 студентов, обу-
© Соловьева Е. М., 2013
чающихся на первом курсе дневного отделения Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбурга.
Психологическая диагностика компонентов карьерной компетентности осуществлялась с помощью следующего инструментария:
1) методика «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн, адаптация В. Э. Винокуровой,
B. А. Чикер), направленная на исследование «Якорей карьеры», или карьерных ориентаций. Карьерные ориентации - это ценностные ориентации в карьере, которыми субъект руководствуется, определяя и моделируя свой профессиональный путь. Функция карьерных ориентаций заключается в том, что они выступают в качестве внутреннего источника карьерных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом в профессиональной деятельности. Результаты методики представлены в девяти диагностических шкалах: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность работы, стабильность места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство (8);
2)методика Ш. Шварца (Ценностный опросник Ш. Шварца). В основе методики изучения индивидуальных ценностей лежит концепция Ш. Шварца о мотивационной цели ценностных ориентаций и универсальности базовых человеческих ценностей. Ш. Шварц сгруппировал отдельные ценности в типы в соответствии с общностью их целей в следующие группы: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиции, конформность, безопасность (2; 3).
3) методика определения общей и социальной самоэффективности (авторы М. Шеер, Д. Макддукс; адаптация А. В. Бо-ряринцевой). Самоэффективность - это основанная на знании и прежних переживаниях убежденность человека в своей способности достигать определенного результата при определенных затратах. Чем выше самоэффективность, тем больших результатов ожидает от себя человек при равных затратах. По результатам теста определяется уровень субъективной оценки испытуемым своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он (испытуемый) может реально воспользоваться (4);
4) опросник «Шкала контроля за действием» (автор Ю. Куль, адаптация
C. А. Шапкина). Данная методика направлена на определение индивидуальных диспозиций «Ориентация на действие» или «Ориентация на состояние», которые вы-
ступают в качестве устойчивых механизмов личностной саморегуляции. Результаты представлены в трех шкалах: контроль над действием при планировании, контроль за действием при реализации, контроль за действием при неудаче. Данные субшкалы отражают три основных компонента волевой регуляции (11);
5) опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В. М. Русалова. Данный опросник предназначен для диагностики степени выраженности свойств индивидуальности, адресованных темпераменту. Результаты представлены в следующих шкалах: эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность, контрольная шкала (шкала социальной желательности) (9);
6) анкета «Мой карьерный путь». В соответствии с задачами исследования была разработана анкета. Вопросы анкеты направлены на сбор информации о карьерных целях, карьерных планах, факторах, влияющих на карьерный путь.
Данные были подвергнуты факторному анализу, результаты представлены в таблицах 1-5. Перейдем к обсуждению результатов.
Факторная структура ценностного компонента карьерной компетентности студентов педагогического вуза представлена четырьмя факторами, описывающими 54,9% от общей дисперсии: «альтруизм», «гомеостаз - гетеростаз», «управление и власть», «гармоничное развитие».
Первый фактор, объясняющий 16,5% от всей дисперсии, нагружают переменные: универсализм, комформность, традиции, безопасность, доброта, а также такие «карьерные якоря», как служение и профессиональная компетентность. Этот фактор можно определить как «альтруизм». Для молодого специалиста важными ценностями являются понимание, терпимость, защита благополучия людей (в том числе близких), уважение обычаев, существующих в культуре. Он готов предотвращать действия, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям, поддерживать психологическую безопасность (как свою, так и других людей), стабильность общества и взаимоотношений. Полученный портрет типичен для педагога и неслучайно одна из шкал данного фактора - «профессиональная компетентность». Человек с ориентацией «профессиональная компетентность» хочет быть мастером своего дела, он бывает особенно счастлив, когда достигает успеха в своей профессиональной сфере, можно отметить, что он осуществил профессиональный выбор и готов развиваться в рамках своей профессии.
Таблица 1.
Структура ценностного компонента карьерной компетентности студентов педагогического вуза
Показатель Альтруизм Гетеростаз- гомеостаз Управление и власть Гармоничное развитие
универсализм 0,772
комформность 0,758
традиции 0,708
безопасность 0,658
доброта 0,630
служение 0,498 0,613
профессиональная компетентность 0,265 0,447
стимуляция 0,788
самостоятельность 0,632
гедонизм 0,371 0,421
стабильность места жительства -0,351 0,362
менеджмент 0,822
власть 0,773
предпринимательство 0,641
достижение 0,632
вызов 0,508 0,412
интеграция стилей жизни 0,761
автономия 0,586
стабильность работы 0,534
процент дисперсии 0,165 0,098 0,157 0,129
Второй фактор описывает 9,8% от общей дисперсии и нагружается четырьмя переменными: стимуляция, самостоятель-
ность и гедонизм, отрицательный полюс представлен карьерным якорем «стабильность места жительства». Этот фактор можно интерпретировать как «гетеростаз - гомеостаз».
Третий фактор определяют шкалы «гедонизм», «власть», «достижение» и карьерные якоря «менеджмент», «предпринимательство» и «вызов». Высокую нагрузку на этот фактор имеют шкалы «менеджмент» и «власть», поэтому данный фактор можно обозначить как «управление и власть».
Важными ценностями для студентов данной группы являются, с одной стороны, создание нового и интеграция усилий других людей для достижения цели, в то же время цель заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами. Данный вариант самореализации
позволяет получать удовольствие (наслаждение) от жизни.
Четвертый фактор образован только карьерными якорями: служение, профессиональная компетентность, стабильность места жительства, вызов, интеграция стилей жизни, автономия, стабильность работы. Для молодых специалистов, которые определились с выбором профессионального развития в своей профессии, важным является не только возможность быть полезным другим людям («служить» другим), но и собственные интересы, хобби, возможность общения с друзьями и прочее.
Рассмотрим структуру когнитивного компонента карьерной компетентности (Таблица 2).
Факторная структура когнитивного компонента карьерной компетентности студентов педагогического вуза представлена тремя факторами, описывающими 58,6% от общей дисперсии: «ближайшая перспектива», «дальняя перспектива», «ясность профессиональной перспективы».
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 241
Таблица 2.
Структура когнитивного компонента карьерной компетентности студентов педагогического вуза
Показатель Ближайшая перспектива Дальняя перспектива Ясность профессиональной перспективы
цели на 1 год (количество) 0,698
цели на 1 год (число групп) 0,706
цели на 1 год (лексическое разнообразие) -0,49з 0,з68
цели на 3 года (количество) 0,699 0,416
цели на 3 года (число групп) 0,7з8
цели на 3 года (лексическое разнообразие) -0,465
цели на 10 лет (количество) 0,884
цели на 10 лет (число групп) 0,890
цели на 10 лет (лексическое разнообразие) -0,422 -0,485
работа по специальности 0,80з
процент дисперсии 0,27з 0,204 0,109
Первый фактор, объясняющий 27,3% от всей дисперсии, мы назвали «ближайшая перспектива». Студенты ставят карьерные цели на один год, на три года (то есть на время обучения в вузе), но не обозначают целей на более длительные сроки.
Второй фактор описывает 20,4% от общей дисперсии и нагружается тремя переменными: количество целей на три года, количество целей на десять лет, число групп целей на десять лет. Студенты готовы представлять карьерные цели в будущем, но не формулируют карьерные цели в настоящем времени (например, на ближайший год), поэтому фактор назван «дальняя перспектива». Можно предположить, что студенты не связывают время обучения в вузе с этапом карьеры. Социологи отмечают, что главный вид деятельности студента - учеба
- отходит на второй план после работы либо приработка. Учеба в вузе перестает быть
этапом профессионального пути, моментом освоения важных социальных ролей. Следствием данных изменений является снижение уровня учебной мотивации.
Третий фактор определяют шкалы «лексическое разнообразие целей на один год», «желание после окончания вуза работать по специальности» и на другом полюсе
- «лексическое разнообразие целей на десять лет». Эти студенты хотят работать по специальности, которой обучаются в вузе, поэтому они ставят значительное количество целей на один год, то есть рассматривают обучение в вузе как этап карьерного развития. Данный фактор назван «ясность профессиональной перспективы», третий фактор описывает 10,9% от всей дисперсии.
Рассмотрим структуру мотивационного компонента карьерной компетентности (Таблица 3).
Таблица 3.
Структура мотивационного компонента карьерной компетентности студентов педагогического вуза
Показатель Эго-мотивы Обладания-Становления Жизнеобеспече- ния
S 0,601
P 0,з65 0,485
U -0,847
SR -0,895
R 0,786
L 0,479
T 0,410
процент дисперсии 0,180 0,182 0,16з
Для изучения мотивационного компо- • S (Self) - мотивационные объекты,
нента мы обратились к классификации мо- относящиеся к различным аспектам лично-
тивов Ж. Нюттена. Ж. Нюттен выделил во- сти самого субъекта,
семь основных категорий мотивов:
• SR (Self-realization) - действия или стремления субъекта, направленные на развитие (актуализацию) его самого (саморазвитие),
• R (Realization) - всякая активность, или работа, нацеленная на производство некоторых полезных объектов (в противоположность досуговой активности),
• С (contact) - мотивационные объекты, включающие социальные контакты,
• Е (exploration) - активность в связи с получением информации, познанием, исследованием и т. д.,
• Т (Transcendental) - мотивационные цели или ценности, имеющие религиозную, экзистенциальную или трансцендентальную природу,
• Р (Possessions) - желание обладать чем-то, иметь, приобретать что-то.
• L (Leisure) - активность, связанная с отдыхом, игрой, досугом (противоположное работе) (6).
Факторная структура мотивационного компонента карьерной компетентности студентов педагогического вуза представлена тремя факторами, описывающими 52,5% от общей дисперсии: «Эго-мотивы», «облада-
ния - становления», «жизнеобеспечения». Рассмотрим каждый фактор.
Первый фактор, объясняющий 18% от всей дисперсии, нагружают переменные: S (Self), Р (Possessions), отрицательный полюс представлен мотивом «служение и профессиональная компетентность». Этот фактор можно определить как «альтруизм».
Второй фактор описывает 18,2% от общей дисперсии и нагружается двумя переменными: Р (Possessions), отрицательный полюс представлен SR (Self-realization). Этот фактор можно интерпретировать как «Обладания - Становления». Данные мотивы соотносятся с двумя основными жизненными стратегиями в концепции Э. Фромма - «ориентация на обладание» и «ориентация на бытие».
Третий фактор определяют шкалы R (Realization), L (Leisure), Т (Transcendental). Для студентов важными мотивами являются активность - как направленная на производство полезных объектов, так и досуговая, а также связанная с духовным опытом. Фактор назван «Жизнеобеспечение», данный фактор объясняет 16,3% дисперсии (Таблица 4).
Таблица 4.
Структура личностного компонента карьерной компетентности студентов педагогического вуза
Показатель Первый фактор Второй фактор
самоэффективность деятельностная 0,782
самоэффективность социальная 0,688
контроль за действием при планировании 0,6з6 -0,472
контроль за действием при неудаче 0,621
внутренний локус контроля 0,405 0,з55
контроль за действием при реализации 0,82з
процент дисперсии 0,з40 0,188
Факторная структура личностного компонента карьерной компетентности студентов педагогического вуза представлена двумя факторами, описывающими 52,8% от общей дисперсии.
Первый фактор, объясняющий 34% от всей дисперсии, нагружают переменные: деятельностная самоэффективность, социальная самоэффективность, контроль за действием при планировании, контроль за действием при неудаче, внутренний локус контроля. Этот фактор можно определить как «Самоценность в деятельности».
Второй фактор описывает 18,8% от общей дисперсии и нагружается тремя переменными: внутренний локус контроля, контроль над действием при реализации, отрицательный полюс представлен переменной «контроль за действием при планировании». Этот фактор можно интерпретиро-
вать как «Локализация контроля волевого усилия» (Таблица 5).
Факторная структура процессуального компонента карьерной компетентности студентов педагогического вуза представлена тремя факторами, описывающими 67,9% от общей дисперсии: «Динамичность общения», «Эмоциональность», «Динамичность деятельности».
Первый фактор, объясняющий 25,5% от всей дисперсии, нагружают переменные: социальная пластичность, социальная эр-гичность, социальный темп, темп, пластичность. Этот фактор можно определить как «Динамичность общения». Студентов данной группы можно охарактеризовать как активных, гибких в выстраивании контактов с другими людьми, с высоким уровнем речевой активности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 243
Таблица 5.
Структура процессуального компонента карьерной компетентности студентов педагогического вуза
Показатель Динамичность общения Эмоциональность Динамичность деятельности
социальная пластичность 0,823
социальная эргичность 0,747
социальный темп 0,614
темп 0,450 0,567
пластичность 0,446 0,588
социальная эмоциональность -0,852
эмоциональность -0,895
эргичность 0,898
процент дисперсии 0,256 0,221 0,202
Второй фактор описывает 22,1% от общей дисперсии и нагружается двумя переменными: эмоциональность и социальная эмоциональность.
Третий фактор определяют шкалы: темп, пластичность и эргичность. Для студентов характерны активность, возможность быстрого перехода от одного вида деятельности к другой, быстрый темп деятельности. Фактор назван «динамичность
деятельности», данный фактор объясняет 20,2% дисперсии.
Итак, нами выявлена факторная структура компонентов карьерной компетентности студентов педагогического вуза. Полученные результаты могут быть использованы в программе психолого-педагогического сопровождения профессионального и карьерного сопровождения студентов педагогического вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бажин А. С. Карьера и профессиональные компетенции специалистов // Высшее образование сегодня. 2007. № 9.
2. Карандашев В. Н. Концепция ценностей культуры Ш.Шварца // Вопр. психологии. 2009. №1.
3. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб. : Речь, 2004.
4. Могилевкин Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг: монография. СПб. : Речь, 2007.
5. Могилевкин Е. А. Современные технологии оценки карьерных компетенций // Справочник по управлению персоналом. 2006. № 4.
6. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М. : Смысл, 2004.
7. Осипова С. И., Янченко И. В. Карьерная компетентность как предмет педагогического исследования // Вестник КемГУ. 2012. № 3 (51).
8. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб. : Речь, 2001.
9. Романова Е. С. Психодиагностика: учебное пособие. СПб. : Питер, 2005.
10. Садон Е. В. Профессиональные компетенции как фактор становления профессиональной карьеры будущего специалиста : дисс. ... канд. психол. наук. Владивосток, 2009.
11. Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М. : Смысл; ИП РАН, 1997.
12. Янченко И. В. Педагогический смысл понятия «карьера» // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. Челябинск : Два комсомольца, 2011.
Статью рекомендует д-р. психол. наук, проф. С. А. Минюрова.