Научная статья на тему 'Структура и содержание правового сознания в правовом образовании студентов вузов'

Структура и содержание правового сознания в правовом образовании студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / LEGAL CONSCIOUSNESS / FORMATION / SOCIAL INSTITUTES / PREPARATION SPECIALIST / THE INDIVIDUAL AND MASS CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щуров Евгений Андреевич

Данная статья посвящена структуре и содержанию правового сознания в правовом образовании студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Given article is dedicated to structure and contents of the legal consciousness in правовом formation student.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание правового сознания в правовом образовании студентов вузов»

Щуров Евгений Андреевич

кандидат юридических наук, доцент (тел.: 89286652879)

Структура и содержание правового сознания в правовом образовании студентов вузов

Аннотация

Данная статья посвящена структуре и содержанию правового сознания в правовом образовании студентов.

Annotation

Given article is dedicated to structure and contents of the legal consciousness in правовом formation student.

Ключевые слова: правовое сознание, образование, социальные институты, подготовка специалистов, индивидуальное и массовое сознание.

Keywords: legal consciousness, formation, social institutes, preparation specialist, the individual and mass consciousness.

При рассмотрении вопросов, связанных с правовым образованием, особое значение приобретает проблема сознания человека, поскольку все стороны его отношения к обществу и взаимодействия с ним осуществляются либо на основе опыта предшествующих поколений, либо на основе собственного понимания. Можно сказать, что в науке возникло особое направление исследований в сфере индивидуального и массового сознания, обозначаемого как правовое, представляющее собой духовно-практическое освоение действительности, характеризуемое как принципиально новое отношение к миру - стремление к адаптации, гармонизации взаимосвязей в системе "Человек и Право".

Формирование правового сознания напрямую связано с правовым образованием, осуществляемым различными социальными институтами общества. Повышенное внимание к праву как социокультурному явлению обусловлено целым рядом обстоятельств. Право стало рассматриваться как источник, инструмент общественных преобразований, как наиболее эффективный, уникальный в своем роде регулятор жизни общества. Особое место среди них занимает высшая профессиональная школа. Правовая культура является интегральной частью всей культуры общества. Отсюда стремление выявить потенциал права, найти возможности формирования правового сознания.

Задачами развития современного общества обусловлена необходимость социокультурного подхода в формировании правового сознания, позволяющего выявить его многообразные связи с конкретно-историческими особенностями развития того или иного общества. В качестве особой области правового образования является подготовки специалиста в вузе социокультурной сферы, обладающего сформированным правовым сознанием. Исходя из тезиса о том, что выпускник вуза социокультурной сферы должен осознавать себя субъектом общей и правовой культуры, их носителем, необходимо определить личностные качества такого выпускника и детерминанты их становления, что является важной проблемой профессионального образования.

Большой исследовательской интерес представляет право, как культурный феномен в его взаимосвязи с моралью, с нравственностью общества. Этим обусловлена необходимость комплексного изучение проблем формирования правового сознания в контексте социокультурной вопросов развития современного общества, формирования правовой культуры, обучения специалистов, способных быть проводниками правового образования в обществе.

Анализ источников в контексте проблемы позволило сформулировать понятие "правое сознание", представляющее совокупность знаний и чувств, выражающих отношение людей к действующему праву. Отметим, что правое сознание представляет собой одну из форм общественного сознания. Как и иные формы

_302

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2011 №3 (35)

общественного сознания (мораль, религия, искусство, наука, философия), правое сознание выступает способом познания действительности. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правого сознания, но не способно устранить исходного культурно-исторического смысла правого сознания личности.

Как показал теоретический анализ имеющихся исследований по проблеме в ретроспективном аспекте, истоки осмысления феномена сознания восходят к культуре древних цивилизаций, а сами исследования этого периода носят метафизический характер. Эта проблемы вызывает интерес на протяжении многих веков. Так еще в V в. до н.э. началась эпоха систематического изучения сознания и его атрибутов в трудах Аристотеля, Платона, Сократа, а в период с XIII по XV вв. происходит философско-богословского осмысление проблемы сознания в работах Ф. Аквинского, Н. Кавасила, Г. Палама, Г. Синаита и др. Ф.Бэкон, Т.Кампанелла, М. Монтень рассматривают проблему сознания с материалистических позиций, что было продолжено в трудах Дж. Беркли, Г. Лейбница, Дж. Локка, Д. Юма и др.

Подробно работа сознания впервые описана И.Кантом, в трудах которого представлены понятия "рассудок" и "разум". Ф. Гегелем осуществил обширное исследование генезиса сознания человека и выделил в нем три этапа: собственно сознание, самосознание и разум.

В исследованиях ученых прошлого века сложились разные направления изучения сознания (позитивистское, антропологическое, феноменологическое, информационное). Особенностью современного этапа изучения проблемы сознания является рассмотрение его в контексте понятия "личность": личность как носитель сознания (К.К. Платонов); сознание личности как чувственная часть образа, значение и смысл (А.Н. Леонтьев); целостность личности определяется через синергизм процессов сознания (Н.М. Бахтин) и т.п. В работах В.П. Зинченко, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, О.К. Тихомирова и др. выделены функции сознания (отражательная, порождающая, регулятивно-оценочная и рефлексивная) и пути его становления.

Проблемы общественного сознания (и правового, в частности) рассматриваются М.Фуко, К.Леви-Строссом и др. В аспекте связи

правосознания и правовой культуры интерес представляют труды В.Г. Афанасьева, П.П.Баранова,В.Н.Кудрявцева, В.П.Казимирчука, В.И.Каминской и др. Проблемы формирования правовой установки в связи с развитием правовой культуры отражены в работах Н.Л.Гранат, В.И.Калинской, Т.В.Синюкова, А.Р Ратинова и др.

Отметим, что тема сознания является одной из наиболее сложных и дискуссируемых в современной науке, что объясняется многогранностью и многоаспектностью его исследования. Исходя из экскурса в историю вопроса, классификация дефиниций его представлена в трудах ученых Исходя из этого, сознание мы понимаем как высшую, интегрирующую форму психики, заключающуюся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании действительности.

В исследованиях, посвященных правовому сознанию, также указывается на сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правовое сознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

В контексте формирования правового сознания студентов социокультурной сферы

продуктивной методологией является рассмотрение правовой психологии, отражающей обыденный уровень общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология -своего рода пласт правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.

Важнейшей составляющей формирования правового сознания является эмоциональный фон обучения: радость или огорчение по поводу освоения правовых норм, чувство удовлетворения или недовольства уровнем правовой культуры общества, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям юридических запретов. Все это правовые чувства (эмоции) и в совокупности они образуют в общественном сознании сферу правовой психологии.

При освоении юридических дисциплин в процессе обучения в вузе правовая психология играет важную роль в структуре правого сознания ^^

303

как форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента.

Целью и результатом обучения студентов в вузе, формирования у них правового сознания становится гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Без освоения основ правовой психологии не могут быть сформированы человеческие чувства, оценки и реакции: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики, и, в конечном счете, правовой культуры.

При этом следует учитывать, что правовая психология область знаний не лежащая на поверхности и проявляется непосредственно через восприятие и понимание сферы правового отражения. От того, как будет сформирована правовая психология личности, ее реакции на право, законодательство, будет зависеть, в конечном счете, успех или неудача тех или иных законодательных программ. Все это приводит к серьезным проблемам в реализации законодательства, порождает многочисленные трудности в деятельности специалистов различных сфер деятельности. Игнорирование юридической психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей - общественно полезных.

При формировании правового сознания следует учитывать и то, что правовая психология, будучи сама по себе регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного: проявления психических реакций и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного вовлечена в правовые представления, через стереотипы, привычки, и т.д., находит выражение в таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект, привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.

Следовательно, при формировании правового сознания в процессе обучения студентов в вузе правовая психология значимая сфера общественного сознания, которая в конечном счете формирует правовую культуру.

Кроме правовой психологии в структуру правого сознания включается правовая идеология, которая, в отличие от психологического восприятия окружающего

мира, соответствует уровню научно-теоретического отражения и освоения действительности. Правовая идеология представляет синтез правовых знаний, в целом правовой культуры, который в необходим не только специалистам, но и широким слоям населения, конкретно каждому человеку, пропагандируя смысл жизни, работы, ориентируя их в сложном и противоречивом мире.

Правовая идеология характеризует важнейшие культурно-правовые ценности, нравственный потенциал общества. Отметим, что правовая идеология представляет совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность. По сравнению с правовой психологией, в основе которой психологические переживания людей, идеология характеризуется научным осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях, а в качестве самостоятельного элемента общества. Именно в сфере идеологии находят отражение потребности и интересы социальных групп, классов, народов, государств, мировое сообщество в целом. Элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности. та Отражая идеологические доктрины, создаваемые учеными, философами, общественно-политическими деятелями, далее идеологические установки становится достоянием многих людей, которые достигают в своем сознании целостного отражения государства и права.

При формировании правового сознания студентов следует учитывать, что правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, чувственный аспект, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права. Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить многие современные концепции правового познания. Кроме этого, сфера действия правовой идеологии не индивидуальные и массовые отношения людей, что характерно для правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточно оформленных социальных сообществ.

Таким образом, правовое сознание в контексте формирования у студентов знаний, умений и навыков данной сферы мы рассматриваем как интегрированную деятельность, которая может быть решена в процессе правового образования.

_304

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2011 №3 (35)

1. Алексеев С. С. Тайна права: его понимание, назначение, социальная ценность. М., 2001.

2. Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права. Курс лекций /Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.

3. Баранов П.П. Юридическая психология. -Ростов н/Д: "Феникс", 2004.

4. Гусейнов А.И. Проблемы развития современной правовой культуры. // Вопросы культурологии. № 8. 2006. С.27-32.

5. Долгополов, О.А. Организация правового воспитания в современной России: автореф.

дис. ... канд. юрид. наук / О.А. Долгополов. Рязань, 2004. С. 12.

6. Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дисс.: канд. юрид. наук. - Ростов н/Д, 1999.

7. Куликова, А.В. Проблемы формирования правовой культуры населения России: дис. ... канд. социол. наук/А.В. Куликова. Н.Новгород, 2005.

8. Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дисс.: канд. юрид. наук.М., 2001.

305

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.