Научная статья на тему 'Структура идентичности личности современного студента (на примере исследования будущих педагогов)'

Структура идентичности личности современного студента (на примере исследования будущих педагогов) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1239
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ / СТУДЕНТЫ / IDENTITY / STRUCTURE OF PERSONAL IDENTITY / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Громова Чулпан Раесовна

В статье приводятся результаты сравнительного исследования структуры идентичности личности студентов будущих педагогов первого и третьего курсов. Идентичность личности рассматривается как динамическое образование. Она обеспечивает индивидуальность, тождественность личности и взаимосвязь с другими представителями социума. В структуру идентичности включаются представления о своей личности, о социальных ролях, ценности и отношения. Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью возрастных особенностей идентичности, динамики идентификационных характеристик. В ходе эмпирического исследования выявлены отличия в структуре идентификационных характеристик у студентов разных курсов. Проведенное исследование позволило выявить ряд противоречий в структуре идентичности современного студента, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Громова Чулпан Раесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF THE MODERN STUDENT IDENTITY (BASED ON RESULTS OF COMPARATIVE STUDY OF STUDENTS FUTURE TEACHERS)

The paper presents the results of a comparative study of the structure of personal identity of first and third year teacher students. Personal identity is examined as a dynamic education. It provides individuality, sameness of the person and the relationship with other members of society. The structure of identity includes a presentation about the person, the social roles, values and attitudes. Relevance of research is determined by insufficient knowledge of age characteristics of identity and the dynamics of identification characteristics. As a result of empirical study differences in the structure of identification characteristics in students from different courses are detected. This study has revealed a number of contradictions in the structure of identity of the modern student to be considered in the organization of the educational process.

Текст научной работы на тему «Структура идентичности личности современного студента (на примере исследования будущих педагогов)»

УДК 159. 923:316.6

ББК 88.52

Г 87

Ч.Р. Громова

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Казанского федерального университета; Е-mail: [email protected]

СТРУКТУРА ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ)

(Рецензирована)

Аннотация. В статье приводятся результаты сравнительного исследования структуры идентичности личности студентов - будущих педагогов первого и третьего курсов. Идентичность личности рассматривается как динамическое образование. Она обеспечивает индивидуальность, тождественность личности и взаимосвязь с другими представителями социума. В структуру идентичности включаются представления о своей личности, о социальных ролях, ценности и отношения. Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью возрастных особенностей идентичности, динамики идентификационных характеристик. В ходе эмпирического исследования выявлены отличия в структуре идентификационных характеристик у студентов разных курсов. Проведенное исследование позволило выявить ряд противоречий в структуре идентичности современного студента, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса.

Ключевые слова: идентичность, структура идентичности личности, студенты.

Ch.R. Gromova

Candidate of Psychology, Associate Professor of Pedagogy and Methodology of Primary Education, Kazan Federal University; Е-mail: [email protected]

STRUCTURE OF THE MODERN STUDENT IDENTITY (BASED ON RESULTS OF COMPARATIVE STUDY OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS)

Abstract. The paper presents the results of a comparative study of the structure of personal identity of first and third year teacher students. Personal identity is examined as a dynamic education. It provides individuality, sameness of the person and the relationship with other members of society. The structure of identity includes a presentation about the person, the social roles, values and attitudes. Relevance of research is determined by insufficient knowledge of age characteristics of identity and the dynamics of identification characteristics. As a result of empirical study differences in the structure of identification characteristics in students from different courses are detected. This study has revealed a number of contradictions in the structure of identity of the modern student to be considered in the organization of the educational process.

Keywords: identity, structure of personal identity, students.

Понятие личностной идентичности активно разрабатывается в современной зарубежной и отечественной психологии. Идентичность, одновременно обеспечивающая чувство индивидуальности и сопричастности к социуму, занимает особое место в структуре личности. В психологической науке есть несколько подходов к идентичности. Во-первых, под идентичностью понимают внутреннюю тождественность, непрерывность личности (Э. Эриксон). Во-вторых, она выступает в качестве защитного механизма от негативных переживаний, психологических проблем (З. Фрейд). Также идентичность является ядром самосознания человека, это подтверждают следующие подходы к ней: как «Я-концепция» (В.С. Мухина и др.), самоопределение (В.Агеев) [1; 2].

Идентичность - динамическая характеристика. Меняется в процессе жизни в зависимости от актуальных для данного возраста ценностей, смыслов и в зависимости от общественных идеалов и моделей межличностных отношений. В историческом плане об

идентичности как психологическом явлении можно говорить начиная с позднего средневековья. В это время появляется личное пространство. Соответственно начинается обособление себя как личности, индивидуальности. В психологическом плане «человек ощущал себя частью целого - рода, семьи, жителей деревни», он не делал отличий между собой и другими. Возникновение идентичности - это, во-первых, выделение себя, сравнение с другими и отнесение на основе сравнения к какой-то категории.

Существует несколько подходов к определению структуры идентичности. Согласно Э. Гидденсу, идентичность представляет собой два полюса: с одной стороны, абсолютное приспособленчество (конформизм), с другой - замкнутость на себя. Для современной идентичности характерны следующие крайности формирования идентичности: 1) унификация-фрагментация; 2) беспомощность - компетентность; 3) авторитарность -неопределенность; 4) личные потребности - рыночный индивид. Он выделяет соответствующие патологические формы идентичности: 1) традиционализм - конформизм; 2) всемогущество - отчуждение; 3) догматизм - радикальное сомнение; 4) нарциссизм - полное растворение в мире товаров [3]. Г. Брейкуэлл считает, что тело человека, биологический организм - «сердцевина», основа идентичности, однако со временем становится все менее значимой ее частью. Гораздо более важное значение имеет содержательное измерение. В содержательное измерение входят характеристики, которыми индивид пользуется, чтобы описать себя (роли, групповое членство, ценности, мотивы, установки, эмоции, персональные конструкты). Содержательные характеристики могут относиться как к социальной роли (групповое членство), так и к личностной (ценности, мотивы, установки, эмоции, персональные конструкты) идентичности [4].

А. Ватерман, О.Н. Дериси придерживаются той точки зрения, что идентичность - это результат самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в своей жизни. «Для того чтобы быть подлинной личностью, требуется верность собственной личности и приобретенным принципам, которые вносят смысл и гармонию в нашу жизнь, т. е. которые согласуют поведение личности...» [3].

Многие авторы указывают на то, что идентичность связана с представлениями о своей личности, ее ролью в обществе, личностными качествами и позицией. На сегодняшний день остаются неисследованными возрастные особенности идентичности, динамика идентификационных характеристик.

Цель эмпирического исследования: сравнительное изучение структуры идентичности студентов первого и третьего курсов.

Эмпирической базой исследования являются студенты отделения Института психологии и образования Казанского федерального университета. Объем выборки составили 100 человек (50% студенты первого курса и 50% студентов третьего курса). В процессе исследования были использованы методика «Кто Я?» М. Куна, тест социокультурных ориентаций, методы математической статистики.

При анализе структуры идентичности студентов можно заметить следующую особенность: и первокурсники и третьекурсники в первую очередь обозначают социальное «Я» (35%), рефлексивное «Я» (25%). На третьей позиции находится коммуникативное «Я» (10%). В ответах респондентов в меньшей степени представлено деятельное «Я» и перспективное «Я». Из всех идентификационных характеристик, имеющихся в данном тесте, у студентов практически не представлено материальное и физическое «Я».

У третьекурсников социальное «Я» является более выраженным (статистически достоверное отличие составило на уровне значимости р>0,05 по критерию Стьюдента). В идентификационных характеристиках чаще представлена семейная сфера, сфера межличностных отношений, реже - учеба и будущая профессиональная деятельность. У 12% студентов выражена учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, будущий учитель и.т.д.). Это может говорить о позитивном отношении к своей будущей профессиональной деятельности и значимости профессионального образования. Достаточно большое количество студентов-первокурсников обозначили свое социальное «Я». Но были

обозначены не все проявления социального «Я». Никто из студентов не назвал свою конфессиональную, политическую принадлежность. Только один студент отметил свою этническо-региональную принадлежность. Также студенты в своих ответах не отразили групповую принадлежность. Хотя в ответах почти всех студентов обозначены семейные роли, половая принадлежность. Только 1% первокурсников обозначил свою гражданскую и религиозную принадлежность. Результаты исследования других авторов также говорят о том, что студенты довольно нейтрально относятся к общественным ролям [5]. В процессе исследования третьекурсников можно заметить, что гражданскую, этническую, конфессиональную идентичность обозначают гораздо большее количество студентов. Среди студентов третьего курса 20% респондентов обозначили свою гражданскую принадлежность, 10% - этническую и конфессиональную. Как правило, это встречается среди академически успешных студентов. Полученные отличия, скорее всего, говорят о более высокой степени социальной зрелости студентов-третьекурсников.

Рисунок 1. Структура идентичности студентов первых и третьих курсов

На второе место в структуре идентичности выходит рефлексивное «Я». Студенты обозначают в первую очередь свою персональную идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения; эмоциональное отношение к себе. Также к рефлексивному «Я» относятся ответы, характеризующие глобальное, экзистенциальное «Я»: «Я - человек разумный», «моя сущность» и.т.д. У первокурсников рефлексивное «Я» является более выраженным (статистически достоверное отличие составило на уровне значимости р>0,05 по критерию Стьюдента). Это позволяет говорить о желании у студентов-первокурсников подчеркнуть свою неповторимость. Индивидуализм, с одной стороны, связан с высокой индивидуальной ответственностью. Но с другой - это может вызвать сложности в выполнении правил, предписаний, социальных ролей, групповом взаимодействии. При анализе подобных результатов в первой половине выборки возникло подозрение, что это связано с воздействием дисциплины «Психология», так как исследование студентов происходило после занятий по данной дисциплине. Исследование во второй половине выборки проводилось в день, когда совсем не было психологии, другим автором. Диагностика показала аналогичные результаты.

Последние годы обучения в средней общеобразовательной школе и даже первые годы обучения в ВУЗе знаменуются с определением будущего профессионального и жизненного пути. Соответственно актуализируются личностная рефлексия. Большая часть студентов дала 8-10 ответов. Это может свидетельствовать о среднем уровне развития рефлексии (самоанализа). Студентов с высоким уровнем рефлексии (давшим 15 и более ответов) очень

мало.

Коммуникативное «Я» имеет одинаковую выраженность у студентов первых и третьих курсов. Студенты достаточно высоко ценят дружбу, круг друзей, общение, взаимодействие с людьми. Подобные результаты довольно закономерны и типичны для испытуемых юношеского возраста.

Также не отличаются по выраженности деятельное «Я» и перспективное «Я». Идентификация своего деятельного «Я» связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью, взвешенностью поступков, а также с дипломатичностью. Студенты, которые обозначили данную идентификационную характеристику, чаще выделяют свои умения, навыки, хобби, не связанные с учебой. Присутствие деятельного «Я» в значимых характеристиках говорит о целеустремленности, ответственности, активности молодых людей. В структуре перспективного «Я» студентов отражена профессиональная перспектива и семейная перспектива. Для студентов более актуальны пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой, и пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (будущая мать, невеста).

В ходе исследования не выявлено ни одного испытуемого с отрицательными идентификационными характеристиками. Все идентификационные показатели - позитивные. Наличие позитивной валентности может выступать признаком адаптивного состояния идентичности, так как связано с настойчивостью в достижении цели, точностью, ответственностью, деловой направленностью, социальной смелостью, активностью, уверенностью в себе.

Также ни у одного студента не выявлено высокого уровня дифференциации идентификационных характеристик. В основном у студентов диагностируется низкий уровень дифференцированности (1-3 показателя). То есть студенты в основном называют идентификационные характеристики, относящиеся к 2-3 показателям (например, социальное или рефлексивное «Я»). Низкий уровень дифференцированности может говорить о кризисе идентичности. Низкая дифференциация идентичности связана с такими личностными особенностями, как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в самоконтроле.

Проведенное исследование позволило выявить ряд противоречий. Социальное «Я» в структуре идентичности студентов по значимости занимает первую позицию, но в нем представлены только семейные и межличностные роли. Рефлексивное «Я» у студентов имеет яркую выраженность. Результаты по другим параметрам говорят о низком и среднем уровне развития рефлексии. По многим показателям студенты активны, деятельны. Но в то же время продиагностирована замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в самоконтроле. В связи с полученными результатами исследования мы полагаем особое внимание обратить на следующие направления деятельности в процессе изучения психолого-педагогических, гуманитарных дисциплин:

- развитие способности к рефлексии и саморегуляции;

- развитие позитивной самооценки;

- формирование гражданской позиции и патриотических чувств;

- приобретение навыков социального сотрудничества, взаимопомощи.

Таким образом, результаты эмпирического исследования показали, что в идентичности студентов-первокурсников выражено рефлексивное «Я», а у студентов-третьекурсников -социальное «Я». Полагаем, что полученные результаты говорят о более высокой степени социальной зрелости студентов-третьекурсников и актуализации личностной рефлексии у студентов-первокурсников в связи с социальной ситуацией развития. Но исследование должно иметь продолжение. Во-первых, необходимо провести лонгитюдное исследование, чтобы выявить динамику идентификационных характеристик студентов. А во-вторых, возникает необходимость исследования студентов старших курсов.

Примечания:

1. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999.

2. Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

3. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. М.: Изд-во МОСУ, 2001. 272 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/sh1

4. Breakwell G.M. Coping with threatened identities. L.; N. Y.: Mithuen, 1986.

5. Дёмкина Е.В., Бегидова С.Н. Результаты исследования установок, стереотипов мышления и поведения современного российского студенчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2013. Вып. 3 (123). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-issledovaniya-ustanovok-stereotipov-myshleniya-i-povedeniya-sovremennogo-rossiyskogo-studenchestva

References:

1. Zakovorotnaya M.V. Identity of a person. Social and philosophical aspects. Rostov-on-Don: Publishing house of the North Caucasian scientific center of the higher school, 1999.

2. Miklyaeva A.V., Rumyantseva P.V. Social identity of a person: contents, structure, formation mechanisms. SPb.: Publishing house of RGPU of Herzen A.I., 2008.

3. Schneider L.B. Professional identity: a monograph. M.: MOSU Publishing house, 2001. 272 pp. URL: http://psychlib .ru/mgppu/sh1

4. Breakwell G.M. Coping with threatened identities. L.; N. Y.: Mithuen, 1986.

5. Demkina E.V., Begidova S.N. Results of studies of attitudes, stereotypes of thinking and behavior of modern Russian students // The Bulletin of the Adyghe State University. Series 3, Pedagogy and Psychology. 2013. Iss. 3 (123). URL: http://cyberleninka.ru/article/n7rezultaty-issledovaniya-ustanovok-stereotipov-myshleniya-i-povedeniya-sovremennogo-rossiyskogo-studenchestva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.