Научная статья на тему 'Структура интерактивного обучения профессионально-ориентированному аудированию будущих военных летчиков'

Структура интерактивного обучения профессионально-ориентированному аудированию будущих военных летчиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ АУДИТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ АУДИТИВНЫЕ УМЕНИЯ / РЕЧЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД / АУДИОТЕКСТЫ ЖАНРОВ АВИАЦИОННЫХ СООБЩЕНИЙ / INTERACTIVE TEACHING / LISTENING COMPREHENSION / SPEECH STUDIES APPROACH / AVIATION ENGLISH GENRES / CONTENT-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суслова Юлия Викторовна

В статье рассматриваются основные компоненты структуры интерактивного обучения профессионально-ориентированному аудированию в иноязычной подготовке будущих военных летчиков. Предлагаемый алгоритм работы с текстами жанров авиационных сообщений с использованием информационно-коммуникационных и аудиовизуальных средств способствует оптимизации процесса обучения профессионально-ориентированному аудированию курсантов военного авиационного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TEACHING OF LISTENING COMPREHENSION TO FUTURE MILITARY PILOTS

Future military pilots should learn Aviation English as part of their professional training. The author focuses on the main components of interactive teaching structure to develop future military pilots' listening comprehension skills.

Текст научной работы на тему «Структура интерактивного обучения профессионально-ориентированному аудированию будущих военных летчиков»

УДК 81

СТРУКТУРА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ АУДИРОВАНИЮ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ

© 2015 Ю.В.Суслова

Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» Филиал г. Сызрань, Самарская область

Статья поступила в редакцию 11.09.2015

В статье рассматриваются основные компоненты структуры интерактивного обучения профессионально-ориентированному аудированию в иноязычной подготовке будущих военных летчиков. Предлагаемый алгоритм работы с текстами жанров авиационных сообщений с использованием информационно -коммуникационных и аудиовизуальных средств способствует оптимизации процесса обучения профессионально-ориентированному аудированию курсантов военного авиационного вуза.

Ключевые слова: интерактивное обучение, иноязычная аудитивная компетенция, профессионально-ориентированные аудитивные умения, речеведческий подход, аудиотексты жанров авиационных сообщений.

Изучение опыта работы преподавателей кафедры иностранных языков филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Сызрань, Самарская область) по проблеме формирования иноязычной аудитивной компетенции будущих военных летчиков привели к выводу о том, что структура интерактивного обучения профессионально-ориентированному аудированию должна включать в себя следующие блоки:

1-й блок - целевой. Данный блок представляет собой педагогически сформулированные целевые установки, зафиксированные в государственных документах. Целью интерактивного обучения профессионально-ориентированному аудированию будущих военных летчиков является формирование иноязычной аудитивной компетенции на уровне, позволяющем им понимать и оценивать профессионально значимую информацию из различных источников для последующего её применения в профессиональной деятельности в сфере авиации.

Задачи конкретизируют цель процесса формирования иноязычной аудитивной компетенции будущих военных летчиков: 1) развивать профессионально-ориентированные аудитивные умения; 2) овладеть речеведческими знаниями и закономерностями текстообразования авиационных сообщений, позволяющими идентифицировать аудитивный материал и прогнозировать его жанровые, структурные и языковые особенности, типичные компоненты и композицион-

Суслова Юлия Викторовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков. E-mail: [email protected]

ные характеристики; 3) обучать определенной последовательности действий при аудировании текстов жанров авиационных сообщений.

При решении поставленных задач необходимо руководствоваться определенными принципами обучения. Применительно к проблеме исследования и, исходя из специфики иноязычной подготовки в военном авиационном вузе, мы выделяем принципы: мотивация, сознательность, поэтапность, дифференцированный подход в обучении, профессиональная направленность, наглядность, ситуативность, активность и проблемность.

Принцип мотивации направлен на организацию эмоционально-положительного отношения курсантов к процессу интерактивного обучения профессионально-ориентированному аудированию, что достигается путем осознания мотивов применения профессионально-ориентированных аудитивных умений и потребности в их формировании.

Принцип сознательности проявляется в осознанном осуществлении коммуникативной, познавательной и учебной деятельности курсантов: 1) они овладели знаниями о специфических особенностях и трудностях профессионально-ориентированного аудирования как неотъемлемого компонента профессиональной деятельности военного лётчика; 2) они сознательно отбирают компоненты для осуществления аудитив-ной деятельности адекватно условиям коммуникации; 3) они осознанно переносят усвоенных действий по прогнозированию, смысловому анализу и интерпретации авиационных сообщений

на новые условия профессионально-ориентированного аудирования.

Принцип поэтапности означает поэтапное овладение курсантами навыками и умениями профессионально-ориентированного аудирования через четкую программу действий и систему ориентиров, позволяющих освоить алгоритм её эффективного выполнения. В качестве алгоритма осуществления аудитивной деятельности мы предлагаем последовательность универсальных шагов, которые курсанты должны предпринимать с тем, чтобы успешно и эффективно достигать своей цели слушания:

1) На предтекстовом этапе обучающиеся вовлекаются в ситуацию, изучают информационные источники, преодолевают языковые и содержательные трудности аудирования, выявляется имеющийся у обучающихся речевой и профессиональный опыт, пробел в знаниях, тем самым повышается мотивация к профессионально-ориентированному аудированию как средству ликвидации пробела. Непосредственно перед прослушиванием обучающимся сообщают, какой жанр текста им предстоит воспринимать на слух, с какой целью и как. В рамках речеведческого подхода обучающимися устанавливаются отличительные структурные и языковые особенности, типичные компоненты жанров авиационных сообщений, последовательность передачи информации.

2) Во время прослушивания от обучающихся требуется письменно фиксировать поступающую

Принцип дифференцированного подхода предполагает учет наличного уровня языковой подготовки, особенности технического типа мышления, аудиовизуального способа восприятия и

профессионально-значимую информацию, по возможности отображать её схематично и наглядно. После первичного прослушивания курсанты определяют тип и жанр авиационного сообщения, мотив, коммуникативное намерение и роль коммуникантов в опоре на контекст, если возможно место коммуникации, этап полета или подготовки к нему, выполняют задания на общее понимание. После вторичного прослушивания участники обучения сопоставляют прослушанную информацию с визуальной опорой и выполняют задания на детальное понимание.

3) На послетекстовом этапе от курсантов всегда требуется интерпретировать содержащуюся в аудиотексте авиационного сообщения информацию в устной или письменной речи: проанализировать, оценить, прокомментировать, поучаствовать в дискуссиях, «круглых столах», ролевых играх по теме и т.д. На заключительном этапе происходит возврат к выявленному в начале практического занятия пробелу в знаниях, его устранение, изученный материал систематизируется и структурируется, обучающиеся видят результаты своей работы, и таким образом повышают самооценку, мотивацию и заинтересованность в изучении дисциплин кафедры иностранных языков.

Организация интерактивного обучения в предлагаемой последовательности способствует формированию профессионально-ориентированных аудитивных умений будущих военных лётчиков (таб.1).

усвоения учебного материала обучающимися. Принцип профессиональной направленности устанавливает связь теории с практикой, поэтому процесс профессиональной подготовки проходит

Таб. 1. Профессионально-ориентированные аудитивные умения, формируемые в процессе интерактивного обучения в военном авиационном вузе

Этапы работы Последовательность действий Профессионально-ориентированные аудитивные умения

Предтек-стовый 1. Вовлечение в ситуацию. 2. Изучение визуальных опор. 3. Мобилизация речевого и профессионального опыта, снятие трудностей, выявление пробела в знаниях. 4. Речеведение. - ориентироваться в информационных источниках; - прогнозировать содержание авиационных сообщений, опираясь на знания их жанровых, структурных и языковых особенностей;

Текстовый 5. Первичное прослушивание и выполнение заданий на общее понимание. - уяснять коммуникативную задачу сообщения в опоре на ситуацию; - понимать авиационное сообщение при одно-двукратном прослушивании; - письменно фиксировать ключевую информацию авиационного сообщения;

6. Вторичное прослушивание и выполнение заданий на детальное понимание.

Послетек-стовый 7. Интерпретация проблематики авиационного сообщения. - интерпретировать прослушанную информацию в профессиональной деятельности.

с использованием моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе.

В условиях технического вуза проявление принципа наглядности мы видим в специально организованном показе иллюстративно-изобразительных и условно-символических опор с целью лучшего понимания, усвоения и использования информации в речевой деятельности курсантов, а также в качестве ориентиров текстов авиационных сообщений.

В рамках принципа ситуативности ситуация рассматривается как единица организации учебного процесса, служит способом мотивации речевой деятельности курсантов и обучения стратегиям коммуникативного взаимодействия1. Обучение начинается с вовлечения обучающихся в ситуацию, контекст: Представьте, что вы находитесь на территории аэродрома/аэропорта, принимаете участие в предполетном брифинге, совершаете полет по маршруту из...в... и т.д.

Принцип активности предполагает вовлеченность каждого обучающегося в процесс интерактивного обучения профессионально-ориентированному аудированию путем использования заданий проблемного характера, что стимулирует внимание, мышление, память, формирование иноязычной аудитивной компетенции будущих военных лётчиков средствами иностранного языка.

Принцип проблемности интерактивного обучения означает, что знания не преподносятся обучающемуся в завершенном виде, предназначенном лишь для запоминания, а даются в динамике перехода от незнания к знанию в результате работы над решением специально подобранных проблемных задач.

Необходимо подчеркнуть, что только целостное применение принципов будет способствовать успешному достижению поставленной цели.

2-й блок - содержательный - определяется поставленными целью и задачами и предполагает отбор содержания учебного материала на основе речеведения2. Содержательный компонент интерактивного обучения профессионально-ориентированному аудированию будущих военных летчиков включает в себя аудиотексты жанров авиационных сообщений: объявление, метеосообщение, инструкция, авиационное происшествие, радиопереговоры в режиме «летчик-

1 Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И.Пассов. - М.: Русский язык, 1977. - 216 с.

Никитина, Ю.А. Речеведческий подход к формированию умений аудирования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Никитина Юлия Анатольевна. - Тольятти, 2002. - 198 с.

диспетчер». Отбор текстов авиационных сообщений происходит на основе соблюдения принципов профессиональной направленности информации, аутентичности задач и материалов, систематичности и последовательности включения языкового материала в учебный процесс, учета уровня профессиональной и языковой подготовки обучающихся, наглядности, функционально-стилистического и жанрового соответствия.

3-й блок - организационный - предусматривает выявление педагогических условий, способствующих эффективной организации и реализации интерактивного обучения профессионально-ориентированному аудированию будущих военных летчиков в военном авиационном вузе, выбор методов, средств и форм организации обучения в соответствии с определенными этапами работы с текстами жанров авиационных сообщений и последовательностью действий.

Первым необходимым педагогическим условием является обеспечение мотивации коммуникативной и учебно-познавательной деятельности обучающихся. Мотивация в данном случае сводится не только к организации интересного и занимательного учебного процесса, сколько к реализации личностно-значимого потенциала обучения, что достигается за счет: 1) включения профессионально-ориентированного аудирования в другие виды деятельности, в результате чего восприятие иноязычной речи на слух предстает как необходимое условие осуществления образовательной (и любой другой) деятельности; 2) использования разнопланового контекста в обучении; 3) соответствия содержания обучения ожиданиям и интересам курсантов, их потребностям, индивидуальному уровню развития способностей, умений и компетенций; 4) активного взаимодействия с информационной средой3.

Такой подход позволяет обучающимся научиться: а) рассматривать данный вид речевой деятельности с точки зрения мотивационно-потребностной сферы, то есть достижения своих целей и реализации собственных коммуникативных намерений; б) фокусироваться, прежде всего, на решении коммуникативных задач взаимодействия в процессе восприятия иноязычной речи на слух, а не просто «декодирования» заданного содержания; в) анализировать содержание, способы и средства оформления высказывания с

3 Матвеева, И.А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Матвеева Ирина Анатольевна. - Самара, 2012. - 196 с.

тем, чтобы в дальнейшем эффективно планировать собственное высказывание4.

Второе педагогическое условие заключается в применение профессионально-ориентированных методов и форм организации обучения. По мнению А.Г.Казаковой5, методы и формы организации обучения должны быть подобраны не случайно, а направлены на одну единую цель - получение конкретной продукции. Так как основу изучаемого нами процесса составляет получение и преобразование информации, профессионально-ориентированные методы организации интерактивного обучения соответствующие: аудио-лингвальные, аудиовизуальные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, компьютерные, активные и т.д.

Формы организации обучения - это конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности6. Способы взаимодействия обучающихся в интерактивном обучении профессионально-ориентированному аудированию различны. Р.П.Мильруд основной упор делает на сотрудничество и развитие умений групповой работы7. М.Мур выделяет три вида взаимодействия: реактивное, активное и обоюдное. При реактивном взаимодействии обучающиеся лишь проявляют ответную реакцию на предлагаемые ситуации, последовательность действий жестко фиксирована, и возможности управления процессом обучения незначительны. При активном взаимодействии обучающиеся контролирует процесс, т.е. сами решают, в каком порядке выполнять задания и по какому пути следовать в изучении материала. При обоюдном взаимодействии возможности обучающихся расширяются8.

4 Каптурова, Е.С Педагогические условия формирования иноязычной аудитивной компетенции будущих лингвистов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Каптурова Евгения Сергеевна. - Орел, 2013. - 23 с.

5 Казакова, А.Г. Педагогика профессионального образования: монография / А.Г.Казакова. - М.: Экон-Информ, 2007. - С. 244.

6 Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А.Сластенин. - М.: Академия, 2001. - 480 с.

7 Мильруд Р.П. Методика обучения видам речевой деятельности на иностранном языке: методические рекомендации / Р.П.Мильруд. - Тамбов, 1995. - 95 с.

8 Moore M.G. Editorial: Three types of interaction. The

American Journal of Distance Education, Vol. 3, № 2. - Pp. 1 - 6.

Поскольку в основу изучаемого нами процесса закладываются элементы будущей деятельности специалиста, стимулирующие развитие профессионально-ориентированных аудитивных умений, мы рассматриваем 2 вида взаимодействия обучающихся: 1) с информационной средой, источником которой выступают информационно-коммуникационные и аудиовизуальные средства обучения; 2) с другими коммуникантами, в роли которых выступают преподаватель или однокурсники. Следовательно, основу интерактивного обучения профессионально-ориентированному аудированию будущих военных лётчиков составляет индивидуальное, фронтальное, парное и коллективное взаимодействие на практических занятиях. Используя информационно-коммуникационные средства, курсанты сначала изучают источники информации и пытаются спрогнозировать содержание авиационного сообщения, затем воспринимают на слух, письменно фиксируют и осмысляют информацию, чтобы потом использовать её в профессиональной деятельности: осуществлять коммуникацию/взаимодействие со специалистами-организаторами воздушного движения, вести радиообмен, участвовать в обсуждении, анализе и т.д.

В связи с вышесказанным, третьим педагогическим условием, обеспечивающим эффективность интерактивного обучения профессионально-ориентированному аудированию будущих военных лётчиков, является применение комплекса дидактических средств обучения.

Под средствами обучения в педагогике понимаются вспомогательные материалы и орудия, разнообразное оборудование и реальные объекты, которые позволяют преподавателю более успешно и рационально достигать поставленных целей, решая при этом определенные дидактические задачи9. Установлено, что чем больше анализаторов участвуют в восприятии информации, тем успешнее данная деятельность. В процессе интерактивного обучения профессионально-ориентированному аудированию в военном авиационном вузе используются следующие дидактические средства: 1) печатные: разработанные преподавателями кафедры иностранных языков учебные пособия, дидактические материалы, аудиотексты авиационных сообщений разных жанров, методические указания по дисциплинам кафедры, комплект интерактивных заданий для формирования иноязычной ауди-тивной компетенции будущих военных лётчиков

9 Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - С.352.

и т.д.; 2) аудиовизуальные: фотографии, изображения, таблицы, стенды, плакаты, схемы аэродромов/аэропортов, метеорологические и аэронавигационные карты, графики, диаграммы, маршруты полетов, аудио и видеозаписи и т.д.; 3) информационно-коммуникационные: компьютеры, колонки, мультимедийный проектор, интерактивная доска и т.д.

Помимо этого, важнейшим условием организации интерактивного обучения профессионально-ориентированному аудированию будущих военных лётчиков является наличие у преподавателя высокой мотивации к освоению современных мультимедийных технологий, навыков работы с компьютером и разработки интерактивных заданий. Целесообразно также учесть готовность обучающихся: они должны знать функциональные возможности интерактивной доски, уметь работать с её инструментами. Кроме того, необходимо наличие специализированного класса, оснащенного компьютерной техникой и современными средствами публичной демонстрации визуального и звукового материала.

4-й блок - критериально-оценочный - описывает уровни сформированности иноязычной ау-дитивной компетенции обучающихся (высокий, средний, низкий и уровень языковой некомпетентности). Определение уровня осуществляется на основе следующих критериев и показателей: успешность решения коммуникативной задачи, полнота, точность и глубина понимания профессионально значимой информации, количество и темп предъявления авиационного сообщения для понимания, скорость реакции речевых действий.

5-й блок - диагностико-результативный -фиксирует полученные результаты и диагностирует достижение /недостижение цели обучения.

В совокупности, результаты описания цели, задач, принципов и выделенных педагогических условий составляют основу структуры интерактивного обучения профессионально-ориентированному аудированию, способствующей, в конечном итоге, повышению эффективности иноязычной подготовки будущих военных лётчиков.

INTERACTIVE TEACHING OF LISTENING COMPREHENSION TO FUTURE MILITARY PILOTS

©2015 Y.V.Suslova"

Military Educational-Research Centre of Air Force «Air Force Academy named after professor N.E.Zhukovsky and Y.A.Gagarin», Syzran Branch,

(Samara region)

Future military pilots should learn Aviation English as part of their professional training. The author focuses on the main components of interactive teaching structure to develop future military pilots' listening comprehension skills.

Key words: interactive teaching, listening comprehension, speech studies approach, Aviation English genres, content-based approach.

Yuliya Viktorovna Suslova, Senior lecturer of Foreign department. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.