Педагогические науки
УДК 796.332
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КЛУБНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ БРАЗИЛИИ 14-16 ЛЕТ
Виктор Алвим, аспирант, Марина Владимировна Жийяр, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Зерег Фатех, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК),
г. Москва
Аннотация
В работе представлены теоретические аспекты, доминантные факторы, определяющие подготовленность юных футболистов. Выявление оптимальной структуры и содержания подготовки юных футболистов 14-16 лет в клубах Бразилии является актуальной проблемой. Реферируемая работа направлена на то, чтобы в меру возможностей уменьшить данный дефицит знаний. Результаты данного исследования позволяют определить основные подходы к построению модели содержания и структуры технико-тактической и физической подготовки юных бразильских футболистов 14-16 лет. Необходима сбалансированность соотношения применяемых средств физической и технико-тактической подготовки с соблюдением приоритета средств технической и тактической подготовки.
Ключевые слова: юные футболисты Бразилии, клубная подготовка, структура и содержание тренировочного процесса, сбалансированность тренировочных средств.
STRUCTURE AND CONTENTS OF THE CLUB TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS OF BRAZIL AT THE AGE OF 14-16 YEARS
Victor Alvim, the post-graduate student, Marina Vladimirovna Gillard, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Zereg Fateh, the post-graduate student, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
Annotation
The article presents the theoretical aspects, the dominant factors determining the preparedness of the young players. Therefore, the identification of the optimal structure and contents of the training of the young footballers aged 14-16 years in the clubs of Brazil is an important issue. Reviewed work is aimed at reducing the knowledge deficit. The results of this study allow putting forward the certain requirements to the building up the model of the contents and structure of the technical-tactical and physical preparation training process of the young Brazilian players aged 14-16 years. It is necessary to balance the ratio of the applied means of physical and technical-tactical training with observance of the priority of the technical and tactical training.
Keywords: young Brazilian footballers, club training, structure and content of training process, balance of training means.
ВВЕДЕНИЕ
Результаты, которые достигают спортсмены в разных видах спорта, определяются главным образом тремя основными факторами: генетической одаренностью индивида, тренировочным воздействием, состоянием здоровья, внетренировочными факторами среды, питанием и др.
Специалисты различных стран практически единодушны в своем мнении о факторах, воздействующих на эффективность соревновательной деятельности в игровых видах спорта, в том числе и в футболе. Без сомнения для того, чтобы своевременно корректировать структуру тренировочного и соревновательного процесса юных футболистов, требуется регулярный анализ и оценка эффективности результатов научных изысканий на практике [3, 4].
В каждом возрасте наблюдаются специфические особенности в строении, функциях систем и органов, изменяющихся под влиянием занятий физической культурой и спортом.
Следовательно, эффективное управление процессом отбора возможно в условиях выявления и учета сенситивных периодов развития двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей юных спортсменов [5].
Известно, что физическая подготовка - это длительный процесс, цель которого -достижение футболистами высокого уровня физической подготовленности [1]. Важно отметить, что в данных исследованиях в качестве критериев дифференцирования тренировочного процесса футболистов выступают в основном их различия: по уровню физической, технической или функциональной подготовленности; по игровому амплуа; по типам телосложения; по биологическому возрасту; по особенностям личности и т.п.
В настоящее время у юных футболистов отмечается акселерация, сложный биосоциальный феномен, который выражается в ускоренном процессе биологических и психических процессов, повышении антропометрических показателей, более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости [2].
В футболе большое значение имеет уровень спортивного мастерства футболистов 14-16 лет, который преимущественно обусловлен следующими показателями: масса тела, скоростно-силовые качества, соревновательный и тренировочный объем разносторонности техники, соревновательная разносторонность тактики игры [6, 7].
Таким образом, целью исследования были разработка и обоснование структуры и содержания процесса подготовки юных футболистов 14-16 лет в клубах в Бразилии и направлений их оптимизации.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В большом числе работ изложены результаты научных исследований, касающихся проблемы подхода к процессу планирования и организации подготовки спортсменов в футболе, содержания педагогического контроля в подготовке футболистов, физиологических характеристик юношей в возрасте 14-16 лет, а также сравнительного анализа физического развития и подготовленности футболистов.
Для выявления факторов, определяющих структуру и содержание тренировочного процесса подготовки юных футболистов 14-16 в футбольных клубах Бразилии нами, была разработана анкета для опроса специалистов. Изучение научно-методической литературы проводилось с целью определения степени изученности проблемы, относящейся к связи между воспитанием физических качеств и технико-тактической подготовкой у юных футболистов в Бразилии, знакомство с имеющимися методическими разработками в теории и методике футбола, а также с новейшими работами в области теории и методики спортивной подготовки. Полученные ответы позволили выявить как сильные, так и слабые стороны в решении поставленных задач.
Для оценки степени согласованности мнений специалистов по использованию различных средств физической направленности рассчитывался коэффициент конкордации ^=0,595). Для оценки достоверности значений согласованности мнений экспертов рассчитывался критерий х2 с 5% уровнем значимости их согласованности представлены в таблице 1.
АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анкетный опрос проводился с тренерами ведущих бразильских команд по футболу. Всего в анкетном опросе приняло участие 5 футбольных команд из различных регионов Бразилии.
Согласно полученным данным анкетного опроса (таблица 2 и таблица 3), можно выявить структуру недельного микроцикла подготовки юных футболистов 14-16 лет в
Таблица 1
Степень свободы (V) Расчетное 2 значение х2 Табличное х2
Физическая подготовка 4 11,89 9,49
Бразилии, а также его различные варианты у тренеров в общих показателях тренировочно-соревновательных нагрузок. Содержание недельного микроцикла подготовки юных футболистов 14-16 лет в Бразилии включает учебно-тренировочные занятия различной направленности.
Таблица 2 - Структура и общие параметры недельного микроцикла тренировочно-соревновательных нагрузок бразильских футболистов 14-16 лет_
Параметры и направленность нагрузки Клуб 1 Клуб 2 Клуб 3 Клуб 4 Клуб 5 В средн.
Продолжительность соревновательного периода, (в месяцах) 8 8 9 6 9 8±1,22
Кол-во игр (в год) 20 50 50 50 50 44±13,42
Кол-во соревнований (в год) 1 2 3 1 2 2±0,84
Кол-во тренировочных занятий 5 6 6 5 6 5,6±0,55
Общее время тренировочных занятий (мин) 450 540 540 750 450 546±122,60
Обьем нагрузок (м) 20.000 24.000 24.000 30.000 24.000 24.400 ±3577,71
Выносливость (мин) 240 720 120 120 240 288 ±248,84
Сила (мин) 120 240 120 120 120 144±53,67
Гибкость (мин) 120 30 30 30 30 48±40,25
Ловкость (мин) 120 120 30 240 30 108±86,43
Быстрота (мин) 120 120 30 120 120 102±40,25
Технико-тактическая подготовка (мин) 240 240 600 240 480 360±169,71
Несмотря на то, что подготовка для категории юниоров имеет различные характеристики, её расписание составляется на основе календаря профессиональной лиги. Количество тренировочных занятий и соревнований сокращено по сравнению с количеством матчей основных профессиональных команд, но продолжительность периода соревнований практически одинакова. Годичный цикл основной лиги в клубах Бразилии у юных футболистов 14-16 лет начинается в апреле.
Проектные модели физической подготовки команд применительно к избранным для них тактическим формам игры включили в себя: модельную схему физической подготовки, годичный план-график, детализированную программу для всех этапов годичного цикла, примерные комплексы упражнений.
По данным опроса тренеров, представленным в таблице 3, показатели общего объема тренировочной работы в недельном микроцикле вышли на уровень 546±122,60 минут, объем беговых нагрузок: 2.400±3.577,71 метров; обычное количество тренировочных занятий: 1 раз в день. При этом в соревновательном периоде наблюдались колебания по объему тренировочной работы на каждом занятии от 57 до 495 минут.
Таблица 3 - Содержание недельного микроцикла подготовки юных футболистов 14-16 лет в Бразилии_
Клуб 1 Клуб 2 Клуб 3 Клуб 4 Клуб 5
Понедельник Общая сила Общая сила / гибкость / технико-тактическая Координац. способности / технико-тактической Общая сила / ско-ростно-силовые качества / техническая Общая сила / техническая
Вторник Выносливость Специальная силовая / динамическая гибкость / технико-тактическая Общая и специальная силовая / технико-тактическая Общая сила / координац. способности / технико-тактическая Технико-тактическая
Среда Выносливость / скоростная выносливость Координац. способности / технико-тактическая Специальная выносливость / технико-тактическая Технико-тактическая Технико-тактическая
Четверг Координац. способности / выносливость Специальная силовая/ быстрота/ технико-тактическая Скоростно-сило- вые качества / технико-тактическая Общая сила / ко-ординац. способности / технико-тактическая Технико-тактической
Клуб 1 Клуб 2 Клуб 3 Клуб 4 Клуб 5
Пятница Технико-тактическая Быстрота / технико-тактическая Рекреации / про-приоцепции / технико-тактическая Общая сила / технико-тактическая Технико-тактическая
Суббота Матч Матч Матч Матч Матч
Воскресенье День отдых День отдых День отдых День отдых День отдых
Практика демонстрирует, что физические качества можно развивать на протяжении всего юношеского возраста, однако целесообразно направлять усилия на их развитие именно в те возрастные периоды, когда конкретное качество может бурно развиваться. Согласно данным исследований, можно считать наиболее эффективными по темпам прироста двигательных качеств следующие сенситивные возрастные периоды.
Согласно наблюдениям данного исследования, общая тенденция динамики развития этих физических качеств согласуется с соответствующими требованиями и с предложениями ученых о сенситивных периодах (рисунок 1). Таким образом, корреляционный анализ взаимосвязей основных показателей физической подготовленности футболистов разного возраста показал следующее.
Выносливость Сила Ловкость Выстрота Гибкость
Рисунок 1 - Соотношение объема средств физической подготовки
В физической подготовке необходимо более концентрироваться на двигательных функциях, требующих в игре от футболиста специфической позиции. Существует тесная взаимосвязь между физиологическими и антропометрическими параметрами, поскольку они в большой степени зависят от наследственной предрасположенности, сильно подвержены влиянию окружающей среды и весьма сенситивны к тренировкам, что особенно четко прослеживается у молодых футболистов [8].
Таким образом, обобщая мнение тренеров различных клубов - представителей 5 регионов Бразилии, показано, что суммарное время работы по физической подготовке (включая средства, применяемые сопряженным методом) несколько превосходит объем технико-тактической подготовки (рисунок 2).
Технико-тактическая подготовка в среднем составляет в 5 клубах до 350 минут в неделю, физическая подготовка в целом - до 650 минут в неделю.
Средний, мин
Рисунок 2 - Суммарное время тренировочной работы (мин) бразильских футболистов
21%
Анализ тренировочных планов футбольных клубов, наблюдение на практических занятиях и многочисленные исследования доказывают, что в подготовительной работе часто доминируют односторонние и схематические упражнения с низким уровнем координационной сложности. Результаты видны, чаще всего, в неуправляемой работе над состоянием моторных способностей. К сожалению, данная проблема встречается также у юных футболистов. Игроки с высоким уровнем координации быстрее и легче овладевают новыми техническими и тактическими элементами.
При этом в тренировке бразильских футболистов 14-16 лет этому компоненту спортивной подготовки уделяется различное по объему время тренировочной работы (рисунок 3). 1-й и 2-й клубы включают упражнения данного типа в объеме до 100 минут в неделю, 3-й и 5-й клуб - до 20 минут в недельном микроцикле. Лишь 4-й клуб уделяет данной заботе до 220 минут тренировки в неделю.
Рисунок 3 - Сравнительные объемы тренировочных средств по координационной подготовке 5 бразильских
клубов
Таким образом, обобщение мнения тренеров различных клубов - представителей 5 регионов Бразилии, показывает, что суммарное время работы по физической подготовке (включая средства, применяемые сопряженным методом) несколько превосходит объем технико-тактической подготовки (рисунок 2).
В настоящее время наметилась тенденция универсализации игроков, способных быстро переходить от обороны к атаке, и наоборот, - мгновенно переключаться от оборонительных действий к атакующим. При этом характерной становится организация атакующих и контратакующих действий большими силами. Ширина фронта атаки определяется активной игрой футболистов разного амплуа на флангах, а глубина - эффективным взаимодействием игроков различных линий при продольных и поперечных перестроениях. Таким образом, глубокая дифференциация двигательной деятельности на соревнованиях определяет эффективность решения соревновательной задачи. Разработка планов тренировок для спортсменов командных видов спорта, и футбола в особенности, требует знаний о специфике развития каждого спортсмена. Принимая во внимание тот факт, что характеристики игроков теснейшим образом связаны с их действиями на поле, эти различия становятся возможными в зависимости от функций на поле, стимулов и нагрузок, которые выполняет и испытывает игрок во время игры и тренировок.
ВЫВОДЫ
1. Анализ литературных данных и обобщение практического опыта специалистов по футболу указывают на дефицит научно-методических сведений, раскрывающих теоретические и практико-технологические аспекты физической подготовки в футболе в части воспитания наиболее значимых физических качеств у юных футболистов 14-16 лет применительно к определенным вариантам избираемой технико-тактики игры. В методической литературе также не в полном объеме представлены сведения о технико-тактической подготовке и практические почти отсутствуют данные о сопряжении физической,
технической и тактической подготовки, о их взаимосвязи и взаимообусловленности, обеспечивающих оптимизацию развития способностей и их комплексно-игровую реализацию.
2. Существующие подходы к построению подготовки спортсменов 14-16 лет в командно-игровых спорта свидетельствуют о том, что доминирующими факторами на данном этапе многолетней спортивной подготовки являются собственно задачи данного этапа, возрастные особенности футболистов, определяющие избирательность подходов и средств физической подготовки, а также преимущество технико-тактической подготовки.
3. Результаты данного исследования позволяют выдвинуть определенные требования к построению модели содержания и структуры технико-тактической и физической подготовки учебно-тренировочного процесса юных бразильских футболистов 14-16 лет. Необходима сбалансированность соотношения применяемых средств физической и технико-тактической подготовки с соблюдением приоритета средств технической и тактической подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. - М. : Терра-Спорт : Олимпия Пресс, 2006. - 272 с.
2. Губа, В. Интегральная подготовка футболистов : учеб. пособие / В.П. Губа, А.В. Лексаков, А.В. Антипов. - М. : Советский спорт, 2010. - 208 с.
3. Золотарев, А.П. Подготовка спортивного резерва в футболе / А.П. Золотарев. -Краснодар : [б.и.], 2007. - 77 с.
4. Золотарев, А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе / А.П. Золотарев // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 3. - С. 20-22.
5. Никитушкин, В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов : монография / В.Г Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2010. - 240 с.
6. Шамардин, А.А. Комплексная функциональная подготовка юных футболистов : монография / А.А. Шамардин. - Саратов : Научная Книга, 2008. - 239 с.
7. Шамардин, А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов : монография / А.И. Шамардин ; Волгоград. гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б. и.], 2000. - 276 с.
8. Helsen, W.F. The roles of talent, physical precocity and practice in the development of soccer expertise / W.F. Helsen [et all] // Journal of Sports Sciences. - 2000. - V.18. - № 9. - P. 727-736.
REFERENCES
1. Godik, M.A. (2006), Physical training of football players, Terra Sport, Olympia Press, Moscow.
2. Guba, V.P, Leksakov A.V., Antipov A.V. (2010), Integral training of football players: training manual, Soviet sport, Moscow.
3. Zolotarev, A.P. (2007), Preparing a sports reserve in football, Krasnodar.
4. Zolotarev, A.P. (1999) "Structure and content of long-term training of the sports reserve in football", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 20-22.
5. Nikitushkin, V.G. (2010), Long-term training of young athletes: monograph, Physical Culture, Moscow.
6. Shamardin, A.A. (2008), Complex functional training of young football players, monograph, Science Book, Saratov.
7. Shamardin, A.I. (2000), Optimization of the functional readiness of football players, monograph, Volgograd.
8. Helsen, W.F [et all], (2000), "The roles of talent, physical precocity and practice in the development of soccer expertise", Journal of Sports Sciences, Vol.18, No.9, pp. 727-736.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.03.2018