Структура и сущностная характеристика
общекультурных профессиональных компетенций БАКАЛАВРА музыканта в продукт-ориентированной
иноязычной деятельности
УДК 372.881.1
Т. В. Христидис1, Н. А. Шехирева2
Московский государственный институт культуры
2Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (РЭУ им. Г. В. Плеханова)
В статье ставится задача рассмотреть структуру общекультурных профессиональных компетенций бакалавра-музыканта, основанную на особенностях творческой профессии и включающую ряд компетенций, составляющих симбиоз профессиональных умений, которые необходимы современному специалисту для решения прагматических профессиональных задач. Выделяется и описывается номенклатура умений, развиваемых у студентов бакалавриата в процессе продукт-ориентированного обучения иноязычной деятельности. Авторы приходят к выводу, что общекультурные профессиональные компетенции понимаются как интегрирующая качественная характеристика личности, куда входят знания и умения, способы их применения для решения не только учебных и практических задач, но и для дальнейшей профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, продукт-ориентированное обучение, иноязычное профессиональное образование, профессиональные умения, симбиоз компетенций.
T. V. Khristidis1, N. A. Shekhireva2
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation 2Plekhanov Russian University of Economics, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Stremyanny lane, 36, 117997, Moscow, Russian Federation
STRUCTURE AND SPECIFIC CHARACTER OF BACHELOR OF MUSIC CULTURAL PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE PRODUCT-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING
This article reviews the structure and specific character of Bachelor of Music cultural professional competencies based on the peculiarities of art profession and including a number of competencies. These competencies make up the symbiosis of professional skills, which are essential for modern experts to handle realistic professional tasks. In the article the range of skills developed by the undergraduates in the product-oriented foreign language teaching is distinguished and described. The authors arrive at the conclusion that cultural professional competencies are thought of as integrant qualitative description of a person, which includes knowledge and skills, methods of using them to solve not only academic and practical issues but they also provide a basis for the future professional activity of a music teacher. Keywords: cultural competencies, product-oriented teaching, foreign-language vocational education, professional skills, symbiosis of competencies.
1ХРИСТИДИС ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
KHRISTIDIS TATYANA VITALYEVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State Institute of Culture
2ШЕХИРЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА - старший преподаватель кафедры иностранных языков Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова
SHEKHIREVA NATALYA ALEKSANDROVNA - senior teacher of Academic Department of Foreign Languages № 2, Plekhanov Russian University of Economics
e-mail: [email protected], [email protected] © Христидис Т. В., Шехирева Н. А., 2016
Изменения, начавшиеся в российском обществе в 90-е годы XX века, существенно повлияли на систему профессионального образования, в том числе на преподавание иностранных языков для специальных целей. Одной из приоритетных задач иноязычного профессионального образования становится формирование личности специалиста, способной осуществлять эффективный межкультурный диалог. Это требует нового подхода к преподаванию иностранных языков в неязыковом вузе, переосмысления целей и содержания иноязычного образования.
Необходимость разработки такого подхода обусловлена следующими факторами.
Во-первых, вхождение России в единое европейское образовательное пространство подразумевает согласование российских образовательных стандартов с общеевропейскими, в которых предусмотрено наличие компетенций, с помощью которых оценивается результат обучения.
Во-вторых, решается проблема лич-ностно-ориентированного обучения, концепция которого достаточно хорошо разработана теоретически, в частности, теория целостного педагогического процесса, его социально-психологической обусловленности, личностно развивающей ориентации [1, с. 11-17; 5, с. 117-129].
В профессиональном иноязычном образовании проведены исследования, связанные с обучением профессионально ориентированному чтению в неязыковом вузе [4], оптимизацией самостоятельной работы студентов бакалавриата при обучении чтению [9], обучением устному профессионально ориентированному общению студентов в ходе иноязычного образования [6], но до сих пор вызывает некоторые трудности применение данной концепции на практике.
В. А. Сластёнин отмечал, что личностно-ориентированная образовательная среда представляет собой сложный объект системной природы, преобразующий совокупность внешних условий обучения, воспитания и развития человека и обусловливающий её целостность. Целостный, системный эффект личностно-ориентиро-ванной образовательной среды обусловлен комплексной целью обучения и воспитания на уровне непрерывного образования. Личностно-ориентированная образовательная среда, представляя определённую социальную общность, детерминируется совокупностью человеческих отношений в контексте широкой социокультурной и мировоззренческой адаптации человека к миру, а мира - к человеку [5, с. 125].
Таким образом, формируется новая парадигма в профессиональном иноязычном образовании, касающаяся его целей, содержания и результата, а также нацеленная на формирование у обучающихся определённых компетенций, необходимых для осуществления эффективного взаимодействия [7; 14].
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВО) «компетенция» определяется как «способность применить знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области» [15].
Внедрение компетентностного подхода, реализация которого остаётся актуальной в настоящее время, акцентирует внимание на результатах образования, рассматривающихся как способность обучающихся и будущих специалистов действовать в различных ситуациях. Благодаря указанному подходу традиционное образование подвергается непрерывному обновлению, в котором чётко обозначен переход к личностной парадигме: развитие потенциала
личности обучающегося становится приоритетным методом решения различных педагогических задач в современном образовании. Из этого следует, что целью любого образовательного процесса является формирование определённых личностных качеств, знаний, умений, а также системы ценностей, или компетенций. Необходимо отметить, что продукт-ориентированное обучение иноязычной деятельности связано с формированием не только профессиональных, но и общекультурных компетенций специалиста [2; 11].
В научной литературе отмечено, что под общекультурной компетенцией личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами. В данной статье выделяются те общекультурные профессиональные компетенции студента бакалавриата по профилю «Музыкальное образование», которые являются наиболее значимыми и представляют собой симбиоз следующих компетенций: читательской, информационной, коммуникативной, профессионально-педагогической компетенции педагога-музыканта, социокультурологической, рефлексивной. Дадим им характеристику.
Читательская компетенция - способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества [4; 9]. Бакалавр-музыкант должен ориентироваться в специальной литературе как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства).
Информационная компетенция понимается как умение осуществлять поиск возможных источников информации, полу-
чать её, анализировать и оценивать с точки зрения её достоверности и достаточности для решения учебных и практических задач; умение накапливать знания за счёт полученной информации и использовать их в своей деятельности в различных областях [8]. Формирование информационной грамотности возможно при реализации информационной компетенции. Информационной компетенцией считается способность и готовность читать иноязычную литературу профессиональной направленности, знать лексический и грамматический минимум в объёме, необходимом для работы с иноязычными текстами профессиональной направленности; обрабатывать, анализировать и систематизировать научную литературу.
Информационная компетенция позволяет при продукт-ориентированном обучении успешно пользоваться интернет-ресурсами для составления собственного профессионального словаря, творческого проекта, мультимедийной презентации и т.п.
Информационный компонент функциональной грамотности педагога-музыканта имеет следующие особенности: комплексность и системность, требующие от учителя музыки способности синтезировать изучаемые науки; личностную окрашенность, проявляющуюся в одухотворении знаний, излагаемых в виде своего взгляда на мир. Профессиональные знания структурируются по различным уровням:
• методологическом (знание закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности целей воспитания);
• теоретическом (законы, принципы, правила педагогики и психологии, музыкальной педагогики, основных форм деятельности);
• методическом (уровень конструирования музыкально-педагогического процесса);
• технологическом (уровень решения практических учебно-воспитательных задач в конкретных условиях).
Коммуникативная компетенция представляет собой профессиональную языковую и речевую компетенцию педагога-музыканта: знание правил профессионального общения музыканта, умение соотнести их с конкретной ситуацией, культура речи, языковая и речевая грамотность, знания специфики межкультурного общения представителей страны изучаемого языка и т.п. [12; 13].
Профессионально-педагогическая компетенция педагога-музыканта состоит из следующих элементов:
• осведомлённость в области музыкально-педагогической науки; владение педагогом искусством превращения педагогической науки и музыкального искусства в средство формирования музыкальной культуры личности обучающегося;
• владение методами музыкально-педагогического воздействия, которые становятся методами самовоспитания и творческого развития обучающихся;
• знание способностей каждого учащегося, их индивидуальных особенностей, сильных сторон воли и характера обучающихся, их достоинств и недостатков;
• осознание сильных и слабых сторон своей личности, что и как нужно сделать, чтобы повысить качество своего труда, профессионально совершенствоваться (ФГОС, 2015).
Профессионально-педагогическая компетенция педагога-музыканта охватывает все виды творческой деятельности: сотворчество-импровизацию (педагогическую, музыкально-исполнительскую); самосовершенствование; поиск новаторских форм и методов музыкально-педагогической деятельности; опыт художественно-интерпретационного анализа музыкального материала и его эмоцио-
нально-образного исполнительского воспроизведения; опыт концертмейстерской работы и творческого музицирования; опыт организации музыкально-воспитательного процесса с опорой на педагогику, психологию, формирование музыкально-эстетической культуры обучающихся.
Социокультурологическая компетенция педагога-музыканта, как проекция общей культуры, упорядоченная система общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, воспитательных отношений, универсальных способов познания и владение гуманистической технологией педагогической деятельности, предполагает знание специфики межличностного общения, наличие определённых духовно-нравственных ценностей у студентов бакалавриата, позволяющих формировать их общую культуру и внутренний мир [10]. Социокультурологическая компетенция учителя музыки выражается в её направленности на созидание и утверждение ценностей музыкальной культуры, развитие личностной музыкальной культуры обучающегося, возрастание его духовной свободы и культурного богатства. Данная компетенция выражается в умении обосновывать и реализовывать собственную творческую педагогическую деятельность как личностно-ориентированную систему (дидактическую, воспитательную, методическую). Студент бакалавриата по профилю «Музыкальное образование» призван быть проводником идей и культурных ценностей музыкального искусства; вести пропаганду музыкальной культуры как результата духовной деятельности нации, как феномена национальной культуры; быть готовым к использованию отечественного и зарубежного опыта, возможностей региональной культурной образовательной среды в организации культурно-просветительской деятельности.
Рефлексивная компетенция, как необходимость анализа и оценки в профессиональной педагогической деятельности, является одним из компонентов общекультурных профессиональных компетенций педагога-музыканта. Рефлексивная компетенция студента бакалавриата по профилю «Музыкальное образование» обеспечивает осмысление своей педагогической деятельности, прогнозирование этапов такой деятельности, осознание важности и нужности владения иностран-
ным языком, позволяет наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности музыканта, что во многом определяет успешность творческой работы педагога-музыканта.
Представим структурные компоненты общекультурных профессиональных компетенций в виде таблицы.
Компонент общекультурных профессиональных компетенций Характеристика компетенции, выраженная в умениях педагога-музыканта Значимость для продукт-ориентированного обучения иноязычной деятельности
Читательская компетенция • способность к пониманию и осмыслению письменных текстов музыкальной направленности, к использованию их содержания для достижения собственных профессиональных и личностных целей; • владение знаниями и возможностями для активного участия в жизни общества и профессиональной деятельности • ценность для осуществления поиска нужной информации в тексте; • умение интерпретировать учебно-научный текст с целью выявления важной информации для вторичного продукта
Информационная компетенция • умение осуществлять поиск возможных источников инфор-мации,получать её, анализировать и оценивать с точки зрения её достоверности и достаточности для решения учебных и практических задач; • умение накапливать знания за счёт полученной информации и использовать их в своей деятельности в различных областях • ценность для развития способности синтезировать изучаемые науки; • личностная окрашенность, проявляющаяся в одухотворении знаний, излагаемых в виде своего взгляда на мир
Таблица 1
Структурные компоненты общекультурных профессиональных компетенций студента бакалавриата по профилю «Музыкальное образование»
Компонент общекультурных профессиональных компетенций Характеристика компетенции, выраженная в умениях педагога-музыканта Значимость для продукт-ориентированного обучения иноязычной деятельности
Коммуникативная компетенция • знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией (коммуникативным лотусом) • культура речи; • языковая (умение устанавливать связи между предложениями, рассматривать отдельные компоненты текста (слова, словосочетания, предложения) с точки зрения их функции в организации целого текста и т.п.) и речевая грамотность; • знания специфики межкультурного общения представителей страны изучаемого языка
Профессионально- педагогическая компетенция • осведомлённость в области музыкального образования; • владение искусством превращения педагогической науки и музыкального искусства в средство формирования музыкальной культуры личности учащегося; • знание специального подъязыка в виде совокупности приёмов формализации научных знаний данной научной области • умение создавать продукт читательской деятельности с учётом знаний в области музыкально-педагогической науки; • реализация педагогического творчества учителя музыки
Социокультуро- логическая компетенция • знание специфики межличностного общения; • наличие определённых духовно-нравственных ценностей у студентов бакалавриата, позволяющих формировать их общую культуру и внутренний мир. Профессионально-педагогическая культура предстаёт как проекция общей культуры, упорядоченная система • важность в осмыслении и переосмыслении соотношения культурных традиций своей страны и страны изучаемого языка, инноваций, образов и способов поведения. Позволяет удерживать мировоззрение студента бакалавриата в рамках позитивного социального бытия, что придаёт личности внутреннюю устойчивость, облегчает процесс межличностного взаимодействия
Компонент общекультурных профессиональных компетенций Характеристика компетенции, выраженная в умениях педагога-музыканта Значимость для продукт-ориентированного обучения иноязычной деятельности
общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, воспитательных отношений, универсальных способов познания и владение гуманистической технологией педагогической деятельности
Рефлексивная компетенция • способность к обобщению, анализу, восприятию информации и выбору путей её достижения; • анализ эффективности применения тех или иных исследовательских методов в ходе читательской деятельности; • способность извлекать пользу из опыта студента бакалавриата как чтеца; • продуктивное отношение к ошибкам и неудачам в читательской деятельности; • оценка и самооценка своей читательской деятельности; • способность корректировать свою иноязычную профессиональную деятельность; • готовность принимать решения и нести за них ответственность; • умение объективно оценить собственные достижения в овладении иностранным языком; • способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы • способствует прогнозированию результатов своих действий и позволяет выявить, оценить и обобщить наиболее значимые успехи в иноязычной текстовой деятельности с целью создания продукта такой деятельности, профессионального и личностного совершенствования будущего педагога-музыканта
Из таблицы видно, что общекультурные профессиональные компетенции студента бакалавриата, как явление метапредмет-ное, есть симбиоз компетенций, умений и способностей к осуществлению иноязычной деятельности, среди которых:
• умение пользоваться различными видами речевой деятельности;
• умение переходить от одной системы приёмов чтения и понимания текста к другой;
• умение осуществлять поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации;
• способность к осмыслению текстов, использованию их содержания с целью их понимания, сжатия, трансформации.
Общекультурные профессиональные компетенции направлены на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития педагога-музыканта. Очень важным является самовыражение личности педагога.
Общекультурные профессиональные компетенции позволяют студенту бакалавриата самостоятельно формулировать новые познавательные цели, выходящие за пределы требования программы. Общекультурные профессиональные компетенции не только понимаются как интегрирующая качественная характеристика личности, куда входят знания и умения, способы их применения для решения учебных и практических задач, но и являются основой дальнейшей профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Известно, что любая компетенция раскладывается на ряд умений. В рамках нашего рассмотрения необходимо определить номенклатуру умений, развиваемых у студентов бакалавриата в процессе продукт-ориентированного обучения иноязычной деятельности.
Как сказано в «Педагогическом энциклопедическом словаре», умения - это
освоенные человеком способы выполнения действия, которые обеспечиваются совокупностью приобретённых знаний и навыков. В отличие от навыков умение может образовываться и без специальных упражнений в выполнении какого-либо действия. В этих случаях оно базируется на знаниях и навыках, приобретённых ранее, при выполнении действий, сходных с данными [3].
Умения и навыки, обеспечивающие способность функционального использования иностранного языка как средства познавательной деятельности, заключаются в умении понимать оригинальные научные тексты по специальности и извлекать нужную профессионально значимую информацию.
Анализ научной педагогической литературы, программы обучения иностранному языку студентов бакалавриата по профилю «Музыкальное образование» позволил нам выделить следующую номенклатуру продукт-ориентированных умений иноязычной деятельности, которые составляют основу общекультурных умений музыканта.
I. На коммуникативном уровне студенты бакалавриата должны уметь:
• интерпретировать в письменной форме содержание вторичного письменного текста;
• излагать письменно в сжатой форме содержание учебно-научного текста;
• предъявлять в письменной форме коллективную позицию по обсуждаемому вопросу;
• использовать полученную информацию для построения короткого связного письменного сообщения (например, эссе);
• передавать информацию в развёрнутой и сжатой письменной форме;
• строить развёрнутый план вторичного письменного текста в рамках пройденной тематики;
• организовывать структуру продуцируемого текста (на основе subject, thesis statement, topic sentence, controlling ideas, link-words);
• составлять деловое письмо с учётом норм, принятых в англоязычной практике;
• создавать собственную информацию в виде текстов рекламы или проектов;
• создавать, именовать, сохранять, архивировать собранную информацию;
• создавать авторский текст на компьютере с использованием таблиц и изобразительной наглядности (сканировать изображения, использовать цифровую фото-, видеоаппаратуру).
II. На когнитивном уровне студенты бакалавриата должны уметь:
• понимать и выражать речевую задачу своих вторичных письменных текстов; аргументировать свою позицию, приводить примеры; владеть техниками аргу-ментативного письменного общения;
• при создании эссе, реферата, аннотации выполнять аналитико-синтетические операции с исходным текстом (свёртывание текста до основных обобщённых мыслей); выявлять, систематизировать и фиксировать наиболее ценную информацию;
• перекодировать исходный учебно-научный текст, то есть свёртывать всю информацию первоисточника до краткой формулировки стержневой темы;
• использовать воображение для создания креативного письма.
III. На социокультурном уровне студенты бакалавриата должны уметь:
• извлекать социокультурную информацию из учебно-научных текстов в виде комментариев, тезисов и т.д.;
• правильно интерпретировать прецедентные феномены родной и изучаемой культуры;
• создавать исследовательский проект, касающийся интересных аспектов культур стран родного языка и ИЯ;
• на основе сравнения разных культур и нахождения в них общего и культуро-специфического для каждой страны создавать презентации, писать статьи, очерки, эссе и т.п.
IV. На лингвистическом уровне студенты бакалавриата должны уметь:
• выстраивать монологические высказывания на основе принципов текстологического анализа учебно-научных текстов;
• на основе этики корпоративной культуры педагога-музыканта уметь выстраивать аргументированное высказывание с учётом специфики терминологии, спектра интонационных моделей, использующихся в ситуациях делового общения;
• употреблять в письменном высказывании предложения, соответствующие моделям изучаемого языка;
• строить языковые модели в соответствии с лексической, орфографической и грамматической нормативностью научного стиля;
• фиксировать нужную информацию в виде записей, тезисов, ключевых слов, плана, конспекта;
• определять своё отношение к прочитанному или услышанному в письменной форме;
• соблюдать стилистические нормы при создании собственного текста;
• соблюдать нормы письменного этикета, характерные для изучаемой языковой культуры;
• использовать ссылки и цитировать источники;
• выполнять речевую задачу учебно-научного текста и при этом ясно и точно выражать свои мысли (и чувства);
• использовать различные способы организации учебно-научного текста.
Таким образом, мы можем утверждать, что продукт-ориентированное обучение иноязычной деятельности позволяет развивать достаточно обширный спектр
умений, которые необходимы будущему педагогу-музыканту в профессиональной деятельности. Общекультурные профессиональные компетенции педагога-музыканта, как явление метапредметное, есть симбиоз компетенций (читательской, информационной, коммуникативной, профессионально-педагогической, социо-культурологической, рефлексивной), которые необходимы современному специалисту для решения прагматических профессиональных задач. Данные ком-
петенции позволяют студенту бакалавриата самостоятельно формулировать новые познавательные цели, выходящие за пределы требования программы.
Общекультурные профессиональные компетенции понимаются как интегрирующая качественная характеристика личности, куда входят знания и умения, способы их применения не только для решения учебных и практических задач, но и для дальнейшей профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Примечания
1. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11-17.
2. Блок О. А. Педагогический потенциал музыкального искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (69). С. 227-232.
3. Жарков А. Д, Жаркова Л. С. Подготовка профессиональных и научных кадров на кафедре культурно-досуговой деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 136-143.
4. Лобанов И. В. Образование в сфере культуры в контексте межкультурного диалога// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 11-20.
5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. ред. Б. М. Бим-Бад. Москва : Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
6. Сороковых Г. В. Особенности формирования лексической компетенции обучающихся в условиях модернизации российского образования // Формирование иноязычной лексической компетенции на разных этапах иноязычного образования: теория и технологии : монография / под науч. ред. Г. В. Сороковых. Москва : УЦ «Перспектива», 2015. С. 9-12.
7. Спинжар Н. Ф. Вопросы гуманитарной подготовки и самореализации личности будущего специалиста в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 211-217.
8. Христидис Т. В. Формирование профессионально-педагогического мастерства специалистов социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 172-175.
9. Чижикова Е. В. Интерактивные технологии формирования профессионально-управленческих компетенций менеджера культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.
2014. № 2 (58). С. 188-195.
References
1. Bondarevskaya E. V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Humanistic paradigm of personality-oriented education]. Pedagogika. Scientific-theoretical journal of the Russian Academy of Education. 1997, no. 4, pp. 11-17.
2. Blok O. A. Pedagogical potential of music art. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 1 (69), pp. 227-232. (In Russian)
3. Zharkov A. D., Zharkova L. S. Preparation of professional and scientific personnel at the department of cultural and leisure activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 5 (67), pp. 136-143. (In Russian)
4. Lobanov I. V. Education in the field of culture in the context of intercultural dialogue. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts].
2015, no. 3 (65), pp. 11-20. (In Russian)
5. Bim-Bad B. M., ed. Pedagogicheskii entsiklopedicheskii slovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Moscow, Russian Great Encyclopedia Publishing House, 2002. 528 p.
6. Sorokovykh G. V. Features of formation of lexical competence of students in the conditions of modernization of Russian education. In: Sorokovykh G. V., ed. Formirovanie inoiazychnoi leksicheskoi kompetentsii na raznykh etapakh inoiazychnogo obrazovaniia: teoriia i tekhnologii [Formation of foreign-language lexical competence at different stages of foreign-language education: theory and technologies]. Moscow, Publishing House of Prospect training center, 2015. Pp. 9-12.
7. Spinzhar N. F. Questions of humanitarian preparation and self-realization of the identity of future expert in higher education institution. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 3 (65), pp. 211-217. (In Russian)
8. Khristidis T. V. Formation of professional and pedagogical skill of experts of social and cultural activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 5 (55), pp. 172-175. (In Russian)
9. Chizhikova E. V. Interactive technology of vocational and managerial competencies of cultural managers. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, no. 2 (58), pp. 188-195. (In Russian)
еоретико-методологические основы подготовки будущих специалистов спортивных бальных танцев в вузе
УДК 378:793.38 Т. А. Скуратов
Московский государственный институт культуры
В статье идёт речь о специфике преподавания спортивного бального танца в вузах культуры. Показана необходимость совершенствования методов обучения. Представлены некоторые особенности преподавания спортивного бального танца как хореографической дисциплины. Кратко представлен исторический путь становления бальных танцев. Показана сущность, критерии, требования исполнительского мастерства как компетенции. Представлена характеристика и особенности педагога-хореографа, его профессиональных качеств.
Ключевые слова: спортивные бальные танцы, педагог-хореограф, система профессиональной подготовки хореографов, исполнительское мастерство.
T. A. Skuratov
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THEORETICAL-METHODOLOGICAL BASES OF TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS OF SPORTING BALLROOM DANCES IN HIGH SCHOOL
The article focuses on the specifics of teaching ballroom dancing in the universities of culture. Shows the necessity of constant scientific argumentation of applied teaching methods. Presents some features of teaching of ballroom dance as a choreographic discipline. Shortly describes a long historical way of ballroom dance formation, its development, promotion and strengthening in the society, the appearance in the system of higher education. Shows nature, criteria, requirements of performance skills competence. Presents the characteristics and features of a teacher-choreographer, his professional qualities. Keywords: ballroom dance, teacher-choreographer, system of professional training of choreographers, performance skills.
СКУРАТОВ ТАРАС АНДРЕЕВИЧ — аспирант кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры SKURATOV TARAS ANDREEVICH - doctoral student of the Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Social and Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Скуратов Т. А., 2016