DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_2_112 УДК 336.2
СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА
Казова Залина Мухамедовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Батова Асият Султановна,
студент четвертого курса направления подготовки «Экономика», Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, г. Нальчик, Россия, e-mail: asya2001B@ mail.ru
Кудаева Аиша Курманолиевна,
студент третьего курса направления подготовки «Экономика», Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
В статье выявлены подходы к определению сущности налогового потенциала, исследованы факторы, влияющие на формирование налогового потенциала региона, способствующие его увеличению. Интерес к налоговому потенциалу как к экономической категории в России обусловлен переходом к модели подлинного федерализма. Как следствие, у большей части сформированных путем административно-территориального деления регионов не обнаружилось объективных возможностей для финансового обеспечения предоставления бюджетных услуг на уровне минимальных социальных стандартов за счет собственных финансовых источников.
Ключевые слова: налоговый потенциал; консолидированный бюджет; налоговая база; классификация; методы; оценка; подходы к определению налогового потенциала; классификация налогового потенциала.
UDC 336.2
STRUCTURE AND ESSENCE OF REGIONAL TAX POTENTIAL
Kazova Zalina Mukhamedovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Kabardino-Balkarian State Agrarian University, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Batova Asiyat Sultanovna,
4th year student of the direction of preparation «Economics», Kabardino-Balkarian State Agrarian University, Nalchik, Russia, e-mail: asya2001B@ mail.ru
Kudaeva Aisha Kurmanolievna,
3rd year student of the direction of preparation «Economics», Kabardino-Balkarian State Agrarian University, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Interest in the «tax potential» as an economic category in Russia is due to the transition to a model of genuine federalism. As a result, most of the regions formed by administrative-territorial division did not find objective opportunities for financial support for the provision of public services at the level of minimum social standards from their own financial sources. The article reveals approaches to determining the essence of the tax potential, explores the factors influencing the formation of the tax potential of the region and the factors contributing to its increase.
Keywords: tax potential; consolidated budget; the tax base; classification; methods; grade; approaches to determining the tax potential; tax potential classification.
В современных условиях существующая экономико-политическая система управления государства, основанная на формировании многоуровневого бюджета (федеральный уровень, региональный и местный), обусловливает разработку, применение и совершенствование рычагов роста эффективности бюджетной политики.
Обеспечение жителей страны общественными благами и развитие социально-экономической сферы как в регионах, так и по всей стране, всецело зависит от возможностей государства по привлечению налоговых поступлений в бюджет, по формированию объективной и полной налоговой базы, а также по расширению возможностей по использованию налогового потенциала. Эффективное бюджетирование и налоговое планирование должно базироваться на получении и применении достоверной и полной информации о налоговом потенциале регионов (как на фактических сведениях о налоговом потенциале, так и на прогнозных данных). Оптимальное налоговое планирование должно учитывать текущие и будущие возможности субъектов хозяйственной деятельности по формированию доходов.
Теоретическое и практическое развитие налогообложения имеет важное значение в экономической науке: как изучение теории налоговой политики государства, его влияния на хозяйствующие объекты, так и теории развития налогового потенциала. При этом развитие теории в данном случае неразрывно связано и во многом диктуется необходимостью практической реализации. Постоянные движения и изменения рыночной среды обусловливают необходимость модификации налоговой политики как в поисках дополнительных источников финансирования бюджетов различных уровней, так и в эффективном управлении налоговым потенциалом уже имеющихся источников налоговых поступлений.
Главный путь налоговой политики государства заключается в максимизации размера и использования своего налогового потенциала, который представляет собой массу налоговых потенциалов его регионов.
Современные условия экономического развития диктуют государственным бюджетам на различных уровнях, а в особенности региональным бюджетам, необходимость
оценки и развития налогового потенциала региона как основного источника налоговых поступлений в доходную часть бюджетов. Подходы, применяемые для составления бюджетов различных уровней, зачастую характеризуются низким уровнем определенности и невысокой результативностью в части фактического достижения прогнозных поступлений в региональные бюджеты. Необъективная прогнозная оценка в дальнейшем влечет за собой принятие неточных и финансово неоднозначных управленческих решений.
Налоговые поступления обеспечивают региональным властям возможности по осуществлению функций создания и распределения общественных благ, обеспечению социально-экономических программ, улучшению качества жизни населения.
Именно необходимостью системного подхода к оценке налогового потенциала, формирования теоретической и практико-методической базы прогнозирования и формирования налогового потенциала региона, который является ключевой основой для экономического роста субъектов Российской Федерации и всей страны в целом, обусловлена выбранная в данной исследовательской работе тема исследования и ее актуальность.
Неточное, неграмотное оценивание и прогноз налогового потенциала на региональном уровне может повлечь за собой губительные последствия как для самого региона, его предприятий и населения, так и для экономики всей страны. В подобном случае федеральный бюджет будет вынужден перераспределить аккумулированные средства в пострадавший регион, что в свою очередь негативно скажется и на экономической жизни остальных субъектов Российской Федерации.
Главный путь налоговой политики государства заключается в максимизации размера и использования своего налогового потенциала, который представляет собой массу налоговых потенциалов его регионов.
Для изучения налогового потенциала и анализа методик управления им необходимо в первую очередь определить термин «налоговый потенциал» как экономическую катего -рию. Как и для многих других экономических терминов, исследователи предлагают большую вариативность к его определению.
Мировая экономическая практика предлагает понимать под налоговым потенциалом доходы бюджета с одной экономической единицы (населения или хозяйствующих объектов), полученные в рамках одного фи-
нансового года [1; 4]. На рис. 1 представлены различные подходы к трактованию термина «налоговый потенциал», данные различными экономистами.
Налоговый НОТСНЦИ0Л -
финансовые ресурсы, которые могут Оыть СйОСврСмСнчО >1 результативно жкуму.чнриианы через систему налогообложения
Ресурсный подход
Налоговый потенциал -наибольшая сумма налогов и сборов с определенной территории
Налоговый потенциал
Фискальный подход
Межбюджетный подход
Налоговый потенциал -
это формирование доходной части бкдисета и выравнивание межрегиональных диспропорций
Рисунок 1 - Подходы к определению термина «налоговый потенциал»
Большинство авторов придерживаются первых двух подходов (Мещерякова Л.А., Рощуп-кина В.В., Богачева О.В., Коростелкина И.А. и др.), которые являются общепринятыми и сходными с общемировым пониманием [2; 5].
Для целей настоящего исследования необходимо разделять налоговый потенциал и экономический потенциал региона. Налоговый потенциал региона зависит от степени развития общего экономического потенциала, который сам в свою очередь зависит от состава населения и наличия трудовых ресурсов; природных ресурсов региона; производственных возможностей.
Методы оценки налогового потенциала укрупнено можно представить в виде следующих групп:
- метод оценки по показателям экономического дохода;
- метод репрезентативного построения налоговой системы;
- метод оценки по результатам налоговой отчетности;
- метод оценки с использованием индексов.
Многие исследователи выделили понятие налогового потенциала как налоговую категорию из экономической и финансовой категории. Объясняют они это тем, что экономическая теория является базовым видом науки, и уже оттуда выделились впоследствии финансовое и налоговое направление. Кроме того, налоговое направление стало необходимым по мере развития экономики государства. Формирование налогового потенциала государства напрямую связано с проблемой распределения налоговых поступлений между бюджетами всех уровней. Од-
нако понятие налогового потенциала чаще всего используется по отношению к регионам, а не к государству [6].
В части основных функций, которые выполняются налоговым потенциалом, он схож с функциями, которые присущи налогам. Основные функции налогового потенциала представлены на рис. 2.
Эффективность налоговой системы
Рисунок 2 - Функции
Различаются они своими методами оценки и основными показателями.
Стратегический налоговый потенциал -это разность между валовыми доходами и валовыми расходами, он характеризует потенциал налоговой базы.
Тактический налоговый потенциал (или функциональный налоговый потенциал) включает в себя всю допустимую совокупность источников поступления налогов, кото -рые формируют бюджет страны и регионов.
Для проведения дальнейшей исследовательской работы сформулируем следующее понятие налогового потенциала региона.
государства зависит от того, как налоговый потенциал осуществляет и реализует свои функции на всех уровнях бюджетов.
Существование различных подходов к осуществлению налоговой политики привело к возникновению различных видов налогового потенциала: стратегического налогового потенциала, тактического налогового потенциала.
Налоговый потенциал региона - это максимально допустимый к поступлению в бюджет региона РФ объем налогов, формирующийся на базе хозяйственной деятельности экономических субъектов, осуществляющих экономическую деятельность на территории этого региона, сформированный в течение определенного периода времени, опирающийся на существующую федеральную законодательную базу и налоговую политику, и использующий в своей основе принцип рационального применения ресурсного потенциала региона в целях планомерного развития социально-экономической отрасли.
Фуакции налогового потенциала
соданте реальных йбьсетианыхл^дппешпкдля акжумупI[ровани я налоговых лаидов на региональном, фйДерШййы и местном уровнях
налогового потенциала
Методы оценки налогового потенциала укрупненно можно представить в виде следующих групп:
- метод оценки по показателям экономического дохода;
- метод репрезентативного построения налоговой системы;
- метод оценки по результатам налоговой отчетности;
- метод оценки с использованием индексов.
Согласно исследованиям И.В. Горского можно применять две методики расчетов:
- метод прямого счета, согласно которому налоговый потенциал региона определяется суммой потенциалов по всем видам региональных налогов;
- метод фактического счета, согласно которому налоговый потенциал региона определяется суммой налоговых поступлений, которые наиболее вероятно могут быть получены бюджетом региона.
Также некоторые исследователи придерживаются методики расчета налогового потенциала, согласно которой налоговый потенциал определяется не только как сумма налогов, которая подлежит уплате, но к ним также прибавляются и доначисленные налоги, недоплата которых была выявлена по результатам работы налоговой системы. Преимуществом такой методики является не только возможность оценки налогового потенциала субъекта, но также и возможность оценки качества работы налоговых органов [3].
Для прогнозирования и формирования регионального налогового потенциала важно понимать субъективные и объективные факторы, влияющие на него:
- законодательство;
- развитость экономики региона;
- отраслевые направления развития региональной экономики;
- развитость экспортно-импортной системы;
- налоговая политика региона;
- существующая в регионе система субсидирования, льгот и т.д.
Для оценки налогового потенциала региона необходимо в первую очередь опираться на налоговую политику государства, которая определяет систему налоговых поступлений. Налоговый потенциал региона - это макси-
мально допустимый к поступлению в бюджет региона РФ объем налогов, формирующийся на базе хозяйственной деятельности экономических субъектов, осуществляющих экономическую деятельность на территории этого региона, сформированный в течение определенного периода времени, опирающийся на федеральную законодательную базу и налоговую политику и использующий в своей основе принцип рационального применения ресурсного потенциала региона в целях планомерного развития социально-экономической отрасли. На сегодняшний день региональные власти, действующие в условиях современного экономического развития, вынуждены работать в рамках регулярной оценки своего налогового потенциала и постоянного поиска путей его развития и формирования в целях эффективного составления и управления региональным бюджетом, который в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений.
Развитие налогового потенциала региона и его оценка должны проводиться с учетом всей имеющейся информации о всех факторах, которые влияют на формирование налогового потенциала региона: экономических, политических, законодательных, ресурсных и т.д.
В последние годы в качестве инструмента стимулирования производства, использовались финансовые механизмы банковского сектора, который был больше заинтересован в обеспечении собственного благосостояния, нежели в расширении доступного кредитования предпринимательского сектора, прежде всего в сфере производства и услуг.
Сегодня ситуация такова, что однозначно толкает к развитию собственного рынка - развитию сферы услуг, производственного сектора, транспортной инфраструктуры, ориентированных на внутреннего потребителя.
Основной принцип структурной трансформации заключается в том, что все расходные обязательства бюджета в долгосрочной перспективе должны финансироваться не в ущерб макроэкономической стабильности и предсказуемости (за счет конъюнктурных доходов), а за счет положительного эффекта фискальной политики государства. В экономической науке этот принцип называется «бюджетное правило». Необходимо понимать, что бюджетное правило вводится для
снижения зависимости национальной экономики от мировых цен на природные ресурсы. Другими словами, произойдет сдерживание чрезмерного роста расходов бюджета для обеспечения финансовой устойчивости государства, но при этом будут создаваться условия для развития всех отраслей народного хозяйства и предпринимательства с целью увеличения количества налогоплательщиков и налогового потенциала.
Таким образом, учитывая совокупность сделанных в исследовании выводов, налоговый потенциал предлагается определять как налоговые ресурсы общественно-территориального образования, которые формируются в условиях действующего финансового права из внутренних экономических источников за финансовый год и могут быть мобилизованы соответствующими органами власти и управления в бюджетную систему.
На сегодняшний день региональные власти, действующие в условиях современного экономического развития, вынуждены рабо-
тать в рамках регулярной оценки своего налогового потенциала и постоянного поиска путей его развития и формирования в целях эффективного составления и управления региональным бюджетом, который в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений.
Прогнозирование и формирование налогового потенциала региона, обеспечивающего экономический рост и развитие как субъектов Российской Федерации, так и всей страны в целом должно базироваться не только на существующих законодательных практиках, но также должно иметь совершенствующуюся и развивающуюся теоретическую и практико-методологическую основу. Такой подход не только позволит оценивать налоговый потенциал регионов в текущий момент времени, но также выявлять влияющие на него факторы, их изменения и своевременно принимать меры для реагирования и адаптации к ним.
Список литературы_
1. Буздова А. З., Буздов З. З. Современное состояние и роль предпринимательства в экономике КБР // Известия МААО. 2019. № 46. С. 103-108.
2. Дышекова А. А. Методы финансовой поддержки региональных бюджетов // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика : сб. науч. ст. 5-й Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. А. Горохов. 2015. С. 151-155.
3. Дышекова А. А. Кластерные методы развития мезоуровневых систем // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1 (4). С. 231-233.
4. Казова З. М., Дышекова А. А., Пилова Ф. И. Особенности продовольственной безопасности Российской Федерации // Финансовая жизнь. 2020. № 4. С. 36-38.
5. Пилова Ф. И. Отечественная и зарубежная практика развития интеграционных процессов // Международные научные исследования. 2017. № 3 (32). С. 276-278.
6. Пилова Ф. И. Характеристика интеграционного потенциала субъекта региональной экономики // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-4 (85). С. 218-221.
References_
1. Buzdova A.Z., Buzdov Z.Z. Current state and role of entrepreneurship in the economy of the KBR. Izvestia IAAO, 2019, No. 46, рр.103-108.
2. Dyshekova A.A. Methods of financial support for regional budgets. Institutions and Mechanisms of Innovative Development: World Experience and Russian Practice Collection of scientific articles of the 5th International Scientific and Practical Conference. Managing editor: Gorokhov A.A., 2015. Pp. 151-155.
3. Dyshekova A.A. Cluster methods for the development of mesolevel systems. Innovative economy: prospects for development and improvement. 2014. No. 1 (4). Pp. 231-233.
4. Kazova Z.M., Dyshekova A.A., Pilova F.I. Features of food security of the Russian Federation. Financial life. 2020. No. 4. Рр. 36-38.
5. Pilova F.I. Domestic and foreign practice of development of integration processes. International scientific research. 2017. No. 3 (32). Pp. 276-278.
6. Pilova F.I. Characteristics of the integration potential of the subject of the regional economy. Economy and entrepreneurship. 2017. No. 8-4 (85). Pp. 218-221.