---------------------------------------- © Л.И. Кантович, В.Ф. Замышляев,
В.Ф. Сандалов, М.Р. Хромой,
2008
УДК 622.23.05:378
Л. И. Кантович, В.Ф. Замышляев, В.Ф. Сандалов,
М.Р. Хромой
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТОВ И ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОРНЫЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ»
В рамках проектирования федерального государственного образовательного стандарта подготовки горных инженеров рассматриваются вопросы проектирования образовательного стандарта по специальности «Горные машины и оборудование». Определены компетентностная модель выпускника по специальности, содержание требований к реализации основной образовательной программы.
Ключевые слова: горный инженер, образовательный стандарт, горные машины, компетентностная модель, образовательная программа.
ТЪ действующем Общероссийском
Л-3 классификаторе специальностей образования специальность «Г орные машины и оборудование» является специальностью, по которой предусматривается присвоение квалификации «горный инженер» и которая реализуется вне направления «Горное дело». Хотя эта специальность относится к направлению «Технологические машины и оборудование», Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области горного дела является ключевым государственно-общественной структурой, в рамках которой ведется разработка комплексного нормативнометодического обеспечения федерального и вузовского уровней.
Разработка Федерального государственного образовательного стан-дарта подготовки горных инженеров по специальности «Горные машины и оборудование» базируется на главных принципах стандартизации и классификации в системе высшего профессионального
образования России [12], традициях и опыте реализации образовательных стандартов предыдущих поколений [1], а также запросах предприятий горнопромышленного ком-плекса.
По данным [2] в 2005 году по горным специальностям было выпущено 4446 чел. При этом доминируют 5 горных специальностей - 130403 - «Открытые горные работы” (ТО), 130404 - «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» (ТПУ), 130405 -«Обогащение полезных ископаемых» (ОПИ), 130406 - «Шахтное и подземное строительство» (СПС) и 150402 «Горные машины и оборудование» (ГМО), на долю которых приходится 64 % (2860 чел.) выпуска. Если принять, что основными потребителями выпускников специальности ГМО являются горные предприятия, в том числе предприятия подземного городского строительства, то оказывается, что на долю специальностей ТПУ, ТО и СПС приходится 53,7 % (2390 чел.), а на долю специаль-
ности ГМО - 25,9 % (1141 чел.), т.е. соотношение специалистов горных инженеров - технологов к горным инжене-рам-механикам равно 2:1 (53,7 % к 25,9 % или 2390:1141). Это соотношение, очевидно, должно сохраниться и в будущем, т.к. современные тенденции развития минерально-сырьевого комплекса страны, его ведущая роль в формировании промышленного и экономического потенциала предопределяют состояние и основные направления развития отечественной системы подготовки горных инженеров-механиков. От качества формирования корпуса горных ин-женеров-механиков зависят направления и темпы развития современных технологий и техники в горном деле, технической оснащенности труда горняков
- все то, что определяет инновационный характер развития горных предприятий.
Горный инженер по специальности 150402 «Горные машины и оборудование» занимается: производственно-
технологической, проектно-конструкторской, научно-исследовательской, ор-ганизационно-управленческой деятельностью. Объектами профессиональной деятельности «горного инженера-механика» являются проектные и исследовательские организации, машиностроительные заводы, угольные шахты, рудники, карьеры, объекты подземного городского строительства.
Все объекты профессиональной деятельности горных инженеров-механиков требуют от выпускников наличия у них глубоких и многогранных знаний специфики условий освоения георесурсов земной коры независимо от вида их деятельности и занимаемой должности и обладать полным объемом технических и организационных компетенций. Это требует максимально высокого уровня подготовки специалиста. Конкретные виды профессиональной деятельности, к
которым в основном готовится специалист, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.
Предполагаемый нормативный срок освоения ООП (основная образовательная программа) для очной формы обучения квалификации «специалист» специальности «Горные машины и оборудование» - 5 лет, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) -300 ед.
Основная образовательная программа подготовки специалистов дол-жна предусматривать изучение следующих учебных циклов:
- гуманитарный, социальный и экономический цикл - ГСЭ, до 50 зачетных единиц;
- математический и естественнонаучный цикл - ЕН, до 60 зачетных единиц;
- профессиональный цикл - ОПД, до 150 зачетных единиц;
и разделов:
- физическая культура,
практика и научно-исследова-тельская работа - до 40-45 зачетных единиц.
Говоря о задачах профессиональной деятельности специалистов специальности «Горные машины и оборудование», можно отметить, что он должен знать и уметь:
а) в области производственнотехнологической деятельности, осуществлять техническое руководство производственной эксплуатацией горных машин и оборудования, т.е. непосредственно управлять технологическими процессами эксплуатации и ремонта машин на производственных объектах, в т.ч. разрабатывать, согласовывать и утверждать технические, методические и
иные документы, регламентирующие приобретение, доставку, монтаж, приемку и введение в эксплуатацию горных машин и оборудования; контролировать выполнение требований технической документации по эксплуатации горных машин и оборудования, действующих норм, правил и стандартов;
б) в области проектно-конс-трукторской деятельности: использовать методы решения задач по определению оптимальных соотношений параметров различных систем, использовать новейшие открытия естествознания для разработки конструкций новых машин, проводить технико-экономическую оценку разрабатываемых и выбранных горных машин и оборудования, техни-ко-экономичес-кую оценку инвестиций; выбирать основные параметры необходимых горных машин и оборудования; разрабатывать календарные планы, технологию и комплексную механизацию работ; обосновывать техническую и экологическую безопасность и экономическую эффективность выбранных и эксплуатируемых машин; составлять необходимую техническую документацию в составе коллектива и самостоятельно;
в) в области научно-исследова-тельской деятельности:
выполнять лабораторные и экспериментальные исследования; моделировать процессы, явления, обрабатывать полученные результаты с использованием современных средств измерения, анализа информации и обработки результатов; составлять отдельные разделы отчетов по научно-
исследовательской работе самостоятельно или в составе творческих коллективов;
г) в области организационно-управленческой деятельности.
организовать свой труд и трудовые отношения в коллективе на основе современных теорий о производственных отношениях, принципов уп-равления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов; проводить техникоэкономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения, изыскивать возможности сокращения цикла выполнения работ, содействовать обеспечению подразделений предприятия необходимыми техническими данными, документами, материалами, оборудованием; участвовать в работах по исследованию, разработке проектов и программ предприятия (подразделений предприятия); постоянно совершенствовать свои знания, организовывать работу по повышению научно-технических знаний работников, их обучению и аттестации в установленном правилами безопасности порядке.
Общими целями высшего профессионального образования при подготовке специалистов специальности «Горные машины и оборудование» являются: в области воспитания.
формирование социально-личностных качеств обучающихся, таких как целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность, повышение их общей культуры;
в области обучения.
- подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знании; получение высшего профессионально профилированного образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности; освоение универсальных и профессиональных компетенций, способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
Новые модели, определяющими результаты обучения на основной образовательной программе в новом поколении стандартов ВПО, основываются на компетентностных моделях [2-12].
Выпускник по специальности 150402 «Горные машины и оборудование» с квалификацией «Горный инженер» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:
а) универсальными:
- социально-личностными и общекультурными
• способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности;
• способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности;
• способность и готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; способность свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения; способность к активной социальной мобильности;
• способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, способность влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социальнопсихологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценить качество результатов деятельности;
• готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способность к принятию нестандартных решений, разрешению проблемных ситуаций;
• способность к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей;
• способность оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни;
• способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности;
- общенаучными:
• способность выявлять естест-
веннонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения соответствующий физико-математический аппарат;
• способность использовать уг-
лублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов;
• способность и готовность при-
менять знания о современных методах исследования;
• способность самостоятельно
приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности, полученные самостоятельно новые знания и умения, непосредственно связанные со сферой деятельности и граничащие с ней, расширять и углублять своё научное мировоззрение;
• способность и готовность разрабатывать научно-техническую документацию, научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных работ, в том числе и исследовательского характера;
• способность принимать технические и организационные решения с учетом рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- инструментальными:
• способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию;
• способность и готовность планировать и проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований;
• способность и готовность профессионально эксплуатировать современное экспериментальное и производственное оборудование и измерительные приборы;
• способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы;
• способность и готовность самостоятельно осваивать новые приборы и методы исследований;
б) профессиональными:
производственно-технологи-ческая деятельность:
■ способность и готовность выбирать горные машины и оборудование различного функционального назначения в зависимости от условий их эксплуатации при освоении подземного пространства;
■ способность и готовность разрабатывать проектно-конструкторс-кую документацию новых или модернизируемых образцов горной техники и оборудования различного функционального назначения;
■ способность и готовность к поиску новых идей на основе которых можно выполнять научные исследования по совершенствованию горных машин и оборудования различного функционального назначения;
■ способность и готовность разрабатывать техническую документацию для производства, модернизации, эксплуатации, технического, сервисного обслуживания и ремонта горных машин и оборудования;
■ способность и готовность определять кинематические, силовые и прочностные параметры деталей и функциональных элементов горных машин и оборудования;
■ способность и готовность выбирать современные конструкционные материалы, включая композитные для деталей и элементов горных машин и оборудования. Контролировать соответствие качества используемых материалов и комплектующих Государственным и мировым стандартам;
■ способность и готовность выбирать способы и средства обеспечения технического состояния горных машин и оборудования для их надежной и эффективной эксплуатации в конкретных климатических горно-геоло-гических и горнотехнических условиях;
■ способность и готовность выбирать типовые технологические схемы ведения горных и проходческих работ, обеспечивающие экологическую безопасность, фондоотдачу и рентабельность при освоении подземного пространства мегаполисов;
■ способность и готовность выполнять выбор, насосов, вентиляторов, подъёмных установок для конкретных горнотехнических условий при заданных объемах горных или горностроительных работ;
■ способность и готовность обеспечить комплекс организационных, экономических и технических мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду;
организационно-управленчес-кая
деятельность:
• организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда, готовность быть лидером;
• составлять техническую документацию: графики работ, инструкции, планы, сметы, заявки на материалы, оборудование и т.п., а также установленную отчетность по утвержденным формам;
• организационно обеспечивать основные процессы производства и вспомогательные работы, а также отдельные многооперационные работы по ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций, возникших в результате неблагоприятных обстоятельств;
• организовывать работу постоянно действующей системы по повышению научно-технических, экономических, экологических знаний и знаний в области методов безопасного ведения работ, современных условий хозяйственной деятельности предприятия;
• организовывать систему аттестации работников в соответствии с действующими правилами безопасности, другими нормативными материалами и инструкциями;
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 650600 «Горное дело». - М.: 2000, 54 с.
2. Пучков Л.А. Система подготовки горных инженеров России. Стратегический подход в
• проводить анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений, оценивать и изыскивать для профессиональной деятельности необходимое ресурсное обеспечение;
• управлять проектами;
• использовать научные принципы организации и управления производством на конкретном предприятии;
• использовать научные и инженерные основы охраны труда, предупреждения травматизма, профессиональных заболеваний, аварий, пожаров;
• использовать современные методы эксплуатации и ремонта горного и транспортного оборудования;
• использовать научные методы и способы управления качеством проектной, машиностроительной, строительной продукцией и добываемых полезных ископаемых;
• обеспечивать комплексное использование недр, попутное использование горных пород и отходов горного и обогатительного производства.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности.
-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
определении прогноза развития/ Л.А. Пучков,
В.Л. Петров// Известия высших учебных заведений. Горный журнал. - 2008. - №1. - С. 128— 145.
3. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессио-
нального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. -М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
4. Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Бай-денко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. - 379 с.
5. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра. Монография / Под общ. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. и д-ра техн. наук, проф. Н.А. Селезневой. Изд. 2-е. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 206
6. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской федерации. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 34 с.
7. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Методические рекомендации для руководителей УМО ВУЗов Российской Феде-
рации. Проект. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 102 с.
8. Петров В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Концепция проектирования и реализации/ В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2008.- №5.
9. Петров В.Л. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов подготовки горных инженеров/
B.Л. Петров// Горный информационноаналитический бюллетень. - 2008. - №9.
10. Петров В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Формирование структуры и содержания/ В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2008. - №6.
11. Петров В.Л. Структура и содержание новых стандартов подготовки горных инженеров/ В.Л. Петров// Горный информационноаналитический бюллетень. - 2008. - №10.
12. Пучков Л.А. Высшее горное образование России в условиях реформирования образовательной системы/ Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Изв. вузов. Горный журнал.- 2005.- №2.-
C.107-115. ЕЕШ
— Коротко об авторах -----------------------------------------------------------------
Кантович Л.И. - профессор, доктор технических наук, зав. кафедрой,
Замышляев В. Ф. - профессор, кандидат технических наук,
Сандалов В. Ф. — доцент, кандидат технических наук,
Хромой М. Р. - доцент, кандидат технических наук,
кафедра Горные машины и оборудование, Московский государственный горный университет.
А
Файл:
Каталог:
Шаблон:
Заголовок:
Содержание:
Автор:
Ключевые слова: Заметки:
Дата создания:
Число сохранений: Дата сохранения: Сохранил:
Полное время правки: Дата печати:
При последней печати страниц: слов: знаков:
4_Кантович
Е:\С диска по работе в универе\ГИАБ_2008\12\Рубрика
С:Ш5ег5\Таня\АррВа1а\Яоат1^\М1сго50й\Шаблоны\]Чоппа1.с1о1т
©Л
Гитис Л.Х.
14 ЛО.2008 16:00:00 2
14 Л0.2008 16:00:00 Г итис Л.Х.
0 мин.
25.11.2008 23:44:00 7
2 801 (прибл.)
15 966 (прибл.)