УДК 378 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ МО РФ
Павел Александрович Сошкин, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
Автор статьи отмечает, что в настоящее у офицеров недостаточная мотивация на педагогическую деятельность. Это негативно сказывается на качестве образовательного процесса в вузах Вооруженных Сил Российской Федерации. Задача совершенствования профессиональной подготовки офицеров к педагогической деятельности требует разработки и внедрения эффективной концепции их обучения. Автор отмечает, что концепция профессиональной подготовки офицеров к педагогической деятельности должна обеспечивать целенаправленное приобретение ими педагогических знаний, навыков, умений с постоянным развитием творчества и личностных качеств, необходимых преподавателям.
Ключевые слова: структура и содержание концепции; мотивация; педагогическая деятельность; офицеры; компонентное структурирование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p148-152 STRUCTURE AND CONTENT OF THE CONCEPT OF PREPARATION OF OFFICERS TO PEDAGOGICAL ACTIVITY IN UNIVERSITIES OF MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Pavel Aleksandrovich Soshkin, the candidate of medical sciences, senior teacher, Military Medical Academy named after S.M. Kirov, St.-Petersburg
Annotation
The author of article notes that in the present the officers have insufficient motivation to pedagogical activity. It negatively affects quality of educational process in higher education institutions of Armed forces of the Russian Federation. The problem of improvement of vocational training of officers to pedagogical activity requires development and introduction of the effective concept of their training. The author notes that the concept of vocational training of officers to pedagogical activity has to provide a purposeful acquiring of pedagogical knowledge, skills, abilities by them with continuous development of creativity and personal qualities necessary for teachers.
Keywords: structure and contents of concept, motivation, pedagogical activity, officers, component structuring.
В настоящее время переучивание офицеров на педагогическую деятельность сопряжено с большими трудностями. Для этого необходимо научное обоснование и разработка соответствующей концепции профессиональной подготовки офицеров к педагогической деятельности. Педагогическая деятельность требует от офицеров не только педагогических знаний, навыков, умений, но и проявления творчества. Творчество - психологически сложный процесс, высший уровень познания. Оно не исчерпывается какой-либо одной стороной, а существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Творчество в процессе педагогической деятельности тесно связано со свойствами личности офицера (характером, способностями, интересами и т.д.).
Учитывая тот факт, что нас интересует, прежде всего, педагогическая деятельность офицера, можно с полной уверенностью отметить, что офицер, не обладающий такими свойствами, как творчество, на самом деле, не является педагогом. Ведь профессия педагога предполагает, прежде всего, творческую деятельность. Реализация данной специфической деятельности возможна лишь при условии достаточно сформированной творческой направленности личности офицера. Лишь при наличии способности к творческой деятельности есть смысл говорить о профессиональной компетентности педагога [1-
13].
Творчество - вершина познавательной деятельности, которая достигается человеком лишь при условии накопления необходимого количества знаний. Поэтому структура и содержание концепции подготовки офицеров к педагогической деятельности должны быть ориентированы на развитие у офицеров, прежде всего, творчества. Процесс профессиональной подготовки офицеров к педагогической деятельности должен быть разделен на следующие этапы:
1) накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулирования педагогической задачи;
2) сосредоточение усилий на поиски дополнительной информации о решении педагогической задачи. Если задача все же не поддается решению, наступает следующий этап;
3) уход от проблемы, переключение на другой вид педагогической деятельности. Этот период принято называть периодом инкубации, требующей сосредоточенности и логических рассуждений;
4) после этого появляется весьма скромного масштаба догадка решения педагогической задачи;
5) на заключительном этапе возникает желание проверки правильности решения педагогической задачи.
Таким образом, исходя из вышеизложенных рассуждений, вполне обоснованно построение соответствующей концепции профессиональной подготовки офицеров к педагогической деятельности (рис.1).
На наш взгляд, данная концепция позволяет достичь не только соответствующего уровня профессиональной ориентации офицеров на педагогическую деятельность, но и подготовить их к эффективной педагогической работе.
Творчество предполагает установление факта существования педагогических явлений, процессов, а, главное, вскрытие причин, их порождающих. Оно предполагает установление логической цепи порождающих и порождаемых явлений, фактов, событий в педагогике.
Необходимо также отметить, что творчество - это не сплошной и непрерывный процесс. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Психологами и педагогами уделено много внимания изучению высшего, кульминационного творческого состояния - вдохновения.
Вдохновение - состояние высшего подъема в педагогической деятельности, при котором познавательная и эмоциональная сфера представляют единое целое и направлены на решение задачи, состояние, при котором достигается максимальный результат.
В состоянии вдохновения, педагог может найти решение проблемы, над которой работал длительное время. Состояние вдохновения непродолжительно. У разных людей оно может длиться от нескольких часов до нескольких дней. Верным направлением в решении данной проблемы зарекомендовал себя проблемно-деятельностный подход к обучению, гармонично синтезирующий весь накопленный педагогический опыт. Именно данному опыту есть смысл уделить достаточное внимание в процессе определения наиболее эффективных путей профессиональной подготовки офицеров к педагогической деятельности.
Развитие интеллектуально-логических способностей у будущего педагога без всякого преувеличения можно назвать проблемой номер один. Нет необходимости доказывать важность таких свойств личности педагога, как способность усматривать в сложном явлении, процессе основное и второстепенное, выделять самое существенное, самое главное.
СТРУКТУРА КОНЦЕПЦИИ
СТРУКТУРНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ
СОДЕРЖАНИЕ
НАЗВАНИЕ
Педагогическая концепция комплексной системы подготовки к педагогической деятельности офицеров Вооруженных Сил РФ
ПОНЯТИЙНАЯ
2 СУЩНОСТЬ ,
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ
і 1 *
Научно-
методический
Психологопедагогическое обоснование целей, задач содержания, методов и форм подготовки
Процессуальный
Описание процесса достижения результатов подготовки офицеров к педагогической деятельности
Деятельностный
Осуществление процесса подготовки офицеров к педагогической деятельности
3 МОТИВАЦИОННАЯ 1 СУЩНОСТЬ Г
4 ИСТОЧНИКИ 1 КОНЦЕПЦИИ Г
5 ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ V КОНЦЕПЦИИ
6 КОМПОНЕНТНОЕ 1 СТРУКТУРИРОВАНИЕ Г
7 УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ 1 ИННОВАЦИЙ Г
ь
ь
ь
ь
ь
Выявление противоречий на основе анализа исследований в сфере подготовки офицеров к педагогической деятельности в вузах
Синтез педагогической науки и практики, появление новых методик и технологий обучения
Авторские методики подготовки офицеров к педагогической деятельности в вузах МО РФ
Структура и содержание системы подготовки офицеров МО РФ к педагогической деятельности в вузах МО РФ
Реализация организационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих высокое качество подготовки офицеров
Рис. 1. Структура и содержание концепции подготовки офицеров к педагогической деятельности в вузах МО РФ
ВЫВОД. Таким образом, разработанная концепция профессиональной подготовки офицеров к педагогической деятельности учитывает не только современные взгляды на образовательный процесс, но и специфику развития личностных качеств, необходимых
преподавателям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.
3. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В. А. Чистяков // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.
4. Григорьев, В.И. Государственный образовательный стандарт - стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах / В.И. Григорьев, Д.Н. Дави-денко, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 39-45.
5. Зюкин, А. В., Психолого-педагогические условия, необходимые для подготовки сотрудников ОВД к работе с молодежью / А.В. Зюкин, Р. А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 32-35.
6. Ключникова, Н.Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза / Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 8 (42). - С. 48-53.
7. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.
8. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.
9. Сошкин, П.А. Педагогическая технология формирования ценностных ориентаций у офицеров в процессе их подготовки к педагогической деятельности в военноучебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89). - С. 126-129.
10. Сошкин, П.А. Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования у офицеров базовых ценностей педагогической деятельности / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 86-89.
11. Сошкин, П.А. Модель формирования базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 147-150.
12. Сошкин П. А. Модель профессиональной подготовки офицеров МО России к педагогической деятельности / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 124-128.
13. Щеголев, В.А. Физическая культура и спорт как средство профессиональноориентированного воспитания студенческой молодежи : монография / В. А. Щеголев, Ю.Н. Щедрин ; С.-Петерб. гос. ун-т информ. технологий механики и оптики. - СПб. : Изд-во СПб ГУИТМО, 2011. - 216 с.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), “Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Zaitcev (2012), “Pedagogical model of ensuring the physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9 pp. 38-42.
3. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.
4. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "The state educational standard - the stabilization instrument of development of physical culture in higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4 pp. 39-45.
5. Zyukin, A.V. and Layshev, R.A. (2012), “Psychologically pedagogical conditions necessary for preparation of internal affairs department staff to work with youth”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 9387, No. 11, pp. 32-35.
6. Kljuchnikova, N.N. (2008), “Psychological technology of formation of valuable orientations in the course of professional development of students of technical college”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 48-53.
7. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 146-148.
8. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No.
5, pp. 127-130.
9. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 126-129.
10. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No.
8, pp. 86-89.
11. Soshkin, P.A. (2012),”Model of formation of the base values of pedagogical activity among the officers”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 147150.
12. Soshkin, P.A. (2012), “Model of vocational training of Ministry of Defense' officers of Russia to pedagogical activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 124-128.
13. Schegolev, V.A. and Schedrin, Yu.N. (2011), Physical culture and sport as means professional the focused education of student’s youth: monograph, publishing house “SPbSUCMO”, St.-Petersburg, Russian Federation
Контактная информация: sdd@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.01.2013.