Библиографический список
1. Маматова К.Б., Назарбекова Д.Н. Краткий обзор методик при изучении английского языка. Available at: http://arch.kyrlibnet.kg/ uploads/kgusta
2. Дуранов М.Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследование и организация: монография. Москва, 2009.
3. Найн А.Я., Уметбаев З.М. Современный словарь-справочник молодого исследователя. Челябинск, 2007.
4. Белогуров А.Ю. Стратегия и методология управления профессионально-личностным развитием студента в контексте социокультурной модернизации профессионального образования. Современное непрерывное образование и инновационное развитие. 2012: 28 - 32.
5. Ульянова Е.В. Профессионально-личностное развитие студентов - будущих специалистов социальной сферы в учебном процессе. Вестник Волжского института экономики и менеджмента Высшей школы коммерции. Серия 3: Педагогика и психология. 2003; 1: 107 - 108.
6. Ожогина М.М. Профессионально-личностное развитие студентов средствами иностранного языка. Гуманитарные проблемы современности: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2009: 421 - 422.
References
1. Mamatova K.B., Nazarbekova D.N. Kratkij obzor metodik pri izuchenii anglijskogo yazyka. Available at: http://arch.kyrlibnet.kg/uploads/ kgusta
2. Duranov M.E. Pedagogicheskij process i pedagogicheskaya deyatel'nost': problemy, issledovanie i organizaciya: monografiya. Moskva, 2009.
3. Najn A.Ya., Umetbaev Z.M. Sovremennyjslovar-spravochnikmolodogo issledovatelya. Chelyabinsk, 2007.
4. Belogurov A.Yu. Strategiya i metodologiya upravleniya professional'no-lichnostnym razvitiem studenta v kontekste sociokul'turnoj modernizacii professional'nogo obrazovaniya. Sovremennoe nepreryvnoe obrazovanie i innovacionnoe razvitie. 2012: 28 - 32.
5. Ul'yanova E.V. Professional'no-lichnostnoe razvitie studentov - buduschih specialistov social'noj sfery v uchebnom processe. Vestnik Volzhskogo instituta 'ekonomiki i menedzhmenta Vysshejshkoly kommercii. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2003; 1: 107 - 108.
6. Ozhogina M.M. Professional'no-lichnostnoe razvitie studentov sredstvami inostrannogo yazyka. Gumanitarnye problemy sovremennosti: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2009: 421 - 422.
Статья поступила в редакцию 14.08.17
УДК: 378.046.4
Dubovitsky I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Psychology and Education, Gzhelsk State University (Gzhelsk, Russia), E-mail: dinigor@narod.ru
Uvarovа N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Education, Gzhelsk State University (Gzhelsk, Russia), E-mail: n.n.uvarova@mail.ru
Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Education, Gzhelsk State University (Gzhelsk, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
THE STRUCTURE AND CONTENTS OF THE CODE OF PROFESSIONAL ETHICS OF THE TEACHER IN THE CONTEXT OF PRACTICAL REALIZATION OF THE HUMANISTIC IDEAS IN EDUCATIONAL PRACTICE. The article proposes various approaches to define the structure and contents of the code of professional ethics of a teacher. The code of professional ethics of the teacher determines the set of moral requirements, arising from the principles and norms of pedagogical ethics, for they regulate the behavior of the teacher and the system of relations in the process of pedagogical activities. The code defines the principles of professional conduct of the teacher. The research reveals a fact that the dominant in Russian educational practice is a humanistic paradigm. Thus, the ethical code of the modern teacher is considered in the context of humanistic ideas. Key words: educator, humanistic paradigm, code of ethics of teachers.
И.Н. Дубовицкий, канд. пед. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики Гжельского государственного университета, г. Гжельск, E-mail: dinigor@narod.ru
Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц. каф. психологии и педагогики Гжельского государственного университета, г. Гжельск, E-mail: n.n.uvarova@mail.ru
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. психологии и педагогики Гжельского государственного университета, г. Гжельск, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОДЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
В статье рассмотрены различные подходы к определению структуры и содержания кодекса профессиональной этики педагога. Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, регулирует поведение педагога и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Тем самым можно сказать, что кодекс определяет принципы профессионального поведения педагога. С учётом того, что главенствующей на настоящий момент в отечественной образовательной практике является гуманистическая парадигма, то этический кодекс современного педагога рассматривается в контексте гуманистических идей. Ключевые слова: педагог, гуманистическая парадигма, этический кодекс педагога.
Существующие противоречия в социально-культурной и экономической сферах российского общества вызывают потребность их эффективного разрешения, в том числе, через профессиональную подготовку специалистов, обладающих необходимыми знаниями, умениями, качествами личности, призванных на основе гуманистических убеждений способствовать возрождению нравственно-этических основ социальной жизни, обеспечивающих реализацию духовного и экономического потенциала социума.
Под этикой в широком смысле понимается «система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни» [1]. Основной сферой общественной жизни можно считать трудовую деятельность, в которой специфические отношения людей друг к другу и к обществу, регулирующие эти взаимоотношения нравственные нормы определяют благополучие многих людей. Профессиональная этика представляет собой «совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отноше-
ние человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а также взаимоотношения людей в трудовой деятельности» [2].
Её содержанием можно считать:
- нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений. Являющихся оптимальными с точки зрения профессиональной деятельности, выполняемой людьми;
- обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.
Профессиональная этика изучает [3]:
• качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;
• нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности (педагог - ученик, врач - больной, продавец - покупатель);
• взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;
• цели и методы профессионального обучения и воспитания.
Анализ в данной области позволяет выделить виды и подвиды профессиональной этики в зависимости от сферы трудовой деятельности. Так, в педагогической этике выделяются этика педагогов общеобразовательных учебных заведений, преподавателей высшей школы, педагогов дошкольного воспитания и т. д.
Выделение видов и подвидов профессиональной этики свидетельствует о многообразии нормативных требований к специалистам, необходимости учитывать специфику моральных отношений в каждой конкретной сфере профессионального труда. Важно отметить, специфические аспекты в реализации норм и принципов морали, которые характеризуют тот или иной вид этики. Всё это, в свою очередь, составляет содержание профессионального морального кодекса.
Педагогическая этика, изучающая особенности педагогической морали, её принципы и функции, является достаточно разработанной. Педагогическая этика представляет собой базу для основ педагогического этикета. Его сущность заключается в «совокупности правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения: педагог должен любить свою профессию, должен знать психологию учащихся, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности» [3].
Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, регулирует поведение педагога и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Тем самым, можно сказать, что кодекс определяет принципы профессионального поведения педагога.
Одной из основ кодекса профессиональной этики педагога является установление основных требований, которые определяют отношение педагога к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективу и т. д.
Стоит отметить, что первые попытки создания профессионального этического кодекса педагога относятся к концу ХХ века. Существуют различные варианты структурного содержания кодекса. Так, Л.Л. Шевченко предлагает следующие основные разделы профессионального кодекса педагога [4]:
1. Отношение педагога к своему труду.
2. Отношение педагога к учащемуся.
3. Отношение педагога к ученическому коллективу.
4. Отношение педагога к родителям учащихся.
5. Отношение педагога к своим коллегам.
6. Отношение педагога к педагогическому коллективу.
7. Отношение педагога к самому себе.
8. Отношение педагога к руководителю школы.
9. Отношение педагога к обществу.
10. Отношение руководителя школы к педагогическому коллективу.
11. Отношение руководителей школы к своей деятельности.
12. Отношение руководителя школы к самому себе.
В XXI веке данной проблеме было уделено особое внимание и педагогическим сообществом было предложено обсудить проект профессионального кодекса педагога.
Было предложено разделить кодекс на три основных раздела:
Во многих образовательных организациях структура кодекса включает идеологическую часть о миссии и ценностях организации.
Таблица 1
Основные разделы кодекса профессиональной этики педагога
1 раздел 2 раздел 3 раздел
Нравственные и этические нормы поведения педагога Требования к личностным качествам педагога, Взаимоотношения педагога с учениками, педагогическим сообществом, родителями учеников, государством
При этом кодекс адресован всем работникам образовательной организации и может иметь сложное специфическое содержание:
• введение;
• основная миссия организации, ее цели;
• основные нормы поведения педагога;
• общение педагога с обучающимися;
• взаимоотношения с администрацией;
• общение с родителями и официальными представителями обучающихся;
• отношения между коллегами;
• взаимоотношения с обществом;
• традиции образовательной организации;
• конкурсы профессионального мастерства;
• взаимоотношения с другими организациями;
• требования к деловому костюму работников организации.
Содержание кодекса позволяет определить основные подходы к установлению эффективного взаимодействия с учащимися [5]:
1) уважение личности обучающегося;
2) обращение к обучающимся по имени;
3) общение, исключающее крики и оскорбления в адрес обучающегося;
4) совместное планирование с обучающимися учебной и внеучебной деятельности;
5) создание условий для развития индивидуальности каждого учащегося;
6) диагностика и дальнейшее развитие индивидуальных положительных качеств учащихся;
7) создание условий для реализации права учащихся на собственное мнение и выбор (если это не противоречит практике гуманизма, в том числе и по отношению к другим учащимся).
По отношению к родителям учащихся этический кодекс педагога предъявляет следующие требования:
1) нравственная ответственность перед родителями за результаты обучения и воспитания их детей;
2) постоянный контакт с родителями учащихся, получение всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе педагога, выработка общих требований и позиций на процесс обучения и воспитания;
3) повышение авторитета родителей в глазах детей;
4) недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей;
5) тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствование их педагогических взглядов;
6) анализ критических замечаний родителей обучающихся по отношению к педагогу.
Таким образом, становление современного информационного общества сопряжено с возрастанием значимости компетентности, профессионализма, изменениями в традиционных сферах труда. Нравственность педагога, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам имеет первостепенное значение для духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся. Поэтому на современном этапе модернизации образования соблюдение педагогами норм корпоративной этики является остро необходимым условием эффективного существования. Профессионально-этический кодекс педагога предназначен для практического регулирования его профессионального поведения, отношений и действий педагога, призван способствовать его интеграции в общество на гуманной основе.
Библиографический список
1. Шарова Л.М. Формирование профессионально-этической культуры будущего учителя в процессе педагогического общения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Брянск, 2003.
2. Этика деловых отношений: учебник. Под редакцией А.Я. Кибанова. Москва, 2002.
3. Профессиональная этика и этикет: учебник. Владивосток, 2005.
4. Шевченко Л.Л. Учитель. Педагогические условия воспитания нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе вуза: монография. Москва, 2010.
5. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие. Москва, 1993.
6. Костина Е.А. Кросс-культурность высшего профессионального образования. Вестник Академии права и управления. 2015; 40: 175 - 184.
7. Костина Е.А. Культуроцентричность образования - требование современного этапа развития общества. Учёные записки Российского государственного социального университета. 2010: 6: 60 - 63.
8. Костина Е.А. Кросс-культурность в философской мысли как основа кросс-культурности в образовании. Философия образования. 2015; 5 (62): 84 - 101.
References
1. Sharova L.M. Formirovanieprofessional'no-'eticheskojkul'turybuduschego uchitelya vprocessepedagogicheskogo obscheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bryansk, 2003.
2. 'Etika delovyh otnoshenij: uchebnik. Pod redakciej A.Ya. Kibanova. Moskva, 2002.
3. Professional'naya 'etika i 'etiket: uchebnik. Vladivostok, 2005.
4. Shevchenko L.L. Uchitel'. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya nravstvennojkul'tury vuchebno-vospitatel'nom processe vuza: monografiya. Moskva, 2010.
5. Formirovanie professional'noj kul'tury uchitelya: uchebnoe posobie. Moskva, 1993.
6. Kostina E.A. Kross-kul'turnost' vysshego professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2015; 40: 175 - 184.
7. Kostina E.A. Kul'turocentrichnost' obrazovaniya - trebovanie sovremennogo 'etapa razvitiya obschestva. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2010: 6: 60 - 63.
8. Kostina E.A. Kross-kul'turnost' v filosofskoj mysli kak osnova kross-kul'turnosti v obrazovanii. Filosofiya obrazovaniya. 2015; 5 (62): 84 - 101.
Статья поступила в редакцию 08.08.17
УДК 378
Pavlova L.E., teacher of the Children's School of Arts n.a. M.I. Glinka (St. Petersburg, Russia), E-mail: avgusta14@list.ru
METHODS OF LEARNING TO PLAY THE ELECTRONIC MUSICAL KEYBOARD SYNTHESIZER AT A CHILDREN'S SCHOOL OF ARTS: ELEMENTARY STAGE OF EDUCATION. The use of innovative learning tools, modern musical and computer technologies help to empower a teacher of musical disciplines the at a children's music school and at a children's arts school. Electronic musical instruments, their various versions, and especially electronic music keyboard of a synthesizer are a valuable devices assisting teachers in their musical-creative and musical-educational activity at disciplines of musical instruments performing. The article discusses the electronic musical keyboard synthesizer lessons in learning to play a musical instrument as a means of learning the arts of mastery in a children's music school.
Key words: electronic musical instrument, music education, musical computer technologies, electronic musical keyboard synthesizer, methods of learning to play an electronic musical instrument.
Л.Э. Павлова, преп. детской школы искусств им. М.И. Глинки, г. Санкт-Петербург, E-mail: avgusta14@list.ru
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОННОМ КЛАВИШНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ СИНТЕЗАТОРЕ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ: НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
Применение инновационных средств обучения, современных музыкально-компьютерных технологий помогает расширить возможности преподавателя музыкальных дисциплин детской музыкальной школы и детской школы искусств. Электронные музыкальные инструменты, их многообразные варианты исполнения, и, особенно, электронный музыкальный клавишный синтезатор - это ценный помощник в музыкально-творческой и музыкально-образовательной деятельности преподавателя музыкально-исполнительских дисциплин. В статье рассматриваются возможности электронного музыкального клавишного синтезатора на уроках обучения игре на музыкальном инструменте как средство обучения искусству исполнительского мастерства в детской музыкальных школах и детских школах искусств.
Ключевые слова: электронный музыкальный инструмент, музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии, электронный клавишный музыкальный синтезатор, методика обучения игре на электронном музыкальном инструменте.
Сейчас уже не возникает сомнений, что дальнейшее развитие музыкального образования должно опираться на передовые достижения науки и техники. Многие музыканты, учёные, педагоги отмечают в своих трудах возникшую необходимость выработки новых подходов и образовательных систем для реализации музыкально-образовательного процесса в Школе цифрового века (см., например, работы [1; 2; 3; 4]). Использование музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [5; 6; 7] необходимо для подготовки грамотных музыкантов, а так же для совершенствования методов обучения подрастающего поколения. Активное внедрение технических новшеств, связанных с компьютерными технологиями и электроакустикой, стимулирует поиск новых методик и форм работы с детьми [8; 9]. В огромном многообразии возникающих музыкальных явлений клавишный синтезатор постепенно становится незаменимым для учебно-художественной деятельности. Музыкальный компьютер (МК) как средство обучения современным видам художественного творчества в детских
музыкальных школах и детских школах искусств широко используется педагогами-музыкантами [10; 11].
На подготовительном отделении музыкальной школы дети начинают учиться с 3-4 лет. С 4,5 - 5 лет можно начинать обучение на электронном отделении детской музыкальной школы или детской школы искусств. Знакомство с миром музыки малыш начинает с развивающих музыкальных программ («Дракоша в мире музыки» и т.д.) и с классических форм преподнесения музыкального материала. Изучение нот, длительностей и музыкальных инструментов проходит в игровой форме. Обучение музыкальным основам с помощью МК и музыкального клавишного синтезатора - электронного музыкального инструмента (ЭМИ) -заинтересовывает, увлекает и помогает закрепить материал [12; 13]. Электронный музыкальный клавишный синтезатор (который, по сути своей, является полноценным МК) даёт возможность малышу не только познакомиться с различными звуками, тембрами инструментов - Voice, но и сыграть ими любую мелодию. Также