Научная статья на тему 'Структура и содержание предметной подготовки студентов факультета технологии и профессионального образования'

Структура и содержание предметной подготовки студентов факультета технологии и профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В А. Комелина

В статье рассмотрены новые подходы к отбору, систематизации и структурированию предметной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства. Выявлено, что основа содержания предметной подготовки – процесс целенаправленного преобразования материальной действительности. Раскрыты конкретные технологии и соответствующие им виды ведущих знаний. Определено их значение для отбора, структурирования и систематизации содержания предметной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current article discusses the idea of new approaches for subject training of future business and technology teachers (selection, systematization and structure). The article reveals that the basis of the content for subject training is the process of purposeful transformation of material reality. Actual technologies along wich the corresponding types of mainstream knowledge are also discussed followed by an overview of their meaning for selection, systematization and structure of subject training.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание предметной подготовки студентов факультета технологии и профессионального образования»

УДК 378.016:662

Структура и содержание предметной подготовки студентов

факультета технологии и профессионального образования

В.А. Комелина

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

В статье рассмотрены новые подходы к отбору, систематизации и структурированию предметной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства. Выявлено, что основа содержания предметной подготовки - процесс целенаправленного преобразования материальной действительности. Раскрыты конкретные технологии и соответствующие им виды ведущих знаний. Определено их значение для отбора, структурирования и систематизации содержания предметной подготовки.

The current article discusses the idea of new approaches for subject training of future business and technology teachers (selection, systematization and structure). The article reveals that the basis of the content for subject training is the process of purposeful transformation of material reality. Actual technologies along wich the corresponding types of mainstream knowledge are also discussed followed by an overview of their meaning for selection, systematization and structure of subject training.

Как известно, содержание подготовки учителей в вузе по той или иной специальности закладывается в образовательном стандарте, а затем в учебном плане данной специальности. В том числе определяется и содержание предметной подготовки в виде перечня специальных учебных дисциплин, различных видов учебной и производственной (педагогической) практики и т.д., указываются время на их усвоение и форма аттестации (зачет, экзамен и т.д.).

Для более глубокого рассмотрения этого вопроса необходимо обратиться к истории. Так, первые учебные планы технолого-экономических факультетов (раннее они назывались индустриально-педагогическими, общетехническими и т.п.), на которых готовились и готовятся в настоящее время учителя технологии и предпринимательства (трудового обучения) разрабатывались во второй половине XX века.

Так, в 1956 году на физико-математических факультетах педвузов были созданы отделения физики и основ производства, которые затем, в 1959 году, были реорганизованы в отделения физики, машиноведения и электротехники. На указанных отделениях осуществлялась подготовка учителей технических дисциплин и трудового обучения. Однако времени на техническую подготовку студентов отводилось мало. Кроме того, технические дисциплины в большинстве случаев рассматривались на этих отделениях как дополнительные, второстепенные. Поэтому выпускники не получали достаточной теоретической и практической подготовки.

В том же 1959 году в ряде педвузов страны были открыты индустриально-педагогические факультеты

(ИПФ). При разработке их учебных планов был изучен опыт существовавших в нашей стране в 20-30-х годах индустриально-педагогических институтов, которые готовили инженеров-педагогов по техническим дисциплинам, трудовому и производственному обучению. Вместе с тем, рассматривался и опыт преподавания технических дисциплин в технических вузах.

За основу специального цикла предметов учебного плана индустриально-педагогических факультетов был взят цикл технических дисциплин механико-технологического факультета технического вуза. В последующие годы специальный цикл предметов учебного плана претерпевал различные изменения, хотя основа в целом оставалась прежней.

Каков характер этих изменений и что вызывало их необходимость? Прежде всего, изменения в учебном плане ИПФ вызывались теми переменами, которые происходили в содержании и характере трудового обучения в школе. Так, во второй половине 50-х годов в средней школе преподавался курс «Основы производства» и такие общетехнические предметы, как «Машиноведение» и «Электротехника», которые в начале 60-х годов были упразднены. После выхода в свет Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» в школах было введено производственное обучение, овладение учащимися массовыми рабочими профессиями.

В середине 60-х годов производственное обучение школьников было заменено трудовым политехническим практикумом (по металлообработке, автомобилю,

электротехнике, рядом сельскохозяйственных практикумов и т.п.). Во второй половине 70-х годов XX века годов вместо практикумов стали вводиться так называемые направления углубленной трудовой подготовки. В соответствии с реформой 1984 года, в школу снова вводится профессиональное обучение.

В 90-е годы XX века начался новый поворот в трудовом обучении школьников — введение образовательной области «Технология». Все эти изменения так или иначе влияли на содержание и структуру предметной подготовки студентов ИПФ.

Первой попыткой упорядочить структуру специального цикла дисциплин учебного плана было объединение ряда технических дисциплин в комплексный курс «Машиноведение». Но это объединение было чисто механическим. Оно не позволило создать логически завершенную систему технических знаний.

Второй попыткой было объединение технических дисциплин в два курса: техническая механика и машиноведение. Но и она не привела к успеху, к необходимой систематизации предметной подготовки.

В настоящее время, когда в общеобразовательные учреждения внедрена предметная область «Технология», нужны новые подходы к отбору, систематизации и структурированию предметной подготовки студентов — будущих учителей технологии и предпринимательства.

Логично предположить, что если за основу отбора и систематизации содержания обучения технологии в общеобразовательных учреждениях положен процесс целенаправленного преобразования материалов, то и при подготовке учителей технологии и предпринимательства системообразующей основой содержания их специальной предметной подготовки должен быть также процесс целенаправленного преобразования материальной действительности [3].

В полном процессе преобразования материалов можно выделить пять конкретных технологий этого преобразования.

1. Технология деятельности по непосредственному осуществлению преобразовательного процесса.

2. Технология собственно преобразования материалов.

3. Технология преобразования энергии при функционировании технических средств технологической деятельности.

4. Информационные технологии, связанные с преобразованием материалов и энергии.

5. Социально-экономические технологии по преобразованию материалов, энергии и информации.

Каждая из этих технологий осуществляется на основе соответствующих знаний. Но среди них выделя-

ются ведущие знания, вокруг которых объединяются и систематизируются все другие виды, применяемые при осуществлении данной конкретной технологии.

В технологии деятельности по непосредственному преобразованию материалов на первый план выступают практические технические знания. Они являются ведущими. Вокруг них могут объединяться все другие знания. В подготовке учителя технологии и предпринимательства должна быть реализована система практических технических знаний и умений по конкретным технологиям, которым он будет обучать учащихся. Это, например, технологии обработки конструкционных материалов, технологии обработки тканей и др.

В технологии собственно преобразования материалов, безусловно, главными являются конкретные технологические знания. Однако наряду с ними необходимы знания самой процедуры разработки технологического процесса, процедуры технологического планирования.

Технология преобразования энергии, которая выражается в виде функционирования технических средств технологической деятельности, требует, прежде всего, овладения конструктивно-техническими знаниями, т.е. знаниями того, как устроены и как работают различные технические устройства и технические системы. Вместе с тем, как и в случае с технологиями собственно преобразования материалов, здесь необходимы знания и умения осуществлять процедуру конструирования технических средств.

Информационные технологии требуют как теоретических представлений о хранении, переработке и тиражировании информации, так и практических знаний и умений осуществлять эти операции с помощью различных технических устройств.

Социально-экономические технологии по преобразованию материалов связаны со знаниями маркетинга, менеджмента, знаниями предпринимательской деятельности в целом.

Если рассмотренные технологии, составляющие целостный процесс преобразования материалов спроецировать на учебный план подготовки студентов вуза по специальности «Технология и предпринимательство», на цикл дисциплин специальной предметной подготовки, то эти учебные дисциплины можно сгруппировать по указанным технологиям и соответствующим им видам ведущих технических знаний.

Первая группа дисциплин, связанная с технологией деятельности по непосредственному осуществлению преобразовательного процесса и формированию практических технических знании и умений, может состоять из следующих учебных предметов:

1. Технологический практикум (практикум в учебных мастерских).

2. Электротехнический практикум.

3. Практикум по автомобилям, тракторам и сельхозмашинам.

4. Практикум по информатике.

5. Практикум по техническому творчеству.

В существующем учебном плане специальности «Технология и предпринимательство» в таком виде указанные дисциплины не представлены, кроме технологического практикума. Они входят в виде лабо-раторно-практических работ в соответствующие курсы. Однако современный характер и содержание предметной области «Технология» в средних общеобразовательных учреждениях требует их выделения в такие самостоятельные виды учебной работы, как практикум.

Вторую группу учебных предметов, отражающих технологию собственно преобразования материалов, конкретные технологические знания, могут составить следующие учебные предметы:

1. Материаловедение.

2. Технология обработки конструкционных материалов.

3. Резание материалов, станки и инструменты.

4. Технологии машиностроения.

5. Основы стандартизации и технические измерения.

Здесь материаловедение выделено в самостоятельный учебный предмет, т.к. речь идет не об обработке материалов, а об их получении и свойствах. В свою очередь, предметы «Технология обработки конструкционных материалов» и «Резание материалов, станки и инструменты» вполне можно объединить в один курс, т.к. резание материалов — это один из способов обработки этих материалов, а станки и инструменты — это технологическая оснастка процесса их обработки.

Самой большой по количеству учебных дисциплин оказывается группа, которая включает в себя конструктивно-технические знание об устройстве и работе технических средств технологической деятельности, а по своей естественной сути — технологию преобразования различных видов энергии. По существующему учебному плану в эту группу можно включить следую -щие дисциплины:

1) теоретическую механику;

2) сопротивление материалов;

3) теорию механизмов и машин;

4) детали машин;

5) гидравлику и гидравлические машины;

6) теплотехнику и тепловые машины;

7) электротехнику;

8) радиоэлектронику.

Совокупность перечисленных дисциплин представляет наибольшую трудность для систематизации. Дело в том, что отбор и систематизация знаний в этих учебных, предметных и других технических дисциплинах был произведен и закрепился в практике специальных технических учебных заведении [1]. Естественно, что критерии отбора и систематизации технических знаний в этом случае формировались исходя из целей и задач этих учебных заведений. Все попытки как-то по другому построить эту совокупность технических знаний, привести их в систему, характерную для подготовки учителя трудового обучения (технологии и предпринимательства), не привели к успеху. Они заключались в простом механическом объединении ряда дисциплин с присвоением этому объединению (предмету) общего названия, например, машиноведение, техническая механика и др.

Цели и задачи изучения системы технических (технологических) знаний при подготовке учителя технологии и предпринимательства принципиально отличаются от аналогичных целей по подготовке ин -женера [1]. Это различие зависит от той роли, которую играют инженерные по своему изначальному предназначению технические знания в деятельности учителя технологии и предпринимательства.

Для инженера технические знания составляют основу его профессиональной деятельности. Основу же профессиональной деятельности учителя технологии и предпринимательства составляют психолого-педагогические, а технические знания являются базой, из которой черпается учебный материал для этой деятельности. Овладев технологическими знаниями в процессе специальной предметной подготовки в вузе, учитель технологии и предпринимательства в своей профессиональной деятельности передает их учащимся, осуществляет трансляцию технологической культуры, используя для этого примеры конкретных технологий. Формируя у учащихся целостную систему технологических знаний и включая их в различные виды технологической деятельности, учитель создает условия для благоприятного развития личности учащихся, для развития тех качеств и свойств, которые отражают потребности и самой личности, и общества. Исходя из этой роли технологических знаний в деятельности учителя технологии предпринимательства, можно определить соответствующие требования, для систематизации конструктивно-технических знаний, входящих в рассматриваемую группу.

Конструктивно-технические знания в подготовке инженера отбираются и систематизируются вокруг его конкретной специальности, специализации. Например, в подготовке инженера-электрика, по сравнению с инженером-механиком, будут преобладать электро-

технические дисциплины. Отбор содержания предметной подготовки инженера детерминирован требованиями соответствующего производства [2].

Учитель технологии и предпринимательства, осуществляя общеобразовательное обучение технологии, должен опираться на предельно широкую совокупность технических знаний и представлений о технологической среде в целом. Он должен рассматривать технику как множество технических систем, которые преобразуют энергию природы и используются человеком, в свою очередь, для преобразования материалов и информации. При этом, естественно, не должно быть подробной детализации и конкретизации технических явлений, процессов и технических нормативов, характерных для производственной инженерной деятельности.

Сам подход к изучению конструктивно-технических знаний должен быть несколько другим, нежели при подготовке инженера. Для инженера конструктивно-технические знания, знания техники важны как знания об орудиях технологической деятельности. Для учителя, кроме этого, необходимо понимание того, как техника постепенно берет на себя трудовые функции человека, становясь как бы его продолжением, продолжением его естественных рабочих органов; осознание того, как в технике проявляются сущностные силы человека. Ее изучение с таких позиций позволит учителю технологии и предпринимательства осуществлять гуманистический подход к технологическому обучению, что характерно для современной парадигмы образования.

Принципиально подход к систематизации конструктивно-технических знаний, как впрочем и других технических знаний, для подготовки учителя технологии и предпринимательства должен быть таким же, как и при определении содержания обучения технологии в общеобразовательных учреждениях. Разница должна быть только в широте и научной глубине раскрытия учебного материала с учетом познавательных возможностей студентов и требований профессиональной компетенции [2].

Научная глубина учебного материала определяется уровнем использования естественнонаучного и математического аппаратов при изложении (описании) технических явлений, объектов, процессов.

Исходя из этих позиций, за основу изучения конструктивно-технических знаний в предметной подготовке студентов можно взять группу учебных дисциплин предметной подготовки. Эти дисциплины в дальнейшем могут быть интегрированы в один курс, например «Общее техникознание», синтезирующий знания по теории механизмов и машин, деталям машин, гидравлике и гидравлическим машинам, теплотехнике и тепловым машинам, электротехнике и электронике.

В группу учебных предметов, раскрывающих информационные технологии, войдут информатика и информационные технологии, графика.

Группа социально-экономических технологий по преобразованию материалов будет представлена предпринимательскими дисциплинами.

Для обеспечения достаточно высокого научного уровня изучения рассмотренных групп учебных предметов в специальной предметной подготовке студентов, естественно, остаются общенаучные дисциплины: физика, математика и прикладная химия.

Таким образом, анализ содержания предметной подготовки учителей технологии и предпринимательства позволяет сформулировать определенные выводы и сделать некоторые практические рекомендации по определению этого содержания.

1. Содержание предметной подготовки учителей технологии и предпринимательства принципиально по своим системно-структурным характеристикам должно соответствовать содержанию предметной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях. Включаемые в содержание предметной подготовки знания изначально предназначались (и, соответственно, отбирались и систематизировались в науки, учебные дисциплины или курсы) для использования в практической производственной деятельности, в подготовке рабочих и инженерно-технических работников. Новая роль этих знаний требует и новых подходов к их раскрытию и усвоению.

2. Новая роль технологических знаний и умений, включенных в содержание предметной подготовки студентов — будущих учителей по специальности «Технология и предпринимательство», заключается в том, что они служат учителям этой специальности своеобразным инструментом формирования и развития личности учащегося, соответствующих ее сторон и личности в целом. Общий подход к раскрытию и усвоению знаний и умений в предметной подготовке студентов заключается в рассмотрении этих знаний и умений в системе полного процесса целенаправленного преобразования материалов.

3. Полный процесс преобразования материалов осуществляется с помощью ряда конкретных технологий этого преобразования: технологии деятельности по непосредственному осуществлению преобразовательного процесса, технологии собственно преобразования материалов, технологии преобразования энергии в технических устройствах, информационные и социально-экономические технологии, связанные с преобразованием материалов и энергии.

4. Выделенные пять конкретных технологий по осуществлению указанного полного процесса преоб-

разования материалов определяют соответствующие им виды ведущих знаний по осуществлению этих технологий. Данное соответствие выражается следующим образом: технологии деятельности по непосредственному осуществлению преобразовательного процесса соответствуют и являются ведущими практические технические знания и умения; технологии собственно преобразования материалов соответствуют конкретные технологические знания; технологии преобразования энергии при функционировании орудий труда (техники) соответствуют конструктивно-технические знания; информационным технологиям, используемым при преобразовании материалов и энергии соответствуют

информационно-технические знания; социально-экономическим технологиям по преобразованию материалов, энергии и информации соответствуют пограничные с техническими социально-технические и технико-экономические знания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Муравьев, Е.М. Методическая подготовка учителей технологии и предпринимательства / Е.М. Муравьев. - Брянск: БГУ, 2004. - 214 с.

2. Основы методики трудового и профессионального образования / под ред. В.А. Полякова. - М.: Педагогика, 2003. - 246 с.

3. Самородский, П.С. Проектно-технологическая подготовка школьников и будущих учителей технологии / П.С. Самородский. -Брянск: БГУ, 2004. - 258 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.